Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Прения сторон в соответствии с ч.1 ст.292 УПК РФ1 состоят из речей обвинителя и защитника. Подсудимый участвует в прениях при отсутствии защитника. К...полностью>>
'Статья'
признавая, что условия проведения этих видов контроля могут быть в значительной мере согласованы без нанесения ущерба их целям, их надлежащему провед...полностью>>
'Урок'
Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка. Фронтальная и индивидуальная формы работы; беседа; объяснение; работа с ...полностью>>
'Программа курса'
Астрономия является областью знаний, в которой объединяются все предметы естественнонаучного цикла в применении к исследованию Вселенной. В последние...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы Теории и практики радиосвязи» Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра Экономики и управления бизнеса

Одобрено

Учебно-методической

комиссией БГУЭП

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Основы Теории и практики радиосвязи»

Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии

Цикл специальных дисциплин ; компонент дисциплины по выбору студента

Иркутск

Издательство БГУЭП

2009

УДК 338.4:654 (075.8)+336.6

ББК 65.2 я 7

Г 68

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления бизнеса (протокол № 12 от «11» июня 2009 г.)

Составитель (и) к.э.н., доцент Г.А. Кушнаренко

Рецензент к.э.н., доцент Е.В.Болданова

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета

____ _____________ 2009г. Кородюк и.С.

Начальник учебно-методического управления

____ _____________ 2009г. Деренко Н.В.

Название дисциплины: учеб.-метод. комплекс по дисциплине Основы теории и практики радиосвязи для студентов специальности Экономика и управление на предприятии / сост. Г.А.Кушнаренко. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – с.99

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям), утвержденного 17 марта 2000 г.

Предназначен для студентов дневной, заочной сокращенной форм обучения ББК22.18 я 7

© Издательство БГУЭП, 2009

I. Учебная программа дисциплины

1. Пояснительная записка

Одним из самых распространенных способов передачи информации в настоящее время является передача информации по радиоканалу. Менеджеру в области связи необходимо ориентироваться в многочисленных применениях радиосистем.

Дисциплина «Теория и практика радиосвязи» предназначена для студентов специальности «Экономика и управление на предприятиях связи» всех форм обучения.

До изучения этого курса студентам этой специальности читается курс «Основы организации цифровых систем передачи информации». В этом курсе студенты знакомятся с принципами передачи информации в аналоговом и цифровом виде, моделируют в компьютерных классах работу основных функциональных узлов систем связи, рассматривают перспективы развития связи.

2. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса – изучение принципов функционирования радиосвязи и практической реализации современных систем радиосвязи.

Задачи изучения дисциплины вытекают из того, что в итоге студенты должны

ЗНАТЬ: Принципы работы, технические характеристики, состояние и перспективы развития таких систем связи как радиотелефоны, транковые и сотовые телефоны, радиосистемы персонального вызова (пейджеры). Потребительские свойства всех этих систем связи и требования, предъявляемые к ним разными группами пользователей. Иметь представление о каналах связи, особенностях распространения сигналов в разных средах, технических возможностях и экономической эффективности использования разных каналов связи, технических особенностях различных средств связи и, особенно, для целей передачи цифровых данных. Разбираться в разнообразии современных стандартов и тенденциях их развития.

УМЕТЬ: Проводить сравнительную оценку различных технических каналов связи. Выбирать наиболее оптимальный, с экономической точки зрения, вид систем связи для конкретного предприятия и пользователя и уметь дать понятные консультации пользователям. Оценивать перспективы развития услуг предприятий связи и конкретных технических систем связи.

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

Ускоренная

№№ триместров

3.2-3.3

Аудиторные занятия:

45

лекции

30

16

практические и семинарские занятия

15

Самостоятельная работа

140

ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

280

Курсовая работа (№ триместра)

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет) - №№ триместров

Экзамен – 3.3

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

№ раздела

Наименование темы

Лекции
Практика

1

Ионосфера и распространение радиоволн

4

2

Основы организации передающих и приемных устройств

2

4

3

Методы аналого-цифрового преобразования

4

3

4

Организация систем передачи изображений.

6

3

5

6

7

8

Спутниковая связь и радиорелейная связь.

Организация сотовой связи.

