Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Составители: заместитель начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Ю. Г. Абдуллаев; к.м.н., зам. гл. врача Алтайской крае...полностью>>
'Документ'
Изучить особенности и реализовать на практике основные способы разработки и проведения рекламных компаний с использованием инновационных рекламных те...полностью>>
'Методические рекомендации'
Колупанова Г.А. Математические методы в экономике: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов экономического факультета заочной ф...полностью>>
'Заседание'
Глобальные изменения, происходящие в современном обществе, сопровождаются глубокой трансформацией всех сторон общественной жизни, поэтому государстве...полностью>>

Методическое пособие для обучения начинающих нотариусов по теме: «Организация и финансирование офиса нотариуса»

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Проект ТАСИС: Содействие правовой

реформе в Казахстане:

Реформирование нотариальной системы

Номер проекта: SCR-E/110172/C/SV/KZ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для обучения начинающих нотариусов по теме:

«Организация и финансирование офиса нотариуса»

г.Астана

2002 год

П Р Е Д И С Л О В И Е

Настоящий сборник разработан в рамках проекта TACИС :Содействие правовой реформе в Казахстане: реформирование нотариальной системы» для обучения нотариусов по теме «Организация и финансирование офиса нотариуса» и представляет собой практическое пособие для нотариусов предполагающих осуществлять или уже осуществляющих частную нотариальную практику, а также преподавателей и слушателей курсов .

В издании детально затронуты и финансово-экономические вопросы частной нотариальной деятельности, даны рекомендации начинающим нотариусам, в правильном использовании действующего законодательства, планировании доходов и расходов на организацию и содержание офиса, штата сотрудников, грамотном ведении бухгалтерии, налоговой отчетности, организации информационной системы с использованием примеров международного опыта.

Надеемся, что настоящий сборник даст исчерпывающие ответы на вопросы: как правильно организовать работу нотариуса, какие нормы действующего законодательства необходимо строго выполнять, как рентабельно содержать штат, и экономно вести затраты, как наработать клиентов, как обеспечить сохранность документации, как достичь поставленной цели стать профессиональным, состоятельным НОТАРИУСОМ.

При этом следует учесть, что в приведенных разработчиками примерах, в настоящем сборнике, указанные цифры, тарифы доходов и расходов нотариусов не являются абсолютными, так как не могут быть в точности применены по всей территории Республики Казахстан. В основу положен только принцип построения составляющих доходов и расходов нотариуса.

С О Д Е Р Ж А Н И Е
I. Общие положения

1.1. Краткая историческая справка развития нотариата в Казахстане.

    1. Требования законодательства Республики Казахстан к организации деятельности нотариуса занимающегося частной практикой (далее - частного нотариуса)

а) Правовой статус нотариуса

б) Права и обязанности нотариуса

П. Затраты на организацию деятельности , нотариуса

    1. Лицензирование нотариальной деятельности и его затраты

а) аттестация

б) стажировка

в) лицензирование

2.2. Регистрация в налоговом органе

2.3. Страхование

2.4. Регистрация в территориальном управлении юстиции,

нотариальной палате

2.5. Расчетный счет в банке

2.6. Организация делопроизводства нотариуса, изготовление печатей,

штампов и т.п.

2.7. Сравнительный анализ затрат при организации деятельности

нотариуса

Ш. Затраты на организацию работы офиса нотариуса

3.1. Требования действующего законодательства

3.2. Приобретение в собственность помещения

3.2. Аренда помещения

3.3. Техническое оснащение

3.4. Коммунальные платежи

3.5. Страхование помещения

3.6. Обеспечение безопасности и сохранности документов

3.7. Сравнительный анализ затрат при организации работы офиса

нотариуса

3.8. Типовые планы построения офисов нотариусов

IY . Организация информационной системы нотариуса

4.1. Информационное обеспечение на электронных носителях,

модемная связь, интернет

4.2. Печатные органы издания (газеты, журналы)

4.3. Сравнительный анализ затрат при организации информационной системы офиса нотариуса

Y. Организация работы штата частного нотариуса

5.1. Требования законодательства

5.2. Заработная плата

5.3. Налоги и прочие социальные выплаты

5.4. Сравнительный анализ затрат при организации работы штата

нотариуса

YI. Ведение бухгалтерского учета

6.1. Учет доходов и расходов

YII. Налоги и отчетность

6.1. Подоходный налог

6.2. Социальный налог

6.3. Налог на имущество

6.4. Другие платежи и сборы

YIII. Анализ статистических данных доходов и расходов в пропорциональности к совершаемым нотариальным действиям

