Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Фізико-географічні умови виступають постійним важ­ливим об’єктивним фактором розвитку історичного процесу і розвитку держави як його складової. Їх вп...полностью>>
'Курсовой проект'
Для работы в узкой полосе частот рассмотрим избирательный усилитель с емкостной связью, так как емкостная схема связи (емкостной делитель) целесообра...полностью>>
'Документ'
Заслушав информацию заместителя Генерального секретаря ВКП Подшибякиной Н.Д. «О ходе проводимой профсоюзами стран СНГ солидарной кампании «Минимальну...полностью>>
'Семинар'
Определить природу Я (moi) — задача, которая уведет нас очень далеко. Что ж, издалека мы, пожалуй, и начнем, и уже оттуда вернемся в центр, что как р...полностью>>

Некрасова Нина Андреевна, доктор филосовских наук. Для сдачи экзамена необходимо написать реферат

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Занятие #1 (19.02.2008) - Лекция

История и философия науки.

Некрасова Нина Андреевна, доктор филосовских наук.

Для сдачи экзамена необходимо написать реферат (реферат по истории своих исследований, по ) - сдать на кафедру Ирине Анатольевне. Объём реферата – 30 стр. Печатного текста 12-м шрифтом (включая литературу, содержание, план).

Экзамен сдаём к конце июня.

Билет состоит из двух вопросов.

Три аспекта бытия науки.

Наука – духовная деятельность людей направленная на производство новых знаний по природе, обществе и самом познании. Результатом научной деятельности являются научные знания. Наука существует как вид познавательной деятельности, как система знаний и как социальное явление, отсюда три аспекта её бытия:

  1. Как вид познавательной деятельности.

Виды познания:

    1. Обыденное – человек получает элементарные сведения о повседневной жизни;

    2. Художественное;

    3. Игровое -

      1. Ритуальные действия;

      2. Спортивные деловые игры;

    4. Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека;

    5. Религиозное – мир объясняется на основе веры;

    6. Научное познание – мир исследуется научными методами с целью получения научного знания. Специфика научного познания определяется его – субъектом, объектом, целью, методами, результатом и написанием научного открытия.

Структура научной познавательной деятельности включает в себя следующие 4-е компонента:

  • Субъект познания – отдельный исследователь, научное сообщество или научный коллектив;

  • Объект – то, что изучает данная наука. Следует различать предмет и объект науки. Предмет – та ограниченная область, которую исследователь выделяет из мира объектов в процессе своего познания. Объект – совокупность сторон свойств отношений, которые противостоят субъекту познания (определяется внутри объекта, его часть);

  • Средство – система методов и приёмов имеющая всеобщий характер используемых во всех науках и характерных для данной (науки);

  • Язык науки (научный язык) – естественное или исскуственное средство выражения, которое необходимо для выражения результатов;

  1. Как система научных знаний.

Виды знания:

    1. Знание умения (знание как);

    2. Знание знакомства (способность человека познать какое-то явление);

    3. Знание информация (знание что) – единственный относящийся к научному знанию;

Критерии научности знания:

  1. Объективность – соответствие реальной действительности;

  2. Доказательность и обоснованность – обоснования могут быть как эмпирического характера так и логического;

  3. Опытная проверяем ость (повторяемость);

  4. Выраженность в понятиях (выражено конкретным языком, конкретной науки);

  5. Системность – научные знания должны быть согласованы с определённой концепцией, которая сложилась в науке;

  6. Упорядоченный знания, не разрозненные;

  7. Способность к развитию – любое исследование должно содержать потенциал к развитию;

  1. Наука как социальный институт.

В ходе своего развития наука постепенно превращалась в относительно самостоятельную форму общественного сознания. Поэтому наука – продукт длительного развития человеческой цивилизации и культуры. Постепенно она превратилась в особый социальный организм, который вырабатывает определённые типы общения между людьми, он живёт и действует по определённым нормам, законам. Наука проходит определённые этапы в развитии. Первоначально научные сведения сливаются в единое филосовские учение:

  1. Сгусток знаний объединенных идейной философией (пра-наукой);

  2. Образование университетов, научных коллективов в них;

  3. В 17-ом веке, от пра-науки начинают выделяться конкретные научные знания, прежде всего конкретные естественные науки (математика, астрономия), затем в 18-ом веке – гуманитарные. Каждая наука определяет свой предмет;

  4. В 20-ом веке появляется техника, её появление связано с промышленной революцией и переходом к машинному производству.

Предмет философии науки.

Понятие – философия науки имеет два значения:

  • Так называется одно из направлений западной и отечественной философии;

Предпосылки возникновения философии науки как направления возникают во второй половине 19-го века, в рамках Позитивизма. Это направление разрабатывает проблемы методологии науки, специфики научной деятельности и критериев научности знаний. Сегодня философия науки представлена целым рядом, оригинальных концепций, которые предлагают различные модели развития науки.

