Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Реєстрація учасників, огляд експозиції Форуму (Чернігівський обласний академічний український музично-драматичний театр ім. Т.Г. Шевченка, пр. Миру, ...полностью>>
'Книга'
Н.Н. Мошков. Технологии XXI века – биоэнергетический путь к совершенству: Янтарь измельчённый косметический. Скраб. Сенсационная новинка в мире косме...полностью>>
'Документ'
Индексы определяются по ограниченному набору товаров и услуг, которые состовляют основу потребления населения. Этот набор называется потребительской ...полностью>>
'Документ'
Контроль по формированию и использованию внебюджетного фонда осуществляют в пределах своей компетенции государственные и муни­ципальные органы , на к...полностью>>

Рабочая программа по литертуре (учебный предмет) (1)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Наименование образовательного учреждения

МОУ Туломская средняя общеобразовательная школа

(полное наименование учреждения по Уставу)

«Утверждаю»

________________________

(ФИО руководителя ОУ)

«____» ___________200__г.

Рабочая программа по

литертуре

(учебный предмет)

______________11______________

(классы)

__________2010-2011__________

(сроки реализации)

Разработчик:

Молдованова Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

Обсуждена и согласована на Принята на методическом или

методическом объединении педагогическом совете

Протокол № ____ от Протокол № ____ от

«___» __________200__г. «___» ____________200__г.

2010 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В. Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская, М.А. Бабурина, М.Г. Дорофеева, Н.А. Колкова, Л.И. Коновалова, М.А. Мирзоян, О.Д. Полонская, Н.М. Свирина, Н.П. Терентьева, Е.Н. Тимофеева, С.В. Федорова, И.Л. Шолпо.) под редакцией члена - корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 2007.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник для 11 класса, обеспечивающие процесс обучения. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Программа 11-го класса, не отменяя наблюдений за историческим развитием литературы, концентрирует внимание на актуальных для конца 19 и 20 веков проблемах социального, нравственного, философского характера: «Эволюция и революция», «Время и вечность», «Война и мир», «Самосознание и жизнь общества».

Учитывая социальную направленность курса литературы в 11-м классе, общий мотив его может быть обозначен так: «Литература и общество». Выбор наиболее дискуссионных вопросов, тревожащих сознание писателей прошлого и настоящего века, продиктован необходимостью воспитания поколения, вступающего в современный мир. Такое построение курса вызвано не только педагогической необходимостью завершить формирование ценностных ориентаций личности выпускника, но и характером искусства этого времени, всё более сближающегося с философией.

Новая периодизация литературного процесса в 20 веке не сложилась ещё окончательно, и школа не может опережать в этом смысле литературоведение. Однако в курс литературы 11-го класса включены и хронологические обзоры, помогающие понять, как менялась конкретная социально-историческая обстановка в 20-м веке и как литература реагировала на эти достижения времени. Выделение проблем, актуальных для классики и современности, подчёркивает связь поколений и содействует живому восприятию школьниками литературы конца 19 и 20 веков.

Предлагаемая в программе организация материала позволяет видеть перспективу развития литературы, в которую каждое поколение писателей вносит свой вклад. Внутри разделов материал располагается в хронологическом порядке. В зачётных работах после каждого раздела предлагаются задания, позволяющие ученикам подвести итоги размышлениям над проблемой, а учителю убедиться в степени освоенности проблемы. Подбор материала в программе основан на принципе диалога писателей внутри каждой эпохи («Как относились к революции М. Горький, А. Блок, В. Маяковский?», «В чём близки и в чём несходны картины гражданской войны в произведениях А. Бабеля, М. Шолохова, Б. Пастернака?»). Но в процессе изучения литературы прежних десятилетий важно посмотреть на них глазами наших современников и сопоставить их мнение с решением этих вопросов в классической литературе 19 века.

Курс литературы 20 века сопровождается проблемным повторением литературы 19 века, создающим ретроспективу развития искусства. Например, отношение к войне и миру Пушкина, Лермонтова, Толстого и писателей 20 века позволяет ещё раз обратиться к классическому наследию. Проблема добра и зла в человеческой душе и общественной борьбе в литературе 20 века приводит к новому осмыслению традиций Пушкина, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина и Чехова. Так, при проблемном повторении осмысляется связь времён и рубежи, отделяющие историю от современности.

