Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Показаны этапы подготовки, требования к структуре, содержанию, оформлению, рецензированию и руководству курсовыми и выпускными квалификационными работ...полностью>>
'Лекции'
Концепции современного естествознания 80 4 1 1 1 . Экономическая география 70 4 1 1 13. Экология 70 4 1 1 14. Интернет-технологии 140 4 1 1 РАБОЧИЙ У...полностью>>
'Закон'
И вот я стою перед театральной афишей в растерянности… Какой спектакль предпочесть для моих воспитанников. От того, что именно я выберу, зависит «дет...полностью>>
'Документ'
Первое издание под названием «Альбом пороков древесины» вышло в 1969 г. За истекший период выполнен значительный объем исследований по порокам древес...полностью>>

Индивидуализация технико-тактической подготовки футболистов в группах спортивного совершенствования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

 

УДК 378.016.02.037.1:796.012.471.24(574)                                                                                                       На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАМБЕКОВ  БОЛАТ  КАЙРАТОВИЧ

 

 

 

Индивидуализация технико-тактической подготовки

футболистов в группах спортивного совершенствования

 

 

13.00.04  – Теория и методика физического воспитания,

       спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

 

        

 

 

Автореферат

 

  диссертации на соискание ученой степени

  кандидата педагогических наук

 

 

 

 

                                                               

  

Республика Казахстан

Алматы, 2009

Работа выполнена на кафедре Теории и методики физической культуры и начальной военной подготовки Казахского национального педагогического университета им. Абая.

 

 

 

Научный руководитель:                доктор педагогических наук,

доцент Акпаев Т.А.

 

Официальные оппоненты:              доктор педагогических наук,

профессор Анаркулов Х.Ф.

 

кандидат педагогических наук

доцент Джамантаев А.С.

 

Ведущая организация:                            Атырауский  государственный

                                                        университет  им. Х.Досмухамедова

 

 

 

Защита состоится  «31 » марта 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета  Д 14.41.03  при Казахской академии спорта и туризма по адресу:  050022,  Алматы,  пр. Абая, 83/85, факс: 8-7272-92-68-05

 

 

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахской академии спорта и туризма.

 

 

 

Автореферат разослан  «____»_________2009 г.

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

доцент                                                                     Бектурганов О.Е.   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Сегодня Казахстан известен мировому сообществу как самостоятельная бурно развивающая страна. Определенный вклад в это внесен и спортом и, в частности, футболом. Сегодняшнее состояние  футбола в республике обусловлено его социально-экономическим развитием. Вместе с тем без опережающего развития футбола невозможно добиться успеха и прогресса. А это требует планомерной, целенаправленной организации научно-исследовательской и методической работы.

Как известно, современный футбол предполагает проявление футболистами высокого уровня специальной работоспособности, которая складывается из нескольких составляющих, в первую очередь, технико-тактического мастерства. Б.К.Каражанов,  К.И.Адамбеков, В.А.Фомичев, В.П.Степанов.

Эффективность технико-тактических атакующих и оборонительных действий футболистов во многом связана с их личностными психофункциональными особенностями и текущим психофункциональным состоянием. Это объясняется тем, что игрокам необходимо по ходу игр быстро принимать целесообразные решения о том, как им действовать в различных быстроменяющихся игровых ситуациях. С.Г.Нуржанов, В.Н.Воронова,                      С.И. Шутова.

В процессе решения технико-тактических задач в ходе соревнования мышление спортсмена является с одной стороны, оценочным, а с другой – оно направлено на разгадывание планов соперника противником и поэтому является прогнозирующим (антиципирующим). Формы антиципации в мышлении многообразны. Одной из них является субъективное вероятностное прогнозирование собой способность человека сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о прошлом опыте и построение на основании всех имеющихся данных гипотезы о предстоящих событиях с определением степени вероятности их происхождения.

В аспекте технико-тактической деятельности футболистов очень важным является точное прогнозирование игроками своих возможностей успешно выполнить различные двигательные действия с мячом и без мяча, а также аналогичных возможностей партнеров и соперников К.С.Боранбаев,                            Е.К. Адамбеков, М.С.Полишкис, Б.Г.Чирва.

