Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Ведущие приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение, работа с иллюстративным материалом, аналитическое чтение текста, слово учителя, самостоят...полностью>>
'Документ'
Перший набір студентів було здійснено в 2 році. У 2003-2009 роках кафедру очолювала кандидат економічних наук, доцент Олена Петрівна Гаценко, яка орг...полностью>>
'Документ'
Теме «Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» я уделяю особое внимание не случайно, так как считаю, что на сегодняшний день эт...полностью>>
'Документ'
Участие в реализации программных целей и задач, определенных в 2007 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской ...полностью>>

Содержание других брошюр программы элективных курсов по образовательным областям «Естествознание», «Информатика»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 000.000.000 ББК 00.0000

ЭОО

Общая редакция сборника осуществлена А.Г. Каспржаком

ЭОО Элективные курсы в профильном обучении: Образователь­ная область «Информатика»/Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 112 с.— ISBN 5-7755-

УДК 000.000.000 ББК 00.0000

Учебное издание

Серия «Элективные курсы

в профильном обучении»

Образовательная область «Информатика»

Оригинал-макет выполнен издательством «Вита-Пресс» Изд. лицензия ИД № 02033 от 13.06.00

Подписано в печать 05.03.04

Формат 60X90V16. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 7. Уч.-изд. л. 7. Тираж Заказ

Издательство «Вита-Пресс», 107140, Москва, ул. Гаврикова, 7/9 Тел. 261-8337, 261-3078, 265-7087, 265-7157

e-mail: vitaprss@

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов

в

Настоящий сборник издается Национальным фондом подготовки кадров по итогам Конкурса учебных материалов для обеспечения заня­тий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе (элективные курсы).

Сборник состоит из семи брошюр. В первой представлены норма­тивные документы Министерства образования РФ, определяющие орга­низацию и содержание элективных курсов в составе профильного обуче­ния, а также рекомендации педагогам и руководителям школ, которые начали осуществлять это обучение. Кроме того, там содержатся матери­алы к двум курсам, признанным Экспертным советом Конкурса лучши­ми, и приведен перечень издательств, в которых будут издаваться учеб­но-методические комплекты по всем представленным в сборнике программам.

Содержание других брошюр — программы элективных курсов по образовательным областям «Естествознание», «Информатика», «Матема­тика», «Обществознание», «Технология» и «Филология». Каждая из этих брошюр начинается со статьи, в которой эксперты — организаторы Кон­курса поясняют специфику работы учителя, взявшегося за проведение занятий по элективным курсам, принадлежащим той или иной образова­тельной области.

Мы надеемся, что представленные в сборнике материалы помогут не только работникам школ, принимающим участие в эксперименте по про­фильному обучению, но и авторам учебно-методических комплектов элек­тивных курсов при подготовке этих комплектов к изданию с учетом реко­мендаций учителей-практиков.

Для работников управлений образования различных уровней, а так­же системы переподготовки кадров мы включили в первую часть сборни­ка документы, определившие порядок проведения и содержание Конкур­са. Надеемся, что эти документы могут помочь при организации и проведении аналогичных конкурсов в субъектах Федерации, городах, образовательных учреждениях.

ISBN 5-7755-

© НФПК, 2004

Экспертный комитет Конкурса

Содержание

Элективные курсы образовательной области

«Информатика» 5

ПОДРОБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 23

Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного програмирования

и электронных таблиц 24

Технология создания сайтов 53

Компьютерная графика 77

КРАТКИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 93

Технология работы с библиотечными

и сетевыми ресурсами 94

Создаем школьный сайт в Интернете 99

Учимся проектировать на компьютере 102

Компьютерное моделирование: сферы и границы

применения 106

Информационные системы и модели 109

Музыкальный компьютер (новый инструмент

музыканта) 113

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА»

А.А. Кузнецов

Особенности элективных курсов по информатике

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в систе­ме профильного обучения на старшей ступени школы.

В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профиль­ного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различ­ных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каж­дый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач про­фильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на за­вершение общеобразовательной подготовки учащихся. Профильные кур­сы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориенти­рованы в первую очередь на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образователь­ных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Имен­но они, по существу, и являются важнейшим средством построения инди­видуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в за­висимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворе­нии разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения опре­деляет широкий спектр их функций и задач.

