Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2. Визнати таким, що втратив чинність, наказ Міністерства юстиції України від 25.12.2006 N 103/5 ( z1348-06 ) "Про затвердження Примірної програ...полностью>>
'Документ'
12 марта 1928 года Наталья Анатольевна Вильвовская собралась, наконец, рожать. Схватки продолжались десять часов. Растеряв французские слова, Наташа ...полностью>>
'Документ'
Сегодня население Земли составляет 6 055 049 человек. За ХХ век количество людей выросло почти в 4 раза, а за ближайшие 50 лет вырастет ещё на треть....полностью>>
'Контрольные вопросы'
Содержание и классификация расходов предприятия. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Смета расходов на производство и реализ...полностью>>

Русской Православной Церкви с некоторыми другими христианскими конфессиями. При написании этого сочинения учитывались новые исследования в области экклесиологии и всеобщей истории. Данное учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

протоиерей

Серафим Соколов

ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО

И ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА

(iv – XX векА)

Учебное пособие

Москва

Издательство Московского

института духовной культуры

2007

УДК 271.22 (100)

ББК 86.373

С 44

протоиерей Серафим Соколов. История восточного и западного христианства (IV–XX века). Учебное пособие. – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. – … с.

В настоящем учебном пособии рассматривается история восточного и западного христианства с момента становления его государствообразу-ющей религией Римской империи, т.е. с IV века до настоящего времени. События церковной истории изображаются на фоне политической жизни государств и народов, в свете литературных монографических трудов, указанных в библиографии. Приводятся хронологические и статистические данные, касающиеся изучаемого предмета, даны общие сведения об отношениях Русской Православной Церкви с некоторыми другими христианскими конфессиями. При написании этого сочинения учитывались новые исследования в области экклесиологии и всеобщей истории.

Данное учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, учащихся духовных учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей крупнейшей мировой религии человечества.

ISBN

 Протоиерей Серафим Соколов, 2007

 Московский институт духовной культуры, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………..

РА3ДЕЛ I. ВТОРОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ

ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (313-1054 годы)

Глава I. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА

В IV-V ВЕКАХ……………………………………

§ 1. Общая характеристика состояния богословия в IV-V веках

§ 2. Богословские школы и направления в богословской науке

(общая характеристика)………..…………………………….…

§ 3. Выдающиеся представители Александрийской богословской школы

Святитель Афанасий Великий……………………………..

Святитель Василий Великий………………………...……

Святитель Григорий Богослов………………………..………

Святитель Григорий Нисский…………………………………

Исидор Пелусиот………………....…………………….………

Святитель Кирилл Александрийский…………..………………

§ 4. Антиохийская богословская школа………..………………….…...

Святитель Кирилл Иерусалимский………..……………………

Святитель Иоанн Златоуст………………..…………….……….

Блаженный Феодорит, епископ Кирский…..…………………

§ 5. Восточно-Сирийская богословская школа ……………..………

Преподобный Ефрем Сирин………….………………………

§ 6. Святые отцы и церковные писатели на Западе в IV-V веках…

Святитель Иларий Пиктавийский……..………………………

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский………..…

Блаженный Иероним Стридонский………..……………………

Блаженный Августин, епископ Иппонский……..………………

Глава II. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ

В VI-ХI ВЕКАХ. ПРИЧИНЫ УПАДКА ПРОСВЕЩЕНИЯ.........

§ 1. Общая характеристика церковной литературы……….……….........

§ 2. Преподобный Максим Исповедник………………………………….

§ 3. Преподобный Иоанн Дамаскин……………………………………...

§ 4. Патриарх Константинопольский Фотий.Его значение как ученого-

богослова и церковного деятеля……………………………………

§ 5. Преподобный Симеон Новый Богослов……………………………

§ 6. Папа Лев Великий…………….………….…………………………..

§ 7. Папа Григорий Двоеслов……………………………………….……

§ 8. Алкуин……………………………………………………….…..…….

§ 9. Пелагианская ересь..………..……………………………..….…….…

Глава III. ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО.........................................................

§ 1. Становление отношений Церкви и государства..…………………....

§ 2. Духовенство. Церковный клир………………………………………..

Канонический возраст духовенства……...…………….…………

Порядок избрания и посвящения в клир…………..………….…

Брак и целибат духовенства на Востоке и Западе………..…….