IX. Примеры

9.1.Примеры планирования ежедневного и ежемесячного дохода и

расходов частного нотариуса

9.2.Сравнительный анализ доходов по видам, совершаемых

нотариальных действий, с учетом месторасположения офиса

9.3.Сравнительный анализ доходов и расходов с применением

налоговых выплат, с учетом единовременных и ежемесячных

расходов

9.4.Таблица финансово-экономического развития частного

нотариуса за три года практической деятельности

X.Задачи по вопросам планирования доходной и расходной части нотариуса

XI. Практические рекомендации организации работы офиса, примерный бюджет, предотвращение лишних затрат

XII. Приложения

XIII. Литература

6

6

6-8

8-10

С П И С О К
У С Л О В Н Ы Х С О К Р А Щ Е Н И Й

РК – Республика Казахстан

МЮ РК – Министерство Юстиции Республики Казахстан

УЮ – Управление юстиции

ТНП – территориальная нотариальная палата

ЦПИиС – Центр правовой информации и статистики при Генеральной

прокуратуре Республики Казахстан

МРП – месячный расчетный показатель

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1. Краткая историческая справка развития нотариата в Казахстане

История развития нотариата в постсоветстком пространстве берет свое начало еще с ХY века.

Назревшая необходимость в совершенствовании нормативной базы в области нотариата была вызвана стремительным развитием рыночных отношений складывающихся в обществе в первые годы после распада СССР и обретения Союзными Республиками независимости. Увеличивалось число субъектов хозяйствования негосударственной (частной) формы собственности, возрастало количество совершаемых сделок, повышалась их сложность. Существовавшие на тот момент государственные нотариусы уже не справлялись с большим потоком необходимых в нотариальном удостоверении документов. Закон Казахской ССР принятый еще 13 августа 1974 года « О государственном нотариате» уже не отвечал реалиям дня.

Современный облик нотариата в Казахстане стал складываться с начала 90-х годов, когда страна встала на путь политических и экономических реформ. Изменение отношений собственности, приватизации, качественная государственная реформа правовой системы и гражданского законодательства, потребовали более эффективных форм защиты прав и интересов его участников. Все это востребовало к жизни и нотариат.

Все это послужило причиной принятия 14 июля 1997 года Закона Республики Казахстан « 155-1 « О нотариате».

Данный Закон положил начало становлению нотариата существующего на сегодняшний день в Казахстане, где наряду с государственными нотариусами на рынок оказания нотариальных услуг вышли и нотариусы занимающиеся частной практикой (далее - частные нотариусы), т.е. был создан институт частного нотариата.

I.Требования законодательства Республики Казахстан

а) Правовой статус нотариуса

В соответствии Конституцией, Гражданским Кодексом Республики Казахстан, действующим законодательством, нотариус с одной стороны - как гражданин своей страны обладает гражданскими правами и несет обязанность наравне со всеми гражданами Республики Казахстан ( право на жизнь, личную свободу, равенство перед законом и судом, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, обязанность оплачивать законом установленные налоги, сборы и другие обязательные платежи и т.п.), с другой стороны нотариус наделен особыми полномочиями, направленными на защиту этих же прав граждан и несет юридическую ответственность при осуществлении своей деятельности, т.е. совершении нотариальных действий.

Закон «О нотариате» Республики Казахстан предъявляет много требований к лицам, претендующим или уже исполняющим обязанности нотариуса. Поскольку цена ошибки нотариуса может быть достаточно высокой и серьезно отразиться на судьбе, как одного человека, так и больших организаций. Одно из главных требований к нотариусу – профессиональное знание современного законодательства: гражданского, семейного, земельного, жилищного, пенсионного, налогового и других, которые определяют существо нотариальных действий.

В соответствии со ст. 1 названного Закона правом на совершение нотариальных действий законодательство наделило четыре категории:

1) нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах

(государственные нотариусы) и нотариусы, занимающиеся частной

практикой (частные нотариусы);

  1. должностные лица местных исполнительных органов;

  2. лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан;

    1. гос.органы, уполномоченные Правительством РК на проставление апостиля на официальных документах, совершенных в Республике Казахстан, в соответствии с международным договором, ратифицированным РК;

  1. иные лица, уполномоченные на совершение нотариальных действий.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и обязанностями независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной нотариальной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу ( п.2. ст.6 ЗРК « О нотариате») .

Кроме того, существует ряд требований, которым должны отвечать лица желающие стать нотариусами.

