Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Как и в предыдущей работе «Число паспорта» автором вновь рассматривается проблема о святоотеческом отношении к современной власти. Если главный вопрос...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 27 марта 2008 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного Совета Д 220.025.02 при Государственном университете по земл...полностью>>
'Реферат'
Проблема методу, і в першу чергу лабораторного експерименту, навряд чи знайшла б настільки голосне звучання, якби мова йшла тільки про внутрішні спра...полностью>>
'Конкурс'
При подготовке к вечеру, посвященному этой дате, мы предполага­ем провести в школе викторину и конкурсы на лучший доклад, реферат, газету о жизни и д...полностью>>

Общая характеристика работы Актуальность исследования (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Общая характеристика работы

Актуальность исследования определяется современными тенденциями в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, возникающими в связи с этим педагогическими проблемами и необходимостью разработки новых подходов к процессу подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей.

Переход российского общества к рыночным отношениям в конце ХХ века отразился на эффективности деятельности всех социальных институтов воспитания, в том числе и, функционирующих в сфере свободного времени учреждений отдыха и оздоровления детей (УОиОД).

В соответствии с федеральным законодательством к таким учреждениям относятся: детские оздоровительные лагеря, базы, комплексы, центры общего (не санаторного) типа, и целью их деятельности является создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей.

Процесс трансформации сложившейся инфраструктуры, развитие общественных движений, изменение правового статуса личности значительно усилили значимость процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей. Это связано с тем, что в новых социально-экономических условиях возрастает роль данных учреждений как открытых социально-педагогических систем, способных наиболее полноценно и эффективно реализовать потенциал свободного времени детей.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость исследования содержательной основы процесса подготовки кадров, повышения качества научно-методического и финансово-экономического обеспечения, усиления «социально-организационного» взаимодействия в решении приоритетных задач повышения качества отдыха и оздоровления детей.

Существует ряд проблем связанных с обновлением процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей. Социально-практическая проблема порождена тем, что существовавшая до 90-х годов прошлого века единая система подготовки студентов педагогических вузов к летней педагогической практике в современных условиях действует фрагментарно. Научно-педагогическая проблема состоит в необходимости научного обоснования содержания труда специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей в современных условиях.

Анализ научной, педагогической литературы, результатов отечественных, зарубежных исследований, наша собственная практика, анализ документов позволяют заключить, что инфраструктура процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей развита недостаточно и не соответствует новым социокультурным реалиям.

Эти проблемы отражены, прежде всего, в противоречии между изменением характера деятельности специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей и отсутствием адекватной этим изменениям методики профессиональной и педагогической подготовки соответствующих кадров. Проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия обеспечения процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей в современной социально-экономической ситуации?

Объектом исследования является процесс подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей.

Предмет исследования: организационно - педагогические условия обеспечения процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей.

Цель: научно обосновать и разработать организационно-педагогические условия обеспечения процесса эффективной подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей.

Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных задач исследования:

  1. Охарактеризовать организационно-педагогическое обеспечение процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей в современных условиях.

  2. Обосновать организационно-педагогические условия обеспечения процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей.

  3. Разработать и апробировать содержание, методы обеспечения эффективного процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей.

Гипотеза исследования: Организационно-педагогическое обеспечение процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей будет эффективно, если созданы следующие условия его реализации:

  • при формировании научного и методического компонентов прогнозируется позитивная динамика процессов на рынке образовательных услуг в сфере свободного времени детей;

  • содержание обусловлено спецификой требований к специалистам данного профиля и опосредовано их профессиональной мотивацией;

  • учебные программы определяются логикой освоения содержательного, деятельностного, организационного компонентов и процессуальных составляющих профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составили: философ­ские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образова­ния (Ш.А.Амонашвили, А.Г. Асмолов, Г.С.Батищев, И.В.Бестужев-Лада, В.С.Библер, А.А. Бодалев, Г.Н.Волков, М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.Д.Никандров, А.В.Петров­ский, Д.И.Фельдштейн, Т.И.Шамова, Е.Н.Шиянов, Н.Е.Щуркова, К.Роджерс и др.), теории системного подхода в их применении к проблемам образования (С.И.Архангельский В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, И.Я. Лернер, В.Н.Садовский, В.А.Сластенин, Ю.П.Сокольников, Л.Ф. Спирин), теории личности и мотивации (В.Г.Асеев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, В.С. Мерлин, Ю.М.Орлов, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон, и др.), теории отношений (Н.Д.Левитов, В.Н.Мясищев, Ю.П.Сокольников и др.), теории социального и педагогического взаимодействия (А.Н.Аверьянов, Ю.К.Бабанский, Л.В.Байбородова, А.А.Бодалев, М.С.Каган, Н.Ф. Радионова и др.).

