Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Санкт-Петербург. Сумерки. Зима. Метель. Воет ветер. Лают собаки. В левой части сцены - дверь квартиры на одной из центральных улиц. Над ней горит фон...полностью>>
'Документ'
Родники поэзии в душе у нас, Окрыляют, ободряют в трудный час, Собираются и в реки, и в моря, Без поэзии в России жить нельзя....полностью>>
'Документ'
Приступообразные боли в одной половине лица, иногда со слезотечением, выделением слизи из носа, слюнотечением, возникают при а) неврите лицевого нерв...полностью>>
'Методические указания'
Ознакомиться с содержанием курса по рабочей программе дисциплины (РПД) Вашей специальности на сайте кафедры ТОТ kafedra@tot.ispu.ru раздел «Рабочие п...полностью>>

Представленные занятия по игровому экспериментированию для детей раннего возраста, автором которых является Колесникова О. В

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Представленные занятия по игровому экспериментированию для детей раннего возраста, автором которых является Колесникова О.В., педагог дополнительного образования Центра развития ребёнка - детский сад № 2336 ЦАО разработаны в ходе экспериментальной работы в рамках проект Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» и проекта Департамента образования «Детский сад будущего» модуль «Открытые возможности: поддержка детской инициативы (проекты и исследования)».

Содержание работы по детскому игровому экспериментированию отбирается и планируется по 6-ти блокам, в каждом из которых проводится несколько занятий по следующему алгоритму: 1-я серия занятий - это знакомство детей со свойствами предметов, веществ, материалов. 2-ая - экспериментирование с выявленными свойствами. 3-я серия – это исследование изменений свойств предметов, веществ, материалов. В данном пособии мы представляем несколько занятий по следующим блокам: 1-й блок – «Игры с песком»; 2-й блок – «Игры с водой», 3-й блок – «Игры с водой и песком» (взаимодействие воды и песка); 4-й блок – «Игры с бумагой»; 5-й блок – «Игры с тестом» (взаимодействие муки и воды).

Основой тематического планирования по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте является принцип от простого и знакомого к сложному и малознакомому; от близкого к далёкому. Ещё одна принципиальная позиция автора – это наличие литературной канвы. Это может быть народная сказка или небольшой авторский рассказ или сказка (как в занятии по сказке В.Сутеева «Кораблик»), или небольшой рассказ, придуманный О.В.Колесниковой для конкретного занятия (например, рассказ о мышонке в занятии «Удивительная бумага»).

Цель литературной канвы: мотивировать детей на осмысленную исследовательскую деятельность посредством эмоционально окрашенного понятного по содержанию сюжета, предоставление детям речевых образцов и стимулирование речевой активности детей. Вместе с тем, литературная основа занятия помогает педагогу естественным образом вставить в ход занятия проблемную ситуацию, которую ребёнку надо решить, чтобы двигаться вместе с героем по сюжету дальше. Рассказывание взрослыми детям историй - естественная традиционная форма взаимодействия поколений, где ведущая роль остаётся за взрослым, но общение ребёнка и взрослого позиционируется как ситуация сотрудничества. Мы в своей работе с детьми акцентируем внимание педагогов на данном принципиальном положении, так как считаем его важным для дальнейшего пристраивания взаимоотношений детей и взрослых в совместной познавательной деятельности.

Основные принципы, на которых строится каждое занятие по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте:

  • литературная основа построения занятия;

  • доступность содержания литературного текста и объектов исследования;

  • чёткое определение личностного смысла для ребёнка в исследовательской работе с предложенным материалом;

  • вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами;

  • возможность исследовательских действий с предложенным материалом для каждого ребёнка (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов);

  • поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых);

  • ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна;

  • содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать.

Экспериментальные занятия по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте способствуют развитию наблюдательности, интереса детей к окружающему, обогащению детской речи и познавательного опыта, развивают моторную ловкость рук, уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат, формируют реальные представления об окружающем мире, стимулируют речемыслительную активность детей, мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность.

«КОРАБЛИК»

(занятие в группе раннего возраста из блока «ИГРЫ С ВОДОЙ»

по мотивам произведения В.Сутеева «Кораблик»)

Цель занятия: Поддерживать познавательную и речевую активность и инициативность в процессе игрового экспериментирования с предложенными материалами и предметами.

Программное содержание:

1. Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (губка, камешки, ключ, деталь из строительного конструктора, карандаш, салфетка, деревянный брусок) на примере взаимодействия их с водой.

