Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Административные процедуры как действия юридического характера: понятие, принципы осуществления, правовое регулирование, участники и сроки осуществле...полностью>>
'Программа'
Экономисты используют количественные данные для наблюдения за ходом развития экономики, ее анализа и прогнозов. Набор статис­тических методов, использ...полностью>>
'Документ'
Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку — белорусский и украинский. Втроем эти языки образуют...полностью>>
'Документ'
Внимание! В настоящее время, кроме данной новостной ленты, ООО «ДОРН» выпускает еще ОДИН информационный продукт категории «ежедневная новостная лента...полностью>>

Программы для средних общеобразовательных школ с украинским языком обучения

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММЫ

для средних общеобразовательных школ

с украинским языком обучения

РУССКИЙ ЯЗЫК

факультативный курс

5-11 классы

Автор: Давидюк Л.В.

Программу подготовила Л.В. Давидюк, доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы НПУ им.М.Драгоманова

Протокол №6 от 28.10 2010 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса определяет содержание курса русского языка, который изучается с 5-го по 11-й классы в школах с украинским языком обучения и является продолжением начального курса русского языка. Программа разработана с учётом новой социально-языковой ситуации, сложившейся в Украине. При изучении русского языка приоритетным следует считать развитие навыков речевой деятельности.

Цель изучения факультативного курса русского языка в школах с украинским языком обучения – формирование у учащихся коммуникативной компетентности, т.е. умений и навыков коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.

Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:

  • формирование у учащихся устойчивой мотивации изучения русского языка, развитие чувства красоты и выразительности русского слова; приобщение к русской культуре;

  • формирование речевой компетенции: обогащение запаса языковых средств школьников; развитие умения употреблять усвоенные языковые средства в соответствии с нормами русского литературного языка; формирование умений и навыки речевой деятельности;

  • формирование языковой компетенции на основе осознанных знаний о системе языка и лексических, грамматических, стилист ических, орфоэпических умений;

  • формирование социокультурной компетенции на основе знаний и умений социального характера, культурологической информации, необходимых для эффект иного общения;

  • формирование деятельностной компетенции, развитие творческих способностей.

Программа курса каждого класса распределена по 2 линиям:

  1. речевой – «Развитие навыков речевой деятельности» – определяет содержание работы по развитию навыков речевой деятельности;

  2. языковой – «Языковые средства и нормы их употребления в речи» – определяет содержание работы по овладению языковыми средствами и нормами их употребления.

Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является его речевая направленность. В то же время наличие в курсе русского языка теоретических сведений о языке и речи, о нормах русского литературного языка создает основу для овладения нормативной русской речью.

Предполагается, что половина учебного времени будет отведена на развитие навыков речевой деятельности. Для этого учитель предусматривает специальные уроки (примерно четвертая часть от общего количества уроков), на которых отрабатываются наиболее важные умения, связанные с каждым видом речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом. Кроме того, эта часть содержания обучения реализуется и на уроках изучения языкового материала. Усвоение любого языкового средства либо предваряется работой над развитием определенного речевого навыка, либо полученные знания о языке закрепляются на материале текста (при этом попутно решаются и речевые задачи).

Первая часть программы для каждого класса определяет содержание работы по определённым видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. В ней также перечислены умения, которые необходимо формировать в ходе обучения, указаны характеристики текстов, используемых в учебном процессе, даны некоторые количественные показатели (объем текстов, скорость чтения и т.д.).

Работа по слушанию-пониманию устной речи (аудированию) основывается на восприятии учащимися на слух и понимании текстов разных стилей, типов речи, жанров. Объём текстов и их сложность постепенно увеличиваются. Использование художественных, публицистических, научно-популярных текстов даёт возможность учителю, во-первых, приобщать школьников к лучшим произведениям русской литературы и, во-вторых, целенаправленно и систематически обогащать школьников культуроведческой и страноведческой информацией.

Работа над говорением направлена на формирование и развитие навыков диалогической и монологической речи. В ходе обучения диалогические и монологические высказывания строятся с учётом ситуации общения, а также с соблюдением норм русского литературного языка. Практикуются как подготовленные (с опорой на данный или коллективно составленный план, серию вопросов, слова и словосочетания), так и спонтанные высказывания.

Формирование и развитие навыков чтения наряду с совершенствованием техники чтения и пониманием прочитанного предполагает формирование интереса к чтению в оригинале произведений русских авторов, расширение круга чтения школьников.

Конечной целью работы над таким видом речевой деятельности как письмо является формирование умения создавать небольшие письменные высказывания с учётом коммуникативной задачи.

