Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Содержание дисциплины «Теория и методика воспитания» соответствует государственному образовательному стандарту. Пособие состоит из двух частей: теоре...полностью>>
'Документ'
М.Ф.Пiлiпенка, галоўны навуковы супрацоўнік Інстытута мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі, доктар гістарыч...полностью>>
'Программа'
Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального...полностью>>
'Лекция'
Определение систем, рассматриваемых в данном курсе – диэлектрическая матрица с нано металлическими включениями. Среды с диполями, магнитными диполями...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений для направления 030500 «Юриспруденция»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные положения методики расследования преступлений, совершаемых в финансово-кредитной сфере.

Типовые следственные ситуации и планирование расследования. Применение метода криминалистического анализа служебно-деятельностных функций участников финансовой операции.

Первоначальные следственные действия

Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Задачи и возможности финансово-экономической экспертизы. Проведение ревизий. Задачи и возможности компьютерно-технической экспертизы.

Тема 8. Методика расследования взяточничества

Основные элементы криминалистической модели преступной деятельности по совершению взяточничества: предмет преступного посягательства; сведения о личности субъектов взяточничества; особенности места, условий и обстановки совершения преступления; способ преступления и типичные последствия (следы) его реализации.

Способ преступления и типичные следы преступной деятельности.

Классификация способов квалифицированного взяточничества. В зависимости от особенностей передачи взятки: без посредников; с посредниками. По наличию или отсутствию давления со стороны взяткополучателя на взяткодателя: с вымогательством; без такового. По характеру служебных действий (бездействий) взяткополучателя: совершение законных действий (бездействия) в пользу взяткодателя; совершение незаконных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.

Типичные следы преступной деятельности.

Обстоятельства, подлежащие установлению.

Типичные ситуации первоначального этапа расследования. Наиболее часто складывающиеся группы следственных ситуаций: момент дачи-получения взятки еще не наступил и возможна его фиксация и задержание с поличным; дача и получение взятки уже произошли.

Выдвижение версий и планирование расследования.

Типичные общие версии при расследовании фактов взяточничества. Частные версии.

Планирование расследования по делам о взяточничестве.

Особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий

Задержание преступника с поличным как основная тактическая операция.

Тема 9. Методика расследования фальшивомонетничества.

Криминалистическая модель преступной деятельности фальшивомонетничества.

Предмет преступного посягательства. Наиболее распространенные способы подделки денежных знаков. Личность преступника и потерпевшего.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию:

Первоначальный этап расследования. Наиболее распространенные поводы для возбуждения уголовного дела по денной категории преступлений.

Типичные следственные ситуации. Проверочные действия.

Основные задачи оперативно-розыскных мероприятий.

Особенности организация розыска преступника. Допрос задержанного лица. Личный обыск подозреваемого

Особенности назначения и производства экспертиз.

Задачи последующего этапа расследования

Тема 10. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств

Криминалистическая модель преступной деятельности по незаконному обороту наркотических средств.

Субъект преступной деятельности. Целью преступной деятельности. Объекты незаконного оборота. Объекты, на которые осуществляется воздействие – следы ПД. Действия по совершению преступления.

Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ.

Этапы незаконного оборота наркотических средств. Система мелкооптового сбыта наркотиков.

Способы выявления преступной деятельности по незаконному обороту наркотиков. Роль пpовеpочной закупки в раскрытии преступлений данного вида. Порядок проведения проверочной закупки. Контролируемая поставка, виды контролируемых поставок.

Первоначальные следственные действия: допросы задержанных изготовителей, Перевозчиков и pаспpостpанителей наркотических веществ; обыски и выемки в жилых и нежилых помещениях, в которых могут находится наркотические вещества; осмотр места происшествия, осмотры изъятых наркотических веществ, документов и дp.

Последующие следственные действия: предъявление для опознания, допросы свидетелей, судебно-медицинское освидетельствование наркоманов, химическая экспертиза изъятого наркотического вещества, судебно-медицинская или судебно-психиатpическая экспертиза наркоманов, иные виды экспертных исследований, повторные допросы и очные ставки, следственные эксперименты.

