Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Серебренников Евгений Александрович - почетный член жюри, заместитель председателя комитета по безопасности Совета Федерации Федерального Собрания Ро...полностью>>
'Закон'
Правовое положение вузов в настоящий период определяется главным образом двумя специальными законодательными актами: Федеральным законом от 22 август...полностью>>
'Документ'
Курс политической экономии в России на рубеже XIX-XX вв. и современность Ю. И. Будович .- М. : Макс Пресс , 2004 (МГУ им. М.В. Ломоносова - 155 с.,20...полностью>>
'Документ'
Складання процесуальних актів у кримінальних справах: Навч. посіб. — 2-е вид., допов. — К: Юрінком Інтер, 2 . - 256 с. - Бібліогр.: с. 242-250. І5ВК ...полностью>>

Группы социального риска. Эффективное межкультурное взаимодействие в подростковой среде. Аннотация

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Специфика технологий работы с детьми группы риска.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Во-вторых, под «трудными» понимаются такие дети и подростки, нарушения поведения которых, нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

В-третьих, «трудные дети» особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Это не плохие, безнадежно испорченные дети, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных детей в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ребёнок плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.

На возникновение недостатков влияет неучет воспитателями, возрастных особенностей подростков. Так, неудовлетворение потребности подростка быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у него упрямства, капризности, негативизма, грубости, а то и более серьезных деформаций черт характера, может вызвать крупные и продолжительные конфликты с воспитателями, скрытую или явную войну с ними.

Например, родители не всегда своевременно реагируют на появление недостатков характера у детей. А между тем, чем быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности, «врастает» в нее. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.

Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера воспитателем. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность своих детей их нервностью, то есть известной болезненностью. Это способствует укреплению у таких детей этих недостатков и появлению чувства недозволенности. Нередко они прямо заявляют своим сверстникам: «Не троньте меня: я нервный!»

Плохо и когда родители и воспитатели не обращают внимание на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. Тогда надо немедленно обращаться к врачу.

Нередко бывает, что сами подростки неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость – за правдолюбие и мужество, невежливость – за прямоту, высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые подростки, даже сознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, что лень позволяет сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость – добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить.

Недостатки характера – это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому, прежде чем говорить о недостатках характера ребенка, надо убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение воспитанника надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней внимание подростка. Лучше, например, говорить ему о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у ребёнка веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

Не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные.

В категории привычных недостатков характера выделяют два вида недостатков характера: проявляющихся в учёбе и в отношении его к себе и другим людям.

Первый вид: ленность, пассивность, неорганизованность и неаккуратность, отсутствие настойчивости.

Второй вид: эгоизм.

Ленность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам ленность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде. Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет. Однако эта проблема не разрешена достаточно успешно даже в передовых промышленных странах мира, хотя трудовое воспитание и обучение поставлено там лучше, чем у нас.

Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека.

В-третьих, лишенный трудолюбию подросток оказывается не адоптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни.

В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности.

Что является причиной появления лени у детей и подростков? Их несколько. Во-первых, это отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей.

Некоторые родители стремятся всячески оградить своих детей от любого труда и дать им больше развлечений. Они сами воспитывают из них лентяев. Для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка надо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самым ленивым ребенком. При этом важно не уронить авторитет родителей в глазах ребенка.

Не так уж мало родителей, особенно среди москвичей, внушающих своим детям пренебрежительное отношение к физическому труду. Объясняют свое поведение стремлением подготовить своего ребенка к «интеллигентной» профессии. Таким родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но мало работоспособным человеком.

Ленность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все его желания и капризы, не побуждают его к целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют усидчиво учиться, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.

Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье.

Сильным отрицательным фактором может оказаться для ребёнка бесперспективность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.

Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. В этом им надо помочь. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

Большинство подростков «группы риска» являются эгоистами. Эгоист – это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества, часто пренебрегающий последними. Жизненная направленность эгоиста – собственное «Я», личное преуспевание (причем нередко за счет других).

Эгоизм часто встречается в жизни у детей и взрослых. Формы и степени его выражения множественны. Основные виды выражения эгоизма: нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм.

