Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
обязательным условием является выдвижение собственных гипотез, концепций, теорий; суть работы сводится к поиску доказательств данной гипотезы различн...полностью>>
'Сочинение'
Это сочинение было написано мной по просьбе Райнберта Эверса – прекрасного гитариста, с которым я много работал, для которого я написал уже целый ряд...полностью>>
'Лекція'
Слово стиль широко вживається в сучасному мовленні (стиль професіонала, стиль роботи, молодіжний стиль, музичний стиль, готичний стиль, стиль керівни...полностью>>
'Решение'
О показателях протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения и внутрипоселковых автомобильных дорогах Заветинского района, в ...полностью>>

В. А. Козаченко (председатель), С. С. Иванов (зам председателя); члены редколлегии: Н. П. Скобло, И. Т. Марусев, В. Г. Яковлев. Булава иван Антонович, ОАО "Енисейское речное пароходство", 2000. Книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Еще 12 часов пути, и теплоход швартуется у дебаркадера пристани Туруханск, где туристы знакомятся с музеем ссыльных большевиков Якова Свердлова и Сурена Спандаряна, устраивается экскурсия на местный рыбозавод. На противоположном берегу Енисея сохранилось поселение Старотуруханск, который уходит корнями в допетровскую Русь - берет свое начало от Мангазейского царства.

Туруханск расположен на правом берегу Нижней Тунгуски, при ее впадении в Енисей. Нижняя Тунгуска - самый большой и многоводный приток Енисея, ее протяженность 2 989 километров. Судоходство здесь становится возможным только в паводковый период - до Туры, столицы Эвенкии. И лишь иногда суда пароходства поднимаются до водораздела с Ленским бассейном. Весной вода здесь доходит до отметки 28 метров и в течение 35 - 40 суток падает до такого уровня, что судоходство даже самыми мелкими судами делается невозможным. В большую воду до Туры поднимаются суда грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. Главным препятствием для судоходства по Нижней Тунгуске является Большой порог, который находится в 140 километрах от ее устья. При сильно большой воде, когда ее горизонты превышают 25 метров, суда не могут подниматься в пороге из-за больших скоростей течения. В малую же воду в Большом пороге устанавливается лимитирующая глубина.

Кстати, и на Подкаменной Тунгуске имеется свой Большой порог. И в верховьях Енисея, в 150 километрах выше города Кызыла, также есть Большой порог, где грузовые баржи с буксирами поднимаются с помощью впомогательного судна, на котором установлена мощная лебедка. При этом пассажирские скоростные суда высаживают людей на берег, они пешком по тропинке проходят участок порога и затем снова делают посадку на свое судно.

Красивы берега Нижней Тунгуски на всем ее протяжении - и когда река течет глубоко в ущелье, и особенно они живописны вблизи устья. Порою, когда другие "зеленые стоянки" попадают под ненастную погоду, капитан, при экономии времени, принимает решение зайти в Нижнюю Тунгуску. Сразу же за поворотом открывается так называемая Карчага - огромное улово, где при большой воде на поверхности видна громадная воронка от вращающегося потока. Затем открывается вид на Стрельные горы - скалы Налимий лоб, Щеки и так далее. Однажды методист, впервые увидевший эти красоты, с восхищением воскликнул:

- Товарищи туристы! Вы являетесь первопроходимцами этих мест!

От волнения он исказил слово "первопроходцы".

Далее следует небольшая двухчасовая стоянка у живописного берега при впадении в Нижнюю Тунгуску реки Северная, где не поймать рыбу на удочку может только очень ленивый. И после этой стоянки теплоход, что называется, скатывается в Енисей.

Впадение Нижней Тунгуски в Енисей напоминает слияние с ним Ангары, только Енисей становится при этом в несколько раз шире, острова и протоки - очень большими, а берега в некоторых местах уходят за горизонт. После Туруханска туристы активно готовятся к карнавалу, который организуется при пересечении судном Полярного круга, об этом торжественном мероприятии уже рассказано в предыдущих главах.

