Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
Члены оргкомитета: д.т.н. Вишняков Я.Д. (ГУУ), д.г.-м.н. Круподеров В.С. (ВСЕГИНГЕО), д.г.-м.н. Кутепов В.М. (ИГЭ РАН), д.т.н. Лесных В.В. (ВНИИГАЗ),...полностью>>
'Документ'
Раскрытие 4 4 3 3 1 1 31 30 30 9 8 1 Закон 5 5 4 4 3 1 1 31 30 1 17 Разум, Слово 5 5 4 3 3 1 31 18 Благо, Тепло 7 7 5 4 4 3 3 1 3 19 Родник,...полностью>>
'Инструктивно-методическое письмо'
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Всемирная история. История Бела...полностью>>
'Документ'
Те из Вас, кто хочет понимать не отдельные стороны общественной жизни, а общество в целом, и кто хочет пользоваться преимуществом такого понимания, д...полностью>>

Великий князь Михаил Александрович

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Повреждения японских кораблей в бою 28 июля.

ЭБР «Микаса», флагман японского флота, по видимому, стал первым пострадавшим в этом бою кораблем. В 12.41, в момент поворота «все вдруг» вправо, 305мм снаряд, попавший с кормовых курсовых углов, пробил грот-мачту и разорвался на спардеке, убив 12 и ранив 5 человек. Этот снаряд разрушил грот-мачту примерно на две трети окружности. 305мм снаряд попал в правый борт, в районе носового барбета и пробил 178-мм броневой пояс, выломав из него неправильной формы кусок размером порядка 1 м. Других сведений о попаданиях в первой фазе боя не имеется, хотя японская официальная история и говорит о том, что большую часть попаданий «Микаса» получил именно в это время.

Вскоре после начала второй фазы боя, между 16.30-17.00 в кормовой части японского корабля произошел сильнейший взрыв. В кормовой барбет попал 305мм снаряд. Осколки этого снаряда убили 1 и ранили 18 человек.

Взорвалось правое орудие в барбете, причем поврежденной оказалась вся установка (вышла из строя горизонтальная наводка). В это же время 305мм снаряд пробил левый борт, разрушил укладку противоторпедной сети и сделал две пробоины порядка 1 м. Взрыв снаряда разрушил значительную площадь на двух палубах и нанес большие потери личному составу.

Около 18.20 бронебойный 305мм снаряд попал в главный броневой пояс «Микасы» на уровне ватерлинии под фок-мачтой, проломив броню на стыке 152мм и 178мм плит, пробил скос броневой палубы и, проломив переборку между угольной ямой и машинным отделением, взорвался в машинном отделении. Осколки русского снаряда серьезно повредили левую машину и перебили паропровод «Микасы», машинное отделение заполнилось паром. В последствие всё отделение и ряд прилегающих угольных ям оказались полностью затоплены. В течение следующих 3-4 минут корабль получил еще 3 попадания, но самым тяжелым оказался 254мм фугасный снаряд, взорвавшийся на мостике японского флагмана, при этом было убито 7 и ранено 16 человек, в числе последних оказались командир корабля и два офицера штаба, которые были убиты и ранены, правда адмирал Того случайно уцелел, но получил тяжелую контузию и временно выбыл из строя. О времени других попаданий ничего неизвестно. 254-мм снаряд пробил 178мм броню левого борта, в обеих трубах имелись пробоины – большая в задней и меньшего размера в передней, вероятно, от снаряда крупного (305мм или 254мм) и среднего (152мм) калибра соответственно. Кроме того, по правому борту, прямо над броневым поясом был вырван квадратный кусок обшивки – возможно, головной частью снаряда, попавшего в 16.30-17.00. Наконец, несколько снарядов разорвались на броне, не причинив повреждений. Всего корабль получил более 25 попаданий калибра 152-305мм. Потери экипажа оказались самыми тяжелыми среди всех японских кораблей за этот бой. По официальным данным, было убито 36 и ранено 94 человека.

