Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Формирование единой аграрной политики Союзного государства стало в настоящее время объективной необходимостью. Многие годы об этом шла речь, но сегод...полностью>>
'Документ'
Програма фахового вступного випробування є основою для підготовки та складання іспиту для навчання за освітньо-професійними програмами «Спеціаліст» з...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Факторы риска» Домашнее задание « Особенности регуляции репликации прокариот и эукариот» Конспект «Влияние хроматина на транскрипцию и репликацию» Ко...полностью>>
'Документ'
проекту наказу «Про затвердження Правил технічної експлуатації залізничного транспорту промислових підприємств, Інструкції з руху поїздів і маневрово...полностью>>

Духовная страница

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Духовная страница duhpage.sed.lg.ua

171

Л.И.Василенко

Философско-религиозный словарь

Содержание:

А стр. 2

Б стр. 15

В стр. 21

Г стр. 28

Д стр. 35

Е стр. 44

Ж стр. 48

З стр. 50

И стр. 54

Й стр. 63

К стр. 64

Л стр. 71

М стр. 74

Н стр. 86

О стр. 93

П стр. 99

Р стр. 118

С стр. 126

Т стр. 146

У стр. 154

Ф стр. 156

Ц стр. 160

Ч стр. 162

Э стр. 164

Я стр. 169

А:

АБСОЛЮТ (лат. absolutum - ничем не обусловленный) - 1) То, что превыше всех ограничений, любой качественной определенности, ни с чем не соотносимо, от всего отрешено и независимо, вечно и неизменно. 2) Завершенное, законченное, полное, всеобъединяющее, всецелое, т.е. ничего из себя не исключающее или, по Вл.Соловьеву, *Всеединство. 3) Термином "Абсолют" нередко обозначают *Бога или Природу в высшей полноте ее бытия. Для *теистической мысли Природа - не Абсолют. 4) "Абсолют в себе" иногда соотносят с Абсолютом, являющим себя миру. Таков, напр., в древнехристианской мысли *Логос - Абсолют в действии. Ф.Шеллинг и Вл.Соловьев различали Абсолют в себе и Абсолют в становлении, правомерность чего оспаривается с точки зрения *Простоты Бога. 5) "Абсолютное таинственно в своей глубине, столь же таинственно, как и я сам, и тем не менее очевидно" (Б.Вышеславцев). 6) "Метафизическое и нравственное сознание умирает перед лицом Абсолюта" (М.Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой ситуации наибольшей ясности и зрелости. 7) В ХХ в. христиане критичны к пониманию Бога как Абсолюта: в Абсолюте нет признаков библейского Бога Живого, немыслимо возлагать на Него надежду и обращаться к Нему с молитвой, если Он не вступает ни в какие отношения ни с чем и никого не любит. Впрочем, это не препятствует говорить о Боге как об абсолютной Любви и абсолютной Мудрости, а о человеке как существе открытом к абсолютному.

АБСОЛЮТИЗМ В ЭТИКЕ - требование, чтобы всегда и во всех обстоятельствах все люди следовали одним и тем же принципам и правилам нравственно безупречного поведения. Напр.: "не убий", "не кради", "храни верность в браке", "не лги" и пр. *Категорический императив И.Канта обязывает всегда и без исключений исполнять нравственный долг, не ставя его в зависимость от обычаев, культуры и социальных требований. Этический абсолютизм - реакция на нравственный релятивизм, заполонивший современную общественную жизнь и требующий вести себя согласно обстоятельствам, велениям времени, общепринятым предрассудкам, давлению власть имущих и пр. Неразрешимая проблема абсолютизма в том, что на практике его нельзя провести последовательно и до конца как способ действий, применимый во всех случаях жизни. Поведение, строго следующее заповеди "не лги", будет неприемлемо с точки зрения заповеди "не убий", если своей правдивостью один человек подставит другого под удар убийцы. В таком случае одну из заповедей нужно подчинить другой и этим нарушить основное требование нравственного абсолютизма. Христианская этика не является ни релятивистской, ни жестко абсолютистской. Две заповеди о любви к Богу и ближнему (Мф.22.37-39) даны, чтобы направлять разум и совесть человека в его личных решениях, как поступать в духе этих слов. Но абсолютистское понимание этики несет в себе серьезную правду о трансцендентном источнике нравственных требований. (См. также: АРГУМЕНТ ОТ ПРОКЛЯТИЯ).

АБСОЛЮТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - религиозно основанное мировоззрение, признающее первичным духовный порядок бытия, который дает понимание смысла и назначения всего существующего и происходящего в здешнем мире. Его сторонники характеризуют его как целостное и всеохватывающее и противопоставляют фрагментированности и неполноте безрелигиозного миропонимания. На путях *синтеза осуществить интеллектуальное построение абсолютного мировоззрения никому не удалось. Но его ядро создается в мышлении каждого, кто принимает Бога в центр своего бытия. Для христианства централен воплотившийся в Иисусе Бог, совершивший искупление мира: "Только духовный человек, внутренне утверждая Бога и открываясь для Его воздействий, тем самым делается уже сознательным проводником Божественных сил, живым органом тела Христова, исполняющим с радостью свою функцию" (о. П.Флоренский). Освоение религиозного мировоззрения, однако, не может заменить собой духовного опыта встречи с Богом и жизни согласно вере.

АБСОЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ - *ценности, укорененные в Высшем. К таковым нередко относят сверхличностные ценности истины, нравственного добра, красоты, свободы, без которых невозможна полнота личностно зрелой жизни. Их абсолютность в том, что они - не культурно обусловлены, а происходят из высшего трансцендентного источника. Наивысшая из абсолютных ценностей - Бог. "Всеобъемлющая абсолютная ценность есть абсолютная полнота бытия, полнота жизни" (Н.Лосский). Это - конечная цель всякой тварной личности, она достижима ее участием в полноте жизни Самого Бога благодаря тому, что Бог преодолел онтологическую пропасть между тварью и Творцом, воплотившись на земле в Иисусе Христе.