Статья 6 Закона РК «О нотариате» предъявляет следующие требования, которым должен отвечать будущий нотариус, это: наличие гражданства Республики Казахстан, высшего юридического образования, стаж работы по юридической деятельности не менее двух лет, прошедший стажировку у государственного или частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, и получивший лицензию на право заниматься нотариальной деятельностью.

В отличие от нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную имущественную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, противоречащими действующему законодательству.

Таким образом, нотариусом, занимающимся частной практикой, признается гражданин занимающийся нотариальной деятельностью без образования юридического лица на основании лицензии, застраховавший свою гражданско-правовую ответственность по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате совершения нотариальных действий, и прошедший учетную регистрацию в территориальном органе юстиции (ст. 15 ЗРК «О Нотариате»).

б) Права и обязанности нотариуса

В статьях 17, 18 Закона Республики Казахстан « О нотариате » нотариусы наделены определенными правами и обязанностями, а именно:

Права нотариуса
Обязанности нотариуса

1.Совершать нотариальные действия, предусмотренные действующим законодательством РК в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему;

2.Составлять проекты сделок, заявлений и других документов;

3.Изготовлять копии документов и выписки из них;

4.Давать консультации по вопросам совершения нотариальных действий;

5.Истребовать от физических и юридических лиц документы и сведения, необходимые для совершения нотариальных действий, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к

разглашению сведений составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

6.Заниматься научной, педагогической и творческой деятельностью, в том числе по договору найма ;

7.Оказывать иные платные услуги технического характера.

1.Совершать нотариальные действия в соответствии с требованиями Законов и других нормативно правовых актов Республики Казахстан, регулирующих деятельность нотариата;

2.Разяснять гражданам и юридическим лицам права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

3.Хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности;

4.Отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Республики Казахстан;

5.Соблюдать профессиональную этику;

6.Представлять по жалобам на свое действие в органы юстиции и (или) нотариальную плату сведения о совершенном нотариальным действии, иные документы в необходимых случаях - личные объяснения, в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

Кроме того, следует учесть, что законодатель пунктом 2 статьи 15 этого же Закона наделил частного Нотариуса самостоятельными дополнительными правами, а именно:

  1. Иметь в любом банке расчетный и другие счета, в т.ч. валютный;

  2. Нанимать и увольнять работников согласно трудовому законодательству;

  3. Распоряжаться доходом, полученным от совершения нотариальных действий;

  4. Выступать в судах от своего имени;

  5. Должен быть членом нотариальной палаты;

  6. Обязан иметь помещение, пригодное для беспрепятственного доступа граждан и представителей юридических лиц, соблюдения тайны совершения нотариальных действий;

  7. Обеспечить сохранность нотариального делопроизводства;

  8. Совершать другие действия, в соответствии с законодательством РК.

Наряду с предоставленными правами нотариусам в статье 19 ЗРК «О нотариате» предусмотрены и ограничения деятельности нотариуса, которые заключаются в следующем:

а) Запрещено заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме совершения

нотариальных действий;

б) Не вправе оказывать посреднические услуги при заключении, изменении и расторжении

договоров;

в) Не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от

имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);

г) Исполнять обязанности нотариуса в случае избрания депутатом представительного органа;

д) Не вправе состоять в трудовых отношениях в качестве наемного работника.

Прежде чем перейти к практическому анализу существующей практики планирования бюджета нотариусов необходимо отметить, что составляющие затрат нотариуса производимые при осуществления своей деятельности делятся на единовременные и постоянные, а именно:

Наименование затрат

Периодичность платежей

А) затраты на организацию деятельности нотариуса (лицензионный сбор, вступительные членские взносы, регистрация в налоговых органах ,страхование и т.п. )

единовременно

Б) Затраты на офис

единовременно

В) Затраты на техническое оснащение

единовременно

Г) Организация делопроизводства

единовременно,

Постоянно

Д) Коммунальные платежи

Постоянно

Е) Обеспечение безопасности и сохранности документов

единовременно

Ж) Налоговые платежи и сборы

Постоянно

З) Содержание штата

Постоянно

И) Информационное обеспечение

Постоянно

Теперь рассмотрим каждый раздел более детально.

П. ЗАТРАТЫ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСА

2.1.Лицензирование нотариальной деятельности и его затраты

В соответствии со ст.10 Закона Республики Казахстан « О лицензировании» (№ 2200 от 17 апреля 1995 года) и ст.8 Закона РК «О нотариате» деятельность нотариусов подлежит лицензированию и относится к виду деятельности, связанной с обслуживанием граждан и юридических лиц.

