Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Прогулочный катер, с полными обводами корпуса, со стационарным дизельным двигателем. Катер специально спроектирован для эксплуатации на водоемах севе...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Соловьева Г.В. Девиантология: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 080200.68 «Менеджмент», магистерская ...полностью>>
'Документ'
Целью этой главы является синтез и анализ русской трансперсональной традиции, выявление общих характерных особенностей трансперсональной парадигмы в Р...полностью>>
'Закон'
В целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпр...полностью>>

Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Калужской области в 2008 году»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Калужской области в 2008 году»


Оглавление

Предисловие 6

РАЗДЕЛ I. Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения 8

Глава 1. Гигиена населенных мест 8

1.1.Гигиена атмосферного воздуха 10

1.1.1.Санитарно-защитные зоны 11

1.2.Состояние водных объектов в местах водопользования населения 12

1.2.1.Зоны рекреации 14

1.2.2.Питьевое водоснабжение 14

1.2.3.Водоснабжение населения горячей водой 23

1.3.Гигиена почвы 24

1.3.1.Обращение с отходами производства и потребления 25

1.3.2.Медицинские отходы 26

1.3.3.Ядохимикаты 26

1.4. Гигиена жилых и общественных зданий 27

1.4.1. Лечебно-профилактические учреждения 27

1.4.2. Состояние плавательных бассейнов 29

1.4.3. Состояние объектов коммунально-бытового назначения 29

Глава 2. Гигиена питания 29

2.1. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания населения 29

2.2. Состояние питания населения и обусловленные им болезни 32

2.3. Обеспечение безопасности продуктов питания 34

2.4. Забраковка продовольственного сырья и продуктов питания 35

Глава 3. Гигиена воспитания, обучения и оздоровления детского и подросткового населения 36

3.1. Санитарно-эпидемиологическая характеристика детских и подростковых учреждений 36

3.2. Гигиеническая характеристика питьевой воды и факторов среды обитания в детских и подростковых учреждениях 39

3.3. Организация питания в детских и подростковых учреждениях 39

3.4. Оздоровление детей и подростков в летний период 42

Глава 4. Гигиена труда и профессиональные заболевания работающих 45

4.1. Условия труда 45

4.2. Условия труда женщин 49

4.3. Профессиональные заболевания 51

4.4. Медицинские осмотры 52

4.5. Меры административного воздействия за нарушения требований к условиям труда 53

Глава 5. Химическая безопасность 54

5.1.Санитарно- гигиеническая характеристика выпускаемых полимерных и синтетических материалов, изделий из них, товаров бытовой химии и парфюмерно-косметических средств. 54

5.2. Анализ случаев острых химических отравлений по Калужской области 57

Глава 6. Физическая безопасность 59

Глава 7. Радиационная гигиена и радиационная безопасность в Калужской области 61

7.1. Радиационная обстановка в Калужской области 61

7.2. Облучение от природных источников ионизирующего излучения 64

7.3. Медицинское облучение 65

7.4. Техногенные источники 65

Глава 8. Здоровье человека и среда обитания. Медико-демографические показатели здоровья населения Калужской области 66

Раздел II. Инфекционные и паразитарные заболевания 73

1. Реализация Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Калужской области в 2008 году 74

2. Инфекционные заболевания, управляемые средствами специфической профилактики 75

Полиомиелит 78

3. Вирусные гепатиты 79

4. Внутрибольничные инфекции 80

5. Острые кишечные инфекции 82

6.Природно-очаговые и зооантропонозные и инфекции 84

Туляремия 85

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом 85

Бешенство 89

7. Социально-обусловленные инфекции 91

Туберкулез 91

Сифилис 95

Гонорея 96

ВИЧ-инфекция 96

8.Санитарная охрана территории и профилактика карантинных инфекций 98

9.Паразитарные заболевания 101

Раздел III. Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области 108

1. Сеть, структура и кадровый состав 108

2.Организационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области 110

3. Деятельность по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции и отдельных видов деятельности 113

