Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательная программа'
Образовательная программа профессиональной переподготовки по направлению (специальности) «Психология» утверждена на заседании кафедр профессиональной...полностью>>
'Семинар'
Санкт-Галлен (Швейцария) Денисов Евгений Владимирович с 5 по 8 сентября 3-й Норвежский симпозиум по раку «Рост и пролиферация: молекулярные регулятор...полностью>>
'Документ'
5, 6, 7 августа 2011года в Калужской области, в культурно-образовательном центре «Этномир» состоится первый российский фестиваль современного российс...полностью>>
'Доклад'
С 1 сентября 2010 года в двух школах района началось введение новых стандартов. МКОУ «Седельниковская СОШ № 1» и МКОУ «Кукарская ООШ» являются пилотн...полностью>>

Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Колесова И.С.

Филиал УрГПУ,

г. Новоуральск

Прошлый XX век принес человеку не только выдающиеся достижения в науке и технике, прорыв в космос, незабываемые образцы благородства и величия человеческого духа, обогащение культурного наследия. Он принес и глобальные, разрушительные катаклизмы, войны и революции, тоталитаризм и фашизм, международный терроризм, опасность ядерного взаимоуничтожения и экологического коллапса, трудно поправимые деформации идеалов и ценностей.

Это был век экономического богатства и могущества, с одной стороны и потрясающей бедности и нищеты, с другой. Это был усиления напряженности, нетерпимости в человеческих отношениях, век реанимации фашизма, тоталитарных и диктаторских политических режимов, подавления инакомыслия и демократических свобод.

В раздираемом непримиримыми противоречиями и враждой мире остро встал вопрос о физическом выживании человечества и предотвращении его нравственной деградации.

За эти неблагоприятные тенденции, сложившиеся в нравственной и духовной сфере, в немалой степени ответственно образование, в котором произошла подменна высших духовных ценностей идеалами рационализма и потребительского общества, так как причиной всего, происходящего мире, является человек, потерявший веру в нравственные, духовные ценности, тем самым, свою жизнь смысловых ориентиров.

В то же время именно образование в состоянии переломить негативные тенденции в духовной сфере. Только ему по силам возродить высшие нравственные идеалы, отойти от экспериментов над истиной, от которых погибнет человечество (Ф. Ницше).

Возврат к ценностной составляющей российского образования должен основываться на глубинных архстипических чертах национального сознания. Иначе какой народ мы собираемся просвещать? Чей исторический и культурный опыт передавать детям? Чьи идеалы собираемся позиционировать в качестве главных? В этом, возможно, первая составляющая вызова XXI века.

Будущая философия образования должна быть направлена на то, чтобы подрастающее поколение находило наиболее верный, понятный их предками путь к познанию главного для каждого человека вопроса: в чем смысл Бытия? Постижение смысла бытия – это главная тема всей русской религиозно-философской традиции. Уже в первом религиозно-философском сочинении в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона звучит тема всеобщего соборного спасения, вытекающая из толкования идеи Святой Троицы. Поэтому смысл бытия для русского человека традиционно связывался с идеями общности, духовного единства народов, во многом метафизического, даже мистического. В XIX веке русская философская мысль выработала специальный термин для характеристики этого своеобразного явления – соборность.

Насыщенность преподаваемых курсов философско-образовательными проблемами, культурологическим содержанием должна утолять «метафизический голод», свойственный русской душе.

Повышенное внимание сферы образования должны привлечь глубинные корневые ментальные основания не только русской нации, но и других народов. Поскольку в конечном счете и локальными человеческими поступками и мировой историей в целом движет менталитет. В ментальной несовместимости людей и народов – истоки и локального и геополитического противоборства различных идеологий и общественных систем, национально-этнической нетерпимости и межнациональных конфликтов, противостояния мировых религий и цивилизаций. В этом же – истинные причины распространения международного терроризма.

Только изучая истинные движущие силы поведения человека и общества в их ментальном измерении, только воспитывая позитивное отношение к «чужой» правде, чужому мироощущению на основе знаний о ментальных ценностях и приоритетах своего народа, возможно достичь сплочения людей и преодолеть эти противоречия.

Вторая составляющая вызова будущего и состоит в объективной необходимости единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, преодоления их разобщенности, мировоззренческой несовместимости.

Третьей составляющей вызова XXI века является поиск духовных ценностей, которые сыграли роль объединительной силы, способной приостановить процесс разлома цивилизаций, объединить людей, несмотря на различие их ментальных предпочтений.