АБСУРД (лат. absurdus - то, что потеряло стройность и смысл звучания) - в *экзистенциализме ХХ в. распад, бессмысленность и безнадежность человеческого существования. Утверждая бессмысленность жизни, мы "разумеем в ней отсутствие абсолютного блага и возможность заполнения им нашей жизни, мы отрицаем существование Бога и божественность человека" (С.Франк). Задача философии - найти, выразить и обосновать *смысл бытия вопреки абсурду. 1) Античная философия (*неоплатонизм и *стоицизм) ориентировалась на логосность мира и объясняла абсурдное как *хаос, вызванный "древней дерзостью"; ему дано ограниченное место в системе мира как целого, стоящего на твердых основаниях: мудрый понимает, что зло, хаос, абсурд заранее предусмотрены *Судьбой, которая извлекает из них пользу, а понимая, мудрый не протестует. Но жажда смысла бытия едва ли утолима пониманием космического порядка. 2) *Иррационализм (напр., Л.Шестова), напротив, ищет смысл бытия в хаосе и абсурде и бунтует против разума, отказывая ему в способности постигать этот смысл. Этому соответствует образ Бога как великого Абсурда - несправедливого, бесчеловечного, злобного, постоянно противоречащего Себе, Бога без *Логоса. Уверовать в такого Бога, по Шестову, значит спастись, но это неубедительно. 3) Для атеистического *экзистенциализма "мир и не слишком рационален, и не так уж иррационален. Он просто неразумен" (А.Камю). *Метафизический бунт личности против абсурда - ответ, даваемый без всякой надежды на помощь свыше. Но ее отсутствие не означает отчаяния. Это перманентный бунт, в котором следует постоянно противостоять абсурду и в то же время удерживать его в поле зрения, т.к. "абсурд умирает, если от него отворачиваются". Это также бунт против абсурдной *Судьбы. 4) Тот, кто оценивает бытие как абсурдное, где-то в глубине души имеет интуитивное чувство смысла. Христианская мысль не идет на компромисс с абсурдом и злом. Абсурд преодолевается, когда наступает примирение с Богом, Слово которого приоткрывает смысл всего происходящего. Е.Трубецкой: Богоявление и победа Христова на кресте преодолевает всякий абсурд.

АВГУСТИНИЗМ (АВГУСТИНИАНСТВО) - духовная традиция, основанная в V в. Аврелием Августином; святоотеческая по характеру, она возникла раньше *схоластики и сохранилась после нее. Глубоко переработала ряд *неоплатонических идей в свете церковной веры и личного духовного опыта основателя. Ориентирует на соединение *богопознания с *самопознанием, на духовное восхождение к Богу под руководством *Внутреннего Учителя, на мистику *света свыше, на соединение мудрости с верой и любовью и на понимание *истории как необратимого движения мира к разделению на Град Божий и град мирской. Помимо этого включает в себя следующее: "все человеческое знание происходит от непосредственных божественных озарений (*иллюминаций); в момент творения в материальную основу мира были "засеяны" определенные "семена" (rationes seminales - семенные разумные начала ), способные к развитию; в человеке есть больше одной субстанциальной формы (*плюрализм); воля (*любовь) первенствует над разумом" (К.Ранер и Г.Форгриммлер).

АВТАРКИЯ (греч. - самоудовлетворенность) - самодостаточность, независимость *духа от внешних обстоятельств; свойственна, к примеру, *стоическому идеалу мудреца. В III в. по Р.Х. страстность поиска автономизирующей мудрости, связанная с идеалом автаркии, отступила на второй план в аскетическом поиске путей к Единому (*неоплатонизм). В современной социальной философии автаркии придается смысл деспотического управления обществом.

АВТОНОМНОСТЬ (от греч. autos - сам и nomos - закон; жизнь по своему закону) - в *метафизике томизма: Бог творит то, что способно к автономному существованию, действовать в известной мере самостоятельно, способно во многом поддерживать себя, не предъявляя твари требований любить Себя, но ожидая от нее ответа на Свою любовь. Он без каких-либо условий любит тварь, дает ей идти своими путями и этим выражается Его *совершенство; и Он готов ввести тварь в полноту высшей жизни, если тварь отзовется на призыв созидать отношения с Творцом на путях подлинной любви. Развитая и зрелая религиозность означает с этой точки зрения разумный баланс между автономностью и связью с Высшим, устанавливаемый во взаимной любви твари и Творца.

АВТОРИТАРИЗМ (АВТОРИТАРНОСТЬ, от лат. auctoritas - власть или влияние) - убеждение, что в духовной жизни все вопросы решаются не иначе как в послушании *авторитету без спора и протеста. Авторитаризм превращает авторитет в идола. Христианин, по словам о. А.Меня, "остерегается авторитаризма и патернализма, которые коренятся не в духе веры, а в чертах, присущих падшей человеческой природе". Иногда оппоненты авторитаризма неоправданно отождествляют его с авторитетом: согласно Н.Бердяеву, всякий авторитет неприемлем для *религии Духа, где главное - мистический опыт и свобода *личности. Однако, порядок и дисциплина нужны во всяком обществе, в том числе и в церковном: они создавались не без содействия Св. Духа и христианин по совести это принимает. И когда сторонники *религии Духа действуют в авторитарно организованной внешней среде, они вынуждены отойти от чисто духовной основы внутренних взаимоотношений и согласиться с необходимостью авторитета, порядка и закона. В этом - драматизм духовной жизни в условиях падшего мира: "Защищая себя, они [религии Духа] вынуждены идти против собственной природы, принимая образ своих противников. Именно такой критический момент мы сейчас и переживаем" (П.Тиллих).

АВТОРИТАРНЫЕ РЕЛИГИИ - у Э.Фромма: тип религий, в которых человек подчиняется Высшему как внешней власти, всемогущей и всезнающей по отношению к человеку, требующей от него безусловного подчинения и поклонения; перед ней человек - никчемное и изначально виновное существо, презирающее себя и все лучшее в своей природе. Он "старается заслужить прощение, выставляя собственную беспомощность и религиозность", изображает себя лишенным достоинства, любви и мудрости. "В обществах, которые управляются могущественным меньшинством, держащим массы в подчинении, индивид настолько охвачен страхом, что его религиозный опыт с необходимостью окажется авторитарным. Неважно, кому он поклоняется - наказующему, внушающему страх богу или похожему на него вождю".