  • Философская дисциплина;

Как дисциплина сложилась к середине 20-го века, когда возникла потребность - что есть наука, какое она влияние оказывает на развитие общества и что есть такое технический прогресс. Предмет философии науки – общие закономерности, тенденции возникновения, развития и функционирования науки, как особой деятельности по производству научных знаний и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Центральная проблема философии науки – проблема роста научного знания. Её решение предполагает исследование трёх основных вопросов:

  1. Как возникает наука (прошлое науки):

  2. Как развивается и функционирует наука в определённых условиях (настоящее науки):

  3. Каковы перспективы её развития (её будующее):

Философия науки имеет свою собственную структуру, куда входят:

  • Онтология науки – учение о основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки:

  • Гносеология науки – учение об особенностях познавательной научной деятельности, её источниках, формах и границах:

  • Методология науки – учение о принципах и методах получения знаний:

  • Логика науки – учение о логических средствах научного познания:

  • Аксиология науки – учение о ценностных предпосылках научного познания:

  • Социология науки – учение о особенностях взаимодействия социальных групп, которые участвуют в научной деятельности:

Задачи философии науки.

  1. Исследования соотношения философии и науки на разных исторических этапах:

  2. Исследование факторов развития научного знания:

  3. Исследование филосовских оснований отдельных наук и научных теорий:

  4. Исследование границ и возможностей научного знания:

  5. Исследование взаимодействия науки, культуры и общества:

Основные подходы к анализу науки.

  1. Логико-эпистемологический. Эпистемология, от греческого – знание. Греческое понятие эпистема (только истина), означает доказательное утверждение, противоположным понятием было слово – доска (мнение). Начинает свою историю от Аристотеля; затем был развит Галилеем и поныне плодотворно развивается. Целью данного подхода является – производство доказанной информации, т.е логически не противоречивого знания. Сущностью является пренебрежение опытным или экспериментальным познанием и абсолютизация экспериментальной науки. Основой аристотелевской науки является рациональная дедукция (от общего к частному). Именно при таком подходе наука теснейшим образом связана с философией. Продолжением такой тенденции было учение Галилея, который показал, что опытные данные в своём первозданном виде вовсе не являются исходным элементом познания. Опытное естествознание всегда нуждается с теоритических обобщениях. Гегель привнёс идею о необходимости опираться на математику, рассматривая математику как способ создания теоритических схем.

  2. Позитивистский. Позитивизм – (положительный) направление возникшее в середине 19-го века (до этого господствовал аристотелевский подход). Позитивизм особым образом рассматривал предмет философии считая её – абсурдным, абстрактным, спекулятивным знанием. Считая, что только конкретная наука, опираясь на факты, может объяснять действительность. Методологические основы:

    1. Решительный отказ от филосовских традиций. Утверждение, что философия не имеет право на существование и утверждение, что наука не нуждается в философии;

    2. Провозглашение нейтральности своего учения, отрицание как идеализма, так и материализма;

    3. Наука не должна объяснять явления и отвечать на вопрос “почему”, она должна описывать явления и отвечать на вопрос - “как”. Знать можно только то, что дано познающему субъекту в его чувственном опыте;

    4. Наука стремиться к знанию – полезному, выгодному и удобному (для применения), отсюда – понятие истины отождествляется с понятием пользы и ценности для кого-то;

История науки.

Принято считать, что наука зародилась в:

  • Древнем мире;

  • Античности;

  • Середине средневековья;

  • 17-ом веке;

Занятие #1 (26.02.2008) - Семинар

Проблема бытия — Онтология (учение о бытии или о существовании).

Основной вопрос философии:

  1. Онтологическая — что первично?:

    1. Материалисты — первична материя;

    2. Идеалисты — первичная идея, сознания:

      1. Объективные — чьё-то сознание творит мир;

      2. Субъективные — я творю мир, моё сознание;

    3. Дуалисты — и 1 и 2-е;

    4. Плюролисты — много начал:

  1. Гносеологическая — познаваем ли мир?:

    1. Да — гносеологические оптимисты;

    2. Нет — агностики;

Как происходит развитие? - проблема метода;

Метод:

  1. Диалектика (источник развития — внутренняя борьба противоположностей);

    1. Утверждает что всё взаимосвязано;

    2. Считает что источник развития находиться внутри самой вещи;

    3. Источником развития является борьба противоположностей;

    4. Развитие имеет спиралевидный характер;

    5. Развитие носит количественный и качественный характер;

  2. Метафизика (раньше так называлась вся философия) — после природы (источник развития — снаружи);

    1. Никакой связи между явлениями нет;

    2. Считает что источник развития находиться вне самой вещи;

    3. Источником развития является внешний первотолчок;

    4. Движение совершается по кругу;

    5. Развитие бывает только количественное;

Тезис, антитезис, синтез.

