Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
1. Цель преподавания данной дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов всестороннее и глубокое понимания основных закономерностей разви...полностью>>
'Документ'
На занятиях в одной из крупных клиник при больном, у которого был выявлен хронический гнойный эпитимпанит, осложненный холестеатомой, преподаватель, ...полностью>>
'Документ'
Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, ...полностью>>
'Литература'
П. Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок» А.М. Твардовский Василий Теркин» Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади» Джеймс Олдридж «Последний дюйм» О....полностью>>

Европейской Экономической Комиссии ООН еэк ООН организовала дискуссию, а также три субрегиональных семинар

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И НПО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Алматинские руководящие принципы предусматривают, что процесс реформирования городского сектора водоснабжения и канализации (ВиК) должен проходить с привлечением всех заинтересованных сторон, т.е. быть процессом, открытым для общественности. Участие общественности – это не только важнейший демократический принцип, но и инструмент повышения эффективности проводимых реформ, но он оказался невостребованным в процессе подготовки и осуществления реформирования городского водохозяйственного сектора в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА).

1. Алматы-2000: курс на вовлечение общественности и НПО в реформы

Конференция министров «Алматы-2000» была беспрецедентной с точки зрения вовлечения неправительственных организаций (НПО), которые принимали активное участие как в подготовке к министерской конференции, так и в обсуждении вопросов повестки дня по ходу встречи. Рабочая группа по Программе действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (РГ ПДОООС) Европейского Эко-Форума (Коалиции неправительственных организаций региона Европейской Экономической Комиссии ООН - ЕЭК ООН) организовала дискуссию, а также три субрегиональных семинара (в Ереване, Минске и Алматы) и подготовительный форум НПО всех стран региона накануне министерской встречи.

Участники форума приняли Резолюцию, а также рассмотрели вопросы о роли и стратегии неправительственных организаций в решении водных проблем и интеграции экологической и экономической политики. Позиция НПО была включена в число официальных документов встречи министров и представлена на официальном пленарном заседании.

В Алматинских принципах был обозначен ряд мер по вовлечению общественности в процесс принятия решений. В частности, предлагалось:

- разработать законодательную основу для участия общественности в принятии основных решений, касающихся водоснабжения и канализации;

- местным органам власти и водоканалам обеспечить общественность информацией и возможностями участия в решении вопросов водоснабжения и канализации, в частности, посредством организации встреч с общественностью и привлечением к работе органов, принимающих соответствующие решения, через договоры между местными органами власти и водоканалами при участии НПО и других заинтересованных сторон.

2. Какой вклад могут внести НПО в реформу сектора водоснабжения?

Участие общественности в процессе реформирования водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) в странах ВЕКЦА является важным условием для более эффективного осуществления реформ и поддержки населения. НПО, как наиболее заинтересованная и организованная часть общественности, могут сыграть важную роль в активизации других заинтересованных групп. Эту возможность НПО необходимо использовать для успешного осуществления процесса общественного участия в реформировании водного сектора. Многие НПО имеют положительный опыт информационно-просветительской работы и привлечения населения в решение различных проблем и при проведении реформ городского водоснабжения и канализации, могли бы внести свой вклад, чтобы стать полноправными партнерами водоканалов и местных органов власти.

НПО имеют высокий потенциал и готовы вести открытый, активный и постоянный диалог с правительством, частным сектором, экспертами и международными финансовыми организациями. Для повышения эффективного участия общественности и использования различного потенциала в проведении реформ, НПО могут:

  • содействовать выполнению странами ВЕКЦА международных обязательств, касающихся решения водных проблем (Цели Развития Тысячелетия, Лондонский протокол по воде), а также информирования и вовлечения общественности в их решение (Орхусская Конвенция);

  • участвовать в разработке государственной политики в водном хозяйстве в части постановки целей, определении приоритетов, разработки планов действий при реформировании ВКХ и механизмов их реализации;

  • участвовать в разработке планов и программ, связанных с реформированием водного хозяйства и осуществлять мониторинг за их реализацией, в разработке и обсуждении адекватной нормативно-правовой базы и институциональной основы, системы показателей и отчетности, системы мониторинга качества воды/услуг ВиК в процессе проведения реформ;

  • содействовать налаживанию диалога между различными секторами общества и переходу к совместному межсекторальному процессу принятия решений по вопросам реформ водного хозяйства, активно сотрудничать с государственными структурами и органами местной власти и водоканалами на основе реальных партнерских отношений;

  • способствовать разработке индикаторов реализации Алматинских принципов по реформе сектора ВиК;

  • содействовать обеспечению права каждого гражданина на доступ к качественной питьевой воде при проведении реформирования ВКХ и способствовать осознанию обществом и лицами, принимающими решения, важности учета и обязательного обеспечения социальных гарантий населению при реформирования водного сектора путем организации встреч, круглых столов, консультаций, общественных слушаний и пресс-конференций;

