Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Бизнес-консультант по стратегическому планированию, маркетингу, управлению брендами, организации сбыта. Ведущий эксперт Украинской Ассоциации Маркети...полностью>>
'Публичный отчет'
1. муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Леснополянская начальная школа - детский сад им. К.Д....полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое. Объектом изучения макроэкономики является: обобщающие показатели ...полностью>>
'Документ'
Одно время было в моде списывать со счетов Альфреда Маршалла (1842-1924) как устарелого теоретика викторианской эпохи. Говорили, что внушительная сис...полностью>>

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права. Вопросы правового регулирования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права.

Вопросы правового регулирования

Введение

Наша страна находится в процессе коренной перестройки экономических, социальных и политических отношений. Происходит переход от авторитарного управления страной к отношениям в обществе, основанным на провозглашенной Конституцией РФ свободе людей.

Эти преобразования изменили взгляд общества на роль трудового права, которое в прежние годы понималось только как воля государства, продекларированная в законах и иных нормативных актах, принимаемых в централизованном порядке.

В связи с этим законодательство о трудовом праве подверглось коренному реформированию, в результате чего организации получили возможность в установленном порядке самостоятельно регулировать трудовые отношения. Они это делают как на основе и во исполнение законов и иных нормативных правовых актов, так и в случаях, когда реально существующие в организации трудовые отношения регламентируются недостаточно подробно или не регламентируются государством. Например, во внебюджетных организациях оплата труда работников, основная сфера трудовых отношений, практически полностью регламентируется локальными нормативными актами.

Таким образом, локальные нормативные акты наряду и в дополнение к законам и иным нормативным правовым актам регламентируют отношения между работодателем и работниками.

Настоящая работа подготовлена с учетом актуальности темы, и, в частности, потому, что локальное нормотворчество еще не получило должного развития во многих организациях.

Это является одной из существенных причин массового нарушения трудового законодательства, произвола в отношении работников, осложнения отношений между ними и администрацией организаций. А это, в свою очередь, негативно влияет на отношение работников к труду, отрицательно сказывается на экономических и финансовых показателях работы организации.

Настоящая работа имеет целью оказать заинтересованным лицам практическую помощь при разработке локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Она построена по следующей схеме. В соответствующей главе раскрывается содержание той или иной сферы трудовых отношений, например, охраны труда, а в приложении приводится Макет Положения об охране труда, являющегося локальным нормативным актом организации.

В работе рассматриваются вопросы и приводятся локальные нормативные акты по труду, имеющие отношение к организациям независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, и имеющие для работодателей и работников наибольшее практическое значение.

Глава I. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права организации

§ 1. Что такое локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права организации?

Согласно ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель (в организации - ее руководитель) принимает локальные нормативные акты, содержание нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права - это принимаемый руководителем организации письменный официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий локальные (организации) правовые нормы, регламентирующие трудовые отношения работодателя (организации) с работниками.

В свою очередь, локальная правовая норма - это обязательное для соблюдения работниками (всеми или их частью) предписание руководителя организации постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются руководителем организации в виде различного рода положений, приказов, правил, инструкций и т.д.

Локальные нормативные акты в дополнение и развитие законов и иных нормативных правовых актов регламентируют трудовые отношения между работодателем и работниками. Локальные акты также определяют взаимные права и обязанности между этими сторонами, носят для них обязательный характер. Необходимость в корпоративном регулировании трудовых отношений возникает в обстоятельствах, носящих постоянный характер.

Во-первых, тогда, когда какие-либо трудовые отношения реально существуют, но не введены в рамки законодательного регулирования, хотя потребность в таком регулировании имеется. Говоря другими словами, в законодательстве имеется пробел, который необходимо заполнить. В частности, законодательно не определено правовое положение персонала корпорации. Эти отношения необходимо регламентировать, определив взаимные права и обязанности сторон правоотношений - работодателя и персонала. Такая задача, как и подобные ей, может быть решена только при помощи локального нормативного акта, принятого работодателем, например, Положения о персонале.

Во-вторых, локальные нормативные акты разрабатываются и в тех случаях, когда необходимо формализовать процедуры применения законодательных и иных нормативных правовых норм. Примером такого локального нормативного акта может служить Положение о Комиссии по трудовым спорам.

