Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа учебного курса «Литература» (индивидуальное обучение)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Урагубская средняя общеобразовательная школа
муниципального образования Кольский район Мурманской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МОУ Урагубская СОШ
_____Наследникова Т.А. ________Сенкевич Е.В.
«_____»__________2010 г. «_____»____________2010 г.
Рабочая программа учебного курса
«Литература» (индивидуальное обучение)
(5 – 8 класс)
Составители: учитель русского языка
МОУ Урагубская СОШ
Тафинцева Н.С.
Рассмотрено на заседании МО
______________________________________________________________________
«____»___________2010 г. Протокол №__________________
Руководитель МО_________________________________ ________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Год составления:
2010
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по литературе, 2004 г.
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Цели.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
5-6 классы
На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
7-8 классы
На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
5 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Программа | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
Программа обще-образовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под ре-дакцией В.Я.Коро-виной Допущено Минис-терством образова-ния и науки РФ 2004 | Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. | 1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005 2) Еремина О.А. Поурочное планирование по лите-ратуре: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Лите-ратура: 5 класс» / О.А.Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2006 3) Занимательные материалы по литературе. 5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005 4) Литература 5 кл. Поурочные планы. / Соста-витель: Скоркина Н.М.Издательство «Учитель – АСТ». 5) Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 5 классе: Метод. рекомендации. – М.: Просвещение, 1996 6) Коровина В.Я. Литература: 5 кл.: Метод. советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коро-вина. – М.: Просвещение, 2001 6) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные Ра-боты по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998 7) Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996 8) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и провероч-ные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003 9) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004 10) Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) /авт.-сост. Т.М.Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009 | 1) Шаталова О.В. Ди-дактические матери-алы по литературе: 5-й Кл.: к учебнику В.Я.Ко-ровиной и др. «Лите-ратура. 5-й класс» / О.В.Шаталова. – М.: «Экзамен», 2006 2) Миронова Н.А. Тес-ты по литературе: 5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Издательство «Экза-мен», 2006 3) Лейфман И.М. Кар-точки для дифферен-цированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003 |
Учебно-тематический план курса
Раздел, кол-во часов, тема урока | Тип, форма урока | Формы контроля | Составляющие качества образования | Примечания | ||
П.-И. | Д.-К. | Ц.-О. | ||||
Введение. (1 час) 1. Роль книги в жиз-ни человека и обще-ства. | Вводный урок, слово учителя, беседа, работа с книгой | Знать: о роли кни-ги в жизни челове-ка, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебни-ка-хрестоматии | Уметь: пользовать-ся учебником | Развитие навы-ков ведения дискуссии | Еремина, 26 Золотарева, 10, 251 Скоркина, 3 Коровина, 4 | |
