Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится «07» октября 2009 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.165.11 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный тех...полностью>>
'Конкурс'
Конкурс проводится в виде тестирования. Победитель и призеры конкурса определяются по наибольшей сумме (баллов) правильных ответов на предъявленные в...полностью>>
'Документ'
Председатель: к.э.н., профессор Кудрявцев А.В. Сопредседатель: к.э.н., доцент Клочкова Е.Н. Сопредседатель: к.э.н., доцент Спеваков Р.В. Секретарь: а...полностью>>
'Документ'
Вилучаючи частину коштів у економічних суб'єктів, держава формує державний бюджет, кошти якого потім витрачаються з метою підтримки економічної ста­б...полностью>>

Оценка распределения налоговой нагрузки в российской федерации

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Гарахина Ирина Викторовна

ОЦЕНКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Нижний Новгород 2009

Работа выполнена в Волго-Вятской академии государственной службы,
г. Нижний Новгород

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Едронова Валентина Николаевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Бажуткина Лидия Павловна

кандидат экономических наук, доцент

Мамыкина Нина Николаевна

Ведущая организация - Ивановский государственный

химико-технологический университет

Защита состоится 1 декабря 2009 г. в 12 ч. на заседании диссертационного
совета Д 212.214.01 при Самарском государственном экономическом
университете по адресу: ул. Советской Армии, д. 141, ауд. 325, г. Самара,
443090

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Самарского государственного экономического университета

Автореферат разослан "____" октября 2009 г.

Ученый секретарь

д иссертационного совета Капитонов А.А.

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Состояние и эффективность налоговой системы оказывают непосредственное влияние на развитие национальной экономики в целом и субъектов Российской Федерации в частности. Как показывает опыт стран с развитыми рыночными отношениями, ориентация налоговой системы на справедливое распределение налогов способствует не только росту национальной экономики, но и улучшению социального климата.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" подчеркнута необходимость дальнейшей модернизации налоговой системы в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.

В последние годы в России наблюдалось постепенное снижение уровня налоговой нагрузки, и в настоящее время она имеет такой же уровень, как и в развитых стран. В то же время усредненный показатель налоговой нагрузки не отражает истинной тяжести налогового бремени по отдельным видам экономической деятельности и видам налогов, по субъектам РФ.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы необходимо осуществлять на основе оценки распределения налоговой нагрузки по видам налогов, сферам национальной экономики и территориям. Задача распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в настоящее время особенно актуальна, поскольку Приказом ФНС России от
30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ утверждена “Концепция системы планирования выездных налоговых проверок”, базирующаяся на общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Эти критерии используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Одним из таких критериев выступает налоговая нагрузка по видам экономической деятельности.

Назревшая необходимость разработки методических основ оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и по видам налогов, субъектам Российской Федерации на базе доступной официальной информации в целях получения достоверных данных о таком распределении обусловливает актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемы влияния налогов на развитие экономики, обоснование уровня налоговой нагрузки рассматривались в трудах А. Исаева, В. Лебедева, П. Микеладзе, И.Х. Озерова,
У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, Н. Соколова, В.Н. Твердохлебова,
Н.И. Тургенева, К.В. Шмелева, И.И. Янжула.

Проблемы оценки налоговой нагрузки на современном этапе исследуются С.Н. Алехиным, Е.В. Балацким, С.В. Барулиным, И.В. Горским, Е.А. Кировой, М.И. Литвиным, Л.П. Павловой, В.Г. Пансковым,
А.Б. Паскачевым, В.М. Пушкаревой, Д.Г. Черником, Т.В. Юткиной и другими российскими учеными.

В большинстве научных работ вопросы налоговой нагрузки рассматриваются с позиций оценки ее уровня, выработки интегрированного показателя, позволяющего учесть влияние на налоговую нагрузку различных видов налогов. Проблемы структуры налоговой нагрузки анализируются в основном на уровне хозяйствующего субъекта и только по видам налогов. Практически отсутствуют исследования, позволяющие оценить распределение налоговой нагрузки на федеральном и региональном уровнях.

Целью диссертационной работы является развитие теоретических основ и разработка методики оценки распределения налоговой нагрузки на федеральном и региональном уровнях по видам экономической деятельности, видам налогов, а также территориям в статике и динамике.

