Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
 Некатегорийное комбинированное путешествие по реке Белой. Средства сплава – катамараны, надувные лодки, рафты. Общая продолжительность – 7 дней, по...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
Пищевые токсикоинфекции, вызываемые стафилококком, кишечными и паракишечными бактериями, протеем и другими возбудителями: этиология, патогенез, клини...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Данная программа разработана для направления подготовки 080100 - «Экономика», квалификация (степень) «бакалавр». Выпускающими являются кафедры предст...полностью>>
'Учебное пособие'
Загинайлов Ю.Н. Правовые вопросы защиты информации: Учебное пособие. Алт.гос.техн. ун-т им. И.И.Ползунова. Центр дистанционного обучения. Барнаул: Из...полностью>>

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» Факультет социологии программа дисциплины (7)

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет социологии

Программа дисциплины

Концепции современного естествознания

для направления 040200.62 –«Социология» подготовки бакалавра

Автор Петрова Е.В.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«философия» онтологии, логики и теории познания

Председатель Зав. кафедрой

________Порус В.Н.____ ___Порус В.Н._________________

«_____» __________________ 2009г. «____»__________________ 2009г

Утверждена УС факультета

философии

Ученый секретарь

Макеева Л.Б.

« ____» ___________________2009г.

Москва

Пояснительная записка.

Цель преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания» - ознакомление студентов направления «социология» с неотъемлемым компонентом культуры – естествознанием. Очень важной при этом является задача формирования у студентов целостного взгляда на окружающий мир. Курс «Концепции современного естествознания» призван осветить как основные вехи в истории естествознания, так и современную многокомпонентную естественнонаучную картину мира. Основные цели и задачи курса таковы: понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного способов познавательной деятельности, их различий и внутреннего единства; осознание исторического характера развития научного познания; формирование четких представлений о содержании современных физической, астрономической и биологической картин мира как о системе фундаментальных знаний об основаниях целостности и многообразия природы. В структуре курса уделяется внимание знакомству студентов с такими дисциплинами, как этология, социобиология, а также с различными современными психологическими концепциями. Обзор этих дисцилин будет полезным и небезынтересным для студентов-социологов. Курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного модуля: 6 (12 часов) лекций и 5 (10 часов) семинаров и практических занятий.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Введение. Естествознание в структуре научного знания

структуре

ссструктуре научного знания

14

2

2

10

2

Основные исторические этапы развития естествознания

32

4

2

26

3

Современная физическая картина мира

19

2

2

15

4

Биология в современном естествознании

19

2

2

15

5

Вклад естествознания в изучение человека

12

1

1

10

6

Концепция самоорганизации в современной науке

12

1

1

10

Итого

108

12

10

86

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Базовый учебник

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2005.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Посещаемость лекций и семинарских занятий – 10% оценки

Работа на семинарах (доклады, обсуждения, диспуты и т.п.) –50% оценки

Устный зачет – 40% оценки

Содержание программы

Тема 1. Введение. Естествознание в структуре научного знания

Концепции современного естествознания – предмет, цели и задачи курса. Определение естествознания. Определение науки. Три аспекта науки (наука как особая форма знания, как система исследовательской деятельности и как социальный институт). Отличие науки от других отраслей культуры.

Когда же возникла наука: две программы. Исторические этапы развития науки и их основные черты.

Структура научного познания. Уровни научного познания (эмпирический и теоретический). Методы научного познания. Характерные черты классической науки (универсальность, фрагментарность, общезначимость, обезличенность, систематичность, незавершенность, преемственность, критичность, достоверность, внеморальность, рациональность, чувственность).

Спор двух культур – естественнонаучной и гуманитарной. Ч.П. Сноу, Е.Л. Фейнберг. Необходимость преодоления разрыва между «науками о природе» и «науками о духе».

Научная картина мира. Эволюционные и революционные периоды в развитии науки. Научная революция, ее этапы.

Литература.

Основная

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С.13-32.

Дополнительная.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. С. 4-27

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 10-43

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004. С. 327-333.

