Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Размещение заказов является одной из самых наиболее уязвимых в отношении коррупции сфер экономики. В данной сфере годами складывались взаимоотношения...полностью>>
'Конспект'
– це комплексна науково-практична система надання допомоги особистості у вільному, активному і свідомому виборі професії, що задовольняє потреби особ...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Влияние структуры капитала на стоимость компании. Подход Ф. Модильяни и М. Миллера. Влияние дивидендной политики на стоимость компании. Использование...полностью>>
'Публичный отчет'
Осмотр инженерных коммуникаций; чистка снега; посыпка от гололеда; побелка деревьев; обкос травы; частичное утепление чердачного помещения; ремонт кв...полностью>>

Сретенка и Большая Лубянка: совершенно секретно

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОЛИМП-ПЛЮС»

ПРОКЛЯТИЕ БОЯРИНА КУЧКИ

АВТОРСКАЯ ЭКСКУРСИЯ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ЗАГАДКИ ИСТОРИИ»

Автор работы: Даненгирш Илианна,

ученица 9 класса.

Руководитель работы:

Кузьмина Анастасия Викторовна,

учитель истории.

МОСКВА, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ……………………………………………………………………………………….3

  2. Тайны Мясницкой улицы....................................................……………………………....…..4

  3. Сретенка и Большая Лубянка: совершенно секретно………………………………......…..10

  4. Призраки Сухаревской башни……………………………………………………………….18

  5. Заключение……………………………………………………………………………………21

  6. Список литературы……………………………………………………………………….......22

  7. Приложение 1. Сценарий авторской экскурсии «Проклятие боярина Кучки»...................23

  8. Приложение 2. Маршрутный лист с заданиями для экскурсанта........................................26

  9. Приложение 3. Список храмов и церквей, уничтоженных в годы советской власти........30

  10. Приложение 4. Портфель экскурсовода..................................................................................31

  11. Приложение 5. Фотоотчет «В поисках приведений»............................................................32

ВВЕДЕНИЕ

Имеют ли места особенную память, мистическо-энергетическую? Определяют ли судьбу конкретного места трагические события, которые произошли там когда-то? Наш проект посвящен исследованию самого загадочного района Москвы, который мы прозвали «московским бермудским треугольником». Это район Сретенки, Сухаревки и Мясницкой улиц. Давным-давно, во времена Юрия Долгорукого здесь жил боярин Кучка. Князь Юрий захотел построить здесь город, но Кучка не согласился уступить это место, проклял князя и место, на которое он покусился. Юрий утопил его в пруду, который, прозвали поганым (ныне чистый). С тех пор эта территория стало местом, где постоянно происходят покушения на «естественные права» человека: право на жизнь, свободу мысли и слова. Судите сами: здесь находилось поместье Салтычихи, замучившей 138 ни в чем не повинных душ; здесь в 18 веке зародилось русское масонство как символ новой эпохи в России - эпохи Просвещения, но и оно было задушено тисками самодержавия, здесь были сломлены тысячи судеб советских граждан в застенках Пятого управления КГБ. Цель нашего проекта: создать авторскую экскурсию по теме: « Проклятие боярина Кучки». Для этого необходимо было изучить историю улиц, найти общие тенденции в их развитии, выявить общие факты жизни жителей этого района, классифицировать причины трагедий в их судьбах. Наш проект состоял из нескольких этапов: были изучены основы экскурсоведения1, мы стали участниками нескольких пешеходных экскурсий общества пеших прогулок Москваход2, а также автобусной экскурсии «По следам московских приведений» туристического агентства «Ванд Интернэшнл тур», были отобраны и проанализированы различные источники, отражающие специфику исторического развития интересующего нас района. Работа также включала в себя разработку нового маршрута несуществующей в туристических каталогах пешеходной экскурсии по Москве, подготовку текста и «портфеля» для экскурсовода. В ходе работы над проектом, были изучены и применены следующие методические приемы проведения экскурсии: прием предварительного осмотра, предполагающий выявление у объектов запоминающихся деталей; прием зрительной реконструкции – это восстановление первоначального облика частично сохранившегося или разрушенного объекта; прием зрительного сравнения (по сходству / по контрасту); прием зрительной аналогии, с помощью которого экскурсовод привлекает экскурсантов к поиску параллелей во временных пластах истории и судьбах людей.