Полярный круг - это линия, по которой проходит параллель широтой 66 градусов 33 минуты. На Енисее это примерно граница, идущая на левом берегу через селение Курейка, на правом - через устье одноименной речки. Село Курейка знаменито тем, что там отбывал ссылку И. В. Сталин (Джугашвили). Изба, в которой жил Сталин, в бытность его лидером СССР была обнесена громадным пантеоном с величественным памятником, который со стороны Енисея был виден издалека. Еще в начале 60-х годов в Курейке имелись две средние школы, техникум оленеводства, летние пионерские лагеря, к реке от пантеона спускалась красочная лестница. Очевидцы рассказывают, что когда разрушали пантеон, никто из механизаторов не хотел тащить в Енисей громадную статую вождя всех времен и народов, мотивируя это тем, что за похожие деяния им уже приходилось сидеть.

Граница Полярного круга на правом берегу Енисея упирается в устье реки Курейка. Недалеко от ее устья расположена Курейская ГЭС и поселок, обслуживающий ГЭС, - Светлогорск, административно подчиненный городу Игарке. Здесь же еще до 1917 года было открыто месторождение чистейшего графита. Несмотря на давность этого события, добычу дешевым, открытым, способом и многочисленные проекты по использованию графита, месторождение все еще ждет своего потребителя.

Слева на берегу виднеется одна из цитаделей громадной сталинской стройки № 503 - Ермаково. Это был грандиозный проект строительства железнодорожной магистрали на вечной мерзлоте по заполярным районам страны. Построенная от Воркуты до Салехарда, железная дорога прокладывалась далее от Салехарда через Ермаково до Игарки.

До 1949 года селение Ермаково ничем не обращало на себя внимания, имея всего пять - шесть домиков и один барак. Его население составляли в основном ссыльные немцы Поволжья. Весной 1950 года сюда из Игарки было переведено Управление строительством железной дороги № 503. И с этого времени началось интенсивное возведение главной базы и "столицы" стройки. В зиму с 1949-го на 1950 год было сооружено несколько домов для руководства. Весь вольнонаемный состав, охрана и заключенные жили при этом в палатках. Строительство велось очень высокими темпами, и уже через два года здесь был большой, по северным меркам, город, по общей численности населения он превышал Игарку не менее чем в два раза. А число строителей, разбросанных по всей трассе, составляло до 100 тысяч человек, в основном это были заключенные.

В Ермаково были пассажирская пристань, грузовые причалы, аэродром, под Енисеем проброшен высоковольтный кабель. По всей трассе железной дороги, от Игарки до Ермаково и далее до Салехарда и Москвы, была смонтирована линия телефонной проводной связи, которая после прекращения стройки функционировала еще многие годы.

В районе Ермаково по проекту предусматривалась железнодорожная переправа, для которой в Финляндии были построены два парома. Они должны были обеспечивать железнодорожную переправу вплоть до ледостава и какой-то период после ледостава на Енисее. А в зимнее время по льду Енисея намечалось намораживать ледовую "насыпь" и на нее укладывать рельсы.

Стройка № 503 располагала своим небольшим флотом для внутренних перевозок. Енисейское пароходство осуществляло для этого объекта транспортировку всех грузов, людей. Основной водной магистралью вдоль строящейся линии железной дороги являлась река Турухан, которая была освоена от устья до Янова Стана.

В марте 1953 года страну потрясла смерть ее вождя И. В. Сталина. Спустя некоторое время была объявлена большая амнистия заключенных. Люди получили свободу и разъехались из мест заключения. Строить стало некому, и стройка № 503 была законсервирована, как говорили в то время, а на самом деле брошена.

Во времена этой стройки еще не было известно о крупных нефтегазовых месторождениях на севере Тюменской области и Красноярского края, а дорога как раз проходила по тем местам. Сегодня специалисты исследуют и рассчитывают наиболее оптимальные варианты ее прокладки до Игарки и Норильска. Вполне вероятно, что Ермаково станет важным транспортным узлом - железнодорожным и речным.

