Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Основная цель курса заключается в овладении студентами теоретическими и практическими знаниями и навыками в области информационных систем, применяемы...полностью>>
'Документ'
В сборнике представлены материалы, отражающие содержание докладов и сообщений на XI симпозиуме по проблемам смысла жизни и акме, проведенном в Психол...полностью>>
'Диплом'
Дисципліна “Фінансовий аналіз” має важливе значення для підготовки фахівців з обліку і аудиту, фінансів. Це зумовлено роллю, яку відіграє економічний...полностью>>
'Документ'
создание на имеющихся площадях цеха по розливу минеральной воды (согласно ГОСТ 13273-88 вода приближается к типу Миргородской, Ессентуки № 4, аналогов...полностью>>

Группы социального риска. Эффективное межкультурное взаимодействие в подростковой среде. Аннотация

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2. СКИНХЕДЫ

Скинхеды (скины, «бритоголовые», «лысые») – молодежное движение, различные группировки которого часто находятся под влиянием экстремистских идеологий. Skin — «кожа» и head — «голова»; слово skinhead буквально переводится как «кожаная голова».

В России представители движения skinhead предпочитают называть себя «бритоголовыми», так как, по их мнению, это название звучит более патриотично. Они бреют свои головы до блеска и носят специальную атрибутику военного стиля (белый и зеленый камуфляж).

Само движение скинхедов зародилось в 60-х годах в Англии среди рабочей молодежи. Изначально большинством его членов оказались молодые люди, недавно отслужившие в армии. Униформа скинхедов пошла оттуда, потому что возвращались они домой в камуфляжной солдатской форме и высоких армейских ботинках, коротко стриженные. На работу устроиться они чаще всего не могли, поэтому так и оставались в этой одежде.

Название пошло от привычки брить головы наголо, дабы в драке нельзя было ухватить за волосы. Никакой политической подоплеки в то время не было, скинхеды слушали СКА, пили пиво, ходили на футбол и хулиганили.

Расистские настроения начали появляться после того, как в Англию в больших количествах стали завозить дешевую рабочую силу.

Сформировалось движение APL (Anti-Paki League), протестовавшее против ввоза в страну, прежде всего, пакистанцев. В начале 70-х движение скинхедов пошло на убыль и возродилось в эпоху расцвета панка, с появлением стиля Оi!

Оi! (Ой) – так приветствуют друг друга выходцы из низших слоев в Великобритании. Как правило, это жесткая, яростная, нордическая музыка.

В Италии субкультура скинхедов возникла из одного из ответвлений стиляг (движение hard-mod), приверженцев рабочего класса, уличных банд, футбольных болельщиков, антифеминистов и шовинистов.

Сначала они обрили головы, обули тяжелые высокие ботинки, тенниски Fred Perry, футболки Brutus, джинсы с подтяжками. Участники хулиганской волны насилия объединялись в шайки по территориальному принципу, делали татуировки с националистической и тюремной символикой и громили азиатских эмигрантов. Агрессия против "цветных” стала едва ли не ритуалом.

В начале 80-х начало набирать силу движение White Power, возглавляемое вокалистом Skrewdriver и деятелем Английского Национального Фронта Яном Стюартом, к которому примкнула значительная часть скинхедов. Стали пользоваться большой популярностью концерты Rock Against Communism, благодаря которым становились известными правые команды. Несмотря на всяческое противодействие общественности, группировки White Power Skinheads распространились по всему миру.

Самое большое количество бритоголовых в Германии (5 тысяч). Общее число движения охватывает более чем 33 страны на всех континентах. По всему миру их число составляет не менее 70 000 человек.

В США скины поддержки не имеют. Американские бритоголовые являются приверженцами грубого насилия, у них отсутствует страх перед наказанием. Новое движение во многом стало восприемником ранее существовавших расистских и антисемитских групп, включая Ку-клукс-клан и полувоенных

неонацистских группировок.