ЭБР «Асахи» – так же, как и остальные броненосцы японской эскадры за исключением «Микаса» – сравнительно мало пострадал от русского огня. Около 13.45 305-мм снаряд разорвался близко с кораблем, засыпав верхнюю палубу осколками. Еще один снаряд разорвался на броневом поясе левого борта в корме. Броня пробита не была, однако осколки снаряда нанесли ущерб легким конструкциям. Кроме того, около 17.05 кормовой барбет «Асахи» прекратил огонь по техническим причинам. Около 17.00-18.20 броненосец получил 9 попаданий снарядами среднего калибра и тяжелый снаряд, пробивший борт и взорвавшийся в носовой части. Потери экипажа 5 убитых и 17 раненых.

ЭБР «Сикисима» получил только 7 попаданий снарядами среднего калибра, не нанесшими серьезных повреждений, одно орудие главного калибра в носовом барбете вышло из строя в результате аварии. 254мм снаряд взорвался в кормовой части. 1 человек был убит и 7 ранено.

БРКР «Кассуга» в ходе боя получил 9 попаданий снарядов среднего калибра, на нем было ранено 19 человек.

БРКР «Ниссин», Флагманский корабль вице-адмирала Катаока замыкал строй японских главных сил в первой фазе боя, и на некоторое время после поворотов «все вдруг» становился головным. Между 12.20 и 14.20 он получил 2 попадания тяжелыми снарядами, которые убили 3 и ранили 13 человек. Еще 5 снарядов попали в «Ниссин» ближе к концу боя, при этом 11 человек погибли и 2 были ранены. Всего корабль получил 7 попаданий снарядов калибра 76-305мм. Таким образом, по официальным данным на «Ниссин» было 22 убитых и 27 раненых.

БРКР «Якумо». В конце первой фазы боя контр-адмирала Дева решил поддержать свои главные силы и атаковал хвост русской колонны. При этом в его флагманский корабль попал 305мм снаряд с броненосца «Полтава». В конце боя шедший концевым «Якумо» получил двенадцать попаданий, в том числе предположительно 254мм снаряд с «Осляби», попавший в нос и вызвавший обширные затопления, часть попаданий предположительно была получена от «Аскольда», именно в этот период обстреливавшего японский крейсер. Экипаж корабля потерял 27 человек убитыми и 10 ранеными.

БРКР «Асама». Ближе к концу боя получил 7 попаданий снарядами среднего калибра. На корабле наблюдался пожар. Количество пострадавших неизвестно.

Броненосец «Чин-Иен», входивший в состав пятого боевого отряда, бывший китайский броненосец, трофей японо-китайской войны, получил 3 попадания снарядами неустановленного калибра и потерял 6 человек ранеными.

В конце сражения крейсера «Такасаго», «Читозе», «Касаги», «Идзуми», «Акаси», «Сума» получили в общей сложности порядка 15-20 попаданий снарядами среднего калибра при отражении атаки русских крейсеров и истребителей.

Русская эскадра в 19.15 повернула на курс 120, следуя к Корейскому побережью. С выходом из боя японских главных сил 3-й и 6-й боевые отряды продолжали следовать по корме русских на дистанции около 7-8 миль. В 19.25 адмирал Того отдал эсминцам команду атаковать. В 19.30 Матусевич отдал команду прожектора не включать, противоминную артиллерию изготовить к бою.

К 19.50 русские корабли перестроились в строй двух параллельных кильватерных колонн. В 20.10 передовые крейсера получили извещение от флагмана о смене курса в два часа ночи на курс 170 град. Минные атаки начались около 21 часа. Как стало известно позднее, 1-й отряд истребителей атаковал броненосцы, идущие к корейскому побережью около 21 часа с правого борта. Каждый истребитель производил атаку самостоятельно. Рассвет заставил отряд прекратить поиски и возвратиться в Дальний. Ни одного торпедного попадания.

