Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В процесі навчання контроль, корекція і систематизація знань учнів відіграють важливу роль. Контроль забезпечує зворотній зв'язок, що дозволяє коригу...полностью>>
'Документ'
На побережье Балтийского моря, там, где в него впадает Западная Двина (Даугава) живет народ, который называется - латыши. Он вступает в дружную семью...полностью>>
'Документ'
Подготовлен* по результатам ежедневного мониторинга и включает в себя анализ открытых источников: эфира телевизионных каналов, печатных СМИ, электрон...полностью>>
'Документ'
Гражданам необходимо знать, как действовать в чрезвычайных ситуациях, чтобы обезопасить себя и своих близких, оказать им при необходимости помощь, со...полностью>>

Как успешно пройти учебную практику (Методические рекомендации для студентов-заочников 4 курса) Кострома 2006

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.А.НЕКРАСОВА

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАК УСПЕШНО ПРОЙТИ УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ

(Методические рекомендации для студентов-заочников 4 курса)

Кострома

2006

Авторы составители:

Гундорова И.В., доцент, кандидат педагогических наук,

Раева В.В., методист кабинета дошкольного образования КОИПКРО.

Как успешно пройти учебную практику.

Методические рекомендации для студентов-заочников 4 курса

(И.В. Гундорова, В.В. Раева. – Кострома, 2006).

В методических рекомендациях раскрываются особенности организации педагогической деятельности студента на каждом этапе прохождения учебной практики.

Цель пособия – оказать практическую помощь студентам 4 курса заочного отделения при прохождении учебной практики по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».

Материалы, связанные с разработкой и проведением некоторых мероприятий с педагогами, детьми, родителями позволяют выявить и сформировать у студентов необходимые профессиональные умения и творческие способности.

Методические рекомендации могут быть использованы также студентами и преподавателями педагогических колледжей, воспитателями детских садов и методистами-преподавателями, организующими учебную практику.

От авторов

Современное дошкольное образование находится в постоянном поиске новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. При этом методической деятельности отводится главенствующая роль.

Исходя из определения М.М. Поташника в книге «Управление современной школой», под методической работой в дошкольном учреждении мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений воспитателей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных воспитанников, групп детского сада.

Предлагаемые методические рекомендации направлены на оказание практической помощи студентам 4 курса заочной формы обучения при прохождении учебной практики по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования». Основной целью практики является формирование практической готовности студентов к выполнению функций старшего воспитателя дошкольного учреждения. В них собран материал, позволяющий успешно пройти практику, правильно организовать педагогическую деятельность с воспитателями, детьми и родителями.

Материалы рекомендаций будут полезны в использовании студентам и преподавателям педагогических колледжей, воспитателям детских садов, а также методистам-преподавателям, организующим учебную практику.

В их основе лежит обобщенный опыт работы в организации практической подготовки студентов, изложенный в учебном пособии «Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования» / Под ред. В.И. Ядэшко, Л.М. Волобуевой. – М., 1999./.

Пособие состоит из трех разделов. В первом разделе раскрываются цели и задачи практики, ее содержание и особенности организации. Во втором даны советы и практические рекомендации студентам (как составить характеристику ДОУ, дать оценку функциональной пригодности методического кабинета, проанализировать занятие, разработать педагогический проект, провести педсовет и другие формы методической работы). В третьем разделе («Приложения») помещены примерные схемы анализа различных видов детской деятельности. Кроме того, с учетом специфики задач практики предлагается список литературы по организации и проведению педсоветов, педагогическому проектированию и сотрудничеству дошкольного учреждения с семьей.

Авторы пособия надеются на успешное применение его в ходе учебной практики.

Вы учите не тому, что вы сами

знаете, вы учите тому, что вы

сами собой представляете.

Жак Дежарден

Введение

Педагогическая практика является важным звеном в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования. В ходе обучения в институте педагогики и психологии организуются разные виды практик, которые определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ для специальности «Педагогика и методика дошкольного образования». Каждый вид практики позволяет обеспечить поступательный профессиональный рост будущих специалистов. Студенты получают представление о разнообразии задач и направлений работы в дошкольном образовании, приобретают необходимые для этого профессионально-педагогические умения и навыки.

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения проходят следующие виды практик: учебную и педагогическую, рассчитанные на 8 недель.

Виды практик

№ п/п

Виды практик

Семестр

Продолжительность

1.

Учебная практика

VIII

4 недели

2.

Педагогическая практика

X

4 недели

Значительное место в практической подготовке студентов занимает учебная практика в дошкольных учреждениях.

Учебная практика в дошкольных учреждениях

Цель учебной практики связана с формированием практической подготовки студентов к выполнению функции старшего воспитателя дошкольного учреждения с учётом современных требований образовательно-воспитательного процесса.

Основными задачами учебной практики являются:

  1. Пополнить знания студентов об управлении дошкольным учреждением.

  2. Закреплять, углублять и уметь творчески применять теоретические знания в профессионально-педагогической деятельности.

  3. Формировать умения и навыки, необходимые для осуществления функций старшего воспитателя: организаторские, прогностические, исследовательские и др.

