Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- установку балок в проектное положение (отклонение от симметричности глубины опирания балок в направлении перекрываемого пролета, разность отметок ли...полностью>>
'Автореферат'
В современных условиях хозяйствования промышленные предприятия России вынуждены искать более эффективные методы контроля за результатом финансово-хозя...полностью>>
'Документ'
Автор: Силикова Антонина Романовна ученица 11 «А» класса, МОУ СОШ №5. Руководитель: учитель географии высшей квалификационной категории МОУ СОШ №5 Бе...полностью>>
'Доклад'
- дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также место нахождения кото...полностью>>

Проблемы и необходимые реформы Пенсионной системы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

проблемы и необходимые реформы Пенсионной системы

Е.Т.Гурвич

Экономическая экспертная группа

Предыстория

Действующая система социального страхования ведет свое начало с 2002 года, когда были заложены новые принципы и реформирована структура российской пенсионной системы. В рамках новой структуры трудовые пенсии включали три составляющие: базовые, страховые и накопительные, со своими функциями и правилами формирования.

Проведенная реформа соответствовала общим тенденциям, сложившимся в 1990-е годы и зафиксированным, в частности, в рекомендациях Всемирного банка. Эти рекомендации предусматривают включение в состав пенсионных систем нескольких дополняющих друг друга составных частей:

  • Первая компонента – предназначена для борьбы с бедностью среди пожилого населения. Размеры пенсии здесь не зависят от трудового стажа и прошлой заработной платы. Обычно используется один из трех подходов к их формированию: а) единая для всех величина пенсии, б) предоставление пенсии стандартного размера нуждающимся (что предполагает контроль других источников доходов), в) использование первой компоненты для доведения (в необходимых случаях) суммарной величины всех видов пенсий до установленного минимума. Фактически эта часть пенсионной системы нацелена на решение социальных задач, поэтому, как правило, финансируется за счет общих доходов бюджета.

  • Вторая компонента – реализует страховые принципы и предназначена для сглаживания уровня потребления на протяжение жизненного цикла. Источником финансирования служат пенсионные взносы, а размеры пенсии увязываются с заработками в период трудовой деятельности. Построена на распределительном принципе.

  • Третья компонента – также предназначена для сглаживания потребления. Однако, в отличие от второй компоненты, построена не на распределительном, а на накопительном принципе. Это делает связь между трудовыми доходами и пенсионными выплатами максимально полной.

  • Четвертая компонента – добровольное пенсионное страхование, финансируемое за счет взносов работников и/или работодателей. Как правило, данная составляющая также базируется на накопительных принципах.

В большинстве развитых стран и стран с формирующимися рынками используются несколько составляющих. Однако как соотношение между их значением, так и устройство каждой компоненты существенно различается от страны к стране. Так, анализ приведенных в обзоре ОЭСР1 данных показывает, что в 25 из 30 стран ОЭСР имеется первая компонента (при этом наибольшее распространение имеет ее ориентация на обеспечение минимальных пенсионных гарантий), в 11 странах – обязательные накопительные компоненты, в 9 – значимые выплаты за счет добровольного пенсионного страхования. Две последние компоненты в сумме обеспечивают в среднем около трети всех пенсионных выплат. Однако удельные веса компонент существенно варьируют по странам: так, в Австралии и Нидерландах ведущую роль играют обязательные накопительные компоненты – на них приходится примерно 2/3 выплат, в США, Великобритании и Ирландии более половины выплат обеспечивается за счет добровольных страховых схем. Таким образом, пенсионная система каждой страны в результате оказывается уникальной по своему построению. Структура пенсионных систем по странам приведена в Таб.1.