Русские броненосцы около полуночи стали объектами атаки 2-го отряда истребителей. Но и в этом случае ни одна из выпущенных торпед в цель не попала.

3-ий отряд истребителей атаковал русские корабли около 22 часов. И в эту ночь удача улыбнулась капитан-лейтенанту Ояма, командиру «Усугумо». Одна из двух выпущенных им торпед поразила ЭБР «Севастополь». Торпеда попала в кормовую часть корабля. Правда сблизившийся на дистанцию 1-2 каб. от русских кораблей истребитель был освещен прожектором и по нему открыли беглый огонь правым бортом «Севастополь» и «Полтава». Спустя минуту истребитель окутался паром, и начал останавливатся. Его расстреливали практически в упор. Корабль затонул спустя 15 минут. Остальные истребители, оставшись без торпед, ушли в Талиенван. Оценив ситуацию, Эссен принял решение идти в Порт-Артур, и в 22.15 ЭБР «Севастополь» лег на обратный курс, скорость составляла 6-7 уз. Японцы не обратили внимание на выход из строя русского броненосца, так как на нем были потушены прожектора и полностью все наружные огни, включая кильватерный.

Атаки 4-го отряда истребителей не увенчались успехом. И вновь сильной помехой действиям японцев оказался огонь русских кораблей. При этом "Мурасаме" и "Асагири" получили повреждения, заставившие их временно прекратить выполнение боевой задачи. Причем, на последнем, были убиты 9 членов экипажа.

5-й отряд истребителей, имел около полуночи боестолкновение с русскими эсминцами 1-го отделения. «Югири», «Сирануи», «Муракумо» получили повреждения от артогня. «Кагеро» добился торпедного попадания с дистанции 1 кабельтова в ЭМ «Выносливый», который вскоре затонул.

Утром 28 июля 1, 2, 16 и 21-й отряды миноносцев уже находились в море, поэтому к ночи испытывали недостаток в угле и воде. 6, 10, 14 и 20-й отряды миноносцев, базирующиеся на Дальний, вышли в море сразу после появления на внешнем рейде Порт-Артура Тихоокеанской эскадры. К моменту окончания дневного боя все миноносцы следовали по направлению движения главных сил, занимая различные позиции. Как и у истребителей, атаки миноносцев не были продолжением артиллерийской схватки: отряды осуществляли поиск русских кораблей самостоятельно. Процент одиночных действий и здесь был достаточно высок, а отсутствие нужных результатов позволяет даже сказать, что неприятель занялся в темное время суток "боевыми блужданиями".

1-й отряд сделал явную ошибку, когда, встретив 4 русских эсминца, решил избежать боя и ограничил себя расхождением на контркурсах. Учитывая, что продолжительное пребывание на ходу изрядно уменьшило запасы топлива и котельной воды, нужно было не игнорировать миноносцы 1-й эскадры, а немедленно атаковать их. Предвкушение встречи с броненосцами обернулось тем, что № 69, 68 и 70 так никого и не нашли, почему вынуждены были возвратиться в свою базу. Частично повезло одному № 70, сумевшему произвести минный выстрел в направлении двухтрубного силуэта, при этом цель опознана не была. Посчитав, что долг выполнен, "семидесятый" ушел к островам Эллиот.

2-й отряд миноносцев еще днем понес небоевые потери: № 46 столкнулся с № 37, повредил себе нос и принужден был идти в Дальний. № 38 пытался атаковать концевые русские корабли, но был поврежден артогнем и потерял ход после попадания в машинное отделение. В ходе атаки миноносцы потеряли друг друга. В 5.45 минут миноносец был обнаружен миноносцами «Властный» и «Грозовой», возвращавшимися в Порт-Артур, и потоплен артиллерийским огнем. №№37,39,45 расстреляли торпеды без результата.