  • через участие НПО в общественных координационных советах способствовать обеспечению открытости и прозрачности обсуждения актуальных вопросов, связанных с формированием тарифов и учетом приемлемости для населения платы за услуги ВиК, с определением источников финансирования капитальных и текущих затрат в секторе ВиК;

  • защищать экологические и потребительские права граждан, содействовать совершенствованию законодательных и нормативных актов по вопросам обеспечения устойчивого водопользования и сохранения здоровья населения,

  • способствовать привлечению и прозрачности использования финансовых ресурсов в секторе водоснабжения и канализации;

  • содействовать самоорганизации населения для решения проблем ВиК (ассоциации водопользователей, частные инициативы, малый бизнес), проводить социологические опросы с целью сбора и изучения предложений и пожеланий граждан-водопользователей, направленных на улучшение системы водоснабжения, поднимать перед водоканалами вопросы о поиске эффективных решений и средств на их реализацию;

  • организовывать общественный контроль за качеством воды и услуг в соответствии с Руководством ВОЗ, помогать в проведении опросов общественного мнения и оценке доступности услуг водоснабжения и канализации, проводить опросы населения о степени удовлетворенности услугами водоканалов, готовности потребителей платить за предоставляемые услуги и повышение их качества;

  • осуществлять образовательно-просветительскую деятельность среди населения с целью в повышения информированности о реформировании водного сектора (проведение широкой информационно-разъяснительной работы о цели, сути и ходе осуществления реформ и возможных путей смягчения последствий реформирования, оказывать содействие информационному обмену, доведению данных, информации и знаний до заинтересованных лиц и водоканалов;

  • способствовать усилению вовлечения СМИ в процесс информированности общественности и населения о реформах в области ВиК;

  • содействовать формированию у населения культуры рационального водопотребления,

3. От Алматы до Еревана: улучшился ли межсекторальный диалог?

Через пять лет после принятия Руководящих Алматинских принципов можно говорить о том, что реформирование сектора ВиК не дало ощутимых практических результатов фактически во всех странах ВЕКЦА и не достигло необходимого участия всех заинтересованных секторов общества. За редкими исключениями, реформа ВКХ не стала также приоритетом государственной политики и не имеет адекватного понимания и поддержки со стороны властей, как на национальном, так и на местном уровнях.

3.1. Участие НПО в реформе на национальном и местном уровнях

После встречи министров в Алматы-2000 практически во всех странах ВЕКЦА продолжалось развитие демократических процессов, но можно констатировать, что они проходили неравномерно по странам и по различным секторам. В частности, наиболее наглядно это проявилось в области охраны окружающей среды. Между тем, вовлечение общественности в процесс водохозяйственных реформ не получило ожидаемого распространения.

  • С одной стороны, прослеживается неготовность и незаинтересованность водохозяйственных органов и частного сектора к привлечению общественности в процесс реформирования сектора ВиК. Это выражается в недостаточном внимании лиц, принимающих решения, органов местной власти к проведению самой реформы и улучшению информированности населения, необходимости разъяснения обоснованности повышения тарифов на услуги ВиХ, а также к изучению платежеспособного спроса населения на услуги водохозяйственных предприятий;

  • С другой стороны, в целом, наблюдается недостаточная активность со стороны широкой общественности и НПО, ассоциаций и обществ защиты прав потребителей и др. Это выражается в слабой информированности, недостатке соответствующего потенциала и реальной возможности принимать активное и действенное участие в проведении реформ в ВКХ, вести заинтересованный диалог с водохозяйственными предприятиями и органами местной власти.

Несмотря на непривлекательную картину в целом, имеются отдельные положительные примеры хороших практик и инициатив, как со стороны государства, водоканалов, так и со стороны неправительственного сектора. Многие НПО понимают, как важно обеспечение доступа к безопасной питьевой воде и услугам ВиК для повышения качества жизни и улучшения здоровья населения. Опыт стран ВЕКЦА свидетельствует о наличии позитивных примеров участия общественности в реформировании водного сектора. Подтверждением этому может служить: создание ассоциаций водопользователей в Армении и Кыргызстане, сотрудничество с органами местной власти, создание водной сети в Украине, создание обществ по защите прав потребителей в России, Грузии, Армении, Беларуси, Казахстане и Молдове, проведение общественной экспертизы, создание Программы развития водопроводных и канализационных сетей Молдовы, вовлечение НПО в обсуждение и поиск путей решения проблем управления водными ресурсами Центральной Азии, создание коалиции экологических НПО и реализация проекта по обучению лидеров ассоциаций водопользователей навыкам рационального водопользования и защиты их прав в Узбекистане.

