Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Инициатива создания портала «Музеи Татарстана» как первого регионального центра на портале «Музеи России» принадлежит Президенту Российской Сети куль...полностью>>
'Лекция'
Интегрированная система защиты сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков. Рекомендации в 2-х книгах. Под редакцией С.В. Сороки. ...полностью>>
'Инструкция'
В соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, ...полностью>>
'Методические указания'
Написание эссе является важным заданием для студента. Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументи...полностью>>

Курс кривонос Ю. Е лекции Раздел Введение в экономическую теорию

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 1-2 КУРС Кривонос Ю.Е

Лекции

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Тема 1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории.

Экономическая теория в широком смысле представляет собой образ мышления, или воззрение на хозяйственную действительность, являющуюся одной из важнейших сторон общественной жизни.

Экономическая теория - это общественная наука, т.е. изучает все проблемы с позиции общественного развития в целом.

ПРЕДМЕТОМ экономической науки является поведение людей в процессе производства благ в мире ограниченных ресурсов.

ЦЕЛЬ: достижение максимального удовлетворения безграничных потребностей человека на основе обеспечения прибыли.

Экономическая политика представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономических целей.

Методы экономической науки:

  • общемировоззренческие

  • общенаучные

  • частные методы исследования.

Функции экономической теории:

Теоретическая, т.е. экономика как наука, не ограничивающаяся констатацией фактов, а выясняет суть процессов и явлений и раскрывает законы управления хозяйственными процессами.

Практическая – позволяет анализировать проблемы и формулирует выводы для экономической политики, а также разрабатывает принципы и методы рационального хозяйства и научное обоснование экономической политики.

Методологическая – это функция раскрывает сущность и содержание экономических процессов в системе понятий.

Критическая, т.е. все явления в экономике рассматриваются критически; т.е. выявляются преимущества и недостатки.

Прогностическая: разработка научных прогнозов выявление перспектив развития общества.

Основная проблема экономики состоит в удовлетворении безграничных потребностей людей ограниченных ресурсов, что приводит к проблеме выбора.

Основные задачи экономики.

  1. Что производить?

  2. Как производить?

  3. Для кого производить?

При изучении данной темы необходимо самостоятельно изучить основные этапы развития экономической науки, представленные следующими экономическими школами: физиократы, меркантилизм, классическая школа политэкономии, марксизм, кейнсианство, маржинализм, монетаризм, институционализм.

Знать: предмет экономической науки, ее разделы, методы исследования, экономические законы, периоды развития экономической науки, основные научные течения и их представителей

  1. Курс экономической теории: Учебное пособие. / Под ред. М.Н.Чепурина и Е.В. Киселевой. – Киров: МГИМО, 2005.

  2. Носова С.С. Экономическая теория. М., 2005.

  3. Слагода В.Г. Экономическая теория. М., 2007.

  4. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов н/Д: изд. Феникс, 2005.

  5. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. М.: 2002.

Тема 2. Общие проблемы экономической теории.

Для того, чтобы разобраться в общих закономерностях экономической жизни необходимо рассмотреть основные экономические понятия.

Производство: это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства, такие как труд. капитал, земля и предпринимательство. В современной экономической науке чаще используется термин ресурсы, т.к. не всегда тот или иной элемент можно отнести к той или иной группе (например, знания высококвалифицированного работника следует относить к труду или к капиталу). Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ.

Потребности: человека можно определить как состояние неудовлетворенности или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние заставляет человека осуществлять производственную деятельность. Существует множество классификаций потребностей (например, пирамида Маслоу), но в экономической литературе чаще всего используют деление потребностей на первичные, под которыми подразумевают потребности в еде, одежде и так далее, и вторичные, связанные главным образом с духовной и интеллектуальной деятельностью. Потребности не остаются неизменными. Прежде всего, это касается высших потребностей.

Благо: Это средство удовлетворения потребностей. Классификация благ также отличается большим разнообразием. Рассмотрим их классификацию с точки зрения различных критериев.

1) Экономические и неэкономические блага – с точки зрения ограниченности благ по отношению к потребностям мы говорим об экономических благах (одежда, предметы производства). Однако есть блага, которые имеются в неограниченном количестве по сравнению с нашими потребностями, т.е. неэкономические/свободные блага.

2) Блага потребительские и производственные – потребительские предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей, т.е. конечные товары и услуги, а производственные – это используемые в процессе производства ресурсы.

3) Частные и общественные блага – общественные, например, национальная оборона, законотворчество и др., т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения; частные же предоставляются только тем, кто за них заплатил.

Распределение: в качестве категории экономической науки подразумевает как распределение товаров и услуг, так и размещение ресурсов или факторов производства. Распределение и обмен не просто опосредуют связь между производством и потреблением, так как производство вообще не возможно без «первичности» обмена и распределения.