2. Закрепить представления детей о воде, её свойствах (прозрачная, плотная: может держать предметы, текучая), о качестве некоторых предметов - плавучесть .

3. Обогащать словарь детей глаголами и качественными прилагательными: плавать, тонуть, текучая, мягкий, плотный, тяжёлый, лёгкий и др. Активизировать речь детей в процессе игрового экспериментирования.

4.Формировать интерес и поддерживать познавательную мотивацию в процессе работы с разными материалами.

5. Поддерживать желание помогать взрослым в совместной деятельности.

Материал и оборудование:

- демонстрационное: игрушки: лягушонок, мышонок, цыпленок, муравей и жучок. (игрушек может быть больше или меньше, главное, чтобы «кораблик» - брусок из дерева мог их выдержать), большой лоток с водой, мука в лотке;

- раздаточное: лотки с водой и набор предметов для исследования: карандаш, ключ, брусок из деревянного конструктора, салфетка, камешки-заместители животных.

Ход занятия:

На столах приготовлено необходимое раздаточное оборудование. Дети садятся за столы. На демонстрационном столе стоят игрушки: лягушонок, мышонок, цыпленок, муравей и жучок, большой лоток с водой. Педагог рассказывает детям сказку В.Сутеева «Кораблик»:

«Пошли гулять Лягушонок, Мышонок, Цыпленок, Муравей и Жучок. (Рассказывание сказки сопровождается инсценировкой с помощью игрушек). Пришли на речку.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказала Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – и так стал хохотать – чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и никак не могут ничего придумать.

Давайте мы им поможем.

Перед вами лоточки. Что в них? Верно, вода. Это будет наша с вами река. На чем же животные могут через неё переплыть?

Посмотрите, что лежит на берегу реки. Это: губка. Она какая?»

Дети берут губку в руки, трогают её, определяют, что она мягкая, сухая.

«Можно ли на губке плавать, как на кораблике? Давайте попробуем».

Дети опускают губку в воду. Наблюдают за происходящим.

«Вместо животных мы с вами возьмем камешки и посадим их на губку, как пассажиров. Посмотрите, плывет ли наш кораблик?»

Аналогично пробуем салфетку мягкая, мнётся, тонкая, быстро размокает в воде – кораблик не получился), ключ (холодный, твёрдый, металлический, тяжёлый, тонет), карандаш (тонкий, деревянный, твёрдый, он крутится – животные не могут на него сесть), кирпичик из деревянного конструктора (деревянный, тёплый, твёрдый, плавает, может удержать всех «пассажиров»: устойчивый на воде). Определяем, на чем звери могут плыть.

«Вот и получился у нас кораблик. Сели на него и поплыли.

Лягушонок из воды голову высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!»

«Удивительная бумага»

(занятие в группе раннего возраста из блока «ИГРЫ С БУМАГОЙ»)

Программные задачи:

  1. Расширять представления детей о свойствах предметов окружающего мира. Способствовать реализации потребностей ребенка в овладении действий с предметами.

  2. Стимулировать использование в активной речи глаголов: рвать, мять, рисовать, шуршать, трещать; прилагательных: гладкий, колючий, мятый, белый, большой, маленький.

  3. Укреплять мышцы кистей рук, формировать ручную ловкость.

  4. Воспитывать интерес к совместным занятиям.

Материалы и оборудование: листы писчей бумаги и салфетки на каждого ребенка, карандаши на каждого ребенка, коробка для обрывков бумаги, мусорное ведро.

Ход занятия:

Педагог начинает рассказывать: «Однажды маленький мышонок выглянул из своей норки и увидел, что вокруг пусто – нет никого. «Это хорошо, что никого здесь нет» - обрадовался мышонок. – «Значит, я смогу отправиться в путешествие!» И мышонок побежал осматривать дом, в котором находилась его норка. Он нашел много интересного: хлебную крошку (в ходе рассказывания педагог обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, что мышонок с нею сделал?», выслушивает ответы детей и продолжает свой рассказ), ниточку, карандаш… А потом, мышонок залез на большой письменный стол. И тут он увидел настоящее чудо: большой, белый лист бумаги».

Каждый ребёнок получает лист белой писчей бумаги. Педагог спрашивает: «Что это? Какого цвета?» и предлагает детям: «Погладьте пальчиками листок: бумага гладкая. Что можно делать с такой бумагой? – (Рисовать).- Да, на ней можно рисовать».

Затем каждому ребёнку взрослый даёт на выбор карандаш понравившегося цвета и предлагает рисовать.

