Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3.1. Общее руководство подготовкой и проведения соревнований осуществляется Федерацией лыжного спорта Украины ( Техническим комитетом горнолыжного сп...полностью>>
'Документ'
Представленные доклады будут опубликованы в сборниках докладов конференции по рекомендации программного комитета секции (независимо от формы участия)...полностью>>
'Документ'
планових перевірок протипожежного стану об’єктів суб’єктів господарювання, що відносяться до високого ступеня прийнятного ризику на І-й квартал 2012 ...полностью>>
'Программа'
- сотрудников предприятий, взаимодействующих с контролирующими финансовыми органами (Федеральная налоговая служба России, вышестоящая контрольно-реви...полностью>>

Петр Первый в творчестве А. С. Пушкина

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н

Михаил

(редакция №2)

Петр Первый в творчестве А.С.Пушкина.

а протяжении всей жизни А.С.Пушкин очень интересовался личностью Петра Первого, его историческим значением. Поэтому образ Петра Первого довольно часто встречается в творчестве А.С.Пушкина. Проблема оценки этого незаурядного монарха становится в начале девятнадцатого века необычайно важной.

Одно из первых стихотворений, посвященных петровской теме в лирике А.С.Пушкина, это стихотворение 1826 года «Стансы». 1826 год – начало правления Николая Первого. Николай Первый ещё не был известен, никто с точностью не мог сказать, что ждать народу от самодержца. Пушкинское же стихотворение является своеобразным наказом Николаю Первому. Петр Первый при этом воспринимается А.С.Пушкиным как почти идеальный монарх. Поэт ставит Николаю в пример Петра Первого.

Семейным сходством будь же горд;

Во всем будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

Пушкин сумел замечательным образом отразить весь широкий спектр интересов Петра.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Видя в начинаниях Николая общие черты с политикой Петра Первого, Пушкин пророчит Николаю успешное будущее. Можно сказать, что Пушкин прощает Николаю историю с декабристами.

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

В своей повести “Арап Петра Великого” Пушкин продолжает развивать тему занятости, работоспособности, увлеченности Петра Первого. Петр в повести привозит Ибрагима в строящуюся столицу, которая «подымалась из болота по манию самодержавия...». Петр принимает участие в постройке города, работает целыми днями.

Продолжение петровской темы в творчестве А. С. Пушкина можно найти в поэме “Полтава”. “Полтава” начинается как традиционная романтическая поэма. Но постепенно любовная история отходит на второй план, а романтический герой оказывается однозначным негодяем. После сцены казни романтический мотив исчезает. Центром поэмы оказывается описание Полтавской битвы.

Петр Первый становится центральной фигурой произведения.

...Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь как божия гроза...

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожжит.Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Обращает на себя внимание резкая смена интонаций в описаниях Петра и Карла.

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвежим,

Страдая раной, Карл явился.

Возникает ощущение противостояния энергии, динамики Петра пассивности Карла.

В описании пира после битвы появляется мотив, который в стихотворении “Пир Петра Первого” станет основным, - это мотив милости Петра.

...В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

В стихотворении “Пир Петра Первого” обращает на себя внимание необычность описания событий. Особенности лексики создают впечатление сказочности, балладности всего происходящего. На первый план выходит мотив необыкновенной, сказочной милости Петра. Пушкин старается показать нам идеального монарха. Наряду с заслугами и подвигами Петра Первого, Пушкин показывает такие стороны личности монарха, как человечность и демократичность.

Если в рассмотренных выше произведениях А.С.Пушкин исключительно восхваляет Петра, то в поэме “Медный всадник” впервые возникает вопрос: так ли уж идеален Петр на самом деле?

В этой поэме впервые Пушкин задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее:”Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом ”. Это противоречие будет тревожить Пушкина во время его работы над “Историей Петра Великого”, но и в “Медном всадноке” есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы славит Петра, уже слышна интонация тревоги.

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

“Железная узда” в знаменитом памятнике Петру превращается в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения.

...И во всю ночь безумец бедный,

Куда стопы ни обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжелым топотом скакал.

Медный всадник – это, конечно, не Петр, который «весь как божия гроза». Медный всадник – это превращение Петра, которое произошло с его делом за минувший век.

Основной идейный нерв поэмы – конфликт между простым человеком и державцем полумира. На чьей же стороне находится автор? Для ответа на этот вопрос рассмотрим композицию “Медного всадника”. Итак, во вступлении перед нами предстает Петр – государственный деятель, реформатор, строящий новую столицу. Несомненно, главным для автора становится контраст между вступлением и сюжетной линией. И это не случайно. Сама поэма построена на контрастах. Не случайно “Медному всаднику” присуща двойственность. Два Петра предстают перед нами. Один – реформатор, деятельный политик. Другой – Медный всадник, чудовище, которое повергло в ужас Евгения. Евгений в свою очередь тоже двойственен: с одной стороны, это бедный, забитый чиновник, а с другой – несчастный, обезумевший от горя человек, посмевший поднять руку на ”строителя чудотворного”. Даже Нева, с одной стороны, украшенье города, мирно текущее по Петербургу. Во время наводнения мы видим совсем иное восприятие реки: бурный поток, приносящий разрушения и уносящий жизни людей. Все произведение А.С.Пушкина пронизано такими двойственными взглядами на одни и те же предметы. Рассмотрим подробнее фигуру Евгения. Он простой мелкий чиновник. Евгений это не конкретный человек, а собирательная фигура среднего чиновника того времени. Тот протест, который возрос в Евгении, после того, как в результате наводнения, погибла его возлюбленная Параша, отражает то, что среднее чиновничество не пассивно, и возможно возникновения реальной угрозы власти.

Никто, как Пушкин, не мог так глубоко проникать в суть истории, так постигать и чувствовать исторические личности, так видеть их глубокие противоречия. Бесценными для нас остаются все произведения Пушкина, посвященные Петру. Поэт понимал и чувствовал трагическую суть истории, он имел право сказать: “История народа принадлежит поэту”.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. С. Пушкина славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие IX кирилло-мефодиевские чтения 13-16 мая 2008 г. Программа

    Программа
    кандидат филологических наук, старший преподаватель, заместитель декана филологического факультета Гос.ИРЯ им. А.С. Пушкина, председатель Межвузовской ассоциации молодых историков-филологов;
  2. Творчество А. С. Пушкина на уроках литературы в 5 – 6 классах

    Урок
    «Пушкин – наше всё!» Правдивость и актуальность слов Аполлона Григорьева доказываются жизнью. С любым вопросом, с любой проблемой можно обратиться к Александру Сергеевичу за советом.
  3. Викторина по творчеству А. С. Пушкина в 9 классе Назовите художников, написавших портреты А. С. Пушкина. Что вы знаете о создании портретов и их авторах? Какие музыкальные произведения, созданные по произведениям А.

    Викторина
    Назовите стихотворение Пушкина, которое будущий поэт прочитал 8 января 1815 года на публичном экзамене в Лицее при переходе с младшего курса на старший.
  4. Русское мировоззрение в творчестве А. С. Пушкина

    Документ
    Одна из важных, сквозных тенденций в творчестве Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837) – это стремление драматически обрисовывать и по возможности преодолевать дистанцию между героем-идеологом (типа грибоедовского Чацкого) и
  5. «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»

    Реферат
    Александр Сергеевич Пушкин – самый известный русский писатель, чьими произведениями восхищаются как на родине, так и за рубежом. Творчество этого писателя изучалось и исследовалось ещё при жизни автора и продолжает изучаться и в наши дни.

Другие похожие документы..