Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Новосибирск в России и СНГ самый восточный мегаполис. Вместе с тем он самое крупное в Российской Федерации муниципальное образование, учитывая, что М...полностью>>
'Конкурс'
1.1. Настоящее Положение о порядке проведения открытого конкурса ОАО «Туймаада Даймонд» по отбору аудиторской организации для проведения обязательног...полностью>>
'Документ'
Відрізняють засоби спортивного тренування різнобічні фізичні вправи, прямо або посередньо впливаючі на удосконалення майстерності спортсменів, і дода...полностью>>
'Документ'
Заслушав информацию главного правового инспектора труда горкома профсоюза Сиваковой В.Н. об итогах осуществления общественного контроля Минской город...полностью>>

А. С. Пушкина «Капитанская дочка» семинар

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Бурова Л.В. ,

МОУ Нечаевская СОШ

Роль эпиграфов в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

(семинар в 9 классе)

Цели:

  1. Продемонстрировать многофункциональную роль эпиграфа в литературном произведении.

  2. Развитие навыка самостоятельной работы с текстом, словарями, дополнительной литературой, в Интернете.

  3. Формирование нравственных критериев, связанных с понятиями «честь», «национальное самосознание».

  4. Обучение общению в ситуации диалога.

Оборудование:

  1. Портрет А.С. Пушкина кисти О. Кипренского.

  2. Иллюстрации к роману С. Герасимова, П. Бунина, Н. Фаворского.

  3. Выставка книг (см. литературу к семинару).

  4. Схема на доске «Эпиграфы в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (схема составлена учениками на предыдущих уроках).

Фольклорные

Литературные

Пословицы

Народные песни

Сумароков

Княжнин

Фонвизин

Херасков

Ко всему роману, гл. VIII, XIV

Гл. II, III, V, V,VI, VII, XII

Гл. XI

Гл. I, IV, XIII

Гл. III

Гл. IX,X

Предварительная подготовка: деление на группы, консультации педагога.

1 группа – работа со словарями,

2 группа – работа с литературными источниками,

3 группа – работа в Интернете.

Вопросы семинара (даются за 2 недели до проведения).

  1. Понятие эпиграфа. Роль эпиграфа в творчестве А.С. Пушкина.

  2. Литературные эпиграфы в повести «Капитанская дочка», их особенности и роль в тексте.

  3. Фольклорные эпиграфы в повести, их своеобразие и роль в произведении.

Литература к семинару:

  1. Гиллельсон «Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (комментарии ). Ленинград. 1977 год.

  2. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». Москва. 2006г.

  3. Лотман Ю.М. «Идейная структура «Капитанской дочки». Псков. 1962г.

  4. Петров С.М. «А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества». Москва. 1973г.

  5. Родин И.О. «Литература. Учебно-справочное пособие». Москва. 2001г.

  6. Тураев С.В. «Литература. Справочные материалы». Москва. 1989г.

  7. Уртминцева М. «Словарь русской литературы». Нижний Новгород. 1997г.

  8. Шанский Н.М. «Художественный текст под лингвистическим микроскопом». Москва. 1986г.

  9. Комментарии к разным изданиям повести «Капитанская дочка».

Ход урока.

Вступительное слово учителя: «Нам сегодня предстоит выяснить роль эпиграфов в повести «Капитанская дочка», их своеобразие, идейное содержание. Наши исследовательские группы много работали, нашли разнообразную информацию. И, я думаю, нам сегодня будет интересно на уроке, нас сегодня ждет много неожиданных открытий, которые помогут вам понять не только произведения А.С. Пушкина, но и других писателей».

  1. Понятие эпиграфа. Роль эпиграфа в творчестве А.С. Пушкина. (выступления учеников)

Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед своим сочинением или его частью. Как правило, эпиграф представляет собой цитату из какого-либо источника- литературного произведения, произведения фольклора, философского трактата и т.д. В афористической краткой форме эпиграф часто выражает суть основной коллизии, темы или настроения произведения, определяя во многом характер восприятия.