Вторая часть программы для основной школы определяет содержание и последовательность работы по усвоению языковых средств и норм употребления их в речи с учётом практической направленности обучения. Она состоит из разделов «Фонетика», «Лексика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис».

Основной принцип построения программы – концентрический. В соответствии с концентрическим принципом одни и те же разделы на новых ступенях обучения изучаются во всё более широком объёме.

Значительное место в программе занимают синтаксические темы (программы 5, 6, 7 классов начинаются синтаксическими темами, в программах для 8 и 9 классов синтаксис занимает центральное место). Это объясняется тем, что формирование речевых умений и навыков учащихся осуществляется на основе знаний по синтаксису. Работа по синтаксису, главным образом, должна быть направлена на развитие умения понимать то речевое содержание, которое выражено с помощью той или иной синтаксической конструкции, и умения выражать то или иное содержание с помощью определённой синтаксической конструкции.

При изучении раздела «Морфология» учащимся предлагается сначала познакомиться со всеми самостоятельными и служебными частями речи. Это позволит уже с 5-го класса пользоваться терминами и общими сведениями о частях речи. Цель изучения данного раздела – формирование у учащихся умений правильно образовывать и употреблять формы слов при построении собственных высказываний.

Разделы «Фонетика», «Состав слова» изучаются только в 5-ом классе, но работа над развитием соответствующих умений и навыков должна продолжаться все годы обучения.

Раздел «Лексика» представлен в 5 и 6 классах, однако предполагается, что знания и умения по лексике будут расширяться и в следующих классах в связи с усвоением другого языкового материала.

В программе отсутствует содержание работы по орфографии и пунктуации. Учитель по своему усмотрению может знакомить учащихся с основными орфографическими и пунктуационными правилами при изучении соответствующих разделов.

Вторая часть программы для старшей школы определяет содержание и последовательность работы по обобщению и систематизации знаний учащихся о языковых средствах и нормах (в том числе и правописных) употребления их в речи с учетом практической направленности обучения. Систематизируются и обобщаются знания по разделам: «Фонетика», «Лексика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис». В программе для старших классов заложено содержание работы по орфографии и пунктуации. Учитель знакомит учащихся с основными орфографическими и пунктуационными правилами попутно, параллельно и рассредоточенно, при обобщении и систематизации материала вышеназванных разделов.

Основной принцип построения программы - линейный. В соответствии с линейным принципом в 10-м классе рассматриваются разделы «Фонетика», «Лексика», «Состав слова», «Морфология», в 11-м - «Синтаксис».

Обобщение и систематизация знаний учащихся по данным разделам должны быть организованы на стилистической основе и направлены на совершенствование навыков понимания значения языковых единиц, цели их использования мастерами художественного слова, а также умений и навыков нормативного и уместного употребления языковых единиц при построении собственных высказываний.

Данный курс является факультативным и не ставит целью формирование у учащихся полной системы знаний о русском языке. Элементы языковой теории, включенные в программу, служат расширению представлений о системе языка и использу­ются для организации работы по совершенствованию произноси­тельных, лексических и грамматических навыков учащихся.

І. ОСНОВНАЯ ШКОЛА - 5 - 9 КЛАСС

  1. КЛАСС

35 часов – 1 час в неделю

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Язык – важнейшее средство общения и познания

- понимает роль языка в жизни человека и общества

- оперирует конкретными сведениями о языке

- обосновывает тезис: «Язык – важнейшее средство общения и познания»

I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (9 ч)

Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Слушание-понимание устной речи (аудирование)

Восприятие на слух, понимание текстов, относящихся к художественному, научно-популярному, разговорному стилям.

Жанры произведений, предлагаемых для слушания: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, басня.

Тип речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение.

Говорение

Диалогическая речь:

Воспроизведение, разыгрывание диалогов из прослушанных и прочитанных произведений дословно или близко к тексту.

Составление и разыгрывание диалогов (4-7 реплик) по образцу и по предложенной учителем ситуации такого обобщенного содержания: а) просьба – отказ – разъяснение – толкование; б) вопрос – объяснение – реакция на объяснение – ответ; в) выражение оценки/отношения – реакция на оценку/отношение - ответ – пояснение.

Монологическая речь:

Заучивание наизусть небольших стихотворных и прозаических текстов.

Воспроизведение (подробный пересказ) художественных, научно-популярных текстов или отрывков из них.

Составление текстов повествовательного характера с элементами описания и рассуждения с учётом ситуации общения и заданной структуры текста (вступление, основная часть, заключение).

Чтение

Чтение молча и вслух художественных, научно-популярных текстов.