УНТ. (6 часов) 2. Что такое фольк-лор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | Сообщение, беседа, игра, чтение статьи учебника, об-суждение | Контрольные вопросы | Знать: фольклор, жанры фольклора, их отличитель-ные признаки | Уметь: определять жанр произведения | Раскрыть муд-рость, поучаю-щий смысл и совершенство формы посло-виц и поговорок | Еремина, 38 Золотарева, 27-31, 45-50, 258 Турьянская, 9 Скоркина, 13, 15 Курдюмова, 18 Коровина, 9 Демиденко, 13-26 Дидакт. мат., 8-14 Амбушева, 14 |
3. Сказка – вид на-родной прозы. Вол-шебная сказка «Ца-ревна-лягушка». Об-раз невесты-вол-шебницы. | Слово учителя, беседа, работа по учебнику | Знать: жанровые особенности сказ-ки, схему построе-ния волшебной сказки | Уметь: пересказы-вать сказку, оха-рактеризовать ге-роев сказки | Развитие во-ображения и ре-чи уч-ся | Еремина, 48, 50, 53 Золотарева, 37, 262 Турьянская, 11, 12 Скоркина, 9 Курдюмова, 15 Коровина, 10 Амбушева, 17 | |
4. Художественный мир сказки «Царев-на-лягушка». | Беседа, работа по тексту | Знать: особеннос-ти волшебной сказки, героев, от-ражение в ней на-родных идеалов | Уметь: мотивиро-вать ответ | Развивать вооб-ражение и речь уч-ся | Еремина, 56 Золотарева, 262, 264 Дидакт.мат., 14-17 | |
5. «Иван-крестьян-ский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера. | Беседа, чтение, пересказ | С/Р (Еремина, 63) | Знать: жанровые особенности вол-шебной сказки | Уметь: видеть жан-ровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты | Развивать на-выки художес-твенного пере-сказа | Еремина, 59-63 Золотарева, 269, 272 Коровина, 18 Дидакт.мат., 17-19 |
6. Сказка о живот-ных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская ши-нель». Народные представления о добре и зле. | Урок внеклас-сного чтения, рассказ, беседа, пересказ | Знать: отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной | Уметь: определять вид сказки, опира-ясь на ее жанро-вые особенности | Демиденко, 37 Золотарева, 393 Турьянская, 15 Коровина, 30 Скоркина, 11 | ||
7. Итоговый урок по фольклору | Урок-игра | тест | Развивать твор-ческие способ-ности, познава-тельную актив-ность детей | Золотарева, 57, 393 Еремина, 65-73 Демиденко, 43, 56 Скрипкина, 4-7 Еременко, 4, 73 Лейфман, 16, 20-22, 25-31 Миронова, 6-11 | ||
ДРЛ (1 час) 8. «Повесть времен-ных лет» как литера-турный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Слово учителя, чтение, беседа | тест | Знать: причины появления пись-менности у вос-точных славян и возникновении ДРЛ | Уметь: читать про-изведение ДРЛ | Приобщение уч-ся к культуре Древней Руси | Коровина, 36 Еремина, 74-78 Золотарева, 275, 277 Миронова, 11 Демиденко, 69 Лейфман, 32 Дидакт.мат., 20 |
РЛ XVIII века ( 1 ч) 9. М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Слу-чились вместе два астронома в пиру». | Слово учите-ля, чтение и обсуждение стихотворения | тест | Знать: некоторые факты из биогра-фии: детство, го-ды учения | Уметь: вырази-тельно читать | Миронова, 13 Демиденко, 89 Коровина, 37 Золотарева, 278 Еремина, 79 Дидакт.мат., 22 Турьянская, 125 | |
РЛ XIX века ( 29 ч) 10. Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детст-во. Начало литера-турной деятельнос-ти. | Рассказ учителя, беседа, работа по учебнику | Наизусть басни (по выбору), викторина (Еремина, 95) тест | Знать: роды и жанры литерату-ры, особенности басни как литера-турного жанра, факты биографии Крылова | Уметь: определять идейно-смысловую нагрузку в баснях | Уметь: охарак-теризовать эпо-ху Крылова | Коровина, 38, 44 Курдюмова, 23 Турьянская, 27 Золотарева, 59, 60, 64, 280 Еремина, 83-87 Дидакт.мат., 24-25 Амбушева, 59 |
11. «Волк на псар-не». Отражение ис-торических событий в басне. Патриоти-ческая позиция ав-тора. | Урок чтения и изучения, беседа, анализ | Знать: историю создания басни, ее содержание | Уметь: вырази-тельно читать по ролям, наизусть | Приобщение уч-ся к истории России | Еремина, 87 Дидакт.мат., 26 Амбушева, 63 | |