Завершающее звено литературного образования в школе требует обобщённости взгляда на литературный процесс и жизнь. Предстоящий ученикам выход в «открытое море» бытия диктует необходимость осмыслить коренные философско-эстетические и нравственные проблемы. Ценностные ориентации личности складываются здесь если не окончательно, то всё же определённо и рельефно. Поэтому в центре курса оказываются такие вопросы, как движение времён (социальные переломы и психологические преображения жизни), человек в революции, время и вечность (конкретно-историческое и общечеловеческое начала в их сопряжении и поединке), человек на войне, самоопределение человека и пути истории.

Обобщённость проблем подсказана не только педагогическими целями курса, стремлением преодолеть социологическую схему подверстывания литературы к историческим периодам, но и сущностью тех литературных процессов, которые характерны для 20 века. Перелом веков потребовал от общественного сознания заново прояснить основания мира, и от смутных предчувствий импрессионизма искусство обратилось к символизму. Катаклизмы истории, сказавшиеся в Первой мировой войне и революциях, охвативших планету, породили течения, в которых жизнь представлена в резкой деформации: экспрессионизм, кубизм, футуризм. Хаос бытия вошёл в искусство и грозил потерей катарсиса. Акмеизм стал попыткой сохранить закон в мгновении и смыкался с реалистическим доверием к жизни и влюблённостью в мир. Экзистенциализм был продолжением этой попытки, но приводил к катастрофическим итогам: бытие подавляло личность, растворяло её в своём потоке. Начало и 1920-е годы были эпохой расцвета многообразных измерений мира в резко противостоящих друг другу течениях искусства.

В 30-40-е гг. в искусстве возникла тенденция, которая сопротивлялась крайне обострённому изображению противоречий жизни. Это была попытка сохранить равновесие в стандарте, будь то сталинский ампир, фашистский монументализм или голливудский иллюзионизм. Массовое искусство нашего времени, беспрепятственно распространяемое кино и телевидением, по сути является продолжением этих тенденций навязывания стереотипа, хотя характер стереотипа, естественно, изменился, расцветая в рок-культуре.

Склонность к стереотипам, очевидно, связана с техницизмом 20 в., с уподоблением человека вещи. В то же время рационализм эпохи грозил потерей живых корней, и, испуганное дерзостью мысли и абстрагированием от природы человечество обратилось за спасением к примитиву. Первобытные культуры вошли в моду не из экзотической прихоти утончённого вкуса. Африка привлекала живой реальностью инстинктов. Потеря равновесия, характерная для 20 в., преодолевалась искусством и другим, более высоким путём, обращением к мифу и притче: от «Улисса» Джойса и «Мастера и Маргариты» Булгакова до «Кентавра» Апдайка и «Белого парахода» Айтматова. Это стремление искусства разглядеть глубинные сущности жизни не может игнорироваться при построении курса 11-го класса и ведёт к обобщённым формулировкам проблем разделов, к несколько иному, чем в 10-м классе, методическому стилю, где «крупные планы» монографических тем вписываются в общую панораму размышления над стремительно наплывающими другими именами. Течения в искусстве должны предстать как разные способы измерения и изображения мира.

В 11-м классе завершается формирование всей системы умений, необходимых для послешкольного литературного самообразования. При этом продолжают развиваться умения, связанные с художественной интерпретацией, критико-публицистической оценкой и литературоведческим анализом отдельных произведений, а также умения, нужные для монографического осмысления творчества писателя и обзоров.

Внеклассное чтение приобретает более избирательный для каждого ученика и самостоятельный характер, становясь перспективой дальнейшего самообразования. Семинары, которые заключают изучение каждого раздела, не только подводят итоги темы, но и дают возможность школьникам представить личностное решение проблемы на самостоятельно избранном материале.

Цели и структура курса литературы в 11 классе.

Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художествен-ных стилей;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица, художественный); выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, творческий зачет, защита проектов.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ. Художественное время и пространство.

  • Содержание и форма. Поэтика.

  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

  • Деталь. Символ. Подтекст.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

  • Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.

  • Типологическая общность и национальное своеобразие русской и других национальных литератур.

  • Художественный перевод.

  • Русскоязычные национальные литературы народов России.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • авторов и содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), жанр путешествия, реализм (развитие понятия), реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы(развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятия), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Поурочное планирование

Историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия стандарта

Тема урока

Дата

По факту

1

Влияние исторических процессов в обществе на литературу. Реализм и модернизм

Урок. Введение. Русская литература 20 в. в контексте мировой культуры.

Движение времен

Урок 1. Литература начала 20 в.

Урок 2. Символизм.

Урок 3. Поэзия В. Брюсова.

Урок 4. Акмеизм.

Урок 5. Поэзия Н. Гумилева.

Урок 6. Футуризм.

Урок 7. Поэзия В. Хлебникова

Раздел 1. Эволюция и революция?

