Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Усыновление - единственная форма жизнеустройства ребёнка, приравнивающая его к кровному ребенку. Осуществляется через суд и влечет за собой имуществе...полностью>>
'Закон'
У Національній Доктрині розвитку освіти в Україні, в Законі «Про дошкільну освіту» йдеться про необхідність виховання в дитини ціннісного ставлення д...полностью>>
'Программа курса'
Личное страхование является крупной отраслью страхования. Объекты личного страхования -жизнь, здоровье, трудоспособность человека. Конкретными страхо...полностью>>
'Реферат'
Управління в галузі екології – внутрішня структура, сукупність елементів, що реалізують державну політику в галузі екології , здійснюють певні функції...полностью>>

Средства массовой информации Современные средства массовой информации (сми) играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Часть 4 отчета “Развитие системы экологического

образования в Российской Федерации

в 1992-2002 годах”

Раздел 1. Средства массовой информации

Современные средства массовой информации (СМИ) играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения. Журналистика занимает ведущее место в формировании экологизированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. С каждым годом становится все актуальнее культурообразующая, воспитательная функция журналистики, по мере того, как мир начинает осознавать важность и сложность экологических проблем.

Часто экологи и организации, занимающиеся экологическими проблемами, недооценивают средства массовой информации как мощный источник силы, способной многое решать в области охраны окружающей среды, а СМИ уделяют недостаточно внимания проблемам экологии, а порой допускают ошибки и неточности при подаче экологической информации.

Иногда журналисты стремятся создать сенсацию любой ценой, преподнося “жареные” факты. Это оказывает вредное воздействие на массовое сознание. К сожалению, радио и телевидение не очень радуют аудиторию, так как экологических передач на радио и телевидении осталось очень мало. К типичным ошибкам относят стилистические ошибки, создание мифологических представлений у читателей и зрителей, нечеткое владение журналистами специальной терминологией. Сюда же следует отнести недостаточную информированность журналистов, обильное и неточное использование ими цифр и специальной терминологии. Не способствует хорошему восприятию текста излишняя эмоциональность авторов, освещающих экологические темы. Например, к стилистическим недостаткам относятся выражения: “плохая экология”, “мы дышим всякой выхлопной гадостью”.

Местные или региональные экологические проблемы, кроме общеизвестных, как правило, меньше известны читателям, чем глобальные. К последним следует отнести озоновые дыры, наступление пустынь, кислотные дожди и др. Однако недостаточно материалов, подчеркивающих, что глобальные экологические проблемы часто начинаются с локальных проблем. Известно, что региональная проблема Байкала давно стала глобальной. Об этом пишут многие издания. Надо отметить, что благодаря усилиям территориальных природоохранных органов местные и региональные СМИ в последнее десятилетие уделяют внимание экологической проблематике. Появились специальные экологические издания, в ряде СМИ – экологические странички или постоянные рубрики.

Большое значение для экологизации СМИ имеет Всероссийский конкурс журналистов “Экология России”, который проводится с 1996 г. Гильдией экологической журналистики и направлен на привлечение различных СМИ к освещению экологических вопросов.

В Вологде 15 января 2002 г. были подведены итоги смотра-конкурса среди средств массовой информации “Экология–2002” (СеверИнформ), объявленного департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и областной организацией ВООП, названы победители. Цель конкурса – привлечение внимания общественности к освещению экологических проблем в СМИ, извлечение позитивного опыта работы органов местного самоуправления в решении экологических проблем, поощрение инициативы юридических лиц, направленной на улучшение экологической обстановки на местах. Среди критериев отбора победителей конкурса были не только актуальность и качество печатных материалов, но и результаты природоохранной деятельности. В смотре-конкурсе участвовали 15 районных газет.

