Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
- Понятие транспортировки. Изменение местонахождения то­варно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузо...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления ...полностью>>
'Документ'
1. Матеріял, що є в руках дослідників історії української літератури, далеко не охоплює всього, що писано на Україні. З найстарішої літератури 11-13 ...полностью>>
'Документ'
Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики — процессов управленияСанкт-Петербургского государственного университета(1997 ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений для направления 030500 «Юриспруденция»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

Кафедра криминалистики и СЭ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СИСТЕМА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ

ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Для направления 030500 «Юриспруденция»

Составители рабочей программы:

К.ю.н., доцент _______________ Матушкина Н.В.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от«_____»_______________200__г.

Зав. кафедрой _______________________/_________________________/

Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200__г.

Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК

2007 г.

Перечень документов, входящих в УМКД:

  1. Рабочая программа.

  2. Литература.

  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

3.1. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями.

3.2. Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы.

4. Вопросы к экзамену.

5. Методические рекомендации для преподавателей.

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА

Введение

Курс входит в цикл специальных дисциплин.

Курс адресован магистрам 2 года очной формы обучения.

Курс готовит магистров к теоретической работе, вместе с тем прививает практические знания и навыки по юридической специальности.

Основная цель курса для студентов изучение общих закономерностей организации и тактики раскрытия преступлений, а также углубление знаний в области методики расследования отдельных видов преступлений и выработка умений применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Ядро курса составляют положения общей теории криминалистики, касающиеся вопросов организации и тактики раскрытия преступлений, а также общая методика выявления и раскрытия преступлений и отдельные частные криминалистические методики раскрытия наиболее распространенных либо сложных видов преступлений.

Программа курса построена в виде двух блоков:

- общие положения криминалистической методики и организация управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений;

- особенности методики выявления и раскрытия конкретных видов преступлений.

Курс имеет практическую часть в виде подготовки к практическим занятиям, решения задач, составления обвинительного заключения по предложенной фабуле, криминалистической модели преступной деятельности по обстоятельствам, изложенным в анализируемых обвинительном заключении и приговоре.

Технология обучения ориентирована на студентов, освоивших курс криминалистики.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью практических занятий и экзамена.

Цели курса

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен

иметь представление:

  • о структуре следственных аппаратов и аппаратов дознания правоохранительных органов и особенностях их взаимодействия в процессе раскрытия преступлений;

  • о процессуальных и организационных полномочиях следователя, дознавателя, оперативного работника и других субъектов расследования;

  • об информационно-аналитической работе следователя;

  • о месте и значении криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений в криминалистической науке;

  • о влиянии навыков владения криминалистической методикой выявления и раскрытия отдельных видов преступлений на эффективность деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.

должен знать:

  • криминалистическую модель преступной деятельности в целом;

  • криминалистическую модель деятельности по выявлению и раскрытию преступлений;

  • основные закономерности организации и осуществления раскрытия, расследования и предотвращения преступлений, с целью применения в соответствии с требованиями закона научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективному выявлению и раскрытию отдельных видов преступлений;

  • механизмы, принципы взаимодействия следователя и других субъектов расследования при выявлении и раскрытии отдельных видов преступлений, пути и направления развития криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений.

должен уметь:

  • на основании знаний о криминалистической модели преступной деятельности в целом построить криминалистическую модель преступной деятельности конкретного вида преступлений;

  • делать обобщения об эффективности тех или иных тактических приемов при осуществлении практической деятельности по выявлению и раскрытию отдельных видов преступлений;

  • планировать деятельность по выявлению и раскрытию преступления при поступлении определенной исходной информации и при изменении исходных данных;

  • пользоваться нормативными источниками: уголовно-процессуальным, уголовным законодательством, законодательством об оперативно-розыскной деятельности, в сфере назначения и производства судебных экспертиз;

  • формулировать задачи по выявлению и раскрытию преступления на первоначальном и последующем этапе расследования;

  • прогнозировать эффективность производства тех или иных следственных действий в конкретной исходной следственной ситуации;

  • обосновывать эффективность и целесообразность выбранного плана расследования либо конкретной тактической операции или тактического приема.

должен владеть опытом (обладать навыками):

  • планирования производства первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

  • производства следственных действий.

Данные цели курса «Система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений» обусловили постановку и решение следующих задач:

  1. Научить студентов основам следственного криминалистического мышления.

  2. Научить комплексно использовать на практике общетеоретические правовые
    знания отраслевых и специальных дисциплин.

  3. Научить основам организации управления следственными подразделениями и
    организации процесса расследования конкретного уголовного дела.

  4. Ознакомить с особенностями организации, методики и тактики расследования
    отдельных групп преступлений.

5. Сформировать у студентов первоначальные навыки осуществления
практических действий при расследовании преступлений.

6. Научить студентов качественно составлять организационно-распорядительные
и процессуальные документы следователя, оформлять материалы уголовного дела и
приложения к нему.

Основы педагогической концепции курса «Система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений»

В сложившейся педагогической практике курс криминалистики читается как изложение основных положений науки криминалистики. Такое положение вещей можно принять с точки зрения формирования фундаментального криминалистического образования.

Вместе с тем, во-первых, только лишь такая схема обучения приводит к фрагментарности практической подготовки и не способствует формированию криминалистического стиля мышления будущего работника правоохранительных органов.