2

Традиции русской литературы 19 в. и решения 20 в.

Урок 1. Обретения и потери Серебряного века (1900-1910-е гг.).

Урок 2. Поиски новой эпохи (20-е гг.).

Урок 3. Социалистический реализм (30-е гг.)

3

Усложнение картины мира в русской поэзии

Творчество А. Блока

Урок 1. В мире Прекрасной Дамы.

Урок 2. «Старший мир».

Урок 3. «О, я хочу безумно жить…»

Урок 4. «Моя тема-тема о России».

Урок 5-6. Поэма «Двенадцать»: «благословение революции или сомнение в ней?».

Урок 7. «Трагический тенор эпохи» (А. Блок и его современники)

4

Стиль писателя и характер времени

Творчество И. А. Бунина

Урок 1. Природа и родина в поэзии Бунина.

Урок 2. Истинные и ложные ценности («Господин из Сан-

Франциско»).

Урок 3-5. О природе любви («Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»)

5

Библейские мотивы в русской литературе

Творчество А. И. Куприна

Урок 1. Бытописатель или русский философ?

Урок 2. Библейская легенда о любви царя Соломона и рассказ Куприна «Суламифь».

Урок 3. «Гранатовый браслет»- рассказ о вечной любви

6

Библейские мотивы в русской литературы

Уроки 1-2. Л. Андреев. «Иуда Искариот»

7

Социальная позиция писателя

Творчество М. Горького

Урок 1. Пролетарский писатель- борец за романтические идеалы и обличитель мещанства.

Урок 2. Свобода и любовь в рассказе «Макар Чудра».

Урок 3. О смысле человеческой жизни («Старуха Изергиль»).

Урок 4. Пьеса «На дне». «Люди или обломки?»

Урок 5. «Сон золотой».

Урок 6. «Человек – вот правда!»

Урок 7. Пьеса «На дне» на русской сцене

8

Лирика и сатира

Творчество В. В. Маяковского

Урок 1. Дерзкое преображения мира («А вы могли бы…», «Послушайте!»).

Урок 2. Жажда человечности и бунт («Нате!», «Лиличка!», «Скрипка и немножко нервно»).

Урок 3-4. Поэма «Облако в штанах».

Урок 5. О сущности поэзии («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Во весь голос»).

Урок 6-7. «Хорошо» и «Плохо» («Ода революции», «Прозаседавшиеся», пьеса «Клоп»)

9

Имажинизм

Творчество С. А. Есенина

Урок 1. Деревенские идиллии («Не ходить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»).

Урок 2. Смятение города («Черный человек»).

Урок 3-4. «Рок событий» («Русь советская», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо к женщине»).

Урок 5. Поэма «Анна Снегина»

И. Э. Бабель

Урок 1. Жизнь и смерть человека в сборнике рассказов «Конармия»

Урок 2. Композиция и стиль книги И. Э. Бабеля «Конармия»

10

Роман-эпопея

Творчество М. А. Шолохова

Урок 1. Летописец народных трагедий (обзор творческого пути).

Урок 2. Роман «Тихий дон». Конфликт природного и социального начал жизни.

Урок 3. Любовь и война.

Урок 4. Выбор человека в исторической буре.

Урок 5. Причины трагедии Григория Мелехова.

Урок 6. Пробуждение народа в романе «Поднятая целина» (обзор).

Урок 7. Кровавая работа войны («Они сражались за Родину»)

11

Ирония и лиризм

Б. Шоу. «Пигмалион»

Урок 1. Преображение человека.

Урок 2. Ирония Шоу и драматический спектакль, мюзикл и балет по пьесе «Пигмалион»

Раздел 2. Время и вечность

12

Поэтическая ассоциация

Лирика О. Э. Мандельштама

Урок 1. Родные тени культуры («Концерт на вокзале», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие, паруса…»).

Урок 2. «Век-волкодав». («За гремучую доблесть грядущих веков…», «В шапке бобровой», «В Петрополе прозрачном мы умрём…», «Я вернулся в мой город…»)

Урок 3. Петербург в поэзии Серебряного века

13

Диалог поэтов

М.И. Цветаева

Урок 1. Волшебный фонарь юности («Легкомыслие! Милый грех…», «Моим стихам, написанным тек рано…».

Урок 2.Разговор с поэтами ( «Стихи к Блоку», «О муза плача…», «Мой Пушкин», письма к Пастернаку и Рильке).

Урок 3.Трагедии любви («Федра», «Эвридика – Орфею», «Поэма конца»).

Урок 4. «Отказываюсь быть!» («Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…».