Подростки и взрослые с нарцисстическим характером чрезвычайно влюблены в себя. Причем объектом собственной любви у них, особенно у лиц мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать себя за внутреннее «совершенство» (способности, ум, характер).

Психологический портрет современной Клеопатры: сводить проблемы к дилемме любви и гордости. Синдром Клеопатры выражается у части девушек - старшеклассниц в том, что они стремятся обращать на себя внимание юношей, заигрывают с ними, а потом без явной причины начинают раздражаться, зло и грубо насмехаться над своими товарищами. Важно обнаружить его и не пройти мимо, т. к. в будущем этот недостаток характера может привести женщину к несчастью в любви и большим трудностям в семейной жизни.

Многие люди ощущают себя в обществе чужими, потому что появляются на свет и умирают не по своей воле, а многое в их жизни определяются родителями, учителями, начальниками и не зависимыми от них социально-историческими факторами.

Отчужденность возникает у современного человека и потому, что окружающие люди часто не оказывают ему помощи, не выражают сочувствия, а то и просто равнодушны из-за занятости своими проблемами и делами.

Отчужденность может возникнуть очень рано из-за невнимания родителей к ребенку. Подобное состояние в полной форме нередко возникает у подростков, когда они встречаются с равнодушием окружающих. Многие родители из-за больших трудностей жизни стали все меньше интересоваться детьми. В связи с этим у заметной части молодежи усилилась эгоистическая направленность личности и появляются все больше грубость и жестокость по отношению к окружающим.

Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей жизни подросток или взрослый человек ставит свое индивидуальное «Я». Так, его важной жизненной потребностью является нахождение в центре внимания классного коллектива, постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой ребёнок требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него. Такой ребенок желает, чтобы в семье все отдавалось ему.

У детей и подростков групповой эгоизм бывает связан с семьей, дворовой или приятельской компанией, коллективом класса или части его.

«Семейный» эгоизм возникает при направленности всех помыслов взрослых членов семьи на материальное и карьерное благополучие семьи при полном равнодушии к интересам окружающих.

Характеризуя эгоистических школьников, необходимо отметить, что у них интерес только к себе, своим удобствам и собственной выгоде. Они обычно нечутки, неотзывчивы. В то же время ученый правильно считал, что нельзя всякого самолюбивого человека причислять к эгоистам.

Устранить или свести к минимуму действие тех причин, которые вызывают эгоизм различных видов можно только при индивидуальном подходе. Необходимо также не только устранять недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм, товарищество, забота о слабом.

Грубые дети – одни из тех, кто часто вызывает конфликтную ситуацию или попадает в нее. Для разрешения конфликта надо снять вызвавшие его причины, понять, чем конфликт вызван. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т. д.). Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности.

Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется исправлением взрослыми своей ошибки. Ребенок может проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим труда и отдыха.

Также для детей из «группы риска» характерным бывает лживость.

Лживость детей вызвана разными причинами: боязнью наказания, стремлением во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих, желание прикрыть совершившего проступок товарища. Следует проявлять к правдивости ребенка, сообщить ему, что лживость – презренное качество человека, отягощающее дурной поступок. Но надо избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важно указать на роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?

Воспитание «по типу Золушки», или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему…

Еще один вид дурного воспитания – гиперопека, или, как ее ныне многие называют, гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная. При гиперопеке очень часто с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно.

Из таких детей, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конфорными. Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола.

Гипоопека (гипопротекционизм) в наши дни встречается реже. Приводит она замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью.

Окружающая среда значительно влияет на формирование личности ребёнка как в положительном, так и в отрицательном отношении. Так, появление «трудных» подростков может быть связано даже с районом их проживания.

Важное значение имеет для детей школа. Отмечено, что многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены двумя основными факторами: частотой сменяемостью учителей и значительными изменениями состава класса.

4. Критерии отнесения к «группе риска»

В «группы риска» входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть:

1 – генотипические особенности и врожденные дефекты;

2 – социальные условия;

3 – особенности развития личности – дети и подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.

Факторы, определяющие особенности психического и личностного развития, весьма разнообразны. Их спонтанное взаимодействие зачастую провоцирует нарушение, сбои нормального развития ребенка соответствующего возраста.