Кун Т. Структура научных революций. М.: «Издательство АСТ», 2003.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

Поппер К. Логика и рост научного знания. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. С. 16-59

Пуанкаре А. О науке. //Там же, с. 6-15

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. С. 10-32.

Сноу Ч.П. Две культуры. М.: Прогресс, 1973. С. 11-48

Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. С. 9-31.

Тема 2. Основные исторические этапы развития естествознания.

Естественнонаучная картина мира в античности. Исторические предпосылки рационализации древнегреческой культуры. Важнейшие мировоззренческие установки и представления, сформировавшиеся в античности. Предпосылки научно-рационального познания.

Великое открытие элеатов – противоречие между отражением мира разумом и чувствами. Апории Зенона.

Основные научные программы античности. Атомистическая программа (Левкипп, Демокрит). Атомы и пустота. Платоновско-пифагорейская математическая программа. Мир как число. Континуалистская программа. Физика и космология Аристотеля. Биологические воззрения Аристотеля.

Становление математической астрономии. Геоцентрическая система Птолемея.

Естествознание в эпоху средневековья. Доминирование ценностного над познавательным. Естественнонаучные достижения средневековой арабской культуры. Алхимия как феномен средневековой культуры.

Мировоззренческая революция Возрождения. Гелиоцентрическая система Н. Коперника. Дж. Бруно: мировоззренческие выводы из коперниканизма.

Г. Галилей: становление классической механики. Картезианская физика.

Научная революция XII в. (Ньютонианская). Три закона движения Ньютона. Закон всемирного тяготения. Понятие силы. Импульс. Пространство и время в механике Ньютона. Оптика.

Космогония Канта-Лапласа.

От алхимии к научной химии.

Литература.

Основная.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С.90-257.

Дополнительная.

Аристотель. Метафизика. // Хрестоматия по истории науки и техники. М.: РГГУ, 2005. С. 62-77

Аристотель. Физика. Там же, с. 77-81

Аристотель. О частях животных. Там же, с. 82-83

Аристотель. О возникновении животных. Там же, с 83-85

Бруно Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах. // Там же. С. 334-353

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М. 1980

Галилей Г. О пользе, которая извлекается из механики и ее орудий.//. Хрестоматия по истории науки и техники. М.: РГГУ, 2005. С. 356-359

Галилей Г. Звездный вестник // Там же. С.359-361

Галилей Г. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки // Там же. С. 361-368

Ибн Сина. Поэма о медицине. Там же, с 119-223

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004. С. 37-42

Коперник Н. Об обращениях небесных сфер. // Хрестоматия по истории науки и техники. М.: РГГУ, 2005.. С. 286-299

Лавуазье Л.А. Начальный учебник химии. // Там же. С. 480-491

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. // Там же. С. 435-437

Ньютон И. Определения. // Там же. С. 437-443

Ньютон И. О системе мира // Там же. С. 444

Ньютон И. Правила умозаключений в физике. // Там же. С. 444-448

Птолемей. Альмагест. Там же, с. 155-175

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: 1979

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. С. 150-159.

Тема 3. Современная физическая картина мира.

Специальная теория относительности Эйнштейна и ее роль в науке. Основные постулаты СТО. Понятия пространства-времени в СТО. Относительность одновременности. Относительность размеров тел. Парадокс близнецов.

Общая теория относительности. Скорость света. Искривление пространства-времени. Экспериментальная проверка общей теории относительности.

Возникновение и развитие квантовой физики. Идеи и понятия квантовой механики. Принцип неопределенности.

Мир элементарных частиц. Фундаментальные физические взаимодействия. Классификация элементарных частиц.

Литература.

Основная.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С. 308-379

Дополнительная.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. С. 124-137

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 58-65

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004. С. 42-112

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. С. 58-93

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. С. 60-123

Тема 4 . Биология в современном естествознании.

Понятие живого. Клеточная теория. Молекулярная биология. Особенности живых систем.

Идея эволюции в биологии. Ламарк. Катастрофизм. Униформизм. Дарвиновская революция. Наследственность, изменчивость, естественный отбор. Критика теории Дарвина. Синтетическая теория эволюции.

Рождение и становление генетики. Хромосомная теория наследственности.

