Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У ринкових економічних системах основним доходом населення є зарплата. У світовій економічній науці є чимало варіантів визначення поняття заробітної ...полностью>>
'Документ'
Камеральная АСП № 5 ООО "Руст-Проект" Буров Алексей Геннадьевич Челябинск июля 01 г. Выездная АСП № ООО "ПроектСтрой" Короткова Л...полностью>>
'Документ'
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. ...полностью>>
'Документ'
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, устан...полностью>>

Учебно-методический комплекс для специальности 061100 Менеджмент организации Иркутск (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

ЭКОНОМИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Учебно-методический комплекс

для специальности 061100 Менеджмент организации

Иркутск

Издательство БГУЭП

2005

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Составители: д.эк.н., проф. Даниленко Н.Н., асс. Долгополова И.С.

(кафедра экономики и менеджмента сервиса)

Рецензент д.эк.н., проф. Озерникова Т.Г.

Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс для специальности 061100 Менеджмент организации / сост. Даниленко Н.Н., Долгополова И.С. – Иркутск: изд-во БГУЭП, 2005. – 129 с.

Предназначен для студентов очной, заочной и ускоренной форм обучения, а также магистрантов и аспирантов. Данное учебное пособие может быть полезно для специалистов в области экономики и управления.

© Издательство БГУЭП, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ 8

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА, ЕГО МЕСТО В 8

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ 9

ЛЕКЦИИ 9

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 10

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 10

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ 10

ПРОГРАММА КУРСА 13

Тема 1. Модели человека в экономической теории и 13

сопредельных науках 13

Тема 2. Генезис и структура человеческого капитала 14

Тема 3. Направления и формы инвестирования 15

в человеческий капитал 15

Тема 4. Производство и воспроизводство человеческого капитала 16

Тема 5. Институциональные аспекты теории 17

человеческого капитала 17

Тема 6. Место и роль семьи в формировании и воспроизводстве человеческого капитала 18

Тема 7. Интеллектуальный капитал 20

Тема 8. Предприниматель как обладатель особого 20

человеческого капитала 20

КУРС ЛЕКЦИЙ (краткое содержание) 22

Тема 1. Модели человека в экономической теории и 22

сопредельных науках 22

1.1 Модель «homo economicus» и ее модификации 22

Предпосылки построения и сущность классической модели 22

«homo economicus» 22

1.1.2. Направления изменений исходной модели «homo economicus» 23

1.1.3. REMM — модифицированная модель экономического 23

человека 23

1.2 Альтернативные модели человеческого поведения 24

1.2.1. Модели человеческого поведения в аспекте исторического и социологического подходов 24

1.2.2. Модель человека в психологической науке 25

1.2.3. Модель SRSM — современная модель человека 26

социологического 26

1.2.4. Специфическая модель «советский экономический человек» 26

1.3. Концепция человеческого капитала —
разновидность теории рационального выбора человека 26

Тема 2. Генезис и структура человеческого капитала 27

2.1. Научные оценки человеческих способностей как историческая предпосылка формирования концепции человеческого капитала 27

2.1.1. Оценки производительных способностей человека представителями английской классической школы 27

2.1.2. Подходы к оценке производительных способностей человека
на рубеже XIX–XX веков и в первой половине ХХ века 29

2.2. Теория человеческого капитала в современном понимании 29

2.3. Определения человеческого капитала 30

2.3.1. Подходы к формированию определений человеческого капитала 30

2.3.2. Узкая и расширительная трактовка человеческого капитала 30

2.3.4. Общие черты и различия человеческого и физического капитала 31

Тема 3. Направления и формы инвестирования
в человеческий капитал 32

3.1. Понятие и виды инвестиций в человеческий капитал 32

3.2. Принятие решений об инвестициях в образование 34

3.2.1. Инвестиции в образование на индивидуальном уровне 34

3.2.3. Инвестиции в образование на уровне общества 38

3.3. Инвестиции в фонд здоровья 38

3.4. Инвестиции в мобильность работников 39

Тема 4. Производство и воспроизводство человеческого
капитала 40

4.1. Качественные и количественные характеристики
человеческого капитала 40

4.2.Формальные модели производства человеческого капитала 41

4.2.1. Модель Л. Туроу 41

4.2.2. Модель Т. Шульца 42

4.3. Воспроизводство человеческого капитала 42

4.3.1. Циклический характер воспроизводства человеческого 43

капитала 43

4.3.2. Функциональный кругооборот человеческого капитала и его 43

стадии. Общий оборот человеческого капитала 43

Рис. 4.1. Схема функционального кругооборота человеческого капитала 44

Тема 5. Институциональные аспекты теории человеческого 45

капитала 45

Неоинституционализм: сущность теоретического направления. 45

Понятие и виды институтов 45

5.2 Модель «социоэкономического человека» как результат соединения неоклассического и неоинституционального подходов к рассмотрению поведения человека 48

