Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Примітка: гуртки «Декоративний розпис», «Образотворче мистецтво» входять до зразкового об’єднання юних художників «Колорит», керівник Мишак С.М. (нак...полностью>>
'Реферат'
В монографии рассмотрены современные проблемы и перспективы развития корпоративных форм управления. Проанализированы различные виды моделей корпоратив...полностью>>
'Документ'
В связи с тем, что данные по рыночным значениям чистого операционного дохода, как правило, в доступной оценщику информации отсутствуют, то для рыночн...полностью>>
'Программа'
Программа вступительного испытания по Микроэкономике для лиц, поступающих в магистратуру по направлениям подготовки «Экономика», «Финансы и кредит» в ...полностью>>

Программы       Наименование дисциплины: «Социология коммуникаций»  

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АННОТАЦИЯ

ПРОГРАММЫ

 

 

 

Наименование дисциплины:

«Социология коммуникаций»

 

 

Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология

 

 

Квалификация (степень) выпускника    «бакалавр»

 

1. Цели и задачи дисциплины: Основная цель освоения дисциплины «Социология коммуникаций» состоит  в изучении одной из отраслей социологического знания, тесно связанной с другими науками, изучающими коммуникацию, предметом которой являются социальные особенности коммуникации как взаимодействия людей с целью обмена информацией. Акцент в данном курсе сделан на коммуникативной функции языка как социального явления. Кроме того, социология коммуникации предполагает изучение коммуникативных систем не только лингвистического, но и других уровней – семиотического, метаязыкового, паралингвистического и синтетического.

Задачи дисциплины: рассмотреть онтологические, гносеологические и методологические обоснования социологии коммуникации; изучить системную организацию коммуникации; рассмотреть возможности решения задач естественных и естественно-искусственных коммуникативных систем в связи с социальными запросами современного общества; обосновать единицы, функции и социально значимые категории межличностной и массовой коммуникации с учетом параметров коммуникативной личности как единицы социума; определить актуальный круг проблем массовой коммуникации; выявить особенности таких коммуникативных областей, как общественные связи и отношения.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Социология коммуникации» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин, как  «Социология культуры», «Социальная философия», «Теория организации», «Социальная психология», «Социология управления»,  «Политическая социология».

В результате студенты овладевают навыками необходимыми специалистам в области социологии коммуникации.

  В основу курса положен междисциплинарный проблемный подход и системный принцип изложения. Студент ориентируется на проблемное понимание процессов в сфере социального взаимодействия.  

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

  •  Процесс изучения дисциплины  направлен на формирование следующих компетенций:

  • -способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения (ОК–1);

  • -умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • -готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  • -способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • -способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

  • -способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • -владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

  • -способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

  • -способность и готовность участвовать в составлении и оформлениитнаучно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учѐтом особенностей

  • потенциальной аудитории (ПК-3);

  • -способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

  • -способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

  • -способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать:

  • - содержание изложенных в курсе теоретических и методологических концепций социологии коммуникаций

  • Уметь:

  • - работать с категориями «общение», «коммуникация», «речевая деятельность» и понятиями, связанными с ними;

  • - анализировать и интерпретировать тексты по социологии коммуникаций;

  • - исследовать особенности социальной коммуникации разных социокультурных общностей, используя адекватные социологические методы.

  • Владеть:

  • - понятийным аппаратом дисциплины;

  • - техниками анализа и  интерпретации материала.

  •  

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

 

Всего часов / зачетных единиц

108/3

Семестры

 

 

 

 

 

Аудиторные занятия (всего)

54/1,5

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции

24

Практические занятия (ПЗ)

 

Семинары (С)

30

Лабораторные работы (ЛР)

 

Самостоятельная работа  (всего)

54/1,5

54В том числе:

 

 

 

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет с оценкой

 

 

 

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Теоретико-методологические основы социологии коммуникаций. .

Тема 2. Системность коммуникации.

Тема 3. Типы коммуникации.

Тема 4. Многообразие методов социологии коммуникации.

 

 

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми  

      (предшествующими и последующими) дисциплинами

 «Социология культуры», , «Теория организации», «Социальная психология», «Социология управления»,  «Политическая социология»

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых  (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (предшествующих и последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

 

 

 

 

1.

«Социология культуры»

+

+

+

+

+

 

 

 

 

2.

«Социальная философия»

+

+

+

+

+

 

 

 

 

3.

«Теория организации»

 

+

+

+

+

 

 

 

 

4.

«Социальная психология»

+

+

+

+ 

+

 

 

 

 

5.

«Социология управления»

+

+

+

+

 

 

 

 

6

«Политическая социология»

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Семин.

СРС

Всего

1.

Теоретико-методологические основы социологии коммуникаций

6

 

 8

 

14

2.

Системность коммуникации.

8

 

 10

 

18

3.

Типы коммуникации.

6

 

 6

 

12

4.

Многообразие методов социологии коммуникации.

4

 

 

 6

 

10

 

6. Лабораторный практикум

Нет

 

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов

  1. Коммуникация и информация: соотнесение понятий.

  2. Основные подходы к типологизации коммуникаций.

  3. Основные положения теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса.

  4. Основные положения работы М.Маклюэна «Понимание медиа».

 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература. Каждый  обучающийся  должен быть обеспечен не менее чем одним  учебным и учебно-методическим печатным и/или электронным изданием

 б) дополнительная литература. Фонд дополнительной литературы включает помимо учебников официальные справочно-библиографические  издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютер, проектор.

 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Форма текущего контроля – работа студента на семинарских занятиях. За работу на занятиях студентам проставляются баллы. Форма промежуточной аттестации – письменная (домашняя) работа  в конце семестра. Итоговая форма контроля  - экзамен.

 

Разработчики:        

РГГУ Кафедра политической социологии                     кандидат культурологии, доц. М.С.Цапко

 

 

Эксперты:

РГГУ, д.с.н., профессор кафедры прикладной социологии Е.А.Гришина         

 

РГГУ, к.с.н., доцент кафедры теории и истории социологии   Г.К.Уразалиева

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса наименование дисциплины: Теории социальной общности Цели и задачи дисциплины

    Программа курса
    1. Цели и задачи дисциплины: представить обзор концепций социальной общностей от истоков становления философии до наиболее современных социальных и политических теорий.
  2. Программа учебной дисциплины «социология коммуникаций» для студентов специальности «социология» 040201

    Программа
    Программа учебной дисциплины «Социология коммуникаций» предназначена для обучения студентов очной и очно-заочной форм обучения по специальности «Социология» – 040201.
  3. Программы       Наименование дисциплины: «Социология маркетинга и рекламы»  

    Документ
    Данная дисциплина представляет собой комплексное изложение подходов к изучению совокупности мероприятий по проектированию, созданию и оценке эффективности разного рода маркетинговых мероприятий и рекламы социологическими методами.
  4. Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология коммуникации» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социология коммуникации»

    Учебно-методический комплекс
    Социология коммуникаций как специальная отрасль социологии; предмет и аппарат социологии коммуникации (коммуникативный акт, информация, речевая деятельность, социокоммуникативная система); социологи-ческие доминанты коммуникации;
  5. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (3)

    Основная образовательная программа
    - уважительно относится к историческому наследию, владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

Другие похожие документы..