Возникновение жизни на Земле. Различные гипотезы (креационизм, абиогенез, панспермия). Гипотеза Опарина-Холдейна. Развитие органического мира. Специфика, единство и многообразие живого. Биосфера.

Биотехнологии. Социобиология. Этология. Сущность современного экологического кризиса.

Литература.

Основная.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С. 257-278; 458-506; 549-578

Дополнительная

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 90-121; 137-146

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004. С. 198-282

Кендрью Дж. Нить жизни. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. С. 184-233

Лоренц К. Агрессия // Там же. С. 339-367

Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998

Одум Ю. Основы экологии. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. С. 241-289

Опарин А.И. Проблема происхождения жизни. М., 1976

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. С. 163-228

Тинберген Н. Социальное поведение животных. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004.

Тема 5. Вклад естествознания в изучение человека

Человек как психосоматическое существо. Высшая нервная деятельность.

Вклад социобиологии в изучение человека. Этология и человек.

Антропосоциогенез. Генезис сознания и языка.

Изучение мозга человека. Психоанализ Фрейда. Сознание и бессознательное. Аналитическая психология Юнга. Коллективное бессознательное. Архетипы. Психологические типы.

Информационная революция. Проблема искусственного интеллекта.

Переход от биосферы к ноосфере.

Этические регулятивы научного познания человека. Биоэтика.

Биология и культура. Понятие коэволюции.

Литература.

Основная.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С. 507-536

Дополнительная.

Биология и культура. Под ред. И.К. Лисеева. М.: Канон+, 2004

Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2003. С 122-129; 147-167

Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. М: ИИнтеЛЛ, 2006

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004.С. 283-307

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001

Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия. М.: Институт человека РАН, 2004.

Фрейд З. Психология бессознательного. М.. 1989

Тема 6. Концепция самоорганизации в современной науке

Теория самоорганизации (синергетика). Характеристики самоорганизующихся систем. Открытость. Нелинейность. Диссипативность. Хаос как фактор самоорганизации. Закономерности самоорганизации (аттракторы, точки бифуркации). Самоорганизующиеся системы: в технике, в биологии, в экономике.

Синергетика как образец междисциплинарных исследований. Кибернетика и синергетика.

Самоорганизация как основа эволюции. Эволюция и теория систем. Эволюция в социальных и гуманитарных системах.

Литература.

Основная.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С. 538-552

Дополнительная.

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999

Винер Н. Кибернетика // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. C. 144-183

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004. С.313-318

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. М., 2002

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. С. 138-143

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Издательская группа «Прогресс», 1999

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ, 2005. С. 229-253.

Хакен Г. Синергетика. М., 1985

Примеры семинарских занятий.

Семинар № 1. Что такое наука и естествознание?

1) Как вы оцениваете следующие высказывания мыслителей о науке?

а) Наука всегда оказывается неправа: она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом десятка новых (Б. Шоу)

б) Наука есть систематическое расширение области человеческого незнания (Р. Гутовский)

в) Три стадии познания научной истины: первая – «это абсурд», вторя «в этом что-то есть», третья – «это общеизвестно». (Э.Резерфорд)

г) Социология – наука с максимальным множеством методов и минимальными результатами. (А.Пуанкаре)

д) Кажется, что дело идет к тому, что наука откроет Бога. И я заранее трепещу за его судьбу. (Станислав Ежи Лец)

2) В чем состоит отличие науки от религии, философии, искусства, техники?

3) Какова специфика естественно-научной и гуманитарной культур?

4) Что такое научный метод и на чем он основывается? Какие методы применяются на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания?

5) Зачем гуманитариям изучать естествознание?

6) Что такое парадигма в науке?

7) Как происходит смена эволюционных и революционных периодов в развитии науки?

Литература.

Основная

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С.13-32.

Дополнительная.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. С. 4-27

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 10-43

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004. С. 327-333.

Кун Т. Структура научных революций. М.: «Издательство АСТ», 2003.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

Поппер К. Логика и рост научного знания. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. С. 16-59

Пуанкаре А. О науке. //Там же, с. 6-15

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. С. 10-32.

Сноу Ч.П. Две культуры. М.: Прогресс, 1973. С. 11-48

Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. С. 9-31.