4. Организация системы социально-гигиенического мониторинга 114

5.Практика применения кодекса об административных правонарушениях 118

6. Деятельность органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по осуществлению госсанэпиднадзора, лабораторного контроля 119

Мероприятия по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия в Калужской области 142

Предисловие

В целях совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории области в 2008 году при непосредственном участии Управления Роспотребнадзора по Калужской области проведен ряд важных мероприятий, определивших решение основных направлений деятельности в области охраны здоровья, профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, таких как:

  1. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора по наиболее актуальным направлениям обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  2. Обеспечение эпидемиологического надзора за ходом и эффективностью реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, совершенствование санитарной охраны территории.

  3. Совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей, реализация планов и программ взаимодействия с гражданским обществом в сфере защиты прав потребителей.

  4. Реализация мер административного воздействия адекватно выявленным нарушениям санитарного законодательства в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

  5. Совершенствование системы социально-гигиенического мониторинга.

Поддержание заболеваемости дифтерией на спорадическом уровне, предупреждение тяжелых клинических форм и летальных исходов. Продолжение реализации программы ликвидации кори, обеспечить стабилизацию показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне. Осуществление мероприятий по ликвидации к 2010 году врожденной краснухи, столбняка новорожденных, ликвидация носителей вируса среди детей первых лет жизни. Продолжение реализации «Национального плана действий по поддержанию статуса Калужской области как территории, свободной от полиомиелита после сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе». Стабилизация эпидемической обстановки по социально обусловленным инфекционным заболеваниям (ВИЧ/СПИД, туберкулез, инфекции передающиеся половым путем), снижение смертности и инвалидности от этих заболеваний. Совершенствование методологии эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными заболеваниями, оценки эпидемиологического риска, микробиологический мониторинг ведущих возбудителей инфекционных болезней. Обеспечение надзора за реализацией приоритетных направлений Национального проекта в сфере здравоохранения.

Осуществление надзора за реализацией «Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и реализация мероприятий по обеспечению противодействия биотеррористической деятельности. Снижение инфекционной и паразитарной заболеваемости: эпидемическим паротитом и краснухой; к 2010 году заболеваемости гепатитом В до уровня не более 2,5 на 100 000 населения.

Реализация поставленных задач позволила добиться стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки и достижению социально значимых результатов деятельности.

Снизилась заболеваемость по 31 нозологической форме, и, прежде всего, по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики. Благодаря реализации этих мероприятий экономический эффект составил 83,3 млн. рублей. Проводятся мероприятия по реализации приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения.

Улучшилось санитарное состояние водопроводов, что положительно сказалось на основных показателях, характеризующих водопроводную сеть. Проводимые в последние годы совместно с муниципальными образованиями области мероприятия по охране атмосферного воздуха привели к снижению уровня его загрязнения.

Проводилась значительная работа в области гигиены питания. Важнейшими элементами этой работы являлась организация деятельности по профилактике пищевых отравлений различной этиологии, надзору за генетически-модифицированными источниками, алкогольной продукцией, химическим и микробиологическим загрязнением пищевых продуктов, профилактике дефицита микронутриентов, и особенно железа и йода. В стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки немаловажную роль сыграла реализация региональных и местных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Эти и многие другие вопросы нашли отражение в представленном докладе и могут быть использованы при разработке планов социально-экономического развития муниципальных образований Калужской области.

Руководитель А.А. Кручинин

РАЗДЕЛ I. Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения

Глава 1. Гигиена населенных мест

Санитарно-гигиеническая обстановка на территории области может быть оценена как удовлетворительная. Отмечается четкая тенденция к улучшению качества подаваемой населению питьевой воды, состояния атмосферного воздуха.