Жанры произведений, предлагаемых для чтения: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, басня.

Письмо

Письменное воспроизведение слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Составление небольших высказываний (7-9 предложений).

- внимательно слушает текст (время звучания разговорного и художественного текста 3-4 минуты, научно-популярного – 2-3 минуты);

- понимает с одного прослушивания фактическое содержание текста;

- определяет тему и основную мысль текста;

- воспринимает изобразительно-выразительные особенности текста

- воспроизводит, разыгрывает заученные диалоги;

- составляет и разыгрывает диалоги по образцу и по предложенной учителем ситуации;

- выразительно читает наизусть стихотворения и прозаические произведения;

- пересказывает небольшие (100-150 слов) художественные и научно-популярные тексты;

- строит высказывания по данному плану, серии рисунков, опорным словам (объём монологического высказывания – 5-7 предложений)

- выразительно читает вслух знакомый текст, соблюдая произносительные нормы (скорость чтения – 70-100 слов в минуту);

- читает молча незнакомый текст (скорость чтения – 90-120 слов в минуту); понимать прочитанное;

- определяет тему и основную мысль прочитанного;

- составляет простой план, вопросы по тексту

- списывает и записывает под диктовку слова, словосочетания, предложения, тексты, подобранные с учётом изученного языкового материала;

- составляет письменные ответы на вопросы по содержанию текста, ситуации, рисунку;

- пишет подробное изложение повествовательного текста с предварительной подготовкой (объём текста для изложения 60-80 слов);

- строит небольшое письменное высказывание повествовательного характера на основе личного опыта учащихся

II. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НОРМЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ (24 ч)

Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Синтаксис (8 ч)

Текст (2 ч)

Основные признаки текста. Деление текста на части. Средства связи предложений в тексте.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Предложение (6 ч)

Предложение. Роль предложений в языке. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Разнообразие значений предложений.

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

Фонетика (2 ч)

Звуки речи и знаки письма. Соотношение звуков и букв.

Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные, их произношение и обозначение на письме.

Состав слова. Словообразование (2 ч)

Однокоренные слова и формы слов. Основа и окончание изменяемых слов.

Корень, суффикс, префикс, окончание – значимые части слова.

Лексика (2 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы.

Морфология (10 ч)

Части речи (1 ч)

Общее представление о частях речи. Самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, числительное, глагол, местоимение, наречие), служебные части речи (союз, предлог, частица), междометие.

Имя существительное (1 ч)

Значение имени существительного; роль в предложении; существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

Род и число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Имя прилагательное (1 ч)

Значение имени прилагательного; роль в предложении.

Изменение прилагательного по родам и числам.

Имя числительное (1 ч)

Значение имени числительного. Числительные, которые обозначают количество предметов и порядок при счёте.

Изменение числительных по падежам.

Местоимение (1 ч)

Общее представление о местоимении. Личные местоимения.

Глагол (2 ч)

Общее значение глагола; роль в предложении. Неопределённая форма глагола.

Время глагола. Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам и числам, в прошедшем по времени и числам, в единственном числе по родам.

Наречие (1 ч)

Общее представление о наречии. Значение наречий.

Предлог. Союз (1 ч)

Общее представление о предлоге и союзе.

Частица. Междометие (1 ч)

Общее представление о частице. Значение частиц.

Общее представление о междометии.

- определяет тему текста и отдельных его частей, понимать логическое членение текста на абзацы;

- находит в тексте вступление, основную часть, заключение; осознаёт особенности содержания и роль этих частей текста;

- находит различные средства связи предложений в тексте: местоимения, наречия, повторы, синонимические замены; находить слова и предложения с временным и пространственным значение (завтра, вчера, здесь, там и т.д.), которые обеспечивают логические связи в тексте;

- различает повествование, описание, рассуждение, осознавать особенности содержания их композиционных частей (вступления, основной части, заключения)

- вычленяет отдельные предложения в тексте и потоке речи; воспринимать на слух, понимать и употреблять в речи повествовательные (сообщение, выражение чувства, оценка), побудительные (просьба, приказ, совет) и вопросительные (без вопросительных слов и с вопросительными словами) предложения;

- воспринимает особенности интонации эмоционально окрашенных предложений; строить, правильно произносить и уместно употреблять в речи восклицательные предложения;

- правильно пунктуационно оформляет различные виды предложений;

- понимает содержание предложения, осознавая, что в нём является предметом высказывания (подлежащим), а что утверждением о нём (сказуемым); находить подлежащее, выраженное существительным, местоимением, числительным, неопределённой формой глагола, сочетанием слов (брат с сестрой, несколько ягод и др.), и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное – без употребления терминов) по смысловым вопросам;

