Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Лирика и драматургия Хомякова представляют собой особый пласт для изучения концепта «соборность», поскольку искания философа отразились не только в т...полностью>>
'Документ'
Б) проблемного В) морфологического Г) однородного В число субъектов Российской Федерации входят А) республики Б) города – центры областей В) края Г) п...полностью>>
'Документ'
Эта особая установка основывается на нескольких предпосылках, которые порознь и в сочетании имеют тенденцию способствовать ее сохранению....полностью>>
'Документ'
Рекомендовать Кадетскому корпусу (директор Ефимов Д.А.), в рамках выполнения поручения Президента РФ Д. А.Медведева по развитию системы кадетского во...полностью>>

План Введение с. 3 Глава Роль федерального бюджета РФ в финансовом обеспечении здравоохранения с. 5 § Понятие бюджета с. 5

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

План

Введение…………………………………………………………………………………..с. 3

Глава 1. Роль федерального бюджета РФ в финансовом обеспечении здравоохранения……………………………………………………………………………………с. 5

§ 1. Понятие бюджета…………………………………………………………………с. 5

§ 2. Роль и назначение федерального бюджета…………………………………с. 6

§ 3. Распределение расходов на здравоохранение по уровням бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………………..с. 7

Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ на систему здравоохранения………………………………………………………………………….с. 9

§ 1. Система финансового обеспечения здравоохранения в РФ……………с. 9

§ 2. Финансирование здравоохранения за счёт средств федерального бюджета……………………………………………………………………………………………..с. 10

§ 3. Финансирование здравоохранения за счёт средств фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………...с. 15

Глава 3. Пути совершенствования системы финансирования здравоохранения в РФ………………………………………………………………………………………..с. 20

Заключение……………………………………………………………………………..с. 22

Список использованной литературы…………………………………………......с. 25

Введение

Наличие качественных трудовых ресурсов является одним из важнейших факторов экономического роста. Без них невозможно простое воспроизводство, не говоря уже об удвоении ВВП к 2013г. А качественные трудовые ресурсы, в свою очередь, невозможны без эффективной социальной политики государства, которая предполагает создание хорошо отлаженных систем образования, здравоохранения, социального обслуживания и т.д. Возникает вопрос: насколько эффективна существующая государственная политика, в частности, в области здравоохранения? Если обратиться к статистике, то мы получим неутешительный результат.

В последнее десятилетие состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Об этом свидетельствуют показатели заболеваемости, смертности, средней продолжительности жизни. Наблюдается падение рождаемости, возросла смертность, снизилась средняя продолжительность жизни населения. Ухудшились показатели ожидаемой продолжительности жизни. Увеличилась заболеваемость туберкулёзом, инфекционными болезнями, болезнями крови и кроветворных органов, растёт число эндокринных заболеваний и психических расстройств. Возрастает доля обращения к врачу по поводу хронических патологий, течение болезней становится более тяжёлым и длительным. Растёт удельный вес запущенных заболеваний, лечение которых требует значительных затрат.

В перспективе существенными факторами роста потребностей в медицинской помощи станут: увеличение доли лиц пожилого возраста с более высокими потребностями в лечении; усложнение течения традиционных заболеваний, вызванное вирусными мутациями.

Поэтому система здравоохранения приобретает в современных условиях значение жизненно важной для сохранения общества и для обеспечения национальной безопасности. Однако состояние системы здравоохранения характеризуется наличием серьёзных проблем, требующих решения. При этом главными из них являются организационно-экономические проблемы.

В настоящей работе мы рассмотрим финансовое обеспечение системы здравоохранения в России, сконцентрировавшись на изучении расходов федерального бюджета в нём.

В первой главе речь пойдёт о самом понятии бюджета. Будут приведены различные точки зрения по вопросам бюджетной теории. Будет рассмотрено назначение федерального бюджета, его место в функционировании экономической системы. Мы раскроем его основные функции. Кроме того, будет показано распределение бюджетных средств, идущих на нужды здравоохранения, по уровням бюджетной системы Российской Федерации.

