Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Розвиток в Україні сучасних інформаційних технологій, телекомунікаційних систем, комп'ютеризація суспільства в цілому приводять до появи нових пробле...полностью>>
'Рабочая программа'
Дисциплина «Региональные и местные налоги и сборы с организаций» базируется на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения основ экономичес...полностью>>
'Конкурс'
Польско-Американский Фонд Свободы (Спонсор программы) и Польско-Американская Комиссия Фулбрайта (Администратор программы) объявляют открытый конкурс ...полностью>>
'Закон'
В юридической науке неоднократно утверждалось и утверждается, что связующую и объединяющую роль в отношениях между гражданским обществом (как неполит...полностью>>

Итоги коррекционной работы стр. 71 Заключение стр. 74 Список литературы стр. 77 Приложения

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Содержание коррекционной работы по преодолению нарушений коммуникативной функции речи у детей раннего возраста

Выполнила:

учитель-логопед МДОУ ЦРР

ДС № 155 г.Челябинска

Лебедкина Е.В.

группа № 216

г.Челябинск-2010г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………......стр.3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    1. Коммуникативная функция речи, определение понятий,

характеристика………………………………………………………….. стр.6

    1. Закономерности формирования коммуникативной функции речи у детей раннего возраста………………………………………….…….. стр.14

1.3 Проявление нарушений коммуникативной функции речи детей раннего возраста………............................................................................. стр.28

Глава II. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

2.1 Методики изучения коммуникативной функции речи…….. стр.42

2.2 Проявления нарушений коммуникативной функции речи… стр.53

2.3 Содержание коррекционной работы………………………… стр.60

2.4 Итоги коррекционной работы……………………………..… стр.71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………...… стр.74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………..… стр.77

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Ребенок после появления на свет постепенно вступает в контакты с начало с взрослыми, а потом и со сверстниками. Он реализует при этом свою прирожденную способность стать человеком. Не будь ее – никто и ни что не помогло бы ему. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым .

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности .

За прошедшее полтора столетия особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями-психологами, лингвистами, педагогами, дефектолагами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди трудов отечественных ученых следует прежде всего назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, Н.Х. Швачкина, Г.Л. Розенград-Пупко, С.Л Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Р.М. Боскис и других [11].

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенград-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, Н.И. Лепская, А.М Шахнарович, С.Н. Цейтлин и других, подробно описано становление речи у детей начиная от стадии лепета до семи лет.

Всем хорошо известно, что психическое развитие детей раннего возраста во многом определяется здоровьем малыша. Основную пробле­му представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема paзвития и формирования речевого общения остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации детей. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом .

Коммуникативная деятельность побуждается особыми потребностями и мотивами, является сложной многоуровневой структурой.

Знания о проявлениях нарушений речи у детей раннего возраста позволит своевременно начать коррекционную работу и предотвратить негативное влияние нарушений речи на психическое развитие ребенка, адаптацию и социализацию.

Таким образом, проблема проявления нарушений коммуникативной функции речи у детей раннего возраста является актуальной.

Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по преодолению нарушений коммуникативной функции речи у детей раннего возраста.

Для достижения цели исследования были поставлены задачи:

  1. Проведение теоретического исследования по проблеме преодоления нарушений коммуникативной функции речи у детей раннего возраста;

  2. Подготовить и провести экспериментальное исследование по изучению нарушений коммуникативной функции речи у детей раннего возраста;

  3. Изучить методики обследования коммуникативной функции речи у детей раннего возраста;

  4. Показать возможности преодоления нарушений коммуникативной функции речи у детей раннего возраста.

Объект исследования: дети раннего возраста с нарушениями коммуникативной функции речи.

Предмет исследования: проявления нарушений коммуникативной функции речи у детей раннего возраста.

Методы исследования: экспериментальные методики.

Наблюдение, беседы, эксперимент, экспериментальные методики проводились на базе МДОУ ЦРР ДС № 155 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 5 детей в возрасте от 2 до 3 лет.

Данная работа имеет следующую структуру: введение (содержит актуальность данной темы, цель, объект, предмет, задачи, методы исследования), три главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава I

Теоретические вопросы нарушений КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    1. Коммуникативная функция речи, определение понятия, характеристика

Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реали­зуются речью .

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром .

Центральной функцией речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (сообще­ния) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие — это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит, прежде всего, для того, чтобы воздей­ствовать на поведение, мысли, сознание и чувства других лю­дей посредством речи .

«В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, пла­нируя, регулируя, контролируя ее и так далее», — указывает А. А. Леонтьев .

Из первой и основной — коммуникативной функции речи вытекают такие ее качества, как общественная обусловлен­ность, активность, намеренность. Речь в человеческом обществе только и могла возникнуть лишь при активной направленности речевого поведения человека в кол­лективе на выражение своих намерений, желаний. Речевое высказывание в процессе социальной коммуникации всегда употребляется человеком для достижения какого-либо резуль­тата. Высказывание не может быть осуществлено без намере­ний, без активности.

Развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенный период, и это относится, прежде всего, к высшим психическим функциям – речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыку общения, которое во многом определяет личностные особенности индивида и его поведение. Этот процесс детерминирован развитием центральной нервной системы. Отклонения и нарушения в развитии центральной нервной системы приводят к дизонтогенезу.

Речевое общение осуществляется посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения . Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит посредством артикуляции речевых органов.