Задачи исследования. В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:

  • дать определение налоговой нагрузки, исходя из содержания и функций налогов, а также отношений, возникающих в процессе уплаты налогов в бюджетные и внебюджетные фонды; выявить отличительные особенности налоговой нагрузки как финансовой категории;

  • исследовать способы расчета налоговой нагрузки на уровнях государства, регионов и хозяйствующих субъектов;

  • обобщить научные взгляды на тенденции изменения налоговой нагрузки;

  • разработать методику распределения налоговой нагрузки на федеральном и региональном уровнях по видам экономической деятельности, а также территориям в статике и динамике;

  • разработать методику распределения налоговой нагрузки на федеральном и региональном уровнях по видам налогов в статике и динамике.

Объект диссертационного исследования - налоговая нагрузка в Российской Федерации.

Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе распределения налоговой нагрузки.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили классическая и современная теория налогов, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области финансов и налогообложения, научные публикации в журналах, материалы научных конференций и семинаров, законодательные и нормативные акты в области налогообложения.

Основные методы исследования - системный подход, изучение налоговой нагрузки в статике и динамике, построение рядов распределения, расчет средних и показателей вариации, графическое моделирование, приемы анализа и синтеза, вертикального и горизонтального анализа данных.

Информационной базой исследования явилась официальная информация за ряд лет Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики, а также информация, содержащаяся в нормативных документах ФНС.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических основ и научном обосновании методик по оценке распределения налоговой нагрузки в статике и динамике по видам экономической деятельности, видам налогов, территориям.

Наиболее существенные результаты, выносимые на защиту, состоят в следующем.

1. Дано определение налоговой нагрузки, которое отличается от уже существующих тем, что оно отражает не только количественное выражение налоговой нагрузки, но и ее качественное содержание, обусловленное фискальной функцией налогов, мерой обязательного безвозмездного денежного участия организаций и физических лиц в бюджетных и внебюджетных фондах государства, используемых для покрытия государственных и общественных расходов. Количественное представление нагрузки в единстве с ее качественным содержанием необходимо для целей повышения эффективности налогового администрирования и качества управленческих решений в сфере налогообложения.

2. Дана оценка степени прогрессивности налоговой системы, эффективности налоговых реформ, способности налоговой системы оптимально сочетать фискальную и стимулирующую функции на разных этапах социально-экономического развития страны.

3. Выбраны показатели расчета налоговой нагрузки, обеспечивающие сравнительную оценку ее уровней по экономическим субъектам, субъектам Российской Федерации и национальной экономике в целом на основе сопоставимой базы расчета: выручки от реализации (на микроуровне), валового регионального продукта (на мезоуровне), валового внутреннего продукта (на макроуровне);

4. Разработана методика распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности на федеральном и региональном уровнях, включающая в себя выбор исходной информационной базы, оценку средней налоговой нагрузки, группировку и перегруппировку данных с целью образования однородных по уровню нагрузки видов деятельности. Средние показатели однородных по нагрузке видов деятельности могут быть использованы в качестве выбора критериев отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

5. Предложена методика распределения налоговой нагрузки по видам налогов на федеральном и региональном уровнях в статике и динамике с целью анализа значимости того или иного налога в налоговых поступлениях в бюджеты и во внебюджетные фонды, контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей, анализа структуры налоговых поступлений и выявления тенденций в изменении налоговой нагрузки.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности применения его разработок и выводов для оценки распределения налоговой нагрузки на федеральном и региональном уровнях по видам экономической деятельности, видам налогов и субъектам Российской Федерации в статике и динамике.

Научно-теоретическую значимость имеет определение налоговой нагрузки, отражающее не только количественное выражение налоговой нагрузки, но и ее качественное содержание в целях повышения эффективности налогового администрирования и качества управленческих решений в сфере налогообложения.

Теоретическую ценность представляют методики оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, видам налогов, территориям.

Практическую значимость имеют предложенные методики оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, видам налогов, субъектам РФ, а также рекомендации по составу исходной информации, расчетных показателей, способам расчета средней налоговой нагрузки по видам деятельности, используемой в качестве критерия в процессе планирования выездных налоговых проверок для обеспечения своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Выводы и предложения автора по оценке распределения налоговой информации могут быть использованы в преподавании дисциплин "Налоги и налогообложение", "Бюджетное планирование и прогнозирование", "Доходы бюджета", "Государственные и муниципальные финансы", "Территориальный бюджет".

Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлялись в виде докладов, сообщений и обсуждались на ряде научных международных, межрегиональных и межвузовских конференций в 1999 - 2009 гг.

Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования докладывались автором на научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава (Нижний Новгород, Волжская государственная академия водного транспорта, 1999 г.), на Международной конференции "Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество" (Нижний Новгород, 2001 г.), научно-практической конференции "Проблемы повышения эффективности функционирования и развития транспорта Поволжья" (Нижний Новгород, Волжская государственная академия водного транспорта,
2003 г.), на III Межрегиональной студенческой научной конференции "Россия в XXI веке и современный мир: диалог мировоззрений" (Оренбург, Оренбургский филиал Московского института бизнеса и политики, 2003 г.), на Всероссийской научно-практической конференции "Разработка и управление социально-экономическими инновациями" (Иваново, Ивановский государственный химико-технологический университет, 2008 г.), на Международной научно-практической конференции "Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России" (Воронеж, Воронежский государственный университет, 2008 г.).

Теоретические и практические рекомендации по оценке рисков для налогоплательщиков и методика формирования однородных по уровню налоговой нагрузки видов экономической деятельности и субъектов Российской Федерации используются УФНС по Нижегородской области в процессе отбора объектов, выбора исходной информационной базы и методики расчета оценочных показателей для проведения выездных налоговых проверок.

Отдельные положения и результаты исследования используются в учебном процессе при преподавании дисциплин "Налоги и налогообложение", "Бюджетное планирование и прогнозирование", "Доходы бюджета", "Организация исполнения бюджета" в Волжской государственной академии водного транспорта, а также по дисциплинам "Бюджетное планирование и прогнозирование", "Государственные и муниципальные финансы", "Территориальный бюджет" в Волго-Вятской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 10 работах общим объемом 6,4 печ. л. (вклад автора - 5,66 печ. л., в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК, - 2,65 печ. л.).

Объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Диссертация изложена на
174 страницах основного текста, содержит 55 таблиц и 13 рисунков.

2. Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, охарактеризована степень ее разработанности, определены цели, задачи, объект и предмет, теоретическая, методологическая, информационная база исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, апробация основных положений.

В первой главе "Сущность, содержание и тенденции развития налоговой нагрузки" изложены теоретические аспекты налоговой нагрузки как финансовой категории, обобщены научные взгляды на изменения налоговой нагрузки, а также изучены современные тенденции и проблемы ее оценки в России и за рубежом.

Во второй главе "Анализ оценки налоговой нагрузки и ее распределения в Российской Федерации" проанализированы существующие подходы к методике оценки налоговой нагрузки и ее распределению на федеральном, региональном уровнях и на уровне хозяйствующих субъектов, рассмотрено содержание методик оценки.

В третьей главе "Пути совершенствования методики оценки распределения налоговой нагрузки" сформулированы задачи и обоснован выбор исходной для оценки распределения налоговой нагрузки информации; проанализирована ее достаточность по объему, содержанию и качеству; предложена методика оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и субъектам Российской Федерации, базирующаяся на использовании статистических методов формирования качественно однородных совокупностей; разработана модель оценки распределения налоговой нагрузки по видам налогов на федеральном и региональном уровнях в статике и динамике.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.

3. Основные положения научного исследования,

выносимые на защиту

1. Дано определение налоговой нагрузки, которое отличается от уже существующих тем, что оно отражает не только количественное выражение налоговой нагрузки, но и ее качественное содержание, обусловленное фискальной функцией налогов, мерой обязательного безвозмездного денежного участия организаций и физических лиц в бюджетных и внебюджетных фондах государства, используемых для покрытия государственных и общественных расходов. Количественное представление нагрузки в единстве с ее качественным содержанием необходимо для целей повышения эффективности налогового администрирования и качества управленческих решений в сфере налогообложения.

В результате проведенного исследования на основе рассмотрения содержания налогов, их функций, а также существующих подходов к раскрытию сущности налоговой нагрузки сделан следующий вывод. Налоговая нагрузка, выступая мерой выражения "принудительности", т.е. фискальной функции налогов, относится к экономической категории, в частности к категории финансов. Отсюда определение налоговой нагрузки должно соответствовать толкованию экономической категории, сущности финансов и содержанию налогов.

Экономические категории отражают существенные стороны экономических процессов и явлений: финансы - экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств хозяйствующих субъектов, а также аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в бюджетные и внебюджетные фонды.