14

Диалог времен в поэзии

А.А. Ахматова

Урок 1. Царское Село и Петербург – колыбель поэта («В Царском Селе», «Как площади эти обширны…», «Я к розам хочу…»).

Урок 2. Тишина и страсти («У самого моря», «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Настоящую нежность не спутаешь…»).

Урок 3. Муза. Выбор судьбы («Мне ни к чему одические рати…», «Музе», «Данте», «И было сердцу ничего не надо…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Реквием», «Родная земля», «Поэма без героя»)

15

Роман - миф

М.А. Булгаков

Урок 1. Старик и лирик (жизнь и творческий путь Булгакова).

Урок 2. Меж верой и сомнением (традиции Пушкина и Гоголя в романе «Мастер и Маргарита»).

Урок 3. Воланд в Москве.

Урок 4. Трагедии и фарсы (Москва и Ершалаим).

Урок 5. Проблема справедливости и милосердия в романе.

Урок 6. Любовь – путь к вечности (судьбы Мастера и Маргариты).

Урок 7. Автор в романе.

Урок 8. Христианские мотивы и смысл романа.

Урок 9. Произведения Булгакова на сцене и в кино

Б. Л. Пастернак

Урок 1 -2. Стихия жизни и стихия творчества в лирике Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «О, если б знал, что так бывает…», «Зимняя ночь», «Гамлет»).

Урок 3. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Два лика революции в романе.

Урок 4. Трагедия времени и вечная правда жизни

16

Диалог национальных культур

Райнер Мария Рильке

Урок 1. Связи Рильке с русской литературой и национальный характер творчества (переписка с русскими писателями, «Дуинские Элегии»).

Урок 2. Вечные темы ( стихотворение Рильке «Орфей.Эвредика.Гермес» и стихотворение М. Цветаевой «Эвредика – Орфею»)

17

Перевод как вид художественной интерпретации

Г. Аполлинер

Урок 1. Закат Европы и творчество Г.Аполлинера.

Урок 2. «Мост Мирабо» в переводах русских поэтов

Раздел 3. «Война и мир»

18

Два поколения военной прозы. Война глазами ее участников и потомков

В.П. Некрасов

Урок 1. «Мушкетер, солдат, писатель» - судьба и творчество В. Некрасова.

Урок 2.На пути к Сталинграду («В окопах Сталинграда»).

Урок 3. «Окопная» правда народной войны

19

Понятие о литературно-художественном журнале

А.Т. Твардовский

Урок 1. Твардовский-певец мира в войне (поэма «Дом у дороги»).

Урок 2. Суд совести («Вся суть в одном-единственном завете…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери»).

Урок 3. Твардовский – главный редактор журнала «Новый мир»

20

Психологизм и экстремальные ситуации в художественной прозе

В. Быков

Урок 1 . Повесть «Сотников» - исследование духовных возможностей человека (Сотников и Рыбак, героизм и предательство)

В. Г. Распутин

Урок 1. Жизнь и творчество (обзор).

Урок 2. Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

21

Речь героев и речь автора

В.П. Астафьев

Урок 1. Народные заботы в произведениях В. Астафьева.

Урок 2. Повесть «Пастух и пастушка»- идиллия и трагедия

Ю. Бондарев

Урок 1. Роман «Берег». Юность и война.

Урок 2. Мир и трезвость сознания.

Урок 3. Пространство быта и пространство вечности в прозе Бондарева

Э.- М. Ремарк

Урок 1. Роман «Три товарища».

Урок 2. «Потерянное поколение» в романе «Триумфальная арка»

Раздел 4. Самопознание человека и жизнь общества

Обзор литературы 40-90-х гг. – 2 ч.

22

Философский роман

В.В. Набоков

Урок 1. «Потерянный рай» В. Набокова (роман «Другие берега»).

Урок 2. Роман «Дар». Болезни эмиграции и юность Годунова-Чердынцева.

Урок 3. Повесть о Чернышевском в романе о современности.

Урок 4. Диалог 19 и 20 вв. в романе «Дар» (характер человека и его творчество).

Урок 5. Произведения Набокова на экране

23

Роман-антиутопия

Е. И. Замятин

Урок 1. Утопии и антиутопии в русской литературе 19 в. (Чернышевский, Достоевский).

Урок 2. Структура и смысл романа Замятина «Мы»

24

Индивидуальный стиль писателя

А. Платонов

Урок 1. Платонов в поисках «сокровенного человека».

Урок 2. Повесть «Котлован». Мотивы апокалипсиса и революционного строительства.

Урок 3. Человек, томимый «тоской тщетности», и «нормализованный работник»

Урок 1. В. М. Шукшин Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный»

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе.