  1. ТАЙНЫ МЯСНИЦКОЙ УЛИЦЫ

Название улицы известно с 16 века, дано по находившейся здесь в 16 - 17 вв. слободе мясников. Близость к «Коровьей площадке» - месту торговли скотом - обусловила поселение здесь мясников. Но так как Мясницкая вела в дворцовое село Преображенское и Немецкую слободу (Лефортово), на ней с петровских времен обосновалось титулованное дворянство во главе со всемогущим Меншиковым. По улице часто проезжали царь, его семья и приближенные.

Для нас особый интерес представляет церковь Архангела Гавриила. Первые упоминания о ней в истории относятся к 1551 году, а до начала XVIII на ее месте стояла деревянная церковь. Современное здание появилось благодаря князю Александру Даниловичу Меншикову. Он приобрел себе усадьбу, которая выходила на мясницкую улицу, и стал частым прихожанином еще тогда деревянного храма Архангела Гавриила. А в 1704 году по приказу князя храм был снесен, и на его месте возвели современное здание церкви. Тогда там же был водоем, называемый Погаными прудами (сейчас, Чистые пруды). По преданию, места у Чистого пруда, ранее называемого Поганым, связаны с зарождением Москвы. Якобы здесь было село, принадлежавшее боярину Степану Кучке, который не только не оказал должных почестей посетившему его князю Юрию Долгорукому, но и недальновидно обидел его. Долгорукий повелел боярина убить, а тело сбросить в пруд, отчего, как гласит эта легенда, водоем и стал называться Поганым.

Есть, правда, и другое предположение, по нему название "Поганый пруд" уходит корнями в седую древность, в те времена, когда в этих краях вводилось христианство и уничтожали языческих идолов ("язычник" по латыни раgаnus, отсюда и слово "поганый"), бросая их в воду.

По третьей и самой распространенной версии, свое название пруд получил оттого, что в него сваливали отбросы с мясных боен, стоявших поблизости на Мясницкой улице.

Благодаря приказу Меньшикова «поганые» пруды очистили, и они стали называться Чистыми. Строительство прудов было поручено архитектору Зарудному и длилось оно три года.

В 1706 году в церкви Архангела Гавриила появилась очень ценная вещь в виде образа Полоцкой Божьей Матери, которую Меньшиков привез после битвы под Калищем, где войска во главе с князем одержали победу. По легенде эту икону писал сам евангелист Лука. А в 1723 году церковь постигла страшная участь. Произошло событие, трудно объяснимое. 13 июня один из священников церкви после вечерней службы упал замертво на паперти. На следующий день во время отпевания над церковью сгустились тучи, загремел гром, и молния ударила прямо в крест, загорелся купол. Пожар тушили около двух часов, трудность заключилась в том, что башня была очень высокой. А когда огонь перекинулся на ферму, сделанную из дуба, то стали обрываться колокола и проламывать церковные своды. Упавшие колокола погубили людей, выносившие в это время ценности и реликвии. Верх башни был целиком утерян. Однако драгоценную икону удалось спасти, и в 1726 году по приказу тяжело больного Меньшикова ее перевезли в Петербург, где на Васильевском острове находилась домовая церковь князя. В 1727 году Меньшиков был сослан в ссылку, а икона исчезла.

Церковь имела много отличительных черт. Она была практически на три метра выше колокольни Ивана Великого, которая считалась гордостью и одной из достопримечательностей Москвы. Горожане, невзлюбившие князя, считали, что этим самым Меньшиков попытался «уязвить» их. На башне церкви был установлен шпиль с флюгером в виде парящего ангела с крестом в руке. На последних, самых верхних трех сквозных ярусах располагались 50 колоколов, да еще куранты, купленные в Лондоне за большие деньги.