Действия 6-го отряда миноносцев оказались успешнее всех остальных. Правда темнота легко разлучила корабли. №56 выпустил торпеды в направлении русских крейсеров, не добившись успеха. Потеряв цель в суматохе боя, ушел к своей стоянке. № 58 устремился в атаку на броненосец "Полтава", и добился попадания торпеды, которая не взорвалась при попадании. Тем не менее воинственный дух экипажа был еще достаточно высок, если командир миноносца атаковал колонну русских кораблей повторно. Однако и в этом случае выстрел оказался безрезультатным. Для № 59 и № 57 боевой выход в море ограничился поисками русской эскадры и закончился под утро с приходом к месту постоянного базирования.

А вот 10-й отряд миноносцев показал хорошую сплаванность. В полночь курс NWtW (303о 3/4) вывел японцев прямо на голову русской колонны, минуя крейсера. Но искусство русских комендоров оказалось выше: они отразили нападение неприятеля и повредили миноносец № 40.

Миноносцы 14-го отряда, к которым примкнул и "Манадзуру", искали русских после смены последними курса и в результате противника не нашли и продолжили несение блокадной службы под Порт-Артуром.

16-му отряду так же не повезло, в течении ночных поисков противника не обнаружили.

Миноносцам 20-го отряда разделение не принесло удачи. Редкие попытки нападения неизбежно заканчивались промахом. Можно думать, что поисковая операция больше запомнилась японским командирам количеством напрасно сожженного угля, чем боевыми эпизодами.

Зато каждый миноносец 21-го отряда сумел в период с 21.00 до 23.00 произвести атаку. Организованное управление на этом закончилось; только под утро корабли встретились в точке рандеву.

К часу ночи атаки эсминцев закончились. Как стало известно позднее, Того перенес флаг на «Асахи» в 22 часа. Стало ясно, что русская эскадра прорывается во Владивосток, и прорыв им удался, наиболее вероятным путем прорыва является Цусимский пролив. Того принял решение поиск и преследование не производить, следовать в Сасебо кратчайшим путем, вдоль корейского побережья. Сильно поврежденный «Микаса» с затопленным левым машинным отделением ушел в Дальний в сопровождении броненосца «Чин-иен», крейсеров «Хасидате», «Мацусима», «Ицукусима», «Чийода».

Конвой «Микасы» прибыл в Дальний к 11.00 следующего дня, после чего Катаока повел свой отряд, в один момент ставший самым мощным соединением Японского флота у Порт-Артура в блокадный дозор к крепости противника. Японская эскадра в составе: 1-го боевого отряда: «Асахи», «Сикасима», «Фудзи», «Ниссин», «Кассуга», «Асама», «Якумо»; 3-го боевого отряда: «Касаги», «Такасаго», «Читозе»; 6-го боевого отряда «Акаси», «Сума», «Акицусима», «Идзуми»; в 23 часа дала ход и легла на курс в Сасебо. Днем Камимура получил информацию о появлении русских кораблей у корейского побережья.

29 июля

РОССИЯ

Желтое море. В 02.30 корабли русской эскадры повернули на юг и легли на курс 180. Корабли следовали полностью без огней, кроме кильватерных. Ход снизили до 8-9 уз. На кораблях шла подготовка к возможному утреннему бою. Ремонтировались поврежденные орудия и механизмы, убирались обломки, заделывались пробоины. Матусевич, принявший командование эскадрой, принял решение продолжать прорыв во Владивосток. Легкая дымка окутывала море, но погода была ясная и дул легкий южный ветер. Ночной поворот Матусевича прервал контакт с японскими судами, но главный вопрос, который стоял перед адмиралом – как надолго. Уже к 3.00 стало ясно в строю нет «Севастополя», но сделать что-то не представлялось возможным.

