Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Фестиваль проводиться з метою виховання у молоді патріотизму, залучення неформальних молодіжних об’єднань графіті-культури до відзначання 50-річчя пе...полностью>>
'Доклад'
Публичный доклад директора МОУ СОШ с. Колояр об образовательной деятельности общеобразовательного учреждения, об укладе жизни общеобразовательного уч...полностью>>
'Программа'
документационного обеспечения управления деятельностью таможенных органов и формирование у них навыков управленческой и информационной культуры в сфе...полностью>>
'Документ'
Может быть специфика моего вуза – транспортного – акцентирует мое внимание на значении дорог в жизни людей. У нас часто звучит латинское изречение: «Д...полностью>>

Программа дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор Архангельский А. Н

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет -

Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики

Кафедра информационной политики и информационных исследований

Программа дисциплины

«Актуальные проблемы современности и журналистика»

для направления – 030600.68 «Журналистика»

подготовки магистра

Автор Архангельский А.Н.

Рекомендована секцией УМС

Журналистики

Председатель

Пенская Е.Н.______________

«____ »_______________ 20 г.

Одобрена на заседании

Кафедры информационной

политики информационных

исследований

Зав. кафедрой

Калягин Б.А.__________

«_____» _______________20 г.

Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь

Орлов И.Б. _________________

«____ » _________________20 г.

Москва

1. Тематический план учебной дисциплины

Наименование

Темы

Всего

часов

Лекции

Семинары и практические занятия

Самостоятельная

работа

1

Введение. Определение понятий «современность», «актуальность». Критерии актуальности.

2

2

-

2

Цифровизация и проблемы функционирования современной журналистики

6

2

2

3

Критерии определения актуальных проблем. Отбор информации. Понятие «адресность». Понятие «формат».

6

2

2

4

Телевизионные, газетные, журнальные, мультимедийные форматы подачи и анализа актуальной информации в связи с фактором адресности.

8

2

4

5

От «Взгляда» к «Прожекторперисхилтон»: логика смены форматов общественно-политических программ на российском ТВ от 1980-х к 2000-м гг.

6

2

4

6

Понятия «свобода слова», «независимость СМИ», субъективные и объективные факторы в освещении актуальных проблем современности

6

2

4

7

«Медиа для большинства» и «медиа для меньшинства»: возможности и противоречия

8

2

6

8

Информационная повестка дня и разработка «темника»

12

2

8

Всего:

54

24

30

2. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки.

Сложная структура курса (сочетание лекционных, семинарских занятий и заданий для самостоятельной работы), а также его методологическая направленность предполагает многосоставность оценки полученных знаний и приобретенных компетенций. Студент должен вынести из курса а) определенный набор конкретных знаний и систематизированных преставлений об информационном устройстве мира; б) сложившийся категориальный аппарат, логически взаимосвязанную терминологию; в) навыки самостоятельных решений с учетом постоянно меняющихся информационных запросов потребителя и обновляющихся технологий.

В соответствии с этими задачами рубежный контроль осуществляется в следующих формах:

а) ответ на вопрос по теории курса;

б) выполнение текущих письменных и устных заданий;

в) выполнение итоговой письменной работы.

Итоговая оценка по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика» выводится как средняя из трех указанных оценок по десятибальной шкале.

3. Базовые учебники

1. Телевизионная журналистика. Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: МГУ, «Наука», 2005.

2. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. М.: ЭКСМО, 2005.

3. Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям и специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли; Пер. с англ. Ю. В. Никуличева. Изд. 2-е. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Основным материалом для освоения дисциплины является курс лекций.

Содержание программы

Введение

Дисциплина адресована магистрантам первого года обучения и призвана адаптировать знания, навыки и компетенции, приобретенные в период обучения в бакалавриате, к уровню магистратуры, систематизировать их, насытить аналитикой. В процессе работы над курсом студенты получают возможность:

- углубить свои теоретические познания (лекционная часть курса),

- ознакомиться со спецификой освещения актуальных проблем современности в разных жанрах, форматах и типах медиа,

- применить полученные сведения на практике (семинарская часть; самостоятельная работа).

Задачей дисциплины является выстраивание четкой, научно обоснованной концепции актуальности и современности, что позволит студентам самостоятельно принимать решения в последующей редакционной и менеджерской практике, а также сочетать принцип адресности и принцип общественной миссии СМИ.