В истории есть одно предположение о причине разрушения церкви. Меньшиков недолго прожил на Мясницкой улице. Он уехал из своего дворца, когда был назначен губернатором Петербурга. Храм начал разрушаться. Архитектор Зарудный еще в 1721 году (за два года до злополучного пожара) в письмах предупреждал князя и о протекающей кровле, о том, что куранты уже остановились, иконостас так и стоит недоделанным, а деревянные части церкви гниют и могут вот-вот упасть.

После пожара, долгое время простоявшую в разрушенном состоянии церковь, в 1787 году стал восстанавливать Гавриил Измайлов. Он убрал один ярус, колокола и шпиль. Купол он оформил в виде винтообразной свечи. Гавриил принадлежал к масонам Педагогической семинарии, которые называли себя мартинистами. Как снаружи, как и внутри он украсил церковь масонскими символами, эмблемами и латинскими надписями. Многие из представителей масонов были арестованы после уличения их в связи с прусским двором, с которым тогда враждовала Россия, но оставленные Измайловым на стенах церкви знаки продержались там еще несколько десятилетий до того, как в 1852 году вышел приказ митрополита Филарета уничтожить их. Вообще гонение на масонов началось еще при Екатерине II.

Один из самых известных масонов Н. И. Новиков продвигал в России идеи просвещения и всеобщей грамотности. У Новикова было три типографии, одна из них находилась в Армянском переулке, что рядом с Маросейкой, а другая у Сухаревской башни в доме Генрихова. Сначала Екатерина не видела в этом ничего серьезного и считала это безобидным увлечением. Но вскоре ей показалось, что это угрожает ее власти, и тогда она запретила масонство. Библиотека Новикова была сожжена (более 18 656 книг), а его самого сослали в Шлиссельбург, где он содержался до вступления на престол ПавлаI. Масонов называли еретиками, отступниками от веры, богохульниками, преданными антихристу, говорили, что они за несколько тысяч верст убивают неприятелей своих, что мужчины и женщины живут безразлично одни с другими, что они исполняют многие магические обряды, что спят со скелетами в гробах, а при вступлении с них берут клятву служить дьяволу.

На самом деле это было совсем не так. Они были никто иные как христианские мистики: толковали природу и человека, искали таинственный смысл в Ветхом и Новом заветах, требовали христианских добродетелей от учеников своих, не вмешивались в политику, а ставили в закон верность государю. Также они проповедовали истинную евангельскую любовь, не щадили капиталов в пользу благотворительности бедным и несчастным, заботились об устройстве аптек и больниц. То есть масоны были «строителями», проектерами нового более справедливого и гуманного общества, где люди будут относится друг к другу как братья. Вступление в братство масонов предполагало прохождение определенного обряда посвящения.

При вступлении в масоны посвящаемого с завязанными глазами полураздетого с оголённым плечом и рукою водили по подземельям, заставляли клясться на Библии и мече, ставили на кабалистический треугольник или ковёр, клали в гроб, заставляли переплывать воду или перебегать через огонь. В назначенной комнате приготовляли три стола. Белый, черный и желтый. На первом лежала Библия, знак рыцаря т.е крест в сердце, обнаженный меч, погашенный светильник, кость мертвой головы, над которой зажжена лампада, небольшой сосуд с чистою водою и дощечка с надписью: «Познай себя, обрети блаженство внутри тебя сущее». На втором столе полагалось изображение пламенной звезды, а на третьем – рукомойник с водою, белые перчатки и мастерская золотая лопатка.

В конце концов, освящаемому вручали передник и перчатки и давали небольшой ключ из слоновой кости, отпирающий дверь ложи; при этом посвящаемому сообщался пароль или слово, по которому он узнавал брата-масона; помимо этого объяснялось так же ему как делать рукопожатие, и другие знаки при встречах с незнакомыми братьями-масонами. Так же они носили перстни с нарисованной на них мертвой головой (черепом Адама) и подписью «помни смерть». Каждый вступающий в масоны в екатерининское время перед введением в ложу обязан был клятвенно обещать исполнить следующее:

1) Прилежное упражнение в страхе божьем и тщательное исполнение заповедей Евангельских

2) Непоколебимую верность и покорность своему государю с особливою обязанностью охранять престол его не только подолгу общей верноподданным присяги, но и всеми силами стремясь изобретать и употреблять всякие к тому благие и разумные средства. Таким же образом стараясь отвращать и предупреждать всё оному противное тайно и явно наипаче настоящие времена адского буйства и волнения против властей державных.