Виды экспертиз: судебно-наркологическая, судебно-фармакологическая, криминалистическая экспертиза наркотических средств (судебно-химическая экспертиза).

Ошибки при производстве оперативных мероприятий и следственных действий и их предупреждение.

2. Литература

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

  2. Уголовный кодекс РФ.

  3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ.

  4. Криминалистика : учеб. для вузов рек. МО РФ / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов и др. ; под ред. Р.С. Белкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005.

  5. Криминалистика : учеб. для вузов УМО РФ / Т.С. Волчецкая, В.Я. Колдин, В.В. Крылов и др. ; под ред. Н.П. Яблокова ; Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.

  6. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под.ред. Т.Аверьяновой, Р.С. Белкина, М., 1997. С.4-70.

  7. Криминалистика: Учебник /Под ред. А.Ф.Волынского. М.: Закон и право, 2002. С.286-309.

  8. Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. "Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам". М., 2000.

  9. М.К. Каминский, Н.В. Матушкина, С.В. Соболев, А.М. Каминский, Г.М. Камашев, Г.Г. Камалова: Организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений: Учебное пособие. Ижевск: Детектив-информ, 2007.

Дополнительная литература

  1. Приказ МВД РФ от ... № 752 «О формировании и ведении централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек ОВД РФ».

  2. Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения (утв. приказом МВД РФ №213 от 05.05.93. / в справочном пособии «Вопросы расследования преступлений», «Спарк», М., 1996 г.)

  3. Письмо Генеральной прокуратуры и МВД РФ № 15-24-94, № 1/1026 от 09.03.94. «О серьезных недостатках в работе по установлению личности неопознанных и невостребованных трупов» (в справочном пособии «Вопросы расследования преступлений», «Спарк», М., 1996 г.).

  4. Совместное указание Генеральной прокуратуры и МВД РФ от 20.11.98. № 83/36-98, от 24.09.98. № 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан и розыску лиц, пропавших без вести».

  5. Атанесян Г.А., Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия. М.: Юрид. лит., 1989. 340 с.

  6. Батищев, В.И. Раскрытие и расследование преступлений, совершенных одними и теми же лицами / В.И. Батищев . - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992.

  7. Баев, О.Я. Конфликтные ситуации на предварительном следствии : Основы предупреждения и разрешения / О.Я. Баев . - Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1984.

  8. Баев О.Я. Тактика следственных действий: Учеб. пособие. Воронеж, , 1995.

  9. Белкин Р.С. Курс криминалистики.Т.1,2,3.М., 1997.

  10. Гордон, Э.С. Осмотр места происшествия : Учеб.пособие / УдГУ. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 1993.

  11. Дубровин В.А. Голубятников С.П. Использование экономического анализа при расследовании преступлений. М.: Юрид. лит., 1981.

  12. Еникеев М.И. Юридическая психология М. 2005.

  13. Еникеев М.И. Психология следователя М. 2000.

  14. Зезянов В.П. Методика расследования хищений. Ижевск, 1983. 128 с.Карагодин, В.Н. Преодоление противодействия предварительному расследованию / В.Н. Карагодин . - Свердловск: Узд-во Урал.ун-та, 1992

  15. Ищенко Е.П. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений. - Красноярск: Краснояр. ун-т, 1987. - 160 с.

  16. Криминалистика: Учебник./ Под ред. Пантелеева И.Ф., Селиванова Н.А.- М.: Юрид. лит., 1993. - 592 с.

  17. Образцов, В.А. Криминалистика : модели средств и технологий раскрытия преступлений : курс лекций / В.А. Образцов . - М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004.

  18. Нафиков, М.М. Налоговые преступления и их предупреждение / М.М. Нафиков, Ф.А. Каримов ; Ин-т экономики, упр. и права. - Казань: Изд-во "Таглимат" ИЭУиП, 2002.

  19. Справочник следователя. М.: Юрид.лит., 1990. Ч.1,2,3

  20. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: Организация, взаимодействие, тактика. М.: Рос. право, 1992.