Важная особенность современного состояния экологических СМИ – это возможности знакомства с региональными изданиями этой направленности с помощью Интернета. В сетях Интернета равно присутствуют как центральные, так и провинциальные газеты, журналы, агентства. Существенно, что именно региональная пресса лидирует в освещении экологических проблем. Типичным примером такого лидерства является официальный вебсайт Рязанской экологической группы “Зеленый луч” (http://www.ecoline.ru/org/greenbeam). Еще недавно это была скромная газета небольшого формата. Теперь это полновесная информационная структура, предлагающая качественную экологическую информацию, которой читатели доверяют. По тематике, подходам близка Карельская экологическая газета “Зеленый лист” (http://www/onego.ru/win/pages/greenleaf/index/html).

В целом СМИ не остаются равнодушными к экологическим проблемам. Более того, даже традиционные СМИ, которые осваивают сетевую нишу, все больше поворачиваются лицом к экологической тематике. Например, в некоторых изданиях есть приложения с соответствующей тематикой, например, “МК.RU” с приложением “МК-здоровье”. В нем много материалов, посвященных проблемам здоровья людей и окружающей среды.

Многие электронные издания пользуются хорошо отлаженной обратной связью – после изложения материала задается вопрос: “А что вы думаете об этом?”. Появилась возможность интерактивного взаимодействия между коммуникатором и адресатом. Это электронная почта, интерактивные пресс-конференции и многое другое. Примером такого электронного издания являются “Известия.RU”.

Что касается оперативности СМИ, то в этом плане одно из первых мест занимает “”: здесь передаются самые свежие новости с телевизионных каналов, в том числе наиболее часто предоставляются экологические новости. Экологические проблемы теперь волнуют не только специалистов, они все активнее вторгаются в повседневную жизнь людей. Поэтому расширяется тематика информации в СМИ, идет поиск решений экологических проблем, хотя для этого требуется взаимодействие различных слоев общества.

Экокультура должна стать модной” – так называется статья президента Федерации экологического образования Санкт-Петербурга, проректора Университета педагогического мастерства, профессора С. В. Алексеева (.12.12.02). Он пишет: “Сейчас в Петербурге действует система непрерывного экологического образования, разработанная ведущими специалистами города. Она позволяет давать экологические знания на всех ступенях образования: от детского сада до повышения квалификации работающих специалистов”.

МПР России и его территориальные органы уделяют внимание СМИ как источнику экологической информации и средству экологического просвещения широких масс населения. Заседание постоянно действующего круглого стола “Экологическое образование в Российской Федерации: шаг в XXI век”, состоявшееся 26 августа 2002 г. в Министерстве, обсуждало тему “Средства массовой информации в экологическом просвещении населения”. В дискуссии, прошедшей под эгидой Консультативного совета по экологическому образованию МПР России, приняли участие представители центральных российских и ведомственных (экологических) СМИ, ученые-экологи, преподаватели высших и средних учебных заведений, руководители подразделений МПР России. Участники круглого стола отметили важную роль СМИ в экологическом просвещении российского общества. В дискуссии говорилось о том, что “мало принимать на государственном уровне принципиальные и своевременные решения. Не менее важно, чтобы их реализация широко освещалась в СМИ”.

На прошедшем в мае 2000 г. семинаре “Журналисты – за экологическую информированность” в очередной раз обсуждали вопросы экологической информированности населения. Свою лепту в ликвидацию экологической безграмотности населения вносит межрегиональная добровольная общественная ассоциация граждан и организаций “Экологическое образование” (АсЭкО), которая разработала проект “Проведение кампании в региональных печатных СМИ с целью экологического просвещения населения”. Его осуществление стало возможным благодаря поддержке, предоставленной Институтом устойчивых сообществ и Агентством международного развития США. Большое значение для экологического образования имеют периодические издания, предназначенные для педагогов и детей (см. Приложение 3).

Таким образом, СМИ играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения, способствуют формированию экологического мировоззрения. В связи с широким внедрением электронных средств массовой информации возрастает требовательность к точной, последовательной и эмоционально уравновешенной информации о состоянии окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Кроме демонстрации обеспокоенности журналистов состоянием окружающей среды необходим показ позитивных явлений в охране природы и нахождение конструктивных вариантов в решении экологических проблем. В связи со спецификой экологического материала, серьезностью и сложностью проблем целесообразна экологическая специализация при подготовке журналистов.