12. «Свинья под ду-бом», «Ворона и ли-сица», «Волк и ягне-нок»: осмеяние по-роков: жадности, не-вежества, хитрости, глупости. | Чтение и обсуждение, чтение, разбор басен | Знать: содержа-ние басен Крыло-ва и их моральный аспект | Уметь: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль | Развивать твор-ческие способ-ности уч-ся | Миронова, 16 Скрипкина, 28 Демиденко, 105, 115 Лейфман, 34 Золотарева, 63 Еремина, 91-96 Скоркина, 31 Дидакт.мат., 27-28 Турьянская, 31 Еременко, 35 Амбушева, 65-69 | |
13. В.А.Жуковский: детство и начало литературного твор-чества. Сказка «Спящая царевна». | Чтение, пересказ, анализ | Отрывок из сказки наизусть | Знать: историю создания сказки, отличие литера-турной сказки от народной | Уметь: вырази-тельно читать и составлять план | Еремина, 96-99 Золотарева, 68, 70, 72 Турьянская, 17 Скоркина, 17 Курдюмова, 26, 107, 109 Коровина, 47 Дидакт.мат., 28 Демиденко, 41 Амбушева, 69 | |
14. Баллада В.А.Жу-ковского «Кубок». Благородство и жес-токость героев. | Выразительное чтение, анализ | тест | Знать: особеннос-ти жанра балла-ды, содержание баллады | Уметь: кратко пе-ресказать сюжет, давать характерис-тику героям | Уметь созда-вать письмен-ное оригиналь-ное произведе-ние | Еремина, 101 Золотарева, 70, 281 Скоркина, 19 Лейфман, 37 Миронова, 18 Дидакт.мат., 32 Коровина, 48 Амбушева, 72 |
15. Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворе-ние «Няне». | Рассказ учителя, беседа | Стихотворе-ние «Няне» наизусть | Знать:факты био-графии Пушкина, стихотворение как поэтизацию обра-за няни Арины Ро-дионовны | Еремина, 109 Золотарева, 73, 85 Скоркина, 35 Лейфман, 51 Дидакт.мат., 35 | ||
16. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная кар-тина сюжетов, обра-зов и событий на-родных сказок | Слово учителя, чтение, беседа | Пролог наизусть | Знать: поэтические средства ху-дожественной вы-разительности | Уметь: определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом | Еремина, 110 Золотарева, 75 Турьянская, 33 Скоркина, 32 Курдюмова, 30 Коровина, 49 Дидакт.мат., 35 Еременко, 36 | |
17. «Сказка о мерт-вой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. | Чтение и обсуждение | Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки | Уметь: описывать и характеризовать центральные обра-зы | Еремина, 114, 119-136 Золотарева, 82, 283, 286 Скоркина, 20 Дидакт.мат., 37 Коровина, 51 | ||
18. Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна» | Урок-сравнительный анализ | тест | Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности | Уметь: проводить сравнительный анализ по задан-ным параметрам | Понимать и на-ходить «бродя-чие» сюжеты сказок, владеть навыком раз-вернутого отве-та на проблем-ный вопрос | Еремина, 117 Золотарева, 289 Турьянская, 20 Коровина, 62 Лейфман, 45 Демиденко, 131 Миронова, 20 |
19. «Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина». | Урок-игра | Знать: содержа-ние изученных произведений | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, разви-вать творческие способности | Еремина, 136 Демиденко, 43-44, 129, 134-140 Скрипкина, 9 | ||
20. Русская литера-турная сказка (1 ч) Антоний Погорель-ский «Черная кури-ца, или Подземные жители». Вс.Гаршин «Attаleа Princeps». | Урок внеклас-сного чтения, комбинир. | тест | Знать: содержа-ние и сюжет ска-зок | - | Еремина, 99 Турьянская, 40-43 Скоркина, 36 Миронова, 26 Золотарева, 396 Дидакт.мат., 41, 42 Лейфман, 83 | |
21. М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной дея-тельности, интерес к истории России. «Бородино». | Слово учителя, беседа, чтение | «Бородино» наизусть | Знать: факты био-графии поэта, ус-ловия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии ли-рики Лермонтова | Уметь: определять композицию произведения | Воспитание ува-жения к велико-му прошлому России | Еремина, 139 Золотарева, 93, 123 Скоркина, 44 Курдюмова, 43 Коровина, 64 Лейфман, 54 Дидакт.мат., 43 Турьянская, 48 |