АВТОРИТЕТ - практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи решения надлежит исполнять. В тех же религиях и духовных движениях, где невелика степень внешней организованности, авторитетными становятся *харизматические лидеры, люди с большим духовным опытом. Появление авторитета неизбежно в общинах, объединяющих лиц с различной степенью духовной развитости: те, кому больше открылось на их духовном пути, способны и должны вести за собой тех, у кого меньше опыта. Подобный авторитет может быть как неформальным, так и формальным. Авторитет институционализируется в общинах, где есть нужда координировать разнообразные служения, а также сохранять аутентичность традиции. В общинах же духовно слабых или духовно угасающих укрепление авторитета становится единственным средством сохранения их от распада и уже не служит передаче духовного опыта и полноты веры. Это создает питательную почву для *авторитаризма. "Внешняя авторитарность в религии есть окостенение церковности, своевольный же мистицизм есть ее разложение; нам не нужно ни того, ни другого, а вместе с тем нужно и то, и другое: как церковный авторитет, так и личная мистика" (о. С.Булгаков).

АВТОРИТЕТ ВЕРЫ - Во многих направлениях *схоластики вера авторитетна по отношению к *естественному разуму, теология - к философии, а духовная власть - к светской. Возвышение авторитета - реакция на расщепление веры и культуры в западном христианстве, определившееся к IX в., с целью с целью предотвращения их раскола. Но он все же состоялся в эпоху *Возрождения. *Святоотеческий идеал философии на Востоке настаивал на *метанойе и преображении разума *благодатью в Церкви, и тогда уже нет нужды во внешнем авторитете веры. Но и на Востоке все же остается нужда в авторитете всей Церкви в вопросах правильного понимания богооткровенной истины. В ХХ в. больше говорят о внутреннем характере авторитета веры, Церкви и Откровения - в духовном опыте личности, опыте их безусловной убедительности для сердца и разума благодаря встрече со Христом.

АГАПЕ (от греч. agapan - радостно приветствовать, любить) - любовь Божия к человеку и ответная самозабвенная, жертвенная любовь человека к Богу, ко Христу и к собратьям по вере согласно Евангелию. Агапе отличают от *эроса и любви-филиа в древнегреческой философии. Любовь-агапе - духовна, тогда как любовь-эрос связана с чувственными влечениями и часто с греховными помыслами; любовь-филиа - это любовь между хорошими и верными друзьями. Б.Вышеславцев писал об агапе как преображении *эроса.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnosia - незнание, неизвестность) - вид *скептицизма, позиция, согласно которой я не знаю и не могу знать *истину и Высшее бытие. Нередко агностики заявляют, что только научно обоснованное знание заслуживает доверия, а для философских и религиозных идей нет строгих объективных средств их проверки. Философский агностицизм, сомневаясь в достижимости истины, нередко уходит от ответственности перед истиной, но в ряде случаев соглашается принимать религиозное понимание действительности; религиозный агностицизм уходит от признания и принятия Высшего бытия. Основное возражение агностицизму - духовная жизнь сама свидетельствует о своей подлинности и по существу не нуждается в проверках внешними средствами.

АДАМ (древнеевр. 'adham, греч. Adam - взятый из красной земли) - в Св. Писании имя первого человека, созданного Богом по Своему образу и подобию (Быт.1-3). Адам был помещен в Эдем и совершил грехопадение, нарушив заповедь не вкушать с древа познания. Христианские мыслители расходятся в вопросе, признавать ли его индивидуальной личностью или же "Всечеловеком", всем человеческим родом в целом. Филон Александрийский (I в.) считал Адама "идеальным человеком" из горнего мира, а не воплощенным духовным существом, каким мы его видим в истории. Ап. Павел говорил о Христе как "небесном Адаме", противопоставляя его "ветхому Адаму" - человечеству в падшем состоянии. В святоотеческой мысли прослеживается тенденция рассматривать Адама как человеческий род, как природу человека вообще, а каждого отдельно взятого человека - как "ипостась" (неповторимо-индивидуальное выражение) этой природы. "В учении о первозданном Адаме находят себе выражение две глубоких религиозных интуиции - интуиция общности человеческой природы и интуиция свободы как начала греха. Мы, люди, не изолированные индивиды, а род, т.е. некоторое органическое целое" (Е.Трубецкой).

АКСИОМА ЗАВИСИМОСТИ - аксиома разума религиозного человека: "Я достоверно знаю, что нахожусь в зависимости от какого-то отличающегося от меня существа" (Р.Декарт). Это не зависимость от вещей, живых существ, других людей или вселенной - их существование можно подвергнуть сомнению как одних лишь явлений, - а зависимость от самого Бога. "Аксиома зависимости теряет всякий религиозный смысл, если ее истолковать в духе пантеистического *натурализма и *универсализма" (Б.Вышеславцев). Русская религиозная философия свидетельствует о таинственности человеческого духа в ее зависимости от таинственной глубины Бога.

АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА - у И.Ильина: цельность веры, духовность, самодеятельность, сердечное созерцание, катарсис, искренность, смирение и трезвение в восприятии Духа самыми разными подвижниками веры, в первую очередь в Православии, но также и в других исповеданиях, в том числе и нехристианских. Чем лучше указанные "аксиомы" выражены в духовном опыте того или иного человека, тем ближе он к духу истинного Православия, безотносительно к тому, насколько он осведомлен о догматическом учении, каноническом строе и обрядовой практике Церкви: "Великие религиозные созерцатели дохристианской эпохи как бы готовили путь для Откровения Христа: редко в сфере догмата, нередко - в сфере религиозного опыта и акта".

АКТ (лат. actus - действие) - в философии Аристотеля и Фомы Аквинского бытие в совершенной форме, достигшее полноты и завершенности, "ставшее" бытие в отличие от бытия потенциального, "еще не ставшего" или же "возникающего", "становящегося". "Чистый акт" - абсолютное, вечное, ничем не ограниченное совершенство, исключающее всякую потенциальность, - это бытие Бога - Акта всех актов.