Закон отрицания отрицания.

Применительно к человеку — три этапа, ребёнок, родитель, старик.

Мироздание стоит на:

  1. ...;

  2. Энергия;

  3. Информация — всё что существует вокруг, мировое информационное поле. В каждый момент времени человеку поступает информация и в виде энергии отдаётся обратно (если этого обмена не будет, ни чего не будет существовать). Переносчиком информации внутри человека является — вода. Вода умеет себя очищать (превращаясь в лёд, ... лечение талой водой);

Тезисы:

Энергия творения (упаковка энергии в сверхплотное состояние) и разрушения (распаковка, искусственное разрушение — ядерный взрыв), это добро и зло. Всё что способствует созиданию — добро. Своими деяниями мы либо способствуем либо разрушаем что-то. Накопленная и не отданная энергия начинает разрушать изнутри. Планета — реагирует на то, что мы ей даём, посредством землетрясений, извержений. Любовь — самая бескорыстная способность отдать себя другому. Закон любви — чем больше ты отдаёшь, тем больше получаешь (возлюби врага (хочет вывести тебя из состояния равновесия) своего — высшее проявление любви).

У человека три подаркаразум, способность творения, способность любить. Если дан разум — его надо развивать, разум это то, благодаря чему человек может постичь свою полезность миру, найти подтверждение необходимости собственного существования. Изначально, человека спасло умение жить в стае, в окружении других подобных себе. Суть марксизма — жизнь среди других, иначе человек не существует. Человек в другого смотрится как в зеркало. Коммунизм — путь возвращения человека к своей личности. Человек осознанно должен понять, что без другого человека он не может познать свою сущность.

Наука — система научных знаний. Наука — социальный институт (те органы, способствующие её развитию, живут на ней — лаборатории, институты), является таковой только на определённом этапе.

Как форма познавательной деятельности. Познавательное знание — знание основанное на вере. Изначально оно противоречивое (к примеру предметы в школе, рассказывающие об одном но по разному). Следующий уровень — методологический (это более высокий, целостный уровень знания, в основе которого лежит философия).

Художественное познание — чувственно-образное восприятие. Гармоничное — прекрасно, не гармоничное — безобразно. («эс-та-но-май». равнодушный, в греции имело значение — с одинаковой душой, близкой).

Игровое познание — всякое познание, получаемое во время игры.

Философское знание — интересно тем, что строится на обобщении.

На следующий раз — проанализировать то, что не успели сегодня с прошлой лекции.

Занятие #2 (26.02.2008) - Лекция

Существуют 4-е основных версии происхождения науки:

  1. Появилась в древнем Египте, в период египетской цивилизации. Цивилизация древнего египта сформировалась в 4-ом тысячелетии до нашей эры и располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, химии, астрономии и других конкретных наук. Особенность. Египетской науки является недоступность знаний, знания считались тайными оккультным учениями, поэтому все мудрецы мира заимствовали свои знания из Египта и других восточных стран, получивших знания в своё время также из Египта (есть мнение, что древняя цивилизация атлантов, погибая, дала жизнь — нам известному миру людей).

Эту версию на происхождение науки обосновывает также сегодняшний научный вывод — знание в древнем Египте возникли одновременно в различных областях (медицина, химия, астрология, музыка, акустика, риторика, магия, философия, математика, геометрия, анатомия, ораторское искусство). Основной трудностью в изучении египетских знаний объясняется тем, что они были тайными. Их держали в тайне от профанов, передавая ученикам, преосвященным. Поэтому в священной книге египтян (Книга мёртвых — инструкция о том, как выжить в мире мёртвых) говорилось, что нельзя даже самым своим близким говорить о тайных знаниях и попытка завладеть «магическими» книгами считалась самым страшным преступленем.

Тезисы: Учение о двух натурах (человеческое существо и животное) и трёх мирах (мир — трехуровневый: макромир (космос), микромир, наш мир). Библия написана для нескольких пластов — для простых людей, для избранных (способных читать между строк), для нового типа человека, не способного не навредить себе. Древний Египет и сегодняшний — совершенно не похожи. Строение пирамид в качестве склепов для фараоном является одной, не самой состоятельной их всех гипотез.

  1. Наука зародилась в древней Греции.

Первые натур-философы были в большей степени учёными чем философами. Философия представляла собой — пра науку, где в синкретичном виде (обобщённом) были заложены все знания. Считается, что античный мир обеспечил применение методов математики и вывел её на теоритический уровень. В античности большое внимание уделялось системе доказательств, переход к научному сознанию был связан со всеобщей рационализацией мышления. Происходит переход от эмоционально-образного и конкретно образного объяснения мира к оперированию понятиями обобщениями и абстракциями, появляются первые философы и постепенно филосовские системы приобретают вид всё более оформленного рационального знания. Личностно-образная форма мифа заменяется безличностно-понятийной формой философии. Олицетворение уступает место абстракции, если в мифологии действительность воображалась, то в греческой натур-философии она начинает пониматься.

