Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методичні рекомендації'
„Проведення правової експертизи нормативно-правового акта на відповідність положенням Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод 1950 р...полностью>>
'Документ'
Американская культурно-социологическая общность не только отличается исключительной сложностью; ей присуща определенная парадоксальность, которая выз...полностью>>
'Документ'
Завдання для позааудиторної самостійної роботи студентів спец. “Переклад” ф-ту перекладачів та ін-ту східних мов та цивілізацій., “Менеджмент організа...полностью>>
'Документ'
Метрологія, стандартизація та сертифікація. Сутність та взаємозв'язок дис­циплін. Необхідність та затребуваність у технічних галузях та суспільному ж...полностью>>

Законодательное регулирование лоббистской деятельности в соединенных штатах америки

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Ситникова Александра Вадимовна

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Специальность: 12.00.02 — Конституционное право, муниципальное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва 2010

Диссертация выполнена на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАГС).

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Барциц Игорь Нязбеевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук

Заславский Сергей Евгеньевич…

кандидат юридических наук

Ваганов Юрий Николаевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российская правовая

академия Министерства юстиции

Российской Федерации»

Защита состоится 7 октября 2010 года в 13-00 часов на заседании Диссертационного Совета Д-502.006.01 по юридическим наукам в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84, корп. 1, ауд. 3370.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.

Автореферат разослан 7 сентября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.Ю.Киреева

I. Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность темы исследования. Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации, привели к необходимости поиска новой модели государственной власти, взаимодействия с группами интересов и, как следствие, всё чаще стал затрагиваться вопрос о необходимости законодательного регулирования их влияния на процесс принятия управленческих решений, правотворчество. Свидетельством тому служит ряд законопроектов, которые неоднократно обсуждались на мероприятиях в Федеральном Собрании Российской Федерации и в иных органах государственной власти.

Современная политика Российской Федерации нацелена на поиск эффективных средств противодействия коррупции. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, одним из механизмов противодействия коррупции является регулирование института лоббизма. Существенной мотивацией принятия законодательства о лоббизме в зарубежных странах и, в частности, в США, было желание ограничить коррупционную активность, которую развили различные группы влияния. Изменение коррупционно-опасной среды неурегулированного лоббизма через принятие соответствующих законодательных механизмов является актуальным направлением развития законодательной мысли в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что помимо внутригосударственного существует и внешний, межгосударственный лоббизм, значение которого в международных отношениях нельзя умалять. В качестве примера можно привести принятие в 2007 г. Палатой Представителей Конгресса США резолюции 106 о геноциде армянского народа. Это один из наиболее ярких примеров того, как в рамках законодательства США в сфере регулирования лоббистской деятельности иному государству удалось реализовать пусть и частично свои внешнеполитические цели. Такой дополнительный рычаг внешнеполитического воздействия может и должен эффективно использоваться Российской Федерацией.

При недостаточной осведомленности граждан Российской Федерации о природе и направленности законодательного регулирования лоббистской деятельности, упор при формировании общественного мнения делается на ее финансовый аспект, что зачастую приводит к отождествлению лоббизма с коррупцией. Важно отметить, что подход к решению этой проблемы в США кардинально отличается от российского. Основной акцент сделан на информационное значение лоббистской деятельности. Рассмотрение этой точки зрения кажется необходимым для дальнейшей научной и законодательной разработки вопроса лоббистской деятельности и продвижения идейного плюрализма, необходимого для подготовки социальных и правовых предпосылок принятия соответствующего нормативно-правового акта в обозримом будущем. При закреплении в общественном сознании более широких представлений о лоббистской деятельности и ее законодательном регулировании возможен переход к использованию гражданами этого механизма взаимодействия с государственными структурами, тесно связанного с самыми основами демократии. Такой подход будет стимулировать общественную активность, способствовать развитию гражданского общества в Российской Федерации.

Законодательное регулирование лоббистской деятельности призвано сделать весь процесс правотворчества и принятия управленческих решений максимально открытым и прозрачным. Требования по раскрытию информации, установленные американским Законом о раскрытии лоббистской деятельности 1995 года, касаются определения круга субъектов лоббизма; вопросов, на решение которых предпринимается попытка оказать влияние; представителей исполнительной и законодательной власти, с которыми осуществляются контакты; затрачиваемые суммы. Особое значение для демократического государства имеет тот факт, что вся эта информация, благодаря механизмам, предложенным в законодательстве США, становится доступна простым гражданам. Таким образом, подробное рассмотрение американского законодательства и принятие во внимание соответствующего опыта в области регулирования лоббистской деятельности позволит сделать процесс принятия управленческих решений более понятным и прозрачным, а соответственно, менее коррупционноемким.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходима более детальная юридическая разработка как обоснования правового признания и законодательного регулирования лоббистской деятельности в целом, так и обращение к зарубежному опыту, а конкретно, к опыту США, в частности: подготовка социальных предпосылок и общественного сознания к соответствующим действиям по законодательному регулированию лоббистской деятельности, в том числе, посредством активной научной работы в соответствующей области; укрепление демократических основ российской государственности и стимулирование институтов гражданского общества через становление механизмов цивилизованного лоббирования; вывод лоббистской деятельности в правовое поле в целях борьбы с коррупцией; повышение эффективности продвижения внешнеполитических интересов Российской Федерации при помощи использования института лоббирования, в том числе, и в США.