Раздел 2. Учреждения культуры:

библиотеки, музеи, ботанические сады, зоопарки

Библиотеки

В создаваемой в России системе непрерывного экологического образования и просвещения населения все более активную роль играют библиотеки. Библиотечная сеть в стране насчитывает около 150 тыс. библиотек всех систем и ведомств. Из них 9 федеральных, 282 центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации (универсальные научные, юношеские, детские, специальные библиотеки для слепых), 48,9 тыс. муниципальных публичных библиотек, из которых 38,7 тыс. находятся в сельских населенных пунктах и 10,3 тыс. в городах.

В учреждениях высшего и среднего специального образования сосредоточено около 3 тыс. библиотек, учреждениях общего образования – более 63 тыс. школьных библиотек.

Сеть библиотек, являясь уникальной отраслью культуры, охватывает значительную часть территории страны и оказывает влияние на все категории населения. Роль библиотек как носителей экологически знаний благодаря сосредоточенным в них ресурсам и высокому уровню подготовки библиотечных кадров непреходяща.

Библиотеки – наиболее демократичные учреждения культуры. Располагая организованным фондом тиражированных документов в области экологии, они обеспечивают всем желающим свободный доступ к экологической информации, что способствует повышению культурного, научного и образовательного уровня населения.

За последнее десятилетие библиотеки России интенсивно развивались как информационные и культурные центры в области экологических знаний, чему в немалой степени способствовали Всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения, проводимые с 1995 г.

Организаторами смотра-конкурса выступили федеральные органы исполнительной власти – Министерство природных ресурсов Российской Федерации (ранее – Минприроды России, Госкомэкология России), Министерство культуры Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации. Именно их видение значимости библиотек в общей структуре эколого-просветительской деятельности стало основным фактором осознания библиотеками своей важной миссии в этой работе и мощной поддержки местных администраций, территориальных природоохранных органов, общественных экологических организаций.

В прошедших трех смотрах-конкурсах (1995–1996, 1997–1998, 2000–2001 гг.) приняли участие около 50 тыс. библиотек почти всех субъектов Федерации. Из них вобщероссийском туре участвовали 583 библиотеки всех типов (научные, городские, районные, сельские, школьные, юношеские, детские). Победители смотров-конкурсов – 41 библиотека, лауреаты – 282 и дипломанты –260 библиотек (см. Приложение 7).

Функции научно-методического центра в период смотров-конкурсов были возложены на отдел экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки, который был создан еще в 1981 г. Центр оказывал всестороннюю помощь библиотекам в форме консультаций, проведения семинаров, научно-практических конференций, издания информационных и методических пособий и впервые в библиотечной практике приступил к разработке научных и методических основ эколого-просветительской деятельности библиотек.

Настоятельная жизненная потребность населения иметь информацию о состоянии окружающей среды определила роль библиотек в решении этой проблемы, побудила совершенствовать методику работы, обобщать опыт. Идея создания так называемых экспериментальных баз по экологическому просвещению была воплощена, например, в Брянской и Вологодской научных областных библиотеках. Здесь проводятся всероссийские, международные, межрегиональные научно-практические конференции, школы-семинары для библиотекарей при непременном участии представителей государственных и общественных экологических организаций. По программе “Резонанс”, разработанной в Брянской областной научной библиотеке им. Ф. Ю. Тютчева, училась вся библиотечная Россия.

Министерство культуры Российской Федерации стало уделять большое внимание повышению квалификации библиотекарей в области экологии. Проводимые в Российской государственной юношеской библиотеке на протяжении ряда лет тематические школы-семинары: “Экологическое просвещение и библиотека”, “Экология и культура”, “Игровая экология” углубляют представление о многообразии форм и методов работы библиотек на ниве экологического просвещения. Введен курс повышения квалификации “Библиотека как центр экологической информации и культуры”, разработанный и реализуемый Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма Минкультуры России совместно с Российской государственной юношеской библиотекой. В течение двух недель перед слушателями курса выступают специалисты Минкультуры России, природоохранных органов, преподаватели ведущих вузов, представители общественных экологических организаций. Программа курса позволяет слушателям ориентироваться в экологических проблемах, узнавать об инновациях в методике и практике библиотечной деятельности в сфере экологического просвещения.