  4. Развивать у студентов педагогических рефлексию, стремление к творческому поиску решения профессионально-педагогических проблем.

  5. Воспитывать профессионально-значимые качества личности: организованность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, самокритичность, уравновешенность, ответственность, инициативность и др.

Прохождение учебной практики предполагает сформированность у студентов ряда профессиональных умений и навыков. Среди них:

  • Проектировочно-прогностические умения:

  • умение прогнозировать результаты определенных педагогических воздействий, возможные трудности в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;

  • умение ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности.

  • Организаторские умения:

  • умение организовывать некоторые формы работы с родителями и воспитателями.

  • Диагностические умения:

  • умение анализировать оснащение педагогического процесса, собственную деятельность;

  • владение педагогической рефлексией.

  • Коммуникативные умения:

  • умение целенаправленно организовывать общение и управлять им;

  • умение регулировать, своевременно и разумно перестраивать взаимоотношения: с детьми, с воспитателями и родителями;

  • умение публично выступать перед педагогическим коллективом, родителями;

  • владение педагогическим тактом;

  • умение создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества, сорадости;

  • умение управлять своим поведением и настроением;

  • умение четко и убедительно выражать свои мысли;

  • владение демократическим стилем поведения.

  • Исследовательские умения:

  • умение поставить цели, задачи и разработать соответствующий план воспитательно-образовательной работы с детьми на основе уровня педагогических знаний и умений воспитателей;

  • владение исследовательскими методами в профессиональной деятельности: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, обработка и обобщение результатов.

  • Прикладные умения:

  • умение изготовить методические материалы;

  • умение оформить выставки, ширмы и др.

Таким образом, студент-практикант выполняет разнообразные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. У него формируются представления о функциях педагогических и руководящих работников разных уровней управления, развиваются профессиональные умения и способности, раскрываются различные стороны личных качеств.

По тому, как проявил себя студент в ходе учебной практики в дошкольном учреждении, можно судить о его перспективах в педагогической деятельности.

Организация практики

Учебная практика проходит в течение 4 недель в VIII семестре, моделируя профессиональную деятельность старшего воспитателя.

До начала практики студенты, не работающие в дошкольных учреждениях, проходят медосмотр.

Организация учебной практики студентов заочной формы обучения имеет ряд особенностей:

  1. Учебная практика организуется раньше, чем студенты начнут изучать цикл управленческих дисциплин. Подразумевается, что студенты заочной формы обучения имеют общие представления об управлении дошкольным учреждением.

  2. Студенты, работающие в дошкольном учреждении (воспитателями, медицинскими сестрами, помощниками воспитателя и др.) проходят практику по месту работы. Остальные студенты подбирают место для ее прохождения самостоятельно, либо в случае затруднения направляются муниципальными органами управления образования.

  3. Базой для её проведения являются дошкольные образовательные учреждения различных видов (д/с с приоритетным направлением, д/с присмотра и оздоровления, д/с комбинированного вида, центр развития ребенка и др.).

  4. Студенты-заочники, работающие старшими воспитателями в ДОУ (их, как правило, единицы), от учебной практики освобождаются при наличии положительной характеристики и справки с места работы. Студенты-заочники, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, педагогические работники других учебно-воспитательных учреждений, а также те студенты, которые не имеют педагогического образования, проходят практику без отрыва от производства в объеме 4-х недель.

  5. Ежедневное пребывание студента-заочника на практике не является обязательным.

  6. Практика носит учебный характер, то есть, студент находится под контролем администрации дошкольного учреждения, кафедрального руководителя и в случае затруднений может обращаться за помощью к ним.

  7. При подборе заданий для студентов осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Так студентам, не работающим с детьми, предлагается подготовить и провести открытое занятие и какой-либо вид детской деятельности. Студентам-практикам рекомендуется разработать и подготовить к защите педагогический проект по интересующей их теме.

  8. В соответствии с Государственным образовательным стандартом сроки прохождения учебной практики составляют 4 недели. Однако, по ряду причин, студентам не всегда удается уложиться в них. В этом случае при согласовании с администрацией ДОУ возможно продление практики, но в отчете о ее прохождении это не указывается.

Структура подготовки и проведения учебной практики

  1. Вводный этап.

Подготовительный

Программа самопроектирования деятельности

в качестве старшего воспитателя


Самоактуализация


Саморазвитие


Выбор индивидуальных траекторий профессионального развития для реализации задач учебной практики

  1. Основной этап.

Практический

Включение в профессиональную деятельность

в качестве старшего воспитателя


Формирование педагогических умений

(выполнение индивидуальной программы

прохождения учебной практики)

  1. Заключительный этап.

Аналитический

Самоанализ


Самооценка

Определение уровня готовности к выполнению функций старшего воспитателя дошкольного учреждения

Организация учебной практики

Этапы практики,

цель каждого этапа

Мероприятия

Отчет

  1. Вводный этап.

Подготовительный

Цель: знакомство студентов с целями и задачами практики, ее содержанием и организацией.

  1. Распределение студентов на практику в дошкольные образовательные учреждения.

  2. Координация усилий по организации практики с муниципальными органами управления образованием и администрацией ДОУ.