Таким всеединым духовным основанием может послужить русская идея соборности, как идеал всечеловеческого единения, как некая высшая форма реализации в земных условиях единства божественного. Отсюда вытекает проблема актуальности теологического знания в образовании, ибо «преимущество теологии заключалось в том, что она ставила проблему человека вообще в ее целостности, а не исследовала частично человека, раздробляя его, как это делает наука». [1]

Сейчас теологию привлекать для познания тайны человека в целом не принято. Однако выход на уровень теологии более четко высвечивает и особенности каждой из цивилизаций. Как бы то ни было, западная цивилизация, формы жизни которой активно экспансируются на российскую почву, возникла как сложный синтез античности, христианства и секулярной, но основанной на христианских ценностях мысли, оказалась по сути безрелигиозной. Между тем, безрелигиозные ценности жизни для человека не абсолютны, а относительны. Часто они превращаются в квазирелигиозные, как коммунизм, нацизм и тогда ведут к катастрофе, так как сознание религиозного типа, ориентированное на античеловеческие ценности, готово к нечеловеческим преступлениям.

Все более распространяющееся безрелигиозное сознание является одной из основных опасностей для европейско-христианской цивилизации, поскольку такое сознание способствует явлению «восстания масс» (Ортега-и-Гассет). Речь идет о вытеснии высокой культуры массовой или квазикультурой. [4] Последняя не признает обязательность ценностной системы. В результате нравственный релятивизм легко переходит в нилигизм и ставит человечество под угрозу всеобщего вырождения и гибели.

В данных условиях становится все яснее, что человечество способно выжить, только воссоздав и поставив в центр своего существования систему абсолютных ценностей, знание о которых несет метафизика, возникшая на нравственной почве религии. Только метафизическое, надприродное знание сможет объяснить человека как единство плоти и духа, как загадочное порождение природы, таинственным образом над ней и возвысившееся.

Для нового знания, о котором идет речь характерно сближение философского и теологического познания мира. И оно, это знание укоренено в русской мыслительной традиции, берущей свое начало от А. С. Хомякова и В. С. Соловьева (философия всеединства), от великой русской литературы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Таким образом содержательная составляющая еще одного вызова будущего состоит в обогащении современного знания теологией, поскольку философия и теология близки друг другу. Противопоставление христианской мысли и европейской философии имеет исторический, а не принципиально мировоззренческий характер. И философская, и теологическая мысль на протяжении веков были заняты единой проблематикой: поисками созерцательно-теоретического знания о Едином. С Аристотеля возникает понимание метафизики как высшего систематизированного философского знания, постигающего сверхчувственные принципы бытия, заключенные в Божестве. В этом плане метафизика изначально включает в себя в качестве фундамента определенные онтологические принципы. Аристотель прямо называет свою первую философию теологией, а в метафизике неоплатоников была разработана проблема Бога как основополагающего принципа мироздания.

Таким образом, мы можем даже на примере античной философии заключить: философия изначально возникает как альтернативный духовно-культурный религиозный проект. В качестве такового она входит в русло европейской и русской философской мысли, развиваясь самостоятельным путем, не теряя связи с теологией и продолжая проблематику, выходящую из ее метафизических истоков и даже Гегель, достигнув непревзойденной до сей поры вершины европейского национализма отмечал, что познать Бога посредством разума – это и есть величайшая задача науки. Исходя из вышесказанного, тот подход к преподаванию философии в вузах, где игнорируется теология не логичен, и надо изменить его, уделяя должное внимание теологическому знанию. Можно предположить, что такой подход приведет к более глубокому пониманию «философской веры» (К. Ясперс), по которой истина, хоть и абсолютна, но парадоксальным образом присутствует во многих религиях: «Я долго вживался в символику великих религий и в каждой из них почувствовал великую бездну, способную уравновесить дырявый мешок пространства, времени и материи. В этой предельной глубине…и коренится «планетарное» духовное единство: в сознании, что глубина каждой великой религии ближе к глубине другой религии, чем к собственной поверхности». [3] В конце концов, и философия как вариация когда-то уже помысленного, как «вечное настоящее» символизировано «символами, полученными из религиозного опыта»… Эта «область первичной религиозности является тиглем, в котором переваривается этнический материал». [2]

Итак, приходится констатировать, что, будучи напрямую связанным со становлением личности человека, формированием интеллектуальных, духовных, нравственных ценностей человеческого сообщества, сфера образования не выполняет своей главной – интегративной функции, способствующей духовному единению и взаимопониманию людей.

