Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Разработаны Научно-исследовательским институтом строительной физики (НИИСФ), Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийским научно-...полностью>>
'Публичный отчет'
Реконструкция компаний. Классификация затрат. Понятие «релевантности». Методы учета затрат: сравнительная характеристика....полностью>>
'Заседание'
Первое заседание совета музея Авиации и космонавтики» состоялось 14 февраля 1977 года. 12 апреля 1987 года – в день празднования достижений космонавт...полностью>>
'Доклад'
Состоялось заседание Комиссии по стратегии развития машиностроительной отрасли Союза машиностроителей России на тему  «Разработка технологических пла...полностью>>

Методическое пособие ориентировано на служащих органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации (в частности, на специалистов Экспертных советов по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями),

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- разрушает гармоничное духовное и психическое состояние личности, а также созидательные традиции и культуру, социальные нормы и общество в целом;

- практикует контроль сознания - скрытое психическое насилие над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости;

- стремится через преданных ей и зависимых от нее адептов к незаконной власти и обогащению.

Контроль сознания («незаконное влияние», «реформирование мышления», «программирование») (в политологическом смысле) - нарушающее свободу человека внутреннее управление им, духовное и психологическое влияние посредством скрытого побуждения к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с применением насильственного или якобы свободного обращения в веру (внедрение убеждения) или техники модификации поведения без его осмысленного согласия.

Секта - 1) в общем смысле - объединение, организация, группа или любое иное сообщество лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им; 2) в теологическом и религиозном смысле - любая группа верующих, отошедшая от какой-либо религии; 3) в монотеистическом абсолютном смысле - всякий культ, отсекающий себя от полноты общения с Богом, создавший, развивающий и распространяющий свое самовольное толкование этих отношений, поэтому находящийся вне благодати Божией; 4) в православном смысле - по отношению к Вселенской Православной Церкви, которая основана Самим Богом, секта - каждое религиозное объединение, действующее вне и против этой Церкви; 5) в политологическом смысле – группы14, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на духовно-психологическую дестабилизацию их адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического восприятия, отказа от общепринятых рекомендаций (этических, духовных, научных, гражданских, общеобразовательных), и представляющие опасность для свободы личности, здоровья, образования, демократических институтов. Эти группы используют философскую, религиозную, медицинскую или иную маскировку, чтобы скрыть цели достижения власти, влияния и эксплуатации адептов.

Сектантство - 1) в общем смысле - социальное течение в форме культов (сект), оппозиционное по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом; 2) в православном смысле - социальное течение, находящееся вне полноты общения с Богом, вне благодати Божией, вне Его единой Вселенской Православной Церкви.

Тоталитарная секта (в общем смысле) - секта, имеющая жесткую внутреннюю иерархию подчинения и применяющая агрессивные методы прозелитизма.

Прозелитизм (в политологическом и теологическом смысле) - любая прямая или косвенная попытка воздействовать на религиозность личности другого вероисповедания с целью склонения к вероотступничеству через какую-либо «приманку», обманом или утаиванием правды, воспользовавшись неопытностью и незнанием личности, доверием, нуждой. Прозелитизм отличается от миссионерства, прежде всего, нарушением свободы совести и воли, а также духовных и канонических законов и правил.

Миссионерская деятельность (в политологическом смысле) - информационная и организационная деятельность представителей религиозных объединений, прямо или косвенно направленная на распространение своего вероучения и религиозной практики, исключающая прозелитические методы.

Информационная миссионерская деятельность (в политологическом смысле) - деятельность миссионеров, направленная на рекламу, популяризацию, распространение и разъяснение каких-либо религиозных взглядов, представлений и религиозной практики устными, печатными, электронными и иными способами.

Организационная миссионерская деятельность (в политологическом смысле) - деятельность миссионеров, направленная на создание организационных религиозных структур (объединений), подготовку специалистов, организацию и проведение религиозных мероприятий, а также создание иных условий для осуществления миссионерской деятельности.

Миссионер (в политологическом смысле) - лицо, осуществляющее миссионерскую деятельность на какой-либо территории.