  3. Проведение установочной конференции на факультете с участием кафедрального руководителя практики и студентов.

  4. Знакомство с необходимой литературой, составление индивидуального плана прохождения практики.

  5. Планирование опытной работы, подбор диагностических материалов в рамках темы своей курсовой работы.

  1. Основной этап.

Практический

Цель: реализация студентами поставленных задач.

  1. Самостоятельная работа студентов.

  1. Ознакомление с дошкольным учреждением и педагогическим коллективом, с основными направлениями работы. Изучение годового плана дошкольного учреждения. Ознакомление с планом методической работы.

  1. Изучение оснащенности методического кабинета ДОУ и оказание помощи в его пополнении новыми материалами, оформлении и др. Изготовление стендов и выставок.

3.1.Для студентов, не работающих с детьми.

Подготовка и проведение открытых видов детской деятельности,

их обсуждение.

3.2.Для студентов-практиков.

Разработка и подготовка к защите педагогического проекта.

  1. Подготовка и проведение студентом консультаций, семинаров или других видов методической помощи воспитателям.

  1. Подготовка и проведение одной из форм работы с родителями (конференция, общее собрание, групповое собрание, семейные игры и др.).

  1. Подготовка и проведение педагогического совета в дошкольном учреждении.

  1. Проведение педагогического эксперимента (или исследовательской работы).

  1. Оказание научно-методической помощи студентам кафедральным руководителем и контроль за её прохождением в дошкольных учреждениях.

Характеристика ДОУ по схеме.

Оценка функциональной пригодности методического кабинета ДОУ. Оформленные студентом материалы, фотографии.

Конспект занятия и конспект какого-либо вида детской деятельности, их самоанализ с оценкой и подписью старшего воспитателя или заведующей. В качестве дополнения прилагаются дидактический материал и наглядные пособия, детские работы и т.д.

Материалы педагогического проекта.

Тезисы выступления, наглядный материал (схемы, графики, рисунки, фотографии и др.).

Протокол родительского собрания или другой формы работы с родителями, тезисы выступления.

Протокол педагогического совета, тезисы выступления, конспекты просмотренных видов детской деятельности.

3. Заключительный этап.

Аналитический

Цель: многоаспектный анализ педагогической деятельности студентов

  1. Самоанализ и самооценка своей деятельности, определение уровня готовности к профессиональной деятельности.

  1. Анализ старшим воспитателем или заведующей детским садом результатов практики в ДОУ.

  1. Собеседование со студентом с обсуждением результатов практики.

Отчет о практике

Характеристика с места прохождения практики, в которой выставляется предварительная оценка за практику.

Итоговая оценка за практику.

Обязанности участников учебной практики

Руководство учебной практикой осуществляется преподавателем кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии. В дошкольном образовательном учреждении практикой руководят заведующая и старший воспитатель.

Кафедральный руководитель:

  • обеспечивает четкую организацию и планирование практики, подводит итоги;

  • уточняет и при необходимости подбирает (по согласованию с органами управления образованием) учреждения для прохождения практики студентов;

  • проводит установочную конференцию для ознакомления студентов с целями и задачами практики, ее содержанием и организацией;

  • осуществляет методическое руководство и контроль за педагогической деятельностью практикантов;

  • готовит предложения к поощрению работников дошкольных учреждений, студентов;

  • подводит итоги практики: проверяет и анализирует отчётную документацию студентов, выставляет итоговые оценки практикантам.

Руководитель (заведующая, старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения):

  • обеспечивают условия для успешного проведения практики и осуществляют общее руководство ею;

  • знакомят студентов с детским учреждением, планированием воспитательно-образовательного процесса, документацией (годовым планом ДОУ);

  • знакомят студентов с организацией работы методического кабинета и его оснащением, привлекают их к оформлению, пополнению материалами, изготовлению стендов и выставок;

  • консультируют студентов по вопросам организации педагогической и методической работы, которые они будут организовывать самостоятельно;

  • анализируют и оценивают все виды деятельности студентов, их профессионально-педагогические умения и качества личности;

  • принимают участие в оценивании работы студентов и подготовке характеристик педагогической деятельности.

Обязанности студентов - практикантов:

  • выполнять правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, распоряжения администрации и руководителя практики;

  • соблюдать инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;

  • выполнять все виды работ, предусмотренные программой учебной практики, тщательно готовиться к ним;

  • проявлять организованность, дисциплинированность, вежливость, тактичность и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс для студентов заочной формы обучения направление 030500 юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Отечественная история: Учебно-методический комплекс (направление 030500 юриспруденция). – Псков: Псковский государственный педагогический университет им.
  2. Самостоятельная работа студентов 8 Качество подготовки специалистов 9

    Самостоятельная работа
    Приложение 4, форма 1. Соответствие учебного плана и профессиональной образовательной программы ПрОП) требованиям государственного образовательного стандарта
  3. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки по направлению 030900 Юриспруденция 2 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция

    Основная образовательная программа
    1.3 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
  4. Материалы ii-й международной научно-практической конференции

    Документ
    Концептуальным основанием ФГОС ВПО нового поколения избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность
  5. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.

Другие похожие документы..