Основополагающей при рассмотрении особенностей подготовки кадров (специалистов) выступает идея самоценности личности. Эта идея связана с положением о единстве и взаимообусловленность лично­стного, индивидуального и коллективного подходов (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, О.С. Гребенюк, С.Л.Рубинштейн); за­кономерностями формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок, ценностных ориентации (И.С.Кон, Д.Н.Узнадзе, Р.Х. Шакуров и др.); ролью в развитии личности социально-направленного общения и деятельности (О.С. Газман, А.А.Леонтьев, А.В. Мудрик и др.); закономерностями самовос­питания (П.Н.Осипов, Л.И.Рувинский и др.), теории социализации человека (В.Г. Бочарова, А.В. Волохов, Б.З.Вульфов, А.В. Мудрик, Р.Г.Гурова, И.С.Кон, М.И.Рожков и др.),

В качестве теоретической основы исследования выступили: концепции профессиографического изучения личности педагога (Н.К.Крупская, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Левитов, Е.А.Панько, В.А.Сласте­нин, Л.Ф.Спирин А.И.Щербаков и др.), педагогической системы детского оздоровительного лагеря (Т.Ф. Асафова, И.Г.Николаев, Ю.Н.Таран, А.Б.Фомина), теории индивидуально-дифференцированного подхода к обучению (С.И.Архангельский, А.А.Вербицкий, Б.С. Рабунский, В.А.Сластенин и др.), концепция рефлексивно-творческого подхода к проблеме профессионального совершенст­вования педагогического мастерства (С.Ю.Степанов, Г.Ф.Похмелкина, Т.Ю. Калошина, Т.В.Фролова), теоретические основы становления личностно-ориентированной позиции педагога (В.П. Бедерханова).

Для решения задач исследования и проверки гипотезы был ис­пользован комплекс методов, включающий в себя: методы теоретиче­ского анализа (системный анализ литературы, моделирование); диагно­стические методы (анкетирование, тестирование, интервью, наблюде­ние, социометрия, проективная беседа); праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности); метод эксперимента; обобще­ние массового и передового опыта работы ряда вузов по подготовке кадров учреждений отдыха и оздоровления.

Диссертационное исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (1998-2000 г.) анализировалось состояние проблемы в научной литературе, осуществлялся анализ теоретических подходов к проблеме, формулировались теоретические подходы к исследованию, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы. Изучались: научно-методическая литература и документы, отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров, определялись методологические подходы к проблеме. На этом этапе была выдвинута гипотеза исследования, осуществлялся отбор практического материала.

На втором этапе (2001-2002 г.г.) разрабатывались структурно-функциональная модель, организационно-педагогические условия подготовки кадров, был апробирован методический аппарат их обеспечения. С целью проверки выдвинутой гипотезы было проведено пилотажное исследование, уточнена методика и организована опытно-экспериментальная работа, на основе которой проверялась эффективность разнообразных организационно-педагогических средств, обеспечивающих их практическую реализацию. Конструировалась теоретическая модель объекта на основе полученных результатов, обобщались результаты опытно-педагогической работы, и проводился педагогический эксперимент с апробацией вновь разработанных программ и методик.

На третьем этапе (2003-2004 г.г.) проводилась основная часть экспериментальной работы, обобщались результаты, разрабатывались методические рекомендации, оформлялся текст диссертационного исследования, осуществлялось внедрение программ подготовки кадров по усовершенствованной модели в практику, проводилось обобщение полученных теоретических и практических результатов, обработка и анализ эмпирических данных, их интерпретация и обобщение в диссертации, осуществлялась подготовка научно-практических рекомендаций, направленных на внедрение в практическую деятельность.