В-третьих, потребность в локальных нормативных актах возникает и тогда, когда определенная область трудовых отношений регламентируется несколькими, даже многими правовыми актами. В этих случаях их целесообразно изложить в определенной последовательности в каком-либо локальном нормативном акте, что значительно упростит и облегчит их применение. Примером такого локального нормативного акта могут быть Правила внутреннего трудового распорядка.

В-четвертых. Работодатель принимает определенные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в случаях, когда его к этому обязывают законы, иные нормативные правовые акты, соглашение, коллективный договор (ст. 8 ТК РФ). Такие случаи предусмотрены преимущественно ТК РФ. Они приводятся в § 3 настоящей главы.

В-пятых. Трудовые отношения каждого работника с работодателем индивидуализированы: они регламентируются заключенным между ними трудовым договором. Однако трудовым договором не могут быть охвачены все отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности работника, с работодателем.

Многие отношения с работодателем носят общий для всех работников характер. Так, все работники имеют общую обязанность соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности и т.д.

В то же время все работники имеют общие права на: выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; профессиональную подготовку; переподготовку; повышение квалификации; участие в управлении организацией и т.п.

Для того, чтобы регламентировать такие отношения работников с работодателем и применяются локальные нормативные акты организации. Коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране труда работников и многие другие локальные нормативные акты организации, адресованные всем работникам, в конечном счете адресованы каждому отдельному работнику.

Таким образом, каждый работник реализует свои права и исполняет обязанности в соответствии с общепринятыми в организации правилами, содержащимися в локальных нормативных актах. Эти акты разрабатываются, как было отмечено выше, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.

В-шестых. Подавляющее большинство работников имеют, как правило, весьма смутное представление о трудовом законодательстве, иных нормативных правовых актах. Локальные нормативные акты - различного рода положения, инструкции, правила - являются документами, содержание которых доводится работодателем до работников в качестве руководства, которое работники обязаны соблюдать. В то же время локальные нормативные акты являются для работников источником знаний о их трудовых правах. Отметим, что в организациях применяется большое количество локальных нормативных актов, действие которых распространяется на определенные группы работников - должностные инструкции, инструкции по безопасности труда и т.д.

Как свидетельствует опыт, локальные нормативные акты являются органической составной частью правового регулирования трудовых отношений в организации. К их разработке необходимо относиться со всей серьезностью, привлекая к ней высококвалифицированных специалистов.

Есть требования, которые необходимо соблюдать при разработке таких актов. Если это не будет сделано, цель, ради достижения которой принимается тот или иной акт, не будет достигнута. Мало того, будет дискредитирована сама идея его принятия, внесения в трудовые отношения определенных изменений. В самом общем виде эти требования заключаются в следующем.

1. Планы внесения в трудовые отношения определенных изменений, их совершенствования путем принятия локального акта должны быть реальными. Поэтому до принятия акта необходимо учесть экономические возможности организации, психологические, возрастные, половые, профессиональные и иные особенности работников. Выявить и нейтрализовать факторы, препятствующие внедрению нововведения.

2. Каждый локальный нормативный акт должен быть доступным для понимания всеми работниками, на которых распространяется его действие. Для этого его необходимо изложить конкретно, просто и лаконично, по возможности не применяя специфические термины и избегая излишней детализации.

3. Каждый акт должен иметь определенную структуру. В преамбуле (вводная часть, общие положения) излагаются причины принятия акта, круг работников, на которых распространяется его действие, цели (цель) принятия акта, задачи, которые необходимо решить ради их достижения, дается определение терминов, используемых далее по тексту акта. Затем следует основная часть акта.

4. Каждый акт должен быть обеспечен реквизитами: орган, принявший акт, его вид - локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права; наименование - положение, регламент, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.; дата принятия акта, его номер; подпись должностного лица.

5. Необходимо исключить возможность того, чтобы вновь принятый акт полностью или частично дублировал ранее принятые акты. Поэтому в новом акте должно иметь место предписание об отмене ранее действовавших дублирующих актов полностью или частично.

§ 2. Порядок принятия работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

Регулирование некоторых сфер трудовых отношений при помощи локальных нормативных актов предусматривалось еще КЗоТ РФ. В каждом отдельном случае, когда в КЗоТ РФ декларировалась необходимость регламентации той или иной сферы трудовых отношений при помощи локального нормативного акта, работодатель принимал соответствующий акт с участием или по согласованию с профсоюзной организацией. Форма участия последней в принятии такого акта указывалась в каждом конкретном случае. Таким образом, КЗоТ РФ не определял общие правила принятия локальных нормативных актов. Количество ссылок на необходимость их применения было весьма ограниченным.