Однако следует отметить что, несмотря на большое количество проведенных исследований, вопросы определения индивидуальных способностей футболистов в аспекте способностей к антиципации в настоящее время изучены недостаточно глубоко. Это приводит к тому, что на практике оценка способностей игроков к антиципации осуществляется тренерами на интуитивном уровне, занимает достаточно много времени  и не всегда объективна (А.Г.Абалян .,  Т.А.Акпаев ).

Представляется целесообразным изучить влияние индивидуально-типологических свойств личности, в том числе способностей к антиципации, футболистов на эффективность выполнения ими индивидуальных технико-тактических действий, участия в групповых взаимодействиях, чтобы с учетом полученных данных ставить перед игроками реально выполнимые игровые задачи, вносить определенные коррективы в построении командной игры, индивидуализировать учебно-тренировочный процесс.

Все изложенное выше указывает на несомненную важность рассмотренной проблемы для повышения эффективности соревновательной деятельности не только в футболе, но и в других видах спортивных игр определяет актуальность проведения настоящего исследования. Практическая потребность и неразработанность данной проблемы определили формулировку темы исследования: «Индивидуализация технико-тактической подготовки футболистов в группах спортивного совершенствования».

Объект исследования учебно-тренировочный процесс футболистов на этапе спортивного совершенствования.

Предмет исследования – индивидуализация технико-тактической подготовки футболистов в группах спортивного совершенствования.

Цель исследования. Разработка программы индивидуальной подготовки футболистов на основе изучения личностных психофункциональных особенностей для повышения эффективности технико-тактической деятельности.

Гипотеза исследования. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что выявление индивидуальных психофункциональных особенностей футболистов, в том числе способностей к вероятностному прогнозированию, и наличие методики оценки способностей к антиципации даст возможность вносить коррективы в построение игры футбольных команд посредством постановки перед игроками адекватных их возможностям игровых задач, более целенаправленно проводить селекцию футболистов, более точно определять спортивную одаренность игроков, а также совершенствовать подготовку футболистов за счет индивидуализации учебно-тренировочного процесса.

Задачи исследования:

1.  Оценить эффективность выполнения футболистами старшего юношеского возраста индивидуальных и групповых атакующих и оборонительных тактических действий в соревновательных играх.

2. Изучить личностные психофункциональные особенности футболистов, связанные с процессами внимания и оперативного мышления, свойствами нервной системы.

3.  Выявить связь между эффективностью выполнения футболистами индивидуальных и групповых атакующих и оборонительных тактических действий и личностными психофункциональными особенностями.

 

4.  Разработать методику определения у футболистов старшего юношеского возраста способностей к вероятностному прогнозированию своих возможностей успешно выполнять различные двигательные действия с мячом и без мяча.

5.  Проанализировать связь между индивидуальными способностями футболистов к субъективному прогнозированию и объемом и эффективностью выполнения ими технико-тактических действий в различных условиях соревновательных игр.

         Методологической основой исследования послужили современные концепции личностных психологических признаков, теории спорта, целостного педагогического процесса, общетеоретические положения, отражающий  личностно-деятельностный, системно-структурный, комплексный подход к организации учебно-тренировочного и соревновательного процесса.

         Ведущая идея исследования: Индивидуализация технико-тактической подготовки футболистов есть наиболее эффективной формой для спортивного совершенствования, поэтому эта форма организации учебно-тренировочного процесса является органическим компонентом профессиональной подготовки молодых футболистов, который формируется через  создание единства общепедагогической и специальной спортивной подготовки в рамках целостного педагогического процесса.

Источники исследования: официальные документы правительства, Министерства образования и науки (постановления, государственная программа по спорту), по проблемам управления учебно-тренировочным процессом в различных видах спорта, специальные программы, философская, социологическая, психологическая, педагогическая, методическая литература по теории футбола, развития и воспитания одаренных спортсменов, опыт передовых тренеров различных видах спорта, а также собственный опыт работы в данном направлении работа менеджером в сборных молодежных и национальных командах по футболу Республики Казахстан.

Методы исследования:

- анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

-педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью футболистов;

-метод экспертных оценок;

-методы оценки антиципации футболистов;

-методы тестирования психических процессов и индивидуально-типологических свойств личности;

-математико-статические методы обработки и анализа данных.

