Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Робоча програма навчальної дисципліни «Правознавство», галузь знань 0305 – «Економіка та підприємництво» / Укл.: М.Ф.Безродний, Г.Ф.Москалик. – Креме...полностью>>
'Документ'
14 октября 2011 года в отеле «Балчуг Кемпински» (Москва) в рамках X Международного форума «Сервис и оборудование для нефтегазовой отрасли России-2011...полностью>>
'Документ'
Исторические предпосылки возникновения теории организации: формирование исторических предпосылок и основ управления в период с IX-VII ты­сячелетия до...полностью>>
'Документ'
2 группа “Проекты, приоритетные на уровне московских городских программ, и направленные на решение важнейших социальных проблем и вопросов развития те...полностью>>

Группы социального риска. Эффективное межкультурное взаимодействие в подростковой среде. Аннотация

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Группы социального риска. Эффективное межкультурное взаимодействие в подростковой среде.

АННОТАЦИЯ

В современной России, в условиях перехода к новым экономическим отношениям, миллионы людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули через бедность, другие стали безработными. Третьи оказались беженцами и мигрантами.

Перестройка обусловила возникновение социальной напряжённости, от чём свидетельствуют следующие факты. Остаётся высоким уровень бедности, до 30% населения не имеют прожиточного минимума. Продолжается процесс депопуляции. Смертность превышает рождаемость. Растёт число детей рожденных вне брака, увеличивается количество детей-сирот при живых родителях, распадаются браки, доля неполных семей достигает 15% по стране. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. Растёт число страдающих психологическими заболеваниями – примерно 4,5 миллиона человек, растёт преступность. Примерно треть преступлений совершаются подростками. Россия опережает другие страны по количеству алкоголиков – около 20 миллионов человек, догоняет их число наркоманов, токсикоманов, ВИЧ-инфицированных, больных туберкулёзом. Социальное неблагополучие в обществе порождают психологические страсти самоубийства и проституции.

Как свидетельствует практика, люди не всегда могут решить свои жизненные проблемы, не могут найти выход из затруднительного положения, не всегда приобретают равновесие над самим собой и окружающим миром, теряют нравственные ориентиры. Особенно нужно выделить людей подросткового возраста и молодежь, которые не удовлетворены жизнью в связи с различными обстоятельствами: трудности личного плана, недостатки социально-культурной сферы, не дающей возможности для проведения свободного времени; социальной несправедливости; неустойчивостью быта; разочарование в людях; невозможность в данных условиях реализовать себя ( неудачи в работе, учёбе, личной жизни или творчестве ). Это может послужить причиной искать утешения или забвения в алкоголе, а после в наркотиках, занятием проституцией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вышеперечисленные общности людей, как элементы общества, составляют в целом – социальную группу риска.

Люди обнаруживают, что им трудно координировать своё поведение в соответствие с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. в период быстрых общественных перемен люди перестают понимать, что ждёт от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Старые нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся – ещё слишком туманны и не чётко сформированы. Чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении, в такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации и девиантного поведения.

Для понимания групп требуется нечто больше, чем простое понимание человеческого поведения, поскольку группы являются источником, питающим человеческие качества. Группы риска в обществе студентов, например, получают оценку внешних групп, с которыми мы не идентифицируем себя и к которым мы не принадлежим. Социальные группы риска опасны, они разрушают моральные нормы, традиции и устои общества, грозят гибелью нации. Группы риска формируют присущие её членам взгляды, установки, ценности вырабатывая тем самым особый «кодекс» поведения, свои правила и нормы. Поведение может быть непоследовательным и противоречивым, действия непредсказуемы, неустойчивое внутреннее психологическое состояние, неадекватность в оценках себя и окружающих, заторможенность и притуплённость мышления и т. д.

Воспитание детей - огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, так как, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.

Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо.

Среди миллионов детей и подростков - жизнедеятельных и целеустремленных - встречаются такие, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, а то и малолетние правонарушители.

Проблема работы с детьми, относящихся к группе риска, одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе много факторов, приводящих взрослого, подростка и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровнях.

Вступительное слово

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных».

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность ребёнка обуславливается тремя основными факторами:

  1. педагогической запущенностью

  2. социальной запущенностью

  3. отклонениями в состоянии здоровья

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Изучение «трудных» детей показывает, что состав их неоднороден. Учителя, родители, работники детских учреждений включают в число «трудных» неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений. Трудность этих детей обуславливается педагогической и социальной запущенностью, какими-то отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, а также особенностями переходного периода и эпизодическими трудностями жизни. В первом случае педагогическая трудность носит устойчивый характер, во втором – кратковременный.

Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы.

В основе педагогической запущенности лежат три ряда обуславливающих ее факторов:

  1. Пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие искаженных знаний и отрицательного жизненного опыта;

  2. Недостатки, ненормальности или дефекты в развитии черт и качеств личности;

  3. Недостатки и ненормальности во взаимоотношениях личности с окружающими.

В результате нарушаются связи личности со средой, отношения с окружающими приобретают конфликтный характер, поведение начинает все более отклоняться от общепринятых норм. Ребенок становиться «трудным».