Утвержденная областная целевая программа «Обеспечение населения Калужской области питьевой водой (1999 -2010 годы)», предусматривает поэтапное и комплексное решение вопросов качественного и достаточного питьевого водоснабжения, строительства новых и реконструкцию существующих водозаборных и водопроводных сооружений, изучения влияния природных веществ, содержащихся в питьевой воде, на здоровье населения. Финансирование мероприятий программы ведется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, а также средств предприятий – владельцев систем водопроводов и канализаций. В 2008 году на выполнение программы было выделено и освоено всего 44,0 млн. рублей, которых крайне недостаточно. Так как мероприятия, реализация которых была запланирована на период до 2009 года, выполнены только на 18%, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области Управлением Роспотребнадзора по Калужской области (далее - Управление) дважды направлялись предложения о необходимости корректировки программы.

Утвержденная областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Калужской области на 2003 - 2010 годы», предусматривает проведение мероприятий по охране водных объектов, атмосферного воздуха, почвы. Стоимость затрат по программе составляет около 4 млрд. рублей. В 2008 году в целом по программе освоено 402,2 млн. рублей, из них из бюджетов всех уровней 205,1 млн. рублей.

В областной целевой программе «Социальное развитие села Калужской области до 2010 года» разработаны разделы, определяющие развитие водоснабжения и благоустройства сельских населенных пунктов. В 2008 году на реализацию программы было выделено и освоено по вопросам улучшения водоснабжения сельского населения 46,82 млн. рублей.

В 2008 году на реализацию областной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Калужской области (2008-2011 годы)» выделено и освоено 3,5 млн. рублей из областного бюджета.

В 2008 году на территории области реализуются: областная целевая программа «Улучшение демографической ситуации Калужской области на 2008-2010 годы», областная целевая программа «Старшее поколение и инвалиды в Калужской области (2007-2009 годы)», областная целевая программа «Здоровое поколение (2007-2009годы)», областная целевая программа «Развитие государственного учреждения здравоохранения «Калужская областная больница» в 2005-2009 годах», областная целевая программа «Мужское здоровье (2007-2009 г.г.)», областная целевая программа «Онкология на 2001-2010 годы)», областная целевая программа «Развитие Физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2009 годы», областная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Калужской области в 2003-2010 годах».

При участии Управления была разработана областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Калужской области на 2009-2011 годы» утвержденная Законом Калужской области №460-ОЗ от 25.09.2008. Так же, при участии Управления разрабатывались и вносились дополнения и изменения в областные целевые программы «Старшее поколение и инвалиды в Калужской области (2007-2009 годы)», «Улучшение демографической ситуации Калужской области на 2008-2010 годы», «Экология и природные ресурсы Калужской области на 2003-2010 годы», «Развитие Физической культуры и спорта в Калужской области на 2007-2009 годы».

Распоряжением Губернатора Калужской области от 20.06.2008 № 95-р была создана межведомственная рабочая группа по подготовке предложений для разработки федеральной целевой программы «Чистая вода». В её состав включены специалисты Управления, которыми подготовлены и направлены предложения для включения в программу. Рабочей группой все предложения были одобрены и приняты.

Так же специалисты Управления принимали участие в разработке проектов областных целевых программ «Благоустройство территорий муниципальных образований Калужской области на 2009-2015 г.г.» и «Обеспечение химической и биологической безопасности в Калужской области (2009-2013 годы)».

Управлением Роспотребнадзора по Калужской области в августе 2008 года были даны предложения при подготовке, принятого в сентябре 2008 года Закона Калужской области от 30.09.2008 №462-ОЗ «О внесении дополнений в Закон Калужской области «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Калужской области».

С учетом предложений Управления приняты: Постановление Правительства Калужской области от 27.02.2008 №69 «О концепции демографической политики Калужской области на период до 2025 года»; Постановление Правительства Калужской области от 18.12.2008 № 503 «О внесении изменений в постановление Правительства Калужской области от 21.12.2007 №334 «Об областном конкурсе на звание «Самое благоустроенное муниципальное образование области»; Постановление Правительства Калужской области от 20.11.2008 №460 «О внесении изменений в Постановление Правительства Калужской области от 13.07.2004 №203 «О системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Калужской области»; Постановление Губернатора Калужской области от 23.10.2008 №321 «Об областном конкурсе на звание «Лучшее учреждение социальной службы Калужской области по содержанию и благоустройству» (в комиссию включены специалисты Управления); Постановление Правительства Калужской области от 23.05.2008 №204 «Об утверждении перечня городов Калужской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации»; Постановление Губернатора Калужской области от 07.03.2008 №73 «О внесении изменений в Постановление Губернатора Калужской области от 08.12.2006 №452 «О создании экспертного совета по устойчивому развитию и экологической безопасности Калужской области» (в Совет включены специалисты Управления).

