Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Мы в целом закончили краткий анализ крупнейших древних национально-государственных систем и переходим к религиозным и идеологическим системам, которы...полностью>>
'Документ'
Тиокарбонил-S,S-диоксиды (сульфены) (1) можно рассматривать как ана-логи кетена, либо производные серного ангидрида. Знания о их химическом по-ведени...полностью>>
'Документ'
Вполне вероятно, эту книгу можно и не читать, как не стоит лично знакомиться с человеком, чье творчество вам симпатично. Возможно, иногда достаточно ...полностью>>
'Кодекс'
В целях обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными гражданскими служащими исполнительных органов государствен...полностью>>

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (4)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

ДОКЛАД

«О реализации государственной политики в области охраны труда в Российской Федерации в 2008 году»

Москва

2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5

1.1. Производственный травматизм

5

1.1.1 Состояние производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности

5

1.1.2 Состояние производственного травматизма в разрезе субъектов Российской Федерации

6

1.1.3 Состояние производственного травматизма в разрезе видов и причин происшествия несчастных случаев, а также тяжести их последствий

7

1.2. Состояние условий труда

8

1.3. Условия и охрана труда в организациях малого бизнеса

10

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

11

13

3.1. Программа действий по улучшению условий и охраны труда на период 2008-2010 г.г

3.2. Государственный надзор и контроль за состоянием условий
и охраны труда, соблюдением законодательства в сфере трудовых отношений

13

19

3.3. Государственная экспертиза условий труда

22

3.4. Аттестация рабочих мест по условиям труда и подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны

23

3.5. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда

24

3.6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний

25

3.7. Социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний

3.8. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными
и (или) опасными условиями труда

3.9. Координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической
и социальной деятельности

3.10. Информационно - аналитическое и научно - методическое
обеспечение охраны труда

3.11. Подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации

3.12. Организация государственной статистической отчетности
об условиях труда, производственном травматизме,
профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях

3.13. Установление порядка обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт средств работодателей

26

28

30

31

33

34

36

4. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

38

41

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Для решения проблемы дефицита трудового потенциала в условиях экономического кризиса в стране требуются эффективные системы управления охраной труда и профессиональными рисками, которые составляют основу безопасности жизнедеятельности и благополучия человека. Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию на федеральном, региональном уровнях, а также в организациях, обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере и предусматривает обеспечение системного подхода ко всему спектру решаемых задач в этой области.

Одной из важнейших задач Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р, является снижение смертности трудоспособного населения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до уровня развитых европейских стран. Для реализации Концепции Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей разработана и реализуется Программа действий по улучшению условий и охраны труда, предусматривающая мероприятия по переходу к оценке и управлению профессиональными рисками на рабочих местах, оптимизации страховых тарифов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Доклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2008 году» подготовлен Минздравсоцразвития России на основе мониторинга состояния условий и охраны труда по итогам 2008 года, исходя из анализа статистических и оперативных данных Росстата, Роструда, Роспотребнадзора, Фонда социального страхования Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с поручением, предусмотренным пунктом 80 Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 года № 1273-р.

При подготовке доклада использованы материалы и предложения общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, Международной организации труда, ряда научных и общественных организаций.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Производственный травматизм

Анализ свидетельствует о том, что в 2008 году продолжилась тенденция снижения общего количества работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.

Так, по данным Росстата в 2008 году в результате несчастных случаев на производстве в организациях наблюдаемых Росстатом наиболее травмоопасных видов экономической деятельности (обрабатывающие отрасли, добыча полезных ископаемых, транспорт, строительство) пострадало 58 357 человек, что на 11,9% ниже, чем в 2007 году (66 055). Кроме того, наблюдается также снижение относительного количества пострадавших работников (в расчете на 1000 занятых в указанных отраслях экономики). В 2008 году указанный показатель составил 2,5 и снизился по сравнению с предыдущим годом на 7,4%. Динамика абсолютного и относительного количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве представлена в приложении 1.

Кроме того, в 2008 году сохранилась также тенденция снижения как абсолютного, так и относительного (в расчете на 1000 занятых) числа работников, погибших на производстве.

По данным Роструда в результате несчастных случаев на производстве в 2008 году в Российской Федерации в организациях всех видов экономической деятельности погибло 4 103 работника, что на 10,5% ниже, чем в 2007 году (4 583). Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в 2008 году также несколько снизился и составил 0,109 (2007 год – 0,124).

      1. Состояние производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности

Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности показал, что в число наиболее травмоопасных видов экономической деятельности входит сельское хозяйство, обрабатывающие отрасли, строительство, транспорт. Распределение относительной численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве по видам экономической деятельности представлено в приложении 2.

При этом коэффициент частоты производственного травматизма в сельском хозяйстве (3,9) превышает данный показатель в целом по Российской Федерации (2,5) в 1,6 раза, в строительстве (3,6) – в 1,4 раза, в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых (3,3) – в 1,3 раза.