Дети и подростки, входящие по своим генетическим, социальным и личностным показателям в группу риска, в условиях учреждений интернатного типа становятся изначально депривированными детьми и подростками. Оторванные от семьи, находящиеся в маргинальной среде своих сверстников, эти дети и подростки становятся особой группой риска.

В этом случае мы наблюдаем типичные личностные изменения: несформированность самосознания – несоответствие возрастным особенностям; несформированность коммуникативных способностей; синкретичность ценностно-нормативных представлений; высокая внушаемость, дисгармоничность эмоционально-волевой сферы. При этом наблюдается сниженность умственного развития и развития остальных психических функций. Указанные изменения могут приводить к так называемым диссоциальным личностным расстройствам.

В то же время депривированные дети и подростки группы риска отличаются выраженным снижением показателей физического здоровья. Эти дети часто находятся в состоянии так называемой предболезни или просто имеют хронические болезни.

Законодательство Российской Федерации предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей группы риска.

5. Специфика социально-педагогической поддержки детей группы риска.

Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей и подростков:

1)Социально-экономические факторы;

2) Медико-социальные факторы;

3) Социально-демографические;

4) Социально-психологические факторы.

В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этой причины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни. У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации. В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями, уходящими в их собственное детство. Проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Работа с детьми группы риска должна строиться по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации.

Она всегда должна предполагать два направления - оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье.

Лучше всего ребенку жить со своими родителями.

Никакие учреждения социально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, социальные гостиницы, кризисные центры и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому решением данной проблемы необходимо заняться специалистам по социальной работе для оказания необходимой поддержки и помощи. В связи с этим необходимо взаимодействие специалистов по оказании социальной помощи и поддержки детям группы риска.

Оказание помощи детям разными учреждениями и специалистами всех уровней зачастую проводиться параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.

Специалисты, оказывающие помощь и поддержку детям и подросткам группа риска, испытывают большие затруднения в работе с неблагополучными семьями, в которых живут эти дети.

Рекомендации к возможным действиям специалистов при решении проблем таких трудных детей и подростков, опираются на предположение, что семья является провоцирующим фактором их поведения и особенности развития. Поэтому необходимо восстановить воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно государственное учреждение (интернат, приют, детский дом, кризисный центр и т.д.) не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует направить все усилия на то, что бы реабилитировать ее в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях.

6. Организация работы с подростками «группы риска» по месту жительства

Вся социо-воспитательная работа с подростками «группы риска» и их семьями должна строиться на следующих принципах:

- принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

- принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

- принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, не вредит здоровью, не унижает достоинство других); ·

- принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия);

- принцип диалога (уравнивание позиций взрослого и ребенка, помогает достичь доверительных отношений, ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

- принцип стимулирования самовоспитания (каждый подросток должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача взрослых создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

- принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

- принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Таким образом, целями воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» являются:

- Формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равные условия для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

- Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

Для успешного социального воспитания «трудных» подростков необходима их интеграция в среду обычных сверстников. В современных условиях эту задачу можно решать в рамках системы дополнительного образования, организации клубов по месту жительства.

Одним из эффективных направлений досуговой и социо-воспиаттельной деятельности по воспитанию детей из «группы риска» младшего возраста является художественное творчество. В процессе формирования фундамента для развития личностных качеств в младшем возрасте средствами изобразительного искусства происходит приобщение ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное переживание. Изобразительное творчество выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Изобразительная деятельность помогает развивать такие качества личности как самостоятельность, трудолюбие, познавательный интерес, сотрудничество, взаимопомощь, патриотизм, любовь и уважение к природе, людям, искусству и т. д. Приобщение к изобразительному творчеству расширяет и обогащает познавательный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.

Семья группы риска - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых. Одна из форм работы с семьями группы риска, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке является социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов:

- принципа самоопределения семьи;

- добровольности принятия помощи;

- конфиденциальности.

Поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

- адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

7. Эффективное межкультурное взаимодействие в подростковой среде

Московское городское сообщество - это единая социальная общность,  состоящая из представителей разных национальностей, которые имеют право на свободу определения собственной национальной идентичности и выбор форм ее выражения.