Уже много лет востребованы организуемые Российской государственной юношеской библиотекой недельные стажировки, предоставляющие специалистам возможность изучать опыт работы библиотек, в том числе призеров всероссийских смотров-конкурсов. За последние 5 лет стажировку прошли свыше 150 библиотекарей из 60 субъектов Федерации.

Крупной экологической акцией стал организованный в 2001 г. по инициативе Иркутской областной юношеской библиотеки марафон библиотек региона в защиту Байкала. Начавшись в Иркутске, эта акция охватила все библиотеки области и соседней Республики Бурятия и завершилась в Улан Удэ, в Бурятской республиканской юношеской библиотеке. Библиотечные мини-марафоны и другие акции приобрели массовый характер и в других регионах России. Работа библиотек все теснее увязывается с решением практических природоохранных задач в регионе.

Основной тенденцией становится не только активизация эколого-просветительской деятельности библиотек, но и превращение их фактически в центры экологической информации и культуры, поддерживающие постоянные контакты с природоохранными государственными и общественными организациями, СМИ, с властными структурами.

Благодаря развитию новых технологий и использованию их библиотеками в целях сбора и концентрации экологической информации, созданию баз данных экологической направленности, использованию Интернета, выпуску компакт-дисков обеспечивается всесторонний анализ запросов потребителей в информации по многоаспектной экологической тематике. Современные технологии пришли сегодня не только в большие библиотеки, они стали достоянием многих школьных, вузовских, районных, городских и сельских библиотек.

В феврале 2002 г. на коллегии Минкультуры России был рассмотрен вопрос “Об итогах третьего Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения 2000-2001 гг. и перспективах дальнейшего развития этого направления деятельности”. Коллегия отметила высокую активность библиотек, растущий уровень и разнообразие направлений, форм и методов работы по формированию экологического сознания граждан и общественного мнения, усиление заинтересованности в сотрудничестве с библиотеками региональных и муниципальных органов власти, отвечающих за охрану окружающей среды и природопользование, научных институтов, общественных экологических объединений.

По решению коллегии на базе Российской государственной юношеской библиотеки создан Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры. В задачи Центра входит разработка совместно с центральными библиотеками субъектов Федерации программ и проектов в сфере экологического просвещения с последующим включением их в целевые федеральные и региональные документы, содействие организации на базе библиотек центров экологической информации и культуры, экспериментальных площадок, лабораторий по различным направлениям экологического просвещения. Квалифицированная помощь Центра библиотекам ускорит процесс формирования и развития всероссийской библиотечной системы экологического просвещения различных категорий населения.

Таким образом, за период с 1992 по 2002 гг. библиотеки России сумели занять достойное место в системе экологического образования и просвещения, реализовать свой потенциал и внести значительный вклад в формирование экологической культуры населения.

Музеи

Музеи, обладая богатым ресурсным и творческим арсеналом (наличие природных экспозиций, квалифицированных кадров, методик культурно-образовательной работы с населением разных возрастных категорий, связей с природоохранными организациями, детскими творческими коллективами, научными учреждениями и т. п.), способствуют повышению экологической культуры населения. Более того, цели экологического образования учитываются при разработке всех основных направлений деятельности музеев: при проектировании и создании новых природоведческих экспозиций, в выставочной и просветительской деятельности.

В 1997 г. Государственный Дарвиновский музей стал научно-методическим центром естественнонаучного музееведения для естественнонаучных музеев России и отделов природы краеведческих музеев. За это время на его базе проведено 5 конференций, в которых участвовало 398 человек, представляющих 134 музея страны. В ежегодных семинарах по повышению квалификации сотрудников естественнонаучных музеев приняли участие 148 человек из 100 музеев. Кроме того, в музее постоянно проводятся индивидуальные консультации и рецензирование разнообразных методических материалов. Все это позволило выявить общие тенденции в развитии системы экологического просвещения в естественнонаучных и краеведческих музеях России. База данных научно-методического центра содержит сведения о 180 отделах природы краеведческих музеев и 198 других музеях естественнонаучного профиля (биологических, зоологических, ботанических, музеях леса, палеонтологических, геологических и др.), имеющих природоведческие экспозиции.

