Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (2)
Учебно-методическое объединение по
классическому университетскому образованию РФ
Директор Института проблем экологии | «Утверждаю» |
Примерная
основная образовательная программа
высшего профессионального образования
по направлению подготовки
020400 Биология
утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337.
ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 04 февраля 2010 г. № 101
Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр
Нормативный срок освоения программы - 4 года
Форма обучения - очная
1. Профили подготовки в рамках направления 020400 – Биология»:
Общая биология;
Биоэкология;
Антропология;
Ботаника;
Зоология;
Физиология;
Генетика;
Биофизика;
Биохимия;
Микробиология;
Биоинженерия и биотехнология;
Биология клетки;
Охотоведение (по просьбе Министерства сельского хозяйства РФ);
Кинология (по просьбе Министерства внутренних дел РФ).
Общая биология
Фундаментальное биологическое образование готовит выпускников данного профиля к деятельности по изучению и охране живой природы, использованию биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, восстановлению и охране биоресурсов. Выпускник подготовлен к прикладной лабораторной, научно-производственной деятельности и педагогической деятельности при условии освоения дополнительной образовательно-профессиональной программы педагогического профиля.
Антропология
Данный профиль подготавливает выпускников к деятельности по изучению человека, его естественной истории, биосоциального развития, полиморфизма, популяционных и этнических характеристик. Биолог-антрополог подготовлен к работе в учреждениях и фирмах, проводящих исследования биологии человека и его биосоциальных особенностей.
Зоология
Выпускники данного профиля подготовлены к деятельности по изучению животных, их экологии, охране и использовании. Владеет широким спектром методов описания, классификации, культивирования биологического (зоологического) материала. Биолог-зоолог подготовлен к деятельности в области управления природопользованием и охраны природы, к работе по воспроизведению, охране и повышению продуктивности хозяйственно-важных видов животных, к работе на санитарно-эпидемиологических станциях, в зоопарках, заповедниках.
Ботаника
Выпускники данного профиля подготовлены к деятельности по изучению, экологии, охране и использованию растений и грибов, к работе в области фитопатологии, охраны леса, в садово-парковом хозяйстве, органах управления природопользованием и охраны природы, в органах санитарно-эпидемиологического контроля, к научно-производственной деятельности в области биотехнологии. Владеет широким спектром методов описания, классификации, культивирования биологического (ботанического) материала.
Физиология
Выпускники подготовлены к исследовательской и научно-производственной деятельности в области физиологии человека и животных, биомедицины, высшей нервной деятельности, экологической физиологии, физиологии растений, физиологии индивидуального развития, клеточной физиологии, физиологии труда и спорта. Владеют широким спектром методов диагностики и коррекции состояния организма, а также методами физико-химической и клеточной биологии. Выпускники подготовлены к работе в научно-исследовательских учреждениях физиологического и медицинского, а также сельскохозяйственного профиля, лабораториях и отделах клинической физиологии, физиологии труда, профотбора, космической и подводной физиологии; в сельскохозяйственных учреждениях, органах санитарно-эпидемиологического контроля.
Генетика
Выпускник данного профиля подготовлен к деятельности по изучению явлений наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого и использованию генетических закономерностей в селекции, биотехнологии, генетической инженерии, медицине, охране природы и здоровья человека, в области медико-генетического консультирования, генетического контроля биобезопасности новых продуктов и производств. Владеет методами исследования генетического материала на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях.
Биофизика
Выпускник подготовлен к деятельности по изучению физических механизмов и математическому моделированию жизненных процессов в биологических системах различных уровней организации, к работе в области медицинской и ветеринарной биофизики, экологического мониторинга, радиобиологии, медицинской кибернетики.
Биохимия
Выпускник подготовлен к деятельности по изучению строения и свойств химических соединений, входящих в состав живых организмов, метаболизма и его регуляции. Владеет широким спектром аналитических методов, методов биоорганической и биологической химии, молекулярной биологии, иммунохимии. Подготовлен для работы в области медицинской и ветеринарной биохимии, иммунологии, биотехнологии.
Микробиология
Выпускник подготовлен к деятельности по исследованию различных микроорганизмов с целью их применения в народном хозяйстве, биотехнологии, медицине, фармакологии, охране окружающей среды. Владеет методами получения, культивирования и использования микроорганизмов. Подготовлен к работе в бактериологических лабораториях, в области микробной биотехнологии, медицинской, сельскохозяйственной, экологической микробиологии.