Степень научной разработанности темы исследования.

Разработкой вопроса лоббистской деятельности, ее признания и законодательного регулирования занимались различные ученые, как в России, так и в зарубежных странах.

Вопросам лоббистской деятельности в Российской Федерации посвящены труды А. С. Автономова, В. Г. Вишнякова, С. В. Зотова, А. Л. Кучерова, В. В. Лапаева, А. П. Любимова, А. В. Малько, А. А. Нещадина, С. П. Перегудова.

Тесно связаны с проблематикой лоббизма работы, посвященные парламентаризму в России, С. А. Боголюбова, В. Д. Горобца, И. В. Гранкина, И. В. Котелевской.

Опыт Соединенных Штатов Америки рассматривается в работах С. В. Боботова, И. А. Геевского, Н. Г. Зяблюка, А. А. Сергунина.

В Соединенных Штатах Америки юридические аспекты лоббирования разрабатываются такими учеными, как Э. Гаррет, Т. Дженкинс, В. Лунебург, М. Мартин, Р. Мелтзер, Т. Поттер, Д. Райт, Т. Ругер, Т. Сусман, Б. Хилсон, Р.Дж. Хребенар, Г. Шор, В. Эскридж Младший.

Несмотря на наличие работ российских авторов, посвященных данной тематике, их круг весьма незначителен. Большая часть исследований, посвященных опыту законодательного регулирования лоббистской деятельности в США, имеет форму статей, т. е. их объем не позволяет вместить многоплановый и подробный анализ теоретической и практической базы, вырабатываемой годами правотворческой деятельности представителей законодательной ветви власти и американских ученых в данной области.

Исследования лоббистской деятельности российскими учеными носят комплексный характер, сочетая в себе юридические и политологические аспекты с явным преобладанием последних, что приводит к дефициту юридической информации в данной области.

Следовательно, тема диссертационного исследования нуждается в разработке, исходя из приоритетов правового анализа нормативного материала и политико-правовой практики регулирования лоббистской деятельности. Весьма ощутима потребность в обобщении практики законодательного регулирования исследуемого явления, ее комплексное юридическое рассмотрение.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Конституция США, Конституции ФРГ и Французской Республики, федеральные законы США, Канады, ФРГ, нормативные правовые акты ЕС, законы штатов США, прецеденты Верховного суда США и другие нормативно-правовые акты.

Целью диссертационного исследования является анализ опыта Соединенных Штатов Америки в сфере регулирования лоббистской деятельности, с целью выявления наиболее эффективных механизмов регулирования данной деятельности и перспектив развития законодательства в данной области и возможностей его использования в Российской Федерации, а также возможность применения механизмов лоббирования интересов Российской Федерации в межгосударственных отношениях.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

- изучить теоретико-правовые основы законодательного регулирования лоббистской деятельности в США, как развитую модель регулирования института лоббирования;

- исследовать систему нормативных правовых актов, регулирующих лоббистскую деятельность в США;

- на основании сравнительно-правового анализа определить пути развития законодательного регулирования лоббистской деятельности в Соединенных Штатах Америки и иных зарубежных государствах и провести сравнительно-правовой анализ регулирования лоббистской деятельности в Канаде, Великобритании, Германии, Франции, США и властных институтах ЕС, с целью выявления наиболее эффективных моделей взаимодействия с данным институтом;

- обосновать значение признания и дальнейшего законодательного регулирования лоббистской деятельности с учетом возможного использования зарубежного опыта при имплементации законодательного регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации;

- проанализировать внешнеполитические аспекты и механизмы осуществления лоббистской деятельности иностранных государств в Соединенных Штатах Америки для их эффективного использования Российской Федерацией.

Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в сфере законодательного регулирования лоббистской деятельности в США, механизмы его осуществления и контроля.

Предмет исследования образуют конституционно-правовые и иные нормы и практика, формирующаяся в процессе их применения, в сфере регулирования лоббистской деятельности; модель правового регулирования лоббистской деятельности в США; эволюция подходов к законодательному регулированию этого явления и основные направления его развития.