В то же время, в организациях транспорта коэффициент частоты производственного травматизма ниже среднероссийского в 1,3 раза, а в организациях здравоохранения – в 1,9 раза.

В 2008 году отмечен рост числа погибших на производстве в организациях таких видов экономической деятельности, как производство машин и оборудования (в 1,2 раза), производство транспортных средств (в 1,3 раза) и др.

Снижение уровня производственного травматизма со смертельным исходом в 2008 году отмечено в организациях таких видов экономической деятельности, как добыча каменного угля (в 3,7 раза), организациях транспорта (на 11,2%) и др.

Вместе с тем, следует отметить, что в таком традиционно травмоопасном виде экономической деятельности, как строительство число погибших на производстве в 2008 году (1702) по сравнению с 2007 годом (1706) практически не изменилось.

Динамика абсолютного и относительного количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, в разрезе основных отраслей экономики представлена в приложении 3.

      1. Состояние производственного травматизма в разрезе субъектов Российской Федерации

В целях оценки уровня производственного травматизма в разрезе субъектов Российской Федерации с учетом их различного социально-экономического положения, структуры экономики и численности занятого населения при анализе состояния травматизма применялся относительный показатель - коэффициент частоты производственного травматизма (Кч).

Результаты анализа показывают, что в ряде регионов России значения данного показателя существенно превышает средний уровень в целом по Российской Федерации.

В частности, в Вологодской области значение Кч превышает среднероссийский уровень данного показателя более чем в 2 раза, в Республике Марий Эл, Магаданской и Кировской областях – в 1,9 раза, в Кемеровской области – в 1,7 раза, В Хабаровском крае и Костромской области – в 1,4 раза и др.

В 2008 году по данным Росстата зафиксирован рост абсолютного числа пострадавших в Калининградской области, Республиках Дагестан, Северная Осетия – Алания, Алтай, Тыва, Ямало-Ненецком автономном округе и др.

Вместе с тем, в отдельных субъектах Российской Федерации коэффициент частоты производственного травматизма в 2008 году находился на уровне существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Так, в Республиках Башкортостан, Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях частота производственного травматизма в 2008 году была практически в 1,5 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

В то же время, в таких регионах России, как Брянская, Калужская, Тульская, Волгоградская и Иркутская области коэффициент частоты производственного травматизма находится практически на уровне среднего значения в целом по Российской Федерации.

При этом, несмотря на снижение в целом по Российской Федерации числа погибших на производстве, в ряде субъектов Российской Федерации в 2008 году допущен рост данного показателя.

Так, в Ивановской области число погибших на производстве в 2008 году превысило аналогичный показатель 2007 года в 1,7 раза, в Липецкой области – в 1,3 раза, в Саратовской области – в 1,2 раза, в Челябинской области – на 13%.

Динамика абсолютного и относительного количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, в разрезе субъектов Российской Федерации представлена в приложении 4.

1.1.3. Состояние производственного травматизма в разрезе видов и причин происшествия несчастных случаев, а также тяжести их последствий

В 2008 году удалось сохранить тенденцию снижения общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями. По сведениям Роструда в 2008 году зарегистрировано 12242 таких случаев, что на 10,8% меньше, чем в 2007 году (13722 случая). При этом количество групповых несчастных случаев уменьшилось на 14,5%, количество тяжелых несчастных случаев – на 10% и количество несчастных случаев со смертельным исходом – на 11,6%. Распределение несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями по федеральным округам Российской Федерации представлено в приложении 5.

Анализ типологии происшедших в 2008 году в организациях Российской Федерации несчастных случаев с тяжелыми последствиями свидетельствует, что практически каждый третий работник пострадал (получил тяжелую травму, либо погиб) в результате падения с высоты, а каждый четвертый - в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.п. Свыше 13% работников получили тяжелые травмы, либо погибли в результате транспортных происшествий, а около 11% - в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов и пр.

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в Российской Федерации в 2008 году, 72% вызваны типичными причинами организационного характера: нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины и другие. Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ в 2008 году произошел практически каждый пятый несчастный случай на производстве с тяжелыми последствиями.

Доля несчастных случаев с тяжелыми последствиями, причинами которых послужили технологические и технические (техногенные) факторы, составляет 11%. На долю несчастных случаев, обусловленных противоправными действиями других лиц, совершенных в отношении работников организаций, чрезвычайными ситуациями природного и криминогенного характера, приходится около 19%.

1.2. Состояние условий труда

Если динамика производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, имеет тенденцию к снижению, то состояние условий труда нельзя считать удовлетворительным. Анализ причин заболеваемости в России показывает, что до 40% заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда.

При этом по данным Росстата в 2008 году продолжилось увеличение удельного числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которое на конец 2008 года составило 26,2% (в 2007 г. – 24,9%).

