Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
З екологічної точки зору земельні ресурси Харківськоі області представлені рекультивованим агроланшафтом, який експлуатуєтся не одне сторіччя. За пло...полностью>>
'Классный час'
Оборудование: плакат “Пирамида питания”, плакат “Здоровое питание”, кроссворд “Фрукты”, рисунки фруктов, продукты питания, аудиозапись песни Шапокляк ...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 24 ноября 2010 г., в 12 час., на заседании диссертационного совета ДМ 212.056.04 в Институте русского языка и литературы...полностью>>
'Документ'
Идеальный маршрут для первого знакомства с этой удивительной, уникальной страной, где соседствуют разные культуры, разные языки, разные традиции и об...полностью>>

Здесь никак не обойтись без краткого описания возникновения села. Точной даты появления первопоселенца на крутом берегу реки Алчедат, к сожалению, не имеется

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Здесь никак не обойтись без краткого описания возникновения села. Точной даты появления первопоселенца на крутом берегу реки Алчедат, к сожалению, не имеется. По одним данным Красный Яр обязан своим рождением и названием фартовым старателям, хлынувшим на берега таежных рек и ручьев во времена Кийской «золотой лихорадки» 1823года, другие источники утверждают что первые переселенцы из Тамбовской, Самарской и других губерний Российской Нечерноземья появились здесь гораздо позднее – во второй половине 19 века.

Ссылаясь на исследования кузбасского историка Шабалина, к середине 19 века, Красный Яр, основанный беглыми каторжниками и другими народами, любящими вольную жизнь, насчитывал согласно ревизской сказке по Томской губернии 1859 года, почти 300 дворов. И у жившего здесь народа, постоянно занятого борьбой за существование, среди суровой сибирской природы «грамота была домашним наследством, переходящим от отца к сыну». Понимать это следовало так, что если отец либо дед обучены были еле-как славянской азбуке, часослову и навыками письма, то и передавалось своим наследникам в свободное время, т.е. долгими зимними вечерами. Еще один штрих в истории образования, который так или иначе явился предтечей для прорастания школьных корней в Красном Яре. В 1834 году была образована Томская Епархия, а в 1838 году предписанием Священного Синода, повелевалось Томским церковнослужителям повсеместно открывать школы для обучения населения и воспитания в религиозно-нравственном духе.

Учитывая, что к концу 19 века численность населения Красного Яра и близлежащих деревень, хуторов и поселков насчитывала более 1700 человек, Томской епархией был благословлен и узаконен Притч села Красный Яр, т.е здесь в 1885 году вступила в действие построенная и освещенная церковь Успения Пресвятой Богородицы, а сам населенный пункт получил статус села. По этому статусу Притчу полагались Священник, псаломщик (он же дьякон) и звонарь. И согласно Высочайшему повелению от 1884 года и утверждения « Правил о церковно-приходских школах,» Притчу села Красный Яр вменялось открытие церковно- приходской школы в обязательном порядке. Томской епархией была определена оплата за обучение- « восемь рублей 60 копеек ассигнациями в год.» Учительством, как правило, занимался дьякон.

Согласно « Правилам», церковно-приходские школы были (одноклассными (с двухлетним) и двухклассные (с четырехлетним) курсом обучения.

С 1898 года курс обучения в одноклассных церковно-приходских школах был увеличен до трех лет. Программа одноклассной школы включала в себя Закон Божий, обязательно церковное пение, церковно-славянское чтение (обязательно), русский язык, арифметику и чистописание. Какого статуса была изначально Красноярская церковно-приходская школа и в каком месте села она находилась, к сожалению, неизвестно. Но с открытием ее «грамота, как домашнее наследство» среди красноярских крестьян утратила свою актуальность. Теперь дети, как мальчики, так и девочки(с согласия родителей) после Покрова дня(1 октября по старому стилю) могли обучаться «разумному, доброму, вечному». Сколько детей посещало в среднем красноярскую школу в те годы? История об этом тоже умалчивает. Зато архивные данные говорят, что к началу 20 века в Мариинском уезде Томской губернии значилась 31 одноклассная церковно-приходская школа при общем числе детей школьного возраста 15400. Увы, учиться ходили, как правило, от 6 до 12 ребятишек. Но даже и это говорит о том, что село Красный Яр в те годы на территории современного Ижморского района числилось в пятерке самых образованных населенных пунктов. Продолжая дальше экскурс в историю народного образования, в частности, Мариинского уезда Томской губернии, нельзя обойти стороной один любопытный факт. В марте 1914 году прошли выборы уездного распорядительного комитета. Среди разнообразных насущных вопросов чиновники комитета очень остро и краеугольно поставили вопрос о народном образование. В ходе заседаний обсуждались, к примеру ,такие вопросы , как открытые высших начальных училищ в селах Колыон, Итат и Красный Яр, а так же открытие училища МВД (сельскохозяйственное военное поселение ) в посёлке Кольцовский. К сожалению, до конца этот проект не был реализован, зато в селе Красный Яр на средства Мариинского земства было выстроено, по тем временам, отличное здание новой школы, которую люди прозвали «Красной».