Сегодняшнее образование не формирует культурообразующего, веросозидающего, менталеобразующего каркаса личности, стоит в стороне от острейшей проблемы – мировоззренческого синтеза знания и веры. Тогда как именно на уровне мироощущения всеединства человеческой цивилизации, насущной необходимости духовной конвергенции и интеграции различных социумов возможен выход из глобального мирового кризиса современного образования. Здесь открывается огромное поле деятельности для выпускников вузов, прежде всего, педагогических. Им, молодым, овладевшим не только модернизированными технологиями, но и – это особенно важно – духовной культурой, национальными традициями и ценностями, по плечу решение таких глобальных задач.

…России предстоит, соединив прошедшее с грядущим, создать вид, который называется присущим всем временам и, став на свой гранит, имущим так сказать и неимущим открыть родник взаимного труда… (А.К. Толстой).

Библиографический список

    1. Бердяев Н.А. Проблема человека (к построении христианской антропологии) // Путь. 1936 №50 – с. 15.

    2. Мамардашвили М.К. Одиночество – моя профессия // Конгениальность мысли о философе Мерабе Мамардашвили – М. 1994 – с. 63-64.

    3. Померанц Г.Г. Распадающаяся Вавилонская башня // Вестник Европы – 2001 - №3 – с. 33.

    4. Уродливые смыслы уродуют личность. «Разрушение личности ведет к разрушению страны. Древние воспитывали героев, чтобы процветал народ» // Налитов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке // Вопросы философии. 1996 - №11 – с. 70.

Читательская деятельность учащихся начальной школы на уроках внеклассного чтения как необходимый фактор духовно-нравственного воспитания обучающихся

Писаренко С.В.

МОУ «СОШ №43»,

г. Новоуральск

Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентов учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика, его духовно-нравственное развитие.

Эта тенденция просматривается и в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года. В его основе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе толерантности.

На уроках литературного чтения дети учатся:

  • понимать литературу, как явления национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  • осознавать значимость чтения для личного развития. У них формируются представления о мире, российской истории и культуре, первоначальные эстетические представления, понятие о добре и зле, нравственности. Происходит формирование потребности в систематическом чтении.

  • достигать необходимого для образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладевать техникой чтения вслух и про себя, элементарным приёмам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

  • уметь самостоятельно выбирать литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Однако снижение общекультурного уровня россиян, катастрофическое падение интереса к серьёзной, классической литературе отражается на качестве освоения программы по литературному чтению и других учебных предметов, что оказывает негативное влияние на развитие и воспитание ребёнка. Здесь на помощь могут прийти уроки внеклассного чтения. Благодаря использованию нетрадиционных форм работы и заданий, которые не встречаются на уроках литературного чтения или встречаются, но очень редко, знакомству с ранее неизвестными авторами русской и зарубежной литературы и работе над научными и художественными произведениями, происходит гармоничное развитии личности, расширение читательского и культурного кругозора школьника, его творческое и интеллектуальное развитие, формирование личностных качеств выпускника начальной школы. Именно на уроках внеклассного чтения младшие школьники могут быть активными и осознанными участниками происходящего. С первых и до последних минут занятия они вовлечены в учебное творчество.

Однако, несмотря на разнообразность в методике вопросов внеклассного чтения, наличия огромного количества хрестоматий по внеклассному чтению, в этой области накопились серьезные проблемы, связанные как с содержанием, так и с организацией уроков внеклассного чтения:

  1. нет единой государственной программы по внеклассному чтению;

  2. многие авторы программ по литературному чтению вообще отрицают необходимость уроков внеклассного чтения;

  3. постоянное обновление учебных хрестоматий привело к тому, что содержание традиционной программы по внеклассному чтению устарело.

Исходя из обозначенных выше проблем внеклассного чтения, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университета, автором двухтомной «Полной хрестоматии для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей» Еленой Вячеславовной Посашковой была разработана экспериментальная программа по внеклассному чтению.

Цель данной программы - организация самостоятельного чтения младших школьников дома и на уроках внеклассного чтения.

Для достижения цени необходимо выполнить ряд задач:

  • совершенствование навыка чтения учащихся;

  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • расширение читательского и культурного кругозора школьников;

  • формирование первичных представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

  • развитие воображения, творческих способностей и речи учащихся.

Содержание программы по внеклассному чтению разработано на основе анализа учебных хрестоматий по чтению для учащихся 2-4 классов, рекомендованных Министерством образования РФ.

Данная программа ориентирована на учащихся со средним уровнем литературного развития. Конечно, некоторые тексты могут оказаться сложными для восприятия детьми, которые не прошли подготовку самостоятельной читательской деятельности. Здесь вступает в силу профессионализм и умение педагога. Он может сокращать и изменять часть заданий, ориентируясь на уровень своего класса. Для полноценного проведения уроков необходимо тесное сотрудничество со школьным библиотекарем.

