Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
/Вергилий/ Основной тон жизни - это скука, впечатление чего-то серого. /Ж. и Э. Гонкуры/ Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам /Марк Авр...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Відповідно до наказу головного управління освіти і науки від 19.09.2011 року №729/0/212-11 за текстами, розробленими Дніпропетровським обласним інсти...полностью>>
'Документ'
В субботу утром 25 июня мы сели в поезд, который конечным пунктом назначения имел город Санкт Петербург. Мое путешествие в международный лагерь «Кенг...полностью>>
'Книга'
Книга «Государство и революция» написана Лениным в подполье, в августе сентябре 1917 года. Мысль о необходимости теоретической разработки вопроса о го...полностью>>

Отчет по исследованию (2)

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОТЧЕТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУЧАЕВ ПРИМЕНЕНИЯ ПЫТОК ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПЕРИОД ЗАДЕРЖАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ.

ЛИГА ЖЕНЩИН-ЮРИСТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАНОРАМА»

ДУШАНБЕ - 2003

ЛИГА ЖЕНЩИН-ЮРИСТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН,

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАНОРАМА» ВЫРАЖАЮТ СЛОВА

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРУ ОБСЕ В г.ДУШАНБЕ ЗА ПОДДЕРЖКУ В ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ОТЧЕТА

П Р Е Д И С Л О В И Е

Вопросы прав человека в наши дни стали важной частью повседневной деятельности правительства Таджикистана. В последние годы государство ратифицировало значительное количество международных договоров в области прав человека, приняв на себя обязательства одновременно развивать и защищать различные права человека.

Поскольку права человека неотчуждаемы, все люди без исключения обладают ими. Вместе с тем иногда появляется соблазн лишить ту или иную группу всех или некоторых прав. Например, существует точка зрения о том , что тот, кто совершил уголовное преступление или обвиняется в этом, кто в процессе совершения преступления, возможно, игнорировал права своих жертв, своими действиями лишил себя своих собственных прав и в отношении него мы можем ответить тем же. Но в ответ следует заметить, что если мы будем определенные группы людей лишать их прав или будем к ним применять пытки, то мы угрожаем своей собственной человечности.

Применение пыток является грубым нарушением прав человека и как таковое строго осуждается международным правом, и в частности, Всеобщей декларацией прав человека, которая в статье 5 предусматривает, что «никто не может подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания».

Предлагаемый Вашему вниманию отчет является результатом исследования по изучению ситуации с пытками в Республике Таджикистан , проведенного Лигой женщин-юристов Республики Таджикистан совместно с Общественным фондом «Панорама» в октябре-ноябре 2003 года при поддержке Центра ОБСЕ в г.Душанбе.

Исследователи очень надеются, что полученные результаты и данные материалы будут полезными для более детального изучения проблемы применения пыток, установления конструктивного диалога между государственными учреждениями и неправительственными организациями, средствами массовой информации в области противодействия пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания, а также улучшения взаимодействия между государственным и гражданским секторами в сфере повышения правовой культуры населения.

.

I. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу исследования было заложено определение «пытка» в соответствии с 1 ст. Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: «… пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание, причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия».

Определение масштабов и оценка количества жертв пыток и других злоупотреблений властью в правоохранительных органах республики очень сложны и требуют длительного времени, так как высок уровень латентности пыток. Тем более что получение достоверной информации о частоте и количестве соответствующих нарушений из официальных источников затруднено.

Поэтому исследователи не ставили перед собой эту цель.

Основная цель исследования заключалась в проведении ситуационного анализа с пытками в правоохранительных органах Таджикистана.

В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:

  • выявить факты пыток и жестокого обращения с гражданами в правоохранительных органах;

  • проанализировать формы, место применения, последствия пыток и насилия;

  • изучить основные причины применения пыток и жестокого обращения с задержанными и арестованными;

  • разработать рекомендации по предотвращению пыток.