Вторая глава полностью посвящена анализу действующего механизма финансирования системы здравоохранения Российской Федерации. Будет приведена и проанализирована структура соответствующих расходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2002 – 2004гг., будут показаны приоритетные направления расходования средств федерального бюджета на здравоохранение. Мы изучим механизм расходования средств федерального бюджета на систему здравоохранения на примере финансового обеспечения федеральных клиник. Также мы коснёмся другого источника финансирования системы здравоохранения – средств фондов обязательного медицинского страхования. Рассмотрим типы систем распределения средств здравоохранения и сравним их между собой. Кроме того, во второй главе будут показаны основные проблемы финансового обеспечения здравоохранения, возникшие на современном этапе.

Решить эти проблемы мы попытаемся в третьей главе. В ней будут высказаны предложения, которые могли бы повысить эффективность финансирования системы здравоохранения.

Глава 1. Экономическая сущность федерального бюджета

§ 1. Понятие бюджета

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Однако данное определение слишком узкое, оно характеризует всего лишь одну сторону бюджета - как «форму образования и расходования денежных средств». Следует отметить, что в экономической науке вообще нет единого подхода к определению понятия и сущности бюджета. В разных научных изданиях можно встретить различные мнения по вопросам теории бюджета. Ознакомимся с некоторыми из них.

В учебнике П.И. Вахрина «Бюджетная система Российской Федерации» понятие бюджета рассматривается с разных сторон: как экономическая категория, как юридическая категория и как материальная категория.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

В юридическом аспекте бюджет рассматривается как финансовый план государства. То есть, бюджет можно определить как основной финансовый план образования, распределения, и использования денежного фонда государства или административно – территориального образования. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Наконец, в материальном понимании бюджет определён как денежный фонд государства или административно – территориального образования, который находится в распоряжении соответствующих органов власти и местного самоуправления.

Другая точка зрения на понятие бюджета представлена в учебнике «Бюджетная система Российской Федерации», вышедшем под редакцией М.В. Романовского и О.В. Врублевской. Авторы считают, что попытка объединить в понятии «бюджет» сразу несколько качественно разнородных признаков противоречит элементарной логике. Они рассуждают следующим образом. Поскольку бюджет является звеном финансовой системы, он содержит все качественные характеристики финансов. А поскольку финансы – это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств, то и бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, но более узкую. Таким образом, бюджет – это экономические отношения, в процессе которых образуются и используются денежные фонды государства и муниципальных образований (бюджетные фонды). Если провести параллель с точкой зрения П.И. Вахрина, то полученное определение соответствует его понятию бюджета как экономической категории. Аналогично бюджет в юридическом понимании соответствует термину «бюджетный план», а в материальном - «бюджетный фонд».

На мой взгляд, точка зрения М.В. Романовского и О.В. Врублевской более точна и научна. Но на практике понятия «бюджет», «бюджетный фонд» и «бюджетный план» зачастую смешиваются.

§ 2. Роль и назначение федерального бюджета

Бюджет необходим государству для выполнения им своих функций. Важнейшим звеном бюджетной системы является федеральный бюджет, аккумулирующий денежные средства, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Именно ресурсы федерального бюджета призваны решать ключевые проблемы, стоящие перед обществом, поскольку инструменты денежно - кредитной политики, без управления которыми невозможно планировать мероприятия по решению каких-либо стратегических задач, находятся в руках федерального правительства.

Среди функций федерального бюджета можно выделить такие, как распределительная, политическая и социальная.

Распределительная функция федерального бюджета заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственными сферами, регионами страны. Политическую функцию можно определить как выполнение федеральным бюджетом роли проводника государственной политики в различных сферах общества. Наконец, социальная функция федерального бюджета предполагает выделение денежных средств на осуществление социальной функции государства. Так, через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных ресурсов между различными категориями граждан; за счёт средств федерального бюджета обеспечивается производство общественных благ (таких, как образование, здравоохранение и т.д.).