Церковь (в светском смысле) - 1) дом, здание, место сбора; 2) дом молитвы, религиозных собраний и обрядов; 3) любое собрание людей; 4) религиозное собрание людей; 5) в протестантском и неопротестантском смысле - всякое общество людей, полагающих, что они веруют в Бога и Христа.

Церковь (в православном смысле) - 1) дом Божий, храм, дом Господень; 2) от Бога единожды установленное и непрерывно существующее вселенское общество верующих во Христа, соединенное словом Божиим, законным священноначалием и таинствами, управляемое Самим Господом и Духом Божиим, для вечной жизни и спасения верных; 3) живое, бессмертное и обладающее сознанием, единственное и единое Тело; всегда оживляемое, очищаемое и освящаемое Духом Святым; постоянно от Бога имеющее благодать Божию; созданное и неизменно возглавляемое Самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом - средоточием православной веры; 4) Вселенская Православная Церковь - единая Святая Соборная и Апостольская Церковь - все входящие в нее Поместные Православные Церкви.

Благодать (в православном смысле) - 1) свойство Божие, извечно принадлежащее Богу и проявляющееся в даровании человеку спасения от вечной смерти и зла; 2) сила Божия, которой совершается спасение человека.

Язычество (в религиозном смысле) - совокупность вероучений, возникающих в народе через каких-либо людей (учителей, лидеров и т.п.) и основанных:

- на принятии ложных богов (идолов, кумиров) через вымыслы и обольщения;

- на духовном своеволии и суемудрии;

- на поклонении чему-либо или кому-либо в мире.

Язычник (в религиозном смысле)- последователь любого языческого вероучения.

Свобода - 1) в общем смысле - отсутствие каких-либо ограничений и внешнего целеполагания, независимость; 2) в правовом и политологическом смысле - правомочия людей, которые они могут реализовывать самостоятельно, не вступая в отношения с государством и иными заинтересованными властными правомочными социальными структурами; 3) в криминальном смысле - условие, при котором сильные существуют за счет слабых; 4) в атеистическом смысле - возможность проявления личностью своей воли на основе осознания законов мироздания; 5) в православном смысле - пребывание личности с Истиной и в Истине, то есть с Сыном Божиим - Иисусом Христом и в Иисусе Христе; 6) в православном смысле - воля Божия.

Свобода воли (в политологическом и православном смысле) - способность человека к внутреннему самоопределению в своих предпочтениях и желательных действиях, в том числе в религиозной сфере.

Свобода вероисповедания (в общем смысле)- обеспечение права исповедовать индивидуально или совместно с другими любую веру и религию или не исповедовать никакой веры и религии, а также права свободно выбирать, иметь, объявлять и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести (одно из атеистических юридических определений) - основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату. Свобода совести включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других.

Совесть - 1) в общем смысле - способность личности критически оценивать себя, свои мысленные, эмоциональные, физические состояния и действия на соответствие должному (долгу); 2) в атеистическом смысле - естественная волевая способность личности в ее стремлении к нравственной самореализации; 3) в религиозном смысле - нравственное и онтологическое отношение человека к абсолютной Истине; 4) в православном смысле - обличающий голос Бога, а также обобщенная и интериоризированная (принятая внутрь себя) позиция ближних людей в душе человека; 5) в православном смысле - закон Христов внутри человека.

Добро - 1) в обыденном смысле - материальное благо - достаток, выгода; 2) в общем смысле - моральное благо - честный, полезный, хороший, соответствующий долгу или цели поступок; должное нравственно-положительное благо в мыслях, желаниях, поступках и формах социальной связи людей; 3) в религиозном смысле - духовное благо - благочестие, богочувствие, боголюбие, верность, святость; 4) в политологическом смысле - действие, отвечающее какому-либо идеалу, приближающее к нему; 5) в православном смысле - действие совместно в истине и любви, то есть, в воле Божией (абсолютной Истине и Любви).

