Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Приказ МФ РФ от 16.09.2008 № 95н « Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядко...полностью>>
'Рассказ'
У Аркадия Аверченко есть известный рассказ, называется «Неизлечимые». Об одном авторе, который только и умел, что завлекать публику эротикой. О чем б...полностью>>
'Методические указания'
2.Графическое приложение к расчётно-пояснительной записке состоит из чертежа общего вида выбранного в курсовой работе типа бурового долота формата А4...полностью>>
'Программа дисциплины'
- активности работы на лекционных занятиях, участия в обсуждениях рассматриваемых вопросов, устных и письменных ответов на контрольные вопросы препод...полностью>>

Урок литературы тема: Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Дж. Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины. Японские хокку (трёхстишия)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок литературы

ТЕМА: Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Дж. Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины. Японские хокку (трёхстишия).

ЦЕЛИ: - познакомить учеников с личной и творческой биографией Бёрнса, рассказать об особенностях художественного перевода; познакомить с личностью Байрона, введение русской поэзии в контекст мировой; познакомить с образцами японской лирической поэзии, показать её особенности и своеобразие, вызвать творческий отклик на произведения, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты Бёрнса, Байрона, японских поэтов, учебник, тетрадь, ручка, картины, изображающие пейзажи разных времен года.

КЛАСС: 7

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

  1. Пересказ глав из книги «Родная земля».

  2. Чтение докладов учащимися о Д.С. Лихачёве.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  2. Физминутка.

  3. Изучение нового материала:

  1. Рассказ учителя о Роберте Бёрнсе.

Роберт Бёрнс (1759 – 1796 гг.)

Роберт Бёрнс – национальный поэт Шотландии, ее гордость. 1765 – 1766 гг. ходит в школу. С 12 лет много работает на ферме отца; читает всё, что находит – от брошюрок до Шекспира. В школе он слышит только английскую речь, но от матери и из брошюр приобщается к языку шотландских баллад, песен и сказок. С 1783 г. Роберт начинает записывать свои стихи. В 1785 г. Бернс приобретает некоторую известность как автор ярких дружеских посланий, драматических монологов и сатир. В 1786 г. выходят из печати «Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте», и Бёрнс сразу же стал знаменитым. Благодаря переводам Т. Щепкиной-Куперник, Э. Багрицкого, С. Маршака, А. Пушкина Бёрнс хорошо знаком нам. Он пишет о простых людях, воспевает тяжёлый труд земледельца, его быт, его горести и радости, жизненные ценности. Произведения: «В горах моё сердце» (1789), «Джон Ячменное Зерно» (1782), «Молитва святоши Вилли» (1785), «Честная бедность» (1789).

  1. Чтение стихотворения «Честная бедность» учителем.

  2. Беседа по вопросам:

- Только ли веселая интонация в этом стихотворении? Как построено это стихотворение? (Напоминает народную песню, есть рефрен – повторяющиеся строчки; держится на антитезе – бедность, ум, честь противопоставляются богатству, глупости, бесчестию). В каком значении употребляет Бёрнс слово «знать»? В чем идея стихотворения?

  1. Рассказ учителя о Дж. Гордоне Байроне.

Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824 гг.)

Один из величайших английских поэтов-романтиков. Первые годы жизни жили очень бедно, мать растила его сама, в 1798 г. мальчик унаследовал от деда титул барона и родовое поместье под Ноттингемом. Он занимался с домашним учителем, затем в частной школе. В 1805 г. Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета. В 1806 г. издал для узкого круга книгу «Стихи на случай», через год «Часы досуга», 1812 г. – «Паломничество Чайльд Гарольда», 1813-1814 гг. – цикл «Восточных поэм». Отголоски его творчества явно раздавались и в русской литературе, особенно в поэзии Пушкина и Лермонтова.

  1. Чтение стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой!» (перевод А. Плещеева).

  2. Беседа по вопросам:

О чем это стихотворение? Какие идеалы утверждает Байрон в этом стихотворении? В чем современность стихотворения?

  1. Рассказ учителя о японских хокку.

Поначалу японцы писали стихотворения в пять строчек, которые назывались танка, потом сделали стихи еще более лаконичными – стали сочинять трёхстишия, хокку (хайку). Тысячи поэтов увлекались и увлекаются сложением хокку. Можно выделить 4 имени, известных всему миру: Мацуо Басе (1644-1694 гг.), Еса Бусон (1716 – 1783 гг.), Кобояси Исса (1769 – 1827 гг.), Масаока Сики (1867 – 1902 гг.). Хокку о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве и природе. Сочиняя хокку, поэт должен был упомянуть, о каком времени года идет речь, поэтому книжки хокку делились на 4 главы по этому признаку. В любом трехстишии всюду один главный герой – человек. Поты Японии в своих хокку стараются рассказать, как человек живет на земле; еще они помогают чувствовать и понимать прекрасное, учат жалеть и беречь все живое. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает поэзия хокку.

  1. Чтение нескольких хокку учителем.

Вот и сегодня

Зацепился за кипарис

Мой змей воздушный. (Исса)

***

Вешние ливни,

Каким полноводным вдруг стал

Ров вокруг замка! (Сики)

***

Посреди цветенья

Фудзияма ввысь вознеслась –

В Японии весна! (Сёу)

***

Эй, ползи-ползи,

Веселей ползи, улитка,

На вершину Фудзи. (Исса)

  1. Беседа по стихам:

- С чем можно сравнить каждое стихотворение? (С картинкой). Что необычного вы заметили в этих стихах? (Малый размер, отсутствие рифмы, образность, краткость сочетается с точностью).

  1. Итог урока:

- С какими поэтами мы сегодня познакомились на уроке? Какие произведения этих поэтов вам запомнились? Какие стихи показались вам наиболее интересными из изученных сегодня?

  1. Задание на дом: выучить одно стихотворение наизусть; попытаться сочинить несколько хокку (по желанию на дополнительную оценку).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Иванов Г. В., Калюжная Л. С

    Документ
    который, мечтая стать образованным, отравлял жизнь библиотекарю, бесконечно приставая с вопросом: что ему читать? В конце концов, чтобы отвязаться, библиотекарь заявил, что сведения "обо всем решительно" имеются в Словаре

Другие похожие документы..