8.

Игарка встречала туристов десятками морских судов, стоящими на внешнем рейде на траверзе станка Старая Игарка. До 20 - 25 барж с пилоэкспортным материалом были расставлены в Игарской протоке в ожидании перегрузки леса на морские суда, которые строгим рядом выстраивались на якорях в растяжку, кормой к острову и толстыми тросами были учалены за "мертвяки". У каждого морского судна с обоих бортов швартовалось по одной - две речных баржи, с которых и перегружался пиломатериал. На кормовых флагштоках развевались флаги самых разных государств. Туристы с большим интересом изучали по ним географию. Воздух здесь был буквально пропитан сосной, то и дело слышались команды: "Вира! Майна!"

В 1999 году заполярному городу и морскому порту Игарка исполнилось 70 лет, даже по сибирским меркам это очень молодой город. Енисейские речники имеют к его становлению самое прямое отношение. В 1927 году капитан парохода "Тобол" Петр Филиппович Очеретько исследовал Игарскую протоку, сделал необходимые промеры глубин и предложил ее для строительства здесь порта, способного принимать морские суда. В 1928 году государственная комиссия подтвердила его расчеты, и было решено - городу-порту быть на этом месте. Петр Филиппович Очеретько не был забыт потомками: речники Енисейского пароходства в 1999 году установили в Игарке мемориальную доску в честь исследователя Игарской протоки, а в 2000 году один из мощных енисейских буксиров-толкачей был назван его именем - "Капитан Очеретько".

В 1929 году капитан Михаил Ильич Смирнов на пароходе "Полярный" высадил на игарский берег первый отряд строителей будущего города. Суда Енисейского пароходства для быстрорастущего заполярного порта осуществляли все дальнейшие перевозки. Всеобщее признание получил тот факт, что Игарская протока является лучшим местом на Енисее для экспортно-импортных операций с речными и морскими судами. Речным путем в Игарский порт ежегодно доставлялось и на морские корабли отгружалось более одного миллиона кубометров лесоэкспортной продукции - всемирно известная ангарская сосна.

Город-порт развивался бурно, здесь строились новые лесозаводы, городские кварталы на вечной мерзлоте росли, как грибы. Большой толчок развитию Игарки дало начатое в 1949 году строительство железной дороги Салехард - Ермаково - Игарка с дальнейшим продвижением на Норильск. Об этой стройке НКВД под номером 503 я уже говорил. Под нее в Игарке было построено много жилья, разработан для отстоя флота так называемый Медвежий лог, население города значительно выросло за счет контингента заключенных и ссыльных - латышей, литовцев, немцев, калмыков, финнов и других народов. В этом смысле Игарка была интернациональным городом, не говоря уже о иностранных моряках, которых здесь летом было очень много.

До 60-х годов весь город был деревянный, даже мостовые игарских улиц были выстланы досками из той же ангарской сосны, что шла на экспорт. Все это было очень пожароопасно, и часто горели жилые дома, производственные помещения. О самом крупном пожаре, очевидцем которого мне довелось быть, я уже рассказывал. Тогда в городе сгорели два великолепных деревянных театра, Интерклуб, многие другие здания. После этого на всех углах были размещены вывески о запрете курения на русском и английском языках. Город, несмотря на пожары, жил и освоил строительство на вечной мерзлоте кирпичных домов, жилых и служебных помещений - это было большим достижением.

Некоторые предприятия, базирующиеся в городе, имели свой флот, который работал в Заполярье, а зимовал в Игарке. Игарский порт Енисейского пароходства располагал портовым флотом и частично транзитным, обеспечивающим местные перевозки. Сначала здесь были маломощные буксиры, затем появились ледоколы "Енисей" (впоследствии "Полярный"), "Капитан Чечкин" - самый мощный речной ледокол в стране, кантовщик "Игарка" и другие суда. Пассажирские перевозки до Диксона и обратно обеспечивали пароход "Маршал Говоров" и шхуна "Полярная".