Очевидно, что общие функции и задачи элективных курсов в систе­ме профильного обучения будут во многом по-разному проявляться в курсах этого типа по различным учебным предметам.

Специфика содержания элективных курсов по информатике опре­деляется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре:

  • интенсивный характер межпредметных связей информатики с дру­
    гими учебными предметами, широкое использование понятийного аппа­
    рата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при
    изучении практически всех предметов;

  • значение изучения информатики для формирования ключевых ком­
    петенций выпускника современной школы, приобретения образователь­
    ных достижений, востребованных на рынке труда;

  • исключительная роль изучения информатики в формировании со­
    временной научной картины мира, которая может сравниться по значимо­
    сти в школьном образовании только с изучением физики;

  • интегрирующая роль информатики в содержании общего образо­
    вания человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных,
    гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

Нельзя не сказать еще об одной особенности, присущей современ­ной школьной информатике, которая не может не повлиять на электив­ные курсы по этому предмету, прежде всего на реализацию той их фун­кции, которая была названа выше «компенсирующей» по отношению к базовым и профильным курсам. Речь идет не столько о компенсации ограниченных, как уже говорилось, возможностей базовых и профиль­ных курсов в удовлетворении индивидуальных образовательных потреб­ностей школьников, сколько о построении содержания образования по информатике, адекватного современному пониманию предмета и содер­жанию этой отрасли научного знания и деятельности человека.

Несмотря на существенную динамику изменения содержания школь­ной информатики, — за 20 лет существования в школе этот предмет пе­реживает смену уже третьего поколения своего содержания — мы все еще в значительной мере находимся в плену во многом устаревших взглядов на то, что такое основы информатики, в чем ее роль в современном образовании.

Только в последние годы ситуация здесь стала меняться.

Развитие содержания курса информатики в средней школе может быть охарактеризовано в настоящее время как этап «смены парадигм». Введение в 1985 г. основ информатики в содержание школьного образо­вания было осуществлено под лозунгом необходимости осуществления «всеобщей компьютерной грамотности молодежи», подготовки подрас­тающего поколения к труду в условиях массового использования компь­ютеров во всех областях профессиональной деятельности. Эта задача фактически определяла содержание курса информатики на первом этапе его введения в школу. Курс был ориентирован на изучение основ про­граммирования, а впоследствии — на освоение и применение средств информационных технологий.

Однако уже к середине 1990-х гг. возникло твердое убеждение, что потенциал информатики как учебного предмета используется в школе далеко не полностью. Изучение информатики имеет огромное общеобра­зовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки

выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информацион­ном» обществе. Этому немало способствовало и изменение взглядов на предмет информатики как науки, ее место в системе научного знания.

Эти процессы совпали во времени с коренными изменениями при­оритетов школьного образования, поворотом его к личности школьни­ка, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей по­средством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно ориентированной модели образования. При этом практика школы показала, что методическая система обучения информа­тике может быть не только успешно адаптирована к новой парадигме, новым целям и ценностям обучения, но информатика во многих случаях может выступать в качестве «катализатора» этих процессов. Информати­ка первой среди других школьных предметов вышла на уровень про­фильной и уровневой дифференциации содержания обучения на различ­ных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (ме­тод учебных проектов и т.д.), направленных на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования.

Информатика в настоящее время — одна из фундаментальных от­раслей научного знания, формирующая системно-информационный под­ход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процес­сы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Современный взгляд на предмет информатики во многом отличает­ся от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельно­сти человека.

Термин «информатика» возник в середине 1960-х гг. как гибрид двух слов «информация» и «автоматика» для обозначения науки об автомати­зации процессов обработки данных. Поэтому информатику связывали прежде всего с компьютерами, их использованием для решения задач. Однако, по мере развития информатики, ситуация стала существенно меняться. Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и струк­тур, — кибернетику, теорию информации, документалистику и т.д. При­шло осознание того, что информатика — это не прикладная наука об «околокомпьютерной деятельности», а фундаментальная наука о законо­мерностях информационных процессов в системах различной природы. «Информатика ... буквально на наших глазах из технической дисципли­ны о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычис­лительной техники превращается в фундаментальную естественную на­уку об информации и информационных процессах в природе и

обществе», — отмечал академик Н.Н. Моисеев (Моисеев Н.Н. Алго­ритмы развития. — М.: Наука, 1987).