Организация транковой связи

Системы беспроводного доступа

4

4

2

4

2

3

Итого

30

15

4.2. Содержание разделов и тем

Введение

Современные системы радиосвязи реализуются в основном в виде аналого-цифровой аппаратуры различного назначения. Они применяются практически во всех областях деятельности человечества. Разработка, производство и эксплуатация радиосистем осуществляются множеством организаций во всем мире. Кроме этого существует большое количество фирм, занимающихся продвижением радиосистем на рынок, реализующих радиосистемы, а также их услуги на рынке

Дисциплина «Теория и практика радиосвязи» позволяет студентам

ознакомиться с основами теории распространения радиосигналов в околоземном пространстве и космосе, способами передачи и приема электромагнитных колебаний в различных диапазонах радиоволн;

изучить пользовательские характеристики современных систем радиосвязи, стандарты их применения и перспективы развития.

Раздел 1. Ионосфера и распространение радиоволн.

Тема 1. Строение атмосферы и ионосферы Земли.

Содержание темы. Атмосфера Земли. Состав атмосферы. Причины образования ионосферы Земли. Магнитное поле Земли. Влияние магнитного поля Земли на структуру ионосферы. Слои D, E, F1, F2 ионосферы.

Тема 2.Определение радиоволн.

Содержание темы Радиоволны. Диапазоны радиоволн. Длинные, средние, короткие и ультракороткие радиоволны. Условия распространения радиоволн в атмосфере Земли. Влияние ионосферы на распространение радиоволн. Особенности распространения длинных, средних, коротких и ультракоротких радиоволн.

Контрольные вопросы по разделу.

1.Причины возникновения ионосферы Земли?

2.Какие радиоволны отражаются от ионосферы Земли?

3.Какие радиоволны сильнее затухают при распространении с изменением длины волны?

Раздел 2. Основы организации передающих и приемных устройств.

Тема 3.Принципы радиопередачи и радиоприема.

Содержание темы. Способы генерации и приема радиоволн. Принципы генерации радиоволн. Антенны для излучения радиоволн в пространство. Организация радиопередающих устройств. Принципы радиоприема. Антенны для приема радиоволн различной длины. Понятие диаграммы направленности антенны. Организация радиоприемных устройств. Понятие чувствительности и избирательности радиоприемника.

Тема 4.Способы модуляции.

Понятие модуляции радиосигнала. Амплитудная, частотная и фазовая модуляция сигнала. Квадратичная модуляция.

Контрольные вопросы по разделу.

1.Как влияет длина радиоволны на размеры передающих и приемных антенн?

2. Определить понятие избирательности радиоприемника.

3.Чем отличается обычная модуляция несущей частоты от квадратичной модуляции.

Раздел 3. Методы аналого-цифрового преобразования.

Тема 5. Методы АЦП.

Содержание темы. Понятие аналого-цифрового преобразования (АЦП). Метод последовательного счета АЦП. Метод последовательных приближений. Метод считывания. Характеристики АЦП.

Тема 6. Структура АЦП.

Преобразование временного интервала в код. Структура АЦП последовательного счета. Структура АЦП последовательных приближений. Структура параллельного АЦП.

Контрольные вопросы по разделу.

  1. Как различаются методы АЦП по быстродействию.

  2. Как определить необходимую разрядность выходного кода АЦП.

  3. Чем определяется погрешность дискретизации АЦП.

Раздел 4. Организация систем передачи изображений.

Тема 7. Передача изображений.

Содержание темы. Принципы передачи изображений. Передача и прием телевизионных сигналов. Организация систем цветного телевидения.

Тема 8. Сжатие видеоинформации.

Содержание темы. Принципы сжатия видеоданных. Стандарты сжатия видеоинформации. Методы передачи данных в цифровом телевидении.

Контрольные вопросы по разделу.

  1. Какую информацию несет видеосигнал.

  2. Какое количество строк в стандартном растре в России.

  3. Как называется стандарт сжатия видеоинформации.

  4. Как называется стандарт цифрового телевидения, принятый в России.

Раздел 5. Организация радиорелейных линий связи и спутниковые системы связи.

Тема 9. Радиорелейные линии.

Содержание темы. Общие принципы организации радиорелейных линий (РРЛ). Классификация РРЛ.

Тема 10. Спутниковые системы связи.

Содержание темы. Принципы организации спутниковых систем связи. Орбиты спутников связи. Геостационарные спутниковые системы связи. Сети связи на базе негеостационарных ретрансляторов. Преимущества и недостатки различных систем спутниковой связи.

Контрольные вопросы по разделу.

  1. Какие длины волн используются в радиорелейных и спутниковых системах передач? А если перейти к частотам – какие частоты?

  2. Какова зона обслуживания у геостационарного спутника связи.

  3. Какие спутники (какие орбиты) используются для спутникового телефона?