В 2008 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, при участии специалистов Управления Роспотребнадзора, регулярно проводились межведомственные комиссии по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период. По результатам работы комиссий было принято Постановление Правительства от 08.09.2008 №369 «О готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства области к работе в осенне-зимний период 2008-2009 года».

С учетом предложений Управления принято Постановление Правительства Калужской области от 07.03.2008 №92 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения полученных для согласования проектов документов территориального планирования и подготовки заключений на них», в соответствии с которым Управлением Роспотребнадзора по Калужской области при рассмотрении схем территориального планирования муниципальных районов выдавались предложения и замечания: по организации санитарно-защитных зон и мероприятий по их соблюдению; решению вопросов по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой; решению вопросов водоотведения и очистки сточных вод; определению мест рекреации и отдыха населения; организации сбора ТБО и строительству полигонов или сооружений по их утилизации; обеспечению населения социально-культурной сферой.

В 2008 году было рассмотрено 12 схем территориального планирования муниципальных районов Калужской области. Для 11 районов схемы территориального планирования были согласованы после устранения замечаний и учета предложений. Также было рассмотрено 6 генеральных планов населенных пунктов Калужской области, 5 из них были согласованы после устранения замечаний и учета предложений, один находится на доработке.

В 2008 году была рассмотрена и согласована схема территориального планирования Калужской области.

    1. Гигиена атмосферного воздуха


Загрязнение атмосферного воздуха в городе Калуге и в целом по области остается на невысоком уровне. Превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе в 2008 году регистрировались только г. Калуге, и связано это в основном со значительно возросшим количеством автомобильного транспорта.

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 2007 годом снизился и имеет стабильную тенденцию к снижению.

Лабораторной службой ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области» исследовано 2330 проб, из которых в 44 выявлено превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ, что составляет 1,8% (2006 г. - 2,0%) при среднем показателе по Российской Федерации 2,4%.

Рис.1. Доля проб с превышением предельно-допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе

В 2008 году определены 3 точки измерения уровня загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния автомагистралей с интенсивным движением транспорта, в 4 точках отбор проб проводился в связи с обращениями жителей. Из них в двух пробоотборных точках, в одной стационарной и одной организованной по обращению жителей выявлены превышения содержания загрязняющих веществ. В адрес Городского Головы г.Калуги даны предложения по упорядочению движения автотранспорта с целью снижения уровней загрязнения атмосферного воздуха.

В 2008 году на основании областной схемы территориального планирования и Генерального плана Городского округа «Город Калуга» Министерством дорожного хозяйства области совместно с ГИБДД УВД начата разработка документов по определению транспортных потоков на территории области и города.

В зоне влияния промышленных предприятий, расположенных без учёта необходимых разрывов от жилых районов установлены 2 точки контроля, в 6 точках исследования проводились в ходе мероприятий по надзору.

Превышение ПДК по содержанию пыли (взвешенные вещества) отмечается в 3,0% проб (2007 г. - 3,7%) при среднем показателе по Российской Федерации 4,5%. Превышений концентраций окиси углерода в 5,8% проб (в 2007 г. – 3,2 %) при среднем показателе по Российской Федерации 2,4%. Проб атмосферного воздуха с превышением более 5 ПДК не отмечалось. В зоне влияния промышленных предприятий выявлено превышение по пыли при проведении внеплановых мероприятий по надзору ЗАО «Калужский фанерный завод».

В зоне влияния промышленных предприятий на территории жилой застройки превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ отмечалось в 0,2% проб (2007 г. - 0,2% проб).

Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории области являются автотранспорт и котельные.

С целью уменьшения загрязнения воздуха выбросами от автомобильного транспорта, на территории области разрешен для реализации и применения только неэтилированный бензин.

Проводимая в последние годы Губернатором и Правительством области работа по газификации населенных мест, повлекла за собой перевод котельных с твердого и жидкого видов топлива на газообразное, что соответственно снизило негативное воздействие на атмосферный воздух.

      1. Санитарно-защитные зоны


В 2008 году под надзором Управления находилось 1290 предприятий и организаций, исключая предприятия и организации, расположенные вне черты населенных пунктов и в промышленных зонах, для которых требуется организация санитарно-защитной зоны (СЗЗ). У 828 предприятий и организаций СЗЗ имеется.

На территории области имеется 12 предприятий, в санитарно-защитных зонах которых проживает 3524 человека. Основное количество населения (1500 человек) проживает в СЗЗ ЗАО «Карачевская птицефабрика». Постановлением Городского Головы Городского округа «Город Калуга» от 12.04.2007 №62-П «Об утверждении плана реализации Генерального плана городского округа «Город Калуга» (ред. от 30.11.2007) определены ориентировочные сроки переноса птицефабрики на другую территорию в период с 2011 по 2015 годы.

С целью отслеживания состояния факторов воздействия на здоровье людей в санитарно-защитных зонах предприятий организован и проводится ведомственный лабораторный контроль, в том числе с учетом физических факторов (шум). Данные ведомственного производственного контроля на территории жилой застройки и на границах санитарно-защитных зон ежемесячно представляются в Управление и анализируются.

За 2008 год превышений допустимых концентраций атмосферного воздуха в зоне жилой застройки по данным производственного лабораторного контроля не выявлено. По данным лабораторного контроля за 2008 год превышения ПДК в атмосферном воздухе в жилой застройке СЗЗ в контрольных точках выявлено не было. Однако уровни шума превышали нормативные на границе СЗЗ 12 предприятий, десять из которых на сегодня закончили проведение шумозащитных мероприятий.

В целом за 2008 год проведена проверка 442 предприятий и организаций, в том числе и по вопросам организации санитарно-защитных зон и осуществлению производственного контроля, дано 135 предписаний, наложено 27 штрафных взысканий на сумму 13 500 рублей.

В 2008 году Управлением выдано 37 санитарно-эпидемиологических заключений на проекты расчетных СЗЗ.

В целях реализации решения коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 08.08.2008 №10 «О состоянии надзора за организацией санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств» были направлены рекомендации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Подготовлены и направлены рекомендации в адрес Глав муниципальных районов и Городского Головы г.Калуги. Проведено совещание в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства на котором принято решение о создании рабочей группы для разработки Проекта постановления Правительства Калужской области и Порядка разработки, согласования и утверждения проектов СЗЗ. В 2009 году планируется рассмотреть данный вопрос на заседании правительства области.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План мероприятий по реализации основных направлений деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области

    Документ
    основных организационных мероприятий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области на 2012 год
  2. Ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Алексея Михайловича Севастьянова

    Доклад
    Право на труд. Проявление социальной несправедливости. Низкие зарплаты в сферах культуры и образования. Невыплата зарплат — ловкость фирм и никакого мошенничества.
  3. План основных организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2009 год

    Документ
    Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направлена на достижение следующих стратегических целей:
  4. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 01 марта 2010 год

    Анализ
    Жители Новосибирска перестают бояться ухудшения личного финансового положения, оптимистично настроены люди до 35 лет. Расходы на одежду, белье и обувь составляют от 9 до 13 % от бюджета домохозяйства.
  5. Доклад об экологической ситуации в Калужской области в 2011 году

    Доклад
    Калужская область – один из наиболее чистых в экологическом отношении регионов Европейской части России. Природа щедро одарила нашу землю природными ресурсами, и главной задачей для всех жителей области является сохранение этого богатства

Другие похожие документы..