  21. Расследование отдельных видов преступлений / Под ред. О.Я.Баева, А.Г.Филиппова М.,1995.

  22. Романов В.В. Юридическая психология М. 2003.

  23. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие. М., 2004.

3. Методические указания по подготовке и организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа по данному спецкурсу предполагает подготовку к практическим занятиям, к экзамену и написание реферата.

Организация подготовки к практическим занятиям осуществляется на основе имеющихся рекомендаций по изучаемой теме. При подготовке к занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и конспекты лекций, обратив внимание на проблемы, обозначенные преподавателем. При этом следует иметь в виду, что специфика данного курса предполагает всестороннее обсуждение темы и проблем организации ДВРП, поэтому крайне желательно ознакомиться с тем, как на практике обстоят дела по конкретному вопросу и ознакомиться с ведомственными приказами и инструкциями, регулирующими конкретные сферы.

Часть вопросов курса вынесена полностью на самостоятельную подготовку студента, а их контроль осуществляется в форме, избранной преподавателем. Следует иметь в виду, что решение задач по спецкурсу не предполагает их единообразного решения и не имеет жестко фиксированных ответов, оставляя широкие возможности для творчества студентов. Поэтому форма решения является произвольной, но принятые организационно – управленческие решения должны быть мотивированы. Наличие в ответе нескольких вариантов решений всячески поощряется.

В рамках самостоятельной работы студенты:

- готовятся к семинарским и практическим занятиям по темам курса;

- самостоятельно изучают отдельные темы либо вопросы к темам;

- составляют обвинительное заключение по фабуле задачи, изложенной в плане

практических занятий к темам, связанным с методикой выявления и раскрытия

грабежей и разбоев;

- воссоздают криминалистическую модель преступной деятельности по

обстоятельствам, изложенным в приговоре и обвинительном заключении, взятых

из расследованных уголовных дел;

- выполняют тестовые задания - компьютерные программы «Убийство», «Осмотр места происшествия»;

- творческие работы - анализ материалов уголовных дел и актов судебных
экспертиз и выявление допущенных ошибок при проведении соответствующих
следственных действий и назначении экспертиз.

- готовят реферат по одной из предложенных тем.

В ходе подготовки к практическим занятиям крайне важно следить за периодической специальной литературой, материалами конференций и чтений, где обсуждается тематика в русле данного направления и изменениями в ведомственных приказах и инструкциях, регламентирующих отдельные стороны вопроса.

Магистры при самостоятельной работе могут использовать разработанное на кафедре учебное пособие под ред. М.К. Каминского, Н.В. Матушкиной, С.В. Соболева, А.М. Каминского, Г.М. Камашева, Г.Г. Камаловой: Организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений: Учебное пособие. Ижевск: Детектив-информ, 2007.

Подготовка к экзамену осуществляется на основе имеющихся вопросов, указанной литературы, материалов, изложенных преподавателем на лекциях. Подготовка к аттестации, кроме того, зависит от формы ее проведения, избранной преподавателем.

4. Планы семинарских (практических) занятий

с методическими указаниями

Раздел 1. Общие положения криминалистической методики и организация управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений

Тема 1. Введение в теорию криминалистической методики

(понятие методики, ее история, место в системе научного знания, принципы и учение о структуре и содержании частных методик)

  1. Понятие и предмет криминалистической методики. Место криминалистической методики в системе научного знания.

  2. История криминалистический методики как раздела криминалистической науки.

  3. Понятие общей криминалистической методики и частных криминалистических методик. Классификация частных криминалистических методик.

  4. Структура частной криминалистической методики.

  5. Понятие криминалистической модели преступной деятельности, ее компонентный состав. Фазы функционирования и развития преступной деятельности.

  6. Криминалистическая модель деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Закономерности взаимодействия преступной деятельности с деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений. (ДВРП).