Влияние институтов на формирование фондов человеческого 49

капитала 49

5.4. Социальный капитал как результат развития теории человеческого капитала 50

5.4.1. Понятие социального капитала в рамках концепции человеческого капитала 50

5.4.2 Концепция социального капитала как способ учета влияния институциональных факторов на формирование человеческого капитала 51

Тема 6. Место и роль семьи в формировании и воспроизводстве 52

человеческого капитала 52

6.1. Поведение семьи в макроэкономическом аспекте 52

6.1.1. Мальтузианский и неоклассический подходы 52

6.1.2. Модифицированный неклассический подход к рождаемости 52

6.2. Экономическая теория рождаемости 53

6.2.1. Дети как экономическое благо и объект инвестиций 53

6.2.2. Предложение и спрос на детей 54

В результате перемещения кривой рыночного совокупного предложения детей из положения S1S1 в положение S2S2 общее количество рожденных детей увеличилось с Q2 до Q3. Причина увеличения общего количества рожденных детей состоит в том, что выгоды рождения добавочных детей (Q3– Q2) стали больше, чем издержки на них, т.е. рационально переводить больше ресурсов на производство детей. 56

Тема 7. Интеллектуальный капитал 57

7.1. Эволюция общественного производства и изменение места и роли интеллектуальных ресурсов 57

7.1.1. Информация и знания – ключевые понятия современных 57

концепций общественного развития 57

7.1.2. Теория постиндустриального общества и ее модификации: 58

изменение роли знаний и информации 58

7.2. Формирование интеллектуальных ресурсов. Роль 59

интеллектуального труда 59

7.3. Интеллектуальный капитал как форма реализации информации и знаний 61

7.4. Структура интеллектуального капитала 63

7.4.1. Микроуровень 63

7.4.2. Макроуровень 63

7.5. Интеллектуальная компания — качественно новая
разновидность организации 64

Тема 8. Предприниматель как обладатель
особого человеческого капитала 64

8.1. Изменение представлений о природе предпринимательства и фигуре предпринимателя 64

Некоторые подходы к предпринимательству в рамках 65

современных западных концепций 65

8.2. Характеристики производительных способностей предпринимателя 66

8.3. Функции предпринимательства 67

8.4. Предпринимательство — специфическая форма интеллектуальной деятельности 67

8.5. Условия развития предпринимательства 68

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ 69

Тема 1. Модели человека в экономической теории и сопредельных 69

науках (семинары 1-3). 69

Семинар 1. Экономический подход к человеческому поведению 69

Семинар 2. Обсуждение проблемных ситуаций 69

Семинар 3 70

Тема 2. Генезис и структура человеческого капитала 70

Семинар 4 70

Тема 3. Направления и формы инвестирования в человеческий 72

капитал 72

Семинар 5 72

Тема 4. Производство и воспроизводство человеческого капитала 73

Семинар 6 73

Тема 5. Институциональные аспекты теории человеческого капитала 73

Тема 6. Место и роль семьи в формировании и воспроизводстве 75

человеческого капитала 75

Тема 7. Интеллектуальный капитал 76

Тема 8. Предприниматель как обладатель особого человеческого 78

капитала 78

Семинар 7 78

Контрольные работы 78

Образец теста итоговой контрольной работы №1: 78

Образец теста итоговой контрольной работы № 2: 79

Экзаменационные вопросы 82

Темы рефератов и докладов 84



АННОТАЦИЯ

Курс «Экономика человеческого капитала» входит в число общеэкономических дисциплин, изучаемых студентами специальности 0611 «Менеджер организации». Он необходим для углубления знаний, полученных при изучении курсов экономической теории, экономики сферы услуг и для подготовки к изучению комплекса экономических и управленческих дисциплин: управление персоналом, организационное поведение, основы менеджмента, рынок труда и занятость в сфере услуг, экономика сферы услуг.

Становление и стремительное развитие новой экономики опосредовано ролью человеческого капитала, который признается ведущим фактором роста не только в теоретическом, но и в практическом аспектах. Направления формирования человеческого капитала, его эффективного воспроизводства и рационального использования определяют как деятельность предприятий, фирм, организаций сферы услуг, так и взаимодействие сферы услуг с традиционным материальным воспроизводством.

Поэтому изучение экономики человеческого капитала связано как с приобретением студентами знаний, адекватных прогрессивным социально-экономи­ческим процессам, так и с соответствующей подготовкой для целенаправленного изучения менеджмента и менеджмента сервиса.

Цель дисциплины приобретение знаний о роли и месте человеческого капитала в современной экономике, о характере и содержании процесса формирования качественного человеческого капитала, о роли сферы услуг в обеспечении этого процесса.