Экспериментальной базой исследования являлись группы слушателей «Школы вожатых» при Комитете по делам молодежи администрации Ульяновской области и Ассоциации учащейся молодежи (АУМ) Ульяновской области, участники специально организованных областных семинаров и курсов организаторов летнего отдыха. Экспериментальная работа проводилась на базе авторских лагерных смен Ассоциации учащейся молодежи: Ульяновском областном детском оздоровительно-образовательном лагере «Юность», пансионате «Мать и дитя» - ДОЦ «Уральские самоцветы» - г. Анапа, ДОЦ «Чайка»-ст. Голубицкая Краснодарского края. Общее количество участников опытно-экспериментальной работы, массовых опросов и слушателей учебных экспериментальных групп составило 1237 человек. Анализировался опыт подготовки кадров для учреждений отдыха и оздоровления детей в 36 вузах Российской Федерации.

Обоснованность и достоверность научных выводов и полученных результатов исследования обеспечивались исходными методологическими и теоретическими положениями; всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровне; применением совокупности разнообразных, взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватных изучаемой проблеме; сочетанием моделирования с количественным и качественным анализом данных; а также подтверждением показателей, свидетельствующих о позитивных изменениях в экспериментальных группах в сравнении с динамикой этих изменений в контрольных группах.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:

  • в раскрытии характеристики обеспечения процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей в современных российских условиях;

  • в разработке и обосновании модели научно-методического и организационного обеспечения подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей;

  • в выявлении организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей;

  • в описании и реализации вариативных и инвариантных компонентов содержания процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

  • апробированы и внедрены в практику рекомендации по организации подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей;

  • разработан пакет программ, определяющих условия профессионального отбора специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей;

  • на основе материалов исследования подготовлены методические пособия, адресованные широкому кругу педагогической общественности;

  • материалы проведенного исследования стали основой для разработки спец.курса «Основы деятельности педагога-организатора временного детского объединения» и используются в практике Ассоциации учащейся молодежи Ульяновской области.

Личный вклад автора в исследование заключается:

  • в разработке и обосновании характеристики понятия «обеспечение процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей»;

  • в обосновании междисциплинарного подхода к исследованию основных свойств, структуры и функционирования процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей;

  • в разработке и апробации, в том числе с использованием Интернет - технологий основных параметров мониторинга эффективности процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Обеспечение процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей представляет собой комплексное использование содержательного, деятельностного, организационного компонентов обучения, структурированных в вариативной и инвариантной частях в зависимости от исходного уровня подготовленности специалистов.

  2. Методика подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей, включает: социально-педагогический тренинг, социально-ролевые упражнения и психологический, профессиональный отбор кадров для учреждений отдыха и оздоровления детей.

  3. Организационно-педагогические условия обеспечения процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей включают в себя:

    • мониторинг эффективности процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей;

    • формирование субъектной позиции специалистов в процессе подготовки к профессиональной деятельности;

    • развитие «социально-организационного» взаимодействия, повышающего качество научно-методического и финансово-экономического обеспечения процесса подготовки кадров на основе договорных отношений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в практике работы Ассоциации учащейся молодежи (АУМ) Ульяновской области, на ежегодных Всероссийских выставках-ярмарках организации оздоровительной компании (1999-2004 г.г.), Всероссийских конференциях, посвященных проблемам подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления (2002-2004 г.г.) Ряд положений и предварительных выводов исследования докладывались на всероссийских фестивалях «Инициатива молодых – будущее России» (Москва, 2001, 2002 г.г.), Всероссийском слете студенческих педагогических отрядов (Москва, 2003 г.) Работа по внедрению результатов исследовательской деятельности (проект «Школа вожатых») поддержана грантом Комитета по делам молодежи администрации области в 2003г. Репрезентативность выводов обеспечивается широкой базой исследования, статистической обработкой данных и корректностью их интерпретации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, характеризуется его методология, описаны основные этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Подготовка кадров учреждений отдыха и оздоровления детей как социальная и педагогическая проблема» раскрывается сущность процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей с учетом позитивной динамики процессов на рынке образовательных услуг, обосновывается модель научно-методического и организационного обеспечения изучаемого процесса.

Во второй главе «Реализация комплекса организационно-педагогических условий обеспечения процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей» раскрывается суть опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование субъектной позиции обучающихся, совершенствование «социально-организационного» взаимодействия, повышающего качество научно-методического, финансово-экономического обеспечения процесса подготовки кадров на основе договорных отношений с учетом данных мониторинга о его эффективности.