В ТК РФ определен принципиально иной подход к порядку принятия локальных нормативных актов. Этому вопросу целиком посвящены его ст. 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем" и ст. 372 "Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права".

1. Как следует из текста абз. 1 ст. 8, работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Применение этой нормы не вызывает никаких затруднений, если работодателем является физическое лицо. Оно и принимает в установленном ТК РФ порядке локальные нормативные акты. Вопрос возникает в том случае, если работодателем является организация. Вопрос заключается в следующем, - какой орган управления организации вправе согласно законодательству принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права?

Согласно ст. 20 "Стороны трудовых отношений" ТК РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Текст ст. 20 дает ответ на поставленный вопрос. Дело в том, что компетенция органов управления организаций и их руководящих работников определяется соответствующими законами. Так, согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" компетенция органов управления общества определяется в следующем порядке:

- общего собрания акционеров - исключительно указанным Федеральным законом;

- совета директоров (наблюдательного совета) общества - указанным Федеральным законом и уставом общества;

- исполнительного органа общества - директора (генерального директора) и правления (дирекции) - указанным Федеральным законом и уставом общества.

Именно тот орган (должностное лицо) общества, к компетенции которого законом и (или) уставом общества отнесено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, их принимает. Как правило, им является директор (генеральный директор) общества.

В абз. 1 ст. 8 говорится о том, что работодатель принимает указанные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Нередко эта норма воспринимается как ограничение прав работодателя: он должен принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, если это ему прямо предписывается, и вправе принимать, если ему это разрешается сделать.

Если это так, то необоснованно, с точки зрения интересов развития трудовых отношений, их совершенствования, ограничиваются права работников и работодателя самостоятельно определять сферы трудовых отношений, требующих регулирования посредством локальных нормативных актов, не дожидаясь годами заключения нового коллективного договора.

В частности, ТК РФ не обязывает работодателя принять Положение об охране труда работников организации. А такой акт необходим: каждый работник должен знать свои права на охрану его труда и обязанности администрации по ее обеспечению. В свою очередь, представители администрации, прежде всего ее линейный персонал, должны знать свои обязанности по охране труда работников. Особым Положением должна быть закреплена процедура найма работников, структура трудового договора и т.д.

В связи с этим остается надеяться, что практика применения положений аб. 1 ст. 8 не пойдет по пути ограничения возможностей работодателя и работников самим решать вопрос о том, какой локальный нормативный акт им нужен помимо тех, которые предусмотрены законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором.

Вместе с тем, представляется, что при внесении изменений в ТК РФ текст аб. 1 ст. 8 целесообразно уточнить:

Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, на основе и во исполнение законов, иных нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, а также по собственной инициативе в пределах своей компетенции.

Отметим также, что в абз. 1 ст. 8, к сожалению, не сказано о том, что случаи, в которых работодатель обязан принимать локальные нормативные акты, приведены в различных статьях ТК РФ.

3. Согласно абз. 2 ст. 8 в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Положения абз. 2 ст. 8 находят свое развитие в ст. 372 ТК РФ:

Работодатель в предусмотренных настоящим Кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование к нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.

Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган может начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Если мы вернемся к тексту аб. 2 ст. 8, то увидим, что речь в нем идет о том, что работодатель в определенных случаях учитывает мнение представительного органа работников. Однако порядок учета мнения представительного органа работников, будь то профсоюзная организация или какой-либо иной представительный орган, в аб. 2 ст. 8 не изложен. Поэтому не известно, - что такое учет мнения представительного органа работников. Что же касается ст. 372, то в ней раскрывается учет мнения представительного органа работников, но не всякого, а только выборного профсоюзного органа (ни о каком ином представительном органе работников речь в ст. 372 не идет). Причем только такого выборного профсоюзного органа, который представляет интересы всех или большинства работников данной организации.

Отсюда следует, что если в организации действуют две первичные профсоюзные организации, каждая из которых представляет интересы 50% работников, то действие ст. 372 на них не распространяется. Таким образом, в ситуациях, когда в организации нет выборного профсоюзного органа, представляющего интересы большинства ее работников, их мнение при принятии того или иного локального нормативного акта, затрагивающего их интересы, останется работодателем не учтенным.