Движение скинхедов разнообразно. Имеется два крупных крыла:

- Скины-антифашисты. Сюда относятся Красные скины, SHARP5 и др.

- Бонхеды (боунхеды)– BONEНEАDS («костяные башки», «тупоголовые» – наци-скины) – это название праворадикальных скинов, было дано им левыми скинхедами. Название привилось.

Кроме того, существует множество мелких ответвлений, которые трудно отнести к какому-либо из названных крыльев, к примеру, «зеленые скины» – защитники природы.

К настоящему времени движение скинхедов на Западе фактически стало представлять срез всех протестных движений с агрессивно-силовой составляющей.

В России движение скинхедов представлено в виде частично пересекающихся слоев:

1. Идеологизированная группа молодых людей. Отличительной особенностью данной группы является наличие позитивной мотивации прихода ее членов в группу: патриотизм, служение Родине, социальная справедливость и т.п., выражаемые, однако, в форме общественно опасных деяний: планирование и проведение массовых хулиганских акций, разжигание межнациональной розни и т.д.

Группы, чаще всего ориентированы на конкретную (взрослую) политическую идеологию и мифологию.

Данный слой достаточно четко делится на две, нередко взаимопересекающиеся части:

- Группы, состоящие из молодых и очень молодых участников движения (15–18 лет), не имеющих тюремного опыта. Среди них много «домашних» подростков.

- Группы, состоящие из более взрослых участников движения (20–25 лет), имеющих опыт пребывания в местах лишения свободы. Небольшие криминальные группы, занимающиеся разбоем и ограблением на профессиональной основе. Профессиональная криминальная деятельность, как правило, не связана с идеологией. Экстремистской деятельностью занимаются как хобби. Движущей силой является озлобленность, мстительность.

Периферийные группы.

- Слабоидеологизированные группы из подростков 15-18 лет, не нашедшие контактов с центральными группами скинхедов и с политическими националистическими движениями (партиями). Имеют только общее, сильно романтизированное представление о движении скинов. Как правило, мотивация прихода в движение — позитивная (патриотизм, служение Отечеству и социальная справедливость).

- Группы, использующие внешнюю атрибутику скинов как дань моде (в том числе неидеологизированные фанаты скин-музыки).

-Мимикранты – криминальные неидеологизированные группировки, эксплуатирующие имидж скинхедов для реализации преступной деятельности.

В движении существует некая социально-возрастная иерархия. При этом скинхеды из различных иерархических слоев имеют устоявшиеся самоназвания: малолетки, молодняк, старшаки и т.д.

Первая, самая многочисленная — «малолетки» — это подростки 12–14 лет, которые еще толком не знают, что это такое — быть настоящим бритоголовым, но уже нахватались нацистских или расистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы поведения, присущие бритоголовым.

Чаще всего это происходит при прямом подражании старшим и более опытным товарищам. Эта категория активно использует внешнюю символику и атрибутику движения скинов — кельтский крест, нацистскую символику. Хотя надо заметить, что одного единого устоявшегося образца униформы на сегодняшний момент не существует.

Вторая категория — «молодняк», старшего возраста, 14–16 лет, активно участвующие во всевозможных неонацистских митингах и сборищах, собирающиеся в большие группы. Эта категория бритоголовых обладает более четко оформленной политической ориентацией и умением более или менее связно изложить главные принципы движения скинов.

Третья категория — «старшаки», помимо участия в митингах, сходках и сборищах обладают твердой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеют не только связно изложить основные пункты политической программы своего движения, но и ведут агитационную работу. Такая категория бритоголовых зачастую обладает прочными разветвленными связями с различными право- и леворадикальными экстремистскими организациями.