Игарский техучасток Енисейского бассейнового управления пути содержал обстановку и вел гидрографические работы от Туруханска до Сопочной Карги. Его лоцманы обеспечивали проводку морских судов в Игарку и Дудинку. Техучастку принадлежали маломощные пароходы "Фарватер", "Штурман", "Широта", "Жданов", шхуны "Дельта" и "Хета" - все они обеспечивали путейские работы на 1000-километровом участке Енисея.

В конце пятидесятых годов обслуживание пути от Игарки до Сопочной Карги было передано Гидробазе, которая выполняла все функции техучастка, но на более высоком техническом уровне, поскольку имела для этого современные суда и техсредства. Гидробаза сумела создать высококлассную судоходную обстановку, в том числе и на морском участке Енисея, где действовали и действуют морские правила плавания (МППСС).

Архангельский порт создал в Игарке портопункт со своими судами-кантовщиками, и постепенно от работы с морскими судами речной порт был оттеснен. Кроме того, Архангельский портопункт взял на себя труд взымать с судов портовые сборы.

Группу судов собственного флота имел также Игарский рыбозавод. Это были рыболовные сейнеры и боты, обеспечивающие доставку рыбы в Усть-Порт, Дудинку, Игарку. У Игарского лесокомбината имелся свой технологический флот - буксиры и плавкраны, которые работали с плотами, на погрузке морских судов.

До 50-х годов на Черной речке была плановая зимовка судов Норильского комбината. Ряд лет в Игарке, - это уже в системе стройки № 503, - зимовал ледокольный паром "Заполярный", который должен был занять свое место на переправе железнодорожных составов в Ермаково, но в 1954 году, в связи с консервацией железной дороги, он был отправлен в Керченский пролив.

Главной достопримечательностью города является Игарская научно-исследовательская мерзлотная станция. На ее базе создан единственный в мире Музей вечной мерзлоты. Глубоко в подземелье расположены приборы по изучению процессов, протекающих в условиях вечной мерзлоты. Проводятся исследования на предмет строительства многоэтажных домов на сваях, забитых в грунт вечной мерзлоты, и так далее.

И снова гудки теплохода, предупреждающие туристов о скором отходе судна. И вот уже в который раз звучит марш "Прощание славянки", и теплоход уходит все дальше и дальше на север. Пейзаж меняет свой облик, и тайга постепенно переходит в лесотундру. Мелкое редколесье сменяет все более плотный и колючий кустарник, где переплетаются карликовые береза, ольха и другие древесные породы, которые может различить только специалист.

Совершенно изменилось обустройство реки: везде выставлены морские буи, створы снабжены ацетиленовыми огнями. С правого берега проходим устье речки Хантайка, где расположены поселок Снежногорск и Хантайская ГЭС, вырубленная в скале. При проектировании и строительстве этой гидроэлектростанции существовала романтичная легенда о будущем. Город предусматривалось разместить под стеклянным куполом, создать здесь искусственный микроклимат и райское житье. Но, увы, планировали, как лучше, а получилось, как всегда, говоря словами Виктора Степановича Черномырдина, крупного государственного и политического деятеля.

Когда показывается мыс Черва, туристам рассказывают о трагедии, разыгравшейся в этих местах зимой 1943 года. Черва был украинцем, раскулаченным во время коллективизации и высланный аж в Игарку. Через некоторое время его и здесь пришлось раскулачивать, так как у него появились стадо оленей, крепкая семья. На этот раз Черву выселили в лесотундру - от Игарки прямо на север 180 километров. Он и здесь, на безымянном мысу, построил дом, обзавелся хозяйством. Однажды из Норильска бежали заключенные. Они вышли на зимовье Червы, запаслись у него продовольствием и пошли дальше, но затем, испугавшись, что их могут выдать, вернулись и уничтожили всю семью. Долгое время на месте захоронения убитых с реки виднелись пять крестов.

9.

