Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
КЛИНИКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕДОСТАТОЧНОСТИ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ПРИ НЕСТЕНОЗИРУЮЩИХ ПОРАЖЕНИЯХ АРТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ...полностью>>
'Документ'
Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day) отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья ...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы по направлению подготовки «Управ...полностью>>
'Документ'
Резко возросшее стремление молодёжи к получению высшего образования в постсоветский период – явление парадоксальное. Во-первых, в вузах сокращаются б...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений для направления 030500 «Юриспруденция»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Именно на особенностях криминалистической модели преступной деятельности по совершению преступлений экономической направленности следует сосредоточить внимание студентов.

Тема 6. Методика расследования налоговых преступлений

1. Криминалистическая модель преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов.

2. Анализ исходной инфоpмации, выдвижение веpсий и планиpование pасследования.

3. Пеpвоначальные следственные действия.

4. Фоpмы пpименения специальных познаний.

5. Фоpмы пpотиводействия pасследованию и их нейтрализация.

Задача

При проведении документальной проверки на предприятии «Расима» работниками налоговой инспекции был обнаружен среди документов сводный отчет, отражающий получение и реализацию товара в магазине, содержание которого отличалось от содержания бухгалтерской документации, представленной для проверки налоговым инспекторам. В сводном отчете возле слова «выручка» стояли обозначения «(Н)» и «(У)». Как пояснила при допросе главный бухгалтер, знак «(Н)» означает, что товар не учтен по бухучету, а знак «(У)» означает, что товар оприходован.

Составьте план следственных и оперативно-розыскных действий. Какие первичные документы, учетные регистры и документы отчетности содержат в себе следы преступной деятельности и каковы эти следы?

Методические рекомендации:

При изучении указанной темы необходимо обратить внимание на способы совершения налоговых преступлений и способы их сокрытия, поскольку только знание этих способов может привести к выявлению данного вида преступной деятельности.

Кроме того, необходимо обратить внимание на бухгалтерские методы выявления и раскрытия преступлений, а именно: методы формальной, арифметической, нормативной проверки, встречной проверки и взаимного контроля документов.

Следует знать возможности судебно-экономической и судебно-бухгалтерских экспертиз.

Тема 7. Методика расследования преступлений

в финансово-кредитной сфере

1. Криминалистическая модель преступной деятельности в финансово-кредитной сфере.

2. Наиболее распространенные способы совершения преступлений в финансово-кредитной сфере.

3. Опеpативно-pозыскные методы pаскpытия пpеступлений в финансово-кредитной сфере.

4. Тактика производства первоначальных следственных действий в финансово-кредитной сфере.

5. Последующий этап расследования преступлений в финансово-кредитной сфере.

Методические рекомендации:

Преступления в банковско-кредитной сфере, также как и другие виды экономических преступлений, представляют определенную сложность в раскрытии, поскольку большинство следов данного вида преступной деятельности являются латентными.

Следует остановить внимание на способах совершения преступлений в банковско-кредитной сфере и типичных следственных ситуациях, складывающихся в начале расследования.

Тема 8. Методика расследования взяточничества

1.Криминалистическая модель взяточничества.

2.Особенности выявления и раскрытия данного вида преступной деятельности. Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на раскрытие преступления.

3.Система следов преступной деятельности при даче и получении взятки и коммерческом подкупе.

Задача

Оперативным работникам стало известно, что сотрудником Главного управления архитектуры и градостроительства г. Ижевска совместно с работником Комитета по земельным ресурсам и землеустройству вымогается взятка за согласование документов на выделение земельного участка для размещения торговой точки.

Составьте план проверки исходной информации. Какие оперативные и следственные действия необходимо провести для получения и закрепления доказательств преступной деятельности.

Задача

От студентов Ижевской сельскохозяйственной академии в правоохранительные органы поступило заявление о том, что преподаватель принимает зачеты и выставляет положительные оценки студентам академии за экзамены без их фактической сдачи, получая за это взятки от студентов. В ходе проведения следственных действий выяснилось, что Б. также за плату выдавал студентам выполненные курсовые работы по своему предмету за предыдущие годы и затем выставлял за них положительные оценки.

Составьте план следственных действий. Каков круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному уголовному делу?

Методические рекомендации:

Взяточничество является очень сложным для раскрытия преступлением, поскольку этот вид преступной деятельности характеризуется высокой латентностью и значительным сопротивлением расследованию со стороны должностных лиц государственных органов или органов местного самоуправления. Этот вид преступной деятельности является одним из проявлений коррупции государственных органов и органов местного самоуправления.