Семинар №2. Создание первой естественнонаучной картины мира в древнегреческой культуре.

1) Какие социально-экономические и культурно-исторические особенности древнегреческой цивилизации способствовали формированию первой естественно-научной картины мира?

2) Почему пифагорейцы рассматривали мир как число?

3) Что помогают нам понять апории Зенона?

4) Учение Аристотеля о материи и форме как основа его физики, космологии и представлений о живом.

5) Атомизм Левкиппа и Демокрита и современные представления об атоме: сходство и различие.

6) Какие явления не могла объяснить геоцентрическая система Птолемея и почему?

Литература.

Основная.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С.90-257.

Дополнительная.

Аристотель. Метафизика. // Хрестоматия по истории науки и техники. М.: РГГУ, 2005. С. 62-77

Аристотель. Физика. Там же, с. 77-81

Аристотель. О частях животных. Там же, с. 82-83

Аристотель. О возникновении животных. Там же, с 83-85

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М. 1980

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004. С. 37-42

Птолемей. Альмагест. // Хрестоматия по истории науки и техники. М.: РГГУ, 2005. С. 155-175

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. С. 150-159.

Семинар №3 Научная революция ХVII в.: возникновение классической механики.

1)Основные принципы механистической картины мира.

2) Три закона планетных движений Кеплера.

3) Каков исторический вклад Галилея в механику?

4) Почему рационалистическая методология Декарта имела революционное значение для развития естествознания?

5) Создание Ньютоном теории тяготения.

6) Каковы были достижения Ньютона в оптике?

7) Космология Ньютона.

Литература.

Основная

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С. 194-216

Дополнительная

Галилей Г. О пользе, которая извлекается из механики и ее орудий.//. Хрестоматия по истории науки и техники. М.: РГГУ, 2005. С. 356-359

Галилей Г. Звездный вестник // Там же. С.359-361

Галилей Г. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки // Там же. С. 361-368

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004. С. 37-42

Кеплер И. Новая астрономия, основанная на причинах, или Физика неба, представленная исследованиями движения звезды Марс согласно наблюдением дворянина Тихо Браге // Там же. С. 383-404

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. // Там же. С. 435-437

Ньютон И. Определения. // Там же. С. 437-443

Ньютон И. О системе мира // Там же. С. 444

Ньютон И. Правила умозаключений в физике. // Там же. С. 444-448

Семинар №4. Современная биологическая картина мира и ее формирование.

  1. Какие эволюционные идеи существовали в биологии до Дарвина?

  2. В чем состоят преимущества и недостатки Дарвиновской теории эволюции?

  3. Что включает В.И. Вернадский в понятие «биосфера»?

  4. Какова специфика живого?

  5. Как возникла жизнь на Земле? Спор различных гипотез

  6. Что такое ген?

  7. Что такое геном человека?

  8. Если отрезать хвосты у мышей, то появятся ли и в каком поколении бесхвостые мыши?

  9. В чем состоит сущность современного экологического кризиса и каковы пути его преодоления?

  10. В чем сходство и различие таких наук, как этология и социобиология?

Литература.

Основная.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С. 257-278; 458-506; 549-578

Дополнительная

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 90-121; 137-146

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004. С. 198-282

Кендрью Дж. Нить жизни. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. С. 184-233

Лоренц К. Агрессия // Там же. С. 339-367

Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998

Одум Ю. Основы экологии. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. С. 241-289

Опарин А.И. Проблема происхождения жизни. М., 1976

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. С. 163-228

Тинберген Н. Социальное поведение животных. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004.

Семинар №5. Вклад естествознания в изучение человека

  1. Каков вклад социобиологии в изучение человека?

  2. Каков вклад этологии в изучение человека?

  3. В чем различие в подходах к бессознательному в концепциях Фрейда и Юнга?

  4. В чем состоит различие между понятиями архетипа и инстинкта?

  5. Каковы, по Вернадскому, основные условия перехода от биосферы к ноосфере?

  6. Каковы основные этапы становления Homo Sapiens?

  7. Каким образом осуществляется управление физиологическими процессами?

  8. Основные проблемы биоэтики.

