Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Толкование уголовного закона: понятие и виды. Субъект преступления как один из обязательных элементов состава преступления....полностью>>
'Документ'
2578 г. «В лета 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великог...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 11 мая 2007 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.243.11 в Саратовском государственном университете им. Н.Г.Черныш...полностью>>
'Викторина'
Родилась Анна Митрофановна Конькова в затерянной в древних мансийских лесах деревеньке рыбаков и охотников Евре в роду Чаек, легких и веселых, чаячьи...полностью>>

Программа факультатива по истории Реформы и реформаторы в России возраст обучающихся 13-14 лет (9 класс)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

«Принято» «Утверждаю»

методическим советом Директор _____М.Н.Титова

протокол от «___» ________ 20___г. №___ приказ от «__»______20__г. №__

Председатель _________ А.П.Воронюк

Программа факультатива по истории

Реформы и реформаторы в России

возраст обучающихся 13-14 лет (9 класс)

срок реализации – 1 год

Составитель программы:

Копацкая Е.И.,

Учитель истории и обществознания

г.Апатиты, 2010

Пояснительная записка программы дополнительного образования детей культурологической направленности.

Программа «Реформы и реформаторы в России», срок реализации – 1 год, модифицированная программа, утверждена на Методическом Совете МОУ СОШ № 3, протокол от 31.08.2010 № 1. Уровень реализации – среднее (полное) общее образование.

Программа составлена на основе программы,разработанной Н.И.Чеботаревой («История России на рубеже XIX-XX века. 9 класс», программа элективных курсов и факультативов, Волгоград, «Учитель», 2007 год.

Отношение общества к своему прошлому является важным ус­ловием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каж­дой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исто­рического сознания. Историческое сознание предполагает ту нераз­рывную связь времен, которая формирует отношение человека к ок­ружающим его общественным условиям.

Новизна и актуальность курса:

1.        Данный курс российской истории является очень слож­ным, содержит много фактического материала.

2.   Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках.

3.  Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных деятелей периода империи.

Цель курса:

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России. Цель курса – расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи курса:

  • Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.

  • Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому .

  • Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.

  • Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности.

  • Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

 

В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позво­ляющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощре­ние любознательности старших школьников, закрепление уже сфор­мировавшегося интереса к истории.

При изучении курса большое внимание уделяется реформатор­ским начинаниям и замыслам. На материале XVIII - начала XX вв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе россий­ского реформаторства.

В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказав­ших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, уме­ния аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).

 

 Основные умения и навыки:

•    анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;

•    владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;

•    работать с научно-популярной и справочной литературой (ан­нотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);

•    владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, пред­ставлением результатов самостоятельных микроисследований;

•    анализировать и сопоставлять факты.

Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и мето­дическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала.

Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной дея­тельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:

•   проблемные задания;

•   исторические диктанты;

•   обобщающие вопросы и задания;

•   тесты.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательно­го интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.

Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме.

Фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изу­чение социально-гуманитарных дисциплин.

По окончании курса учащиеся должны:

  • Соотносить единичные факты, общие явления и процессы.

  • Называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей.

  • Сравнивать исторические события и исторических деятелей.

  • Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей.

  • Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории, излагать оценки событий и личностей.

  • Сравнивать предлагаемые оценки и версии, выявлять сходства и отличия.

  • Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.

Курс рассчитан на 36 часов.

Учебно-тематический план

 

п/п

 

Наименование тем курса

 

Всего часов

Содержание темы

Формы проведения занятий

1

Введение

1

Знакомство со структурой курса, его особенностями. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в изучении истории. Реформы и реформаторы , их роль в развитии государства.

Лекция (1 час)

2

Первые отечественные реформаторы и их преобразования.

2

Что такое реформа? Коо мы называем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные последствия реформ. Прведение реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.

Лекция (1 час)

Семинар (1 час)

3

Реформаторы Киевской Руси.

2

Первые русские реформаторы: княгиня Ольга, Владимир Святославович; их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси – коренное преобразование русской истории.

Практическое занятие (1 час)

Лекция (1 час)

4

Реформаторы Московской Руси.

1

«Русская Правда», «Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха» - роль и значение документов для развития государства. Реформы И.С.Пересветова.

Лекция (1 час)

5

Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный.

4

Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Н Грозный и его преобразования. Опричнина: причины возникновения и результаты.