Зло - 1) в обыденном и атеистическом смысле - противоположность добру (моральная сфера) и благу (социальная сфера); 2) в политологическом и социологическом смысле - не должное существовать нравственно-отрицательное благо, предосудительное в мыслях, желаниях, поступках и формах социальной связи людей; 3) в сатанинском смысле - одна из основ существования мира (равновесие добра и зла); 4) в православном смысле - отвержение, ложная подмена, отсутствие добра; 5) в православном смысле - любая форма отдаления, отделения и отпадения от Бога.

Духовная безопасность (в политологическом смысле)- 1) система отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и правильного духовного развития; 2) состояние защищенности жизненно важных духовных интересов и потребностей личности, общества и государства; 3) способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную духовность. Для достижения духовной безопасности необходимо гармоничное развитие всех трех указанных в данном определении направлений.

Духовная безопасность (в социологическом смысле)- 4) специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Состояние личности, общества и властных структур, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны, - это процесс сохранения и позитивного видоизменения идей, идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость вектора, преемственность и динамику общественного развития.

Любовь - 1) в обыденном смысле - чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимном влечении; 2) в этическом смысле - отношения между людьми, в которых личность рассматривает иного как в той или иной форме сродного самому себе: влечется к объединению и сближению с ним; отождествляет с ним свои собственные склонности; добровольно физически и духовно отдает себя иному и стремится к взаимному обладанию с ним; 3) в философском смысле - метафизическая универсалия, содержащая индивидуально-избирательное личное чувство, направленное на выбранный предмет и объективизирующееся в самодостаточное стремление к нему; субъект-объектное отношение, посредством которого осуществляется данное чувство; комплексный феномен, возникающий в области взаимодействия противоположных начал: индивидуального и социального, телесного и духовного, интимного и универсального, единичного и общего, имманентного и трансцендентного; 3) в языческом смысле - особая мировая сила (бог, энергия), исполняющая главнейшую роль в устройстве и судьбе мироздания; 4) в православном смысле - внутреннее состояние личности, характеризующееся неодолимым стремлением к общению и сближению с предпочтенным иным бытием (инаковостью), к его познанию и уважению, терпимости к нему, самопожертвованию ему, ответственности за него; 5) в православном смысле - такое духовно-телесное добровольное взаимное искреннее сближение и слияние личностей, которое приводит к расцвету и усилению всех позитивных качеств, уникальности каждой из них, их единству в многообразии; 6) в православном смысле - наивысшее нравственное благо и предназначение человека, обобщение и сумма всех Божественных законов и заповедей, необходимое условие святости и богоуподобления, Божественное призвание человека; 7) в православном смысле - основное свойство Бога в Его Божественном Троичном сверхбытии, а также в Его отношении к миру и человеку, главнейший сверхъестественный источник и первопричина всякого проявления любви в мире и самого существования мира, Божественный дар человеку; 8) в православном смысле - построение человеком своих отношений с иными, собой, семьей, обществом, государством, природой и всем миром на основе Промысла Божия, то есть на принципах Божественной Любви; 9) в православном смысле – главнейшее свойство личности, данное ей Богом.

Справедливость - 1) в этическом и правовом смысле - соответствие подлинной ценности конкретных людей - их реальным условиям жизни и положению в обществе, деяний - воздаяниям, достоинств - вознаграждениям, заслуг - благам, способностей - возможностям их реализации, прав - обязанностям; 2) в православном смысле - соответствие объективного предназначения человека (Промысла Божия) его волевой имманентной духовно-нравственной направленности; 3) в православном смысле - соответствие общей структуры бытия (включая также и весь мир) человека его конкретным поступкам и сознательно формируемой им структуре своей личности.

Честность - 1) в обыденном и этическом смысле - выполнение принятых обязательств, субъективная убежденность в своей правоте, искренность перед собой и иными; 2) в духовном смысле - стремление к объективности и истине в принятии решений, выборе своей позиции и цели, в мыслях, делах и общении; 3) в духовном смысле - отказ от корыстной заинтересованности, от использования иных как средства для достижения своих интересов, от нанесения ущерба иным и себе, от страстей; 4) в православном смысле - стремление к духовному и нравственному совершенству, отказ от греха, ориентация на позитивные наивысшие духовно-нравственные ценности; 5) в православном смысле - стремление стать соработником Бога (абсолютной Истины и Любви) в Его промыслительных действиях истины и любви по отношению к себе, иным, семье, обществу, государству, природе и всему миру.