Капитулы в Западной Церкви……….……………….…………..

§ 3. Церковный аппарат и иерархия………………………………………

§ 4. Образование митрополий и патриархатов. Автокефальные церкви

§ 5. Экзархи……………………………………………………………..…

§ 6. Восточные патриархаты. Последствия завоевания арабов…..…….

§ 7. Константинопольский патриархат……………………………….….

§ 8. Вселенские и поместные соборы, их значение для формирования

православной догматики и канонического права…………………

§ 9. Источники материального обеспечения духовенства……………

Глава IV. Богослужебный ГОДИЧНЫЙ И СУТОЧНЫЙ круг.

ПРАЗДНИКИ И ПОСТЫ……………………………………..

§ 1. Храмы и их устройство…………………………………………….…

§ 2. Развитие богослужения…………………………………………….…

§ 3. Особенности богослужения Западной Церкви…………….………......

§ 4. Таинство покаяния на Востоке…………………………………….……

§ 5. Экскоммуникации и интердикт……………..………………………….

Глава V. Общий обзор христианской жизни В IV-XI ВЕКАХ

§ 1. Общие сведения о монашестве. Зарождение монашества в Египте…

1.1. Преподобный Антоний Великий……………………………………….

1.2. Преподобный Пахомий Великий………….……………………….…

§ 2. Развитие монашества на Востоке. Преподобный Макарий Великий

и другие подвижники…………………………………………………

§ 3. Монашество Запада………………………………………….…………

3.1. Преподобный Бенедикт Нурсийский…………………………………

§ 4. Конгрегация монастырей………………………………………………

4.1. Женские монастыри……………………… ……..……..….….…….....

4.2. Высокое церковное и общественное значение монашества…………….

Глава VI. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ…………....…

§ 1. Историко-канонический аспект разделения Церквей.………………

§ 2. Догматико-литургический аспект разделения Церквей…………..….

Глава VII. ИСТОРИЯ РАСКОЛА ЦЕРКВЕЙ.

§ 1. Дело патриархов Игнатия и Фотия……..………

§ 2. Политическая борьба вокруг вопроса о Болгарской Церкви……

§ 3. Реставрация патриаршего правления Игнатия……..……...………

§ 4. Реставрация патриаршего правления Фотия и его дальнейшая судьба

§ 5. Юридическое завершение раскола…..……………………

РА3ДЕЛ II. ТРЕТИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА

(1054-1453 годы)

ГЛАВА I. ПАПСТВО……………………………..

§ 1. Общая характеристика………..……..

§ 2. Папа Григорий VII Гильдебрандт……………………………………….

§ 3. Папа Иннокентий III…………..….………………………………………

§ 4. Упадок папского могущества. Великий раскол……..……….…………

§ 5. Тридентский собор…………………………….……………………….

§ 6. Орден иезуитов. Краткая история и современное положение………

ГЛАВА II. УНИАТСКАЯ ПОЛИТИКА ВИЗАНТИИ……..…………

§ 1. Политическое состояние Византии.

Предпосылки униатской политики Византии…………………………..

§ 2. Лионская уния……………..……………………………………...……....

§ 3. Ферраро-Флорентийская уния………………………....…………..…….

ГЛАВА III. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЕРЕСИ………………..

§ 1. Общая характеристика…….……..…………………………..…………

Выдающиеся церковные писатели в век Комнинов (1081-1185 гг.)…….....

§ 2. Михаил Пселл……………..…………………………………………….....

§ 3. Архиепископ Охридский Феофилакт…………………..……………….

§ 4. Евфимий Зигабен……………………………...…………………………...

§ 5. Архиепископ Солунский Евстафий……………………………………....

§ 6. Епископ Мефонийский в Мессине Николай………………...…………..

§ 7. Иоанн Зонара………………………………...…………………………...

§ 8. Феодор Вальсамон……………...……………………………………….

Выдающиеся писатели в век Палеологов (1259-1453 гг.)……

§ 1. Никифор Влеммид………………………………………………………....