Лекция (2 часа)

Семинар (2 часа)

6

Реформаторская деятельность в XVII веке.

3

Юридическое офрмление системы крепостного права на Руси, его значение и последствия. «Соборное Уложение». «Бунташный век».

Практическое занятие (2 часа)

Лекция (1 час)

Семинар (1 час)

7

Реформы Петра I: Истоки и последствия.

4

Причины проведения реформ в начале XVIII века. Цели реформаторской деятельности Петра. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра.

Лекция (1 час)

Практическое занятие (2 часа)

Семинар (1 час)

8

Эпоха просвещенного абсолютизма.

2

Личность Екатерины II. Политика «Просвещенного абсолютизма», причины заинтересованности Екатерины в проведении этой политики. Деятельность Уложенной комиссии. Итоги правления Екатерины.

Лекция (1 час)

Семинар (1 час)

9

Павел I.

1

Личность императора. Причины проведения реформ .Итоги правления Павла и причины заговора против императора.

Лекция (1 час)

10

Реформы и реформаторы первой половины XIX века.

2

Россия XIX века: необходимость реформ. Александр I: «Эра либерализма». Деятельность Негласного комитета. М.М.Сперанский и его либеральные проекты.«Указ о вольных хлебопашцах». Попытки введения конституции. П.Д.Киселев.

Лекция (1 час)

Практическое занятие (1 час)

Семинар (1 час)

11

Великие реформы Александра II.

4

Личность Александра II. Причины проведения реформ. Влияние деятельности Александра на развитие России. Значение и итоги реформ. Судьба Александра.

Лекция (1 час)

Практическое занятие (1 час)

Семинар (2 часа)

12

С.Ю.Витте : человек и политик.

2

Личность С.Ю.Витте. Политическая карьера. Попытка реформ и их значение для развития России.

Лекция (1 час)

Семинар (1 час)

13

П.А.Столыпин – последний реформатор Российской империи.

2

Личность П.А.Столыпина. Политическая карьера. Обстоятельства проведения реформирования . Аграрная реформа. Итоги и значение реформы; причины неудачи. Трагическая судьба реформатора.

Лекция(1 час)

Практическое занятие (1 час)

14

М.С.Горбачев- на пути к демократии.

2

Личность М.С.Горбачева. Причины проведения реформ. Итоги реформирования.

Лекция (1 час)

Семинар (1 час)

15

Судьба реформаторов в России

1

Итоги реформирования России. Схожесть судеб реформаторов в России. Нужны ли России реформы и реформаторы?

Семинар (1 час)

16

Итоговое занятие

1

Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам.

Защита рефератов

 

 

Литература.

1.Аверх ,А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991г.

2.Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989 г.

3.Головатенко А. История России : спорные проблемы. М., 1994 г.

4.Исаев,И.Н. История государства и права России, М., 1994г.

5.Павленко Н.И. Петр первый и его время.М.,1989г.

6.Энциклопедия Аванта+ история России в 3-х частях. М., 2002г.

7.Энциклопедия кто есть кто в мире. М., 2004г.

8.Дейкин,А. Великий эконом самодержавия: сто лет назад завершилась денежная реформа С Витте //А. Дейкин/ Новое время. – 1997.

9.Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги// М. Румянцев/ вопросы экономики. -1990. - № 10.

10. Ананьич, Б.В. Сергей Юльевич Витте // Б. В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин/ Вопросы истории. – 1998. -№ 8.

11.Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России / С.Г. Горяйнов- Ростов н/Д: Феникс, 1996.

12. Великие государственные деятели России/ под ред. А.Ф. Киселева. –М.: Владос, 1996.

13.Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский.- М.: Правда, 1991г.

 

 




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы кандидатских экзаменов 05. 09. 03 «Электротехнические комплексы и системы» 05. 12. 04 «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» 05. 12. 13 «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: основные технологические процессы и машины текстильного производства; приводные системы машин и агрегатов; анализ и синтез исполнительных механизмов; основы расчета механизмов
  2. Россия между «норд-остом» и бесланом (1)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  3. Россия между «норд-остом» и бесланом (2)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (66)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая филиалом федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540400 (по оксо 2003 050400)

    Образовательный стандарт
    1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр социально-экономического образования (с указанием профессионально-образовательного профиля подготовки).

Другие похожие документы..