Еще несколько часов хода, и вот, на горизонте вырисовываются очертания Дудинского порта и самого города Дудинки - столицы Таймырского автономного округа. Здесь туристам предлагается экскурсия в музей, знакомство с городом и морским портом, а утром - поездка на одни сутки в город Норильск.

Пока туристы выезжают и знакомятся с Норильском, мы, дорогой читатель, коротко расскажем вам о столице Таймырского автономного округа - городе Дудинке, морском порте, о самом заполярном Норильске.

В 1666 году посланец мангазейского воеводы Иван Сорокин поставил свое зимовье ниже устья речки Дудинка и отписал об этом своему воеводе только в 1667 году. Этот год считается годом основания Дудинки, с него и ведет свое летоисчисление столица Таймыра. В 1911 году Никифор Бегичев писал: "Дудинка - маленькое село. В нем всего 10 домов. Живут в нем больше торговцы". В декабре 1930 года Дудинка стала окружным центром, а статус города получила 3 марта 1951 года.

Застраиваться как город Дудинка начинала в послевоенное время. Но особенно бурно она растет и развивается в последнее десятилетие, когда застройка города ведется по генеральному плану. На рост Дудинки существенное влияние оказывает Норильская горная компания, так как она является аванпостом этого металлургического гиганта. В Дудинке построены морской и речной порты, оснащенные самыми новейшими средствами механизации. От причалов порта до Норильска и Талнаха проложена железная дорога.

Дудинский порт действует круглый год и перерабатывает более 5 миллионов тонн грузов Норильской горной компании: машины, стройматериалы, лес, продукты, через него в Европейскую Россию и на мировой рынок отгружается продукция компании - руда, никель, медь, кобальт, ценные металлы.

Раньше навигация на Таймыре продолжалась четыре месяца. Теперь морской флот под проводкой атомных ледоколов обеспечивает перевозки круглый год, исключая период ледохода.

Административный центр Таймыра интересен туристам своим краеведческим музеем. Его богатая экспозиция рассказывает об истории Таймыра, о многих событиях, связанных с этим краем. Например, о таком. 14 сентября 1950 года из Карского моря к Дудинке приплыл огромный гренландский кит-полосатик, в районе Левенских песков он выбросился на берег и погиб. Многие ездили смотреть на это редкое явление.

Автомобильная и железная дороги связывают Дудинку с Норильском, который расположен в 100 километрах на восток от Енисея. Норильск - жемчужина Заполярья. У истоков этого города стоял геолог Николай Николаевич Урванцев.

В середине XIX века уже было известно о наличии в этих местах каменного угля и медных руд. Попытки купцов добывать уголь и выплавлять медь в то время не увенчались успехом из-за невозможности все это доставлять в Дудинку, поскольку единственным транспортом в этих местах были олени. Первая научная экспедиция прибыла сюда в 1919 году, руководил ею Николай Николаевич Урванцева. Первый деревянный дом в Норильске был срублен в 1920 году, и он сохраняется до сих пор - как реликвия.

Экспедиция Урванцева не только изыскивала полезные ископаемые, но и исследовала реку Пясину, так как для того времени это был единственный путь к богатствам Норильска. И с начала тридцатых годов начались Пясинские экспедиции енисейских речников по завозу грузов в Норильск. Параллельно из Дудинки туда прокладывалась железная дорога. В 1935 году было принято постановление правительства о строительстве Норильского горно-металлургического комбината. Одним из первых руководителей стройки был Аврамий Павлович Завенягин, позже его имя было присвоено комбинату.

В 1939 году Норильск стал рабочим поселком. К этому времени суда Арктического флота полностью обеспечивались норильским углем, и большую часть угля для ледоколов доставляли на Диксон суда Енисейского пароходства. Во время войны, в 1941 году, в Норильск был эвакуирован Мончегорский завод "Североникель". Оборудование доставлялось Северным морским путем, и уже 29 апреля 1942 года на новом месте заводом был дан первый никель, который самолетами отправляли на Урал, где варили танковую сталь высокой прочности. Никель называли "металлом Победы".