Создание новых природоведческих экспозиций

В течение последнего десятилетия во всех регионах страны наблюдается устойчивый рост новых природоведческих экспозиций и модернизация уже существующих. Это касается как крупных областных и краевых музеев, так и мелких районных.

В 1995–1997 гг. открылись новые экспозиции Государственного Дарвиновского музея и Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского, отдела природы Вологодского историко-архитектурного музея-заповедника, Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева (г. Владивосток). В 1999–2002 гг. открылись экспозиции отделов природы Пермского и Иркутского областных краеведческих музеев, Красноярского краеведческого музея; Алатырского краеведческого музея (Чувашская Республика) и Виноградовского районного краеведческого музея (Архангельская область). Ранее в музеях Чувашии и Архангельской области природных экспозиций не было.

Ведется строительство новых экспозиций в Свердловском областном краеведческом музее, Государственном окружном музее природы и человека (г. Ханты-Мансийск), Музее природы (г. Кострома), Тюменском областном краеведческом музее, Байкальском музее Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Проектируются новые экспозиции в Тамбовском краеведческом музее, Омском областном краеведческом музее, Музее природы Бурятии (г. Улан-Удэ) и многих других.

В единичных случаях появление природоведческих экспозиций связано со строительством и открытием новых музейных зданий (Государственный Дарвиновский музей, Тюменский областной краеведческий музей). В ряде музеев смена или модернизация природоведческих экспозиций связана с тем, что они “морально устарели”. Кроме того, появились новые формы экспозиционной деятельности.

Смена экспозиции в Музее природы Бурятии, созданного в 1983 г. и бывшего передовым для того времени, обосновывалась тем, что тема “Взаимодействие человека и природы” становится важной частью природных экспозиций, требует глубокого раскрытия на примере традиций природопользования этносов, населяющих регион. Подобный подход характерен для большинства музеев. В экспозиции Государственного Дарвиновского музея (1997 г.) этой теме посвящен большой раздел, история природопользования рассматривается на примере Москвы и Подмосковья с древнейших времен до современности. В Красноярском краевом краеведческом музее в 2001 г. открылась интерактивная экспозиция “Природа. Человек. Планета” и раздел “Природное наследие Красноярского края”, знакомящий посетителя с природой региона.

Важной тенденцией последнего времени стало появление интерактивных экспозиций. В 1997 г. в одном из залов Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева была открыта небольшая, но информационно насыщенная экспозиция “Комната открытий”. В 2002 г. в Государственном Дарвиновском музее создан интерактивный экспозиционный комплекс, рассказывающий об уникальных глубоководных сообществах, и новая цвето-видео-музыкальная экспозиция “Живая планета”. Перспективный план развития музея предполагает постепенное насыщение всей экспозиции интерактивными блоками, разрабатывается также концепция озвучивания экспозиции музея. В перспективе предполагается создать центр неформального экологического образования “Мы и мир”, который будет особым музейно-образовательным комплексом – его основой станет интерактивная экспозиция, раскрывающая перед детской аудиторией возможности самостоятельного познания себя и окружающего мира.

Еще одно интересное направление экспозиционной деятельности естественнонаучных музеев – создание живых экспозиций. В экспозиции музея естественной истории Ульяновского экологического центра в 2001 г. появились живые биогруппы с насекомыми и паукообразными. Здесь можно не только полюбоваться ими, но и получить сведения об их морфологии, систематике, экологии. В 1998–2000 гг. произведен капитальный ремонт теплицы в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева, и теперь здесь знакомят посетителей с обитателями тропических и субтропических лесов, болот и пустынь. В этом же музее планируется сформировать ландшафтную экспозицию на участках открытого грунта. В октябре 2001 г. на территории, прилегающей к филиалу Ялуторовского музейного комплекса “Дом природы” (Тюменская область), создана открытая экспозиция “Экологический двор”. Структура экологического двора, его насыщенность живыми организмами дают возможность не только организовывать разноплановые мероприятия с посетителями, но и проводить научно-исследовательскую работу с юными следопытами. Опыт создания и эксплуатации таких экспозиций может стать интересным как для музейных работников, так и для учреждений образования.