  4. Через какие спутники Иркутск «видит» передачи московского ТВ?

  5. Почему понятие «спутниковый канал связи» ассоциируется с термином «тарелка»?

  6. Что такое орбита типа «молния», ее особенности, какие телекоммуникационные спутники используют эту орбиту?

  7. Какова диаграмма направленности у антенны типа «Орбита»?

  8. Какие диаграммы направленности имеют антенны на геостационарных спутниках? А на спутниках системы Global Star?

  9. Можно ли организовать передачу сигнала с геостационарного спутника на Калининградскую область и только на нее (не облучая ни Польшу, ни Прибалтику)?

10. Как организовать индивидуальный прием спутниковых ТВ – передач (в Иркутске)? Что для этого потребуется?

Раздел 6. Организация сотовой и транковой связи.

Тема 11. Сотовая связь второго поколения.

Содержание темы. Функциональная схема сотовой связи. Организация подвижной станции. Организация базовой станции и центра коммутации. Эфирный интерфейс. Аутентификация и установление связи. Функции сотовой связи.

Тема 12. Сотовая связь третьего поколения.

Содержание темы. Принципы сверхширокополосной связи. Особенности сотовой связи третьего поколения.

Тема 13. Организация транковой связи.

Содержание темы. Понятие и архитектура транковой связи. Архитектура транковых сетей. Классификация транковых сетей. Система Smar Trunk. Транковые системы протокола МРТ 1327. Цифровые транковые системы.

Контрольные вопросы по разделу.

  1. Чем отличается сотовая связь от обычной радиосвязи.

  2. Аналоговая или цифровая связь в стандарте GSM.

  3. В каком поколении сотовой связи выше скорость передачи.

  4. Можно ли по транковому телефону позвонить в другой город.

  5. На каких частотах работают транковые сети.

  6. Каковы преимущества цифровых транковых сетей перед аналоговыми сетями.

Раздел 7. Системы беспроводного доступа.

Тема 14. Стандарты систем беспроводных телефонов.

Содержание темы. Организация интерфейса в стандарте DECT. Системы стандарта DECT.

Тема 15. Классификация систем беспроводного доступа.

Содержание темы. Технология WiMAX. Технология беспроводного доступа Wi-Fi. Технология беспроводной связи Bluetooth.

Контрольные вопросы по разделу.

  1. В чем преимущества телефонов стандарта DECT перед обычными шнуровыми телефонами.

  2. Какая разница в применениях систем WiMAX и Wi-Fi .

  3. На какое максимальное расстояние передают системы беспроводной связи Bluetooth.

  1. Организация промежуточного и итогового контроля знаний

Вид работы

Максимальная оценка за единицу работы

Количество работ

Возможное количество баллов

Самостоятельная подготовка к практическим занятиям

4

5

20

Выполнение практического занятия на компьютере

4

5

20

Экзамен

60

60

Итого:

100

По общему количеству баллов выводится итоговая оценка за курс

Отлично 91 – 100 баллов

Хорошо 71 – 90 баллов

Удовлетворительно 41 – 70 баллов

Неудовлетворительно до 40 балл.

Вопросы к экзамену

  1. Понятие и классификация радиоволн.

2.Атмосфера и ионосфера Земли.

3.Распространение сверхдлинных и длинных радиоволн.

4.Распространение средних и коротких волн.

5.Распространение ультракоротких волн.

6.Дальнее распространение метровых волн.

7.Дальнее распространение дециметровых и сантиметровых волн.

8.Антенно-фидерные системы.

9.Основные характеристики антенн.

10.Антенны метровых, дециметровых и сантиметровых волн.

11. Организация передающих устройств. Модуляция сигналов.

12. Организация приемных устройств. Демодуляция сигналов.

13. Основные характеристики радиоприемных устройств.

14. Приемник прямого усиления.

15. Супергетеродинный приемник.

16. Понятие аналого-цифрового преобразования (АЦП).

17. Метод последовательного счета.

18. Метод последовательных приближений.

19. Метод считывания (параллельный).

20. Основные параметры АЦП.

21. Принципы передачи изображений.

22. Принципы телевизионной развертки.

23. Передача телевизионных сигналов.

24.Принципы организации систем цветного телевидения.

25. Принципы сжатия цифровых данных.

26. Методы сжатия видеоданных.

27. Стандарты сжатия видеоинформации.

28. Методы передачи данных в цифровом телевидении.

29. Общие принципы организации радиорелейных линий связи.

30. Классификация радиорелейных линий.