Далее рассмотрим роль бюджетных средств в финансовом обеспечении здравоохранения в РФ.

§ 3. Распределение расходов на здравоохранение по уровням

бюджетной системы РФ

Согласно ст.41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Бюджетные расходы на систему здравоохранения играют важнейшую роль. В доказательство приведём следующую таблицу.

Таблица 1.

Финансирование здравоохранения за счёт различных источников.

Источник

финансирования

Величина расходов1

1998г.

1999г.

2000г.

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

Федеральный бюджет

5,7

6

10,1

6,7

16,9

7,4

Бюджеты субъектов Федерации

58,7

61,2

92,9

61,2

135,6

59,6

Фонды обязательного медицинского страхования

31,5

32,8

48,8

32,1

75,2

33

Итого:

95,9

100

151,8

100

227,7

100

К сожалению, автору данной работы не удалось найти более свежие статистические данные. Но структура расходов до настоящего времени не претерпела существенных изменений. По-прежнему из трёх основных источников финансирования лидируют бюджетные средства (около 70%). Далее следуют ресурсы, привлекаемые фондами обязательного медицинского страхования (около 30%). За счёт бюджетных средств реализуется государственная политика в области охраны здоровья, которая включает в себя:

  • разработку и реализацию целевых программ;

  • обеспечение профессиональной подготовки кадров;

  • финансирование научных исследований;

  • развитие материально – технической базы учреждений здравоохранения;

  • оплату особо дорогостоящих видов лечения;

  • финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

  • оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях , в зонах стихийных бедствий и катастроф.

Структуру расходов федерального бюджета на здравоохранение рассмотрим подробнее в следующей главе.

Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ

на систему здравоохранения

§ 1. Система финансового обеспечения здравоохранения в РФ

Основываясь на анализе практики финансирования и организации здравоохранения в зарубежных странах, условно можно выделить три базовые модели хозяйственного механизма здравоохранения. Первая – это преимущественно государственное бесплатное медицинское обслуживание, как, например, в Англии, Дании, Греции, Ирландии. Вторая предполагает финансирование основного объёма медицинской помощи частными страховыми компаниями (например, в США). Во многих странах финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер. При этом за счёт государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования.

Страховая система здравоохранения, финансируемая, как и бюджетная, из общественных фондов потребления, формируется на целевой основе и более защищена от остаточного принципа финансирования, характерного для многих бюджетных систем здравоохранения. Поэтому в России с целью соединения положительных сторон государственной и частной медицины была выбрана бюджетно-страховая модель. Такая модель одновременно сохраняет государственные гарантии населения в медицинском обслуживании и привлекает в здравоохранение дополнительные ресурсы. 28 июня 1991г. был принят Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», положивший начало системе обязательного медицинского страхования. Принципы медицинского страхования, провозглашённые в данном законе, предполагают усиление заинтересованности и ответственности населения, государства, предприятий, учреждений в охране здоровья граждан в новых экономических условиях.

Финансовая основа государственной системы обязательного медицинского страхования – отчисления страхователей на обязательное медицинское страхование и бюджетные платежи за обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Таким образом, с введением обязательного медицинского страхования вся система здравоохранения в РФ стала представлять собой совокупность двух систем: государственной (муниципальной) системы здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования.

§ 2. Финансирование здравоохранения за счёт средств

федерального бюджета

Несмотря на то, что основную нагрузку по финансированию массовой сети лечебно – профилактических учреждений и проведению мероприятий в области здравоохранения несут субъекты Федерации (в соответствии с табл. 1), федеральный бюджет имеет большое значение для финансового обеспечения системы здравоохранения в РФ. Проанализируем структуру соответствующих расходов федерального бюджета за период 2002 – 2004гг.