Этапы и процедура исследования

На первом этапе (2004-2005г.г.) изучено современное состояние спортивно-педагогической и психологической жизни по вопросам индивидуализации технико-тактической подготовки спортсменов, сформулировано содержание понятий, антиципация; разработаны критерии, показатели и возможные уровни сформированности исследуемой готовности, методика диагностирования изучаемого индивидуального действия спортсменов и процедура исследования.

На втором этапе (2005-2007г.г.) исследовано исходное состояние эффективности атакующих и оборонительных тактических действий футболистов, оценка связи между личностными психофункциональными особенностями футболистов и эффективностью выполнения индивидуальных тактических действий, установлена связь между личностными особенностями футболистов и эффективного участия в групповых тактических действиях.

На третьем этапе (2007-2008г.г.) проведена опытно-педагогическая работа по проверке выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной методики индивидуальных тактических действий в группах спортивного совершенствования, осуществлен анализ полученных результатов, сформированы выводы и разработаны методические рекомендации для тренеров школ спортивного мастерства.

Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

– выявлено влияние личностных психофункциональных особенностей футболистов на эффективность выполнения ими индивидуальных технико-тактических действий и участия в групповых тактических действиях в соревновательных играх;

– определены связи между способностями футболистов к антиципация и объемом и эффективностью выполнения ими индивидуальных и групповых технико-тактических действий;

– разработана методика определения у футболистов старшего юношеского возраста способностей к вероятностному прогнозированию своих возможностей успешно выполнять различные двигательные действия с мячом и без мяча.

Теоретическая значимость. Теоретическая значимость настоящей работы заключается в определении отличительных индивидуальных признаков, характеризующих свойства личности, психическое состояние и психические процессы футболистов, которые связаны с эффективностью проведения индивидуальных и групповых технико-тактических действий в соревновательных играх, а также в разработке подхода к выявлению индивидуальных способностей спортсменов игровых видов спорта к вероятностному прогнозированию  собственной двигательной деятельности.

Данные исследования вносят определенный вклад в разработку теории и методики футбола в разделе индивидуализации технико-тактической подготовки футболистов юношеского возраста.

Кроме того, расширяется поле изучения области психической подготовленности спортсменов игровых видов спорта и раскрываются возможности для дальнейших исследований в данном направлении.

Практическая значимость проведенного исследования выражается в том, что разработана методика определения у футболистов старшего юношеского возраста способностей к вероятностному прогнозированию своих возможностей успешно выполнять различные двигательные действия с мячом и без мяча, а также выявлена зависимость эффективности технико-тактической деятельности футболистов от их индивидуальных психофункциональных особенностей. Это позволяет в практическом аспекте:

– повысить эффективность отбора и селекции футболистов, выявления наиболее одаренных игроков;

– ставить перед игроками реально выполнимые игровые задачи в соревновательных играх;

– вносить целенаправленные коррективы в построение игры команды;

– улучшить качество учебно-тренировочного процесса (планирования и организации) посредством индивидуализации технико-тактической подготовки футболистов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эффективность выполнения футболистами старшего юношеского возраста индивидуальных атакующих и оборонительных тактических действий в соревновательных играх связана с индивидуальными особенностями проявления внимания и оперативного мышления.

2. Футболисты отличающиеся по эффективности проведения групповых атакующих и оборонительных тактических действий в соревновательных играх, значительно различаются по ряду показателей, характеризующих свойства темперамента.

3. Индивидуальные способности к антиципации определяют объемы и эффективность выполнения футболистами старшего юношеского возраста индивидуальных и групповых технико-тактических действий в соревновательных играх в условиях разной степени «игровой напряженности».

4. Разработанная методика оценивания способностей к антиципации позволяет выявлять индивидуальные особенности футболистов к вероятностному прогнозированию своих возможностей успешно выполнять различные двигательные действия с мячом и без мяча.

Достоверность исследования подтверждаются обоснованностью методологических и теоретических подходов к исследованию, применения комплекса исследования, адекватным исследуемым задачам каждого этапа, ходом и результатам  опытно-педагогической работы, применением математической статистики.