31. Принципы организации спутниковых систем связи.

32. Орбиты спутников связи.

33. Разделение спутниковых служб по назначению сети.

34. Геостационарные спутниковые системы связи.

35. Сети связи на базе негеостационарных ретрансляторов.

36. Функциональная схема сотовой связи.

37. Организация подвижной станции.

38. Организация базовой станции и центра коммутации.

39. Эфирный интерфейс сотовой связи.

40. Аутентификация и установление связи.

41. Аутентификация и установление связи.

42. Принципы сверхширокополосной связи.

43.Принципы CDMA.

44. Понятие и архитектура транковой связи.

45. Архитектура транковых сетей.

46. Система Smar Trunk.

47. Транковые системы протокола МРТ 1327.

48. Стандарты систем беспроводных телефонов.

49. Организация интерфейса в стандарте DECT.

50. Классификация систем беспроводного доступа.

51. Технология WiMAX.

52. Технология беспроводного доступа Wi-Fi.

53.Технология беспроводной связи Bluetooth.

5.1. Литература

1. Андрианов В.И., Соколов А.В. Средства мобильной связи. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1998.

2. Долуханов М. П. Распространение радиоволн-М: Связь,1965.

3. Крук Б.И., Попонтопуло В.Н., Шувалов В.П. Телекоммуникационные системы и сети- М: Горячая линия-ТЕЛЕКОМ, 2003.

4. Кушнаренко Г. А. Теория и практика радиосвязи - Учебное пособие, изд. БГУЭП, Иркутск, 2008

5. Ламекин В.Ф. Модемная связь. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997.

6. Петраков А. В., Лагутин В. С. Защита абонентского телетрафика-М: Радио и Связь, 2001.

7. Ратынский М.В. Основы сотовой связи. / Под ред. Зимина Д.Б. М.: Радио и связь, 2001

5.2. Дополнительная литература

  1. Баскаков С.И.. Радиотехнические цепи и сигналы. М.: Высш. шк. 1988.

2.Уайндер С. Справочник по технологиям и средствам связи- М: Мир, 2000.

5.2. Практические и контрольные задания.

Номер темы

Номер заня-тия

Содержание занятия

Объ-ем в часах

1

1.1.

Моделирование процессов распространения

Радиоволн в пакете программ Vis Sim.

4

2

2.1.

Моделирование систем контроля одиночных ошибок

4

3

3.1.

Моделирование систем коррекции одиночных ошибок в коде Хемминга.

4

4

4.1.

Исследование в Интернет новых спутниковых систем и обсуждение результатов в классе.

3

Итого:

Практические занятия

15

5.3. Список Интернет ресурсов.

Электронное издание

Адрес в Интернет

Журнал Компьютерра

/

Журнал PCMAGAZIN/Русское издание

/

Журнал PCWEEK/Русское издание

/

Журнал Computerworld/ Русское издание

/

Базы информации по средствам связи

Журнал Мир ПК

/pcworld/

Открытые Системы

/os/index.html

Сервер Информационных

Технологий

/

Поисковые серверы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальности 220601 «Управление инновациями» иможет быть использовано для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Рис. Табл. Библиогр.: назв

    Учебное пособие
    В Логистика: учеб. пособие / С.Б. Вдовина, А.Н. Зайцев; Нижегородский государственный технический университет им Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2009.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины логика специальность 030501 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    По специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (в области стандартизации, сертификации и управления качеством)» является дисциплиной по выбору студентов, установленный Ученым Советом вуза.
  3. А. С. Пушкина Информационно-библиографический отдел Омские книги (июль сентябрь 2011 г.) Выпуск 3 Ежеквартальный библиографический указатель

    Библиографический указатель
    Омские книги : ежекварт. библиогр. указ. Вып. 3 (июль-сент. 2011 г.) / Ом. гос. обл. науч. б-ка им. А. С. Пушкина ; сост. Е. В. Шарамеева; редкол.: Л. Г.
  4. Омгту авиационные двигатели и энергетические установки Омгту

    Документ
    ОмГТУ, СибАДИ Автоматизированные системы обработки информации и управления ОмГТУ Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте ОмГУПС Агроинженерия ОмГАУ, ТФ ОмГАУ Агрономия ОмГАУ,
  5. 1 Краткая информация о расходовании средств субсидии и софинансирования по направлениям

    Образовательная программа
    «Региональная технопарковая зона/технопарк на базе Владимирского государственного университета как площадка для внедрения инновационных образовательных программ»».

Другие похожие документы..