В заключении даются основные выводы и перспективные направления дальнейшего исследования проблемы обеспеченности процесса подготовки кадров в широкой педагогической практике.

В приложениях представлены образцы анкет, исследовательские методики и практические материалы исследования.

Основное содержание диссертации

Изменения социально-политической и экономической ситуации в Российской Федерации, произошедшие в конце ХХ века не могли не отразиться на сфере подготовки кадров для организации свободного времени детей в каникулярное время. Она оказалась уязвима в силу того, что в первую очередь ощутила на себе необходимость совершенствования междисциплинарных подходов к развитию инфраструктуры учреждений отдыха и оздоровления детей, которая была вызвана изменением функций специалистов данных учреждений.

В современной социально-экономической ситуации возникла потребность поиска внутренних резервов совершенствования, модернизации процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей.

Следует заметить, что проблемам подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей был посвящен ряд современных исследований (С.В.Барканов, В.П. Бедерханова, С.В.Ерохин, Л.В.Ершова, М.И.Журавлев, А.Г.Кирпичник, А.Г.Ковалева, М.Б. Коваль, Б.В. Куприянов, О.В. Майорова, О.Г.Миронец, А.В.Николаев, С.И.Панченко, Е.М. Рыбинский, А.И.Рябинин, Л.С.Савинова, Ю.Н.Таран). Теоретические изыскания этих исследователей опирались на непосредственную практику авторов. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что обеспечение процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей представляет собой социально-педагогическое явление ярко выраженного инновационного характера.

Теоретические обобщения в сфере подготовки кадров опираются на исследования: Л.С. Выготского и его последователей, психологические концепции развития деятельности А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, теории профессиональной деятельности О.С.Анисимова, Е.И.Антиповой, Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, концепции воспитания учащейся молодежи средствами внеучебной деятельности Б.З.Вульфова, А.А. Деркача, А.М.Панова, К.Д. Радиной; концепции социализации личности ребенка в условиях деятельности детских общественных объединений А.В. Волохова, Е.Е. Чепурных, психологические концепции педагогической деятельности Т.Г.Иваненко, Н.В.Клюевой, С.Л. Копотева, А.А. Реана, В.Д. Шадрикова, В.А.Якунина.

С целью определения особенностей процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей на современном этапе нами проведено специальное ис­следование социологического характера.

В опросе, проводившемся среди участников педагогических отрядов Ассоциации учащейся молодежи Ульяновской области, студентов педагогических учебных заведений, преподавате­лей высшей школы и системы повышения квалификации приняли участие 310 респондентов. При анализе результатов выявились схожие для разных категорий специалистов оценки некоторых явлений профессиональной подготовки организаторов каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Большинство респондентов указывают на недостаточную структурированность системы подготовки кадров. Всего 5% опрошенных являются участниками процесса длительной непрерывной педагогической подготовки (семинаров, курсов). Респонденты отмечают эф­фективность краткосрочного профессионального ориентирования. Данная систе­ма педагогической подготовки, по их мнению, укрепляет уверенность в выборе профессии (21%), вызывает необходимость дополнить опыт и расширить знания (55%), дает воз­можность отказаться от работы с детьми из-за нежелания или неспособности (30%).

85% опрошенных в качестве основной формы подготовки кадров называют семинары и курсы, но при этом отмечается отсут­ствие специальных баз и учреждений, занимающихся данной работой. Лишь в 28% вузов РФ (в 8 из 36, представители которых были опрошены нами в период первого этапа исследования), введены спецкурсы по методике организации деятельности временных детских объединений.

Повышают свою квалификацию в той или иной организованной форме 65% опрошенных, однако обеспечение процесса подготовки кадров оцениваются ими неоднознач­но.

Это исследование, а также анализ данных других исследований позволяет утверждать:

- Процесс подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей в последнее время характеризуется рядом позитивных тенденций: изменением формы взаимоотношений между партнерами-участниками процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей; совершенствованием внешних (межнациональных, межрегиональных, международных) и внутренних связей для обмена опытом работы; научным обоснованием инновационных концепций изменения деятельности специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей; поиском путей, средств и методов социализации личности ребенка в условиях деятельности временных детских объединений; использованием вариативно-программного подхода в организации практической деятельности специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей.