Спасение человека - 1) в общем смысле - обретение и реализация человеком жизни, подобающей его истинному и абсолютному назначению; 2) в православном смысле - обновление, воссоздание, освящение человека в Православной Церкви, без разрушения и умаления его свободы, дарование ему Богом бессмертного богоподобия; 3) в православном смысле - приведение в вечное Царство Божие, - высший долг и назначение человека; 4) в православном смысле - совокупность благодатных действий Бога как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти, Божественное домостроительство.

Смысл жизни - 1) в общем смысле - та или иная система обеспечения и оправдания высших моральных, мировоззренческих, политологических и иных мотивационных норм жизни и деятельности человека; 2) в этическом смысле - жизнь ради жизни, людей и общества как таковых; 3) в родовом смысле - жизнь ради детей и родственников, для продолжения своего рода; 4) в сатанинском смысле - жизнь ради любых своих желаний, преимущественно самых низменных; 5) в коммунистическом смысле - полноценное участие человека в развитии общества и социально-преобразующей деятельности на этапах общественного прогресса, в борьбе за революционное преобразование мира до своей неизбежной личной смерти и исчезновения в потоке вечности; жизнь ради коммунистической идеи; 6) в православном смысле - духовно-нравственное восхождение и пребывание в деятельной любви к Богу, ближним (себе, семье, обществу, всем людям), природе и миру; ответственность за всех и за все, уподобление Богу, обoжение, победа над грехом и смертью, обретение сознательной, целостной, неисчерпаемой, вечной, творческой и деятельной жизни в Боге - Истине и Любви.

Установка социальная (аттитюд) (в социологическом смысле) - ориентация личности (человека как члена группы или сообщества) на значимые объекты, отношения и т.п. (религиозные, духовные, социально-нравственные, политические и т.п.), предписывающие определенное социальное поведение. Анализ установок должен учитывать то, что они состоят из трех компонентов: когнитивного, аффективного и конативного.

Гражданственность (в общем смысле) - 1) сознательная и активная включенность в дела Отечества и государства, приверженность национальным интересам. В этом смысле гражданственность оказывается сродни патриотизму в его высших проявлениях; 2) ответственное самокритичное сознание членов гражданского общества, создающих и совершенствующих совместно с государством социальные, правовые и духовно-нравственные отношения.

Достоинство (в общем смысле) - интегративное представление о ценности человека, совокупности его духовно-нравственных, социальных и профессиональных качеств, отражающее отношение человека к самому себе и его оценку общественным мнением. Утверждение достоинства предполагает совершение определенных, поддерживающих его поступков и не позволяет человеку вести себя ниже своего достоинства. Достоинство является формой самосознания и самоконтроля личности, осознания ее ответственности перед собой и другими людьми. Объективное содержание достоинства - повседневная жизнь человека, его деятельность на благо общества и государства, а не богатство и престижное потребление, навязываемые нашим людям в качестве высших ценностей.

Ответственность (в общем смысле) - свойство личности, характеризующееся желанием и умением человека оценивать свои поступки с позиции долга, чести, совести, пользы (или вреда) для людей и общества в целом; одна из важнейших форм самоконтроля и саморегуляции жизнедеятельности людей.

Образ жизни (в социологическом и политологическом смысле) - устойчивые формы социального бытия, совместной деятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных отношений, формирующиеся в соответствии с генерализированными нормами и ценностями, отражающими эти отношения. Возникает в результате взаимодействия, а то и «борьбы» тех или иных способов и стилей жизни; появления модальной (типичной для данного общества) личности, воспроизводящей определенное отношение к миру, характерное для доминирующих моделей жизнедеятельности и консолидирующее сегменты социального пространства; социетальное цивилизационное понятие, показывающее как и во имя чего мы живем.