Педагогическая запущенность может наблюдаться в любом возрасте ребенка, и в каждом она имеет свои особенности. Наиболее ярко возрастная специфика педагогической запущенности проявляется у подростков. В сочетании с некоторыми особенностями этого периода, педагогическая запущенность обуславливает возникновение педагогической трудности подростков, наиболее частой и наиболее распространенной.

Вместе с тем, если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

1. Понятие и характеристика «группы социального риска»

Группа социального риска (далее – группа риска) - разновидность социальной номинальной группы, включающая людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным отрицательным воздействиям, в силу чего представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества.

Традиционно типичными группами риска считаются алкоголики, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, бомжи, чей образ жизни можно рассматривать как проявления болезней общества. Эти болезни связаны с нарушением форм социального взаимодействия людей, ростом социального отчуждения, нарушением процессов социальной адаптации и распространением в обществе различных форм отклоняющегося поведения.

Объективной основой появления и существования групп риска является тяжелые условия жизни без надежды на их улучшение, отсутствие социальных перспектив для творческой самореализации человека, недостатки воспитания и образования личности, ее низкий культурный уровень (особенно при наличии психических отклонений, затрудняющих нормальное межличностное общение), - все это служит питательной почвой для существования групп риска.

Практикуемый в этих группах образ жизни характеризуется нарастающим отчуждением человека от общественных целей, снижением и сужением социальных интересов, возрастающей криминализацией, социально-нравственной, психологической и физической деградацией личности.

Социальный ущерб, в силу которого этот образ жизни рассматривается как разновидность самого опасного и разрушительного социального зла, проявляется в нарушении ценностно-нормативной сферы общества, разложением нравственных устоев, деформации межличностных отношений, росте социального паразитизма, насилию и преступности в обществе.

Особенно актуально проблема отклоняющегося поведения, ведущего к образу жизни групп риска, стоит перед молодежью в период социального созревания и вхождения в мир взрослых.

Неустойчивость психики, несформировавшийся характер в условиях растущей интенсификации жизни и социально-психологических перегрузок вкупе с материальной необеспеченностью и зависимостью от старших на фоне стремления к самостоятельности и широкими потребительскими запросами делают молодого человека уязвимым и подверженным отрицательным воздействиям групп социального риска.

Подростничество - сложный период, время перехода из мира детей в мир взрослых, внутренних конфликтов, поисков своего образа. Растущему человеку в этот момент жизненно необходима опора в мире взрослых. Если же ребенок находится в неблагоприятной социальной ситуации, ему не на кого положиться, не у кого учиться, он легко может потерять ориентиры и разрушить свою жизнь. Поэтому трудно переоценить значимость работы с подростками группы риска, которая позволяет этим детям получать опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми; учит познавать себя, быть внимательным к другим, находить свое место в социуме.

Итак, группы риска представляют собой наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности. Происходит деформация ценностных ориентаций у граждан, обществу грозит перерождение. Пороки общества, по наблюдению социологов, находятся в движении, прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость между ними.

Наиболее надежными средствами против существования групп социального риска является активная социальная политика, направленная на преодоление кризисных явлений в социальной сфере, а также культурная развитость, нравственное богатство культурного мира человека, развитие и совершенствование межэтнических и межрелигиозных отношений.

2. Общая характеристика подростково – молодёжных неформальных формирований агрессивной направленности, их разновидности.

Для детского и подросткового возраста характерно появление такого свойства как эмансипация. Эмансипация – стремление освободиться от руководства, опеки, противопоставить себя старшим по возрасту. В случае психологической оппозиции ко всему «старшему», неблагополучия в семье и (или) невысокого уровня интеллекта «отравление свободой» может осложняться асоциальным поведением. Последнее может включать в себя совершение противоправных действий, злоупотребление психоактивными веществами, бродяжничество и половую распущенность в их различных комбинациях.

По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:

1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.

3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

4. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.

5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт - один из источников стресса.

6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».

7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.

8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.

9. Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).

10. В отношениях с взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека. Смысл жизни и ценностные ориентации у детей группы риска отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентации у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы риска осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости граничащей с нарушением закона, а также путем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении. В ценностный ряд подростков и старших юношей группы риска не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Они уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому всегда ищут себе покровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишь собственный статус в обществе. Склонность к свободе, независимости приводит к поиску такой деятельности, которая приносит только материальное удовлетворение, и в способах «добывания» средств они проявляют неразборчивость. Особенно чувствительными к перемене ценностей и смысла жизни среди группы риска оказываются юноши, возраст которых колеблется от 16 до 23 лет. Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Всё это порождает желание «сбиться в стаю», объединиться в одну группу, как правило, вокруг одного лидера.

В подобной ситуации неформальные группы выполняют ряд важных функций:

адаптируют подростка к обществу (обычно в худших его проявлениях);

присваивают первичный статус;

облегчают потерю связей с родительским домом;

передают специфические для подросткового возраста и данного молодежного социокультурного слоя ценностные представления;

сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых;

удовлетворяют потребность в сексуальных контактах.