«Старые скинхеды». Среди огромной толпы скинов самых разных видов, уровней и степеней организованности существует небольшая (применительно ко всему движению скинов в целом) сплоченная группка, называемая «старые скинхеды». Эта относительно маленькая часть скин-движения состоит из наиболее идеологизированных и активных бритоголовых. Средний возраст скинхеда этого вида старше 20 лет. «Старые скинхеды» более хорошо знают обычаи, традиции и принципы бритоголовых, являясь их основными хранителями и толкователями для основной массы скинхедов. Каждый из них имеет определенный стаж пребывания в движении скинхедов, от трех-пяти до десяти лет, в течение которых он должен жить и действовать, соблюдая все принципы и заповеди скин-движения. Прерывание стажа не допускается, переход на время в другое неформальное течение с последующим возвращением тоже не допускается, он должен быть скином «по жизни». «Старые скинхеды» — это основное ядро движения скинхедов, они его формируют, они его сплачивают. Одна из осуществляемых ими основных задач — стимуляция и радикализация как отдельных скин-групп, так и всего скин-движения в целом.

Отдельно и обособленно в общей массе скинхедов стоит категория «модников». Этот вид скинов почти полностью аполитичен и инертен — собственно, это и есть главная особенность «модников».

Они носят атрибутику скинхедов, слушают музыку бритоголовых, иногда посещают скин-концерты, но в массе своей они тихи и неагрессивны. Как правило, они не способны даже отразить оскорбления и насмешки со стороны «правильных» бритоголовых, тем более они не могут совершить какой-либо серьезный поступок, «славный» и «геройский» с точки зрения основной массы бритоголовых. Ветераны скинхедов отзываются о «модниках», как о «фальшивых скинхедах». Эта категория «модников» составляет наиболее значительную часть скин-движения, особенно в период его наибольшей субкультурной популярности.

Степень организованности скинхедов часто преувеличивается. Основная их масса – это слабоорганизованные небольшие (периферийные) группы в 15-20 человек, которые быстро формируются по месту учебы или жительства и быстро распадаются. И это нормальный механизм функционирования молодежной субкультуры. Образно он представляет собой расходящиеся концентрические круги – чем дальше от центра, тем круг шире. Те, кто находятся на периферии, имеют смутное представление о движении скинхедов. В их базовых идеях наблюдается очень большой разброс: от «надо кого-то бить», до «в стране бардак – надо хоть что-то делать».

Основная масса бритоголовых — это весьма агрессивные гопники (шпана), отдающие дань моде, так как движение становится все более популярным. Они неорганизованны, не умеют думать и вообще судят о движении только по внешней атрибутике: бомбер, лысая голова, подтяжки, пиво, «доктор Мартенс» (разновидность ботинок).

Успехи бритоголовых в этих историях сильно гиперболизированы. Уровень неправды соответствует хвастовству 11-13 летних подростков.

Подростки в данных группах воспринимают свою деятельность с позиций юношеского максимализма и романтизма. Это тот самый слой, который подтолкнуть к погромам могут, прежде всего, средства массовой информации.

С тем же успехом эти группы скинхедов можно увлечь любой другой протестной формой деятельности, в которой они могут выразить свой социальный протест уже в неопасных для общества формах.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ: Идентифицировать скинхеда можно в первую очередь по бритой голове или очень короткой стрижке. Практически обязательным является сочетание армейских ботинок с подвернутыми джинсами. Даже при отсутствии этих атрибутов их можно распознать по нашивкам «WP», «88», «14».

2.3. АНТИФАШИСТЫ

Ультралевое крыло скинхедов.

Кроме расизма, они борются и против сексизма (угнетения женщин) и гомофобии (преследования сексменьшинств). Их деятельность направлена против последствий господства транснациональных корпораций, участвуют в радикальных экологических акциях.

Есть traditional skinheads, они аполитичны и придерживаются так называемого spirit-69 (дух-69).

SHARP, имеют в своем составе нацменьшинства, сексменьшинства и представителей различных левых движений. SНАRР отказались от леворадикальных взглядов красных скинов и в качестве «символа веры» принимают только антифашизм и антирасизм.