Методологической основой диссертационного исследования является, прежде всего, институциональный подход к анализу различных аспектов признания, формирования и развития законодательного регулирования лоббистской деятельности. Также при исследовании политико-правовых процессов в работе широко используются статистический и сравнительно-правовой подходы. Нормативный и формально-юридический методы применены при анализе нормативных правовых актов, изучении изменений в законодательном регулировании лоббистской деятельности. Единство конкретно-исторического и концептуального изучения правовых факторов развития законодательного регулирования лоббистской деятельности позволяют рассмотреть данный процесс в динамике и, в сочетании с социологическим методом, подойти к выводам о его общественной и правовой природе.

Сочетание приведенных методов предопределило обращение не только к актуальным проблемам конституционного права, но и к вопросам теории государства и права, международного, административного и других отраслей права, позволило оценить современное состояние законодательной базы в исследуемой области в Соединенных Штатах Америки и соотнести его с научными и законодательными планами и перспективами развития в Российской Федерации.

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что в ней представлено юридическое исследование теоретико-практических положений и механизмов в области законодательного регулирования лоббистской деятельности в США. Диссертация представляет собой одно из первых российских комплексных юридических исследований в области законодательного регулирования лоббистской деятельности в США, анализа проблем конституционного характера, с которыми столкнулись законодатели при попытках юридического ограничения лоббистской деятельности, его значения для целей эффективного проведения внешней политики. В работе представлены выводы, имеющие практическое значение для дальнейшего признания и развития института лоббирования в Российской Федерации, его законодательного регулирования, использования при проведении внешней политики Российской Федерации.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые или содержащие элемент новизны основные положения и выводы:

1. Автором было предложено определение понятия лоббизма как возмездной деятельности по оказанию услуг по продвижению интересов третьих лиц в органах государственной власти физическим или юридическим лицом с целью оказания влияния на процесс принятия управленческих решений.

Данное определение может применяться в дальнейшем при разработке соответствующего федерального законодательства в сфере регулирования лоббистской деятельности.

2. В результате проведенного сравнительно-правового анализа конституционно-правовых положений, формирующих основу регулирования лоббистской деятельности в США, и соответствующих положений Конституции РФ была обоснована необходимость принятия закона, регулирующего лоббистскую деятельность в Российской Федерации.

Закон о раскрытии лоббистской деятельности позволит придать ей публичность, создать перечень организаций, вовлеченных в данный процесс, через процедуру их легитимации, задать рамки их деятельности, даст возможность субъектам лоббистской деятельности заявить о себе как об агентах влияния. При разработке соответствующего Закона необходимо определить порядок регистрации и аккредитации лоббистов, перечень требований, которым должно соответствовать физическое или юридическое лицо для того, чтобы подпадать под действие закона, также целесообразно определить объем и тип информации, подлежащей раскрытию и форму ее опубликования, определить статус иностранных агентов и агентов иностранных государств, осуществляющих лоббистскую деятельность в Российской Федерации.

3. Доказано, что оптимальной стратегией регулирования лоббистской деятельности является сочетание требований раскрытия и регистрации, то есть лоббисты должны регистрироваться и предоставлять подробную информацию о своей деятельности, в частности: суммы, потраченные на лоббистскую деятельность; имена физических и юридических лиц, нанимающих лоббистов; и суммы, уплаченные ими в качестве вознаграждения лоббистам; имена представителей власти, с которыми лоббисты вступали в контакт; вопросы, на решение которых пытались оказать влияние.

4. Сравнительно-правовой анализ регулирования лоббистской деятельности в развитых государствах Запада, таких как США, Канада, Великобритания, Германия показал, что наиболее проработанной и эффективной моделью представляется модель США. Важное значение в ней имеет наличие сложившегося в результате длительной практики системного подхода, выраженного в принятии нормативного правового акта, консолидирующего положения о лоббистской деятельности. Значимость оформления регулирования лоббистской деятельности именно в законе обусловлена тем, что только данная форма выражения права обладает высшей юридической силой, способна обеспечить четкость регулирования и ясность изложения, необходимую для упорядочивания столь сложного явления.

5. При проведении диссертационного исследования, были выявлены существенные различия в степени жесткости положений и требований лоббистского законодательства и степени передаваемой лоббистам самостоятельности в отношении регулирования их деятельности в различных государствах. Автор отмечает, что та степень распространения и развития корпоративных норм, которая существует в Великобритании по отношению к другим рассматриваемым государствам, является избыточной и не применима к Российской Федерации, поскольку в настоящий момент при отсутствии законодательного регулирования такого рода деятельности, субъекты корпоративного нормотворчества не обладают достаточными возможностями для формирования данного института. Степень урегулированности лоббистской деятельности в США кажется наиболее эффективной и во многом выражающей тенденции развития лоббистского законодательства таких стран как Канада и Германия.