Цель дисциплины – подготовка студента к опыту автономной работы в условиях постоянно обновляющейся реальности, к постоянной смене алгоритма, в зависимости от конкретных профессиональных обстоятельств, аудитории издания, типа медиа, должностной позиции, технологических рамок и жанровой специфики. То есть, адаптация к рыночному запросу на журналиста и менеджера, свободно ориентирующегося в проблемах современности и умеющего мгновенно принимать адекватные редакционные решения. В этом заключена практическая направленность курса.

Темы разделов:

Тема 1. Введение. Определение понятий «современность», «актуальность». Критерии актуальности.

Отличие границ «современности» от «истории»; когда заканчивается «историческое прошлое» и начинается «современность» в школьном курсе, в университетском изучении, в академическом дискурсе; проблема информационной вовлеченности журналиста в описываемый продолжающийся процесс. Субъективное и объективное в определении хронологической границы. Вопрос о «современности» применительно к новейшей российской истории; проблемы, стоящие перед разными группами российского общества в данный период времени. Содержание термина «актуальность»; значение терминов «объективность», «адекватность», «независимость». Критерии актуальности в журналистике.

Рекомендуемая литература.

1. Учебники, учебные пособия.

Материалы лекций.

Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям и специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли; Пер. с англ. Ю. В. Никуличева. Изд. 2-е. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Основная литература

Архангельский А. Н. Базовые ценности: инструкции по применению. СПб.: Амфора, 2006.

История России: XX век. /Под ред. А. Б. Зубова. Т. 2. М.: АСТ, Астрель, 2009.

Российское телевидение: между спросом и предложением / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. Т. 1. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2007.

Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2008.

Дополнительная литература

Архангельский А. Н. Страшные фОшЫсты и жуткие жЫды: Мифология третьего срока. СПб.: Амфора, 2008.

Богомолов Ю. А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире. М.: МиК, 2006.

Вильчек Вс. Послесловие: воспоминания. М.: ОЛМА медиа групп, 2007.

Тема 2. Цифровизация и проблемы функционирования современной журналистики.

Логика развития медиа: технологии, ведущие к ускорению подачи информации, усиливают иллюзию причастности к мировой современности и в то же время ведут к монополизации в процессе ее распространения. Карибский кризис и эпоха телевидения. Интернет и предпосылки распада единого информационного поля. 1999 г. и рождение LJ. Крах рынка доткомов и появление социальных сетей. Представление о Web2.0. Мифологическое и реальное в концепции Web2.0. Широкополосный интернет, цифровизация и дробление аудиторий электронных медиа. «Современность» и «актуальность» во множественном числе: для каждой адресной группы своя актуальность и своя современность. Проблема общих понятий и представлений, сетевая организация мира и функционирование традиционных СМИ.

Рекомендуемая литература.

1. Учебники, учебные пособия.

- Материалы лекций.

- Медиа. Введение...

- Телевизионная журналистика. Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: МГУ, «Наука», 2005.

2. Основная литература

Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2008.

Тема 3. Критерии определения актуальных проблем. Отбор информации. Понятие «адресность». Понятие «формат».

Характеристики основных групп потребителей информации в современной России. Аудитория федерального бесплатного телевидения, аудитория интернет-медиа, аудитория городов с населением меньше 100 000 человек; понятие цифрового неравенства. Специфика «актуальности» применительно к аудитории таблоидов. Анализ данных КОМКОН и КОМСТАР. Определение понятия «формат». Отличие понятия «формат» в значении «жанрово определенный, адресный стиль подачи, ограниченный сценарно и содержательно» - от технологического понятия «формат» (формат вещания). Основные форматы телевизионных программ, посвященных актуальным проблемам современности.

Рекомендуемая литература.

1. Учебники, учебные пособия.

- Материалы лекций.

- Медиа. Введение...

2. Основная литература

- Архангельский А. Н. Третьим будешь? Телезритель как заочный участник экранной беседы// Российское телевидение: между спросом и предложением / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. Т. 1. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2007.

- Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2008.

Дополнительная литература

- Гамалея Г. Телевизионный гипермаркет-дискаунтер (анализ тенденций и перспектив развития отечественного телерынка) // Наука телевидения: Научный альманах. Вып. 4. М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2007.

Шариков А. В. Телевидение между рейтингом и нравственностью // Российское телевидение: между спросом и предложением...