АКТИВИЗМ (от лат. actio - действие) - философия католического мыслителя М.Блонделя, выступившего против *рационализма и *идеализма. Видя реальность вечно меняющейся, динамичной, Блондель считал действие ее основой и настаивал, что "центром своей философской мысли мы должны сделать действие, потому что оно открывает нам путь в средоточие жизни". Действие - не только наши воля и желание, но и всецелое устремление всего нашего существа, включая и нашу мысль. Чтобы понять смысл действия, Блондель обращает внимание на расхождение между ним и его реализацией: оно в условиях нашего мира не разрешимо, и нужен выход в запредельное. Трансцендирование действия - это одновременно и имманентность Бога в нас: "Более всего мы стремимся к тому, чтобы бытие и действие Бога были в нас самих". Бог при этом остается трансцендентным и мы Его обретаем в действии, а не создаем, - Бог выходит навстречу устремлению нашего действия к Нему и восполняет его благодатью и откровением. "Мысль о Боге - это действие", - считал он и настаивал, что познание Бога разумом обретает смысл, когда мы принимаем Бога всем своим существом.

АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - в *схоластике высшая и низшая способности (части, стороны или функции) познающего человеческого разума: пассивный разум работает с чувственными данными от отдельных вещей, упорядочивает их, систематизирует, но не может выявить общие идеи (*универсалии) в глубине опытных данных; активный разум своим *"естественным светом" освещает образы вещей и извлекает из них универсальное содержание. По Фоме Аквинскому, "активный интеллект необходим для понимания подобно тому, как свет необходим для того, чтобы видеть". Извлеченное универсальное содержание активный разум передает пассивному, который и вырабатывает общее понятие в собственном смысле слова - универсалию. Таким образом, активный разум сам не создает универсалию, а только "запечатлевает" в пассивном разуме то, что последнему необходимо для ее определения. Богопознание, согласно Фоме, непосредственно недоступно обоим видам разума, оно возможно лишь частично и косвенно - через *аналогии с тварным миром.

АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidere - упасть сверху) - понятие, введенное впервые Аристотелем для характеристики того, что выражает способ проявления *субстанции вещи; нередко акциденция трактуется как то, что непосредственно не связано с *субстанцией, несущественное и случайное в вещах, преходящее состояние вещей. Однако, в *томизме акциденции внутренне едины с субстанцией, "актуализируют" ее и придают ей полноту выражения, определенную завершенность: всецелая реальность - это субстанции вместе с их акциденциями; через них субстанции и становятся познаваемы. Акциденции не могут существовать без субстанции, могут появляться и исчезать при изменениях окружения, тогда как субстанция остается неизменной. Виды акциденций: качество и количество, положение в пространстве и времени, действие, испытывание воздействий и пр.

АЛЛАХ - имя единого трансцендентного Бога в *Исламе. В доисламском полуязыческом арабском мире почитался как высший среди богов. Мухаммад, пророк Божий для мусульман, ввел поклонение Аллаху милостивому и милосердному: "Он - Аллах - един, Аллах вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один" (Сура 112.1-4). Эта формулировка отклоняет христианское понимание Творца мира как небесного Отца.

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter - другой) - в этике характеристика неэгоистических поступков человека, в которых выражается его готовность и способность человека действовать в интересах других людей, оставляя свой личный интерес на втором плане. В философии нет единого мнения об источнике и реальном значении этой способности, но отмечается, что она не всегда является выражением любви к ближнему. Иногда христианскую этику называют альтруистической, но альтруизм вовсе не требует жертвенной любви к ближнему, образец которой дал Христос (Ин.15.13).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - часть глубинной психологии, область исследований бессознательных источников мотивации человеческого поведения, его миропонимания, духовной жизни и верований. Связана с именем К.Г.Юнга, который выявил связь индивидуального *бессознательного с коллективным и рассматривал индивидуальные психические проблемы не только как отдельно взятые, но и как выражение общечеловеческих, как результат проблематического духовного состояния человека вообще. Отказавшись от догматического атеизма З.Фрейда ради *агностицизма в духе И.Канта, Юнг не принял *теизм, оставил открытым вопрос о природе духовной реальности и не стал сводить ее к каким-либо инстинктивным душевным движениям. Есть трансцендентный Бог или нет - вопрос не для психологии, считал он, но Бог - факт глубинной психической жизни и Его можно знать как психическую реальность, поэтому религия важна в аналитической психологии. Ее истины имеют жизненное, а не метафизическое, значение и она играет положительную роль в душевной жизни, необходима для психотерапии и полноты жизни. Бог присутствует в коллективном бессознательном как *архетип, отрицать эту реальность означает искажать нашу жизнь. Но религия как таковая становится у Юнга натуралистической - трансцендентность Бога теряется из виду.

АНАЛОГИЯ - в *томизме: разум человека познает Бога не непосредственно, а лишь в той мере, насколько в материальных вещах приоткрывается его существование; поэтому знание о Боге имеет аналогический характер - оно несовершенное и непрямое. Но оно оправдано в том смысле, что *сущее аналогично божественным реальностям: к примеру, бесконечное разнообразие мира отображает бесконечность божественную. Соответственно, и разум человека аналогичен божественному Разуму.

АНИМИЗМ (от лат. anima - "душа") - вера в населенность природы бестелесными существами ("душами", "демонами" или "духами"). Собственно религиозной эта вера не является, но нередко ее ошибочно считают вслед за Э.Тайлором древнейшей основой возникновения религии. П.Флоренский воспроизводил ее содержание так: "Вся природа одушевлена, вся жива - в целом и в частях. Все связано тайными узами между собою, все дышит вместе друг с другом. Враждебные и благотворные воздействия идут со всех сторон. Ничто не бездейственно; но, однако, все действия и взаимодействия вещей-существ-душ имеют в основе род телепатии, изнутри действующее симпатическое сродство". Есть две точки зрения на "духов стихий": 1) это бесы, противящиеся Богу и опасные для человека; 2) это бесплотные существа, личностная развитость которых уступает человеку; "гении мест", как говорили в античности, "стихиали", как их нередко называют теперь, которые не во всех случаях духовно полностью затемнены. П.Флоренский, имея в виду тех, что связаны со среднерусской природой, писал: "И молитвы "они" не боятся: ведь они - не то, что черти, не злая сила. Молитва им нипочем. Боятся они лишь скверных черных ругательств - чертыхания да матерного слова". Некоторые из них, если полагаться на Д.Андреева, "активно добры", но другие - "капризны, импульсивны, мстительны. Доверять им можно не всегда". Есть стихиали явно демонические - буйные и страшные, враждебные человеку. (См. также: НАТУРАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ).