Лицензия на право заниматься нотариальной деятельностью (лицензия нотариуса) выданная Министерством юстиции Республики Казахстан по итогам аттестации, уполномочивает частного нотариуса на совершение нотариальных действий.

а) Аттестация

В соответствии с законом РК «О нотариате» и «Правилами прохождения аттестации лицами, претендующими на право занятия адвокатской либо нотариальной деятельностью» № 1235, утвержденном Постановлением Правительства РК 25.09.2001 года, разработан следующий порядок прохождения аттестации лицами претендующими на право занятия нотариальной деятельностью:

Лица, претендующие на право занятия нотариальной деятельностью, проходят аттестацию в Аттестационной комиссии юстиции, создаваемой Министерством юстиции и формируемой из представителей органов юстиции РК, Республиканской нотариальной палаты, депутатов обеих палат Парламента РК и ученых – юристов.

Лицо, претендующее на право занятия нотариальной деятельностью, направляет заявление в Комиссию о допуске его к аттестации через канцелярию Министерства Юстиции Республики Казахстан. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  1. личный листок с фотографией;

  2. характеристика с последнего места работы, содержащая оценку профессиональных знаний претендента, его деловых и нравственных качеств;

4) нотариально засвидетельствованная копия диплома о высшем юридическом образовании;

5) нотариально засвидетельствованная копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего стаж работы по юридической специальности;

6) автобиография, написанная собственноручно претендентом;

7) ксерокопия удостоверения личности или паспорта гражданина РК;

8) медицинские справки из наркологического и психиатрического диспансеров;

9) справка об отсутствии судимости, выданная по месту жительства претендента на право занятия нотариальной деятельностью с указанием сведений по всей республике.

Поступившие в Комиссию документы рассматриваются не позднее месячного срока со дня их поступления. Претенденту, допущенному к аттестации, направляется письменное уведомление о допуске к аттестации. О месте, дате и времени проведения аттестации претендент уведомляется не позднее, чем за 10 календарных дней до ее проведения. Аттестация проводится Комиссией ежемесячно.

В ходе тестирования используются тесты на знание действующего законодательства Республики Казахстан. Тестирование проводится с использованием компьютерной техники. Претендент считается прошедшим тестирование, если количество правильных ответов составляет 65 и более процентов от общего числа предложенных вопросов. Претендент считается не прошедшим тестирование, если количество правильных ответов составляет менее 65 процентов от общего числа предложенных вопросов. Если количество правильных ответов составляет от 60 до 65 процентов, Комиссия вправе по желанию претендента задать дополнительные вопросы по числу недостающих до 65 и дополнительных двух вопросов.

По результатам тестирования Комиссия выносит мотивированное решение об аттестации либо о не аттестации не позднее, чем на следующий день после проведения аттестации. Лицо, не прошедшее тестирование, вправе повторно обратиться в Комиссию с заявлением о допуске к аттестации не ранее чем через три месяца.

В среднем затраты на подготовку вышеперечисленных документов и передачу их на рассмотрение комиссии исходя из существующей практики ( изготовление фото, ксерокопирование документов, нотариальное удостоверение, оплата сборов за получение справок и т.п.) составляют в среднем от одной до трех тысяч тенге плюс командировочные затраты на проезд (в случае персональной передачи документов на рассмотрение).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности

    Методические рекомендации
    Малое и среднее предпринимательство – важный сектор экономики города. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике городского округа город Рыбинск последовательно возрастает, обеспечивая решение важных экономических и социальных
  2. Законодательства по теме: «Бухгалтерский учет»

    Закон
    Закон Московской области от 22 февраля 2008 г. N 14/2008-ОЗ "О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области и государственными бюджетными учреждениями Московской области" (принят постановлением
  3. Liaise With Europe, Франция создание предприятия от а до я в узбекистане справочное пособие для предпринимателей ташкент 2005 европэйд / программа

    Программа
    Книга является справочным пособием для начинающих и действующих частных предпринимателей малого бизнеса, охватывающим широкий круг вопросов, относящихся к созданию и развитию бизнеса - регистрацию предприятия, бизнес планирование,
  4. Учебно-методический комплекс автор-составитель: Л. Г. Большакова удк ббк а рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Аудит» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы
  5. Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов факультетов физической культуры. Удк 000000

    Учебное пособие
    Ч-51 Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / Е.Л.Чеснова, В.И. Лебедев -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.

Другие похожие документы..