Объект исследования: мужчины и женщины разных возрастных и социальных групп, подвергшихся пыткам и насилию в правоохранительных органах.

Предмет исследования: случаи пыток и жестокого обращения с задержанными и арестованными со стороны работников правоохранительных структур.

Учитывая латентность пыток, связанную, прежде всего со страхом жертв пыток репрессий со стороны правоохранительных органов, поиск и опрос респондентов осуществлялся преимущественно через адвокатов и членов Лиги женщин – юристов РТ.

Опрос осуществлялся на основе стандартизированного интервью (приложение 1)

Всего было опрошено 200 жертв пыток. Из них: 112 человек (56%) – г.Душанбе, 66 человек (33%) – Согдийская область, 22 человека ( 11%) – Хатлонская область.

Дополнительно эмпирический материал пополнялся информацией от адвокатов, членов семей потерпевших.

II.Международно-правовая база противодействия пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания

Наиболее опасным видом злоупотребления властью являются пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращение и наказание. Искоренение пыток во все мире - одна из основных задач, за решение которых почти сразу после своего создания взялась Организация Объединенных Наций.

ООН для обеспечения надлежащей защиты всех лиц от пыток на протяжении многих лет стремилась выработать универсальные нормы. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года, равно как и целый ряд других конвенций, деклараций и резолюций, принятых международным сообществом, представляют собой базовую структуру для формирования современных законодательных норм, особенно в области прав человека, предотвращения пыток и установления надлежащего законодательного процесса. В то же время они отражают компромиссные решения, достигнутые в результате длительных переговоров государств-участников ООН. Несмотря на то, что для них во многих случаях характерна мягкая трактовка, они уже давным-давно были признаны в качестве моральных и практических норм, на которых государства строят свои отношения и которыми руководствуются судьи и представители правоохранительных органов. Следует отметить и тот факт, что вышеупомянутые международные правовые акты содержат четкое положение о том, что никакие исключительные обстоятельства не могут служить оправданием пыток.

К наиболее важным международно-правовым актам, направленным на противодействие нарушениям прав и свобод человека, в том числе пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания можно отнести:

  • Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые 30 августа 1955 г. на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями), содержащие нормы, которые призваны удовлетворить физиологические и социальные потребности человека (требования к помещениям, питанию, медобслуживанию и т.д.) и обеспечить безопасность осужденных (меры, принимаемые администрацией учреждений для защиты осужденных от оскорблений и унижений при перемещении (ст.45); учет совместимости осужденных при размещении в спальных помещениях, а также организация постоянного надзора за осужденными ночью (ст.9); недопущение усугубления страданий осужденных, за исключением случаев, когда этого требуют соображения дисциплины, или интересы общественной безопасности (ст.57);

  • Защита от произвольного ареста и задержания изложена в резолюции 2 (XVII) от 14 марта 1961 года, где было дано правовое понятие «запрещение применения пытки к арестованным или содержащимся под стражей лицам» и говорится, что "Ни один арестованный или содержащийся под стражей не должен подвергаться физическому или психическому принуждению, пыткам, насилию, угрозам или влиянию какого-то ни было рода, обману, хитростям, обманчивым внушениям, продолжительным допросам, гипнозу, воздействию наркотиков или любых других средств, способных нарушить или ослабить свободу его действий или решений, его память или его способность суждения. Любое заявление его, вызванное применением какого-либо из упомянутых выше запрещенных методов, а также любое полученное таким образом доказательство не должно допускаться в качестве доказательства против него на любой стадии производства дела... ";

  • Европейские правила тюремного заключения (приняты Комитетом министров Европейского совета в 1973 году), который основан на примерах человеческого достоинства и устанавливает рамки минимальных норм, необходимых человеку, лишенному свободы, для полноценной жизни;

  • Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года), которая состоит из 12-и статей и в статье 1 «пытка» определяется как означающая «любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него информации или признаний, наказания за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается, или запугивания его или других лиц»;

  • Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят Резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 года), который устанавливает 39 принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме; определяет перечень человеческих прав, подлежащих обеспечению вне зависимости от правового положения индивида; устанавливает, что государствам следует запрещать в законодательном порядке любые действия, противоречащие правам и обязанностям, содержащимся в настоящих принципах;

  • Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.), который закрепил общее для государств правило о том, что государство, его должностные лица, согласно международных стандартов, несут обязанность действовать с учетом того, что сохранение и гарантия жизни и безопасности любого лица, будут единственным критерием при применении наказания;

  • Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на 34-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН, резолюция 34/169 от 17 декабря 1979 г.), который предусматривает, что «ни одно должностное лицо несмотря ни на какие обстоятельства не вправе применять либо оправдать применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст.5); их обязанность по защите человеческих прав осужденного и его человеческого достоинства (ст.2); обеспечение охраны здоровья правонарушителей (ст.6);

  • Принципы медицинской этики (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 37/194 от 18 декабря 1982 года), которые относятся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, к защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

  • Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих их достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), в которой раскрыто правовое понятие «пытка» (ст.1)и говорится, что «никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угрозы войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток».

Вышеупомянутая Конвенция не только предусматривает, что государства-участники должны рассматривать пытки в соответствии со своим национальным законодательством как преступления, но недвусмысленно запрещает любые ссылки на «приказ вышестоящего начальника или государственной власти» или на «исключительные обстоятельства» для оправдания пыток. Кроме того, Конвенция вносит два новых элемента, имеющих особое значение для борьбы ООН против пыток. Первый элемент заключается в том, что отныне государство-участник Конвенции, на территории которого находится лицо, подозреваемое в совершении пыток, предпринимает в отношении него уголовно-процессуальные действия, так как в соответствии с Конвенцией любое государство-участник осуществляет свою юрисдикцию по отношению к лицу, подозреваемому в совершении актов пытки, или же производит его выдачу государству-участнику, на территории которого было совершено преступление.

Другой новый элемент – это положение Конвенции, предусматривающее возможность проведения международного расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника Конвенции систематически применяются пытки. Такое расследование может включать посещение территории государства-участника с его согласия членами Комитета против пыток, созданного в соответствии с Конвенцией.

Кроме того, государства-участники Конвенции предпринимают законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под их юрисдикцией. Никакие исключительные обстоятельства, как уже об этом было упомянуто, какими бы они ни были, будь то состояние войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.

Согласно Конвенции, ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать, или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Государства-участники договорились оказывать друг другу наиболее полную помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями в отношении актов пытки. Они обеспечивают, чтобы учебные материалы и информация относительно запрещения пыток в полной мере включались в программы подготовки правоприменительных органов, гражданских или военных, медицинского персонала, государственных должностных лиц и других лиц, которые могут иметь какое-либо отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или к обращению с ними.

Каждое государство-участник обеспечивает в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации.

Контроль за соблюдением Конвенции осуществляется Комитетом против пыток, который состоит из десяти экспертов, избираемых тайным голосованием на 4 года и финансируется государствами-участниками Конвенции.

Согласно официальным источникам, ООН вынуждена с сожалением признать, что в ряде стран применение пыток продолжается. Именно для того, чтобы оказать помощь многочисленным жертвам пыток, Генеральной Ассамблеей ООН в 1981 году был учрежден Добровольный фонд ООН для жертв пытки. Конечно, следует отметить, что создание данного Фонда ни в коем случае не означает молчаливого согласия с применением пыток, так как первоочередной задачей ООН остается окончательное искоренение данной порочной и антигуманной практики.

III. Законодательство Республики Таджикистан в области противодействия пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или
унижающим достоинство видам обращения и наказания

В Республике Таджикистан, как и в других странах постсоветского пространства за последнее десятилетие происходят радикальные перемены в политической, правовой и социально-экономических сферах жизни гражданского общества.