Эпиграф относится к числу необязательных элементов литературного произведения. Именно поэтому эпиграф в случае применения несет важную смысловую нагрузку.

А.С. Пушкин часто использовал эпиграфы как вид авторского выражения. Мы встречаем эпиграфы в «Полтаве», «Каменном госте», «Повестях Белкина», «Пиковой даме», «Евгении Онегине» и др. Традиционно А.С. Пушкин берет эпиграфы из литературных источников, при некоторых даны ссылки на частные письма, светскую болтовню. Нередко эпиграфы даны на французском языке.

Характер эпиграфов в «Капитанской дочке» интересен, необычен для поэта: из 17 эпиграфов 10 заимствованы из фольклора. Эпиграфы подобраны к каждой главе и ко всему роману, то есть составляют систему. О том, что система эпиграфов гармонирует с идейным содержанием, говорится в конце повести: «Мы решились, с разрешения родственников, издать её особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф…»

  1. Литературные эпиграфы в повести, их особенности и роль в тексте. (выступления учеников).

Авторами литературных эпиграфов являются известные писатели XVIII века.

Херасков М.М. (1733 – 1807) – поэт, автор героической эпопеи «Россияда», рассказывающей о взятии Иваном Грозным Казани. Поэма интересна аллегоричностью. В произведении воплощена идея национального самосознания. Фонвизин Д.И. (1744- 1792) – драматург, автор комедий «Бригадир», «Недоросль», обличающих развратившееся дворянство, крепостническую систему в России. Произведения Фонвизина проникнуты просветительскими идеями. Герои комедий стали нарицательными персонажами.

Сумароков А.П. (1717 – 1777) – поэт, драматург, теоретик и практик классицизма, создавший образцы всех литературных жанров этого направления в искусстве. Автор 9 трагедий, среди которых самые известные – «Дмитрий Самозванец», «»Мстислав».

Комедии Сумарокова сопоставимы с моральными уроками, лечащими зрителя смехом, возбуждающими их чувствительность. Драмы Сумарокова – основа театра XVIII века.

В поэтическом наследии важное место занимают песни. Оригинальны также его басни, притчи.

Княжнин Я.Б. (1742-1791) – переводчик, драматург, автор трагедий «Владимир и Ярополк», «Росслав», комедий «Рыбак и дух», оперы «Несчастье от кареты». Особо популярна среди декабристов была его тираноборческая пьеса «Вадим Новгородский».

Литературные эпиграфы воссоздают литературную атмосферу XVIII века, эпоху XVIII века.

Гл. I «Сержант гвардии».

Эпиграф - квинтэссенция основного содержания главы, он предает дух рассказа, его тональность. Своеобразно Пушкин переходит от эпиграфа к повествованию.

«Да кто его отец?» (Княжнин) – «Отец мой, Андрей Петрович Гринев…»

Это подчеркивает важность эпиграфа. Не для красного словца Пушкин подобрал эпиграф к каждой главе, он преследует другую цель – углубить идейное содержание произведения.

В эпиграфе обозначена позиция отца Петра Гринева, верного служаки при графе Минихе. Каждый дворянин, по мнению Андрея Петровича, должен служить Отечеству: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», «Служи верно, кому присягнешь…»

Эпиграф намечает судьбу главного героя.

Кроме того, в нем воплощается мнение, что воинская служба почетна, говоря современным языком, престижно. Сравните с высказыванием Петра Гринева: «Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.»

Гл. III «Крепость».

Эпиграф, взятый из Фонвизина, подчеркивает устаревшие, устоявшиеся, патриархальные взгляды капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. Образы их в начале повествования показаны в мягких, юмористических тонах, эту манеру повествования и подчеркивают строки «Старинные люди, мой батюшка».

Гл. IV «Поединок».

Эпиграф из Княжнина с легким оттенком юмора сводит на нет всю драматичность предстоящей дуэли между Гриневым и Швабриным. Пушкин будто подсмеивается над юношеской несдержанностью своего героя. В эпиграфе употребляется профессиональные термины дуэлянтов «позитура», «фигура».