Способ жизни (в социологическом и политологическом смысле) - отражает и выражает тип жизнедеятельности, складывающийся как под влиянием объективных условий, так и внутренних побудительных сил. Он показывает, какие именно возможности, заложенные в образе жизни и его объективных условиях, реализуются в жизнедеятельности людей, и в какой форме. Именно поэтому он всегда соотносим с реальной социальной ситуацией и определяется характером взаимодействия с ней. И в этом смысле является не только способом поддержания, воспроизводства, но также изменения социальных отношений; не только способом включения в социальную структуру, но важным фактором ее динамики, поскольку взаимодействие с социальной ситуацией предполагает субъектность, целенаправленную активность: выбор профессии, рода занятий, места жительства и т.п. на основе осознания своих особых интересов и имеющихся альтернатив.

Стиль жизни (в социологическом и политологическом смысле) - социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей индивидуально усваиваемый или избираемый, устойчиво воспроизводящий отличительные черты общения, бытового уклада, манеры, привычки, склонности и т.п. типичные для определенной категории лиц, выявляющие своеобразие их духовного мира через «внешние формы бытия». Это особые сознательно избираемые способы самоорганизации жизни, присущие, как правило, близким социальным субъектам (социальным типам), производящим свое материальное бытие в одной и той же форме (например, индивидуальной или коллективной), преследующим при этом однопорядковые интересы и цели. Характеризует лишь ту часть повседневного поведения, ценностных ориентаций и создаваемой самим человеком среды обитания (жилище, вещи и т.п.), которая, с одной стороны, способствует его идентификации человека с определенной группой (ее образом), а с другой - выделяет (отличает) ту или иную группы среди других человеческих групп.

Патриотизм (в общем смысле) - любовь к Родине, выражающаяся в готовности человека бескорыстно служить ей и защищать от врагов. Одна из наиболее значимых ценностей, связанная с высшим уровнем социального, духовно-нравственного и гражданского развития личности. Это ощущение неразделенности судеб человека и Отечества. В своей высшей форме подлинный патриотизм характеризуется ответственным ясным пониманием своих гражданских обязанностей и их неукоснительным исполнением. В социально-нравственном плане - одна из форм согласования личных и общественных интересов, основа единства нации и государства. Подлинный патриотизм связан не только с любовью к своему Отечеству, но и с реальной трезвой оценкой жизни народа в нем, а также социального и политического устройства, отражающей действительное положение дел, что способствует формированию чрезвычайно важного, осознанного, активно-деятельного созидательного отношения к своей Родине.

8. Литература:

Официальные документы и материалы

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации в редакции от 10 января 2000г.

О безопасности. Закон Российской Федерации в редакции от 25.07.2002.

Постановление Правительства РФ «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» от 3 июля 1998 года № 565 (СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2560).

Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2001.

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) «Миссионерское служение Русской Православной Церкви на современном этапе». Миссионерское обозрение 2004 г., №4.

Энциклопедии, словари, справочники, хрестоматии, учебники:

Безопасность Евразии.

Энциклопедический словарь - ежегодник/ Автор идеи и концепции, руководитель проекта В.В. Кузнецов. - М.: Книга и бизнес. Издается с 2003г.

Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. - М.: Истина и жизнь, 2000.

Всемирная энциклопедия: Религия / Гл. ред. М.В. Адамчик. - Мн.: Современный литератор, 2003.

Изложение начал мусульманского законоведения. - СПб. 1850. Переиздан в 1991 году издательством «Адир» в г. Москве по заказу Советского общества мусульман.

История религий в России. Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. - М.: Изд.-во РАГС, 2001.

Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия./ Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство СТ», 2002.

Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. Учебник/ Инс-т соц.-политических исследований РАН. Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Книга и бизнес, 2005.

Кузнецов В.Н. Социология безопасности. Программа учебного курса//Безопасность Евразии, 2002, №3.

Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). - М.: Изд.-во МНЭПУ, 1998.

Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. - Белгород, 2002.

Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990

Религии народов современной России: Словарь. Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М.: Республика, 2002.

Словарь по этике/ Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1989.

Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т 1,2. / Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. - М.: Логос, 2003.