Как показывает современный мировой опыт, эффективной стратегией регулирования  общественных отношений в государствах и мегаполисах с полиэтничным составом населения  является интеграция. В условиях столичного мегаполиса содержательная характеристика деятельности по осуществлению этой стратегии заключается в содействии процессам формирования московской и общероссийской идентичностей  как  результата органичного сочетания взаимодополняющих этнического и гражданского самосознания.

Успешность осуществления этой деятельности  напрямую связана с  реализацией принципов интернационализма, понимаемого как тип взаимодействия на основе равноправия, взаимоуважения и  сотрудничества представителей разных национальностей, а также с утверждением представления о московском культурном пространстве, как  среде, основанной на русском культурном базисе, в развитие которого внесли вклад представители разных национальностей.

Правительство Москвы, в рамках своих полномочий, ведет активную работу, позволяющую в целом поддерживать стабильность в сфере этносоциального взаимодействия в городском сообществе.

Вместе с тем, объективные факторы, связанные с продолжающимся процессом социального расслоения, интенсивностью миграционных потоков, девальвацией традиционных ценностей и идеалов российского общества, а также использованием этнополитического фактора экстремистскими и безответственными политическими силами,  обуславливают сохранение тенденций  к росту социальной  и межэтнической напряженности, выстраиванию не только этнических, но и социальных границ между различными группами москвичей.

Отчетливо выявились  социально-политические составляющие, способствующие возникновению и эскалации конфликтных ситуаций. Среди них– расширение сети действующих вне закона организаций националистического толка, их высокий мобилизационный потенциал; формирование националистическими организациями специфических активных тактик эскалации конфликта; грамотное освоение накопленного опыта и его распространение на места, в сетевых структурах  единомышленников; радикализация деятельности правозащитных, берущих на вооружение незаконные методы противников; свободное функционирование каналов распространения некорректной информации, вольно или невольно способствующих формированию интолерантных установок по отношению к отдельным этническим группам (Интернет, масс-медиа, массовая культура); склонность отдельных СМИ трактовать и интерпретировать конфликты на бытовой, криминальной и иной почве как этнические.

Получают развитие негативные установки в сфере межэтнического взаимодействия в среде молодежи. Согласно исследованиям, причинами  этого являются социальные факторы (рост социального неравенства; издержки стихийного роста этнического самосознания в подростковой и студенческой среде; снижение общего культурного уровня, девальвация культурных ценностей), недостатки образовательной системы (низкий уровень этнокультурной осведомленности; консерватизм методов и  форм работы с молодежью, недостаточная подготовка педагогов и воспитателей в вопросах межкультурного взаимодействия и межнациональных отношений и др.), возрастные особенности подростков (завышенная или заниженная самооценка, повышенная критичность по отношению к окружающим; ограниченность личного опыта общения с представителями других культур; несформированность индивидуальной системы культурных ценностей, некритичное усвоение экстремистских символов или представлений).

По итогам ряда исследований, довольно большая часть молодых москвичей (22%) негативно относится к этнокультурному многообразию Москвы. Доля интолерантных межэтнических установок у молодежи преобладает над толерантными установками - около 37% московской молодежи настроены негативно по отношению к этническим мигрантам, независимо от того, российские это граждане или нет, считая, что в некоторые социальные сферы путь им должен быть закрыт. 62,3% москвичей проблемы в сфере межнациональных отношений относят к «вызывающему по отношению к москвичам поведению, отказу следовать местным нормам и традициям». Таким образом, основу  стихийного возникновения большинства бытовых конфликтов, оформленных в городской информационной среде и закрепленных в общественном сознании как межэтнических, составляет различие кодов поведения и норм обычного права  разных культурных традиций, которые выражаются в разном истолковании допустимости  тех или иных поведенческих стандартов в московской среде.