3) Рачительное и верное исполнение уставов и обрядов своей религии и т.д. (только христианин мог быть выбран в масоны.

Теперь в доме Меншикова-Измайлова на Мясницкой улице разместился почтамт. Интересно, что и в 1860-х гг. на Мясницкой улице напротив почтамта, в бывшем доме Кусовникова, тоже существовали целый ряд комнат со всеми атрибутами и украшениями прежнего масонства. Новые владельцы этого дома - очень состоятельные, но скупые муж с женой – из-за суеверного страха заколотили все двери этих комнат навсегда. Оригиналы-старики прожили более 50 лет ни разу не преступив порога таинственных и страшных комнат. На Мясницкой, говорят можно увидеть призрак старика Кусовникова. Богатые супруги Кусовниковы оберегали свои деньги от воров весьма оригинально: каждую ночь, взяв все ценности, катались по городу на кабриолете. Лишь один раз они оставили сбережения дома, спрятав их в дворницкой. Это их и подвело. Дворник, не зная о тайнике, развел огонь, и почти все купюры сгорели. Жена, увидев это, скончалась на месте, а муж еще долго хлопотал, пытаясь обменять кусочки купюр на целые банкноты. Сейчас по вечерам седенький старичок появляется на месте своего домика рядом с дореволюционной пятиэтажкой под номером 17 и причитает: "Ох, денежки мои, денежки!"

На улице Мясницкая находится еще один дом, связанный с масонством. Сейчас это Дом Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (РАЖВЗ). Он был построен во второй половине 18 века по проекту выдающегося русского зодчего Василия Ивановича Баженова для московского губернатора Ивана Ивановича Юшкова. Это одно из немногих сохранившихся в Москве зданий-памятников творчеству великого архитектора. Он был построен в форме «рога изобилия», что называют неким масонским символом.3 Были слухи, что наряду с блестящими приемами в гостеприимном доме Юшкова, проводились тайные собрания масонской ложи, которые посещали книгоиздатель и общественный деятель Н.Новиков, поэт М.Херасков, писатель Н.Карамзин и многие другие. Удивительно, но дом каким-то чудом пережил два

грандиозных московских пожара 1812 и 1816 гг. , причем во время второго пожара сгорела практически вся Мясницкая улица. В 1844 г. сын Юшкова продал дом Московскому художественному обществу, несмотря на то, что купцы предлагали ему за него гораздо большую сумму. Впоследствии училище живописи прославилось своими преподавателями и выпускниками (Шехтель, Шишкин, Серов, Коровин, Нестеров, Петров-Водкин, Поленов, Васнецов, Саврасов, Перов, Прянишников и др.). В 1940-е гг. этот центр искусства был перепрофилирован в Московский механический институт боеприпасов, затем в МИФИ (московский инженерно физический институт). Кстати, расположенные в подвале МИФИ лаборатории породили среди жителей центра Москвы по сей день бытующую легенду, что именно тут, «в непосредственной близости от православных святынь» был размещен первый советский атомный реактор «на котором работал диссидент Сахаров».

Трагическая судьба постигла еще одного знаменитого жителя района. В 22-летнем возрасте погиб талантливый поэт Д. Веневитинов. Попав под подозрение в связях с декабристами, просидел три дня на гауптвахте, простудился и скоропостижно скончался. Интересно, что свою смерть он предсказал в стихотворении, посвященном его помпеянскому перстню (был подарен ему возлюбленной):

Века промчатся, и быть может,

   Что кто-нибудь мой прах встревожит

   И в нем тебя отроет вновь;

   И снова робкая любовь

   Тебе прошепчет суеверно

   Слова мучительных страстей,

   И вновь ты другом будешь ей,

   Как был и мне, мой перстень верный.