22. «Бородино»: ху-дожественный ана-лиз текста. | Урок-анализ | тест | Знать: содержа-ние стихотворе-ния, сюжет, геро-ев, их поступки | Уметь: наблюдать за развитием сю-жета и поведением героев | Показывать и понимать патри-отический па-фос стихотво-рения, мастерс-тво Лермонтова в создании ба-тальных сцен | Золотарева, 126, 127, 399 Еремина, 146 Дидакт.мат., 44 Скрипкина, 60 Еременко, 38 Миронова, 27 |
23. Н.В.Гоголь: дет-ство, годы учения, начало литератур-ной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место». | Чтение и обсуждение | Знать: своеобра-зие первого сбор-ника Гоголя, геро-ев и сюжет повес-ти | Уметь: охарактери-зовать повество-вательную манеру писателя, приво-дить примеры из текста | Золотарева, 97,105, 291 Еремина, 149 Дидакт.мат., 46 Коровина, 69 | ||
24. Реальность и Фантастика в повес-ти «Заколдованное место» | Чтение и обсуждение, викторина | тест | Знать: особеннос-ти повести: соче-тание реальности и фантастики, тра-гического и коми-ческого | Золотарева, 105, 292 Еремина, 152 Дидакт.мат., 47 Лейфман, 57 Миронова, 29 | ||
25. Н.А.Некрасов: детство и начало литературной дея-тельности. Картины природы и жизни на-рода в стихотворе-нии «На Волге». | Рассказ учителя, обучение чтению | Знать: черты лич-ности поэта, на-шедшие отраже-ние в стихотворе-нии | Уметь: находить эпитеты и сравне-ния | Сопоставить стихотворение с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» | Золотарева, 293 Еремина, 155 Дидакт.мат., 48 Коровина, 73 | |
26. Поэтический об-раз русской кресть-янки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос». | Чтение и изучение | Отрывок из поэмы наизусть, тест | Знать: об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым | Уметь: вырази-тельно читать текст | Золотарева, 296 Еремина, 159 Дидакт.мат., 50 Лейфман, 62 Миронова, 31 | |
27. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | Урок внеклас-сного чтения | Отрывок «Однажды в студеную, зимнюю по-ру…» наи-зусть | Знать: содержа-ние стихотворе-ния | Уметь: определять тему и основную мысль художест-венного текста | ||
28. И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятель-ности. Рассказ «Му-му». Знакомство с героями. | Рассказ учителя, обучение чтению | Знать: обстоя-тельства, объяс-няющие появле-ние рассказа, ис-торико-культур-ный контекст рас-сказа | Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в расска-зе, охарактеризовать литературного ге-роя, сопоставлять пос-тупки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письмен-ной форме | Отражение истории России в литературе | Золотарева, 107, 110, 299 Еремина, 161 Турьянская, 52 Дидакт.мат., 51 Коровина, 74 Курдюмова, 36 Скоркина, 50 | |
29. История отно-шений Герасима и Татьяны. | Урок-беседа | Знать: об отноше-нии героя к Татья-не: его доброту, заботу, великоду-шие | Золотарева, 115, 302 Еремина, 166 Коровина, 78 Скоркина, 51 | |||
30. Герасим и Муму. | Беседа | тест | Знать: сюжет рассказа | Золотарева, 116, 303, 305, 397, Еремина, 169, 172 Дидакт.мат., 52-54 Демиденко, 230 Скрипкина, 17 Еременко, 48 Лейфман, 67 Миронова, 34 | ||
31. Духовные и нравственные ка-чества Герасима. Протест героя про-тив барства и раб-ства. | Урок Р/Р, подготовка к написанию сочинения | сочинение | Знать: правила написания сочи-нения на основе литературного произведения | Воспитывать уважение к себе | Золотарева, 118, 297, 306 Еремина, 176 Турьянская, 54 Скоркина, 51 | |
32. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как про-тест против нацио-нальной вражды. | Рассказ учителя, обучение чтению | Знать: о творчес-ком пути писате-ля, истории созда-ния рассказа | Уметь: работать с текстом художест-венного произве-дения | Воспитание толерантности | Золотарева, 308 Еремина, 179 Дидакт.мат., 54 Коровина, 79 | |
33. Жилин и Косты-лин – два характера, две судьбы | Урок - анализ | тест | Знать: приемы создания образа | Уметь: отбирать материал для со-поставительного анализа | Золотарева, 312, 313 Еремина, 181 Скрипкина, 19 Лейфман, 71 Миронова, 36 | |