Как могут поступить работники в данном и подобных случаях для того, чтобы вынудить работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа в порядке, предусмотренном ст. 372?

Во-первых, согласно ст. 30 "Представители интересов работников, не являющихся членами профсоюза" ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. В данной статье речь идет о работниках вообще, ее текст носит общий характер.

Тем не менее, можно сделать вывод о том, что каждый работник, не являющийся членом профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять его интересы во взаимоотношениях с работодателем. Отметим, что в данном случае право работника не означает обязанность профсоюзного органа принять его предложение. В этом смысле текст ст. 30 слишком прямолинеен и категоричен.

Что же касается формальной стороны дела, то такое уполномочие целесообразно, по нашему мнению, оформить в виде выдачи доверенности в соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса РФ. В противном случае, при желании, работодатель может оспорить право органа первичной профсоюзной организации представлять интересы работников, не являющихся членами профсоюза. Если в результате уполномочия количество членов профсоюза и нечленов профсоюза, интересы которых представляет указанный профсоюзный орган, составит большинство работников организации, вступает в силу ст. 372 ТК РФ.

Во-вторых. Согласно ст. 31 "Иные представители работников" ТК РФ при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие такого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией полномочий.

Таким образом, общее собрание (конференция) работников может поручить представление интересов работников первичной профсоюзной организации, объединяющей менее половины персонала организации. Если в результате такого решения общего собрания (конференции) работников указанная профсоюзная организация станет представлять интересы большинства работников организации, вступают в силу положения ст. 372 ТК РФ.

4. Вернемся к тексту абз. 2 ст. 8. В нем сказано, что в случаях, предусмотренных, в том числе, коллективным договором работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

В связи с этим обратим внимание читателей на следующее обстоятельство. В различных статьях ТК РФ перечислены локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые должен принять работодатель. Эти акты делятся на две группы.

К первой группе относятся акты, которые работодатель должен принять с учетом мнения представительного органа работников, каковым, как правило, является профсоюзный комитет.

Ко второй группе относятся акты, в отношении которых в ТК РФ не сказано, что они должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников, т.е. работодатель принимает эти акты, не будучи обязанным обращаться к мнению профкома. Положения абз. 2 ст. 8 дают возможность обязать работодателя принимать акты, отнесенные нами ко второй группе, все или некоторые из них, с учетом мнения профкома. Для этого необходимо внести соответствующую запись в коллективный договор.

5. В соответствии с абз. 3 ст. 8 коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Этим очень важным для профсоюзных органов всех уровней установлением, им целесообразно воспользоваться при ведении переговоров и заключении соглашений всех уровней и коллективных договоров. Отметим, что в тех случаях, когда действие соглашений распространяется на данную организацию, включить в коллективный договор условие о принятии локальных нормативных актов по согласованию с профсоюзным органом не составит для последнего труда. Если же действие соглашений на организацию не распространяется, то работодатель вправе не согласиться с предложением профсоюзного органа включить соответствующее условие в коллективный договор.

6. Положения ст. 8 следует применять в связи с положениями статей 52 и 53 ТК РФ. Согласно ст. 52 право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. В свою очередь, согласно ст. 53 основными формами участия работников в управлении организацией являются:

- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;

- проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В данный момент мы пересылаем на электронный адрес (e-mail) электронные версии книги по праву и бухучету. Вы платите только за услуги преобразования книг из печатной версии в электронную

    Документ
    В данный момент мы пересылаем на электронный адрес (e-mail) электронные версии книги по праву и бухучету. Вы платите только за услуги преобразования книг из печатной версии в электронную.
  2. «Трудовое право» (2)

    Учебное пособие
    Предлагаемое учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция» общепрофессиональной дисциплины Трудовое право.
  3. Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова трудовое право россии

    Документ
    Ж.А. Горбачева, канд. юрид. наук, доцент - гл. 6; И.К. Дмитриева, канд. юрид. наук, доцент - гл. 2, 3, 4, 7.1 - 7.5 гл. 7, 17.1 - 17.3 гл. 17; Е.Ю. Забрамная, канд.
  4. Статья Цели и задачи трудового законодательства Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Статья
    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
  5. Статья Цели и задачи трудового законодательства Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей

    Статья
    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Другие похожие документы..