База исследования: сборные юношеские и молодежные команды по футболу РК, спортивный колледж им.М.Кажимукана, футбольный клуб «Цесна».

Апробация и внедрение основных результатов исследования проведены через учебно-тренировочные занятия, участие в республиканских и Международных играх, выступление с докладом на заседаниях и семинарах кафедры «Теории и методики физической культуры и начальной военной подготовки» КазНПУ им.Абая, на научно-практических конференциях университета, международных научно-практических конференциях (Алматы, 2006, 2008), республиканских конференциях молодых ученых 2007г., г.Алматы. Внедрение результатов исследования осуществлялось также через публикацию статей в периодических изданиях, а также через чтение спецкурсов для тренеров, обучающихся по Европейской программе «Jira», разработаны методические рекомендации для студентов специализирующихся по футболу. Результаты и материалы исследования используются в практике ряда школ спортивного мастерства Республики Казахстан.

         Структура диссертации состоит из введения, трех разделов, выводов по разделам, заключения, списка использованных источников, схем, таблиц.

Во введении  обоснована актуальность темы, сформированы цель, задачи, гипотеза, выдвинуты методологические основы, определены методы исследования, теоретическая и практическая значимость, охарактеризованы этапы исследования, положения выносимые на защиту, сведения об апробации работы.

В первом разделе «Теоретические основы технико-тактической подготовки спортсменов» дана общая характеристика техники и тактики игры футбол, изучены личностные психические признаки общего характера и специальная деятельность футболистов, рассмотрена сущность понятий «антиципация» и особенности ее проявления в спортивной деятельности, разработана теоретическая  модель индивидуализации учебно-тренировочного процесса футболистов в разделе технико-тактической подготовки.

Во втором разделе. «Влияние личностных психофункциональных особенностей футболистов на эффективность выполнения индивидуальных тактических действий»  дана оценка связи между личностными психофункциональными особенностями футболистов и эффективностью выполнения индивидуальных тактических действий, освещены ход и результаты опытно-педагогической работы по проверке эффективности разработанной методики.

В третьем разделе «Индивидуальные характеристики футболистов в аспекте способностей к адаптации» выявлены и определены организационно-педагогические условия, способствующие успешному ведению игры футболистов в групповых, командных атакующих и оборонительных тактических действиях. Дана оценка связи между личностными психофункциональными особенностями футболистов и эффективностью участия в групповых тактических действиях, а так же установлены индивидуальные способности к адаптации.

В заключении сформулированы основные выводы исследования и практические рекомендации. Указаны перспективы дальнейших исследований в данной области.

 

                                      ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1 Теоретические основы технико-тактической подготовки спортсменов.

 

Многими специалистами и учеными установлено, что техника футбола представляет собой  совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели.

Технические  приемы, по мнению М.С.Полишкиса, это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения

конкретных  тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов. Искусное владение техникой - неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов ( М.С.Полишкис., В.Н.Выжгин ., Р.П.Сагасти ., А.В.Портнов).

К критериям технического мастерства футболистов многие специалисты относят следующие количественные и качественные показатели:

1.Объем и разносторонность, т.е. общее количество используемых в игре технических приемов и их широкое сочетание.

2.Эффективность, характеризуемую рациональным и безошибочным применением технических приемов, что обеспечивает оптимальное решение игровых задач.

3.Надежность, определяемую постоянством выполнения технических приемов с высокой степенью эффективности.

Как известно, техника футбола за более чем столетнюю историю развития игры претерпела определенные изменения, диалектическое противоречие между защитой и нападением, разработка прогрессивных тактических систем являются основным фактором появления, использования и совершенствования новых средств ведения игры. Кроме того, на критерии оценки техники оказывают влияние постоянное повышения уровня подготовленности футболистов, а в некоторых случаях и изменения в правилах игры.

Этап спортивного совершенствования по В.П.Филину характеризуется дальнейшей углубленной отработкой технических приемов, доведением технических навыков до высшей степени автоматизма и адаптацией футболистов к экстремальным условиям игры. Занятия все больше носят тренировочный характер и строятся в полном соответствии с условиями и режимом соревновательной деятельности.