34. Картины приро-ды в рассказе. Крат-кость и выразитель-ность языка Толсто-го. | Урок Р/Р, анализ худ. текста | Знать: роль пей-зажных зарисовок в рассказе | Уметь: работать с языком художест-венного произведе-ния | Воспитание любви к слову | Еремина, 183-189 Дидакт.мат., 55 Коровина, 83 | |
35.Юмористический и сатирический та-лант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия». | Рассказ учителя, практикум | Знать: проблема-тику рассказа: ос-меяние глупости и невежества геро-ев | Уметь: читать по ролям | Золотарева, 315 Еремина, 189 Дидакт.мат.,57 Лейфман, 75 Коровина, 84 | ||
36. Юмористические рассказы А.П.Чехо-ва. | Урок внеклас-сного чтения, комбинир. | тест | Знать: содержа-ние рассказов | Уметь: инсцениро-вать, выразитель-но читать, иллюст-рировать | Золотарева, 317 Еремина, 193 Миронова, 38 Коровина, 85 | |
37. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образы природы в русской поэзии XIX века. | Урок-анализ (концерт, за-щита творче-ских работ) | Творческий отчет (форма любая), 1 стих-е наизусть, тест | Знать: стихотво-рения поэтов XIX века о природе | Уметь: анализиро-вать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, срав-нивать стихи раз-ных поэтов | Воспитание любви к приро-де, Родине | Золотарева, 119, 319 Еремина, 194-204 Дидакт.мат.,60 Еременко, 51 Лейфман, 78 Миронова, 40 Коровина, 89 Курдюмова, 38 Скоркина, 55 |
38. Итоговый урок по литературе XIX века. | Урок-зачет | Знать: тексты изученных произ-ведений | Уметь: определять автора по отрыв-ку, ориентировать-ся в опорных тео-ретических поня-тиях | Золотарева, 135 Дидакт.мат.,65 | ||
РЛ XX века ( 17ч) 39. И.А.Бунин «Кос-цы». Человек и при-рода в рассказе | Чтение и обсуждение | тест | Знать: содержа-ние рассказа, осо-бенности раскры-тия темы | Уметь: отвечать на вопросы | Развитие навы-ков анализа стиля писателя | Курдюмова, 58 Коровина, 90 Золотарева, 137, 322 Дидакт.мат.,70 Лейфман, 88, 91, 92 Миронова, 45 |
40. В.Г.Короленко: детство писателя, начало литератур-ной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | Рассказ учителя, обучение чтению | Знать, уметь: охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; понять и объяснить смысл на-звания повести «В дурном обществе», определять позицию автора; дать развернутый ответ на один из вопросов: 1) Каким вы представляете себе Васю (Валека, Соню, Марусю, Ты-бурция…)? 2) Какой эпизод запомнился больше и почему? 3) Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? | Еремина, 205 Коровина, 91 Золотарева, 324 Дидакт.мат.,72 Еременко, 48 | |||
41. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | Беседа, практикум | тест | Воспитание ми-лосердия по от-ношению к больным и обездоленным | Золотарева, 326 Еремина, 213 Лейфман, 88, 89, 90, 93 Миронова, 47 | ||
42. Простота и вы-разительность язы-ка повести. Подго-товка к сочинению. | Урок Р/Р | сочинение | Еремина, 217-222 Золотарева, 327 Дидакт.мат., 73 Скрипкина, 70 | |||
43. С.А.Есенин. Сло-во о поэте. Поэтиче-ское изображение Родины и родной природы в стихотво-рениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голу-быми ставнями…». | Рассказ учителя, обучение чтению | 1 стих-е наизусть | Знать: особенно-сти изображения темы Родины и природы в стихах Есенина | Уметь: читать и анализировать поэтический текст | Обращение к слову, образно-му строю, худо-жественным приемам, ритму | Скоркина, 80 |
44. П.П.Бажов. Сло-во о писателе. «Медной горы Хо-зяйка». Образы ге-роев в сказе. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | тест | Знать: особенно-сти стиля Бажова | Уметь: пересказы-вать сказы Бажова | Развитие вни-мания к народ-ному слову | Коровина, 96 Золотарева, 333 Еремина, 229-238 Дидакт.мат.,81 Демиденко, 45 Еременко, 22 Лейфман, 109 Миронова, 52 |