Тема 4. Телевизионные, газетные, журнальные, мультимедийные форматы подачи и анализа актуальной информации в связи с фактором адресности.

Особенности политического конструирования реальности в таблоиде. Актуальные проблемы современности и «глянец». Формирование жанра мультимедийной видеоколонки. Новые телевизионные форматы и проблема интернет-ТВ (телеканал «Дождь»). Актуальные проблемы современности и освещение процессов, происходящих в современной культуре. Кинодокументалистика и актуальные проблемы современности (фильмы Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?», С. Говорухина «Криминальная революция», А. Ханютина «Водка», Дж. Рогана «Война блогов», В. Манского «Девственность»).

Рекомендуемая литература.

1. Учебники, учебные пособия.

- Материалы лекций.

- Медиа. Введение...

- Телевизионная журналистика. Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: МГУ, «Наука», 2005.

2. Основная литература

- Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2008.

Дополнительная литература

В. Манский. Чистота как товар // Архангельский А. Н., автор проекта. Важнее, чем политика: Литературное ток-шоу. М.: АСТ, Астрель, 2011 (в печати).

Тема 5. От «Взгляда» к «Прожекторперисхилтон»: логика смены форматов общественно-политических программ на российском ТВ от 1980-х к 2000-м гг.

Появление форматов, отвечающих на ключевые вопросы общества в переходный период: кто мы, откуда мы, куда мы идем? Программы Молодежной редакции ЦТ: «12 этаж», «Взгляд». Интеллигентская кухня как форум: оформление «Взгляда». Сужение формата и рост профессионализма: ключевые программы 90-х «Итоги» и «Зеркало» как отражение общественного вопроса. «Что ОНИ делают с нами». Политика в глянце: «Намедни» Л. Парфенова в 2000-е гг. Сужение проблематики и вершины профессионального мастерства: драматическая взаимосвязь. От глянца к дайджесту: проекты В. Соловьева второй половины 2000-х. Клоуны как политинформаторы: пародия на «Взгляд» в «Прожекторперисхилтон» и комедийные формы политической аналитики/пропаганды.

Рекомендуемая литература.

1. Учебники, учебные пособия.

- Материалы лекций.

- Медиа. Введение...

2. Основная литература

- Архангельский А. Н. Зачем. Как. Вместо предисловия // Он же. Тем временем: Телевизор с человеческими лицами. М.: АСТ, Астрель, 2010.

- Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2008.

Шариков А. В. Телевидение между рейтингом и нравственностью // Российское телевидение: между спросом и предложением...

Тема 6. Понятия «свобода слова», «независимость СМИ», субъективные и объективные факторы в освещении актуальных проблем современности.

Кому принадлежит свобода слова. Общество как распорядитель свободы слова. Журналист как наемный работник бизнеса и одновременно представитель общества: противоречие в определении. Проблема независимости и/или относительной зависимости СМИ. Степени зависимости СМИ. Множество разнородных и по-разному зависимых информационных источников как единственная форма обеспечения свободы слова в рыночном демократическом обществе. Политические, этические, религиозные взгляды журналиста и проблема объективности.

Рекомендуемая литература.

1. Учебники, учебные пособия.

Материалы лекций.

Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям и специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли; Пер. с англ. Ю. В. Никуличева. Изд. 2-е. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Основная литература

Архангельский А. Н. Базовые ценности: инструкции по применению. СПб.: Амфора, 2006.

Архангельский А. Н. Тем временем: Телевизор с человеческими лицами. М.: АСТ, Астрель, 2010.

Архангельский А. Н., автор проекта. Важнее, чем политика: Литературное ток-шоу. М.: АСТ, Астрель, 2011 (в печати).

Дополнительная литература

Вильчек Вс. Послесловие: воспоминания. М.: ОЛМА медиа групп, 2007.

Назарова Я. В. Информационное вещание государственных и частных телеканалов: эволюция, сравнительный анализ (90-е годы). Автореф. дисс. к. ф.н. М., 2001.

Тема 7. «Медиа для большинства» и «медиа для меньшинства»: возможности и противоречия.

Проблема пассивного меньшинства и активного большинства; специфика функционирования информации о современности в городах с населением менее 100 000 человек. Информационное разделение общества и пути преодоления раскола. Переход на цифровое вещание в 2015 г. и вопрос о смене системы распределения электронной информации.