К 11.00 дымка рассеялась, Матусевич дал команду доложить о фактической способности кораблей продолжать бой и запасах снарядов, дымов на горизонте не наблюдалось. Корабли следовали в двух кильватерных колоннах, левая крейсерская, а правая броненосцев. «Новик» следовал на удалении 10 миль от броненосцев, служа ближним разведчиком. Был скорректирован план прорыва с учетом необходимости привести корабли в порядок, исправить артиллерию, и экономии угля. Матусевичем для прорыва было принято решение подойти к Цусиме днем 1-го августа. Решение обосновывалось тем, что часть японского флота осталась у Порт-Артура, а главные силы японцев, будучи в Сасебо или в Мазампо, к моменту появления русских даже при своевременном обнаружении не успеют перехватить эскадру до наступления ночи.

«Бойкий» пришел в порт-Артур в 8.20. «Властный» и «Грозовой» пришли в базу полтора часа спустя. ЭБР «Севастополь», поврежденный ночью торпедой, имел первоначально 6-7 уз. ход, ближе к утру скорость упала из-за затоплений до 5-6 уз. Но тяжелоповрежденный броненосец продолжал идти в порт-Артур. В 6.00, на рассвете «Севастополь» был в 65 милях от порт-Артура. Корабль сильно осел на корму,но находился на ровном киле. Было принято решение в случае появления противника вести огонь до последнего снаряда и затопить корабль в случае невозможности вести бой.

Около 06.15 возвращавшиеся в Порт-Артур эсминцы 2-го отделения обнаружили на правом траверзе в дымке на удалении 4 мили силуэт двухтрубного корабля. Повернув в сторону цели, спустя 15 минут Максимов опознал в корабле «Севастополь». Сблизившись, на «Бесшумном» приняли семафор с корабля с просьбой сопровождать корабль. Корабли Максимова («Бесшумный», «Бесстрашный», «Беспощадный») держались в 4-5 каб. с правого борта «Севастополя». Следуя на N-W, корабли продолжали идти к базе. Ветер поднялся к 9 часам, и в течение получаса туман рассеялся. Небо было безоблачным, видимость изумительная, шла небольшая зыбь. В 14 часов на севере открылись скалы Лаотяшана. Спустя час с правого борта открылись дымы. Через час на дистанции около 10 миль были опознаны корабли Катаоки. «Севастополь» увеличил ход до 7 уз. Еще через сорок минут, когда противник сблизился до дистанции 60 каб., «Севастополь» сделал первый выстрел из носовой башни. Катаока, предполагавший, что его одинокий противник полностью беспомощен, был разочарован. Тем не менее, он продолжил сближение с противником, рассчитывая вывести его из строя огнем 120мм орудий и крайне редкими выстрелами своих крупнокалиберных орудий. В это время корабль находился в 12 милях от Электрического Утеса. Перестрелка с японцами продолжалась еще час. При этом немаловажную роль в срыве японской атаки сыграли русские истребители, выходившие в атаку на корабли Катаоки, сблизившиеся с ними на дистанцию 10 каб. и отвлекшие на себя внимание артиллеристов японцев. Катаока сблизился минимально на 20 каб.

Учитывая наличие четырех противников, Эссен приказал старшему артиллеристу рассредоточить огонь артиллерии по всем кораблям отряда. В 16.30 Батарея №15 открыла огонь с предельной дистанции по "Чин-Иен". В 16.45 Катаока отвернул и отправился в Дальний.

За час «Севастополь» расстрелял 47 305мм снарядов и 229 152мм снарядов и добился попаданий двух 305мм снарядов и двух 152мм снарядов в «Чин-Иен» и одного 305мм снаряда в «Мацусиму», одного 152мм снарядов в «Хасидате», одного 152мм снаряда в «Ицукусиму». Корабль в ходе боя получил ещё 13 попаданий 120мм снарядов, из которых 4 снаряда не разорвались, не вызвавших серьезных повреждений.

- 120мм снаряд попал в фок-мачту ниже площадки боевого марса. При взрыве осыпало осколками штурманскую рубку и мостик. 3 человека получило ранения.