Тезисы: Причина тому (зарождению знания именно в Греции) — огромное колличество рабов + уникальная система распределения дохода (каждому жителю полиса по ровну от дохода). Поэтому было много свободного времени, учиться, развиваться, участвовать в состязаниях. В Греции условия для развития человека были самыми благоприятными. В Греции сформировалось то, что называлось пра наукой — философией. Они ушли от конкретно-образного мышления (к примеру слово — палка, это не конкретный экземпляр, а класс вещей определённого типа). Появилось рациональное мышление, связанное с возникновением науки. Пифагорейский союз. По пифагору (свои математические знания получил в Египте) — всё в мире имеет своё числовой код и если расшифровать его, можно познать суть вещи (Мухамед Афган).

  1. Наука возникла в позднем средневековье.

Потому что в это время зарождаются опытные знания. В деятельности английского епископа Роберта Гроссетеста (конец 11-го, начало 12-го века) и английского монаха Роджера Бекона была переосмыслена роль опытного знания. Поэтому историки занимающиеся средними веками считают Гроссетеста пионером науки. Считают, что в средние века, в след за Аристотелем разрабатывался дедуктивный метод — от общего к частному.

  1. Наука рождается в новое время.

Потому что в 16-ом, 17-ом веке происходит отпочкование от пра философии конкретных научных знаний — становление конкретных, естественных наук. Точкой отсчёта является учение Коперника, который заложил основы механистической картины мира. Долгое время, вплоть до конца 18-го, начала 19-го века, наука и естествознание отождествлялись, т.к обществознание ещё не появилось. Данная версия особенно популярна среди наших историков (отечественных). Стёпин разработал периодизации истории науки. Согласно этому подходу, науке предшествует история пред науки (до классический этап), где рождаются зачатки знаний (Греция, Египет) — с до времён до 15-16-го века. Наука, как новый феномен возникает в новое время, и в развитии проходит три этапа:

  1. Классический — 17-19 века. При описании объектов и теоритическом их объяснении устраняет всё, что относится к субъекту. Такое устранение рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире.

    1. Парадигмой имеет — механику;

    2. Картина мира — жёсткий детерминизм;

    3. Образом мироздания является — часовой механизм;

  2. Не классический — первая половина 20-го века. Основана на разработке квантовой механики и релятивизме (теории относительности). Она отвергает объективизм классической науки и по новому осмысливает связь между знаниями об объекте и операциями деятельности субъекта (учёного). Связь же, объективного и субъективного рассматривается как истина;

    1. Парадигмой имеет — теорию относительности, дискретности квантования, вероятности и дополнительности;

    2. Картина мира — связана с понятиями из пункта 1;

    3. Образом мироздания является — связана с понятиями из пункта 1;

  3. Пост-неклассический (современный) — 2-я половина 20-го века. Основана на постоянной включенности субъективной деятельности в «тело» знания. Т.е деятельность субъекта, его ценно-целевые установки становятся основой знания.

    1. Парадигмой имеет — синергетики, т.е на принцип самоорганизации системы, связана с этой парадигмой — ориентация на историческое время, системность;

    2. Картина мира — ...;

    3. Образом мироздания является — ...;

На каждом из этих этапов разрабатывались особые идеалы, нормы и методы научного исследования. Формируется определённый стиль мышления и понятийный аппарат. Критерием такой периодизации является соотношение — субъекта и объекта познания.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму, свою картину мира и свои фундаментальные идеи.

Смену этапов развития науки нельзя понимать буквально, переход происходит посредством снятия (всё самое ценное из прошлой (в преобразованной, модернизированном виде) переносится в новую стадию) + замены установок более новыми. К примеру - неклассическая наука не уничтожает классическую, а лишь ограничивает её сферу.

В понимании факторов, обусловивших происхождение и развитие науки в истории философии науки сложилось два основных подхода:

  1. Экстернализм (вне) — появление науки обусловлено сугубо внешними для неё понятиями, поэтому основной задачей изучения науки является реконструкция социально-культурных условий;

  2. Интернализм (внутри) — основные движущие силы развития науки видят во внутренней природе научного знания. В качестве таких факторов рассматриваются — способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программ и др., поэтому главное для интерналистов — описание самих познавательных процессов;

След. лекция: философское и научное воззрение древнего востока.

Занятие #3 (4.03.2008) — Лекция



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Волгоградское муниципальное учреждение культуры (7)

    Документ
    Коллекция мультимедийных изданий электронного читального зала : в 2 ч. Ч. 2. Общественные и гуманитарные науки : аннотированный библиографический указатель / сост.

Другие похожие документы..