Автор курса: доктор экономических наук, профессор

Даниленко Нина Николаевна.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА, ЕГО МЕСТО В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель дисциплины – приобретение знаний о роли и месте человеческого капитала в современной экономике, о характере и содержании процесса формирования качественного человеческого капитала, о роли сферы услуг в обеспечении этого процесса.

Задачи преподавания дисциплины:

  • Ознакомить студентов с основными концепциями человеческого поведения.

  • Показать применимость данных концепций для формирования теории человеческого капитала.

  • Раскрыть положения, характеризующие генезис и основные модели производства человеческого капитала.

  • Показать направления и формы инвестирования в человеческий капитал.

  • Опираясь на методологию и инструментарий неоклассической и неоинституциональной школ, уточнить модель человека и показать влияние институциональных факторов на формирование и развитие человеческого капитала.

  • Раскрыть роль семьи в становлении и развитии человеческого капитала.

  • Ознакомить студентов с положениями, характеризующими интеллектуальный капитал как особую форму человеческого капитала.

  • Изучить методы воздействия государства на процессы сохранения и развития человеческого капитала.

  • Рассмотреть фигуру предпринимателя как обладателя особого человеческого капитала, трактуемое как форма интеллектуальной деятельности.

Курс «Экономика человеческого капитала» системно связан со многими дисциплинами, изучаемыми по специальности 061100 «Менеджмент организации». Его усвоение базируется на знании следующих дисциплин: экономическая теория, философия, история менеджмента, статистика. В свою очередь, курс «Экономика человеческого капитала» необходим для изучения ряда курсов, в частности, рынок труда и занятость в сфере услуг, управление персоналом, организационное поведение, основы менеджмента, экономика сферы услуг, основы маркетинга.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ

ЛЕКЦИИ

Номер
темы

Наименование темы

Количество часов

Количество часов для самостоятельного изучения

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

1

2

3

4

5

1

Модели человека в экономической теории и сопредельных науках

6

3

3

2

Генезис и структура человеческого капитала

2

1

3

3

Направления и формы инвестирования в человеческий капитал

6

4

3

4

Производство и воспроизводство человеческого капитала

4

2

3

5

Институциональные аспекты теории человеческого капитала

2

1

4

6

Место и роль семьи в формировании и воспроизводстве человеческого капитала

4

2

3

7

Интеллектуальный капитал

4

2

4

8

Предприниматель как обладатель особого человеческого капитала

2

1

3

Итого

30

16

26

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Номер
темы
курса

Номер
занятия

Наименование темы занятия

Количество часов

1

2

3

4

1

1

Объяснения человеческого поведения в рамках различных концепций

2

2

Обсуждение проблемных ситуаций

2

3

Контрольная работа № 1

2

2

4

Генезис и структура человеческого капитала

2

3

5

Направления и формы инвестирования в человеческий капитал

2

4

6

Производство и воспроизводство человеческого капитала

Контрольная работа № 2

2

6

7

Предприниматель как обладатель особого человеческого капитала

2

Итого

14

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Курс изучается в 3 семестре в объеме 70 часов, из которых лекций – 30 часов (43%), семинарских и практических занятий – 14 часов (20%), на самостоятельную подготовку отводится 26 часов (37%) от общего количества часов. Лекционные занятия предполагают использование демонстрационного материала в виде слайдов, содержащих схемы, графики, таблицы, а также применения различных способов активизации работы студентов в аудитории.

Закрепление теоретического материала, приобретение навыков и умений происходит в процессе обсуждения вопросов курса на семинарах, разборов практических ситуаций, обсуждение дискуссионных вопросов. Обязательным является выполнение индивидуальных домашних заданий, в качестве дополнительной работы позволяющей набрать большее количество баллов по текущей успеваемости выступает написание эссе, подбор и реферативный обзор литературы по какому-либо вопросу, подготовка реферата или доклада.

В процессе изучения курса предполагается текущий контроль знаний в форме тестирования, оценки индивидуальных домашних заданий, а также промежуточных и итоговых контрольных работ. По окончании курса студента сдают экзамен.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для специальности 061100 Менеджмент организации Иркутск (1)

    Учебно-методический комплекс
    Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс для спец. 061100 Менеджмент организации / сост. А. К. Черных. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. –с.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 0611 «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
    Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс по специальности 061100 Менеджмент организации /Сост. Т.А. Кондрацкая.–Иркутск: Изд-во БГУЭП.– 26 с.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» Иркутск

    Учебно-методический комплекс
    Экономический анализ в сфере услуг: Программа курса, метод. указ. по выполнению курсовой работы и изучению дисциплины по специальности 061100 Менеджмент организации/ Сост.
  4. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 061100 Менеджмент организации и 060815 Экономика и менеджмент лесного комплекса

    Методические указания
    Предпринимательская деятельность: Метод. указ. по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 061100 Менеджмент организации и 060815 Экономика и менеджмент лесного комплекса /Сост.
  5. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт- петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.

Другие похожие документы..