Отметим, что предметная область любой науки определяется (как это принято в философии и науковедении) не только областью действи­тельности, изучаемой этой наукой, но и методологией, методами иссле­дования этой области. Характеризуя методологию информатики, приве­дем позицию по этому вопросу Института проблем информатики РАН, сформулированную в работе «Развитие определений «информатика» и «информационные технологии», вышедшей под редакцией академика РАН И.А. Мизина. В ней отмечается: «Важнейшим методологическим прин­ципом информатики является изучение объектов и явлений окружающе­го мира с точки зрения процессов сбора, обработки и выдачи информа­ции о них, а также определенного сходства этих процессов при их реализации в искусственных и естественных (в том числе биологических и социальных) системах».

Содержание школьного образования обладает немалой инертностью. Этому есть свои объяснения, и в целом это — во многом позитивная тенденция. Но даже самое лучшее образование не может оставаться не­изменным, не может не модернизироваться, с тем чтобы отвечать новым потребностям общества.

Новые элементы содержания должны сначала апробироваться в вари­ативной части школьного образования, а затем входить в его инвариантную часть. Так было всегда. До недавнего времени новое содержание образова­ния проверялось в основном в факультативных курсах. Теперь эту функцию на старшей ступени должны выполнять элективные курсы. Особенно акту­альна эта задача для развития школьного образования по информатике. В этом еще одна важная особенность элективных курсов по этому предмету.

Рассмотрим в этой связи основные направления развития целей и содержания обучения информатике в школе.

Как известно, на старшей ступени школы, с одной стороны, завер­шается общее образование школьников, обеспечивающее их функцио­нальную грамотность, социальную адаптацию личности, с другой сторо­ны, происходит социальное и гражданское самоопределение молодежи. Эти функции старшей ступени школы предопределяют направленность содержания образования в ней на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Ориента­ция на новые цели и образовательные результаты в старших классах — это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к соци­альному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требо­ваний — быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданс­кую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Фе­дерации подчеркивается, что одной из основных задач современного образования является задача « ... формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения». Роль изучения информатики в формировании целостного мировоззрения, предполагающего новые способы мышления и деятельности человека, трудно переоценить.

Информатика как учебный предмет открывает школьникам для си­стематического изучения одну из важнейших областей действительности — область информационных процессов в живой природе, обществе, тех­нике. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в систе­мах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его един­стве. Наличие и значительная роль информационных процессов в систе­мах различной природы (биологических, социальных, технических) оп­ределяют востребованность элективных курсов по информатике в различных профилях обучения на старшей ступени школы.

Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие при изучении информатики роли новых информационных и коммуникационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и усло­вий перехода общества к постиндустриальному, информационному эта­пу его развития.

Изучение информатики имеет важное значение для развития мышле­ния школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обуче­нии на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого опера­ционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Изучение информатики открывает новые возможности для овладе­ния такими современными методами научного познания, как формализа­ция, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в час­тности, относятся:

  • поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача инфор­
    мации в открытом информационном обществе и всей окружающей ре­
    альности;

  • проектирование на основе информационного моделирования объек­
    тов и процессов;

  • умение решать принципиально новые задачи, порожденные при­
    внесенным информатикой новым информационным подходом к анализу
    окружающей действительности.

И в обществе в целом, и в образовании эти умения и навыки форми­руются и используются в среде современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современное понимание функ­циональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры.

Исключительно велика роль изучения информатики в социализации школьников, подготовке их к труду, профессиональной деятельности, в профессиональном самоопределении молодежи.

В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный переход к постиндустриальному, так называемому «информационному» обществу. Отличительной чертой постиндустриаль­ного этапа развития является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область ин­формационных процессов и технологий, т.е. смена доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития цивилизации. Это приводит к новому пониманию готовности выпускников учебных заведений к жизни и труду в информационном обществе, заставляет переосмыслить традиционные представления о содержании образования, путях его осуществления.