§ 2. Патриарх Григорий Кипрский………………………………………

§ 3. Никифор Каллист……………………………………………………..…

§ 4. Святитель Григорий Палама…………………………………………

§ 5. Архиеписоп Николай Кавасила………………………………………

§ 6. Архиепископ Солунский Симеон………………………………………

§ 7. Святитель Марк Ефесский………………………………………….

§ 8. Богомильская ересь…………………………………………………...

§ 9. Споры варлаамитов и паламитов………………………………………

Глава IV. БОГОСЛУЖНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ………...

§ 1. Богослужение……………………………………………….

§ 2. Христианская жизнь………………………………………..

Глава V. ИЕРАРХИЯ И ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ……………

§ 1. Патриаршее управление……………………………………………….…

§ 2. Взаимоотношения императорской и патриаршей властей…………..

§ 3. Материальное состояние восточных церквей…………………………

РАЗДЕЛ III

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД ХРИСТИАНСКОЙ ИСТОРИИ

(1453 год – ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

Глава I. ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ ПОД османсКИМ

ВЛАДЫЧЕСТВОМ. Падение Константинополя……

§ 1. Отношение турецкого правительства к Церкви при Мехмеде II……....

§ 2. Положение христианского населения под османским владычеством

§ 3. Отношение турецкого правительства к Церкви в XVI-XVIII веках…..

Глава II. ИЕРАРХИЯ И ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Выдающиеся патриархи в XV-XIXвв. .

§ 1. Патриарх Геннадий Схоларий……………...…………………

§ 2. Патриарх Максим II.………………………………………………

§ 3. Патриарх Иеремия I……………………………………………

§ 4. Патриарх Иеремия II Транос……………………………………...

§ 5. Патриарх Кирилл Лукарис………………………………………

§ 6. Патриарх Самуил I……………………………...…….………

§ 7. Патриарх Григорий V. Борьба греков за национальную

независимость (1821-1851 годы)………………...……………

§ 8. Гатти-гумаюн 1857 г. Новый порядок избрания

Константинопольского патриарха и его значение ……………..

Глава III. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЭПОХУ ОСМАНСКОГО

СУЛТАНАТА…..

§ 1. Общая характеристика……..........................................................

§ 2. Духовные учебные заведения в Греко-Восточной Церкви в XIX веке..

§ 3. Отношения протестантских богословов к Православной Церкви…..

§ 4. Протестантская смута в Константинопольской Православной Церкви

§ 5. Видные духовные писатели Восточной Церкви (XV – XIX вв.)….

Глава IV. БОГОСЛУЖЕНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ

§ 1. Богослужения……………..……………………………

§ 2. Христианская жизнь……………...………………......…

Глава V. ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ

С ВОСТОЧНЫМИ ИЕРАРХАМИ ПО ВОПРОСАМ

ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ В XVI-ХХ вв.

§ 1. Братская помощь Русской Православной Церкви

православным церквям Востока……

§ 2. Русская духовная миссия в Палестине……………..…….……..…

§ 3. Русские и другие славянские обители на Афоне………..…….....

Глава VI. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАТРИАРХАТОВ.

§ 1. Константинопольский патриархат……………………………………..

§ 2. Александрийский патриархат………………………………………….

§ 3. Антиохийский патриархат…………………………………………….…

§ 4. Иерусалимский патриархат…...…………………………………….

§ 5. Синайская автономная архиепископия………………………….

Глава VII. ДРЕВНИЕ ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ…………..

§ 1. Коптская церковь…………

§ 2. Эфиопская церковь……..

§ 3. Сиро-Яковитская церковь………….

§ 4. Малабарская церковь……………….

§ 5. Армяно-Григорианская церковь………….

§ 6. Сиро-Халдейская церковь……………….

§ 7. Маронитская церковь…………………….

Глава VIII. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ в XVI-ХХI вЕКАХ

§ 1. Латинская пропаганда на Востоке в XVI-ХIХ веках………………

§ 2. Рим и Палестина………………………………………………………

§ 3. Униатская политика пап………………………………………………

§ 4. Краткий обзор деятельности римских пап XX-ХХI веков…………

§ 5. Современное положение Римско-Католической Церкви…………...…

§ 6. Отношения Русской Православной Церкви

с Римско-Католической Церковью……………………………………

Глава IX. ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ…...………………...……...….

§ 1. Лютеранская церковь. Исторический экскурс…………..………..…...