Таблица 1. Индивидуальные коэффициенты замещения по компонентам для работников со средним заработком, % (2007)

Распреде-лительные

Обяза-тельные накопи-тельные

Всего обяза-тельные

Всего, с уче-том добро-вольных

Доля в пенсионных выплатах

Обязатель-ных нако-пительных

Доброволь-ных

Развитые страны:

Австралия

15

27

42

42

64%

0%

Австрия

80

80

80

0%

0%

Бельгия

42

42

42

0%

0%

Великобритания

31

31

70

0%

56%

Германия

43

43

61

0%

30%

Греция

96

96

96

0%

0%

Испания

81

81

81

0%

0%

Италия

68

68

68

0%

0%

Канада

45

45

73

0%

38%

Нидерланды

30

58

88

88

66%

0%

Норвегия

52

7

59

72

10%

18%

Португалия

54

54

54

0%

0%

Франция

53

53

53

0%

0%

Швеция

38

24

62

62

39%

0%

США

39

39

79

0%

51%

Япония

34

34

34

0%

0%

Формирующиеся рынки:

Венгрия

51

26

77

77

34%

0%

Мексика

5

31

36

36

86%

0%

Польша

30

31

61

61

51%

0%

Словакия

24

32

56

56

57%

0%

Турция

87

87

87

0%

0%

Чехия

50

50

50

0%

0%

Ю.Корея

42

42

42

0%

0%

В среднем по формирующимся рынкам

41

17

58

58

29%

0%

В среднем по ОЭСР

46

13

59

68

19%

13%

Pensions at a Glance, OECD, 2009.

Возвращаясь к России, отметим, что введенные в 2002 г. базовые пенсии относятся по классификации к первой компоненте, страховые – ко второй, и накопительные – к третьей. Четвертая компонента включает, в частности, добровольное корпоративное страхование и запущенную в 2009 году программу добровольных пенсионных накоплений работников, софинансируемых государством.

Радикальные изменения в российской пенсионной системе были проведены на фоне вступившей в силу годом ранее (в 2001 году) реформы социальных отчислений. Обязательные взносы в отдельные государственные внебюджетные социальные фонды (суммарная ставка которых составляла 39,5%, в том числе взносы в Пенсионный фонд уплачивались по ставке 29%) были заменены единым социальным налогом (ЕСН) с регрессивной шкалой. Начальная ставка шкалы составила 35,6%, из которых налоги по ставке 26% шли на финансирование текущих и будущих трудовых пенсий. Половина ЕСН направлялась в федеральный бюджет и затем использовалась для финансирования базовых пенсий, другая половина шла на финансирование страховых и накопительных пенсий. Таким образом, в этом налоге были соединены целевые налоговые платежи (представляется, что именно такой характер носила первая часть ЕСН) и страховые взносы.

В 2005 году шкала ЕСН была изменена, базовая ставка пенсионных отчислений при этом снизилась с 26 до 20%. Выпадающие доходы были при этом частично компенсированы за счет исключения из участия в накопительной компоненте работников, родившихся до 1967 года. Однако основная часть потерь (которые по оценкам составляли 1,2% ВВП2) была покрыта за счет трансфертов из федерального бюджета. Тем самым пенсионная система отошла от принципа финансирования трудовых пенсий только за счет социальных взносов.

В том же 2005 году появился новый вид выплат некоторым категориям пенсионеров: в ходе монетизации льгот часть «натуральных» льгот была заменена на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), которые заняли существенную часть в общей структуре выплачиваемых пенсий.

Основные показатели пенсионной системы в 2002-2009 гг. приведены в таблице 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пенсионные системы зарубежных стран по курсу Экономическая теория

    Реферат
    Целью работы является сравнение пенсионных стран развитых и развивающихся стран, а также стран с собственным путем реформирования пенсионной системы.
  2. Социальные основы управления процессом реформирования современной российской пенсионной системы

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре социологии организаций и менеджмента социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
  3. Выступление заместителя Председателя Правительства РФ александра Жукова на Первом ежегодном российском пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в Российской Федерации»

    Документ
    Выступление заместителя Председателя Правительства РФ Александра Жукова на Первом ежегодном российском пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в Российской Федерации»
  4. Концепция оптимальной пенсионной системы 65 Основные предложения по реформированию пенсионной системы 67 Заключение 71

    Реферат
    Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем.
  5. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса I. Глобальные вызовы пенсионным системам и проблемы пенсионной системы России (1)

    Доклад
    Переход России к рыночной экономике потребовал адекватного реформирования пенсионной системы, преобразования ее из советской системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, способную

Другие похожие документы..