Исходя из сказанного, налоговая нагрузка содержательно определена как мера обязательного, индивидуально безвозмездного денежного участия организаций и физических лиц в формировании бюджетных и внебюджетных фондов государства, используемых для покрытия государственных и общественных расходов.

Сформулированное определение позволило акцентировать существенные аспекты налоговой нагрузки как экономической и финансовой категории:

  • налоговая нагрузка характеризует отношения между государством и налогоплательщиками по поводу формирования бюджетов и внебюджетных фондов, данные отношения объективны и определяются государственным строем, формой правления, системой налогообложения;

  • налоговая нагрузка обусловлена основной - фискальной - функцией налогов;

  • сущность налоговой нагрузки определяется экономико-правовым содержанием налогов - легальным, принудительным и обязательным изъятием части собственности организаций и физических лиц для нужд государства;

  • налоговая нагрузка носит массовый характер, поскольку налогоплательщиками и плательщиками сборов выступает множество организаций и физических лиц;

  • налоги выплачиваются с определенной регулярностью;

  • налоговая нагрузка имеет не только качественное содержание, но и количественное выражение, выступает мерой изъятия части доходов юридических и физических лиц;

  • налоговая нагрузка отражает противоречивость интересов сторон, вступающих в отношения, связанные с налоговой нагрузкой;

  • необходимо совершенствование методики расчета налоговой нагрузки и оценки ее распределения по видам деятельности, субъектам Российской Федерации, видам налогов, требуется поиск методов, доступных как налогоплательщикам, так и налоговым органам, позволяющих объективно оценить дифференциацию налоговой нагрузки, спрогнозировать ее динамику.

2. Дана оценка степени прогрессивности налоговой системы, эффективности налоговых реформ, способности налоговой системы оптимально сочетать фискальную и стимулирующую функции на разных этапах социально-экономического развития страны.

Вопросы определения сущности, содержания и показателей налоговой нагрузки приобретают особую актуальность в периоды реформирования налогообложения. Традиционно понятие налоговой нагрузки используется при сравнении налоговых систем различных стран или этапов развития налоговой системы отдельного государства.

В диссертационной работе, систематизированы научные взгляды на меру тяжести налогообложения в хронологической последовательности с XVIII по XXI в. (табл. 1).

В результате проведенного анализа выявлены факторы, которые влияют на степень тяжести налогообложения:

  • форма отношений между бюджетом и национальным доходом;

  • способ расчета налоговой нагрузки;

  • методы распределения налогов между отдельными группами населения;

  • сравнимость налоговой нагрузки по странам, ее соответствие реальной тяжести налогообложения;

  • уровень качества и объем статистических данных, используемых для расчета нагрузки;

  • степень изученности процесса переложения отдельных налогов;

  • степень связи между налогами и уровнем развития налоговой и бюджетной систем;

  • равномерность распределения.

Таблица 1

Эволюция научных взглядов на тяжесть налогообложения

Период

Представители

Содержание взглядов

XVIII в.

В. Юсти

Бифельд

Поиск оптимального налогообложения,

покрывающего расходы государства и не

имеющего следствием обнищание народа

XIX в.

К. Гок,

И. Горлов,

А. Вагнер

Привязка меры тяжести налогообложения

к характеру расходов государственного

бюджета, к экономической ценности

государства

Первая

половина

XX в.

К.Ф. Шмелев,

Э. Селигман,

Г.Г. Соловей

П.В. Микеладзе

Разработка методологии исчисления

налогового бремени и его влияния

на национальную экономику, расчета

относительного налогового бремени

Вторая

половина

XX в.

А. Лаффер,

Г. Стайн,

М. Бернс

Исследование вопроса о размерах

критического налогообложения

Начало

XXI в.

В.Г. Пансков,

Д.Г. Черник,

Г.Б. Поляк,

А.Н. Романов,

Л.П. Павлова,

А.З. Дадашев

Использование мирового опыта

расчета налогового бремени,

совершенствование методологии

его исчисления

На протяжении развития теории тяжести налогообложения многие ученые научно обосновывали важнейший принцип взимания налогов - справедливость (равномерность) обложения. Вместе с тем современные российские экономисты отмечают, что действующая в России налоговая система не в полной мере соответствует данному принципу, различные категории плательщиков и субъекты Российской Федерации несут различную налоговую нагрузку.