Таблица 2.

Расходы федерального бюджета на здравоохранение, относящиеся к компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Статья расходов

Величина расходов

2002г.

2003г.

2004г.

в тыс. руб.

в % к

общему

объёму

расходов

в тыс. руб

в % к

общему

объёму

расходов

в тыс. руб

в % к

общему

объёму

расходов

Всего расходов на здравоохранение:

30 301 575,5

100

31 738 026,2

100

38 083 934,4

100

В том числе:

-

-

-

-

-

-

Расходы на НИОКР

464 795,1

1,5

563 223,1

1,8

691 927

1,8

Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 – 2006 годы)»

2 284 472

7,5

2 428 708,3

7,65

2 542 920

6,7

Подпрограмма «Сахарный диабет»

636 422

2,1

649 630

2

632 974

1,7

Подпрограмма «Вакцинопрофилактика»

19 915

0,07

43 371

0,1

63 126,6

0,7

Подпрограмма «Неотложные меры по предупреждению распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (АНТИ-ВИЧ/СПИД)

209 160

0,7

167 804

0,5

178 874,4

0,5

Подпрограмма «Неотложные меры по борьбе с туберкулёзом в России»

1 304 475

4,3

1 304 503,3

4,1

1 312 975

3,4

Подпрограмма «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации»

114 500

0,4

197 000

0,6

287 100

0,8

Подпрограмма «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф»

-

-

66 400

0,2

67 870

0,18

Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации»

59 700

0,2

62 100

0,2

56 150

0,15

Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 – 2004 годы»

78 700

0,3

74 480

0,23

75 300

0,2

Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000 – 2006 годы»

9 100

0,03

10 192

0,03

11 211,2

0,03

Больницы, родильные дома, клиники, госпитали

8 079 553

26,7

7 220 883

22,8

8 580 487,4

22,5

Поликлиники, амбулатории, диагностические центры

255 480,6

0,8

266 535, 2

0,8

440 435,9

1,2

Санатории для больных туберкулёзом

404 541

1,3

462 552,6

1,5

548 861,2

1,4

Санатории для детей и подростков

715 700,3

2,4

815 182,4

2,6

1 006 509,7

2,6

Целевые расходы на оказание дорогостоящих видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации

3 746 800,3

12,4

2 996 614,5

9,4

3 750 429,5

9,8

Промышленность, энергетика и строительство

480 050

1,6

750 700

2,4

1 084 700

2,85

Образование

3 461 315,5

11,4

4 422 192,4

13,9

5 533 470,2

14,5

Международная деятельность

158 240

0,5

480 557,7

1,5

1 186 663

3,1

Санитарно – эпидемиологический надзор

3 847 382,2

12,7

5 106 436,1

16,1

6 183 205,2

16,2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План введение 2 Глава 1 Бюджет и бюджетная система в РФ. 3 1 Экономическое содержание бюджета, его функции и роль в регулировании национальной экономики. 3

    Реферат
    Одной из основных проблем федерального бюджета РФ, является долг, который тяжелым грузом ложиться за правительство РФ. И поэтому я считаю, что тема моей курсовой «управления государственным внешним долгом» наиболее актуальная и интересная
  2. Финансовое право. Учебник

    Учебник
    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»
  3. Федеральное агентство по образованию (18)

    Документ
    Современные проблемы финансирования и инвестирования организаций: анализ и пути решения: сборник докладов межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 30 ноября 2005 года.
  4. Федеральное государственное учреждение "аналитический центр при правительстве российской федерации"

    Доклад
    ПРОГРАММА, ПРОЕКТ, МОДЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМА, СТРАТЕГИЯ, ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧА, МЕРОПРИЯТИЕ, СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТНЫЕ
  5. План введение Сущность оплаты труда в современных условиях Заработная плата как экономическая категория

    Анализ
    В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников.

Другие похожие документы..