Студентам следует уделить особое внимание криминалистической модели преступной деятельности и первоначальному этапу расследования, в частности, операции по задержанию подозреваемого с поличным.

Тема 9. Методика расследования фальшивомонетничества

  1. Криминалистическая модель фальшивомонетничества.

  2. Способы поделки денежных купюр и методы выявления признаков подделки.

  3. Особенности оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лица, виновного в совершении преступления.

  4. Особенности тактики следственных действий.

Методические рекомендации:

При изучении указанной темы необходимо уделить внимание способам подделки денежных купюр и методам выявления этих подделок. Кроме того, необходимо представлять алгоритм действий следователя во всех возможных следственных ситуациях.

Тема 10. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств

1. Кpиминалистическая модель пpеступной деятельности по незаконному обоpоту наpкотиков.

2. Следы пpеступной деятельности по незаконному обоpоту наpкотиков.

3. Способы выявления пpеступной деятельности по назаконному обоpоту наpкотиков.

4. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам, связанным с незаконным обоpотом наpкотиков.

Задача

Сотрудниками ОБНОН выявлено и раскрыто три преступления, связанные с приобретением наркотических средств. Во всех трех случаях обвиняемые дали показания о том, что приобретали наркотическое средство героин возле кинотеатра «Ударник» в г. Ижевске.

Составьте план оперативно-розыскных действий.

2. В ходе произведенных оперативно-розыскных действий стало известно, что наркотические средства продает мужчина 28 лет, ростом 180 см и женщина этого же возраста, ростом 165 см.

3. Сотрудниками ОБНОН установлена личность женщины, она задержана с поличным при сбыте наркотического средства.

Какие обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимо установить для полного раскрытия преступления?

Методические рекомендации:

В связи с тем, что преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, представляют большую общественную опасность, студентам следует уделить внимание широкому распространению указанного вида преступной деятельности и особенностям ее функционирования.

Следует обратить внимание не то, что абсолютное большинство преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, раскрывается с помощью проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка». Поэтому необходимо знать порядок проведения проверочной закупки и особенности фиксации доказательственной информации.

4. Вопросы к экзамену

  1. Понятие методики расследования преступлений, ее место в криминалистической науке.

  2. История возникновения и развития методики расследования преступлений как составной части криминалистической науки.

  3. Структура и содержание частных криминалистических методик.

  4. Цели, задачи и функции следственных аппаратов правоохранительных органов как систем управления.

  5. Структура следственных аппаратов и аппаратов дознания правоохранительных органов.

  6. Организационные и процессуальные полномочия субъектов расследования.

  1. Содержание и сущность процесса взаимодействия следователя с сотрудниками различных служб правоохранительных органов.

  2. Направления и организационные формы взаимодействия следователя с сотрудниками различных правоохранительных органов.

  3. Технико-информационное обеспечение взаимодействия следователя с сотрудниками различных служб правоохранительных органов.

  4. Понятие информационно-аналитической работы следователя.

  5. Использование возможностей криминалистических учетов при выявлении и расследовании преступлений.

  6. Понятие, виды и функции АИПС.

  7. Виды и формы противодействия расследованию.

  8. Пути преодоления противодействия расследованию.

  9. Криминалистическая модель преступной деятельности по совершению убийств с использованием огнестрельного оружия.

  10. Криминалистическая модель преступной деятельности по совершению убийств, связанных с сокрытием трупа потерпевшего.

  11. Криминалистическая модель преступной деятельности по совершению убийств по найму, «заказных».

  12. Особенности проведения первоначальных следственных действий при расследовании убийств, связанных с исчезновением потерпевших.

  13. Выдвижение и проверка версий о виновном в убийстве по делам, связанным с исчезновение потерпевших.

  14. Особенности производства первоначальных следственных действий при расследовании убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия.

  15. Особенности проведения последующих следственных действий при расследовании убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия.

  16. Особенности производства первоначальных следственных действий при расследовании убийств, совершенных по найму и из корыстных побуждений.

  17. Особенности проведения последующих следственных действий при расследовании убийств, совершенных по найму и из корыстных побуждений.

  18. Криминалистическая модель преступной деятельности по совершению грабежей.

  19. Криминалистическая модель преступной деятельности по совершению разбойных нападений.

  20. Особенности организации осмотра места происшествия при расследовании разбойных нападений.