- правильно строит и уместно употребляет в речи предложения, в которых главные члены выражены различными синтаксическими способами

- различает в словах безударные и ударные гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные; определяет звуковое значение букв в слове;

- правильно ставит ударение в широкоупотребительных словах, а также в тех, которые отличаются местом ударения от соответствующих слов украинского языка;

- правильно произносит звуки, обозначаемые буквами ц, ч, согласные звуки перед е в заимствованных словах;

- замечает и исправляет в своей речи и речи других орфоэпические ошибки

- отделяет окончание от основы; членит основу на значимые части; подбирает однокоренные слова, слова с одинаковыми префиксами и суффиксами; различает формы одного и того же слова и однокоренные слова;

- использует однокоренные слова как средство связи предложений в тексте; использует в речи слова с различными значимыми частями с учётом смысловых и стилистических особенностей этих слов

- понимает значение слова, употребляет слова в соответствии с их значением, слова в переносном значении, стилистически окрашенные слова с учётом коммуникативной задачи высказывания;

- использует лексические повторы и синонимы для предупреждения неоправданного повторения слов, а также для связи предложений в тексте

- различает слова, которые обозначают предмет, признак предмета, количество предметов или порядок при счёте, действие, признак действия, которые не называют предмет, признак, количество, а только указывают на них, а также слова, которые выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, связывают слова и предложения, вносят в предложения различные оттенки значения

- правильно употребляет в речи имена существительные (в том числе и те, род которых не совпадает в украинском и русском языках), а также существительные, имеющие форму одного числа;

- использует в речи существительные в прямом и переносном значении, существительные-синонимы, существительные-антонимы с учётом коммуникативной задачи высказывания

- правильно изменяет имена прилагательные по родам и числам при сочетании с существительными;

- использует в речи прилагательные в прямом и переносном значении, прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы с учётом коммуникативной задачи высказывания

- отличает имена числительные от других частей речи;

- употребляет в речи числительные для обозначения количества предметов, порядка их при счёте; использует числительные для обозначения дат, количества денег

- отличает местоимения от других частей речи по значению, роли в предложении;

- изменяет по падежам личные местоимения;

- употребляет местоимения для связи предложений в тексте;

- правильно употребляет местоимения в речи, в том числе местоимение Вы (правила этикета), местоимения свой, сам, их (для обозначения принадлежности)

- употребляет в речи глаголы в прямом и переносном значении, а также глаголы-синонимы, глаголы-антонимы;

- употребляет глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени, правильно произносить формы глаголов (взяла, спала, начала);

- правильно употребляет словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова (в том числе и словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках)

- отличает наречие от других частей речи – по значению, роли в предложении, грамматическим свойствам;

- понимает значение наречий, употребляет наречия в прямом и переносном значении, наречия-синонимы, наречия-антонимы

- различает предлоги и союзы – по значению, роли в предложении;

- строит словосочетания с предлогами, в том числе и с теми, употребление которых не совпадает в русском и украинском языках;

- употребляет предлоги в, на, из, с;

- правильно использует союзы для связи слов в предложении и предложений в тексте;

- соблюдает нормы произношения предлогов и союзов

- определяет роль в предложении наиболее употребительных частиц и междометий;

- различает в тексте частицы и междометия,

- использует в речи частицы и междометия для повышения выразительности речи

ПОВТОРЕНИЕ ( 1ч)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Українська педагогічна бібліографія

    Документ
    У45 Українська педагогічна бібліографія. 1996 рік: Покажчик літератури /Укл. Н.І.Тарасова, Е.В.Татарчук. – К.: НПУ ім. М.П. Драгоманова, 2 . – Вип.7.– 197с.
  2. Татьяна тимофеевна подолинная (5)

    Документ
    Данный подход определяет новые аспекты лингводидактики: освоение учащимися языка и текстов, на нём созданных, как феномен культуры; усвоение национально-культурной специфики языковых единиц; овладение русским речевым этикетом и нормами речевого общения.
  3. Татьяна Тимофеевна Подолинная (3)

    Документ
    Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями, осмысленно их применять в конкретных жизненных ситуациях.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №7»

    Основная образовательная программа
    Обеспечить достижение планируемых результатов выпускниками начальной общеобразовательной школы, целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями
  5. Общеобразовательной школы

    Документ
    В настоящее время разрабатываютсяосновополагающие принципы реформыобщеобразовательной школы. Основная цельреформирования современной школы - повышениекачества обучения.

Другие похожие документы..