Журналы:

Безопасность Евразии (еженедельник). Москва.

Миссионерское обозрение (ежемесячник). Белгород.

Право и безопасность (ежеквартальник). Москва.

Отдельные работы:

Возьмитель А.А. Альтернативные способы и стили жизни в постсоветской России // Право и безопасность, 2002, №4.

Возмитель А.А. Национальная безопасность России в контексте глобализации // Безопасность Евразии, 2003, №3.

Дворкин А. Сектоведение. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя князя Александра Невского, 2000.

Егорцев А. Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. - М.: Информационно- миссионерский центр «Сектор», 1997.

Кортунов С.В. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте проблем глобализации. М.: Наука, 2003.

Кривельская Н. В. Секта - угроза и поиск защиты. - М.: Фонд «Благовест», 1999.

Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. М.: ИСПИ РАН, 2005.

Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2000.

Макарова Н. И. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики. - Минск: Литература, 1997.

Старков О.В., Башкатов Л.Д. Криминотеология: религиозная преступность / Под общ. ред. О.В. Старкова. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

Тихонравов Ю. В. Судебное религиоведение. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1998.

Хвыля-Олинтер А. И. Деструктивные религиозные секты России // Журнал «Профессионал» МВД РФ, №2-3, 1999 г.

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996.

Хвыля-Олинтер А. И. Духовная безопасность и абсолютная система критериев сравнительной оценки вероучений. Миссионерское обозрение, №2, - Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 2003.

Яновский Р.Г. Мировоззрение ХХI века как фундаментальная научная проблема // Навитут, 2005, №2.

Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народам России и Отечеству. М.: 2004.

Краткие сведения об авторах:

ИОАНН (ПОПОВ СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ) (р. 01.09.1960г. - Иркутск). Архиепископ Белгородский и Старооскольский.

Окончил исторический факультет Иркутского государственного университета им. А. Жданова (1982).

По окончании университета преподавал и поступил в аспирантуру Новосибирского государственного университета.

В сентябре 1985 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, а в 1988 г. в Ленинградскую Духовную академию. 30 марта 1990 г. был пострижен в монахи с именем Иоанн, в честь святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, чудотворца.

4 апреля 1990 г. был рукоположен в сан диакона, а 7 апреля, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, рукоположен в сан пресвитера.

4 апреля 1993 года в Богоявленском соборе за Божественной литургией была совершена хиротония во епископа Белгородского, викария Курской епархии.

В феврале 1995 г. решением Синода назначен председателем группы по планированию возрождающейся православной миссии на канонической территории Русской Православной Церкви.

В декабре 1995 г. создал Миссионерский Православный благотворительный фонд Русской Православной Церкви, в который в качестве учредителей вошли РАО «ГАЗПРОМ», банк «Кремлевский» и др.

В декабре 1995 г. решением Синода был назначен председателем Миссионерского отдела Русской Православной Церкви.

18 июня 1995 г. определением Священного Синода, в связи с образованием Белгородско-Старооскольской епархии, был назначен епископом Белгородским и Старооскольским.

18 февраля 1999 г. за многие труды по устроению Матери-Церкви возведен в сан архиепископа.

В настоящее время архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн является председателем Миссионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви, ректором Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью, главным редактором журнала «Миссионерское обозрение», председателем Комиссии по духовной безопасности Экспертного совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

В Поздравительном слове Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 10-летием архиерейской хиротонии владыки Иоанна отмечается его существенный вклад в организацию и развитие миссионерского служения, в восстановлении прерванной некогда традиции церковного свидетельства, порушенных святынь и душ человеческих, а также общественного согласия и мира.

Архиепископ Иоанн выступал с докладами на многих международных форумах и на Архиерейском Соборе РПЦ. Инициатор, организатор и деятельный участник трех Всецерковных съездов епархиальных миссионеров РПЦ, многих международных и всероссийских конференций, чтений и т.п. Автор ряда работ по вопросу миссионерского служения, актуальным духовно-цивилизационным проблемам и духовной безопасности.

ВОЗЬМИТЕЛЬ Андрей Андреевич (р. 26.08.1942 - г. Омск).