Анализ содержания профессиональной деятельности людей массо­вых профессий и особенно прогноз ее развития в ближайшей перспекти­ве позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодежи в области информатики и информационных технологий.

Растущее значение информационной деятельности оказывает влия­ние на перераспределение в структуре рабочих мест: происходит «перека­чивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации.

Таким образом, информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Если это так, то элективные курсы по информатике должны учитывать потребности и интересы школьников, обучающихся в разных профилях на старшей сту­пени школы. Отсюда — ориентация практической деятельности с ис­пользованием ИТ в элективных курсах на различные сферы деятельно­сти и технологии, включение в содержание элективов по информатике задач, учебных проектов, связанных с изучением всех других учебных предметов.

Ясно, что изучение тех или иных информационных технологий ста­нет одной из ведущих линий содержания элективных курсов информати­ки. Разрабатывая такие курсы, следует иметь в виду, что методика изу­чения ИКТ во многом меняется.

Во-первых, в целом ряде психологических и дидактических исследо­ваний сегодня показано, что эффективность формирования готовности специалиста к применению в своей профессиональной деятельности ин-

10

формационных технологий во многом зависит от уровня сформирован­ное™ информационной компоненты его мировоззрения, информацион­ного подхода к анализу окружающей действительности.

Во-вторых, известно, что период использования современных техно­логий, в том числе и информационных, в настоящее время сократился до 3—5 лет. На смену им придут новые, которые специалисту вновь придет­ся осваивать. В этих условиях особенно возрастает роль фундаменталь­ного образования, создающего научные основы, базу для освоения но­вых технологий.

В современном понимании технология является наукой о преобра­зовании и использовании вещества, энергии и информации. Деятель­ность по преобразованию сырья, энергии, информации опирается на знание свойств преобразуемых объектов. При этом изучение в школе технологий, связанных с преобразованием вещества и энергии, предва­ряется изучением закономерностей их строения, свойств и т.д. в рамках предметов естественно-научного цикла. Что касается вопросов строе­ния, свойств, форм представления и т.д. информации, то они должны рассматриваться в курсе информатики, изучение которой, таким обра­зом, является необходимым условием усвоения школьниками информа­ционных технологий.

Это значит, что всякая информационная деятельность, в том числе и с использованием современных средств информатизации, должна пред­варяться детальным изучением видов и свойств информации, способов ее записи и соотношения с материальными объектами и т.д. Заметим, что с изучения свойств объекта преобразования начинается изучение любых технологий.

Кроме преобразования, в понятие технологии включается еще и ис­пользование преобразуемых объектов. Применительно к преобразованию информации это значит, что должны быть рассмотрены вопросы исполь­зования информации прежде всего в управлении. Таким образом, изуче­ние информатики и ИТ включает в себя и кибернетический аспект.

Еще один вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразно­стью изучения программирования. Понятно, что программирование — стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?

Часто говорят, что (в отличие от начала 1980-х гг.) в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки ос­новной массы школьников к труду, профессиональной деятельности.

С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование ко­торых — одна из приоритетных задач современной школы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. Г. Каспржаком эоо элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Естествознание»

    Документ
    Настоящий сборник издается Национальным фондом подготовки кадров по итогам Конкурса учебных материалов для обеспечения заня­тий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе (элективные курсы).
  2. А. Г. Каспржаком эоо элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Информатика»

    Документ
    Настоящий сборник издается Национальным фондом подготовки кадров по итогам Конкурса учебных материалов для обеспечения заня­тий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе (элективные курсы).
  3. Программа развития: Социальная компетентность школьников как условие нового качества образования

    Программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №57 находится по адресу: 664048, г. Иркутск, ул. Ярославского, 380 (фактический и юридический адрес школы).
  4. Образовательные сайты и проекты Сетевые сообщества педагогов

    Документ
    Крупные сайты, поддерживаемые большим коллективом авторов, с постоянным обновлением информации. Предоставляют большой спектр информации образовательной сферы.
  5. Образовательная программа государственного образовательного учреждения

    Образовательная программа
    Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий, с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой – характеризующий специфику содержания образования и особенности

Другие похожие документы..