45. К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | тест | Знать: содержа-ние рассказа | Уметь: определять тему произведе-ния, выделять про-блемы | Развивать по-знавательную активность и инициативу | Курдюмова, 50 Золотарева, 140-144 Еремина, 238-246, 251 Турьянская, 55-61 Дидакт.мат., 83 Демиденко, 47 Лейфман, 106 Миронова, 55 Скоркина, 57 |
46. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Две-надцать месяцев». Положительные и отрицательные ге-рои пьесы. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Знать: особенно-сти драматиче-ской сказки | Уметь: читать дра-матическое произ-ведение | Работать над развитием во-ображения, фантазии детей | Коровина, 99 Золотарева, 337, 341 Еремина, 252 Дидакт.мат., 87 | |
47. Художественные особенности драма-тической сказки Маршака. Юмор в сказке. | Урок Р/Р | тест | Еремина, 256-260 Дидакт.мат., 88-93 Скрипкина, 35 Лейфман, 113 Миронова, 57 | |||
48. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душев-ный мир главного героя. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | тест | Знать: содержа-ние рассказа | Уметь: воспринять и осмыслить осо-бый мир платоновских героев, разъя-снять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платонов-ской прозы | Коровина, 103 Золотарева, 342, 344 Еремина, 269-276 Дидакт.мат., 93 Лейфман, 88, 89, 90, 92 Миронова, 59 | |
49. В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Знать: своеобразие творчества Астафьева | Уметь: определять значение картин природы, характе-ризовать героя, объяснять смысл названия рассказа | Курдюмова, 83 Коровина, 105 Золотарева, 210, 346 Еремина, 276 Турьянская, 83 Дидакт.мат., 94 Скоркина, 88 | ||
50. Становление ха-рактера Васютки че-рез преодоление ис-пытаний, сложных жизненных ситуа-ций. | Урок-анализ | тест | Знать: как раскры-вается поведение и характер героя в худож. произведе-нии | Воспитание стойкости и му-жества, умения выстоять в не-обычных жиз-ненных услови-ях | Золотарева, 212, 349 Еремина, 279-285 Дидакт.мат., 95 Лейфман, 92, 93, 95 Миронова, 61 | |
51. Сочинение «Ка-кие поступки сверст-ников вызывают мое восхищение (негодо-вание)?» (По произ-ведениям Королен-ко, Паустовского, Маршака, Платоно-ва, Астафьева) | Урок Р/Р | сочинение | Уметь работать с планом, писать сочинение | |||
52. «Ради жизни на Земле…» (1ч) К.М.Симонов «Май-ор привез мальчиш-ку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | Рассказ учителя, беседа | 1 стих-е наизусть, тест | Знать о раскрытии темы войны в поэзии | Развитие патри-отического чув-ства | Коровина, 109 Золотарева, 209, 355, 357 Еремина, 288-296 Дидакт.мат., 98 Лейфман, 100 Миронова, 64 Скоркина, 95 | |
53. Произведения о Родине и родной природе (1ч) Поэтическое воспри-ятие окружающего мира природы в сти-хотворениях поэтов XX века: И.Бунина, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Руб-цова, Дон-Аминадо. | Урок-концерт, исследование | Творческий отчет, 1 стих-е наизусть, тест | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение) | Развитие любви к поэзии | Золотарева, 186, 352, 354 Еремина, 296-305 Дидакт.мат.,101 Лейфман, 103 Миронова, 66 | |
54. Писатели улы-баются (1ч) Саша Черный. Об-разы детей в расска-зах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». | Рассказ учителя, беседа | Знать, что такое юмор | Коровина, 107 Золотарева, 350 Еремина, 305 Дидакт.мат., 104 | |||
55. Итоговый урок по русской литературе | К/Р (тест) | К/Р (тест) | Развитие инте-реса и любви к литературе | Золотарева, 358 Дидакт.мат.,106 | ||
56. Зарубежная литература (10ч) Р.Л.Стивенсон. «Ве-ресковый мед». Под-виг героя. | Рассказ учителя, беседа | Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения | Еремина, 105-108 Золотарева, 359, 361 Дидакт.мат.,110 Лейфман, 124 Коровина, 111 Егорова, 4 | |||