Гл. IX «Разлука».

Стихи Хераскова наполнены нежностью, лиризмом. В них будто отражается характер Марьи Ивановны, кроткой, мягкой, женственной. Глава носит название «Разлука», и в эпиграфе отражено печальное настроение: трижды повторяется слово «грустно», передающее состояние влюбленных.

Гл. X «Осада города».

Эпиграф выдержан в высоком стиле, заставляет сравнивать Пугачева с орлом. Орел в фольклорной мифологии – символ свободы, гордого и независимого духа, силы и мощи. Херасков употребляет слова высокого стиля «взоры», «град», «стан», «перуны», « в нощи», которые, относясь к произведению Пушкина, подчеркивают величие, значимость фигуры Пугачева. Эпиграф перекликается со сказкой про орла и ворона, рассказанной Пугачевым Гриневу.

У Р. Гамзатова есть замечательные строчки по этому поводу:

В Индии считается, что змеи

Первыми на землю приползли.

Горцы верят, что орлы древнее

Прочих обитателей земли.

Я же склонен думать, что вначале

Появились люди, и поздней

Многие из них орлами стали.

А иные превратились в змей.

Гл.XI «Мятежная слобода».

Эпиграф относится к Пугачеву, который уподобляется льву. Говорится о природной свирепости льва, о его ласковость объясняется тем, что в «ту пору» он «был сыт». Полагают, что этот эпиграф сочинен Пушкиным и приписан Сумарокову. Для чего нужна была литературная мистификация? Слова о природной свирепости льва могли быть вызваны цензурными соображениями. Но скорее всего, скрытой полемикой с традиционными дворянскими представлениями о Пугачеве. Ведь содержание главы, да и романа в целом свидетельствует как раз об отсутствии у Пугачева природной свирепости. Сумароков же не поднялся в этом отношении над людьми своего круга, называя Пугачева «варваром», «псом бешеным», «врагом Отечества», превзошедшим «тигра и аспида».

Гл. XIII «Арест».

Литературоведы предполагают, что и это авторские слова, стилизованные под Княжнина. Эпиграф связан, конечно, с главным событием – арестом, которое отразилось в названии. Гринева арестовывают, но он уверен в справедливости суда, своей невиновности: «Совесть моя была чиста; я суда не боялся…»

  1. Фольклорные эпиграфы в повести, их своеобразие и роль в произведении. (выступление учащихся)

А) Эпиграфы, взятые из народных песен.

Гл. II «Вожатый».

Судя по названию главы, эпиграфы относится к Пугачеву и характеризует его как «доброго молодца», которого в «сторону незнакомую» завела «прытость, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая». Хотя есть здесь и противоречие: сторона-то Пугачеву знакома, а завела его в эту сторону другая забота «Сторона мне знакомая,- отвечал дорожный, - слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек». Песня из эпиграфа перекликается с другой – «Не шуми, мати зеленая дубравушка» (гл. VIII), подчеркивая трагизм образа Пугачева.

Гл. III «Крепость».

Эпиграф, взятый из солдатской песни, соответствует шутливому, ироническому тону мемуариста, вспоминающего заблуждения и ошибки своей юности. В этой главе отношение автора и рассказчика к описываемым событиям, вероятно, во многом идентично. Следует отметить перекличку названия главы «Крепость», начало повествования «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга» и эпиграфа «Мы в фортеции (в крепости) живем…» Может быть, этим автор подчеркивает значение Белогорской крепости в предстоящих событиях. Крепость, больше похожая на глухую деревушку, сумеет превратиться на время в грозное оборонительное сооружение. А может быть, такое «троекратное эхо» только усиливает иронию над романтическими представлениями Петра Гринева о крепости: «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни, вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором.»

Гл. V «Любовь».

К главам, в которых развертывается тема Марьи Ивановны, даны эпиграфы из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века. Таким образом, Пушкин показывает свою симпатию к главной героине, подчеркивает, что её характер близок к народному идеалу.