- 120мм снаряд попал в кормовую часть, в районе кормового балкона, пробил борт, разорвался и вызвал пожар в каюте.

- 120мм снаряд пробил носовую дымовую трубу, навылет без разрыва.

- 120мм снаряд попал в вентилятор правого борта в районе кормовой дымовой трубы. Сдетонировал при ударе. Вентилятор разрушен. Дымовая труба повреждена осколками.

- 120мм снаряд попал в 47мм пушку №5, расположенную под грот-мачтой с правого борта. Сдетонировал. Орудие было полностью разрушено. Убито 1 человек, 3 человека получил ранения.

- 120мм снаряд попал в надводный борт на полметра ниже батарейной палубы под 152мм орудием №7. Сдетонировал при ударе о борт. Вырван кусок обшивки.

- 120мм снаряд пробил навылет без разрыва командирскую рубку.

- 120мм снаряд попал в носовой навесной мостик и сдетонировал, разрушив часть мостика, нанеся осколочные повреждения корабельным конструкциям. Два человека получили ранения.

- 120мм снаряд попал в главный броневой пояс в районе носовой дымовой трубы. Взорвался при ударе без последствий.

- 120мм снаряд попал в верхнюю часть грузовой лебедки. Не взорвался, но были оборваны тросы, поддерживающие грузовую стрелу, в результате чего последняя обрушилась на спардек.

- 120мм снаряд попал в кормовую надстройку, пробил ее на вылет без разрыва.

- 120мм снаряд попал в носовую часть, пробил борт и взорвался в шпилевом отделении. В результате вышел из строя правый шпиль.

- 120мм снаряд попал в правую кормовую 152мм башню. Взорвался при ударе в броню. Башня вышла из строя на 5 минут.

Кроме этого корабль получил множественные осколочные повреждения от близких разрывов. «Севастополь» вошел в гавань, и с помощью портовых барказов был ошвартован в Восточном бассейне к 21.00.

Владивосток. Вспомогательный крейсер «Лена» отправился в Охотское море в экспедицию для охраны промыслов. В эту же экспедицию направлены были также небольшие владивостокские транспорты: «Якут» (700 тонн), «Камчадал» (900 тонн) и «Тунгуз» (700 т).

Циндао. В 22.00 г/с «Монголия» встало на якорь на внешнем рейде германской ВМБ.

Япония

Корейский пролив. Адмирал Камимура, находившийся в Мазампо, получил информацию о бое в Желтом море, и о том, что русские прорвались. Того передал приказание Камимуре не допустить соединения ВОК и 1 ТОЭ.

30 июля

РОССИЯ

Желтое море. В 4.00 русская эскадра, согласно принятому плану, с целью дезинформации противника легла на курс 150(в океан) в точке с координатами 34’35N, 124’00E по счислению, скорость 8-9 уз…

В 14.20 разошлись с п/х «Мэри Виз», под английским флагом. Пароход осмотрен крейсером «Новик» и отпущен. По прибытии парохода в Шанхай об этом немедленно получили информацию японцы.

Бискайский залив. Вспомогательный крейсер «Урал» досмотрел п/х «Скотин»(Англия) и отпустил его.

Владивосток. Снявшись с якоря, в пять часов утра Владивостокский отряд крейсеров в составе БРКР «Громобой», «Россия», «Рюрик» и крейсера «Алмаз» к началу десятого часа, пройдя через Амурский залив по протраленному створу, отпустил сопровождавшие его миноносцы и вышел в открытое море.

31 июля

РОССИЯ

Желтое море. В точке с координатами 30’45N, 126’00E в 2.00 корабли повернули на северо-восток на курс 50. Эскадра следовала 8-9 узловым ходом в Корейский пролив. Волнение моря составляло 1-2 балла, видимость 10 миль.