Конечно же не от названия самого села, а от того, что здания сверкало за церковной оградой ярко-красной железной крышей, крашеной суриком. Здесь следует заметит, что «Красная школа» прослужила исправно до конца 60-х годов прошлого столетия и обучила за это время уму-разуму не одну тысячу ребятишек как Красного Яра , так и прилегающих к нему многочисленных деревень и поселков. Второе рождение Красноярская «красная школа» по-настоящему обрела в годы Советской власти. Большевики по непреклонному настоянию Ленина с первых дней вступления во власть начали усиленно проводить политику ликвидации безграмотности населения молодой Советской России. Ликбезом поголовно были охвачены все - от 8 до 60 лет в принудительном порядке. Особенно это касалось сельского населения России, где полнейшая безграмотность достигла 96-98 процентов. За школьные парты принуждали порой садиться рядом дедов и внуков и первыми их словами были: «Мы не рабы, рабы не мы». Актуальный лозунг того времени.

В наших краях ликвидация неграмотности началась немного позднее из - за лихолетья Гражданской войны, колчаковщины и последующей неразберихи в политических и общественно-социальных вопросах.

С установлением мирного времени пришло и время образования. Перед школой Сибири слишком остро стояла проблема учителей. С приходом Советской власти церковно-приходские школы были объявлены вне закона, а найти светского учителя либо выпускницу гимназии, которые и составляли тогда основной учительский костяк, составляло огромного труда и проблем.

В деревнях и селах Кузбасса учительский труд возлагался в основном на «избачей», т.е. заведующих избой-читальней. Зачастую у многих «избачей» хватало собственной грамотности лишь на то, чтобы накарябать и прочитать самое знаменитое: «Мы не рабы». В помощь «избачам» прилагались сельские активисты, основная роль которых сводилась к обеспечению по вечерам в школьные классы взрослого сельского населения. История Красного Яра и «Красной школы» помнит немногих таких избачей. Одним из первых был герой гражданской войны товарищ Каспирович, его сменил на посту товарищ Блумбах, следом поработала на ниве просвещения товарищ Селезнева, словом, на первоначальном этапе они конечно внесли свой вклад во всеобщее народное образование.

С образованием Ижморского Района, как территориальной единицы в Западно-сибирском крае, стали налаживаться дела и во всеобуче Красноярская школа получила статус школы I ступени. Директором ее в 1932 году была назначена А.Т. Губанова. Постепенно укомплектовывался штат учителей, благо само здание школы было в то время одним из лучших в районе. С годами менялись учителя, менялась и сама школа. В 1934 году она становится неполной средней школой, что говорит о ее возросшей значимости и авторитете Ижморского района. В 1942 году Красноярская школа становится средней, что говорит о полном девятилетнем обучении, а директором ее была назначена Анна Фоминична Баранова. Девятилетка просуществовала до 1945 года, затем снова была реорганизована в неполную среднюю школу. В течение этого времени, Красноярские учителя, несмотря на тяжелое военное время, открыли в селе вечернюю школу сельской молодежи, которая успешно функционировала без малого десяток лет. Одним из первых директоров Красноярской ШСМ стал небезызвестный в районе Педагог с большой буквы Артур Карлович Вейдеман. Достаточно сказать, что по вечерам в «Красную школу» после тяжелого труда на благо фронта и победы спешило более 60 парней и девушек, у которых не стало возможности продолжать обычное обучение. В 1946 году произошла территориальная реорганизация Ижморского района и Красноярская семилетняя школа оказалась в подчинении Троицкого района. Приступил к работе новый отдел народного образования в лице заведующего С.С. Семенова. Сохранился списочный состав того времени. Отдавая низкий поклон учителям тех лет стоит перечислить их всех поимённо.

1.     Саленко Иван Григорьевич - директор школы.

2.     Вейдеман Артур Карлович – преподаватель истории в 5 – 6 классах и конституции СССР.