Ребенок рождается с уготованным природой анатомо-физиологическим совершенным аппаратом, предназначенным для речи. Это величайший дар природы присущий только человеку. Но навыки и привычки не передаются по наследству, также как и речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций, норм поведения не происходит в срок (с первых дней жизни и до 3-х лет), то человек, как правило, остается неполноценным в течение всей жизни, в его развитии наступают необратимые изменения, которые в более позднем периоде компенсировать не удается. Известно, что в семьях, бедных речевыми побуждениями, дети говорят мало или начинают говорить поздно. Отставание в речевом развитии у таких детей нередко сопровождается и общим отставанием в развитии, в то время как природные интеллектуальные и речевые способности у них могут быть совершенно нормальными.

Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание) .

Когнитивная или познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной . Речь является неотъемлемой частью жизни любого общества и любой культуры. До поступления в школу и чтения книг дети получают сведения о своей культуре и об окружающем мире из уст взрослых и сверстников. Благодаря речи развиваются представления – память о предметах и явлениях окружающего мира. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в текущей ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно рассказывать не только о настоящих, но и о прошлых или будущих событиях и явлениях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего.

Известно, что представления об окружающем мире у животных и младенцев имеют форму конкретных перцептивных образов и понятий. Речь позволяет представить мир в более символической, абстрактной форме, а также классифицировать объекты, относить их к различным категориям. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. Это происходит в силу того, что в значении того или иного слова одновременно отражены общие и отличные признаки предметов.

Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности .

В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальное развитие и характеристики поведения нередко не соответствуют возрастной норме, затруднено общение в коллективе сверстников.

Коммуникативная функция речи является самой важной и исторически наиболее ранней . Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками). Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки - вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Дети используют речь, чтобы сообщить о своих желаниях. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом.

Предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект.

Потребность в общении состоит в стремлении челове­ка к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообраз­ным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого челове­ка как на свой предмет и, будучи двусторонним процес­сом (взаимодействием), приводит к тому, что познаю­щий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения. Становление потребности в общении можно просле­дить, применяя к анализу поведения детей 4 критерия, выявляющих:

1) внимание ребенка к партнеру;

2) эмо­циональное отношение к его воздействиям;

3) стремле­ние продемонстрировать себя;

4) чувствительность к отношению партнера.

Первый и 3-й критерии свидетель­ствуют о построении когнитивных, а 2-й и 4-й кри­терии— аффективных компонентов формирующегося в результате общения образа самого себя (3 и 4) и дру­гого человека (1 и 2). Эти критерии равно применимы к анализу становления потребности ребенка в общении, как с взрослым, так и со сверстниками.

Коммуникативные мотивы — это то, ради чего пред­принимается общение. Предложенное выше понимание предмета деятельности общения, естественно, приводит к выводу о том, что мотивы общения должны вопло­щаться, или, по терминологии А. Н. Леонтьева [1983], «опредмечиваться», в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых дан­ный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

Действие общения — это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому че­ловеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия.

Задачи общения — это та цель, на достижение кото­рой в данных конкретных условиях направлены разно­образные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.

Средства общения — это те операции, с помощью ко­торых осуществляются действия общения. Выделяют три основные категории средств общения. Это экспрессивно-мимические средства общения, к которым относятся мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а так- же позы, используемые для целей общения; к этой ка­тегории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта с взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки; речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Продукты общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения .

Известно, что любое человеческое общение протекает в двух основ­ных формах коммуникации: диалога и монолога .

Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направлен­ность, она служит потребностям непосредственного живого общения . Диалог как форма речи состоит из реплик (от­дельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обра­щений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог, как форма речевого общения, опирается на общность восприятия окружающего мира собеседниками, общность ситуации, зна­ние предмета речи. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербаль­ные компоненты — жест, мимика, а также средства интонаци­онной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний в диалоге. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые «штампы»). Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердитель­ного или отрицательного ответа) не требуют построения программы высказывания .

Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, раз­вернутость, логическая последовательность изложения сооб­щения, обусловленность его содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации . Особенность этой фор­мы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, зара­нее задано и предварительно планируется.

Монолог, не ориентирован на непосредственную экспли­цитную реакцию слушающего. Здесь говорящий пользуется большей свободой самовыражения. Среди монологов различаются собственно монологи, ни к кому не адресованные («уединенные»), и так называемые обращенные монологи. Хотя последние и имеют адресат, они не требуют от него прямого речевого отклика, сиюминутной эксплицитной реакции.

Обращенный монолог может быть адресован говорящим ко многим слушающим (преобладающая его форма, используемая, как правило, и публичной речи, где он носит риторический и чаще всего торжествен­но приподнятый характер) и к одному слушающему (более редкая и ма­ло продуктивная, если говорить об устной речи, форма) .

Становление коммуникативной функции речи происходит постепенно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. Тверь: Твер гос ун-т, 2008. 261 с

    Документ
    Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы.
  2. Пояснительная записка 2 Характеристика участников образовательной деятельности  Принцип работы лицея

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Лицей им.В.В.Карпова» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре
  3. Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц

    Документ
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»
  4. Учебный план на 2010-2011 учебный год (пятидневная неделя)моу осиковской основной общеобразовательной школы 59 Всего: 59

    Пояснительная записка
    3.2Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России» 67
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский», работающая по ОС «Гармония» и ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального

Другие похожие документы..