ЯПОНИЯ

Корейский пролив. На рассвете Камимура подошел к восточному берегу о-ва Цусима. Поздно вечером корабли Того прибыли в Сасебо. Но ввиду сумерек заходить в базу не стали, и остались на ночь на внешнем рейде. К борту кораблей прибыли портовые плавсредства для своза раненых на берег.

Август

1 августа

РОССИЯ/ЯПОНИЯ

Японское море. Параллель Фузана. В полночь ВОК находился в широте 35°40' N и долготе — 130°02' Ost. В 4 ч. 30 м., крейсеры повернули на W, намереваясь поджидать на этом курсе появления эскадры Витгефта. На рассвете, справа по борту показались силуэты четырех кораблей. Спустя несколько минут корабли были опознаны. В первую очередь был опознан характерный силуэт крейсера «Адзума», а затем и остальные три крейсера Камимуры. Головным шел «Идзумо» (флаг японского адмирала), «Токива», «Адзума», «Ивате». Противник был в 8 милях к северу от русского отряда и лежал на приблизительно параллельном курсе с русскими крейсерами. Был почти штиль, максимум 1—2 балльный ветерок. На отряде пробили боевую тревогу, и флагманский крейсер, а за ним и остальные последовательно повернули на обратный курс, постепенно увеличивая ход до полного.

Поворот русских на восток был окончен в 5 часов. Через 5 минут повернул на обратный курс и Камимура. В это время расстояние между противниками уменьшилось до 60 — 65 каб., и японцы открыли огонь. За короткой пристрелкой последовал интенсивный огонь на поражение.

В 5.18 русские крейсера, подняв стеньговые флаги, стали отвечать из 203-мм орудий с дистанции около 60 каб. Для 152-мм артиллерии открытие огня за дальностью расстояния было пока еще невозможно, однако, вскоре начали стрелять и они. В 5.10 ход был увеличен до 15 узлов. Увеличил ход и противник, причем флагманский «Идзумо» временно оторвался от остальных на 8—10 каб. «Громобой», задерживаемый «Россией», которая вследствие выхода из строя четырех котлов шла пониженной скоростью, в свою очередь не мог развить полной скорости. «Алмаз» держался на правом траверзе «Громобоя» на удалении 10 каб.

Уже в 5.20 обстрел противником всех русских крейсеров стал давать ощутительные результаты. В носовую часть "Рюрика" попало несколько снарядов, вызвавших крупные, хотя и кратковременные пожары. Было видно, как взрывы японских снарядов, попавших в «Рюрик», высоко взбрасывали громадные столбы огня и дыма, осколков, обломков палубы и т. д. Следуя движению русских, через несколько минут соответственно повернул параллельно русскому отряду и отряд Камимуры. На этом галсе стало вполне ощутимым преимущество в ходе противника. Ход отряда должен был быть не менее 17 узлов, а между тем «Рюрик», идя все время несколько правее кильватерной линии русских крейсеров, продолжал нагонять своего переднего мателота.

В 5.23 «Россия» резко уменьшила ход. В этот момент крейсер получил попадание 203мм снаряда в кормовую трубу. Снаряд, войдя в трубу с левого борта, взорвался и разворотил правую сторону трубы настолько, что труба перестала выполнять свое назначение дымоотвода и усилителя тяги. Кроме того, выведен из строя котел в кормовой кочегарке. В скором времени то же самое произошло еще в двух котлах третьей кочегарки. «Рюрик», видимо в этот же момент, получил подводную пробоину в корме, пока не помешавшую ему, однако, продолжать управлять рулем. Движение Иессена на восток, начатое отрядом в 5 часов, было изменено на 20° к зюйду в 5.36, когда появившийся незадолго до этого японский крейсер «Нанива», направляющийся русскому отряду на пересечку курса, сблизился настолько, что начал стрелять по «Рюрику».