  21. Типовые первоначальные следственные действия при раскрытии и расследовании грабежей и разбоев.

  22. Криминалистическая модель преступной деятельности квалифицированных организованных преступных групп при совершении разбоев.

  23. Криминалистическая характеристика «бытовых» грабежей.

  24. Типичные криминалистические версии и пути их проверки при расследовании грабежей и разбойных нападений.

  25. Понятие экономических преступлений в криминалистической классификации преступлений.

  26. Криминалистическая модель преступной деятельности по совершению экономических преступлений.

  27. Классификация способов совершения экономических преступлений.

  28. Виды следов преступной деятельности по совершению экономических преступлений.

  29. Следы преступной деятельности, содержащиеся в документах, и их информационное содержание.

  30. Особенности первоначального этапа расследования по делам об экономических преступлениях.

  31. Формы применения специальных познаний при расследовании экономических преступлений.

  32. Криминалистическая модель взяточничества.

  33. Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на раскрытие взяточничества.

  34. Система следов преступной деятельности при даче и получении взятки и коммерческом подкупе.

  35. Следственные действия при расследовании взяточничества.

  36. Криминалистическая модель преступной деятельности по незаконному обороту наркотиков.

  37. Следы преступной деятельности по незаконному обороту наркотиков.

  38. Способы выявления преступной деятельности по незаконному обороту наркотиков.

5. Методические указания для преподавателей

Методические указания для преподавателей

по подготовке и чтению лекций

Лекция является одним из основных видов учебных занятий в высшей школе. Лекция должна быть глубоко научной по своему содержанию, а также живой, ясной и доказательной во всех своих основных идеях и выводах. В процессе чтения лекции должны быть раскрыты основные теоретические и практические вопросы программы курса.

Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

Выбор конкретных методик проведения лекций зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений преподавателя, а также от особенностей аудитории. При изложении лекционного материала следует строго следовать программе курса. Целесообразно предоставить студентам возможность предварительно ознакомиться с планом лекции.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Поэтому целесообразно продумать эмоциональную кривую лекции. Учитывая тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах, следует переключать внимание студентов с помощью примеров из практики или исторических справок. Необходимо помнить, что в процессе лекции студентам передаются не только знания, но и образцы профессионального мышления, стиль профессионального общения.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.

Структурно лекцию по курсу следует построить по следующей схеме:

- вводное слово, на которое не нужно отводить более 5-7 минут. В содержании вводного слова следует включить название темы лекции, вопросы, подлежащие рассмотрению, связь данной темы с предыдущими, ее значение в будущей практической деятельности, перечень важнейших нормативных и литературных источников;

- основное содержание лекции. Не рекомендуется в лекции в течение двух часов рассматривать более 3-4 вопросов. При этом необходимо стремиться, чтобы вопросы по времени были примерно одинаковыми, но могут быть и некоторые исключения;

- ответы на вопросы студентов, если они возникли;

- краткие выводы в конце лекции, подводящие ее итог. На эту часть лекции также целесообразно выделять 3-5 минут.

Не стоит стремиться в одной лекции раскрыть все детали темы, пытаться полностью исчерпать ее содержание. Во-первых, это невозможно, так как любая тема всегда шире, чем временные возможности лекции. Во-вторых, опытный преподаватель так должен распределить свой материал и так изложить содержание своего выступления, чтобы не задерживаться на второстепенных вопросах.

При выстраивании лекционного курса по «Системе криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений» преподаватель должен учитывать следующие особенности. Назначение данного курса состоит в том, чтобы изучить общие закономерности организации и тактики раскрытия преступлений, а также углубить знания в области методики расследования отдельных видов преступлений и выработать умение применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Ядро курса составляют положения общей теории криминалистики, касающиеся вопросов организации и тактики раскрытия преступлений, а также общая методика выявления и раскрытия преступлений и отдельные частные криминалистические методики раскрытия наиболее распространенных либо сложных видов преступлений.

Решение задач курса невозможно без понимания магистрами положений общей теории криминалистики, основных частных криминалистических теорий. Поэтому при изложении лекционного курса необходимо не просто обозначать основные концептуальные положения теории, демонстрировать ее применение при решении задач прикладного характера, но и постоянно указывать на связь между общей теорией криминалистики, общей криминалистической методикой и частными криминалистическими методиками.

При проведении лекций по первому разделу необходимо обращать внимание студентов на управленческую и организационную составляющие деятельности следователя. Лекции по второму разделу должны быть направлены на понимание необходимости правильной оценки следственной ситуации, тщательной подготовки к проведению следственных действий, критериев выбора тактических средств.