Основным помощником на уроках внеклассного чтения для учителя по организации урока служит тетрадь по внеклассному чтению, разработанная автором программы Е. В. Посашковой. Использование тетради позволяет развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению, расширять читательский и культурный кругозор учащихся, сделать занятия увлекательными и разнообразными. Даёт возможность учащимся проявить своё творчество и фантазию. Тетрадь позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Обеспечивает каждого учащегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтения. Содержит информацию о жизни и творчестве изучаемых авторов. Тетрадь помогает учителю организовать контроль за самостоятельной читательской деятельностью всех учащихся класса. Помогает организовать эффективную работу на уроке (смена видов деятельности и форм работы), организовать самостоятельную читательскую деятельность школьников дома, привлечь родителей к учебному процессу, формировать читательские умения учащихся (составление аннотации, обучение пересказам, публичное выступление, описание героя книги и т.д.).

Читатель начинается в семье. Вряд ли кто-то с этим будет спорить. Однако не все родители готовы тратить время и силы, обучая своего ребёнка умению читать книги - читать правильно, по-настоящему, вдумчиво, с наслаждением. Есть родители, которые используют книгу в виде опосредованного наказания. Семья перестаёт быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. Понижение интереса к чтению отражается на психоэмоциональной среде и образовательном уровне ребёнка.

Читатель способен мыслить в рамках возникших проблем, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать правильное решение. Читатель имеет больший объём памяти, творческое воображение и мышление. Читатель может более точно сформулировать свою мысль, лучше владеет речью. Он умеет слушать и слышать собеседника. Именно на уроках внеклассного чтения по программе Е.В. Посашковой можно формировать читателя, формировать и развивать качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного, социально ценного, интеллектуально развитого человека.

УРАЛЬСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ 1920-Х – 1930-Х ГГ. О КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА УРАЛЕ

Рыжкова И. А.

Уральский государственный

педагогичесий университет,

г. Екатеринбург

Первые исследования, посвященные коллективизации на Урале, появились уже во второй половине 1920-х гг. в литературе о колхозном строительстве. Эти работы были написаны по горячим следам происходивших событий, так как необходимо было уже в ходе реконструкции сельского хозяйства обобщать опыт, исправлять ошибки, намечать перспективы. Активные участники событий становились одновременно и их первыми летописцами. Это были партийные, советские, профсоюзные работники, журналисты, экономисты, статистики.

Интерес к социальным проблемам коллективизации особенно возрос к моменту массового вступления крестьян в колхозы. Об этом свидетельствуют материалы дискуссии, развернувшейся в 1929 г. на страницах журнала «Уральский коммунист». Начало дискуссии было положено публикацией А. Караваева. В ней содержались материалы предварительного обследования коллективизации в трех районах Ирбитского округа (Еланском, Байкаловском, Знаменском). Это был район сплошной коллективизации, где в 1929 г. создавался колхоз «Гигант». В обсуждении приняли Чеманов, Ф. Котельников, Мунаев, Н. Степанов. Участники дискуссии предприняли попытку проанализировать причины, состояние классовой борьбы, организационные формы и перспективы колхозного движения в районе сплошной коллективизации. При изложении различных точек зрения по данным вопросам было высказано немало интересных наблюдений.

Среди журнальных публикации следует выделить статью Ф. Фрумкиной, которая акцентировала внимание на трудностях колхозного строительства в районе строящегося «Гиганта». Проанализировав сложный классовый переплет в колхозах, она пришла к выводу, что классовая борьба в колхозах шла не между кулаками и бедняками, а между бедняками и середняками.

Сплошные переписи колхозов в 1928-1930 гг. и специальные анкетные обследования, проводимые в эти годы, расширили источниковую базу исследования процесса коллективизации на Урале. Это способствовало появлению в 1929 – 1931 гг. первых научных работ по данной теме.

В коллективной монографии «Колхозное строительство на Урале (1929 – 1930 гг.)» рассмотрены изменения, происходившие в социальном составе колхозного крестьянства с 1927 по 1930 г., а также показан социально-имущественный состав различных форм колхозов. Исследователи особо подчеркнули, что для всех слоев крестьянства основной формой колхозного движения является сельскохозяйственная артель, занимавшая в общем составе колхозов более 80%. Они также отметили наличие специфики в социальном составе колхозов отдельных зон Урала.