Есть даже организации, объединяющие скинов-гомосексуалистов, такие как, например, GSM (Gay Skinhead Movement).

В отличие от правых скинов, любящих демонстрировать национальный флаг, государственную символику, кельтские кресты и свастику, красные и анархистские скинхеды – антипатриоты. Они носят нашивки с «анархией», «серпы-молотки» и т.п. Изредка западные скины-антифашисты и леваки носят на куртках атрибутику СССР. Чаще пришивают нашивки с эмблемой политической организации, в которой состоят.

Во всем мире сейчас, как правило, среди скинхедов преобладают левые и traditional. Правые же преобладают только в России и, отчасти, в Восточной Европе.

Антифашисты выступают против войны в Чечне. Во многом эти мнения не соответствуют официальному мнению властей. Однако все требования антифашистов конституционны, а их действия – в рамках закона.

В сленге российских скинхедов «антифашисты» часто сокращаются до «антифа».

2.4. ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ («ХУЛИГАНЫ», «ХУЛСЫ»)

Было бы ошибкой считать футбольными фанатами, только так называемые группы футбольных хулиганов, это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразу пометить его отрицательным ярлыком.

Реально о существования фан-движения в России, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов 20 века. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры.

Правда, фан-движение не стало массовым, из-за сильного сопротивления со стороны традиционной культуры общества, которая, в силу своей моностилистичности, не принимала отклонений от традиционных практик, ценностей и т.д.

Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества, из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам, локализовало новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движения начинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении.

После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов.

Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому. Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало российскому фандвижению новые возможности.

Во-вторых, информационная открытость российского общества. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества, граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, и значительно возросло количество контактов с фанатами других стран. Все это способствовало повышению интереса к новому социальному явлению, и, следовательно, сделало его более популярным и массовым.

И, в-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движение.

В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов по 1994-1995 годы.

В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериоризация культурных норм и стереотипов.

Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным по сути лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно. Численность фанатов стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные фан-группы

были у московских команд: «Спартак», «ЦСКА», «Динамо».

Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих пор. Фан-движение столкнулось с тем, что возникают проблемы с мобилизацией ресурсов, прежде всего людских. Происходит реструктуризация фан-движения. Помимо рекрутирования в рамках фан-движения начинается процесс создания фан-групп и рекрутирования в рамках фан-групп.

Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, потому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп, чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, милиции или «дедовщины» собственных «соратников». У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, так как многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, а также формируется система членских взносов в рамках фан-групп.

Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы. Поскольку субкультура к этому времени уже достаточно развита, то это не составляет для них особой проблемы – они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными.

Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных «выездов».

Существует специальная иерархия выездов – чем дальше, тем почетнее – кроме того, существуют еще всякие «двойники», «тройники» (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет. Например, общефанатскую известность получили фанаты Крис и Зигзаг, которые вдвоем добрались до Владикавказа и, вдобавок, умудрились попасть в сюжет НТВ. Также на авторитет фаната влияют и некоторые другие факторы, о которых речь пойдет позже.

Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе и у ряда клубов первого дивизиона, появляются фан-движения. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владикавказе, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных фан-групп, так как их численность не превышает нескольких сотен человек.

Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45-50 тысяч человек.

Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице тех, кто в данный момент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качестве иллюстрации – ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десятки тысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики. Таким образом, фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотен человек, так как определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, рано или поздно станет футбольным фанатом.

Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Наиболее характерные примеры такого рода московский «Локомотив» и Санкт-петербургский «Зенит».

Московский «Локомотив» традиционно был наименее популярной московской командой, но удачные выступления в российском первенстве и европейских кубках существенно увеличили число его болельщиков и фанатов. То же самое и с «Зенитом». В то время когда «Зенит» выступал в первой лиге численность его фан-движения составляла всего несколько сотен человек, но как только он вышел в высшую лигу число фанатов сразу увеличилось в несколько раз и с тех пор постоянно растет.

Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране.