АНТИНОМИЯ (по-греч. "противозаконие" - в смысле нарушения закона запрещения противоречия в логике) - два противоречащих друг другу суждения об одном и том же, каждое из которых можно обосновать с одинаковой степенью убедительности. Примеры: "Вся тварь это Бог" и "Вся тварь это ничто" (Мейстер Экхарт). "Бог есть так же максимальный свет, как минимальный свет" (Николай Кузанский). "Нет никакой свободы, все в мире совершается по его законам " и "Причинность недостаточна для объяснения всех явлений, ибо существует свобода как спонтанная причинность" (И.Кант). Осмысливая появление антиномических высказываний, П.Флоренский ссылался на то, что Высшее бытие бесконечно полнее рассудочных определений и ни одна формула не может вместить всей его полноты: "Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Другими словами, истина есть антиномия". Ответ критиков: антиномии демонстрируют только слабость рационального ума, его колебания между "да" и "нет", а не истину как раскрытие *смысла бытия, требующее положительного, а не внутренне противоречивого выражения; и все же Высшее невыразимо в категориях земного бытия, и в ряде случаев невозможно обойтись без взаимно противоречивых определений.

АНТИТЕИЗМ - прямой бунт против Бога, без отрицания Его бытия, с сохранением некоторой связи с Ним. Антитеизм радикальнее обычного *атеизма.

АНТИТРИНИТАРИАНСТВО - религиозно-философские и мистические учения, отвергающие догматическое учение о Св. Троице. Наиболее характерные представители в европейской культуре - *пантеисты (Б.Спиноза, XVII в.) и *унитарии (И.Ньютон). В раннехристианские времена антитринитариями были "монархиане".

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ (от греч. anthropos - человек ) - существует человек, следовательно, есть Бог: "Существование человека, взятого в глубине, а не на поверхности, есть единственное свидетельство существования Бога, т.к. человек есть отображение образа Бога, хотя часто и искажающее этот свой образ" (Н.Бердяев).

АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ - сравнивает верования, обычаи и социальные институты т.н. "примитивных народов" и цивилизованных обществ (Э.Тайлор, Дж.Фрэзер, С.Райнах и др.). Мировые религии выводятся здесь из культа предков, вождей и героев, из страха перед силами природы, из аграрных культов, знахарства, шаманизма, паранормального эротизма и оккультно-магической практики. Примеры: "Религия - это естественное явление и не более того" (С.Райнах). У Дж.Фрэзера: религия - нечто среднее между магией в начале и наукой в конце исторического движения к современной цивилизации; в секулярном мире религии так же нет места, как и магии. "Первоначальный культ мертвых есть не что иное, как продолжение общественных обязанностей за пределами смерти" (М.Эберт). Э.Тайлор утверждал, что "высшие религии" и их нравственные кодексы возникли из примитивного *анимизма и требовал признать христианство его продолжением. Единственное, что "высшие религии" все же добавили к примитивным, это, по Тайлору, "понятие о справедливости и святости, чувстве долга и любви". Но оговорка не меняет существа воззрений Тайлора. Неотмирность святости и любви для него не существует. В целом это одно из направлений *редукционизма в интерпретации религии.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos и morphe: "форма человека") - придание не-людям (напр., Богу, ангелам, животным) человеческих признаков и качеств. Обычно считается, что антропоморфность придают образу Бога слаборазвитые несовершенные умы, привыкшие иметь дело с чувственным восприятием и не склонные воспринимать высшие идеи. В таком случае антропоморфные черты Бога следует считать не более чем метафорами. Однако, не унижает Бога речь о Нем как о Личности (Лице), имеющей волю, замысел, план и намерение. Бог как Личность, создавшая мир своей любовью, - это уже не метафора, а высшее откровение, и мы вправе относиться к подобным образам всерьез, потому что сам человек создан по *образу и подобию Божию, и следовательно, лучшее в человеке родственно божественной жизни.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. anthropos - человек и лат. centrum - центр) - 1) В античной философии выразился в явно атеистическом положении "Человек есть мера всех вещей" (Протагор). 2) Убеждение, что *человек - высшее существо в мироздании и поэтому он вправе использовать по своему усмотрению все низшее, не заботясь о нравственных вопросах, которые возникают только в отношениях между людьми, но не между ними и "низшей природой". Подобный антропоцентризм - уступка искушению присвоить мир к себе; он характерен для постхристианской *цивилизации и убедительно критикуется любой из традиционных религий, экологистами, космистами и др. "Этот окончательно оказавшийся в центре человек - явление очень небольшого калибра" (о. А.Шмеман)." 3) Иудейско-христианская традиция антропоцентрична по-иному: Бог создал человека по Своему образу и подобию и вверил ему мир, чтобы человек, действуя в духе праведности и святости, возглавил сущее, преодолел действие противящихся Богу сил хаоса, зла, деградации и смерти и возвел природный мир своим трудом к высшим ступеням бытия. Грехопадение - это отказ человека исполнять свою миссию. После него история взаимоотношений Бога, человека и мира становится драмой спасения, главное в которой - жертвенный подвиг Богочеловека Иисуса Христа. Через Него человек спасается для жизни будущего века, а вместе с человеком и вся природа. В результате человек космически централен и в своем высшем призвании, и в истории спасения, но это - центральность искупленного, а не *естественного человека. Антропоцентризм здесь производен от *христоцентризма. (См. также: ГОСПОДСТВО НАД ПРИРОДОЙ).