Более того, нигде эти изменения не заметны в такой степени, как в изменениях правового климата, и в особенности касающегося прав человека. Республика Таджикистан, являясь неотъемлемой частью мирового сообщества и развивая демократическое, правовое, светское государство, поставило перед собой задачу создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 5 Конституции Республики Таджикистан: «Человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью.
Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны.
Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством».

В статье 18 Конституции Республики Таджикистан предусмотрено, что «Неприкосновенность личности гарантируется государством. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокости и бесчеловечному обращению. Принудительные медицинские и научные эксперименты над человеком запрещаются».

За прошедшие чуть более 10-и лет после приобретения независимости, Таджикистан стал участником многих международно-правовых договоров по правам человека и соответственно правительство Таджикистана взяло на себя определенные обязательства по выполнению указанных в этих международно-правовых актах принципов и стандартов в области соблюдения прав человека, в том числе по противодействию пыткам. За это время достигнуты определенные успехи, в частности совершенствование законодательства, реформа правоохранительных органов, их кадровое оснащение и т.д. В то же время, несмотря на достигнутые результаты, справедливости ради, следует отметить, что многое в практике государственных, в т.ч. правоохранительных органов по настоящее время не вполне соответствует признанным Таджикистаном международным нормам.

За это время разработан и принят Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан, начата и интенсивными темпами идет реформа пенитенциарной системы ( уголовно-исполнительная система передана из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Республики Таджикистан). В связи с этим подготовлены и приняты ряд законопроектов в этом направлении, а также разработаны и приняты иные нормативно-правовые акты, вытекающие из вышеупомянутых реформ. Кроме того, идет работа по внесению дополнений и изменений в Уголовный Кодекс Республики Таджикистан, над проектами новых Уголовно-Процессуального Кодекса и некоторых других законопроектов.
В соответствии со статьей 10 Конституции Республики Таджикистан:
«Международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов».

Таджикистан, как уже было отмечено, присоединился к международной Конвенции против пыток и других, жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года и взял, таким образом, на себя обязательство не допускать пыток на своей территории и рассматривать пытки как уголовное преступление. И в этой связи Республика Таджикистан считает, что никакие обстоятельства, будь то состояние войны, чрезвычайное положение или приказ вышестоящего начальника не может служить оправданию пыток.

Как же обстоит дело с теми вопросами, которые поднимает Конвенция в Республике Таджикистан ?.

В статье 1 Конвенции дано определение понятию «пытка», что «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняются сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом, выступающим в официальном качестве, или по подстрекательству, или с их ведома, или молчаливого согласия».

Пункт «а» части второй статьи 354 Уголовного Кодекса Республики Таджикистан предусматривает уголовную ответственность за принуждение лицом, производящим предварительное следствие или осуществляющим правосудие подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем угрозы, шантажа, или иных незаконных действий, соединенные с применением издевательств над личностью допрашиваемого, пыток или иного насилия.

Возникает вопрос: Таджикистан подписал эту Конвенцию, но все ли дознаватели, следователи, прокуроры, другие сотрудники правоохранительных органов республики и судьи знают, что такое «пытка». Немало представителей правоохранительных органов под пыткой понимают действия на манер гестаповских времен. Вряд ли многие из них отнесли бы к пыткам избиение, запугивание, а также помещение подозреваемого, обвиняемого лица к рецидивистам в расчете на то, что последние будут физически издеваться над ним, что сделает его более податливым при даче нужных показаний. И при этом они могут ошибочно думать, что они не являются субъектом преступления о пытках.

В уголовно-правовой практике Республики Таджикистан имеют место различные разновидности пыток. К сожалению, в уголовном законодательстве страны, кроме общей упомянутой части второй статьи 354 нет отдельной, специальной нормы о пытках, об их противоправности.