«Что ты нарисовал? Хорошо рисовать на белой бумаге? – (Ответы детей). - А теперь, положите карандаши спать на стол и накройте их своим листом бумаги. Видно карандаш? Нет, конечно. Бумага плотная, непрозрачная и под ней ничего не видно. Где карандаш, покажите. Вот он! Спрячьте снова. Нет, не видно под плотной бумагой». Дети несколько раз прячут и находят карандаш, педагог акцентирует внимание детей на свойствах бумаги: непрозрачная, плотная.

Затем взрослый спрашивает: «А что ещё мышонку можно сделать с бумагой?» Педагог выслушивает ответы детей и продолжает: «Её можно помять. Посмотрите, как я сомну бумагу. Послушайте, как она шуршит. А теперь вы сомните свои листочки и послушайте, как они шуршат: громко, жестко». Дети мнут бумагу, прислушиваются к шуршанию бумаги, взрослый стимулирует детей на повторение слов и словосочетаний: я мну бумагу, бумага шуршит, я смял бумагу.

Педагог спрашивает детей: «Что мы сделали с бумагой? – (Предполагаемые ответы детей). Мы смяли бумагу. Как шуршит бумага? Покажите, что у вас получилось?» – Дети показывают комок бумаги. «Большой комок бумаги. Прижмите комок к щеке, какой он? – Колючий. В ладошку не спрячешь – он слишком большой».

Педагог раздаёт детям салфетки и спрашивает: «Что это? Какого цвета? Проведите пальчиками – салфетка неровная, не гладкая, мягкая. Зачем нужны салфетки? Можно ли рисовать на салфетке? Давайте попробуем». Дети пробуют рисовать на салфетке. Педагог спрашивает: « Удобно ли рисовать на салфетке? Почему, нет?» После ответов детей педагог резюмирует: « Да, на салфетке рисовать неудобно, потому что она мягкая и карандаш не рисует на ней, салфетка рвётся».

Педагог предлагает детям провести с салфеткой те же опыты, что и с листом писчей бумаги: «Аккуратно разверните салфетку, спрячьте под неё карандаш. Видно? Немножко видно. Салфетка мягкая, тонкая, через неё немного видно карандаш». После опытов с салфеткой взрослый предлагает: «Попробуйте салфетку смять. Послушайте, как она шуршит. Салфетка мягкая, шуршит тихонечко, мнется легко. Что получилось? Комочек. Маленький, мягкий комочек. Спрячется он в ладошке? Из плотной бумаги получился большой комок, он не помещается в ладошку, а из мягкой салфетки – маленький, он может спрятаться в ладошке. Прижмите к щеке этот комочек, какой он? К другой щеке приложите жесткую бумагу. Она колется. А салфетка – не колется, она мягкая».

Затем педагог предлагает: «А теперь аккуратно выпрямим наши листочки, разгладим их ладошками. Какая получилась бумага?- (Ответы детей). Бумага стала мятая. Мы её смяли, и получилась мятая бумага».

Продолжая исследовать свойства бумаги в совместной с детьми деятельности, педагог спрашивает: «Что ещё можно с бумагой сделать? - (Порвать). Давайте порвем её и послушаем, как она трещит. – (Громко). Трудно рвать бумагу? Что получилось? – (Много, много маленьких кусочков). Получилось много обрывков бумаги». После того как дети порвали бумагу, педагог предлагает детям сложить все обрывки бумаги в коробку.

Затем дети под руководством педагога проводят те же действия с салфеткой: «Аккуратно расправьте салфетку, погладьте её ладошками. У нас получилась мятая салфетка. Давайте попробуем её порвать и послушаем, как она будет трещать. - (Тихо). Легко рвется мягкая салфетка. Что получилось? – (Много маленьких кусочков). Сложите их в коробку вместе с большими кусочками бумаги. Мышонку очень нравилось играть с листочками бумаги, но тут он услышал. Как кто-то открывает дверь, и быстренько побежал в свою норку. А мы с вами наведём порядок и пойдём гулять».

Дети собирают все обрывки бумаги и салфетки в коробку, затем их высыпают из коробки в ведро, задвигают стулья за столы.

«ВЕСЁЛЫЙ ПЕСОК»

(занятие в группе раннего возраста из блока «ИГРЫ С ПЕСКОМ»)

Программные задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Формировать представление о характерных свойствах песка.

  2. Стимулировать использование детьми в активной речи глаголов: сыпать, пересыпать, просеивать. Развивать понимание речи.

  3. Развивать мелкую моторику рук.

  4. Воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слышать взрослого, интерес к совместным занятиям.