Норильск рос быстро. Комбинат достиг высокого уровня металлообработки, на заводах из руды получали медь, платину, никель, золото, теллур, селен, кобальт и другие металлы. На вечной мерзлоте научились строить дома и производственные объекты. К 1937 году закончилось строительство железной дороги Дудинка - Норильск, и необходимость в Пясинских экспедициях окончательно отпала.

Самый северный промышленный город планеты раскинулся в широкой котловине, в окружении гор. Это город при комбинате, и он обязан ему своим рождением и небывалым темпам строительства. "Город Норильск - одно из современных чудес Севера", - сказал премьер-министр Канады Пьер Трюдо, побывав в этом городе. Он застроен ансамблем великолепных зданий, имеет театры, дворцы спорта, школы, музеи, магазины, рестораны. И все это исполнено в северном варианте.

Город и комбинат обеспечиваются электроэнергией от заполярных ГЭС - Хантайской и Курейской. Подведен также газ из Мессояхи. Рядом с Норильском построены города-спутники - Талнах, Кайеркан. Открытие Талнахского месторождения стало вторым рождением Норильска, оно сделало Норильский промышленный район центром цветной металлургии мирового класса. Все, кто впервые приезжает в Норильск, поражаются тому, что смогли создать люди в суровых климатических условиях, в зоне вечной мерзлоты.

10.

Когда туристы на автобусах отбывают на железнодорожный вокзал для отъезда в Норильск, теплоход освобождает причал для швартовки другого судна, которое забирает пассажиров или туристов, прибывших из Норильска в Дудинку. Так было и на этот раз. Наш теплоход отошел на рейд острова Кабацкий, чтобы, пользуясь отсутствием туристов, выполнить кое-какие авральные работы, в данном случае потренироваться в отработке судовых тревог. Была объявлена шлюпочная тревога - это когда туристы и экипаж вынуждены покидать судно. На воду спускаются все шлюпки, и начинается тренировка по эвакуации людей, их посадке в шлюпки, происходит спуск спасательных плотов и так далее.

Проводится тревога "человек за бортом" - проверяется норматив времени по спуску дежурной шлюпки, отрабатывается подача спасательных кругов, оказание первой медицинской помощи. После разбора действий по программе "человек за бортом" подается сигнал тревоги "аварийная". Одновременно голосом по внешней связи делается объявление, где находится место пробоины, пожара. После этого проверяется готовность водоотливных и противопожарных средств, умение аварийной партии бороться с пробоиной или пожаром, отрабатываются действия экипажа по использованию в полном объеме конструктивных особенностей каждого судна.

Аварийная тревога объявляется также и в случае, когда вахта не может справиться с хулиганствующими элементами и требуется участие всей аварийной партии. Насколько это важно и необходимо, я расскажу на примере нескольких случаев с моим участием. На теплоходе "А. Матросов" я работал вторым штурманом. Моя вахта в тот день, согласно расписанию, была с 8.00 до 12.00 и с 16.00 до 20.00. В 12.00 в ходовую рубку позвонил капитан Владимир Петрович Минаев, и я доложил ему обстановку, погоду, местонахождение судна, скорость. Он распорядился передать вахту третьему штурману Михаилу Иннокентьевичу Бурмакину. Выходец из семьи енисейских лоцманов, Михаил неплохо знал спецлоцию Енисея, и зачастую капитан доверял ему нести вахту самостоятельно. Так было и на этот раз. Присутствуя на разводе вахт, я сделал соответствующую запись в судовом журнале, пожелал счастливого пути и спустился в кают-компанию на обед.

На борту судна было 360 туристов, рейс выполнялся до Диксона. Закончить обед мне не довелось - теплоход с полного хода сильно ударился о подводные препятствия. У самой кормы судна белым опрокидывающимся гребнем забилась придонная волна. Считанные секунды - и я был уже на мостике. За рулем находился полураздетый капитан, он сразу же задал вопрос, который имел несколько оттенков:

Необходимость выбрасываться... Может, обойдется?