При вскрытии гроба в момент перезахоронения тела, руки поэта были вытянуты вдоль туловища (а не скрещены на груди, как принято у православных), что натолкнуло исследователей на мысль о самоубийстве. Эту версию высказал доктор филологических наук В. Н. Орлов: «Поэт находился в крайне тревожном настроении. В последнем его письме (к Погодину) есть такие строки: "Я уже выше писал, что тоска замучила меня. Здесь, среди холодного, пустого и бездушного общества, я - один".4 Другие же считают, что он сильно страдал от безответной любви к Зинаиде Волконской.

В районе Мясницкой были загублены жизни не только многих людей, но и трагически решена судьба всего православного наследия России. Рядом с особняком Черткова, впоследствии первой публичной московской бибилотекой, находилась церковь архидьякона Евпла - редкостный «гибрид» допетровской и западноевропейской архитектуры. Ее пытался спасти сам архитектор Щусев. Но журнал «Коммунальное хозяйство» отвечал: «Сохранять при росте и перепланировке столицы всякую церковь Евпла только потому, что это памятник старины, бесполезно и даже вредно».5 Обреченную церковь Евпла москвичи прозвали «Жертва мечты». Потому что власти мечтали вместо нее построить дворец трестов, но поленились. Получается, взорвали задаром, "искусства ради". Сегодня на этом месте - котлован.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что и на улице Мясницкой проклятие Кучки имеет свое место. В этом мире нет ничего вечного: идолы всегда будут повержены, земли отобраны, деньги потеряны, лучшие помыслы либо не поняты, либо опорочены. Стремление к излишнему богатству погубило Меншикова, Кусовниковых, страстная любовь к женщине - Д. Веневитинова, а идеализация абсолютной власти погубила масонов. На этой улице работал один из первых диссидентов советского общества - академик Сахаров. Но наиболее ярко борьба с «диссидентским движением» отразится в истории Большой Лубянки.

II. БОЛЬШАЯ ЛУБЯНКА – СРЕТЕНКА: СОВЕШЕННО СЕКРЕТНО

Сретенка — одна из самых древних московских улиц. До середины прошлого столетия Сретенкой именовали обе улицы, плавно сменяющие друг друга, — Большую Лубянку и собственно Сретенку. Еще в XII веке, когда Москва была лишь маленькой окраинной крепостью, здесь проходила часть дороги из Киева в Ростов Великий, Суздаль, Кострому, Владимир-на-Клязьме. Многие ученые считают, что именно в районе Сретенки находилась в глубокой древности укрепленная усадьба, небольшой замок одного из первых «москвичей», боярина Стефана Кучки, убитого Юрием Долгоруким. С этим местом также связана трагедия времен Ивана Грозного. 25 июля 1570 года здесь были подвергнуты мучительной казни 120 бояр и служилых людей, обвиненных царем в "великих изменных делах".

Сретенка — не только одна из наиболее старых московских улиц, это один из древнейших московских городских топонимов. На протяжении веков название улицы Сретенки не менялось — в отличие от многих, даже большинства московских магистралей. Однако топоним этот встречается в исторических документах в различных формах: Усретенская, Устретенка, Встретенка, Большая Встретенская улица. Чему же обязано своим происхождением наименование улицы? Оказывается — древнему московскому Сретенскому монастырю, который был основан еще в XIV веке, и необычному и достопамятному событию в истории Москвы и России, сретению («встрече») жителями Москвы в этом месте нашей православной святыни — чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Встреча эта произошла в 1395 году, когда Москве и русским землям угрожало войско беспощадного Тимура (Тамерлана), которое уже совершило два опустошительных похода на Москву.

26 августа, однако, он вдруг остановился и дал приказ своему огромному войску повернуть на юг и двигаться вместе со всем награбленным имуществом прочь, за пределы владений русских князей. Что послужило причиной такого внезапного изменения намерений Тамерлана? Надвигающаяся дождливая осень? Трезвая оценка бесплодности похода по ранее ограбленной русской земли? Или все же чудо?