Потребление: можно разделить на два типа: 1) личное потребление (осуществляемое вне рамок общественного производства: еда, чтение и т.д.); 2) производственное/производительное потребление (предполагает использование косвенных благ для производства новых потребительских благ).

Экономическая система – способ организации экономической жизни общества. В зависимости от того, как общество отвечает на три основные задачи, что, как и для кого – определяется тип экономической системы.

Рынок – это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей принимаются самими потребителями и производителями.

Рынок – это форма организации и функционирования экономики.

Субъекты рынка :

- домашние хозяйства – экономические единицы, которые являются собственниками каких либо факторов производства и стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

- предприятия (фирмы) - экономические единицы, использующие факторы производства для выпуска товаров и услуг, которые они затем продают домашним хозяйствам и другим фирмам в целях получения прибыли.

На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства – в качестве покупателей товаров и услуг. На рынке ресурсов фирмы – покупатели ресурсов, домашние хозяйства - продавцы

Объекты рынка – виды рынков.

Основные виды рынка:

- рынок факторов производства;

- рынок потребительских товаров и услуг.

Рыночный механизм – процесс взаимодействия между субъектами и объектами рынка, опосредованы товарно-денежными отношениями.

Знать: определение блага, продукта, товара, потребности, ресурса, классификацию благ, потребностей и ресурсов, модель производственных возможностей общества и проблемы экономического выбора, основные черты экономических систем.

Уметь: определять условия изменения производственных возможностей, альтернативную стоимость.

  1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб., 2007.

  2. Курс экономики: Учебник. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М., ИНФА. М., 2003г.

  3. Курс экономической теории: Учебное пособие. / Под ред. М.Н.Чепурина и Е.В. Киселевой. – Киров: МГИМО, 2005.

  4. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник для вузов. – М.: Высш.шк., 2005.

  5. Слагода В.Г. Экономическая теория. М., 2007.

  6. Экономика. Под ред. Бутырнова Т.С. М., 2004.

  7. Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.:БЕК, 2003.

  8. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. М.: 2002.

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 1. Основы теории рыночного равновесия.

Спрос и предложение - экономические категории рыночного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена. Они являются неотъемлемым атрибутом всех без исключения экономических концепций.

Спрос – (D): спрос на товар или услугу – желание или способность покупателей купить какое –либо количество товара по определённой цене.

Спрос – это интересы покупателей.

Характеристики (показатели) спроса:

  1. Объем спроса – (Qd) – количество товара, которое хотят купить покупатели по определённой цене.

  2. Цена (Pd) – максимальная цена, которую согласны заплатить покупатели за определённое количество товара.

Между (1) и (2) показателями существует зависимость, которая отражается в законе спроса.

Закон спроса:

- обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса на этот товар.

Графической формой выражения является кривая спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

  1. Ценовой – цена товара. На графике это отображается перемещением А в точку В, если все другие факторы остаются постоянными.

Перемещение точек по кривой – изменение объёма спроса.

  1. Неценовые факторы – относятся:

● Ps Pz – цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.

● J – изменение доходов покупателей; увеличение доходов приводить к изменению всей кривой спроса и это приводить к сдвигу кривой.

● М – сезон, мода и реклама

Все эти неценовые факторы изменяют сам спрос и графически отображаются перемещением всей кривой спроса.

Предложение: (S) – готовность производителей продать определённое количество товара или услуг по определённой цене.

Характеристики предложения:

  1. Объём предложения: Qs – это то количество товара, которое готовы продать продавцы по определённой цене.

  2. Цена: Ps – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определённое количество товара.

Между (1) и (2) существует зависимость, которая отражается в законе предложения.

Закон предложения:

- прямая зависимость между ценой товара и объемом предложения этого товара.

Графической формой выражения является кривая предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

  1. Ценовой (Pa) – изменения объёма предложения и графически отображается перемещением точек по кривой (из А в В).

  2. Неценовые (действуют, когда Pa = const)

- цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары;

- цены на производственные ресурсы (земля, труд, капитал);

- налоги и субсидии;

-изменение технологий.

Неценовые факторы приводят к изменению самого предложения, и графически отображается перемещением всей кривой предложений.

Рыночное равновесие – это такая ситуация на рынке, при которой спрос равен предложению. Цена, при которой достигается рыночное равновесие, называется ценой рыночного равновесия.

Представление о рыночном равновесии связано с понятием равновесной рыночной цены. Она лежит в основе механизма рыночного равновесия как результата взаимодействия спроса и предложения. С действием неценовых факторов, определяющих изменение спроса и предложения, связано изменение и самой равновесной цены. Устойчивость рыночного равновесия, в первую очередь, зависит от фактора времени. Цена на рынке может колебаться вокруг точки равновесия, и эти колебания могут носить устойчивый, взрывной и затухающий характер.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на понятие эластичности, характеризующей изменение спроса на товар при изменении цены и других факторов.