В результате особенностью налоговой системы страны является уклонение хозяйствующих субъектов от уплаты налогов, что дестабилизирует экономику страны. По официальным данным ФНС России, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50 % налогов, по самым оптимистическим прогнозам - примерно 10-15 %.

Можно сделать вывод о недостаточной прогрессивности национальной налоговой системы и эффективности осуществляемых налоговых реформ, призванных обеспечить оптимальное сочетание фискальной и стимулирующей функции налогов.

3. Выбраны показатели расчета налоговой нагрузки, обеспечивающие сравнительную оценку ее уровней по экономическим субъектам, субъектам Федерации и национальной экономике в целом на основе сопоставимой базы расчета: выручки от реализации (на микроуровне), валового регионального продукта (на мезоуровне), валового внутреннего продукта (на макроуровне).

На основании анализа существующих подходов к определению уровня налоговой нагрузки на федеральном и региональном уровнях, а также на отдельные хозяйствующие субъекты, выявлено, что в отношении формулы расчета показателя на макроуровне разночтений нет - отношение суммы уплаченных налогов к валовому внутреннему продукту (ВВП).

На уровне субъектов Российской Федерации в отличие от макроуровня не существует абсолютного единства в методах расчета налоговой нагрузки на экономику. В диссертационном исследовании предложено исчислять налоговую нагрузку субъекта РФ в зависимости от задачи оценки распределения отношением к валовому региональному продукту одной из следующих сумм:

  • налогов, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации (при оценке распределения налоговой нагрузки по субъектам РФ);

  • налогов, поступивших в консолидированный бюджет субъекта РФ (при оценке распределения налоговой нагрузки по муниципальным образованиям данного субъекта);

  • налогов, поступивших в бюджет субъекта РФ (при оценке распределения налогов по их видам в рамках данного субъекта).

Базой расчета налоговой нагрузки на субъект Российской Федерации принят валовой региональный продукт (ВРП).

Подчеркнуто, что при исчислении налоговой нагрузки на предприятие следует в качестве основания расчета использовать тот показатель деятельности хозяйствующего субъекта, суммирование которого дает ВВП и ВРП, т.е. стоимость товаров и услуг, произведенных за период, в рыночных ценах конечного потребления. Предложенный подход позволяет производить сравнительную оценку налоговой нагрузки на экономические субъекты, субъекты Российской Федерации и государство в целом.

Сказанное не означает, что другие варианты расчета налоговой нагрузки на предприятие не имеют права на существование. Их следует применять для более детального анализа налоговой нагрузки конкретного хозяйствующего субъекта. Необходимо только учитывать, что исчисленные в данном случае показатели нельзя сравнивать с налоговой нагрузкой на субъекты Российской Федерации и национальную экономику в целом.

4. Разработана методика распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности на федеральном и региональном уровнях, включающая в себя выбор исходной информационной базы, оценку средней налоговой нагрузки, группировку и перегруппировку данных с целью образования однородных по уровню нагрузки видов деятельности. Средние показатели однородных по нагрузке видов деятельности могут быть использованы в качестве выбора критериев отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Методика оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности задана последовательностью шагов:

1) построение ранжированного ряда уровней налоговой нагрузки по видам экономической деятельности;

2) оценка типичности средней налоговой нагрузки, представленной в официальном документе ФНС, на основе расчета показателей вариации;

3) выделение в отдельную группу видов деятельности с уровнями налоговой нагрузки, существенно выше (ниже) средней налоговой нагрузки;

4) группировка данных с целью выделения однородных по налоговой нагрузке видов деятельности, расчет групповых средних, выявление их типичности;

5) перегруппировка данных с целью образования однородных по налоговой нагрузке видов деятельности;

6) формирование матрицы распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и ее анализ.

Для оценки типичности среднего уровня налоговой нагрузки выбраны два наиболее часто используемых в экономических и финансовых расчетах показателя вариации - среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.

Поскольку множество видов деятельности, отраженных в официальных налоговых данных, можно рассматривать как совокупность небольшого объема, а исходное распределение налоговой нагрузки по видам деятельности асимметрично, для группировки данных предложено применять вариант группировки с использованием средних величин, т.е. формирование групп с уровнем нагрузки ниже и выше средней.

В результате группировки и перегруппировки исходных данных о налоговой нагрузке на национальную экономику по видам экономической деятельности сделан вывод о наличии пяти групп, однородных по уровню налоговой нагрузки, со средними показателями: 3,9; 8,8; 13,1; 29,5 и 54,8% (рис. 1).