57-58. Д.Дефо. Сло-во о писателе. «Ро-бинзон Крузо» - про-изведение о силе человеческого духа. | Урок внеклас-сного чтения | Знать: факты био-графии и творчес-тва, | Уметь: характери-зовать поведение и характер героя, его душевные и нравс-твенные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпи-зоды произведения | Знать, что в на-ше время обоз-начают слова «робинзон» и «робинзонада» | Еремина, 309 Золотарева, 221, 222-227, 363 Турьянская, 80 Дидакт.мат.,111 Лейфман, 127 Коровина, 115 Курдюмова, 87 Скоркина, 89 Егорова, 6 | |
59. Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная короле-ва»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | Рассказ учителя, беседа | Знать: своеобра-зие Андерсена-сказочника, жан-ровые и компози-ционные особен-ности сказки | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характе-ристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!» | Золотарева, 365, 373, 376 Еремина, 260 Турьянская, 21 Дидакт.мат.,113 Коровина, 121 Егорова, 15 Амбушева, 40 | ||
60. «В поисках Кая». | Урок-путешествие | Золотарева, 367, 368, 378 Еремина, 262 Дидакт.мат.,114 Амбушева, 42-47 | ||||
61. Наши любимые сказки Андерсена. | Урок-игра | Золотарева, 370, 381, 382 Еремина, 265 Лейфман, 118 Скоркина, 25 Амбушева, 48 | ||||
62. Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красо-те. | Чтение и обсуждение | Знать, как реали-зуется в худож. произведении тема красоты | Развитие вни-мания, интере-са к литературе, навыков сотруд-ничества | Еремина, 265-269 Дидакт.мат, 116 Лейфман, 124 Коровина, 127 | ||
63. М.Твен. «При-ключения Тома Сой-ера». Образ главно-го героя. | Урок внеклас-сного чтения, игра | Иметь представ-ление о личности и творческой дея-тельности М.Тве-на | Уметь: составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев | Золотарева, 233-239, 384 Еремина, 311-313 Дидакт.мат.,119 Еременко, 63 Лейфман, 127 Курдюмова, 90 Скоркина, 92 Егорова, 27 | ||
64. Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление харак-тера героя. | Чтение и обсуждение | тест | Знать: биографию Дж.Лондона, осо-бенность его про-изведений | Уметь: объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специ-фику жанра «сказа-ние», характери-зовать образ героя | Понимать и до-казывать, как реальность и миф сочетают-ся в рассказе | Золотарева, 386, 387 Еремина, 286 Турьянская, 141 Дидакт.мат.,121 Лейфман, 127 Миронова, 71 Коровина, 118 Егорова, 11 |
65. Итоговый урок. | Урок-праздник | Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из прог-раммы, которые помогают анализировать художественное произведение; Уметь: объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям | Еремина, 313-318 Дидакт.мат, 123 Скрипкина, 159 Еременко, 26, 30, 78, 81, 87 Скоркина, 97, 99 Егорова, 32 | |||
66. | РЕЗЕРВ | |||||
67. | ||||||
68. |
Похожие документы:
Рабочая программа Учебного курса литература 5 класса Составитель (1)
Рабочая программаФедеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,Рабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программаРабочая программа по литературе для средней (полной) общеобразовательной школы (Х-ХI классы) базового уровня обучения разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программыРабочая программа учебного курса «Литература» для 8 класса
Рабочая программаКалендарно-тематическое планирование составлено на основе программы по литературе (5 -11 классы, базовый уровень), авторы В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В.Рабочая программа учебного курса литература в 10 классе
Рабочая программаМодернизации образования в средней школе поставила новые задачи перед курсом литературы в 10 классе. Cтаршеклассники в возрастном развитии переживают период ранней юности.Рабочая программа учебного курса «Организационное поведение»
Рабочая программанавыки использования методов сбора информации, анализа результатов; создания и управления малыми группами, выявления структуры групп и механизмов поведения людей в группе.