  9. Что такое генно-культурная коэволюция?

  10. Проблема искусственного интеллекта.

Литература.

Основная.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С. 507-536

Дополнительная.

Биология и культура. Под ред. И.К. Лисеева. М.: Канон+, 2004

Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2003. С 122-129; 147-167

Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. М: ИИнтеЛЛ, 2006

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004.С. 283-307

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001

Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия. М.: Институт человека РАН, 2004.

Фрейд З. Психология бессознательного. М.. 1989

Семинар №6. Концепция самоорганизации в современной науке

  1. Каковы основные характеристики самоорганизующихся систем?

  2. Может ли хаос выступать как фактор самоорганизации?

  3. Что такое флуктуация, аттрактор, точка бифуркации?

  4. Какие структуры называют диссипативными и почему?

  5. Почему самоорганизация выступает основой и источником эволюции?

  6. Приведите примеры самоорганизующихся систем в технике, в биологии, в экономике.

  7. Чем отличаются подходы к самоорганизации в кибернетике и синергетике?

Литература.

Основная.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: 2005. С. 538-552

Дополнительная.

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999

Винер Н. Кибернетика // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. C. 144-183

Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004. С.313-318

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. М., 2002

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. // Концепции современного естествознания: Хрестоматия для вузов. Авт.-сост. А.А. Горелов. М.: Астрель: АСТ, 2004. С. 138-143

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Издательская группа «Прогресс», 1999

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.

  1. Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания.

  2. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.

  3. Методы науки.

  4. Эволюционные и революционные периоды в развитии науки.

  5. Научные программы античности: атомизм (Левкипп и Демокрит)

  6. Научные программы античности: математическая (Платон и пифагорейцы)

  7. Научные программы античности: континуалистская (Аристотель)

  8. Проблема чувственного и рационального познания. Парадоксы (апории) Зенона Элейского

  9. Геоцентрическая система Птолемея

  10. Коперниканская революция, ее мировоззренческое и методологическое значение.

  11. Естественнонаучные достижения средневековой арабской культуры

  12. Рационалистическая методология Декарта. Картезианская физика.

  13. Понятие инерциальной системы отсчета и его роль в формировании классической механики. Принцип относительности Галилея.

  14. Пространство и время в физике Ньютона. Создание классической механики.

  15. Идея развития Вселенной: от космогонии Канта – Лапласа до концепции расширяющейся Вселенной

  16. Основные идеи и понятия общей и специальной теории относительности.

  17. Основные идеи и принципы квантовой механики.

  18. Фундаментальные физические взаимодействия.

  19. Виды элементарных частиц.

  20. Современные представления о возникновении и строении Солнечной системы.

  21. Теория эволюции Ч. Дарвина. Ламарк.

  22. Синергетика как наука о самоорганизующихся системах

  23. Теория биосферы и ноосферы Вернадского

  24. Проблема происхождения жизни на Земле

  25. Основные результаты социобиологии

  26. Сущность современного экологического кризиса

  27. Антропосоциогенез

  28. Психоанализ Фрейда

  29. Аналитическая психология Юнга

  30. Зарождение и развитие генетики

  31. Основные проблемы этологии

  32. Биотехнологии и будущее человечества

Автор программы

кандидат философских наук,

доцент кафедры онтологии, логики и теории познания

факультета философии ГУ-ВШЭ Е.В. Петрова

philosophyx@

1




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» Факультет социологии программа дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины Экономическая теория (Макроэкономика)для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра
  2. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» Факультет социологии программа дисциплины (8)

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины Социология семьи и гендерных отношений для направления/ специальности 040100.68 Социология подготовки магистра
  3. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» Факультет Социологии программа дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  4. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» Факультет социологии программа дисциплины (3)

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.68 «Социология», обучающихся на 1 курсе по магистерской программе "Современные методы и технологии
  5. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» Факультет социологии программа дисциплины (6)

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
  6. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» Факультет Социологии программа дисциплины (4)

    Программа дисциплины
    Курс рассчитан на студентов-социологов и должен познакомить их с теоретическими основами и практикой применения методов социологического исследования.

Другие похожие документы..