Рис. 1. Матрица распределения налоговой нагрузки

на национальную экономику по видам экономической деятельности

Поскольку налоговая нагрузка по видам экономической деятельности существенно варьируется, средний показатель 14,4%, приведенный в официальном документе ФНС, не может служить объективной обобщающей характеристикой данного показателя.

Методика оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности может быть использована не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации с целью выделить виды деятельности, имеющие однородные значения налоговой нагрузки, и рассчитать объективные средние значения для обоснованного выбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Отметим также возможность применения методики для более детального исследования распределения налоговой нагрузки - не только по видам, но и по разновидностям экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).

Разработанная методика применима для оценки распределения налоговой нагрузки не только по видам деятельности, но и по субъектам Российской Федерации; исходной информацией для оценки распределения налоговой нагрузки в разрезе округов выступают: данные Федеральной службы по налогам и сборам о поступлении налогов в консолидированный бюджет в разрезе субъектов Российской Федерации; данные Федеральной службы государственной статистики о региональном валовом продукте субъектов РФ.

5. Предложена методика распределения налоговой нагрузки по видам налогов на федеральном и региональном уровнях в статике и динамике с целью анализа значимости того или иного налога в налоговых поступлениях в бюджеты бюджетной системы РФ и во внебюджетные фонды, контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей, анализа структуры налоговых поступлений и выявления тенденций в изменении налоговой нагрузки.

В диссертационной работе предложена методика оценки распределения налогов на национальную и региональную экономику как последовательность следующих шагов:

  • выбор исходной информационной базы;

  • расчет показателей налоговой нагрузки по видам налогов за текущий период;

  • оценка распределения нагрузки по видам налогов;

  • сравнительный анализ распределения нагрузки по видам налогов различных субъектов Российской Федерации;

  • расчет показателей налоговой нагрузки по видам налогов за предыдущие периоды;

  • оценка динамики распределения налоговой нагрузки по видам налогов.

Для оценки распределения налоговой нагрузки по видам налогов предложено использовать следующую официальную информацию Федеральной службы государственной статистики:

  • консолидированный бюджет РФ за текущий год;

  • консолидированные бюджеты РФ за предыдущие годы;

  • валовой внутренний продукт РФ за текущий и предыдущие годы;

  • валовой региональный продукт за текущий и предыдущие периоды.

В процессе исследования встал вопрос о выборе аналитических показателей для оценки динамики распределения налоговой нагрузки по видам налогов. Поскольку налоговая нагрузка является относительной величиной и представляется в процентах к ВВП или ВРП, при содержательном анализе выраженных в процентах показателей динамики - темпа прироста и абсолютного значения одного процента прироста - возникает сложность в толковании результатов расчета. Указанная проблема позволила ограничиться двумя аналитическими показателями динамики - абсолютным изменением уровня ряда и темпом роста, представленного коэффициентом.

Для выявления общих тенденций изменения налоговой нагрузки в разрезе видов налогов предложено исчислять средние показатели динамики - среднее абсолютное изменение, средний темп роста и прироста налоговой нагрузки (табл. 2).

Таблица 2

Средние показатели динамики налоговой нагрузки

на национальную экономику в разрезе видов налогов за 2006 - 2008 гг.

п/п

Виды налогов

%

к ВВП

Абсолютное изменение, %

Темп роста

Темп прироста, %

1

Налог на прибыль

организаций

6,3

0,2

1,034

3,4

2

Налог на доходы

физических лиц

3,5

0,3

1,072

7,2

3

Единый социальный налог

2,1

0,0

1,000

0,0

4

Налог на добавленную стоимость

6,4

0,0

1,000

0,0

5

Акцизы по подакцизным товарам (продукции)

1,1

-0,1

0,911

-8,9

6

Налоги на совокупный доход

0,4

0,0

1,000

0,0

7

Налоги на имущество

1,2

0,0

1,000

0,0

8

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

4,1

-0,3

0,927

-7,3

Наибольший среднегодовой темп роста налоговой нагрузки по акцизам - 1,285; наименьший - по налогу на прибыль организаций - 1,053.

На рис. 2 представлена общая информационно-аналитическая схема оценки распределения налоговой нагрузки в разрезе видов налогов.