Специалист в области социологии пропаганды, общественного мнения и образа жизни.

Окончил общеэкономический факультет Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова(1964). Кандидат философских наук (1976). С 1988 заведующий сектором комплексных исследований образа жизни Института социологии РАН. Доктор социологических наук (2000). Главный научный сотрудник Института социологии РАН.

Возьмитель А.А. внес вклад в теорию и практику социологического изучения пропаганды, общественного мнения и образа жизни; исследовал механизм взаимодействия пропаганды и общественного мнения, обосновал специфические информационные особенности устной пропаганды, показал тесную взаимосвязь способов изучения и формирования общественного мнения.

В 1980-1990 вместе с доктором философских наук И. Т. Левыкиным реализовал ряд всесоюзных и региональных сравнительных исследований образа жизни, не имеющих аналога в отечественной и зарубежной социологии. Полученные данные, раскрывающие многообразие и противоречивые тенденции в повседневной жизни советских людей, имели большой резонанс в научных кругах, но в силу неординарности и значимости долгое время были закрыты для широкой общественности. Эти исследования дали заметный импульс развитию социологии на всей территории бывшего СССР, поскольку их методика и инструментарий широко использовались региональными научными центрами, а результаты легли в основу многих кандидатских и докторских диссертаций. Полученный опыт позволил Возьмителю А.А. обосновать необходимость нового целостного подхода к анализу образа жизни и спрогнозировать его развитие в России после 1990, вскрыть истоки политической и нравственной деградации советской номенклатуры и предсказать кратковременный реванш антиперестроечных сил в последнем историческом номере журнала «Коммунист».

В постсоветское время Возьмитель А.А. обратился к проблематике диверсификации образа жизни, формирования альтернативных способов и стилей повседневной жизнедеятельности людей в ходе их конкурентной борьбы за экономическое и социальное пространство в условиях перехода к рыночной экономике.

Возьмитель А.А. - автор динамической концепции образа жизни, основанной на субъектно-деятельностном, процессуальном подходе к его анализу. В соответствии с ней образ жизни возникает в результате взаимодействия (а нередко и «борьбы») способов и стилей жизни, продуцируемых личностями определенных социальных типов, жизнедеятельность которых является исходным элементом социологического анализа.

Анализ альтернативных, нередко несовместимых друг с другом моделей жизнедеятельности закономерно привел Возьмителя А.А. к проблематике национальной безопасности, к анализу того, что лежит (должно лежать) как в ее основе, так и в основе нового складывающегося российского образа жизни - их цивилизационных духовно-нравственных ориентиров.

Член Комиссии по духовной безопасности Экспертного совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Соч.: Формирование и изучение общественного мнения. - М., 1987; Советский образ жизни. Состояние, мнение и оценки советских людей. - М., 1984 (соред.); Образ жизни: от старого подхода к новому // Соц.-полит. науки. 1991. № 1; Кризис в партии // Коммунист. 1991. № 13; Становление образа жизни российского фермерства. - М., 1994 (соавт.); Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. - М., 1998; О российской власти и общенациональной идее. // Власть. 1999. № 7; Образ жизни // Социологическая энциклопедия в 2-х томах. - М., 2003.

ХВЫЛЯ-ОЛИНТЕР Андрей Игоревич (р. 13.03.1944 - г. Омск).

Специалист в области разработки, оптимизации и эксплуатации экспертных автоматизированных информационных систем, систем автоматизированной классификации и распознавания криминалистических объектов и экспертного информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, экспертных систем классификации и распознавания религиозных деструктивных культов, в области проблем религиозно-духовной безопасности.

С 1962 г. по 1967 г. учился на радиофизическом факультете Московского энергетического института. Окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (1975), учился в Свято-Тихоновском православном институте (с 1975 по 1981 гг.). Кандидат юридических наук (1996).

С 1970 по 2000г. работал на научных и руководящих должностях в Главном информационном центре МВД РФ. Полковник внутренней службы. Священник (2004).