Во-вторых, преподавание криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений, учитывая огромный перечень составов в новом Уголовном кодексе Российской Федерации, не решает двух основных задач практической и научной криминалистической подготовки:

1. У обучаемого не складывается общего представления и ориентации в системе организации управления деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Он не представляет с ясностью то положение, что в современных условиях следователь хотя и обладает процессуальной самостоятельностью, но в системе деятельности по выявлению и раскрытию преступлений он является хотя и важным, но компонентом субъекта этой деятельности.

2. При всем внешнем разнообразии составов отдельных видов преступлений можно весь их массив разделить на два больших класса:

  • преступления, следовая информация о которых содержится на месте происшествия и раскрытие которых, как правило, начинается с осмотра места происшествия;

  • преступления, реализация целей которых достигается путем выполнения в основном мыслительных, интеллектуальных действий, что приводит к скрытой форме существования следовой информации, а осмотр места происшествия не является отправным пунктом процесса раскрытия преступления.

Учитывая сказанное, а также тот факт, что в спроектированном и реализованном курсе «Система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений» по нашему представлению решаются главные образовательно-криминалистические задачи, строение данного учебного курса должно включать две основные части.

Структура курса

Первый раздел курса "Общие положения криминалистической методики и организация управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений" посвящен изучению теоретических основ криминалистической методики, организационно-методических схем построения следственной деятельности, вопросов организации управления следственными подразделениями, а также организации процесса раскрытия и расследования конкретного уголовного дела. Изучаются основы организации управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений (организация управления следственными аппаратами различных ведомств и организация управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений по конкретному делу, в том числе проблемы организации взаимодействия следователя с иными службами, привлечение специальных познаний и др.)

Второй раздел курса «Особенности методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений», в свою очередь, в дидактическом отношении должен состоять из рассмотрения основных вопросов методики расследования следующих групп преступлений:

  • следовая информация о которых существует в материально-фиксированной форме, то есть преступлений, цели которых достигаются в основном орудийными действиями, среди которых можно выделить: а) насильственные -убийства; б) корыстно-насильственные- разбои, грабежи; в) ненасильственные- кражи;

  • следовая информация о которых существует в потенциально скрытой форме, так как действия преступников в этом случае носят в основном интеллектуальный характер. Это группа экономических с точки зрения криминалистической классификации преступлений - хищение путем присвоения и растраты, уклонение от уплаты налогов, злостное банкротство и другие преступления в сфере экономической деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по учебной дисциплине

«Система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений»

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лек-ции

Прак-тич.

Самос-тоят

Раздел 1. Общие положения криминалистической методики и организация управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений

  1. Введение в теорию криминалистической методики и организация управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений.

4

2

-

2

  1. Построение управленческой деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Структура следственных аппаратов и аппаратов дознания правоохранительных органов.

4

2

-

2

  1. Организация взаимодействия следователя, служб и подразделений правоохранительных органов при расследовании преступлений. Использование результатов ОРД при раскрытии преступлений.

4

2

2

-

  1. Организация информационно-аналитической работы. Использование возможностей АИПС, криминалистических и иных учетов при расследовании преступлений.

2

2

-

-

  1. Роль и значение первоначального этапа расследования преступлений. Особенности раскрытия преступлений «по горячим следам».

4

-

2

2

  1. Методика выявления и раскрытия преступлений, совершенных организованными преступными группами и преступными сообществами.

4

2

2

-

  1. Методика раскрытия преступлений, совершенных ранее судимыми лицами (при рецидиве преступлений).

2

-

-

2

  1. Противодействие расследованию и пути его преодоления

2

2

-

-

Всего

26

12

6

8

Раздел II. Особенности методики выявления и раскрытия конкретных видов преступлений.

1. Методика расследования убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств.

2

-

2

-

2. Методика расследования убийств по делам, возбужденным в связи с безвестным исчезновением человека

4

2

-

2

3. Методика расследования убийств, совершенных по найму или из корыстных побуждений.

4

2

2

-

4. Методика расследования «квалифицированных» грабежей и разбоев

4

-

2

2

5. Основы методики расследования экономических преступлений. Криминалистическая модель преступной деятельности по совершению преступлений экономической направленности

6

2

2

2

6. Методика расследования налоговых преступлений.

4

2

-

2

7. Методика расследования преступлений в финансово-кредитной сфере.

2

-

2

-

8. Методика расследования взяточничества

2

2

-

-

  1. Методика расследования фальшивомонетничества

2

-

-

2

10. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

4

2

-

2

Всего

34

12

10

12

Содержание курса лекционных занятий

Раздел 1. Общие положения криминалистической методики и организация управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений

Тема 1. Введение в теорию криминалистической методики и организация управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений для направления 030500 «Юриспруденция» Специальности 030501 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Курс адресован студентам 4 и 5 годов очной формы обучения, для студентов 6 курса заочного отделения, студентам лонгированной формы обучения дневного и заочного отделения.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика для направления 030500 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а так же судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине экспертизы в правоохранительной деятельности для направления 030500 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Объективные причины, побудившие привлечение специалистов в судебную сферу. Отражение экспертных исследований в законах древнего Китая, Индии, Рима. Средневековая правовая система и экспертизы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции» Для направления 030500

    Учебно-методический комплекс
    обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства,
  5. Учебно-методический комплекс подготовлен Чернышовой В. Ю, старшим преподавателем Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой государственно-правовых дисциплин протокол от 18 января 2011 года №5 Рецензент Анисимова Н. (2)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно – методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов Высшего Профессионального Образования по направлению подготовки 030500.

Другие похожие документы..