АПАТИЯ (АПАФЕЯ, греч. apatheia - бесстрастие) - у *стоиков: идеал мудреца, достигаемый "вторым рождением", когда разум полностью овладевает душевной жизнью человека, сформированы все *добродетели и достигнута свобода от *страстей и аффектов. Цель - достичь полного согласия с *Мировым разумом, действующим как *Судьба. Однако, непреодоленный *древний ужас и горделивое стремление древних мудрецов раскрыть в себе *богосознание свидетельствуют о том, что подлинное бесстрастие не было ими достигнуто. В *патристике апафея - цель аскетических трудов, внутренний мир человеческого духа, совершенный строй нравственно зрелой души, любящей Бога и ближнего и победившей страсти содействием *благодати; это также условие истинного *богопознания. В современной культуре апатией обычно называют бесчувственность, угасание жизненной активности, безразличие ко всему, духовное расслабление; это "болезнь века", кризис человека, результат "его отчуждения от самого себя, от другого человеческого существа и от природы" (Э.Фромм), а также и от Бога. *Томизм скептичен к идеалу апафеи, настаивая, что овладением страстей занимается воля, а не разум.

АПОКАТАСТАСИС (греч. - всеобщее восстановление, возврат к исходному состоянию). Ориген (III в.) учил, что все существа, сотворенные Богом сначала в виде разумных духов и ставшие затем кто ангелами, кто демонами, а кто и "охладевшими" человеческими душами, в конечном итоге будут спасены. Оппонентами Оригена были Августин и Иероним. Церковь в целом не приняла это учение, настаивая, что Откровение говорит также и о наказании в вечности за особо тяжкие грехи, но сторонники апокатастасиса появлялись в религиозной философии неоднократно (напр., св. Григорий Нисский, Иоанн Скот Эриугена, Ф.Шлейермахер, Н.Бердяев и др.).

АПОКРИФЫ (от греч. apokryfos - подложный, скрытый, тайный) - неканонические древние тексты, близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг в силу их сомнительного авторства, произвольных фантазий и сомнительных (а то и еретических) идей. Многие из апокрифов - *гностические по духу, нередко использовались в антихристианских целях и сохраняют свое значение для нецерковной религиозной мысли (напр., В.Налимов).

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ - две стороны жизни культуры: светлое, гармоничное, разумное начало, очищающее от страстей, выражающееся в чувстве меры и порядка и в созидании красоты законченных форм, и динамично-экстатическое, порывистое, творчески-обновляющее, внеморальное, отказывающееся от сложившихся форм и авторитетов. Последнее в своих крайних проявлениях иррационально до безумия, опасно своим "демоническим весельем", оргийно до свирепости, срывается в разрушительный бунт, противится оформлению и мере, но, в лучших своих выражениях оно чутко к трагизму жизни. Различение введено Ф.Шеллингом и затем богато расписано Ф.Ницше. Дионисийский опыт Ницше К.Г.Юнг считал "происходящим от буйного Вотана", в чем сам Ницше не отдавал себе отчета. Некоторые все же признавали его известную правоту в отношении нецерковной культуры: дионисизм - "вневременное начало духа, животворящее жизнь" (В.Иванов), но оно отрицало закон во имя свободы и нуждалось в противовесе аполлонического разумно-созидательного, священноначального и законодательного начала - "властного глагола, скрижали непреложной", с требованием самообладания и душевного равновесия. Культура христианская имеет не только космические, но и сверхкосмические инспирации. Свящ. П.Флоренский писал о "дионисическом расторжении уз видимого", нужном для "аполлонического видения мира духовного". Г.Федотов различал действие двух начал - от Логоса и от Св. Духа: первое - это созидание нового бытия в нашем мире Словом Божиим, а второе выражается во вдохновляющем воздействии Духа.

АПОЛОГЕТИКА (от греч. apologetikos - пригодный для обороны) - область религиозной публицистики, а также дисциплина теологического характера, где защищается та или иная религиозная доктрина. В христианстве жизнь по Евангелию не сводится к одному только согласию с церковным вероучением, а является также поворотом воли к Богу и полной самоотдачей в любви и служении к Богу и ближнему. По-настоящему свидетельствует веру уже не апологет, а тот, кто един со Христом и принял крещение Духом. "Пока его нет, мы, апологеты, сделаем совсем немного. Однако это не значит, что надо сложить оружие" (К.С.Льюис).

АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ (от греч. apophatikos - отрицательный) - познание Бога, основывающееся на предпосылке, что Бог совершенно несоизмерим со всем, что есть в тварном мире; поэтому все наши слова, имена, представления и понятия, относящиеся к жизни твари, непригодны для понимания Бога. И если мы называем Бога благим, мы должны помнить, что Он - превыше всякого блага, Преблагой; если Сущим, то не забывать, что Его Сущность - Сверхсущностная; если Мудрым, то с поправкой, что Он - Премудр. Бог непостижим по своей Сущности, *трансцендентен - это основное в апофатике, поэтому имена Божии относятся не к Его существу, а к Его действиям в мире, к энергиям.

АРГУМЕНТ ОТ ВЕРОЯТНОСТИ - у Ф.Тенента: если мы хотим понять, что говорят о смысле мира обширные массивы научных эмпирических данных, то из всех гипотез на этот счет *теизм имеет наибольшую вероятность быть истинным. Напр.: сложность и многообразие мира живого на Земле столь велики, что их появление следует считать не результатом слепого случая, а целенаправленным действием мудрости Творца. В конечном счете "естественные науки и теизм вырастают из общего корня". Тенент по существу развивал *телеологический аргумент.

АРГУМЕНТ ОТ ВСТРЕЧ (или ОТ ОСОБЫХ СОБЫТИЙ) - обоснование реальности бытия Божия ссылками на *чудо, на явные действия высших сил в нашем мире, на несомненность встреч с Богом, на Его ответы в молитвах, прозвучавшие явственно при обращении к Нему, и пр. Убедительность таких встреч и событий, если сравнивать с аргументами рациональными, весьма высока для тех, кто это лично испытал, и имеет решающее значение для их *веры, но этот опыт мало или не убедителен для других. "Я не рассматриваю религиозный опыт как строгое доказательство бытия Божия, ... но я считаю верным утверждение, что этот опыт наилучшим образом объясняется именно существованием Бога" (Ф.Коплстон).