Существенно повышает понимание студентами лекционного материала использование преподавателем принципа наглядности. Чему способствует сопровождение лекции демонстрацией криминалистических средств как непосредственно, так и путем использования презентаций, учебных фильмов и т.п.

При подготовке к лекции целесообразно ориентироваться на составленное коллективом преподавателей кафедры учебное пособие под редакцией М.К. Каминского, Н.В. Матушкиной, С.В. Соболева, А.М. Каминского, Г.М. Камашева, Г.Г. Камаловой «Организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений», дополняя его примерами из практической деятельности. При этом следует учитывать текущие изменения уголовно-процессуального законодательства.

Методические рекомендации для преподавателей,

ведущих семинарские (практические) занятия

Практические занятия предполагают проведение семинаров, в ходе которых обсуждаются теоретические вопросы курса и решаются предложенные преподавателем задачи с составлением в необходимых случаях процессуальных документов. Назначение занятий заключается в контроле правильности понимания студентами основных концептуальных положений курса его теоретических основ и прикладных разделов курса, демонстрации путей их использования при решении практических задач.

При рассмотрении теоретических вопросов должен проводиться анализ различных подходов к рассматриваемой проблеме с обязательным обоснованием студентом той позиции, которой он придерживается и высказыванием контраргументов против оспариваемых точек зрения. По положениям, активно применяющимся при решении практических задач, предлагаются задания по разрешению конкретных ситуаций. При этом при построении ответа студент должен использовать изученные теоретические положения, формируя на их основе обоснование полученных результатов. При решении сложных задач целесообразно требовать представления решения в письменном виде, что позволяет проверить степень понимания темы всеми студентами группы, а также способствует более наглядному анализу материала.

Успех семинара во многом зависит от качества подготовки к нему. При подготовке к проведению практических занятий преподаватель должен подготовить необходимый раздаточный материал либо организовать подготовку необходимого оборудования в зависимости от изучаемой темы. Соблюдение принципа наглядности является обязательным условием формирования и закрепления криминалистических знаний.

Магистры, пропустившие занятия (независимо от причин), не подготовившиеся к занятию обязаны явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии.

Работа каждого студента на практических занятиях отмечается преподавателем в своем журнале и обязательно учитывается при проведении экзамена. Если преподаватель не принимает экзамен в своей группе, он сообщает экзаменатору данные о работе каждого магистра в течение всего года.

На первом занятия преподаватель знакомится с магистрами группы, объясняет им порядок работы в течение семестра, характер предъявляемых требований. Целесообразно ознакомить с критериями выставления экзаменационной оценки. В процессе вводной беседы решаются организационные вопросы, обсуждаются часто встречающиеся проблемы.

Готовясь к проведению теоретического семинара, преподаватель должен иметь в виду, что главная цель теоретических семинаров – повышение уровня самостоятельной работы студентов. Это может быть достигнуто не общим и неопределенным заданием группе, а по возможности точным и конкретным заданием каждому студенту или группе студентов, выполнение которого легко проверяется.

Проведение теоретических семинаров повышает уровень методологической подготовки юристов на базе усвоения фундаментальных категорий криминалистики, развития навыков самостоятельной работы с литературой, умения реально оценивать конкретные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться на практике.

Наиболее распространенная форма теоретического семинара – познавательный. Он рассчитан на усвоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы как способ первоначального ознакомления с основными категориями, с которыми придется иметь дело. При этом могут быть использованы различные способы организации такого семинара: возможно поручение одному или нескольким студентам подготовить небольшое сообщение по тому или иному вопросу и последующее его обсуждение; можно дать задание группе студентов изучить определенные источники, освещающие планируемую к рассмотрению проблему, желательно организовать диспуты.

При выполнении практических заданий наиболее часто используются такие виды занятий как деловые игры, деловые игры на основе компьютерного моделирования.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельное выполнение студентом поставленной задачи, при этом желательно, чтобы задание он тоже получал индивидуально. В ходе такого рода работы формируются навыки самостоятельного принятия решений, отрабатываются приемы решения задач.

Групповая форма предполагает совместное выполнение заданий микрогруппой студентов с распределением функций между ними. Определение численного состава микрогруппы зависит от сложности поставленной задачи, и устанавливается таким образом, чтобы в работе были задействованы все члены группы. Использование данной формы работы предполагает отработку навыков коллективного принятия решений, правильной организации деятельности группы.