В честь избавления Москвы от войск Тамерлана великий князь принял решение построить на месте встречи иконы Владимирской Божией Матери мужской монастырь, чтобы прославлять ее чудодейственную силу в веках. Таким образом, в 1395 году у церкви Марии Египетской, на месте встречи иконы Девы Марии, был заложен храм в ее честь, а в 1397 году здесь был создан небольшой монастырь, который вскоре получил от москвичей наименование Сретенский.

Перенесение Владимирской иконы в Москву не только спасло город от разорения Тамерланом. Оно знаменовало собой и совершенно новый этап в истории самой Москвы как центра русских земель, — об этом следует вспомнить именно в связи с празднованием 850-летия столицы. «Ее перенесение, — завершает свой комментарий И. Е. Забелин, — в полноте выразило в религиозном движении всенародного сознания ту истину, что отныне Москва становится стольным городом не одного Московского Княжества, но стольным городом и всех других Княжеств, стольным городом всей Русской Земли. Чудотворная икона своим переселением в Москву освятила политическую твердыню города». Вот какой огромный пласт истории Отечества оказался скрытым за внешне непритязательным, привычным и даже обыденным московским топонимом Сретенка!

В советское время судьба храма была печальной: в 1917 году его закрыли, позднее в нем устроили общежитие, а затем превратили в гараж. В конце 50-х годов в этой церкви были размещены реставрационные мастерские. Возвращение храма верующим произошло только в 90-е годы. Следует добавить, что у церкви этой есть одна характерная особенность: ее алтарь был устроен на северной стороне (а не на восточной, как это положено) — он был направлен в ту сторону, откуда была принесена по северной дороге из Владимира чудотворная икона Божьей Матери.

От площади сретенских ворот отходят два бульвара: Сретенский бульвар – самый короткий на бульварном кольце, длина его составляет всего двести четырнадцать метров – и Рождественский. По сути дела, это — пятисотметровый крутой береговой склон, который шел вниз, к реке Неглинной. Имя свое Рождественский бульвар получил по улице Рождественке (которая на несколько десятилетий была переименована в улицу Жданова) и Рождественскому женскому монастырю, основанному в 1386 году и сохранившемуся до наших дней. Любопытно, что та стена монастыря, которая выходит именно на Рождественский бульвар, хорошо знакома многим людям, даже тем, которые ни разу и в Москве-то не бывали. Каким же образом? Ларчик открывается просто: стена эта изображена на картине Василия Перова «Тройка», той самой, на которой три бедно одетых подростка изо всех сил тянут по дороге вдоль кирпичной стены вверх, куда-то на гору тяжелые сани с бочкой, наполненной водой (жители окрестных мест действительно брали воду в бассейне, расположенном на Трубной площади; особенно тяжело было возить воду по крутому Рождественскому бульвару). Еще более тяжкой была судьба жителей Лубянской улицы.

Топоним "Лубянка" появился в лексиконе москвичей лишь три столетия назад. Откуда взялось это название - спорят и поныне, однако наиболее вероятной выглядит новгородская версия. Дело в том, что в трудные и опять-таки кровавые времена формирования централизованного Государства Российского к нему был присоединен вольнолюбивый Великий Новгород. Чтобы уничтожить чересчур независимый и боевой дух республиканцев, в конце XV -- начале XVI века Иван III переселил несколько тысяч новгородцев в другие города, в том числе в Москву, на территорию сегодняшнего лубянского квартала. В память о своем родном городе, где была улица Лубяница или Лубянка, переселенцы с севера принесли в столицу это название. Так что с самого XV века на Лубянке по своей воле не селились. 25 июля 1662 года Лубянская площадь стала эпицентром Медного бунта.. . ……….. ..