3.2. Барьеры на пути к эффективному участию общественности в реформировании водохозяйственного сектора

Среди основных барьеров для эффективного участия общественности в процессе реформ в секторе городского водоснабжения и канализации можно выделить следующие:

* отсутствие политической воли и реальных механизмов участия общественности в реформировании водного сектора. Заинтересованная общественность в настоящий момент так и не стала реальной полноправной стороной в процессе принятия решений при проведении реформы ВиК;

* недостаточное развитие демократических традиций в обществе. Часто общественность и органы власти оказываются неподготовленными к ведению конструктивного диалога и не учитывают необходимости обязательного представительства всех заинтересованных сторон;

* отсутствие навыков взаимодействия с общественностью у государственных органов и органов управления ВКХ,

* недостаточный уровень информированности общественности о проводимых реформах и незнание о своих возможностях участия,

* необходимость повышения квалификации НПО в области реформирования водного хозяйства

  • недостаток всесторонней поддержки деятельности НПО, направленной на реформирование водного хозяйства и предусматривающей обучение, консультации, техническую и финансовую помощь.

3.3. Сотрудничество НПО на уровне региона ВЕКЦА

Конференция министров «Алматы-2000» и процесс подготовки к ней вызвали большой энтузиазм и решимость НПО активизировать свою работу и внести достойный вклад в реформирование ВиК. Однако этот процесс постепенно затухал. Недостатки в координации деятельности НПО региона не позволили наладить процесс сотрудничества, обмен информацией и опытом по участию в реформе водохозяйственного сектора – что могло бы дать дополнительный импульс участию НПО и повышению эффективности такой деятельности. Процесс сотрудничества НПО, в данной сфере, ограничился распространением информации, предоставленной СРГ ПДООС, и небольшими эпизодами по обсуждению вопросов реформирования водоснабжения на других форумах с участием стран региона ВЕКЦА (в частности, выработка Экологической стратегии ВЕКЦА).

3.4. Деятельность международных и сервисных организаций для поддержки вовлечения общественности в решение проблем водоснабжения и осуществление решений Алматы

Большое содействие процессу вовлечения общественности в решение проблем водоснабжения и осуществление Алматинских принципов оказывает Специальная рабочая группа по ПДООС. Традиции взаимодействия с НПО, созданные СРГ ПДООС, являются примером хорошей практики работы международных организаций с НПО. Тема «Содействие общественности реформе ВиК» включен отдельным разделом в планы работы СРГ ПДООС. НПО постоянно приглашаются практически на все мероприятия СРГ ПДООС. Секретариат СРГ ПДООС установил хорошие партнерские отношения с Рабочей группой по ПДООС Европейского Эко-Форума и оказывал ей неоценимую моральную поддержку и практическую помощь. Однако отсутствие регулярной и про-активной деятельности по широкому распространению информации и наработок СРГ ПДООС по реформе водного хозяйства и осуществлению Алматинских принципов несколько снижает эффективность работы Европейского Эко-Форума в этом направлении целом.

Неправительственные организации ВЕКЦА принимали активное участие в двух региональных встречах в Москве по Водной инициативе ЕС-ВЕКЦА в 2003 и 2004 гг, подготовили доклады о роли и вкладу НПО, информированию и образованию населения. В последние полтора года привлечение неправительственных организаций к работе по Водной инициативе ЕС и мониторингу ее выполнения носит эпизодический и незначительный характер и не обеспечивает широкого участия НПО региона. НПО подготовили ряд «строительных блоков» для Водной инициативы ЕС, которые оказались невостребованными до сих пор. В настоящее время НПО региона не понимают сущности и перспектив этой инициативы.

Как правило, пилотные проекты международных организаций, в том числе в области водоснабжения и канализации, включают информирование и вовлечение общественности в качестве обязательного компонента.

Вся эта деятельность, кроме своей прямой полезности, способствует повышению имиджа НПО и признанию важности партнерства с общественностью в глазах официальных органов ВЕКЦА.

В дискуссиях навстречу Алматы-2000 большие надежды, равно как и опасения, возлагались на Новые Региональные экологические центры (РЭЦ). К настоящему времени их деятельность по вовлечению общественности в процесс поддержке системы общественного в области реформы водоснабжения и канализации и реализации Алматинских принципов несущественна. НПО ВЕКЦА неоднократно высказывали мнение (в частности, на Конференции по экологической стратегии ВЕКЦА в Тбилиси, 2004) о необходимости расширения диалога с РЭЦами, правительствами и международными организациями - для того, чтобы сделать деятельность Новых РЭЦов эффективной в выполнении их основной миссии – поддержки системы общественного участия. Мы повторяем наш призыв к такому диалогу.