Знать: определение спроса и предложения, факторы, определяющие изменения спроса и предложения и их объемов, виды рыночного равновесия, виды коэффициентов эластичности спроса и предложения и их практическое значение

Уметь: определять условия рыночного равновесия, последствия государственного вмешательства, определять значение коэффициентов эластичности.

  1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб., 2007.

  2. Курс экономической теории: Учебное пособие. / Под ред. М.Н.Чепурина и Е.В. Киселевой. – Киров: МГИМО, 2005.

  3. Носова С.С. Экономическая теория. М., 2005.

  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 2006.

  5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник для вузов. – М.: Высш.шк., 2005.

  6. Слагода В.Г. Экономическая теория. М., 2007.

  7. Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.:БЕК, 2003.

  8. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. М.: 2002.

  9. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: ИП “Экоперспектива”, 2006.

Тема 2. Основы теории потребительского поведения.

В данной теме раскрывается содержание концепции полезности, в рамках которой предприняты попытки обосновать процесс формирования цен. Особенность данной концепции заключается в изучении поведения потребителей в сфере обращения, ценности благ для участников процесса обмена, а также в том, что в основе цены лежат субъективные оценки покупателей. Цена при этом выступает как баланс спроса и предложения на рынке.

Основу теории потребительского поведения составляет современный вариант классических представлений о категориях предельной полезность. Экономические решения при выборе благ продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды при имеющихся возможностях. Эта выгода при потреблении представляет собой уровень благосостояния или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта или полезность.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынке.

Теория потребления исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет последовательные, индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетными ограничениями.

Проблема выбора оптимального набора товаров привела в экономической науке к возникновению техники кривых безразличия. Эти кривые служат для анализа потребительских предпочтений. Ситуация выбора подразумевает, что из всего множества доступных вариантов потребителям необходимо выбрать один вариант набора товаров и услуг.

В любой момент времени личные доходы потребителя представляют собой определённую фиксированную денежную сумму. Это может быть зарплата, стипендия, пенсия, предпринимательский доход. Ограниченность денежных доходов в пределах, которых могут быть осуществлены расходы на потребление называется бюджетными ограничениями. Для анализа возможности потребителей используются бюджетные линии ( линии цен).

В теории потребительского поведения используется математический аппарат и исследуются функциональные зависимости. Оптимальная комбинация благ находится в точке равновесия потребителя, в которой бюджетная линия касается наивысшей из доступных кривых безразличия. В точке равновесия предельная норма замещения двух благ равна обратному отношению цен этих благ.

Знать: теории потребительского поведения, действие эффекта дохода и эффекта замещения, закон убывающей предельной полезности.

  1. Курс экономики: Учебник. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М., ИНФА. М., 2003г.

  2. Курс экономической теории: Учебное пособие. / Под ред. М.Н.Чепурина и Е.В. Киселевой. – Киров: МГИМО, 2005.

  3. Носова С.С. Экономическая теория. М., 2005.

  4. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник для вузов. – М.: Высш.шк., 2005.

  5. Слагода В.Г. Экономическая теория. М., 2007.

  6. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов н/Д: изд. Феникс, 2005.

  7. Экономика. Под ред. Бутырнова Т.С. М., 2004.

  8. Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.:БЕК, 2003.

  9. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. М.: 2002.

Тема 3. Издержки производства фирмы.

При изучении данной темы необходимо выявить экономическую сущность издержек и их классификацию, понятие бухгалтерской и экономической прибыли.

Издержки производства – это затраты на приобретение применяемых факторов производства.

Наиболее экономически эффективным методом производства считается такой, при котором происходит минимизация издержек производства. Издержки производства измеряются в стоимостном выражении по произведённым затратам.

Экономическая сущность издержек основывается на проблеме ограниченности ресурсов и альтернативности использования т.е. применение ресурсов в данном производстве исключает возможность использовать его по другому назначению.

Задача экономистов состоит в том, чтобы выбрать наибольший вариант использования ресурса.

Деление издержек на явные и неявные есть два подхода к пониманию природы издержек.

  1. Бухгалтерский подход: к производственным издержкам следует относить все реальные, фактические расходы в денежной форме (зарплата, за аренду).

  2. Экономический подход: к издержкам производства следует относить не только фактические затраты в денежной форме, но и неоплаченные издержки; связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения этих ресурсов.

Краткосрочный период – (SR) – отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными.

Постоянные факторы – общие размеры зданий, сооружений, количества машин и оборудования, количество фирм, которые работают в отрасли. Поэтому возможность свободного доступа фирм в отрасли в краткосрочном периоде ограничено.