К содержащим отдельные элементы пытки можно отнести: «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»(ст.110); «Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести» (ст.111); «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» (ст.112); «Побои» (ст.116); «Истязание» (ст.117); Особо следует отметить статью 354 УК Республики Таджикистан «Принуждение к даче показаний лицом, производящим предварительное следствие или осуществляющим правосудие», в которой уголовно наказуемым признается принуждение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем угрозы, шантажа, или иных незаконных действий, лицом, производящим предварительное следствие или осуществляющим правосудие. То же деяние, соединенное с применением издевательств над личностью допрашиваемого, пыток или иного насилия, наказывается в соответствии с частью 2 статьи 354 УК Республики Таджикистан лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Наверное, стоит подумать, как, каким образом внедрить нормы о противоправности пыток в национальное законодательство Таджикистана.

Статья 2 рассматриваемой Конвенции категорично, формально и юридически на международном уровне зафиксировала, что пытки не могут применяться ни под каким предлогом. Наша задача сегодня состоит в том, чтобы эти положения данного международного правового акта нашли свое место в законодательстве Республики Таджикистан и как можно быстрее.

Кроме того, статьи 4-7 Конвенции против пыток рассматривают различные варианты действий, связанных с проведением расследования дел о пытках. Поскольку Таджикистан своим присоединением к данной Конвенции взял на себя все обязательства, вытекающие из этих статей, перед преподавателями юридических вузов и Академии МВД Республики Таджикистан, встает задача о включении в учебный предмет криминалистики отдельного раздела «Методика расследования преступлений пыток» и необходимо вместе с практиками готовить специализированных профессионалов высокого класса по борьбе с пытками.

Таджикистан должен обеспечить выполнение положений статьи 10 Конвенции в части обеспечения включения в полной мере учебных материалов и информации относительно запрещения пыток в программы подготовки правоохранительных и иных соответствующих государственных органов.

Сама Конвенция, практика ее осуществления в Таджикистане должны войти в учебные курсы уголовного права, криминалистики и международного права.

Согласно статьи 19 Конвенции Республика Таджикистан берет на себя обязательство представлять доклады в Международный Комитет против пыток доклады о состоянии борьбы против пыток, о мерах, принятых в этой борьбе, что является существенной гарантией минимизации совершения пыток на территории Республики Таджикистан.

IУ.ПЫТКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ: ЖЕРТВЫ, ПРИЧИНЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

СОЦИАЛЬНО –ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЖЕРТВ ПЫТОК.

Среди опрошенных пострадавших 153 человека (76,9%) –мужчины, 46 человек -(23,1%) женщины.

Выявленными жертвами пыток являются представители практически всех возрастных групп.

Диаграмма 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по исследованиям, проведенным в Лаборатории экспериментальной физики высоких энергий в 2011 г. Краткий отчет о наиболее значимых результатах

    Публичный отчет
    В 2011 гг. сотрудниками НИИЯФ МГУ – участниками коллаборации CMS был проведен первый анализ данных получаемых детектором CMS коллайдера LHC, получены первые результаты измерения сечений одиночного рождения топ-кварка и параметра Vtb матрицы ККМ [Phys.
  2. Отчет по исследованию (1)

    Публичный отчет
    Филипп Коффин и Агнес Строда по заказу Программы международного развития снижения вреда (International Harm Reduction Development — IHRD) Института «Открытое общество», Нью-Йорк.
  3. Отчет по гранту поддержки ведущей научной школы Уравнения в частных производных и их приложения

    Публичный отчет
    Основное направление исследований коллектива - изучение квазилинейных и нелинейных уравнений и систем эллиптического и параболического типов, в том числе и вырождающихся.
  4. Отчет по Плану социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 год по реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы за 2009 год № п/п

    Публичный отчет
    Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года утверждена законом Удмуртской Республики от 09.10.2009 г. №40-РЗ
  5. Отчет по проекту на тему Анализ состояния охраны

    Публичный отчет
    Тема проекта: «Анализ состояния охраны окружающей среды. Выявление социально-экономических факторов и условий, оказывающих воздействие на загрязнение атмосферного воздуха»

Другие похожие документы..