Особое внимание исследователей в данный период привлекал вопрос о социальной структуре деревни. Большов вклад в его разработку внесли В. С. Немчинов и Ф. Казанский. В. С. Немчинов в своих работах по сельскохозяйственной статистике предложил более совершенный метод группировки крестьянских хозяйств, который учитывал не только натуральные показатели, но и социально-экономические отношения. На Урале последователем В. С. Немчинова был заместитель управляющего областным статистическим бюро Ф. Казанский. Под его непосредственным руководством было проведено тщательное обследование большой группы крестьянских дворов в Каргопольском районе Шадринского округа. В результате был дан всесторонний анализ социальной структуры крестьянства и классового расслоения в уральской деревне.

Социальная характеристика колхозов дополнялась анализом идейной и политической зрелости колхозников. Ф. Казанский в своих статьях анализирует социальный и партийный состав колхозного крестьянства, приводит данные о наличии коммунистов и комсомольцев в колхозах.

Регулирующая деятельность Советского государства в социально-экономических процессах в деревне получила некоторое освещение в работах А. Вершинина и В. Парышева: В. Вершинин показал роль контрактации в кооперировании населения и производства, В. Парышев рассмотрел социалистическую политику кредитования в регулировании классового расслоения деревни, в создании условий для более решительного вступления крестьян в колхозы.

Исследователями И. Ишмаевым, Э. Лейрихом, Р. Серебрянным, П. Потеряхиным подвергся глубокому изучению вопрос о материально-технической базе сельского хозяйства Урала, на основе которой осуществлялся переход к массовой коллективизации. В частности, И. Ишмаев и П. Потеряхин сосредоточили свое внимание на характеристике тракторного парка, выяснили причины низкой технической оснащенности сельского хозяйства.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. в литературе все чаще проявляется стремление обосновать необходимость массовой коллективизации. Одна из первых таких попыток была сделана И. Лощиловым и В. А. Николаевым. Они пришли к выводу, что крестьянские хозяйства были неспособны использовать новейшие достижения агрономической науки и техники, повышать свою товарность. Следовательно, для преодоления хозяйственной ограниченности крестьянских хозяйств была необходима коллективизация.

В целом, уральские исследователи 1920-х – 1930-х гг. затрагивают разные аспекты социалистического преобразования сельского хозяйства на Урале. Многие работы отличаются богатой насыщенностью статистическими данными, систематизацией обширного фактического материала, что дает интересный фактический материал о самых разных сторонах процесса коллективизации. И, несмотря на идеологизированность, эти работы и сегодня сохраняют значение как историографические факты и носители конкретно-исторического знания.

Библиографический список

1. Историография социалистического строительства на Урале в переходный период. – Свердловск, 1982.

2. Караваев, А. За серьезное обсуждение основных вопросов коллективизации деревни // Уральский коммунист. – 1929. – № 20. – С. 39 – 44.

3. Пересторонина, Л. И. Изучение истории колхозного крестьянства на Урале во второй половине 20-х – начале 30-х гг. // Октябрь на Урале: история и современность. Социалистическое преобразование сельского хозяйства. Формирование аграрно-промышленного комплекса на Урале: Информ. материалы. – Свердловск, 1988. – С. 25 – 28.

4. Пересторонина, Л. И. Уральские исследователи 20 – первой половины 30-х годов о проблемах коллективизации сельского хозяйства // Урал. и проблемы региональной историографии. Советский период. – Свердловск, 1986. – С. 54 – 57.

5. Фрумкина, Ф. Трудности колхозного строительства (На пути к «Гиганту») // Уральский коммунист. – 1929. – № 14. – С. 17 – 26.

Научное издание

IV Регионально-научная

практическая конференция

«Наука и образование»

Сборник научных статей

Верстка: Трошина О.В.

Подписано в печать _________. Формат _____________

Бумага для множительных аппаратов. Печать на _____________

Усл. печ. л. _________. Тираж ____. Заказ _____

Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620017 Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26

E-mail: uspu@

2 Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования) / Научнометодический сборник: авт .сост. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. М. 2003.С. 46-47



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию Филиал Уральского государственного педагогического университета в г. Новоуральске

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – III: Материалы III региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 24 и 27 марта 2009 г.
  2. В условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции 22 апреля 2010 г. Екатеринбург ргппу 2010

    Документ
    Социальная работа в условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений [Текст]: Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 апр. 2010 г.
  3. Первого дня конференции – Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества

    Документ
    29–30 сентября 2005 года в столице Республики Карелия – городе Петрозаводске состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества» – III конференция Библиотечной Ассоциации
  4. Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 16 (23) Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность Петрозаводск 2005

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 16 (23). Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; Нац.
  5. Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) (1)

    Лекции
    Книга посвящена проблемам преодоления зависимостей и формированию здорового и трезвого образа жизни среди подростков и молодежи. Собриология - новая, развивающаяся наука о путях отрезвления народа.

Другие похожие документы..