Рис. 2. Информационно-аналитическая схема оценки распределения

налоговой нагрузки по видам налогов

При разработке налоговой политики государства на перспективу Президентом РФ определена основная цель налоговой системы - установление баланса между ее стимулирующей и фискальной функциями. Достижению указанной цели будут способствовать и те положения, выводы и рекомендации относительно оценки распределения налоговой нагрузки, которые сделаны в диссертационном исследовании.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА

ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Публикации в изданиях ВАК

1. Гарахина, И.В. Оценка распределения налоговой нагрузки: формулировка задач и выбор исходной информационной базы [Текст] / В.Н. Едронова, И.В. Гарахина // Финансы и кредит. - 2009. - № 8. - С. 64 - 71. - 0,88/0,7 печ. л.

2. Гарахина, И.В. Оценка распределения налоговой нагрузки по видам налогов / В.Н. Едронова, И.В. Гарахина [Текст] // Финансы и кредит. - 2009. - № 9. - С. 53 -
63. - 1,5/1,2 печ. л.

3. Гарахина, И.В. Методика оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и субъектам Российской Федерации [Текст] / В.Н. Едронова, И.В. Гарахина // Финансы и кредит. - 2009. - № 10. - С. 10 -
17. - 0,94/0,75 печ. л.

Прочие публикации

4. Гарахина, И.В. Текущие проблемы управления дефицитом федерального бюджета [Текст] / И.В. Гарахина // Материалы научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава. Вып. 283. Ч. 7. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 1999. С. 107-111. - 0,3 печ. л.

5. Гарахина, И.В. Уклонение от уплаты налогов и коррупция [Текст] /
И.В. Гарахина // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: материалы междунар. конф., 6-8 дек. 2000 г. / под ред. д-ра юрид. наук П.Н. Панченко, канд. юрид. наук А.Ю. Чупровой, канд. юрид. наук А.И. Мизерия. - Н. Новгород, 2001. - С. 350-360. - 0,7 печ. л.

6. Гарахина, И.В. Документирование по оперативным материалам нарушений налогового законодательства предприятиями и организациями [Текст] / И.В. Гарахина // Проблемы повышения эффективности функционирования и развития транспорта Поволжья: материалы науч.-практ. конф. Ч. 2. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2003. - С. 27-35. - 0,5 печ. л.

7. Гарахина, И.В. Условия и причины налоговой преступности в России. Налоговая преступность - современная проблема организации и осуществления бизнеса в России [Текст] / Т.С. Чекмарева, И.В. Гарахина // Россия в XXI веке и современный мир: диалог мировоззрений: тез. докл. III Межрегион. студенч. науч. конф., 10 - 11 окт. 2003 г. // Студенч. науч. вестн. Оренбург. фил. МИБП.
г. Оренбург, 2003. - С. 71-73. - 0,2/0,13 печ. л.

8. Гарахина, И.В. Снижение налогового бремени как фактор повышения социально-экономического потенциала [Текст] / И.В. Гарахина // Разработка и правление социально-экономическими инновациями: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Иван. гос. хим.-технол. ун.-т. - Иваново, 2008. - С. 11 -18. - 0,44 печ. л.

9. Гарахина, И.В. Исторические подходы к определению тяжести налогообложения [Текст] / И.В. Гарахина // Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2008. - С. 115 - 121. - 0,44 печ. л.

10. Гарахина, И.В. Особенности и проблемы оценки налоговой нагрузки в России [Текст] / И.В. Гарахина // Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2008. - С. 427-434. - 0,5 печ. л.

Подписано в печать 14.10.2009 г.

Формат 60×84/16. Бум. писч. бел. Печать офсетная.

Гарнитура"Times New Roman". Объем 1,0 печ. л.

Тираж 100 экз. Заказ №

Самара, ул. Советской Армии, 141.

Самарский государственный экономический университет.

О тпечатано в типографии СГЭУ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации (1)

    Документ
    Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной
  2. Принципы и методы социально ориентированного развития налоговой политики российской федерации

    Автореферат
    (Ивановский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», заведующая кафедрой финансов, кредита и мировой экономики)
  3. Основные направления налоговой политики российской федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

    Документ
    Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной
  4. Российской Федерации Российская правовая академия Налоговое право России учебник (1)

    Учебник
    О. Н. Горбунова — доктор юридических наук, профессор, заведую­щая кафедрой финансового права и правовых основ бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии;
  5. Налоговый кодекс российской федерации (1)

    Кодекс
    Положения абзаца первого статьи 143 (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ) вступают в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного

Другие похожие документы..