В 18 веке Лубянка становится одним из аристократических районов города: там проживал ряд именитых московских фамилий – Голицыны, Волконские, Долгорукие, Хованские, Дадиани... Но от своей жуткой судьбы площади было никуда не деться: тут же находился двор знаменитой своей жестокостью к крепостным крестьянам дворянки Салтыковой, вошедшей в историю под именем Салтычихи. Девичья фамилия Салтычихи была Иванова. Она была дочерью столбового дворянина, состоявшего в родстве с Давыдовыми, Мусиными-Пушкиными, Строгановыми и Толстыми. Вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова. У них родилось два сына, которые были записаны на службу в гвардейские полки. В двадцать шесть лет Салтычиха овдовела и получила в своё полное владение около шестисот крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях. Следователь по делу Салтычихи надворный советник Волков основываясь на данных домовых книг самой подозреваемой составил список из 138 фамилий, судьбу которых предстояло выяснить. Согласно официальным записям 50 человек считались «умершими от болезней», 72 человека — «безвестно отсутствовали», 16 считались «выехавшими к мужу» или «ушедшими в бега». По показаниям крепостных крестьян, полученным во время «повальных обысков» в имении и деревнях помещицы, Салтыковой было убито 75 человек, в основном женщин и девушек. До смерти мужа за Салтычихой не замечалось особой склонности к насилию. Но примерно через полгода после овдовения она начала регулярное избиение прислуги. Основными поводами для наказания были недобросовестность в мытье полов или стирке. Истязания начиналось с того, что она наносила провинившейся крестьянке удары попавшимся под руку предметом (чаще всего это было полено). Провинившуюся затем пороли конюхи, порой до смерти. Салтычиха могла облить жертву кипятком или опалить ей волосы на голове. Также Дарья Николаевна использовала для истязаний горячие щипцы для завивки волос, которыми хватала жертву за уши. Она часто таскала людей за волосы и при этом била их головой о стену длительное время. Многие убитые ею, по словам свидетелей, не имели волос на голове, Салтычиха рвала волосы пальцами, что свидетельствует о её немалой физической силе. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе. В одном эпизоде досталось от Салтычихи и дворянину. Землемер Николай Тютчев — дед поэта Фёдора Тютчева — длительное время ухаживал за ней, но потом решил жениться на другой, за что Салтычиха чуть не убила его вместе с женой. Во время подготовки к покушению была приготовлена мощная бомба. И только нерешительность крепостных Салтыковой и подброшенная ими анонимка о предстоящем покушении спасла жизнь капитану Тютчеву. Вместе с тем Салтычиха вела набожный образ жизни. Она делала пожертвования церкви и ежегодно совершала паломничества к православным святыням, таким как Киево-Печерская лавра. Первоначально жалобы крестьян привели лишь к наказаниям жалобщиков, так как у Салтычихи было влиятельные родственные связи, и ей удалось подкупить должностных лиц взятками. Но двум крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жён которых она убила, в 1762 году всё же удалось передать жалобу только что вступившей на престол Екатерине II. Хотя Салтычиха принадлежала к знатному роду, Екатерина II использовала ее дело в качестве показательного процесса, который ознаменовал новую эпоху законности. Московской юстиц-коллегией было произведено следствие, продолжавшееся шесть лет. Следствием занимался безродный чиновник Степан Волков и его помощник надворный советник князь Дмитрий Цицианов. Они проанализировали счётные книги Салтычихи, что позволило установить круг подкупленных чиновников. Следователи также изучили записи о движении крепостных душ, в которых было отмечено, какие крестьяне были проданы, кто был отправлен на заработки и кто умер. Было выявлено много подозрительных записей о смертях. Так, например, двадцатилетняя девушка могла поступить на работу в качестве прислуги и через несколько недель умереть. Согласно записям, у Ермолая Ильина (одного из жалобщиков, который служил конюхом) умерло подряд три жены. Некоторых крестьянок будто бы отпускали в родные деревни, после чего они тут же умирали или пропадали без вести. Изучение архивов канцелярии московского гражданского