Биоэкология
Выпускник подготовлен к деятельности по изучению, оценке состояния и охране биоты, как компонента экосистем и биосферы, к проведению мероприятий по экологическому мониторингу и охране окружающей среды, оценке и охране биоразнообразия. Подготовлен к работе в медицинских учреждениях в области экологии человека, в органах природопользования, к деятельности по экологической экспертизе и экологическому аудиту, осуществлению мероприятий по охране природы и здоровья человека. Владеет широким спектром методов биологии и прикладной экологии, биологического контроля окружающей среды.
Биоинженерия и биотехнология
Выпускник подготовлен к деятельности в области молекулярного моделирования природных и искусственных биосистем, к изучению свойств вещества на молекулярном уровне. Владеет методами молекулярной биофизики и биоинженерии, подготовлен к деятельности по изучению и созданию наноструктур и наноприборов, подготовлен для работы на биотехнологических производствах и в научных учреждениях в области медицинской, хозяйственной и природоохранной биотехнологии. Владеет методами молекулярной биофизики и биоинженерии, знает основы биотехнологии.
Биология клетки
Выпускник подготовлен к деятельности по изучению структурно-функциональной организации прокариотных и эукариотных клеток, синцитиев, плазмодиев, симпластов, к работе в области клеточной инженерии и биотехнологии, в учреждениях медицинского, сельскохозяйственного профиля. Владеет широким спектром цитологических, молекулярно-биологических, биотехнологических методов.
Охотоведение
Выпускники подготовлены к деятельности в области восстановления, использования и охраны биоресурсов (промысловых животных), к работе по изучению, прогнозу и регуляции численности диких животных. Подготовлены к работе в органах управления природопользованием и охотничьих хозяйствах, заповедниках. Владеют методами прогнозирования численности популяций диких животных и управления ими.
Кинология
Выпускники подготовлены к работе в области элитного, служебного и военного собаководства, военной кинологии, использования собак в таможенной службе и др. Подготовлены к работе по воспроизведению дрессировке, экспертной оценке, разведению и подготовки служебно-розыскных и элитных собак.
2. Требования к результатам освоения ПООП
Выпускник по направлению подготовки 020400 – «Биология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы и конституцию и интересы ее безопасности (ОК-2);
приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);
использует нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);
использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);
критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);
демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);
демонстрирует способность к коммуникации и навыки делового общения на иностранных(ом) языках (ОК-11);
использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Internet, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
способен использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);
проявляет творческие качества (ОК-14);
правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);
заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);
понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);
умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 19);
профессиональными компетенциями (ПК):
Выпускник-бакалавр:
демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);
использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);
демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);
демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);
применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);
демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6);
понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7);
имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8);
демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9);
демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10);
демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК-11);
знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);
оперирует правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдает нормы авторского права (ПК-13);
умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14);
научно-исследовательская деятельность:
способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);
применяет на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);
понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);
научно-производственная и проектная деятельность:
применяет на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18);
пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19);
пользуется нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20);
организационно-управленческая деятельность:
понимает и применяет на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21);
педагогическая и просветительская деятельность:
использует знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии (ПК-22);
занимается просветительской деятельностью среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества (ПК-23).
Выпускник, завершивший обучение по конкретному профилю в рамках направления подготовки 020400 – «Биология» с квалификацией (степенью) «бакалавр», должен обладать следующими профильными компетенциями:
Для профиля «Общая биология»:
знает основные достижения современной биологии и понимает перспективы ее развития;
знает особенности морфологии, физиологии, воспроизведения, географического распространения и экологию представителей основных таксонов флоры и фауны;
знает особенности наземных, почвенных, пресноводных и морских экосистем;
умеет планировать и осуществлять мероприятия по охране живой природы и рациональному использованию и восстановлению биоресурсов в соответствии с особенностями и потребностями региона;
владеет широким спектром биологических методов исследования и оценки состояния живых систем разных уровней организации;
применяет фундаментальные биологические знания в работе по разведению и хозяйственному использованию биологических объектов;
применяет знание истории и методологии биологии в педагогической и просветительской работе, организует биологические экскурсии и практикумы.
Для профиля «Антропология»:
владеет методами антропологических исследований;
использует теоретические знания в области антропологии в решении профессиональных задач;
знает основные этапы развития материальной культуры человека, методы и открытия археологии;
применяет знание анатомических и физиологических особенностей организма человека в антропологических исследованиях.
Для профиля «Зоология»:
применяет сумму теоретических знаний в области зоологии в исследовании и охране животного мира;
владеет методами обнаружения, наблюдения, классификации и культивирования животных;
применяет зоологические методы в диагностике паразитарных заболеваний, знает методы профилактики и борьбы с ними;
знает основы заповедного дела, методы ведения промыслового хозяйства, методы воспроизведения и способы повышения продуктивности сельскохозяйственных животных.