Готовясь к проведению занятия, преподаватель должен продумать задания для каждого студента или микрогруппы с учетом их индивидуальных (групповых) особенностей. Следует обратить внимание на обеспечение наличия необходимого оборудования и материалов. В ходе проведения лабораторной работы должен осуществляться контроль за правильностью выполнения отрабатываемых приемов, корректностью используемых формулировок, эффективностью применения технических средств. Лабораторные работы обычно вызывают большой интерес у студентов, что иногда влечет за собой небрежное выполнение формальной части работы, что в юридической практике является недопустимым.

Практическое занятие в форме деловой игры проводится с целью отработки навыков по производству следственных действий. Рекомендуется начинать занятие с краткого повторения основных теоретических вопросов курса в форме 10-20 минутного опроса.

Проведение деловой игры осуществляется в несколько этапов. Во-первых, преподаватель знакомит студентов с фабулой задания. Ознакомление лучше проводить заранее, что позволяет студентам более полно осмыслить задание, продумать действия по его решению. Затем преподаватель совместно со студентами определяет состав активных участников деловой игры и распределяет роли. Студенты, которые не будут принимать непосредственного участия в проведении следственного действия, попадают в группу экспертов, задачей которых является оценка работы активных участников деловой игры, правильности и полноты их действий. При обсуждении результатов работы эксперты могут предложить свой вариант организации деятельности следственной группы (следователя).

На втором этапе осуществляется собственно проведение игры, в ходе которой студенты помещаются в обозначенную ситуацию и разрешают ее, непосредственно осуществляя действия с использованием имеющихся технических средств. Большое значение имеет организация преподавателем предварительной подготовки необходимого технико-криминалистического обеспечения, места проведения следственного действия (полигона).

На заключительном этапе осуществляется анализ результатов работы. При этом рекомендуется сперва предоставить слово экспертам, затем выслушать комментарии активных участников, и в заключении преподаватель дает свою оценку работе как основной группы, так и экспертов. Оценку рекомендуется осуществлять по следующим критериям: организация работы группы, организация работы конкретного участника, правильность выполняемых действий с точки зрения соблюдения уголовно-процессуальных норм и криминалистических рекомендаций, корректность и объективность оценок. С критериями оценки студенты должны быть ознакомлены на подготовительном этапе.

Деловые игры на основе компьютерного моделирования построены на принципе решения задач, представленных в компьютеризированном виде. Предварительно студенты знакомятся с темой занятия, изучают теоретический материал. По усмотрению преподавателя проверка степени усвоения студентами теоретических вопросов может проводиться как по ходу решения задач, так и на предварительном теоретическом семинаре.

Решение задач производится с использованием АРМ учащегося. Рекомендуется выполнять задания по подгруппам численностью 2-4 человека. Студенты знакомятся с исходной фабулой и, осуществляя пошаговые действия, получают дополнительную информацию, которая требует принятия нового решения. Задача преподавателя заключается в том, чтобы побудить студентов к использованию в процессе выполнения задания имеющихся теоретических знаний, отказавшись от интуитивного решения или произвольного выбора дальнейших действий. Целесообразно контролировать работу студентов, отмечая удачные или неправильные варианты принятых решений.

Независимо от вида практического занятия преподаватель должен подвести итоги работы, отразив положительные и отрицательные моменты занятия, предложив способы исправления допущенных ошибок.

Активность и качество работы в течение семестра должно учитываться при осуществлении промежуточного и итогового контроля, проставлении аттестации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений для направления 030500 «Юриспруденция» Специальности 030501 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Курс адресован студентам 4 и 5 годов очной формы обучения, для студентов 6 курса заочного отделения, студентам лонгированной формы обучения дневного и заочного отделения.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика для направления 030500 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а так же судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине экспертизы в правоохранительной деятельности для направления 030500 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Объективные причины, побудившие привлечение специалистов в судебную сферу. Отражение экспертных исследований в законах древнего Китая, Индии, Рима. Средневековая правовая система и экспертизы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции» Для направления 030500

    Учебно-методический комплекс
    обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства,
  5. Учебно-методический комплекс подготовлен Чернышовой В. Ю, старшим преподавателем Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой государственно-правовых дисциплин протокол от 18 января 2011 года №5 Рецензент Анисимова Н. (2)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно – методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов Высшего Профессионального Образования по направлению подготовки 030500.

Другие похожие документы..