В 2008 году увеличение относительной численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам отмечено: в промышленности – с 27,2% в 2007 году до 28,7% в 2008 году; в строительстве – с 14,0% в 2007 году до 14,6% в 2008 году; на транспорте – с 29,9% до 31,4%; в связи – с 2,7% до 2,9% (приложение 6).

Доля работников, занятых тяжелым физическим трудом, в Российской Федерации в 2008 гг. выросла до 9,0% (в 2007 году -8%).

При этом по данным Роспотребнадзора в 2008 году условия труда на 77% предприятий в России были отнесены к опасным и неблагоприятным для здоровья работающих. В отдельных регионах России удельный вес предприятий, крайне неблагополучных в плане опасности для здоровья, остается чрезвычайно высоким: в Кемеровской области – 56,58%, Чукотском автономном округе – 53,44%, Костромской области – 50,23%, Вологодской области – 40,73%.

Наибольшая численность работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдалась в Дальневосточном (35,5%), Сибирском (32,7%) и Уральском (31,1%) федеральных округах, причем в Дальневосточном федеральном округе данный показатель превышал среднероссийский уровень во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав данного федерального округа (приложение 7).

Из субъектов Российской Федерации наиболее высокие показатели численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдались в Кемеровский (51,1%), Архангельской (42,0%), Магаданской (41,4%), Мурманской (40,1%) областях и Еврейской автономной области (41,1%).

Неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных производственных факторов на организм работающих явилось основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии.

В 2008 году было зарегистрировано 7487 случаев профессиональных заболеваний и отравлений, из них у женщин 1534 (20,5%) (в 2007 г. – 7691 случаев, из них 1512 у женщин – 19,7%).

В структуре нозологических форм профессиональных заболеваний и отравлений преобладали заболевания, связанные с воздействием физических факторов – 43,25% (в 2007г. – 42,6%), заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей – 21,01% (22,2%), заболевания связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем – 18,54% (19,2%), заболевания (интоксикации), вызванные воздействием химических факторов – 8,15% (8,0%), заболевания, вызванные действием биологических факторов – 5,17% (4,5%). Также регистрировались аллергические заболевания – 3,42 % (2,9 %) и профессиональные новообразования – 0,47% (0,4%).

Среди профессиональных отравлений преобладали отравления углеродом оксида, газообразным фтором, ртутью, марганцем в сварочном аэрозоле, сероводородом.

Последовательно возрастает число случаев профзаболеваний, зарегистрированных на предприятиях с частной формой собственности, удельный вес которых составил в 2008 г. – 68,9%, в 2007 г. – 55,6%.

В 2008 году зарегистрировано 765 случаев профзаболеваний у больных, которым было установлено 2 и более диагноза профзаболевания (отравления), что составило 10,2% (в 2007 г. – 10,1%).

Удельный вес выхода на инвалидность составил 21,5% от всех случаев профзаболеваний, зарегистрированных в 2008 году (в 2007 г. – 20,5%), при этом: инвалидность по 1 группе составила 0,1% (в 2007 г. – 0,3%), 2 группе – 10,4% (16,6 %) и 3 группе – 89,4% (83,1%).

Возникновение острых профзаболеваний (отравлений) было, в основном, обусловлено конструктивными недостатками машин – 53,64%, нарушением правил техники безопасности – в 7,95% случаев, авариями – 6,62%, неприменением средств индивидуальной защиты (СИЗ) – 5,96%.

Обстоятельствами и условиями возникновения хронических профзаболеваний и отравлений послужили: несовершенство технологических процессов – в 44,06% случаев, конструктивные недостатки средств труда – 35,96%, несовершенство рабочих мест – 4,32%, несовершенство технических установок – 4,27 %, профессиональный контакт с инфекционным агентом – 4,2%.

В целом по Российской Федерации в ходе периодических медицинских осмотров было выявлено: в 2008 году – 71,5% случаев профзаболеваний (отравлений), в 2007 г. – 68,7%, в 2006 г. – 68,0%. Остальные случаи выявлялись при обращении больных за медицинской помощью.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (1)

    Документ
    В целях организации работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
  2. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (5)

    Доклад
    3.4. Аттестация рабочих мест по условиям труда и подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны
  3. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (3)

    Доклад
    3.4. Аттестация рабочих мест по условиям труда и подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны
  4. Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации (2)

    Документ
    В.Д.Фёдоров родился в Москве 21 марта 1933 года. После окончания в 1956 году лечебного факультета 2-го ММИ работал на кафедре госпитальной хирургии этого института.
  5. Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации федеральное государственное учреждение «всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» общероссийский профсоюз образования

    Документ
    Перечень разработан специалистами Отдела нормативного обеспечения охраны труда Федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда».

Другие похожие документы..