АРГУМЕНТ ОТ ДИЗАЙНА (от англ. design - конструкция, план) - введен У.Пэйли (XVIII в.): если я нахожу в лесу часы, то я вполне разумно решаю, что их сделал часовщик, а если я вижу целесообразно устроенный мир, я столь же разумно признаю, что он спланирован Творцом. В частности, человеческий глаз своим существованием говорит в пользу Творца, а защищающий биосферу озоновый слой - тоже сильный аргумент в пользу предвидения Творца. Д.Юм в ответ настаивал на слабой убедительности сближения технического конструирования человека с творческой деятельностью Создателя: сотворенный Им мир - намного больше, чем машина; кроме того, Дизайнер мира - нечто меньшее, чем Бог иудейско-христианской традиции. По содержанию аргумент от дизайна не выходит за рамки традиционного *телеологического аргумента.

АРГУМЕНТ ОТ ДУШИ - см.: СВИДЕТЕЛЬСТВО ДУШИ

АРГУМЕНТ ОТ ИКОНЫ - у о. П.Флоренского: "Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог". Флоренский видел в этой иконе новое откровение высшего мира, "факт Божественной действительности".

АРГУМЕНТ ОТ ЛЮБВИ - подлинная любовь не насыщается ничем, ей не соответствующим, ее земные пути трагичны, но есть жажда высшей любви, дающей полноту жизни, - это любовь к Богу. "Тайно и бессознательно, мы взыскуем Существа, способного удовлетворить всем желаниям нашего сердца" (М.Амара-Пуанье). Если есть любовь к Богу, есть и Бог, т.к. подлинная любовь не устремляется ни к чему, что реально не существует. Бог открывает Себя во взаимоотношениях, основанных на подлинной любви.

АРГУМЕНТ ОТ ПАМЯТИ - у Августина: присутствию Божию нет пределов в нашем мире, и если мы обратимся к *памяти человека, то и в ней оно некоторым образом являет себя; следовательно, тот, кто внимательно и честно, исследует глубины своей памяти, найдет в ней Его присутствие, т.е. убедится в том, что Бог есть.

АРГУМЕНТ ОТ ПРОКЛЯТИЯ - негативная версия *морального аргумента, предложенная П.Бергером: наше безусловное нравственное осуждение действий таких аморальных лиц, как А.Эйхман, не мотивируется нравами или вкусами, а совершается как полное отвержение (проклятие) в сверхприродном измерении бытия. Дела и поступки таких людей не просто злы, а ужасно злы, и от этого невозможно уйти под прикрытие какого-либо нравственного релятивизма. Решительно и бескомпромиссно осуждая геноцид или рабство, мы фактически признаем, что есть трансцендентную инстанцию нравственности, ее абсолютный характер, т.е. что она - от Бога.

АРГУМЕНТ РОЙСА - ответ на вопрос Дж.Ройса: "Есть ли где-нибудь во Вселенной такая реальность, которая имела бы бесконечную ценность?" Все имеющиеся ответы легко отклонить как необоснованные, но сам факт их сомнительности наводит на мысль, что есть положительный и абсолютно истинный ответ на такой вопрос, который способно дать всеохватывающее абсолютное мышление. И так же, как несовершенное ошибающееся мышление человека свидетельствует в пользу существования высшего абсолютного мышления, так же и зло в мире свидетельствует в пользу абсолютного добра. Это - основа религии.

АРХАИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - целостное мышление древних людей, в котором не отделены конкретное от абстрактного, образ от идеи, символ от реальности, посюстороннее от потустороннего. В нем мир предстает не столько в виде привычного нам множества вещей, сколько как присутствие и действие многих "Ты" личностного или квазиличностного характера, с которыми можно войти в общение (см. АНИМИЗМ). Складывающиеся здесь отношения осмысливаются и описываются образно мифологически, что и нашло себе выражение в священных преданиях и книгах самых разных народов. "Наш язык уже не таков; возможно, менее целостный, но более сознательный и точный, он совлекает с архаического умозрения обволакивающую его плоть, схватывая мысль на самом ее корню" (В.Лосский). Но и в современной культуре сохранилось немало из наследия архаического мышления.

АРХЕТИП (от греч. arche и typos - первообраз, предшествующая форма) - 1) У К.Г.Юнга: глубинные формы коллективного *бессознательного, "формы без содержания", которые, проявляясь в индивидуальном сознании, приобретают специфически образный характер, что можно исследовать и осмысливать. Относятся к числу мотивирующих факторов поведения человека. Активизация архетипов в сознании человека происходит независимо от сознания человека и нередко принудительно для его воли и разума. В плане истории религий архетипами объяснялось формирование древнейших мифологических образов в космологии, антропологии и эсхатологии разных эпох и народов; их проявления усматривались также и в художественном творчестве, паранормальном опыте современного человека, в сновидениях и в психопатическом бреде, а также в таких массовых формах неоязыческого фанатизма, как фашизм: "Нет такого безумия, жертвой которого не становились бы люди под властью архетипа" (К.Г.Юнг). 2) В нестрогом смысле об архетипах говорят как об образах или мыслительных схемах, позволяющих человеку упорядочить свой жизненный опыт и восприятие внешнего мира, что проявляется в определенных формах поведения. 3) М.Элиаде назвал архетипами отдельные действия и поступки древних героев и богов в доисторические времена, которые стали затем образцами для человеческих поступков и действий: это первый поединок, первый брак, первый танец и прочие примеры многократного подражания.

АСЕИЗМ (от лат. a se esse - иметь бытие от себя, самосуществовать) - признание и утверждение абсолютной независимости Бога от чего бы то ни было, бесконечного богатства и полноты Его бытия. Отсюда безначальность и *вечность Бога, Его пребывание над временем, Его неуничтожимость, неподвластность чему-либо вне Его и зависимость всякого тварного конечного бытия от бытия Бога (см. также: САМОСУЩИЙ).