Материал и оборудование для занятия:

- для демонстрации: большой грузовик, в кузов которого насыпан песок, смешанный с камнями, мельница для игры с песком и большой лоток, в который она ставиться, поднос для камешков.

- для каждого ребёнка: сухой песок, лотки для песка, совочки, ведерки и сетки для просеивания песка на каждого ребенка, щетки-сметки и совочки для уборки со столов после занятия.

Ход занятия:

Педагог обращается к детям: «Сегодня к нам в гости приехала машина. Посмотрите, машина большая, желтая». Взрослый и дети рассматривают грузовик. Взрослый рассказывает и показывает: «Это у машины – кабина, она красного цвета, а это – кузов – он желтый. У машины есть большие круглые черные колеса. Они крутятся и машина едет. Как вы думаете, для чего машине кабина? – (Предполагаемые ответы детей). - Да, в ней сидит шофер, который ведет машину. А для чего этот большой желтый кузов? - (Предполагаемые ответы детей).- Верно, в кузове машина возит разные грузы. Поэтому машина с кузовом называется грузовой машиной. Интересно, а какой груз в кузове нашей грузовой машины сегодня? Давайте посмотрим».

Дети заглядывают в кузов машины, а взрослый продолжает: «Ух ты! Да здесь песок! Потрогайте его и скажите, какой песок привезла нам грузовая машина в своем кузове?» - (Теплый, сухой, мягкий.. ).

После того как все дети рассмотрели и потрогали песок, на что даётся достаточно времени, педагог продолжает свой рассказ: «Машина везет песок на мельницу. Вот подъехала машина к мельнице, я беру совочек и насыпаю песок в мельницу. Что я делаю? Насыпаю песок. – (Дети повторяют за взрослым). - А песок высыпается и крутит мельничное колесо. Что такое, почему колесо перестало крутиться? Посмотрим? (Дети и взрослый выясняют, что в отверстии мельницы застрял камень, и песок сыпаться не может). Камешки мешают песку высыпаться и крутить мельницу. Что же делать? Надо убрать камешки. А как?» Дети получают лоточки с песком и пытаются выбрать из него камешки. Затем снова заводят мельницу. Опять застревает камень. Перед детьми проблемная ситуация: как сделать так, чтобы мельница работала без перебоев.

Педагог говорит: «Я думаю, что нам поможет сито». Он показывает сито для игры с песком. Вместе с детьми рассматривают цвет, форму сита. Взрослый начинает просеивать песок, обращает внимание детей на отверстия, через которые он сыпется. Затем показывает оставшиеся в сите камешки (дети считают: один, еще один – много камешков) и аккуратно убираю их на специальный поднос. Затем дети действуют со своими ситечками. Каждому нужно помочь. Дети и взрослый рассматривают оставшиеся в их ситечках камешки, называют их количество (много).

После того как песок просеян, дети начинают сыпать его в мельницу. Мельница работает без сбоев. Педагог предлагает детям потрогать песок еще раз, чтобы убедиться, что он мягкий, приятный, теплый.

Взрослый спрашивает: «А что получиться, если попробовать высыпать в мельницу оставшиеся камешки, как вы думаете? – (Ответы детей). - Давайте попробуем. Почему мельница не крутиться? – (Ответы детей). Взрослый делает вывод: «Потому, что песок мелкий, а камешки – крупные».

Занятие подходит к концу, и педагог обращает внимание детей: «А теперь посмотрите, на столе после нашей игры стало грязно. Это плохо. Нужно навести порядок. Я беру щеточку и совочек. Аккуратно сметаю весь песок в кучку, а затем – в совок и высыпаю в ведро. Теперь вы возьмите свои щеточки и тоже аккуратно уберите со стола песок». Дети выполняют просьбу взрослого. После чего педагог обращает внимание на то, как стало чисто в группе и говорит: «Такой же песок есть у нас на участке, сегодня мы пойдем на улицу и с ним поиграем».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный план мдоу «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» 25 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей 44

    Пояснительная записка
    Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» (далее Программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели,
  2. Название Программы (7)

    Закон
    Закон Российской Федерации «Об образовании» ( от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ,от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 17.06.2010 N 121-ФЗ,от 27.07.2010 N 215-ФЗ, от 28.
  3. Программа по организации и функционированию центра игровой поддержки развития ребенка (ципрр)

    Программа
    Сборник подготовлен коллективом педагогических работников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад «Загадка» г.
  4. Публичный доклад по результатам образовательной деятельности (1)

    Доклад
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей
  5. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (1)

    Программа
    И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд.

Другие похожие документы..