2.1. БОНХЕДЫ И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ФАШИКИ

В СССР параллельно распространению западной моде на скинхедов, существовали свои аналогичные формирования, получившие наименование «фашики». Мода среди подростков на игру в фашистов началась в начале 70-х годов. Причем наибольшее распространение такие игры получили после показа телесериала Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны».

Успех Тихонова – Штирлица и популярность сериала «Семнадцать мгновений весны» объясняется тем, что советские идеологи впервые рискнули показать многомиллионной отечественной аудитории блеск и лоск нацистской бутафории, нацистского антуража, нацистского фетиша. Это первый совет-

ский фильм, в котором фашисты выглядят не пьяными свиноподобными идиотами-маньяками, а элегантными и хладнокровными убийцами. Подобно многим детям, мы в школе играли «в Штирлица». При распределении ролей все мальчишки хотели быть Штирлицем, который был в нашем представлении настоящим мужчиной, красивым героем, играющим в смертельно опасную игру с фашистами.

Однако имидж Штирлица был невозможен без элегантной нацистской униформы: фуражки с высокой тульей, плотно облегающего мундира, галифе, обильной металлической бижутерии. Лишенный всей этой амуниции Тихонов – всего лишь советский разведчик Исаев. Возможно, так появились подростки, которые решили поиграть не в Штирлица – фашиста, а в фашистов.

Первоначально деятельность «фашиков» сводилась к игре в «нацистов»: написание друг другу характеристик в стиле «характер нордический…», проведение всевозможных испытаний на смелость и жестокость. Однако такие игры быстро перешли в выкапывание оружия на местах бывших боев и

ношение выкопанной же фашистской атрибутики. Тогда же начались избиения «лиц нерусской национальности».

В России движение бонхедов появилось в конце 80-х. В начале 90-х движение начало расти, в основном в больших городах — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Участились нападения на места скопления «лиц кавказкой национальности» и массовые избиения.

Кроме «хулиганствующих» были «черные следопыты», «униформисты», искавшие в лесах ордена, оружие. Они появились давно, но наиболее активно начали действовать именно в перестроечные времена: собирались, устраивали бункера «под нацистский штаб». Это было скорее игрой, но стиль «бритоголовых» ввели именно они.

Германизация стала для них чем-то вроде хобби. Называют себя не фашистами, а национал - социалистами. Основной повод для крупных тусовок – музыка.

Скины всегда при деле там, где нужны большие кулаки и не очень много извилин в голове. В драке скины часто используют выкидной нож, кастет и бейсбольную биту. Российские скины пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку. Последний писк скиновской моды – украшать ремень якобы декоративной цепью (на самом деле цепь делает этот импровизированный кистень более опасным).

Часть группировок бонхедов сформированна на базе расистской идеологии и сплоченн за счет организации совместных разбойных нападений. Однако большое количество подростков увлекаются только внешней атрибутикой скинов (высокие армейские ботинки с высоко закатанными джинсами или военными штанами, подтяжки для штанов, выбритая голова, часто попадается фашистская свастика). Имеются также скинхеды, поддерживающие немецких

фашистов. Германофилы-скины входят в группировку, именующую себя «Бригада Totenkopf» (в честь дивизии СС «Мертвая голова»). Их часто можно встретить в рядах болельщиков футбола. Костяк любой радикальной группировки фанатов состоит из бонхедов, чье влияние в футбольных кругах очень велико.

Иногда скинхеды называют себя «мусорщиками», «санитарами города», потому что еще одна декларированная цель бритоголовых – избавление общества от наркоманов, гомосексуалистов, педофилов и нищих. (Причем «избавить» — в прямом смысле слова — физически уничтожить). Другие мишени – это разного рода сектанты, демократы и пацифисты. Со стороны бонхедов нередки неспровоцированные нападения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотации к докладам участников II международной научно-практической конференции

    Статья
    В статье показано, что характерной особенностью моделей для адекватного отражения политико-правового изменения будет использование в них интервальной концепции времени и синтезированной интервально-моментной концепции.
  2. Аннотация основной образовательной программы (12)

    Документ
    изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения,
  3. Аннотации примерных программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла по направлению подготовки «Психология» квалификация (степень) «Бакалавр» аннотация примерной программы

    Документ
    1. Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление об объекте и предмете истории, на основе современных знаний дать будущим специалистам систематизированные знания об истории России с древнейших времен до начала XXI в.
  4. Третий Всероссийский конкурс социальных рисунков-плакатов «Не укради!» Второй Всероссийский конкурс социальных детских рисунков «Человек труда»

    Конкурс
    Книга «Педагогический взгляд» издана Центром гражданско-правового образования «Восхождение» (г.Казань). В книге опубликованы работы победителей (призеров и лауреатов) Всероссийского конкурса педагогических эссе «Взгляд» и Всероссийского
  5. Аннотация программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла

    Документ
    Целью изучения дисциплины является получение важнейших исторических знаний, появление системных представлений об историческом пути России с древних времен и до наших дней, понимание изменений, происходящих в России на протяжении исторического

Другие похожие документы..