Машины были остановлены, и теплоход, по инерции слушаясь руля, медленно разворачивался в сторону фарватера. Уже была сыграна аварийная тревога, и аварийная партия осматривала корпус судна. Из машинно-котельного отделения доложили, что туда вода не поступает. Боцман сообщил, что вода поступает в сухой танк, чуть позже - о том, что затоплен топливный танк. И сразу начала действовать аварийная партия - плотно задраивать танки и отсеки. Были включены все водоотливные средства.

Через два часа подошли к Ярцево, туристов высадили на берег. К крышке лаза сухого танка аварийная партия подсоединила шланг для подачи воздуха высокого давления. Через час танк был сухой, и боцман сделал цементировку поврежденного днища. После этого на борт были приняты туристы, и теплоход, не отклоняясь от расписания, продолжил рейс до Диксона.

Авария произошла исключительно по вине третьего штурмана Бурмакина, который отвлекся от управления судном. Однако готовность экипажа бороться за живучесть теплохода не позволила элементарному ротозейству вылиться в чрезвычайное происшествие.

Есть пример более трагического случая, когда теплоход "Байкал", следуя с пассажирами по Нижней Тунгуске до Туры, повредил корпус. При этом экипаж не спас судно, его капитан Николай Федорович Халевин не смог организовать спасательную операцию. Причем повреждение этого теплохода было незначительным, но вода прибывала и в конце концов затопила его вместе с мачтами. Потом восстанавливать затопленное судно было признано нецелесообразным.

Расследование аварии показало, что теплоход затапливало более шести суток, из них у экипажа было двое суток на то, чтобы заделать небольшую пробоину в машинном отделении.

Второй случай, очевидцем и участником которого я был, также произошел на теплоходе "А. Матросов".

Принимая вахту, я делал обход по судну и на средней палубе обратил внимание на одного пассажира - инвалида без ног, который, отталкиваясь руками от палубы, быстро проехал на инвалидной коляске. При виде его я подумал, что нужно дать поручение вахтенному матросу последить за ним, чтобы он не свалился по трапу на главную палубу. Не успел я подняться в рубку, как услышал три коротких звуковых сигнала и команду капитана:

— Человек за бортом!

Я бросился к дежурной спасательной шлюпке. Ее уже спускали на воду, но я успел запрыгнуть и сесть к рулю. Первый помощник механика на весу заводил мотор, и только шлюпка коснулась воды, как матрос тут же отдал найтовы. Последним к нам прыгнул судовой врач, и мы рванулись к утопающему, одежда которого виднелась за кормой метрах в 150. Через минут пять - семь мы подошли к потерпевшему. Это был тот самый инвалид. Мы быстро подняли его в шлюпку, но все наши усилия по приведению его в чувство ни к чему не привели. Однако при разборке этого трагического случая мы выражали уверенность, что если бы тонущий не был человеком без ног и его не перевернуло бы сразу вниз головой, мы бы его непременно спасли.

11.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (2)

    Документ
    The basic laws regulating the election system in the Soviet State are analyzed. Some special features of the Soviet election law are underlined. Its evolution during the period of the 20-s is described.
  2. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (3)

    Документ
    Степашин В.М. Рецензия на кандидатскую диссертацию Крапивиной О.Н. «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем: сравнительно-правовое,
  3. Александра Исаевича Солженицына. Вуказатель вошли публикации автора и критическая литература

    Литература
    В. П. Муромский, д р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д р филол. наук; Н. К. Леликова, д р ист. наук;С. Д.
  4. Дніпропетровська обласна універсальна наукова бібліотека дніпропетровщина у полум’ї війни

    Документ
    Великий подвиг: КПРС – натхненник і організатор боротьби радянського народу проти фашистських загарбників у роки Великої Вітчизняної війни 1941-1945 рр.
  5. «Пушка»

    Книга
    О.Л. Лейбович, доктор исторических наук, профессор; А.С. Кимерлинг, кандидат исторических наук, доцент; Г.Ф. Станковская, Л.С. Бортник, И.Ю. Федотова, Т.

Другие похожие документы..