§ 2. Реформатская церковь…...…………………………………………….

§ 3. Отношения Русской Православной Церкви

с протестантскими конфессиями…………………………………

§ 4. Реформация в Англии. Англиканская церковь …………………

§ 5. Методистская церковь……………………………………………

§ 6. Отношения Русской Православной Церкви с Англиканской церковью

§ 7. Старокатоличество………………...………………………………

Отношения Русской Православной Церкви со старокатоликами

Приложение 1. Поместные Православные Церкви……………………

Приложение 2. Древние Восточные Церкви………………………….

Приложение 3. Предстоятели древних восточных православных авто-

кефальных церквей второй половины XIX-ХХI веков

Приложение 4. Начальники возрожденной Русской духовной миссии

в Иерусалиме XIX-ХХI веков………………………

Приложение 5. Римские папы второй половины XIX-XXI веков

Библиография……………………………………………………….

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая работа является продолжением и дополнением книги «История Христианской Церкви до 1054 года» (под редакцией М.В.Бахтина). В связи с этим в нашем сочинении опущено освещение вопросов внешней истории, а также состояния вероучения в эпоху единой неразделенной Церкви и ересей этого периода, что довольно обстоятельно представлено в вышеуказанной книге. Мы также не затрагивали историю Русской Православной Церкви, что является предметом специального исследования.

В представленном на суд читателя учебном пособии рассматривается история восточного и западного христианства с IV по XX века на фоне событий социально-политической жизни государств и народов. В данном труде приводятся хронологические и статистические данные, касающиеся изучаемого предмета, даны общие сведения об отношениях Русской Православной Церкви с некоторыми другими христианскими конфессиями. При этом учитывались новые исследования в области экклесиологии и всеобщей истории.

Данное пособие нацелено прежде всего на систематизацию исторического материала и полную доступность его изложения для учащихся, изучающих многовековую историю Церкви Божией, основанной Христом Спасителем для духовно-нравственного совершенствования и спасения рода человеческого.

В основу данного издания положен материал исторических трудов П.И.Малицкого и Е.И. Смирнова, переработанный с учетом стилистики современного русского языка. При изложении состояния православия в современном мире автор опирался на труды заслуженного профессора К.Е.Скурата, профессора Д.П. Огицкого и другие источники.

Следует отметить, что настоящая книга не претендует на фундаментальное исследование всех аспектов истории Православия и инославия. Данный опыт изложения материала призван дать читателю возможность составить общее представление об основных этапах истории христианства как крупнейшей мировой религии.

В борьбе с ересями за чистоту православного вероучения по вопросам триадологии и христологии во всей своей силе и глубине раскрылась богословская мысль святых отцов и учителей единой до XI  века Христианской Церкви – верных хранителей и защитников апостольского предания. Они внесли неоценимый вклад в основание церковного канонического устройства и раскрытия православного вероучения на Востоке и Западе.

По словам русского духовного писателя и богослова М.А.Новоселова, «святые отцы – это стержень Церкви, за который должны крепко держаться чада ее, если хотят сохранить верность Телу Истины и не выпасть из спасительного русла Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви»1, которая под водительством Святого Духа (Ин. 16, 13) есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15). В связи с этим представляется целесообразным начать наше сочинение с краткого изложения их жития и анализа святоотеческих богословских трудов.

Автор выражает глубокую благодарность заслуженному профессору Московской православной духовной академии Б.А. Нелюбову, высказавшему ряд ценных замечаний по содержанию нашего сочинения, а также выпускнику Московской православной духовной академии, кандидату философских наук, ректору Московского института духовной культуры М.В. Бахтину, оказавшему большую помощь в редактировании рукописи настоящего пособия и его публикации.

Раздел I

ВТОРОЙ ПЕРИОД

ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА

(313-1054 годы)

Глава I

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА

в IV-V веках

§ 1. Общая характеристика состояния богословия

в IV-V веках

IV-V столетия вошли в историю мировой литературы и просвещения как классическое время и «золотой век» христианского богословия. Литературное богословское наследие того времени сопряжено с титанической работой мысли великих отцов христианской Церкви, по праву причисленных к лику святых. Может ли затмить золотое слово святителя Иоанна Златоуста какой-нибудь оратор или поэт? То же самое нужно сказать о святителе Григории Богослове и других церковных писателях. Где та сила, откуда черпали истину принявшие христианство в зрелом возрасте маститые писатели раннего средневековья? Эта сила заключается в их убежденности в истинности христианства как мировой религии. Вот почему творения святых отцов отличаются глубиной мысли, тонкостью богословского анализа, логикой веры, высокой художественностью мудрого церковного слова.