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis - упражнение) - термин *стоиков и др. древних философов для обозначения системы практических мер, направленных на обуздание порока и укрепления *добродетели. Это меры самоограничения и воздержания, благодаря которым человек преодолевает себя, духовно возрастает в познании Высшего и достигает полнокровной духовной жизни. Цель аскезы - бесстрастие (*апафея), но критики философского аскетизма отмечали, что главная страсть - *гордость (гордыня) - остается незатронутой, что аскетизм, не просветленный христианской любовью, может соблазниться ожесточением сердца. Христианский аскетизм означает иное: отвергнуть себя, взять на себя крест и следовать за Христом (Мк 8.34), исполнять Его заповедь о любви, отдать себя целиком на служение Богу и ближнему. Все остальное прилагается - постоянная самодисциплина, пост, молитва, воздержание, добровольная бедность и пр. К монашеству это не обязывает, но многие не находят иных путей для аскезы, кроме как в монашестве. "Цель христианского аскетизма - не ослабление плоти, а усиление духа для преображения плоти" (Вл.Соловьев). Быть *личностью, по Н.Бердяеву, значит быть аскетом: "Аскеза в сущности должна означать активное выявление и охранение форм личности, ее образа, активное сопротивление власти мира, желающего растерзать личность, поработить ее".

АТАРАКСИЯ (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) - безрелигиозный идеал мудреца у эпикурейцев, включающий в себя ясность души, удовлетворенность ума, отсутствие страха перед смертью , независимость, размеренность, простоту и спокойствие жизни, умеренный самоконтроль, определенную степень добродетельности, предусмотрительность и безразличие к Высшему. *Добродетель, однако, лишь условие атараксии, ее ценность определяется вкладом в общее удовлетворение. Сторонникам атараксии чужды мистика, идеалистические искания, духовное восхождение к Высшему. В Деян.17 дано свидетельство о непринятии ими Евангелия.

АТЕИЗМ (от греч. atheos - безбожный) - неверие в бытие Божие, вера в несуществование Бога (или богов), отрицание Его бытия и возможности *Богопознания. Атеизм настаивал: все, что говорят о Боге, следует отнести к человеку ради свободы и полнокровности его жизни. Однако, по оценке П.Юркевича, атеисты "идут против настоятельнейших и существеннейших побуждений своего сердца", а П.Тиллих охарактеризовал атеизм как "попытку стать незаинтересованным в смысле своего существования". Различают: теоретический атеизм, некорректно утверждающий, что Бога нет, потому что не доказано, что Он есть; практический атеизм, или индифферентность по отношению к Богу (позиция "нам все это не нужно"); воинствующий атеизм, требующий полного искоренения всякой религии как препятствия достижению счастья человека. В философии атеизм требует не принимать никаких допущений о существовании Высшего в целях осмысления нашего мира - природы, истории и человека. Атеистичны *материализм, *позитивизм, структурализм, *натурализм, социализм, *психоанализ и ряд направлений *гуманизма, *прагматизма, *экзистенциализма и др. Известны слова Ф.Бэкона, повторенные Г. Лейбницем: "философия, если отведать ее слегка, уводит от Бога, если же глубоко зачерпнуть ее - приводит к Нему". Атеизм существует как оппонент *веры в Бога и самостоятельной основы в себе не имеет: не будь веры, атеизм не имел бы, чему себя противопоставлять и потерял бы главный мотив своего существования. Атеизм прав в отношении к идолам религиозного *обскурантизма, но сам идолопоклонствует перед автономностью человека.

АТМАН - в индийской философии обозначает самый глубокий уровень *самосознания человека. Согласно Упанишадам, "Атман есть *Брахман", т.е. в средоточии самосознания человека присутствует Самосознание всего мироздания.

АТРИБУТ (от лат. attribuo - придавать) - необходимый признак вещи или *субстанции; у Спинозы атрибут выражает *сущность Субстанции.

АТРИБУТЫ БОГА - В *схоластике: Благость, Величие, Вечность, Всемогущество, Премудрость, Воля, Праведность, Истина, Слава; эти атрибуты мыслились неразрывно связанными между собой: слава вечна, всемогущество премудро и пр. Позднее христианская мысль добавила библейские Всемогущество, Всеведение, Верность, Святость, Праведность, Любовь, Жизнь, Свободу, Долготерпение и др. *Патристика предпочитает говорить не об атрибутах, а о силах (энергиях) Божиих в мире, а *томизм - о Его способах быть в мире, особо акцентируя *Простоту, *Бесконечность и *Вечность. Основание для предпочтения: атрибуты необходимо связаны с сущностью, тогда как Бог являет себя и действует совершенно свободно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Страницы отечественной истории: 1917-1941 гг. Хрестоматия Ставрополь 2009

    Документ
    Сложные внутриполитические, международные, экономические и социальные процессы первых десятилетий Советской власти вызывают неоднозначные трактовки и интерпретации в исторической науке и в обществе.
  2. Духовный человек

    Реферат
    "Духовный человек" - это перевод единственного крупного произведения из всего, что брат Вочман Ни когда бы то ни было сам написал. Спустя порядочно времени после первого выпуска этой книги на китайском языке брат Ни высказал
  3. Духовное сообщество игоpь калинаускас

    Документ
    Текст книги “Игры, в которые играет Я!» опубликован на сайте www.LitPortal.ru с письменного разрешения автора в соответствии с действующими законами об авторском праве РФ.
  4. Страницы отечественной культуры

    Документ
    Писатель Юрий Домбровский вспоминал о своем разговоре с Грином: « Опять заговорили об антирелигиозном сборнике, и тут ему это надоело. Он сказал: «Вот что, молодой человек,— я верю в Бога».
  5. Страница Философия Ответы на финальный вариант экзаменационных вопросов Оглавление

    Документ
    1.Философия как мировоззрение: специфика философских проблем, их развитие и строение философского знания. Основной вопрос философии: материализм и идеализм.

Другие похожие документы..