- Признание необходимости разработки современного обеспечения процесса подготовки кадров выдвигает на первый план решение таких проблем как: комплексное научное исследование тенденций развития содержания процесса подготовки кадров; обоснование и поэтапная разработка организационно-педагогических условий обеспечения процесса подготовки кадров;

- Учреждения отдыха и оздоровления детей являются полноправными социальными субъек­тами воспитания и обеспечивают решение государственных задач в области отдыха и образования, следовательно, кадровое обеспечение данной сферы педагоги­ческой действительности может рассматриваться как одно из важных направле­ний развития профессиональной подготовки в образовательно-оздоровительной сфере.

- Педагогическая деятельность в условиях временных детских объ­единений носит специфический характер, обусловленный сборностью и временностью состава детей, динамичностью изменений, происходящих во временном детском коллективе. Учет этой специфики необходим на каждом этапе осуществления процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей. В частности специфика педагогической деятельности в учреждениях отдыха и оздоровления детей предполагает отбор форм, средств и методов процесса подготовки профессиональных кадров для работы во временных детских объединений.

Указанные выше выводы и положения имеют важное значе­ние для формирования новых научно-практических подходов в подготовке кадров отдыха и оздоровления детей.

В ходе исследования анализировался опыт подготовки групп студен­тов - участников педагогических отрядов из 36 вузов РФ, в том числе Краснодарского, Московского, Тульского, Новосибирского, Челябинского, Костромского регионов. Этот анализ позволяет утверждать:

- На протяжении последних 10 лет в значительной степени утрачен опыт воспроиз­водства форм и методов подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей.

- Имеющийся опыт работы студенческих педагогических отрядов либо не применяется в деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей вообще, либо используется без критического осмысления.

- Система повышения квалификации социальных и педагогических ра­ботников недостаточно уделяет внимания практической подготовке специалистов в сфере каникулярного отдыха и оздоровления.

- Студенты педагогических учебных заведений не владеют средствами работы с временными детскими объединениями, и при их обучении в вузе эта сфера деятельности практически не выделяется как спе­цифическая педагогическая деятельность.

- Отсутствие в последнее десятилетие эффективно-действующей системы подготовки кадров в сфере каникулярного отдыха и оздоровления детей привело во многом к разрушению методической и учебной для такой работы базы, в частности отсутствию учеб­ных пособий по данному направлению.

Анализ современных исследований позволил вычленить ряд зависимостей, которые в своей методологической части могут служить основанием для формирования модели процесса современной подготов­ки кадров УОиОД (социально-правовых, педагогических, организационных):

- «Социально-личностная» зависимость, выражающаяся во влиянии сформированности нормативно-правового поля на мотивационно-смысловую и операциональную сторону взаимодействия специалистов учреждения отдыха и оздоровления детей. Несформированность нормативно-правового поля становится фактором возникновения производственных конфликтов и неудовлетворенности социогенных потребностей;

- «Профессионально-педагогическая» зависимость, отражающая связь характера включенности педагога в работу с ребенком в условиях временного объединения и сформированности мотивации к профессиональной деятельности, а также соответствующих умений и навыков;

- «Организационно-учебная» зависимость, выражающаяся в связи форм и методов обучающих курсов с возможностью формирования профессиональной деятельности специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей.

Отражением этих зависимостей является необходимость междисциплинарного подхода в разработке модели обеспечения процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей в современных условиях.

Основы такой модели обеспечения процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей в современных условиях представлены в схемах 1 и 2.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общая характеристика работы актуальность исследования (1)

    Документ
    Актуальность исследования. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в Республики Таджикистан, не могут не затрагивать органы внутренних дел.
  2. Общая характеристика работы актуальность исследования (4)

    Документ
    Актуальность исследования. Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. Особенно пристальное внимание она вызывает в посткризисные эпохи в развитии общества, когда необходимо искать
  3. Общая характеристика работы актуальность исследования (3)

    Документ
    Актуальность исследования. В настоящее время положение в музыкальной культуре таково, что вызывает тревогу и опасение: засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, и, как следствие, потребности людей
  4. Общая характеристика работы актуальность работы (2)

    Документ
    Актуальность работы. В мире производится и потребляется большое количество холодильных машин, отличающихся типом, назначением, составом оборудования и условиями эксплуатации.
  5. Общая характеристика работы актуальность работы (6)

    Документ
    Актуальность работы. В мире производится и потребляется большое количество холодильных машин, отличающихся типом, назначением, составом оборудования и условиями эксплуатации.

Другие похожие документы..