3.     Дубровская Анна Александровна – русский язык в 5 классе.

4.     Лашакова Маргарита Ивановна – география, ботаника 5 – 7 классы.

5.     Белова Александра Григорьевна – русский язык, литература 6 – 7 классы.

6.     Зайцева Евдокия Сергеевна – арифметика 5 классы.

7.     Сидорова Юлия Николаевна – математика 6 - 7 классы.

8.     Кулешов Семён Ефимович – немецкий язык 5 – 7 классы.

9.     Михайлов Иван Филиппович – военрук 5 – 7 классы.

10. Дубровская Галина Александровна – 1 класс.

11. Дубровская Дина Александровна - 1 класс.

12. Степанова Е. К. – 1 класс.

13. Силантьева Н. М. – 2 класс.

14. Вилюга П. П. – 2 класс.

15. Карлина Н. И. – 3 класс.

16. Горина А. Т. – 4 класс.

Шло время. Менялись учителя и директора, уходили выпускники и приходили на их место новые. Учителей старой формации постепенно заменяли педагоги с высшим образованием. Таково было требование времени и действительности. Вместе с ним росло и качество образования, что не могло отразиться снова на изменении статуса школы. В 1953 году она снова стала, полной среднеобразовательной школой, которой осталась и по сей день. За это время в ней побывали директорами такие люди, имена которых до сих пор на слуху и в памяти жителей Красного Яра и Ижморского района. После И. Г. Саленко долгое время директорствовал уважаемый всеми красноярцами П.И.Шумаков, его сменил и уж 4-ый десяток, разменял на благородной школьной ниве бывший выпускник, а ныне действующий директор Геннадий Васильевич Куколев.

”Красная школа” сегодня лишь в памяти жителей села. Ее заменила другая школа достаточно современная, просторная и светлая.

 

 Она продолжает исправно сеять доброе, разумное, вечное, и как белый корабль надежно и уверенно везёт своих пассажиров по крутым волнам жизненного океана. И идёт этот корабль уже целых 55 лет, если отсчитывать со времён полного среднего образования.

За это время наш корабль-школа высадил на твёрдый жизненный берег более 1300 своих пассажиров. И каждый из них нашел свой порт прописки, обрел свой путь.

Как и на большом многолюдном корабле, состав этих пассажиров разношерстный. Сходили по трапу доктора и кандидаты наук, врачи и учителя, военные и ученые – не всем, конечно выпала такая честь, зато каждый пассажир вправе гордиться своим кораблем и его командой. Командой знающей и профессиональной. Которая прокладывала верный жизненный путь для школы- корабля вопреки всяким штормам и непогодам.

Семь футов тебе под килем, родная школа!!!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. Ф. Лавкрафт Электрический палач Тому, кто никогда в жизни не испытал страха быть подвергнутым казни, мой рассказ

    Рассказ
    Неприятности стряслись на шахте номер три, где помощником управляющего работал угрюмый и неразговорчивый малый по имени Артур Фелдон.
  2. И с неспокойной совестью. Создавая лучший мир, невозможно не держать в голове, что перед лицом подлинной реальности утопия

    Утопия
    В современном мире написание утопии всегда сопряжено с ответственностью и с неспокойной совестью. Создавая лучший мир, невозможно не держать в голове, что перед лицом подлинной реальности утопия выглядит хрупкой и неправдоподобной,
  3. Все только начинается Клайд считал, что ему здорово повезло. Не всякому доведется вот так, запросто, буквально с улицы устроиться к гному

    Документ
    Клайд считал, что ему здорово повезло. Не всякому доведется вот так, запросто, буквально с улицы устроиться к гному. Гномы, они известные перестраховщики: сперва с тебя десять рекомендательных бумажек спросят, потом в залог еще что-нибудь возьмут.
  4. Виктор дизендорф гомо антиполитикус или записки „шестидесятника“ Опыт малохудожественного повествования об очередном потерянном поколении москва

    Документ
    Перед тобой, читатель, книга о 1960-х годах. Так, по крайней мере, она задумана, и замысел этот возник у меня давно. Я поделился им с Валерой Тарановым в Киселевске, городе нашего детства и юности, еще летом 2 г.
  5. Ромбическое направление в искусстве

    Документ
    Настоящее эссе посвящено новому направлению в искусстве. Это направление наиболее наглядно в живописи. Но поэзия, музыка и другие виды искусств могли бы тоже отразить эту эстетику.

Другие похожие документы..