Для профиля «Ботаника»:
знает особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию основных таксонов растений и грибов;
владеет методами анатомических, морфологических и таксономических исследований ботанических объектов;
применяет знание основ фитопатологии в организации мероприятий по защите растений;
применяет знание основ репродукции и культивирования растений в хозяйственных целях;
знает основы заповедного дела и умеет планировать мероприятия по оценке состояния и охране растительного мира.
Для профиля «Физиология»:
понимает принципы и механизмы действия гомеостатических систем различных организмов;
владеет широким спектром методов функциональной диагностики и коррекции состояния организма, а также методами физико-химической и клеточной биологии;
знает современные проблемы и достижения физиологии человека и животных, физиологии растений, физиологии высшей нервной деятельности, биомедицины;
знает принципы, закономерности и методы физиологии клетки, биологии индивидуального развития животных и растений;
владеет методами физико-химической и клеточной биологии и применяет их в клинических исследованиях, решении проблем физиологии труда и т.д.
Для профиля «Генетика»:
владеет методами исследования генетического материала на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях;
использует знания фундаментальных основ и методов генетики в оценке состояния окружающей среды и для контроля биобезопасности продуктов фармакологической и пищевой промышленности;
знает принципы генетической инженерии и ее использования в биотехнологии;
знает генетические основы и методы селекции.
Для профиля «Биофизика»:
знает теоретические основы, современные проблемы и достижения биофизики;
владеет широким спектром биофизических методов и использует их для решения задач экологического мониторинга, радиобиологии, медицинской, ветеринарной биофизики, биотехнологии;
знает механизмы саморегуляции клеточных и мембранных процессов;
умеет пользоваться программированием и компьютерной обработкой результатов экспериментов;
владеет методами математического моделирования биологических процессов.
Для профиля «Биохимия»:
владеет широким спектром аналитических методов и подходов биоорганической и биологической химии, молекулярной биологии, иммунохимии;
знает теоретические основы, достижения и проблемы современной биохимии и молекулярной биологии;
знает молекулярные механизмы ферментативного катализа и основы клеточной биоэнергетики;
использует приобретенные знания и навыки для решения задач медицинской биохимии, ветеринарной биохимии, биотехнологии, биологического контроля окружающей среды.
Для профиля «Микробиология»:
знает фундаментальные основы, современные достижения и проблемы микробиологии;
владеет методами получения, культивирования и использования микроорганизмов, методами селекционной работы и генетического конструирования микроорганизмов и использует их в решении медицинских, сельскохозяйственных и экологических проблем;
владеет основами теории и практики микробной биотехнологии;
знает особенности распространения микроорганизмов в различных средах обитания, их роль в экосистемах и биосфере в целом, использует эти знания в ликвидации последствий антропогенных загрязнений окружающей среды.
Для профиля «Биоэкология»:
владеет широким спектром методов биологии и прикладной экологии, биологического контроля окружающей среды, применяет их в целях экологической экспертизы, оценки и прогноза состояния окружающей среды, охраны природы;
умеет планировать и осуществлять мероприятия по охране биоразнообразию и рациональному использованию природных ресурсов;
использует методы и приемы микробной индикации, фитоиндикации, зооиндикации, физиологические тесты для оценки экологического качества среды;
понимает психофизиологические и биологические основы жизнедеятельности человека, имеет представления о стрессе и адаптации, требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья;
использует знания фундаментальных закономерностей экологии для оценки устойчивости экосистем;
знает принципы применения биотехнологических методов в охране природы и ликвидации антропогенных загрязнений окружающей среды.
Похожие документы:
Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (3)
Основная образовательная программа1.1. Основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки 020400 – Биология (бакалавриат), профиль «Микробиология» Основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки 020400 – Биология (бакалавриат),Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (1)
Основная образовательная программаМагистр по направлению подготовки 020400 – Биология в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,Основная образовательная программа высшего профессионального образования 020400 биология (1)
Основная образовательная программаОсновная образовательная программа магистратуры (далее – магистерская программа) 020400.68.02 – физиология растений, реализуемая ФГАОУ ВПО «Сибирский государственный университет» Институтом фундаментальной биологии и биотехнологииОсновная образовательная программа высшего профессионального образования 020400 биология (2)
Основная образовательная программаНазначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) 020400.68.04. – гидробиология и ихтиология, реализуемая ФГАОУ ВПО «Сибирский государственный университет» Институтом фундаментальнойОсновная образовательная программа высшего профессионального образования 020400. 68 Биология
Основная образовательная программаНазначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) «Микробиология и биотехнология», реализуемая Институтом фундаментальной биологии и биотехнологии по направлению подготовки 020400.