Урок 2.Особенности повествовательной манеры Шукшина

25

Деревенская проза

Ф. А. Абрамов

Урок 1. Жизнь деревни в произведениях Ф. Абрамова.

Урок 2. Роман «Две зимы и три лета».

Урок 3. Спектакль Малого драматического театра «Братья и сестры» как театральная интерпретация прозы (режиссер Л. Додин)

26

Лагерная проза

В. Т. Шаламов

Урок 1. Лагерь – слепок мира на страницах «Колымских рассказов» Шаламова.

Урок 2. Композиция и стиль рассказов «Надгробное слово» и «Шерри-бренди»

27

Художественная документальная проза

А. И. Солженицын

Урок 1. «Красное колесо» века. Жизнь и судьба А. Солженицына.

Урок 2. Наука выживать в повести «Один день Ивана Денисовича».

Урок 3. Роман «В круге первом».

Урок 4. «Архипелаг ГУЛАГ»

28

Лирическая проза

В.В. Ерофеев

Урок 1. Поэма «Москва-Петушки». Память культуры и смятение Венички.

Урок 2. Куда несется электричка «Москва – Петушки»?

Урок 3. Лирическая проза как выражение потрясения и надежды в русской литературе второй половины 20 в.

29

Современный исторический роман

Б. Ш. Окуджава

Урок 1. Возведение в человечность (анализ лирики).

Урок 2. Праздники жизни и ее печали в прозе Б. Окуджавы («Путешествие дилетантов»).

Авросимов»).

30

Бардовская песня и поэтическое творчество

В. С. Высоцкий

Урок 1. Романтический бунт и ирония в лирике Высоцкого.

Урок 2. «Сорванный голос» поколения (стихотворения и песни).

Урок 3. Лицо и роли В. Высоцкого (В. Высоцкий в воспоминаниях современников, на сцене и в кино)

31

Традиции русской драматургии

А. В. Вампилов

Урок 1. Традиции Чехова в драматургии Вампилова.

Урок 2. Сон и явь в жизни Зилова.

Урок 3. «Герой нашего времени» Лермонтова и «Утиная охота» Вампилова

И. А. Бродский

Урок 1. Юность поэта. Надежды и разочарования.

Отчуждение и любовь.

Урок 2. Мотив Рождества Христова в поэзии Бродского. Античность -трагическое зеркало фарсового времени.

Литература последнего десятилетия

Урок 1. Грустные сатиры М. Жванецкого.

Урок 2. Сердечные повести В. Токаревой (пьеса «Фантазия экспромт», повесть).

Урок 3. Детективные фантазии Б. Акунина («Азазель», «Чайка»).

Урок 4. По страницам журналов

32

Национальные связи и национальное своеобразие литератур

Литература народов России

Урок 1. Р. Гамзатов – хранитель национальной традиции, открытый русскому миру и ветрам времени.

Урок 2. Глубина жизни «малых» народов (Ю. Рытхэу)

Дж. Сэлинджер

Урок 1. Американская литература второй половины 20 в. В поисках подлинных ценностей жизни.

Урок 2. «Над пропастью во ржи»

Урок 1. Э. Хемингуэй Повесть «Старик и море»

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути.

Урок 2. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Заключение

Уроки 1-4. Наука, религия, философия и искусство как пути к истине и гармонии

Итого

Чтение и изучение произведений -150 ч.

Исследовательские, журналистские и художественно –творческие работы -14 ч.

Внеклассное чтение -6 ч.

Учебное и учебно-методическое обеспечение



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по литертуре (учебный предмет) (2)

    Рабочая программа
    Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004),программы для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов, допущенной Департаментом общего
  2. В. А. Данилова Пояснительная записка Рабочая программа

    Пояснительная записка
    Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования по примерной программе основного образования по литературе В.Я.Коровина, В.
  3. Программа развития школы на период с 2002 по 2008 гг

    Программа
    Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития на период с 2002 по 2008 годы муниципальной средней общеобразовательной школы №4 г.
  4. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили

    Задача
    Предлагаемые рекомендации помогут разработать и предложить на выбор учащимся 9-х классов перечень небольших элективных курсов (модулей), предназначенных для их предпрофильной подготовки.
  5. Дополнительная образовательная программа «Воспитание и обучение детей в классе предшкольной подготовки» Возраст детей: 5,5 7 лет

    Образовательная программа
    Программа составлена на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду», издание пятое, доработанное, 2007г. В программу были внесены изменения для того, чтобы она была приемлема для условий школы.

Другие похожие документы..