Многие естественнонаучные музеи дополняют свои экспозиции не только аудио- и видео-блоками, но и компьютерными терминалами. Пионером в области музейной компьютеризации стал Государственный Дарвиновский музей. В 1996 г. в его залах появились первые компьютерные терминалы. Все компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет. Справочные компьютерные программы знакомят посетителей, в том числе и “виртуальных” с отдельными экспонатами, актуальными проблемами биологии. Есть большой блок программ экологической направленности: “Разрушение естественных сообществ”, “Глобальные экологические проблемы”, “Красная книга”, “Экология Москвы и Подмосковья”. Активно используют компьютерную технику для информационного насыщения экспозиции также Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского и Российский музей леса (Москва).

Многие краеведческие и ведомственные музеи столкнулись с рядом серьезных проблем экономического и идеологического характера, которые, как это ни парадоксально звучит, могут благоприятно отразиться на развитии экологического направления деятельности музеев. Во-первых, в силу изменения политической ситуации большинство экспозиций краеведческих музеев устарело, освободившиеся площади иногда передаются отделам природы. В качестве примера можно привести Омский краеведческий музей, в котором большой зал, ранее посвященный советскому периоду истории, передан под природную экспозицию. Во-вторых, многие музеи, занимавшие культовые здания, вынуждены были переехать в новые помещения. Это также повлекло за собой смену экспозиций, в том числе и природоведческих. В-третьих, из-за недостатка финансирования некоторые ведомственные музеи, ранее закрытые для широкого круга посетителей, были вынуждены распахнуть свои двери для всех желающих, т. е. поменять методы и стиль своей работы.

Выставочная деятельность музеев

Практически все естественнонаучные музеи, отделы природы краеведческих музеев имеют богатые естественнонаучные коллекции, что позволяет проводить активную выставочную работу. Как правило, музеи проводят одну – две больших фондовых выставки в год в своих стенах, а также организуют выставки-передвижки. В качестве примера передвижных выставок экологической направленности можно привести интерактивную выставку “Остров открытий” Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева. В Саратовском краеведческом музее разработана передвижная выставка, рассказывающая о состоянии окружающей среды в области, экологическом образовании и экологическом движении. Выставки возят по школам. Музей природы Бурятии предлагает другим музеям для показа передвижную выставку “Байкал – любовь моя и тревога”. Музей “Природа моря и ее охрана“ Дальневосточного морского заповедника Института биологии моря создал передвижную выставку-театр “В защиту моря”.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Становление и развитие экологического образования в контексте природоохранной политики Российской Федерации в 1992-2003 гг

    Автореферат
    Защита состоится 21 апреля 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571 Москва, проспект Вернадского, д.
  2. Оглавление (10)

    Документ
    В учебнике по и ого» инном иве гуюшнм кафе фон пр шовои информ пики Московской юсу прсгвеннои юри шческои академии профессором В А Копы юным на основе опита прию ишания информационною нрава в МГЮЛ рае смотрены вее основные вопроси
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансовая среда предпринимательства Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Главной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Получение ее связано с производственной, торговой и сбытовой деятельностью.
  4. Категориальное мышление в праве: его значение Акашкин А. Ю

    Документ
    О степени разработанности понятия «категория», вообще, можно говорить только в рамках философского знания. Категории (от греч. kategoría - высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие
  5. Российские сми о мчс мониторинг за 6 августа 2010 г

    Руководство
    МЧС РФ усилило контроль за пожароопасной ситуацией в Брянской области, где остались районы с загрязнением от Чернобыля – С.Шойгу (Прайм-ТАСС, 05.08.2010) 59

Другие похожие документы..