4. Рекомендации по повышению роли НПО в реформе водоснабжения

Реформа городского сектора водоснабжения и канализации в регионе ВЕКЦА необходима и процесс реформирования должен быть значительно ускорен. Вклад неправительственных организаций в повышение эффективности этого процесса несомненный. В связи с этим

Мы призываем неправительственные организации стран ВЕКЦА:

  • активизировать свою деятельность и поставить содействие решению проблем водоснабжения и канализации в перечень приоритетных направлений своей деятельности;

  • начать диалог с обществами потребителей, ассоциациями водопользователей, частным сектором, государственными структурами, международными финансовыми институтами с целью выработки механизмов межсекторального взаимодействия, что может значительно повысить эффективность реформ в секторе ВиК.

Мы обращаемся к министрам:

  • на конференции в Ереване подтвердить свою приверженность идеям вовлечения общественности, выраженной в Орхусской Конвенции и Алматинских принципах, исходить из решений Всемирного саммита по устойчивому развитию (ВСУР) по развитию Партнерств и Киевской конференции министров окружающей среды 2003 года;

  • признать участие общественности как ключевую предпосылку успеха реформы водоснабжения и создать механизм реального участия общественности для того, чтобы заинтересованная общественность стала реальной стороной принятия решений и ее мнение максимально учитывалось в ходе реформы ВКХ;

  • взять обязательства по расширению информирования, консультирования, эффективного вовлечения общественности в процесс реформирования и по содействию общественного мониторинга реформ, в частности:

* создать межведомственные и межсекторальные координационные советы по управлению реформой и обеспечить в них полноправное постоянное участие представителей общественности,

* министерствам и ведомствам, органам местной власти и водоканалам организовать проведение информационных кампаний, связанных с проведением реформы в городском секторе водоснабжения и канализации, обеспечить эту деятельность финансированием с отбором исполнителей на конкурсной основе.

  • на Ереванской встрече поручить СРГ ПДООС совместно с правительственными и неправительственными структурами ВЕКЦА подготовить обзор ситуации о проблемах вовлечения общественности стран ВЕКЦА в реформу сектора водоснабжения с целью определения преград и выработки рекомендаций по преодолению препятствий. Результаты представить на встрече СРГ ПДООС в 2006 году и затем в Белграде, на очередной конференции «Окружающая среда для Европы» - в 2007 году;

  • поручить СРГ ПДООС разработать и начать реализацию региональной программы повышения потенциала государственных служащих, представителей местных органов публичной власти, водоканалов по вовлечению общественности в реформирование ВКХ. На национальном уровне эта программа должна предусматривать серию тренингов, подготовку и публикацию методических материалов, организацию ознакомительных поездок, обмен опытом и т.д.

Мы призываем международные организации:

  • взять обязательства по вовлечению общественности во все планы и программы, а также обеспечить эту деятельность необходимыми ресурсами и считать участие общественности необходимым и важным компонентом поддерживаемых ими программ и проектов
    в странах ВЕКЦА. При выделении международного финансирования на осуществление реформирования водного хозяйства обязательным условием считать информирование и участие общественности в процессе планирования и реализации соответствующих стратегий, а также и при проведении мониторинга их выполнения;

Мы призываем правительства стран ВЕКЦА, международные донорские организации:

  • создать специальный фонд для поддержки деятельности НПО по участию в решении проблем водоснабжения и канализации.

Мы обращаемся к СРГ ПДООС

- в сотрудничестве с Европейским Эко-Форумом разработать и осуществить программу повышения потенциала неправительственных организаций по эффективному участию в реформе сектора водоснабжения и канализации (включая тренинги, широкое распространение методических материалов и руководств по расширению участия общественности, выработки стратегии и планов действий, поиску финансирования и т.д.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К. Г. Борисов Международное таможенное право Издание второе, дополненное Рекомендовано

    Документ
    Рассматриваются основные понятия, содержание, источники международного таможенного права. Исследуются правовые формы международных связей и сотрудничества государств в области пресечения таможенных правонарушении, борьбы с контрабандой.
  2. Участие общественности в процессе принятия решений в области окружающей среды и развития становится все более обязательным компонентом разработки проектов

    Документ
    Участие общественности в процессе принятия решений в области окружающей среды и развития становится все более обязательным компонентом разработки проектов.
  3. Программа «Образование для всех» глава ІІІ

    Программа
    Важнейшим фактором обеспечения устойчивого и поступательного развития стран является состояние системы образования. В данной ситуации важны два аспекта: качество образования (соответствие его мировым стандартам в области образования)
  4. Л. Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетті

    Документ
    CHAIRMANSHIP OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN ORGANIZATION FOR SECURITY AND COOPERATION IN EUROPE IN THE CONTEXT OF MAINTENANCE OF STABILITY AND SECURITY IN THE EURASIAN REGION
  5. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность (1)

    Диплом
    Для российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.

Другие похожие документы..