губернатора, московского полицеймейстера и Сыскного приказа выявило 21 жалобу, поданную на Салтычиху её крепостными. Все жалобщики были возвращены помещице, которая произвела над ними собственный суд. Салтычиху взяли под стражу. При допросах применялась угроза пытки (разрешение на пытку получено не было), но она ни в чем не созналась. Не сработали и уговоры раскаяться священника московской церкви Николая Чудотворца Дмитрия Васильева. Затем был произведён повальный обыск в московском доме Салтычихи на Сретенке и в Троицком, сопровождавшийся опросом сотен свидетелей. Были обнаружены бухгалтерские книги, содержавшие информацию о взятках чиновникам московской администрации, а опрошенные рассказали об убийствах, сообщили даты и имена жертв. Взятки получили начальник полицеймейстерской канцелярии Молчанов, прокурор Сыскного приказа Хвощинский, присутствующие Сыскного приказа Вельяминов-Зернов и Михайловский, секретарь Тайной конторы Яров, актуариус Сыскного приказа Пафнутьев. Весной 1765 года следствие в московской Юстиц-коллегии было формально окончено и направлено для дальнейшего рассмотрения в Департамент Правительствующего Сената. По итогам следствия Волков пришёл к заключению, что Дарья Салтыкова «несомненно повинна» в смерти 38 человек и «оставлена в подозрении» относительно виновности в смерти ещё 26 человек. Судебное разбирательство длилось более трех лет. В конце концов, судьи признали обвиняемую «виновной без снисхождения» в тридцати восьми доказанных убийствах и пытках дворовых людей. Однако сенаторы не стали выносить конкретного приговора, переложив бремя принятия решения на царствующего монарха - Екатерину II. В течение сентября 1768 года Екатерина II несколько раз переписывала приговор. Салтыкова Дарья Николаевна была приговорена к лишению дворянского звания; пожизненному запрету именоваться родом отца или мужа (запрещалось указывать свое дворянское происхождение и родственные связи с иными дворянскими фамилиями); отбыванию в течение часа особого «поносительного зрелища», в ходе которого осужденной надлежало простоять на эшафоте прикованной к столбу с надписью над головой «мучительница и душегубица»; к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения (свет дозволялся только во время приёма пищи). Так же указывалось предать наказанию ссылкой на каторжные работы сообщников Дарьи Салтыковой (священника села Троицкого Степана Петрова, одного из «гайдуков» и конюха помещицы). В монастыре, куда прибыла осуждённая после наказания на Красной площади, для неё была приготовлена особая камера, названная «покаянной». Высота отрытого в грунте помещения на превышала 2 метров, оно полностью находилось ниже поверхности земли, что исключало всякую возможность попадания внутрь дневного света. Узница содержалась в полной темноте, лишь на время приёма пищи ей передавался свечной огарок. Салтыковой не дозволялись прогулки, ей было запрещено получать и передавать корреспонденцию. Салтычиха провела в тюрьме тридцать три года и умерла 27 ноября 1801 года.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф. М. Достоевский Дежурный сержант милиции лениво откинулся на стуле и спросил

    Документ
    ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ Глава 17. ЧИСТИЛИЩЕ Глава 18. ЗА ГРЕХИ ОТЦОВ Глава 19. КОГДА ПРОСЫПАЮТСЯ МЕРТВЫЕ Глава 0. ВТОРАЯ ЖИЗНЬ Глава 1. ОБЕЗЬЯНА ГОСПОДА БОГА РОМАН Глава 1.
  2. В. Звягинцев "Разведка боем"

    Документ
    В большой темноватой комнате, похожей своими высокими потолками, старинной мебелью, стенными панелями резного дуба и стрельчатыми окнами на холл аристократического дома или даже замка викторианской эпохи, находились два человека — мужчина и жен­щина.
  3. В. А. Гиляровский, Собрание в четырех томах, т

    Документ
    кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя.
  4. Владимир Гиляровский. Москва и москвичи

    Документ
    Я москвич! Минувшее проходит предо мною Привожу слова пушкинского Пимена, но я его несравненно богаче: на пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням,
  5. Людмила Улицкая (2)

    Документ
    "Зеленый шатер" - это роман о любви, о судьбах, о характерах. Это настоящая психологическая проза. Но вместе с тем, новое произведение Улицкой шире этих определений.

Другие похожие документы..