Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Томаківська районна організація Комуністичної партії України Дніпропетровської області смт. Томаківка Дніпропетровської області, вул....полностью>>
'Документ'
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Методика и методология педагогического исследования [электронный ресурс] / Режим доступа: ....полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Конституция Франции 1791 г. Декларация прав человека и гражданина, Конституция Франции 1793 г. Изменения в государственном строе Франции с 1795 по 18...полностью>>
'Лекция'
Свойства систем, состоящих из огромного числа частиц, подчиняющихся законам квантовой механики, изучаются в разделе статистической физики – квантовой...полностью>>

Харина Лидия Владимировна, заместитель директора по нмр, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркута урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Харина Лидия Владимировна, заместитель директора по НМР, учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Воркута

Урок литературы в 10 классе.

Проблемы экологии в современной коми прозе.

(По рассказам П. Столповского «Замор» и

«Заповедный путик»)

Цели: 1) раскрыть экологические проблемы в рассказах П.Столповского,

показать соединение экологии природы с экологией души

человека;

2) воспитывать любовь к природе, стремление быть её защитником;

3) развивать умения анализировать текст, обобщать и делать выводы

Оборудование: тексты рассказов, инструкция для работы в группе, портрет

писателя П.Столповского, рисунки учащихся к рассказам,

запись романса Г.Свиридова, словарь В.И.Даля, эпиграф

на доске

Тип урока: комбинированный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группе.

Задания до урока:

- прочитать рассказы «Замор» и «Заповедный путик»;

- нарисовать озёра Эткаты и Зарнивад;

- индивидуальные задания:

  • выразительное чтение наизусть стихотворения

«Боль Земли»;

  • выразительное чтение наизусть стихотворения

Р.Рождественского;

  • информация об авторе

Ход урока:

  1. Мотивационное начало урока.

Выходит ученица и на фоне музыки романса Г.Свиридова к «Метели» читает стихотворение.

Боль Земли.

Человек…Ты – велик.

Ты – венец мирозданья,

Повелитель стихий, полубог –

Гений знанья!

Ты возник из любви,

Из морской чистой пены,

Ты был слаб на заре

Перед оком Вселенной.

Ты к земле припадал,

Ты черпал свою силу –

Щедрым соком своим

Мать ребёнка вспоила.

Ты окреп. Ты прозрел.

Ты осилил науки.

Но опора ли ей

Твои сильные руки?

Так торопишься жить ты,

Который не вечен

И в сыновней любви

Так жесток и беспечен.

У природы взаймы

Ты берёшь без отдачи.

Та - прощает долги,

Беззащитная, плачет.

Плачет грязным дождём

Над истерзанным полем,

Плачет мутным ручьём,

Что искрился дотоле…

Вздулись в русле реки

Сбросов чёрные вены.

Что безжизненность рыб?

Серебро в чёрном иле.

Праздник жизни погиб

В вязкой водной могиле…

Праздник жизни твоей

Лик природы калечит.

Груз безумной любви

Лёг на хрупкие плечи…

Ты смеёшься, поёшь,

Вдохновенно грая…

Ты не слышишь Земли,

А она умирает…

  1. Слово учителя.

«Земля умирает»… Какой ёмкий и какой печальный образ создала в своём стихотворении ваша ровесница Виктория Купомова. Поэтические строчки

ярко отражают беспокойство и боль за природу, богатствами которой

Человек привычно пользуется.

Когда в 1866 году учёный Э.Геккель впервые употребил слово «экология»,

обозначив им науку о доме, о гармоничных взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой, он, конечно, даже не подозревал, что через полтора столетия это слово станет символом времени.

К сожалению, говорить сегодня об экологии – значит говорить не об

изменении, не об охране природы, а о её спасении.

Именно эта тема – тема защиты северной природы – нашла отражение в

рассказах коми писателя Петра Столповского «Замор» и «Заповедный путик», вышедших в 1988 году в сборнике «Заступник».

Подготовленный ученик рассказывает об авторе и его творчестве.

  1. Беседа.

- К какому жанру относятся произведения П.Столповского?

- Охарактеризуйте рассказ как жанр.

- Писатель Юрий Казаков заметил: «Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть … мгновенно и кратко… Беда ли это, счастье ли: мазок – и миг уподоблен вечности, приравнен к жизни. И слово каждый раз иное». Какой «миг уподоблен вечности» в рассказе «Замор»? А в рассказе «Заповедный путик»?

  1. Работа в группах.

Инструкция для работы в группе №1.

Рассказ «Замор».

- Природа в рассказе великолепна. «Соберите» в тексте детали описания северной природы.

- Хранитель этой красоты – главный герой Захарий. Что это за человек?

Расскажите, как он оказался один в лесной глуши.