В это время в творениях святых отцов и вероучительных символах Вселенских Соборов вырабатывается богословская терминология, определяются основные догматические формулировки. Магистральное направление развития богословской мысли формируется в этот период на греческом Востоке, издревле более склонном к философскому умозрению, нежели римский Запад, скорее практичный, чем философствующий. Если наследием Востока были древнегреческие философские школы и, прежде всего, Платоновская Академия и Аристотелевский лицей, еще доживавшие в это время свой век в Афинах, то собственное наследие Запада по существу ограничивалось римским правом. Однако в IV-V веках немалый вклад в общецерковную сокровищницу богословской мысли внесли и святые отцы латинского Запада – блаженный Августин (христианская историософия, проблемы свободы воли и благодати), святитель Амвросий Медиоланский (Миланский) (проповедничество), блаженный Иероним (библейская текстология).

§ 2. Богословские школы и направления в богословской науке.

Общая характеристика

Давая характеристику богословским школам, как центрам духовного просвещения, выделяют три ведущие школы: Александрийскую, Антиохийскую и Восточно-Сирийскую или Эдесско-Низибийскую.1

В Александрийской школе господствовало умозрительное направление с доминированием аллегорического метода в толковании Священного Писания, нацеленного на прояснение его высшего таинственного смысла.

Антиохийская школа держалась рассудочного направления, и ее экзегеты преимущественно выясняли буквальный, исторический смысл священного текста и невысоко ценили аллегорию, а в догматике особое внимание уделяли божественной, таинственной стороне Священного Писания с выяснением ее человеческой природы.

К Антиохийской школе по принципиальным вопросам богословия примыкала, органично ее дополняя, Восточно-Сирийская, или Эдесско-Низибийская школа.

Однако взаимообогащение названных школ допускало возможность перехода их в такую крайность, которая из поборников веры превращала богословов этих школ в разряд еретиков.

Умозрительное направление Александрийской школы могло перейти в мистицизм, что и выразилось в монофизитстве; рассудочное же направление Антиохийской школы могло разрешиться рационализмом, что и обнаруживалось в арианской и несторианской ересях.

Как особые течения богословской мысли Александрийская и Антиохийская школы существовали до Халкидонского собора (451 г.), в догматическом определении которого были осуждены крайности того и другого направления. После Халкидона эти направления слились, и богословская наука в Христианской Церкви вошла в одно русло.

В лучшую пору своего существования эти школы дали выдающихся богословов и поборников православной веры.

§ 3. Выдающиеся представители

Александрийской богословской школы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Казаков Сергей Николаевич Серия: Эхо Серебряного века С. А. Ауслендер Петербургские апокрифы. Роман, повести и рассказ

    Рассказ
    Сборник прозы «Петербургские апокрифы» возвращает читателю одно из забытых литературных имён Серебряного века — Сергея Абрамовича Ауслендера (1886–1937), трагически погибшего в годы репрессий.
  2. Православного Гуманитарного Университета Дворкин Александр Леонидович Очерки по истории Вселенской Православной Церкви курс лекций

    Курс лекций
    Набрано по: Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005.
  3. Изучение современной церковной истории не столько увлекательное занятие для историка, сколько печальная необходимость для всякого, ищущего спасения души (1)

    Документ
    Изучение современной церковной истории — не столько увлекательное занятие для историка, сколько печальная необходимость для всякого, ищущего спасения души.
  4. Изучение современной церковной истории не столько увлекательное занятие для историка, сколько печальная необходимость для всякого, ищущего спасения души (2)

    Документ
    Изучение современной церковной истории — не столько увлекательное занятие для историка, сколько печальная необходимость для всякого, ищущего спасения души.
  5. Августин

    Документ
    …В данном исследовании мы сделали попытку хоть в некоторой мере посмотреть на проблему унии не только с исторической, но и с догматической точки зрения.

Другие похожие документы..