Отрывки из народной песни проникнуты настроением грусти, сожаления, разочарования. И это совпадает с тем, что творится в душе главного героя: «Жизнь моя сделалась мне несносна. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бездействие. Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее… Дух мой упал.»

Гл. VI «Пугачевщина».

С этой главы начинается повествование об исторических событиях, потрясших Россию. И эпиграф к этой главе – своеобразное обращение к читателям, призыв к серьезному восприятию того, о чем будет рассказано далее.

Гл. VII «Приступ».

Эпиграф, кратко характеризуя основное содержание главы, вместе с тем уточняет отношение рассказчика к некоторым действующим лицам. Гринев привязался к семейству Мироновых, хотя и видел их ограниченность. Эпиграф поясняет, что капитан Миронов симпатичен бескорыстием, скромностью, честностью. Эпиграф перекликается с концовкой главы. Василиса Егоровна кричит: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; ни в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от бедного каторжника». Эпиграф и концовка главы составляют кольцевую композицию, этому способствует повтор слова «головушка». Эпиграф взят из народной песни и слова Василисы Егоровны похожи на народный плач, причитание по покойнику. И, конечно, совпадает трагическая тональность эпиграфа и заключительных строк главы.

Гл. XII «Сирота».

Эпиграф перекликается с названием главы, с помощью фольклорного параллелизма подчеркивается горькая доля Марьи Ивановны. Уменьшительно- ласкательные слова «яблонька», «княгинюшка», «отросточек» создают ощущение нежности, трогательности, беззащитности девушки. В Марье Ивановне Пушкин выражает женский идеал, главная героиня верная, искренняя, женственная, простая, готовая к самопожертвованию.

Эпиграф в какой-то степени и противоречит содержанию главы, потому что именно в ней «снаряжает» и «благословляет» сироту сам Пугачев. Именно он будет посаженным отцом и устроителем счастья Маши.

Слова из эпиграфа перекликаются со словами главы, характерными для устного народного творчества .«Голубушкой» называет Машу попадья. Пугачев также говорит о Маше «голубушка», «красная девица», «бедная девушка», «красавица».

Б) Эпиграфы – пословицы.

Гл. VIII «Незваный гость».

Пословица передает тревожное настроение Петра Гринева, оказавшегося в рискованной ситуации. Дважды повторяя словосочетание «незваный гость», Пушкин подчеркивает разрушительный характер, драматизм русского бунта.

В словаре Даля мы можем найти пословицы с похожим смыслом:

Помянули волка, а он и тут.

Гость на двор – беда на двор.

Незван гость, непасена и честь.

Званый - гость, а незваный – пес (черт тебя принес).

Кликали гостей черти с лыками.

Гл. XIV «Суд».

В главе говорится о последствиях событий, освященных в предыдущих главах. Если до сих пор повествование раскрывало главным образом отношения действующих лиц с точки зрения Гринева, то в конце повести сталкиваются разные точки зрения на самого Гринева (суд, родители Гринева, Марья Ивановна, императрица, потомки Гринева). В итоге ложное мнение о нем рассеивается бесследно. Отсюда и эпиграф «Мирская молва – морская волна».

В словаре Даля мы можем прочитать и другие синонимичные пословицы:

Молва не по лесу ходит, по людям.

Молва в окно влезет.

Молву поветрием носит.

На молву суда нет.

От молвы не уйдешь.

Молва что волна: расходится шумно, а утишится, нет ничего.

Особо следует сказать об эпиграфе ко всей повести.

Эпиграф «Береги честь смолоду»- камертон, на который настраивается все повествование, в нем заключена основная идея повести.

В.И. Даль в своем словаре определяет слово «честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Он же приводит пословицы и поговорки по теме, доказывающие важность этого понятия в системе народных ценностей.

1. Честь по заслугам.

2. Честь ум рождает, бесчестье и последний отнимает.

3. Честь головою оберегают.

4. Честь тверда, в слове стойка.

5. Чести дворянин не кинет, хоть головушка погинет.