Рекомендуемая литература.

1. Учебники, учебные пособия.

Материалы лекций.

Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям и специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли; Пер. с англ. Ю. В. Никуличева. Изд. 2-е. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Основная литература

Архангельский А. Н. Базовые ценности: инструкции по применению. СПб.: Амфора, 2006.

Российское телевидение: между спросом и предложением / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. Т. 1. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2007.

Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2008.

Дополнительная литература

Архангельский А. Н. Страшные фОшЫсты и жуткие жЫды: Мифология третьего срока. СПб.: Амфора, 2008.

Богомолов Ю. А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире. М.: МиК, 2006.

Вильчек Вс. Послесловие: воспоминания. М.: ОЛМА медиа групп, 2007.

Тема 8. Информационная повестка дня и разработка «темника».

Понятие об информационной повестке дня и ее типах. Невозможность реализации задачи создания общей информационной повестки дня в цифровую эпоху. Навыки разработки информационной концепции вещания электронных СМИ с учетом факторов – аудитории, времени выхода, территории распространения сигнала. Понятие «темника», информационно-аналитического планирования на день, неделю, месяц, на перспективу. Навыки разработки медиа-планов.

Рекомендуемая литература.

1. Учебники, учебные пособия.

Материалы лекций.

Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям и специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли; Пер. с англ. Ю. В. Никуличева. Изд. 2-е. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

- Телевизионная журналистика. Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: МГУ, «Наука», 2005.

2. Основная литература

Архангельский А. Н. Базовые ценности: инструкции по применению. СПб.: Амфора, 2006.

Российское телевидение: между спросом и предложением / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. Т. 1. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2007.

Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2008.

Дополнительная литература

Богомолов Ю. А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире. М.: МиК, 2006.

Шариков А. В. Телевидение между рейтингом и нравственностью // Российское телевидение: между спросом и предложением...

Вопросы для рубежного контроля

1. Хронологические границы «современности».

2. Понятие «актуальности» и запрос аудитории.

3. Социальная характеристика основных групп потребителей информации в России 2010-х гг.

4. Цифровая эпоха и дробление информационного мира: проблема единства информационного поля.

5. LJ, Web2.0 и конец телевизионной монополии на формирование информационной картины мира.

6. Что такое жанровый «формат»? Какова логика смены форматов общественно-политического ТВ в новой России (1987-2010)?

7. Свобода слова: границы и объем понятия. Свобода слова и степени зависимости СМИ.

8. Документальный кинофильм как форма постановки актуальных проблем современности.

9. Актуальные проблемы современности в документальных фильмах В. Манского, А. Ханютина.

10. Социальные сети, новые способы распространения информации и актуальные проблемы современности.

11. Цифровизация России в 2015 году: концепция, технологические решения, мировой опыт, российская специфика.

12. Отношение к истории и ключевым историческим деятелям в информационной политике развитых стран и молодых государств.

13. Что такое «темник»? Кем и для кого он разрабатывается? В чем принципиальное отличие «темников» на день, на неделю, на месяц, на перспективу?

14. Разработайте и представьте в письменном виде темник по интересующей вас проблематике (культура, экономика, политика, социальная жизнь):

- на день,

- на неделю,

- на месяц.

Автор программы – ординарный профессор

кафедры информационной политики и

информационных исследований,

кандидат филологических наук А.Н.Архангельский



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Политическая история России Для направления 030600. 62 Журналистика Подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Актуальность темы связана с глобальными процессами, меняющими картину современного мира и взаимодействие между различными устоявшимися представлениями, политическими институтами и структурами.
  2. Отчет по результатам самообследования Отделение деловой и политической журналистики

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие профессиональной образовательной программы (ПрОП) подготовки магистра по направлению 030600.68 «Журналистика» и учебно-методической документации требованиям ГОС.
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности университета

    Публичный отчет
    Вологодскому государственному педагогическому университету в 2008 году исполнилось 90 лет. Первое высшее педагогическое учебное заведение в Вологодской области было создано в 1918 году на базе Учительского института.
  4. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  5. Литература универсального содержания 71

    Литература
    1. 100 самых красивых и удивительных мест России, которые необходимо увидеть. - Москва : Эксмо, 2010. - 215 с. : цв. ил. ; 26х25 см. - (Подарочные издания.

Другие похожие документы..