Долгосрочный период – (LR) – отрезок времени, в течении которого факторы производства являются переменными. Т.е. за этот период можно изменить размеры зданий, оборудование, число фирм. В этом периоде фирма может изменить все параметра производства.

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками за определённый период времени.

В связи с классификацией издержек на внешние (явные) и внутренние (неявные) предполагаются различные концепции прибыли.

Прибыль бывает нормальной, бухгалтерской и экономической. Бухгалтерская прибыль определяется как разница между доходами фирмы и бухгалтерскими (явными) издержками. Экономическая прибыль определяется как разница между доходами фирмы и суммой бухгалтерских и неявных издержек. Нормальная прибыль появляется в том случае, когда общая выручка предприятия или фирмы равна общим затратам, исчисляемые как альтернативные.

Знать: определения выручки, прибыли, издержек, их классификацию, принцип максимизации прибыли

Уметь: рассчитывать стоимостные показатели деятельности фирм.

  1. Курс экономики: Учебник. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М., ИНФА. М., 2003г.

  2. Курс экономической теории: Учебное пособие. / Под ред. М.Н.Чепурина и Е.В. Киселевой. – Киров: МГИМО, 2005.

  3. Носова С.С. Экономическая теория. М., 2005.

  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 2006.

  5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов н./Д: изд. Феникс, 2005.

  6. Экономика. Под ред. Бутырнова Т.С. М., 2004.

  7. Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.:БЕК, 2003.

  8. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. М.: 2002.

  9. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: ИП “Экоперспектива”, 2006.

Тема 4. Конкуренция и основные виды рыночных структур.

Конкуренция ценовая, неценовая, совершенная, несовершенная. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Модели рынка несовершенной конкуренции. Сущность и виды монополий. Показатели монопольной власти. Антимонопольное регулирование. Монополистическая конкуренция и ее особенности. Поведение фирмы в условиях олигополии. Ценовая война и ценовая дискриминация. Особенности антимонопольной политики в России.

Знать: виды и методы конкуренции, сущность и виды монополий, антимонопольное регулирование, сущность монополистической конкуренции и монополии.

Уметь: определять уровень монопольной цены, монопольной власти.

  1. Носова С.С. Экономическая теория. М., 2005.

  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 2006.

  3. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник для вузов. – М.: Высш.шк., 2005.

  4. Экономика. Под ред. Бутырнова Т.С. М., 2004.

  5. Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.:БЕК, 2003.

  6. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. М.: 2002.

Тема 5. Ценообразование на факторных рынках.

Под факторами производства понимаются факторы, которые рассматриваются в качестве источников формирования стоимости и распределения стоимости между их владельцами в виде доходов.

Основные виды факторов производства:

- труд;

- земля;

- капитал.

Факторные рынки – это рынки, где реализуются факторы производства. На этих рынках действуют те же законы, что и на потребительских рынках, но со своей спецификой.

Спрос на факторы производства – желание и способность покупателей приобретать факторы производства.

Особенность спроса на факторах производства является то, что он имеет производный характер, т.е. зависит от спроса на товары потребительского рынка, т.к. фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг.

Ценовая эластичность спроса – соотношение процентного изменения потребляемого ресурса процентному изменению его цены или степень реакции объёма потребляемых ресурсов на степень изменения цены. Эластичность измеряется при помощи коэффициента эластичности (в абсолютных показателях, в процентах).

Рынок труда – общественно –экономическая форма рыночных отношений движения рабочей силы; - это место, где совершаются сделки по купле –продажи рабочей силы, рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена на труд.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конспект лекций Тема 1: Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы

    Конспект
    4.Основные этапы развития экономической науки (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм, неоклассическое направление, кейнсианство, институционализм, русская экономическая школа).
  2. Научной и учебной литературы по междисциплинарным проблемам гуманитарных наук и методологии гуманитарных исследований в социальной сфере, поступившей в 3 квартале 2007 года в библиотеку выборгского филиала по заявкам кафедр филиала

    Документ
    Advanced English Учебник английского языка для гуманитарных факультетов вузов, факультетов переподготовки и факультетов повышения квалификации учителей иностранного языка.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины: Поведение потребителей Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Поведение потребителей: Познакомить слушателей с современными концепциями, подходами и методами управления поведением потребителей на рынке товаров, услуг, идей в условиях глобализации.
  4. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.: Норма-инфра, 2007. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 16-ое изд

    Учебник
    Основные виды социологического исследования: опрос, интервью, фокус-группа, контент-анализ. Программа социологического исследования. Выборка в социологическом исследовании
  5. Краткий курс под редакцией комиссии ЦК вкп(б) одобрен ЦК вкп(б). 1938 год

    Реферат
    Глава I. Борьба за создание социал-демократической рабочей партии в России (1883-1901 годы)1. Отмена крепостного права и развитие промышленного капитализма в России.

Другие похожие документы..