На данном этапе до 30% времени отводится на индивидуальную тренировочную работу. Причем занимающиеся не только осваивают отстающие элементы техники, но и совершенствуют наиболее эффективно выполняемые приемы.

Как всякий целенаправленный педагогический процесс, технико-тактическая подготовка имеет конкретные задачи (А.Г.Абалян ., И.А.Клесов ., Р.Л.Кличевский ):

1.Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развитие необходимых способностей и качеств).

2.Формировать тактические умения в процессе обучения техническим приемам.

3.Обеспечить высокую степень надежности технических приемов игры в сложных игровых условиях.

4.Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.

5.Совершенствовать тактические умения с учетом игрового амплуа футболиста в команде.

6.Формировать умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в зависимости от условий (состояние партнеров, соперника, внешние условия).

7.Развивать способности к быстрым переключениям в действиях - от нападения к защите и от защиты к нападению.

8.Изучать соперников, их тактический арсенал, техническую и волевую подготовленность.

9.Изучать тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных команд.

Для решения этих задач необходимы разнообразные средства. Ведущее место в тактической подготовке занимают, естественно, упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) и двусторонняя игра, контрольные и календарные матчи, теория тактики футбола. Кроме того, большое значение имеют подготовительные упражнения для развития быстроты реакции, ориентировки упражнения на скорость переключения с одних движений (действий) на другие и т.д.; подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике (повышение степени надежности и гибкости навыков).

Касательно психических процессов у футболистов, то многие из них совершенствуются посредством занятий футболом и поэтому в большей мере обусловлены игровым опытом и знаниями игроков.

Наиболее значимой в структуре психических процессов является мышление. В мыслительном процессе футболистов выделяют следующие его типичные особенности (А.С.Брушлинский ):

– наглядность и образность, характеризующие то, что мыслительные операции выполняются на основе восприятия, представления, памяти и воображения;

– быстрота и интенсивность мышления, обусловленные жестким лимитом времени выполнения тактических действий;

– включенность мышления в практическое действие, то есть в преобразование внешней ситуации;

– ситуативность мышления, связанная с бесконечной изменчивостью ситуаций соревновательных игр;

– тесная взаимосвязь интеллектуальных операций и эмоционально-волевой сферы.

В футболе из всех личностных особенностей особо важны два показателя потребность игрока в одобрении и уровень его самооценки, в частности, уровень его притязаний.

Футболисты с заниженной самооценкой испытывают высокую потребность в мотивации извне, и наоборот, если игрок высокий уровень самооценки, он поступает исходя из собственных мнений и убеждений. Основным симптомом неадекватного уровня притязаний является стремление игрока во что бы то ни стало избегать неудач, которые в таких случаях подрывают его веру в себя.

Рассмотренные выше особенности личности на уровнях проявления нервных и психических процессов, направленности личности и социально-обусловленных взаимоотношений еще раз указывают на актуальность проблемы индивидуализации тренировочного процесса футболистов и учета данных особенностей при комплектовании команд (А.Е.Брагинский ).

Рассматривая связь психических свойств личности с тактическими действиями, специалисты обращают внимание на несколько основных индивидуально-типологических особенностей футболистов.

Некоторые спортсмены отличаются хорошей подвижностью и переключаемостью нервных процессов, другие, напротив, инертностью и заторможенностью; у одних явно просматривается несдержанность, у других уравновешенность.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-образовательный материал (1)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  2. Индивидуализация скоростно-силовой подготовки волейболисток на основе генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре теории и методики физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  3. Методические основы технической подготовки футболистов 13 глава тактическая подготовка юных футболистов 24 Понятие о тактической подготовке 24

    Реферат
    Футбол - наиболее популярная и массовая игра у детей и юношей. Он помогает воспитывать такие ценные морально-волевые качества, как целеустремленность и коллективизм, дисциплинированность, выдержку, а также совершенствовать основные
  4. Спортивная физиология

    Документ
    Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных
  5. Теория и практика футбола многогранна и находится в постоянном развитии

    Документ
    Теория и практика футбола многогранна и находится в постоянном развитии. Лежащая перед вами книга – это еще одна ступенька в познании социально значимого процесса под названием «футбол».

Другие похожие документы..