Несмотря на то, что Москва традиционно являлась одним из самых веротерпимых мегаполисов мира, в настоящее время имеются определенные проблемы в сфере межконфессиональной толерантности  на уровне межличностного общения. Отмечается низкий уровень компетентности учащихся в вопросах этнокультурного многообразия России и основных принципов мировых религий. В настоящее время  конфессиональная принадлежность для большинства граждан являет собой одно из определяющих значений именно в этническом самоопределении. Зачастую, называя себя православными, мусульманами, буддистами подавляющее большинство москвичей  лишь фиксируют принадлежность к определенной этнокультурной среде, при этом оставаясь носителями светского мировоззрения.

Вместе с тем, при обострении противоречий на этнической почве конфессиональный фактор может оказать серьезное влияние на развитие ситуации.

В целом, за имеющимися данными исследований, фиксирующими общий, достаточно тревожный уровень межнациональной напряженности в Москве,  скрываются разные сценарии адаптации москвичей к складывающейся в городе этноконтактной  ситуации. В свою очередь, они связаны с разными причинами, требующими применения разных управленческих стратегий. В этой связи приобретает актуальность адекватная решению насущных задач расстановка приоритетов и совершенствование механизмов деятельности, нацеленной на поддержание социальной стабильности, в том числе формированию оптимальной информационной среды, способствующей преодолению негативных установок в сфере межэтнического взаимодействия.

Основные задачи по организации эффективного межкультурного взаимодействие:

1. Развитие у подростков принципов интернационализма и патриотизма посредством развития гражданской идентичности как объединяющего начала; утверждение в их сознании консолидирующей роли Москвы в деле укрепления единства государства и  утверждение атмосферы моральной ответственности каждого жителя в этом процессе; достижение необходимого уровня правовой культуры граждан; общественное осуждение и наказание на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной почве и отношения к религии.

2. Преодоление негативных тенденций, препятствующих развитию солидарности и доверительности в обществе, позитивному восприятию этнического многообразия и находящих свое проявление в фактах бытовой дискриминации по этническому признаку и отношения к религии; профилактике распространения негативных этнических и этноконфессиональных стереотипов, ксенофобии и шовинизма; этнополитического экстремизма.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие и характеристика «группы социального риска»

2. Общая характеристика подростково – молодёжных неформальных формирований агрессивной направленности, их разновидности.

2.1. Бонхеды и их предшественники Фашики

2.2. Скинхеды

2.3. Антифашисты

2.4. Футбольные фанаты («Хулиганы», «Хулсы»)

2.5. Сатанисты

2.6. Готы.

2.7. Панки и панкориентированные движения

3. Специфика технологий работы с детьми группы риска.

4. Критерии отнесения к «группе риска»

5. Специфика социально-педагогической поддержки детей группы риска.

6. Организация работы с подростками «группы риска» по месту жительства

7. Эффективное межкультурное взаимодействие в подростковой среде.

Антифашисты
Бонхеды и их предшественники Фашики

СКИНХЕДЫ



ПАНКИ

  • На выбритой части головы могут быть нанесены татуировки.

  • Примеры окрашенных ирокезов.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотации к докладам участников II международной научно-практической конференции

    Статья
    В статье показано, что характерной особенностью моделей для адекватного отражения политико-правового изменения будет использование в них интервальной концепции времени и синтезированной интервально-моментной концепции.
  2. Аннотация основной образовательной программы (12)

    Документ
    изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения,
  3. Аннотации примерных программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла по направлению подготовки «Психология» квалификация (степень) «Бакалавр» аннотация примерной программы

    Документ
    1. Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление об объекте и предмете истории, на основе современных знаний дать будущим специалистам систематизированные знания об истории России с древнейших времен до начала XXI в.
  4. Третий Всероссийский конкурс социальных рисунков-плакатов «Не укради!» Второй Всероссийский конкурс социальных детских рисунков «Человек труда»

    Конкурс
    Книга «Педагогический взгляд» издана Центром гражданско-правового образования «Восхождение» (г.Казань). В книге опубликованы работы победителей (призеров и лауреатов) Всероссийского конкурса педагогических эссе «Взгляд» и Всероссийского
  5. Аннотация программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла

    Документ
    Целью изучения дисциплины является получение важнейших исторических знаний, появление системных представлений об историческом пути России с древних времен и до наших дней, понимание изменений, происходящих в России на протяжении исторического

Другие похожие документы..