- Докажите текстом, что Захарий «каждой своей жилкой чувствует лад, царящий вокруг него».

- Как он относится к природным богатствам? Приведите примеры.

(лес, рыба, чаши, кот Рыжий, собака Найда)

Инструкция для работы в группе №2.

Рассказ «Замор».

- Считал ли себя Захар хозяином в лесу? Почему? Подтвердите текстом.

- Как выглядит в представлении Захара «хозяин»?

(тот, кто пришёл «хапнуть»)

- Найдите в тексте примеры такого «хозяйничанья».

- По какому принципу, говоря словами Захара, живут эти «хозяева»?

(«Кто хватает, тому и хватает»)

Инструкция для работы в группе №3.

Рассказ «Замор».

- Красивое озеро Эткаты. (Защита своего рисунка).

- Почему ситуация на Эткаты так беспокоит Захара? Подтвердите текстом.

- Как в рассказе переплетается тема экологии природы с темой экологии человеческой души? («В душах у вас тхло… у грабителей»)

- В словаре В.И.Даля найдите определение слова «тхло». Почему Захарий так характеризует браконьеров?

- Какое символическое значение приобретает название рассказа «Замор»?

Инструкция для работы в группе №4.

Рассказ «Заповедный путик».

- Выразительно прочитайте описание озера Зарнивад. Что это название означает в переводе на русский язык? (Защита своего рисунка).

- Охарактеризуйте главного героя Пилимона. Чем он отличается от своего соседа Никэна? В чём сходство Пилимона и Захара из рассказа «Замор»?

- Образы буровиков. Что их роднит с браконьерами из рассказа «Замор»?

- Какое символическое значение в конце рассказа приобретает образ огня?

- Найдите в тексте «Заповедного путика» слова, отражающие авторскую позицию. («Лихолетье у нас, народ матерь свою забывает…»)

  1. Отчёты групп о работе.

Перед отчётом группы №4 - слово учителя.

Как известно, материальное богатство ещё никого не делало нравственно богатым. Издавна мудрые люди искали пользу в добродетелях (например, в мужестве, справедливости) и красоте, т. е. в согласии с природой, в гармонии человека и всего мироздания. Эту мысль П.Столповский подчёркивает и в рассказе «Заповедный путик».

- Найдите в словаре В.И.Даля значение «заповедный» и «путик».

  1. Обращение к эпиграфу.

- Выходит, прав Р.Рождественский, заявляя: «Неужели и ты, Человек, тупиковая ветвь Природы?» Ведь поэт очень точно обрисовал в своём стихотворении экологическую обстановку в мире.

Подготовленная ученица читает наизусть стихотворение Р.Рождественского:

Кромсаем лёд,

Меняем рек теченье,

Твердим о том,

Что дел невпроворот.

Но мы ещё придём

Просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого

ПОКА…

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы.

Всё больше – окружающей среды.

- «Всё меньше – окружающей природы…» Об этом задумываются все

прогрессивные люди и в первую очередь, наверное, Н.Ф.Реймерс – доктор биологических наук, почётный профессор Международного независимого эколого-политологического университета, один из его создателей и первый декан экологического факультета, организатор и первый председатель

Экологического союза.

Из Экологического манифеста Н.Ф.Реймерса

Отрывок читает подготовленный ученик.

Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство:

чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся

Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее

человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни, она же вечна

и бесконечна. Человек для неё – деталь. Она для него – всё. А потому:

не вреди!

  1. Заключение. Выводы.

Вернёмся к рассказам Петра Столповского. Автор как бы предостерегает:

не вреди, человек! И не зря он сборник своих рассказов назвал «Заступник».

Произведения П.Столповского – это предупреждение человечеству: не

спасём природу – не выживем и сами. Ведь разрушая природу, нарушая гармонию в мироздании, человек губит и собственную душу.

8) Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Проблемы экологии в рассказах

П.Столповского»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Богланов Сергей Викторович, тренер детско-юношеской спортивной школы, вкк

    Документ
    Тимофеева Надежда Александровна, заместитель начальника Управления образования Артемовского городского округа, заместитель председателя; Татаринова Светлана Вениаминовна, заведующая отделом лицензирования и аттестации Управления образования
  2. Администрация волгоградской области комитет по образованию и науке приказ

    Документ
    Об утверждении списка экспертов специализированных экспертных групп для проведения экспертной оценки практической деятельности в рамках аттестационных процедур педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
  3. Департамент образования мэрии г. Архангельска

    Документ
    зарегистрирован управлением образования мэрии города Архангельска от 23.11.1992 г. № 101- р, ИФНС России по г. Архангельску 15 февраля 2010 года, утвержден распоряжением мэра города Архангельска от 26 января 2010 г.

Другие похожие документы..