6. Установлено, что важнейшим и всеобщим положением, касающимся регулирования лоббистской деятельности, является требование ее прозрачности, установленное законодательным образом. Для реализации данного положения предлагается установить перечень требований к сведениям, которые субъекты лоббистской деятельности должны предоставлять. Для обеспечения доступности информации о лоббистах, их клиентах, представителях власти, с которыми они вступают в контакт, и вопросов, на которые оказывается влияние, законодательно закреплено ее обязательное предание гласности, путем опубликования в традиционных печатных изданиях и размещения в сети Интернет. Отмечено повышение эффективности реализации требований гласности при общей направленности процесса раскрытия и регистрации лоббистов на дальнейшую компьютеризацию, как то опубликование списков лоббистов и Интернете, возможность подачи информации лоббистами в электронной форме и т.д.

7. В своей работе автор констатировал, что исследования законодательства в области регулирования лоббистской деятельности иностранных агентов и агентов иностранных государств в США имеют большое практическое значение для понимания процесса принятия управленческих решений в данном государстве, реализации лоббистских функций в целях продвижения интересов представляемого государства или законного бизнеса иного государства. Механизмы, предусмотренные для целей осуществления внешней, межгосударственной лоббистской деятельности, в США, без сомнения, призваны оградить и защитить интересы этого государства, но при грамотном и добросовестном использовании, действий в рамках законодательства государства, могут принести существенные успехи, поэтому они могут и должны применяться Российской Федерацией.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Исследование позволило рассмотреть передовой опыт Соединенных Штатов Америки в сфере законодательного регулирования лоббистской деятельности с целью его дальнейшего использования при имплементации соответствующего правового института в Российской Федерации, а также с целью дальнейшего эффективного использования механизма межгосударственного лоббирования для реализации внешнеполитических целей Российской Федерации.

Наибольшую значимость имеют следующие научные и прикладные разработки:

- возможность рекомендовать принятие закона о лоббистской деятельности в Российской Федерации на основании опыта такого регулирования в зарубежных странах и, в частности, в США;

- авторское определение понятия «лоббизм»;

- сравнительно-правовой анализ регулирования лоббистской деятельности в зарубежных странах;

- рассмотрение противоречий конституционного характера, возникающих при законодательном регулировании лоббистской деятельности;

- описание механизмов реализации внешнеполитических интересов Российской Федерации посредством использования института лоббирования в США.

Апробация результатов исследования. Разработанные теоретические положения о функционировании института лоббирования в США и его законодательного регулирования получили применение в учебном процессе при чтении лекций в рамках образовательной программы «Модель ООН» на базе АНО «Инициатива».

Основные результаты работы докладывались и обсуждались на VI международном научном форуме «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность» (май 2008 г., Северо-Западная Академия государственной службы, г. Санкт-Петербург), «Россия: ключевые проблемы и решения» (декабрь 2009 г., Российская Академия государственной службы при Президенте РФ).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и литературы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Соединенных Штатов Америки как о едином ком­плексе хозяйственных отношений и государственного регулирования. Задачи курса Основными задача

    Задача
    Программа дисциплины «Экономика и экономический анализ США и Канады» составлена в соответствии с примерной программой, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.
  2. Соединенных Штатах Америки 4 ноября 2008 года. Миссия бдипч обсе,  с учетом отсутствия института международного мониторинга выборов в американском закон

    Закон
    В период с 15 октября по 10 ноября 2008 года представители ЦИК России осуществляли мониторинг подготовки и проведения выборов в составе российской части долгосрочных наблюдателей Ограниченной миссии БДИПЧ ОБСЕ на всеобщих выборах
  3. Формироваться в конце XVII начале XVIII вв с установлением в странах Западной Европы и Америки всеобщего избирательного права

    Документ
    формироваться в конце XVII — начале XVIII вв. с установлением в странах Западной Европы и Америки всеобщего избирательного права. Появление партий отражало процесс политической борьбы между сторонниками различных направлений становления
  4. «взаимоотношения крупного бизнеса и государства на примере табачных компаний»

    Реферат
    ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КРУПНОГО БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИИ НА ПРИМЕРЕ ТАБАЧНЫХ КОМПАНИЙ («БАТ РОССИЯ»)
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт государственной службы» уфа-2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт государственной службы» предназначен для слушателей, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Другие похожие документы..