В настоящее время: проректор по научной работе Белгородской духовной семинарии (миссионерской направленности); доцент Белгородского государственного университета; сотрудник Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви. Ответственный секретарь Комиссии по духовной безопасности Экспертного совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Хвыля-Олинтер А.И. занимается проблемами религиозно-духовной безопасности и деструктивных культов в России. Внес вклад в теорию и практику построения и оптимизации пространства признаков, автоматизированного описания и сравнения различных объектов криминалистического, религиоведческого и теологического характера. В настоящее время изучает и разрабатывает для решения политологических задач: методологию, математические и теологические способы и системы описания и классификации религиозных культов (в первую очередь - деструктивных); структуры, метрики и базисы религиозно-духовных пространств. Опубликовал более пятидесяти работ, включая монографии, справочники и методические пособия по религиозно-духовной безопасности.

Соч.: Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М., 1996; Статистическая дактилоскопия (Методологические проблемы). - М., 1999; Деструктивные религиозные секты в России. - М., 1999; Специфика религиозных культов зла как источников преступности. - М., 1999; Ваххабизм: вчера, сегодня, завтра. - М., 2000; Духовная безопасность и абсолютная система критериев сравнительной оценки вероучений. - Белгород, 2003; Конституция 1993 года - взгляд православного юриста. - Белгород, 2003; Некоторые особенности Корана, Шариата и мусульманских обрядов, используемые псевдоисламскими культами. - Белгород, 2003; Религиозно-духовная безопасность - методическое пособие. - Белгород, 2003; О реинкарнации. - Белгород, 2004...и др. Материальные следы неочевидных преступлений как источник информации для АИС. - М., 1991; Проблемы информационно-семантического обеспечения в развитии централизованных банков криминальной информации органов внутренних дел. - М., 1993; Пути достижения адекватности отображения способа совершения преступлений в описании для АИПС технико-криминалистического назначения. - М., 1993.

1 Российская Федерация сегодня, 2005. №7. стр. 17

2 Грушин Б. Социотрясение по-российски. // НГ - фигуры и лица, 2001. № 3. 8 февраля.

3 Гумилев Л. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. Москва. 2000. Стр. 324.

4 Здоровая жизнь. 2002. № 3. Стр. 9.

5 Безопасность Евразии. 2002. Энциклопедический словарь-ежегодник. М.: Книга и бизнес, 2003. Стр.128.

6 Кузнецов В.Н. Социология безопасности. Программа учебного курса // Безопасность Евразии, 2002. № 3. Стр. 624.

7 Клишина С. Русская идея в состоянии невесомости. - «Московские новости», 1997, № 9

8 Российская Федерация сегодня. № 7. 2005. стр. 17

9 См. подробнее Возьмитель А.А. На изломе // Социологические исследования. 1990. № 2

10 «АИФ - Москва». 2004. № 1

11 Романенко Л. Противостояние субъектов и структур общества и государства // Экономика и политика в переходном обществе: кризис взаимодействия. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с.87

12 Ильичев Г. «53% граждан России хотели жить в России для русских. «Известия», 19 января 2005г.

13 Медведев В.С., Хомяков В.Е. Белокур В.М. Национальная идея, или что ожидает Бог от России, М.: Современные тетради, 2004. С. 219.

14 Цитируется по материалам отчета № 2468 Комиссии по расследованию сект Национальной ассамблеи Франции от 10 января 1996 года.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Глава  Общие положения статья

    Статья
    Статья 12. Участие в выборах депутатов Государственной Думы иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений
  2. А. С. Саломаткин допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    6 октября 2003 г. принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", комплексно закрепляющий в развитие конституционных положений о местном самоуправлении все основные
  3. Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета закон

    Закон
    В соответствии с совместной программой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета законодателей по осуществлению комплексного анализа и прогноза эффективности законодательства Российской Федерации в Российской
  4. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  5. Учебное пособие Под редакцией А. Ю. Сунгурова Рекомендовано к печати кафедрой политического управления

    Учебное пособие
    В книге систематизируется современное состояние науки и накопленный практический опыт по деятельности института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), причем основное внимание уделяется работе этого нового правового института в субъектах РФ.

Другие похожие документы..