6. Смерть лучше бесчестья.

Бесчестье хуже смерти.

Собиратель и толкователь русских пословиц И.М. Снегирев, одно время бывший цензором Пушкина, писал: «…честь, как сродное человеку стремление удерживать за собою нравственное свое достоинство: она может быть внешнею и внутреннею, частною общего. Честь у воинственного народа заключается в славе, у торгового в доверенности, честь мужчины в мужестве, а у женщины в целомудрии».

Мудрость русского народа, закрепленная в пословице, выступает качестве жизненного ориентира, нравственной основы общества.

Эпиграфы, взятые из фольклорных источников, подчеркивают атмосферу народной стихии повести, указывают на близость нравственных и эстетических идеалов А.С. Пушкина к народным представлениям.

Итоги и выводы семинара.

Вопрос учителя к классу «В чем своеобразие пушкинских эпиграфов в повести и какова их роль?»

Ответы учащихся:

- Эпиграфы составляют идейный дуэт с названием главы. Некоторые литературоведы даже советуют провести эксперимент: прочитать только названия глав и эпиграфы к ним.

- Две группы эпиграфов выражают фольклорную и книжную традиции русской литературы, два пласта культуры, два мировоззрения – дворянское и народное.

- Каждый эпиграф как бы предваряет действие, о котором будет рассказываться в главе. Каждый настраивает читателя на событие или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность по следующему повествованию, то есть эпиграф выступает своеобразной экспозицией.

- Каждый эпиграф несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, а котором идет повествование, но и разобраться в характерах героев, лучше понять замысел Пушкина.

- Эпиграф у Пушкина создает сложный образ, рассчитанный на восприятие и собственно произведения, и тех текстов, из которых извлечены эпиграфы.

- Некоторые литературоведы считают, что эпиграф в этом произведении – своего рода конспект главы.

- Н.В. Гоголь писал о языке произведений А.С. Пушкина: «Слов не много, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно как поэт.» В полной мере это можно отнести и к эпиграфам, с такой тщательностью, вкусом, точностью подобранным в «Капитанской дочке».

- Уберите эпиграфы из повести, и вы ощутите пустоту, вам будет их не хватать. Не хватать не только их глубокого смысла, но и их эмоциональности, в которой, несомненно, отразилось авторское отношение к героям и событиям, его беспокойное сердце, пушкинская чувствительная душа.

По итогам семинара оформить коллективный реферат. Ответственные – консультанты I, II, III исследовательских групп.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок литературы в 9 классе тема «Любовь, долг, честь и нравственное достоинство в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Урок
    развитие умения строить устное сообщение по теме. Для этого отбирать материал из различных источников, выстраивать ответ композиционно, приводить аргументы и примеры,
  2. Семинара в г. Ташкенте

    Семинар
    Изучение истории и теории в союзе с практическим деланием * Внут­реннее и внешнее действие фильма * Единство вербального и визуаль­ного * Новая роль старой книги * Источники эмоциональной культу­ры * Бюрократический реализм в искусстве
  3. А. С. Пушкина и литература о нём из фондов библиотек, музеев и архивов Беларуси

    Литература
    Сводный каталог «Дореволюционные издания А.С.Пушкина и литература о нем из фондов библиотек, музеев и архивов Беларуси» отражает фонды наиболее крупных библиотек республики, а также фонды некоторых музеев, архивов, и дает представление
  4. Цель: Обобщить знания по содержанию романа, привлечь внимание учащихся к деталям художественного произведения, которые помогают понять мир, изображённый Пушкиным в романе

    Урок
    Обобщить знания по содержанию романа, привлечь внимание учащихся к деталям художественного произведения, которые помогают понять мир, изображённый Пушкиным в романе
  5. Арап Петра Великого. Полтава. Медный всадник. Капитанская дочка. Обязательной также является книга

    Книга
    Аннотация: Курс призван дать общее представление о развитии русской культуры, русской государственности и государственной идеологии и риторики, а также об отражении этих феноменов в русской литературе.

Другие похожие документы..