Методические рекомендации:

При изучении данной темы необходимо учитывать, что общетеоретические положения криминалистической методики как раздела криминалистической науки достаточно тщательно разработаны учеными-криминалистами. Магистры должны знать как общую теорию криминалистической методики, так и понятие частной криминалистической методики, ее структуру. Кроме того, следует проследить развитие понятия криминалистической характеристики преступления и его связь с понятием криминалистической модели преступной деятельности. Магистры должны выявить закономерности взаимодействия преступной деятельности с деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений.

Тема 2. Построение управленческой деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Структура следственных аппаратов и аппаратов дознания правоохранительных органов

  1. Особенности управленческой деятельности в правоохранительных органах.

  2. Структура следственного аппарата на примере следственного аппарата МВД.

  3. Структура аппарата дознания правоохранительных органов.

  4. Полномочия следователя и начальника следственного отдела.

  5. Особенности управленческой деятельности в следственных группах.

Задача

15 сентября 2002 г. в 19 ч. 00 мин. в ОВД «Орехово-Борисово Южное» по телефону поступило сообщение от гр. Ваниной СТ., проживающей по адресу: Коптевская ул., д. 10, кв. 7, о разбойном нападении на ее соседа гр. Мусина К.Ю., который был доставлен больницу № 24 с диагнозом: ушибленная рана головы без по­вреждения костей свода и основания черепа, сотрясение голов­ного мозга средней степени тяжести, повлекшее длительную потерю сознания.

При осмотре места происшествия в квартире гр. Муси­на К.Ю. было установлено: телефонный провод, идущий в квартиру гр. Мусина К.Ю., перерезан; замок входной двери не повре­жден; верхняя одежда потерпевшего находилась на вешалке; обстановка в квартире нарушена только в прихожей.

В большой комнате из тумбочки под телевизором взяты 1500 долл. США (со слов жены потерпевшего), различные украшения из драгоценных камней, золота. Кроме того, из платяного шкафа похищены джинсы импортные.

С места происшествия изъято 5 следов пальцев рук, волосы, волокна ткани. У входной двери в квартиру обнаружены 2 следа обуви приблизительно 43 размера.

Опросом соседей и жильцов соседних домов по Коптевской ул. установлено, что попыток проникновения в какую-либо из квартир подъезда дома, где проживают г-не Мусины, или квартиры соседних домов не было.

Выдвинуть все возможные версии, составить план расследования преступления на первоначальном этапе по каждой их следственных версий.

Какие оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия должен провести следователь?

Методические рекомендации:

При изучении данной темы необходимо особое внимание уделить совершенствованию следственного аппарата правоохранительных органов. Следует проанализировать изменение действующего уголовно-процессуального законодательства, а именно изменение структуры следственного аппарата органов прокуратуры, а также перераспределение полномочий прокурора, начальника следственного подразделения и следователя.

Следует обратить внимание на то, что следователь является как объектом, так и субъектом управления. Необходимо проанализировать управленческие полномочия следователя.

В результате проведения занятий у магистра должна сложиться стройная система знаний об управленческой деятельности в следственных аппаратах и аппаратах дознания правоохранительных органов.

Поскольку первоначальный этап расследования является наиболее насыщенным с точки зрения количества следственных действий и проводимых ОРМ, то на этом этапе активность взаимодействия следователя с иными участниками уголовного судопроизводства наиболее высокая, его управленческие полномочия реализуются наиболее полно. Основными задачами следователя на этом этапе являются фиксация всех обнаруженных доказательств, и задержание преступника по горячим следам.

Тема 3. Организация взаимодействия следователя, служб и подразделений правоохранительных органов при расследовании преступлений. Использование результатов ОРД при раскрытии преступлений

1. Содержание и сущность процесса взаимодействия следователя с сотрудниками различных служб правоохранительных органов.

2. Направления и организационные формы взаимодействия следователя с сотрудниками различных служб правоохранительных органов.

3. Технико-информационное обеспечение взаимодействия следователя с сотрудниками различных служб правоохранительных органов.

4. Полномочия субъектов расследования по поступившему сообщению о преступлении.

5. Понятие оперативно-розыскной деятельности. Взаимосвязь оперативно-розыскной деятельности с деятельностью дознавателя, следователя и прокурора.

6. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий. Особенности их проведения.

7. Субъекты оперативно-розыскной деятельности, их права и обязанности.

8. Порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Задача

В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий удалось установить и задокументировать с помощью негласной фотосъемки и видеозаписи следующие факты:

1 Группа в составе к.х.н., научного сотрудника одной из лабораторий НИИ- Макарова, студентов 5-го курса университета - Рябова и Петрова, используя бесконтрольность руководителей лаборатории, разработали технологию изготовления и изготовили синтетическое вещество, обладающее сильными наркотическими свойствами.

2. Источники и лица, снабжающие группу исходным сырьем, не установлены.

Есть основание полагать, что готовую продукцию группа передает гражданину Соколову, в прошлом судимому, в настоящее время сотруднику ООО «Алмаз», в обязанности которого входит подвоз товаров в торговые палатки ООО «Алмаз», расположенные на центральном городском рынке. Соколов работает на бортовом автомобиле «Газель» - О 238 АВ, 18 RUS темно-синего цвета.

3. Установлено, что после того, как Соколов подвозит товар к палатке, к продавщице одной из палаток Федоровой вскоре подходят порознь двое молодых мужчин, получают от нее пакеты с продуктами (содержание неизвестно) и уходят. Есть основание полагать, что это курьеры, доставляющие «товар» розничным продавцам.

Задание.

Проанализируете исходную ситуацию. Обоснуйте замысел действий на первоначальном этапе, состав следственно-оперативной группы. Определите направление деятельности различных ее участников. Подготовьте письменный текст инструктажа.

Методические рекомендации:

Организация взаимодействия следователя с другими службами и подразделениями правоохранительных органов является важнейшей составляющей деятельности следователя. Именно следователь является инициатором такого взаимодействия.

Магистры должны знать круг лиц, которые являются участниками взаимодействия, изучить полномочия каждого из участников взаимодействия. Следует различать процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия следователя с другими субъектами.

Выявление и раскрытие преступлений невозможно без активного взаимодействия с оперативными работниками. Именно оперативные работники осуществляют деятельность, непосредственно направленную на установление и задержание преступника.

При изучении этой темы студенты должны тщательно изучить законодательство, регламентирующее проведение оперативно-розыскных мероприятий и порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, дознавателю и в суд.

Важно хорошо знать круг субъектов, осуществляющих ОРД, привлекаемых к осуществлению ОРД и их полномочия.

При решении предложенной задачи студенты должны предусмотреть несколько вариантов действий следователя в зависимости от изменения следственной ситуации.

Тема 4. Организация информационно-аналитической работы.

Использование возможностей АИПС, криминалистических

и иных учетов при расследовании преступлений.

  1. Понятие и содержание информационно-аналитической работы следователя в ходе расследования.

  2. Понятие уголовной регистрации, ее способы и формы реализации.

  3. Функции автоматизированных баз данных и автоматизированных информационно-поисковых систем.

  4. Основные направления и перспективы использования современных компьютерных технологий в раскрытии и расследовании преступлений.

5. Особенности анализа и выявления признаков совершения преступления одним лицом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений для направления 030500 «Юриспруденция» Специальности 030501 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Курс адресован студентам 4 и 5 годов очной формы обучения, для студентов 6 курса заочного отделения, студентам лонгированной формы обучения дневного и заочного отделения.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика для направления 030500 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а так же судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине экспертизы в правоохранительной деятельности для направления 030500 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Объективные причины, побудившие привлечение специалистов в судебную сферу. Отражение экспертных исследований в законах древнего Китая, Индии, Рима. Средневековая правовая система и экспертизы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции» Для направления 030500

    Учебно-методический комплекс
    обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства,
  5. Учебно-методический комплекс подготовлен Чернышовой В. Ю, старшим преподавателем Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой государственно-правовых дисциплин протокол от 18 января 2011 года №5 Рецензент Анисимова Н. (2)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно – методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов Высшего Профессионального Образования по направлению подготовки 030500.

Другие похожие документы..