Можно выделить 3 принципиально разные группы участников:

Во-первых, hooligan's. Так называемые hooligan's, или футбольные хулиганы – это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20-30, реже 50, человек в фан-группе. В фан-движении может быть несколько таких фан-групп. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения. Это находит отражение даже в специальной символике. Вся их символика, как правило, именная, точнее номерная. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символики он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобных фан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan's обязаны ежегодно совершать большинство выездов, особенно в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним и участвовать во всех драках.

В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan's враждебного фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственном фан-движении. Такая символика (добытая в драках), принадлежащая вражеской фан-группе может носиться фанатом, добывшим ее. Например, от шарфа отрывается лоскут, который носится обмотанным вокруг щиколотки или запястья.

Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они также немногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе.

Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что естественно наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами. Например, фан-группу могут образовать жители пригородного поселка, поддерживающие команду «большого города», или жители городского микрорайона. Как правило, это те микрорайоны, которые достаточно автономны и ощущают свою «отдельность» от остального города.

А на нижней ступени располагаются так называемые «кузьмичи» или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Отношение к ним со стороны членов фан-групп отражает чувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любом фан-движении.

Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки. У них нет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать, как поступать в тех или иных ситуациях. В тоже время они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных ситуациях, например, во время выезда, когда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодые фанаты почти всегда становятся жертвами «дедовщины» со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan's. Правда, обычно это ограничивается сбором определенной денежной «дани».

Как правило, за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль, так чтобы осуществлялись все необходимые для существования и развития группировки функции: организаторская, информационная, управление финансами группировки, паблик релейшенз (речь идет о взаимоотношении группировки с другими группировками) и т.д.

Иногда это принимает комические формы, когда выдумываются совершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому участнику было чем заняться.

Периодически устраиваются собрания членов группировки для обсуждения каких-либо актуальных вопросов, стоящих перед данной группой или всем фан-движением.

В некоторых группировках существует практика регулярных членских взносов, в других же постоянных выплат не существует, деньги собираются под целевые проекты: заказать для группировки специальную атрибутику, сделать транспарант и т.д.

Особая тема – футбольные фанаты и национализм. В истории довольно много примеров тому, что фанаты многих команд близки к крайнему национализму или даже фашизму. Не исключение и российские фанаты, многие из которых поддерживают националистические идеи. В качестве примера, реакция ряда фанатов на бомбовые удары НАТО по Югославии. Форма протеста была очень резкой (антиамериканские лозунги, сжигание флагов и т.д), а ради успеха этих акций объявили перемирие даже непримиримые враги – фанаты «ЦСКА» и «Спартака».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотации к докладам участников II международной научно-практической конференции

    Статья
    В статье показано, что характерной особенностью моделей для адекватного отражения политико-правового изменения будет использование в них интервальной концепции времени и синтезированной интервально-моментной концепции.
  2. Аннотация основной образовательной программы (12)

    Документ
    изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения,
  3. Аннотации примерных программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла по направлению подготовки «Психология» квалификация (степень) «Бакалавр» аннотация примерной программы

    Документ
    1. Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление об объекте и предмете истории, на основе современных знаний дать будущим специалистам систематизированные знания об истории России с древнейших времен до начала XXI в.
  4. Третий Всероссийский конкурс социальных рисунков-плакатов «Не укради!» Второй Всероссийский конкурс социальных детских рисунков «Человек труда»

    Конкурс
    Книга «Педагогический взгляд» издана Центром гражданско-правового образования «Восхождение» (г.Казань). В книге опубликованы работы победителей (призеров и лауреатов) Всероссийского конкурса педагогических эссе «Взгляд» и Всероссийского
  5. Аннотация программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла

    Документ
    Целью изучения дисциплины является получение важнейших исторических знаний, появление системных представлений об историческом пути России с древних времен и до наших дней, понимание изменений, происходящих в России на протяжении исторического

Другие похожие документы..