Броненосный крейсер «Рюрик»

К этому времени левый борт русских крейсеров уже изрядно пострадал от огня противника; некоторые орудия этого борта сами вышли из строя вследствие поломок механизмов вертикальной наводки. Намереваясь лечь на обратный курс путем поворота вправо (от противника), Иессен в данный момент не мог этого сделать, так как поворот мог привести к столкновению с «Рюриком», который по-прежнему шел справа от колонны остальных крейсеров и впереди своего места в походном строе. «Алмаз» в это время, продолжая оставаться на траверзе «Громобоя», еще больше склонился вправо. Поэтому на «России» был поднят сигнал: «Рюрику» меньше ход», через пять минут второй: «Рюрику» — вступить в строй», а в 6 часов было приказано флагманскому крейсеру ворочать вправо. В итоге этих сигналов произошло следующее: «Рюрик» сначала уменьшил ход до малого, а затем застопорил даже машины, держа все это время корму к неприятелю. Японцы использовали момент уменьшения хода русскими крейсерами для усиления артиллерийского огня. Дистанция в этот момент между колоннами была около 40 каб., и сосредоточенный огонь наносил тяжелые поражения русским крейсерам и особенно «Рюрику». Очевидно, что именно в это время были получены серьезные повреждения, приведшие в конце концов к полной потере способности управления рулем. «Алмаз» ранее державшийся с правого нестреляющего борта при изменении курса Иессеном перешел на траверз левого борта «России».

В 6.28 «Рюрик» поднял сигнал: «Руль не действует». Русские крейсера, продержавшись на норд-вестовом курсе около 40 минут, отдалились от поврежденного «Рюрика» на 25—30 каб. Хотя курсом в северо-западном направлении Иессен и надеялся «прорваться в Японское море вдоль корейского берега», пришлось поворачивать назад к поврежденному товарищу. Сигнал «России» — «Рюрику»: «Управляйтесь машинами» был, конечно, бесполезен. «Рюрик», получив несколько японских снарядов в корму, имел затопленными румпельное и рулевое отделения, разбитые рулевые приводы. Руль оказался заклинен в положении «право на борт». Попытки удержать крейсер на боевом курсе попеременной дачей хода, привели к еще большему уменьшению хода.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Великий Князь Владимир Кириллович 1 Яродился в Финляндии, куда незадолго до моего рождения, летом 1917 года, выехали из Петрограда мои родители. Нелегкое решение

    Решение
    Я родился в Финляндии, куда незадолго до моего рождения, летом 1917 года, выехали из Петрограда мои родители. Нелегкое решение об отъезде было принято отцом после того, как он убедился, что не в силах повлиять на развитие этих событий.
  2. Михайлович Курбский «История о великом князе Московском» (1)

    Документ
    Фигура самого князя Курбского и его творческое наследие издавна привлекали внимание исследователей. Его перу атрибутируются несколько самостоятельных произведений и переводов, сделанных им с греческого и латинского языковi.
  3. Михайлович Курбский «История о великом князе Московском» (2)

    Документ
    Фигура самого князя Курбского и его творческое наследие издавна привлекали внимание исследователей. Его перу атрибутируются несколько самостоятельных произведений и переводов, сделанных им с греческого и латинского языковi.
  4. Князь Феликс Юсупов. Мемуары Феликс Юсупов Феликс Юсупов Князь Феликс Юсупов. Мемуары

    Документ
    До самой смерти мама не давала согласия на переиздание мемуаров своего отца, князя Юсупова. Конечно, мамин отказ был вызван ее крайней застенчивостью, желанием жить неприметно, в тени, в стороне от всякой публичности, но имелась тут
  5. Н. Н. Брешко-Брешковский в романе отдает дань храбрости великого князя, который, несмотря на то, что являлся фактически прямым престолонаследником и мог вести спокойную жизнь, всегда хотел быть там, где опасно и

    Документ
    В советской и зарубежной историографии монархическому правлению Николая II да и всей более чем 300-летней династии Романовых отведено немало томов — научных и литературно-художественных.

Другие похожие документы..