Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок, за исключением, пожалуй, самой Афродиты. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая сред...полностью>>
'Документ'
Разработка и внедрение методики «Заявочная кампания автомобилей», что упростило планирование производства, продаж и отгрузку автомобилей по модификаци...полностью>>
'Кодекс'
1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской...полностью>>
'Документ'
1.1. Институт является структурным подразделением ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» (далее – Академии) как единого образовательног...полностью>>

Программа дисциплины «История наук о человеке в XIX xx веках»  для направления 030600. 68 «История» подготовки магистра

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет истории
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева

Программа дисциплины «История наук о человеке в XIX–XX веках»



для направления 030600.68 «История» подготовки магистра

Автор программы: Дмитриев А.Н. к-т ист.н. dualis@mail.ru

Одобрена на заседании ИГИТИ

Директор ИГИТИ, проф. И.М.Савельева «__»____________2011 г.

Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова

Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Пояснительная записка

Курс «История наук о человеке в XIX – XX веках» предназначен для студентов 1 курса магистратуры и относится к числу дисциплин по выбору студентов.

Настоящий курс построен по хронологическому принципу и призван сформировать у студентов целостное представление о развитии всего комплекса наук о человеке за два последних века их существования. Эволюция разных отраслей гуманитарного и общественнонаучного знания должна рассматриваться через согласованный анализ трех основных параметров: истории научных идей («что?» – содержательная сторона, эпистемология), проблемы институтов («где?» – ситуационный анализ, социология знания) и проблемы практик («как?» – историческая динамика, антропология науки). Именно эта трехмерная оптика поможет охватить разнообразие форм и способов перехода, трансформации академических исследований, учебных и научных подразделений и соответствующих форм академической жизни уже в новые привычные нам дисциплинарные рамки и аналитические подходы.

Целью является ознакомление студентов с эпистемологическими проблемами и историко-научной литературой, вовлечение их в методологическую рефлексию по поводу рассматриваемых проблем. На семинарах помимо ознакомления с литературой осуществляется работа с источниками (на английском или русском языках), совместный поиск путей их анализа.

В силу разнообразия тематического и дисциплинарного охвата курса особой темой становится необычайная переменчивость самой системы знаний о человеке на протяжении последних двух веков. Выбор будет сделан не в пользу определенных дисциплин (хотя в ряде случаев на семинарах будет удобнее остановиться именно на синхронных срезах), а скорее мощных общих трендах или течениях мысли, которые захватывали сразу несколько наук одновременно и влияли на формирование интеллектуального климата целых эпох (романтизм, позитивизм, неокантианство, психологизм, марксизм, структурализм, постмодернизм и проч.). Особенно важным и в лекциях и в семинарской работы будет обращение к компаративному и разномасштабному историко-научному анализу, исходя из несхожих, даже полемических аналитических перспектив. Гораздо больше внимания, чем обычно будет уделяться социологической и институциональной истории обществознания, вопреки господствующим до сих пор схемам и канонам «интерналистской» сугубо историко-идейной историографии «своих дисциплин». В определённой мере и сама исследовательская историко-научная литература в рамках курса будет источником для анализа эпистемологической и собственно исторической проблематики.

Важной составляющей курса является также заострение внимания студентов на истории понятий и аналитических инструментов, которыми пользовались науки о человеке: сама концепция «человека», «истории», «общества» рассматривается в качестве проблемы, равно как и понятие «научности» и «дисциплинарности», и категории, используемые в целях историко-научной периодизации. На примерах ряда ключевых понятий будет показано, как одни и те же слова в разные периоды и в разных академических контекстах имеют разные значения.

В целом сверхзадачей курса является привитие студентам интереса к такой истории науки, которая ещё не «готова», а постоянно «делается» самими историками и представителями «соседних» дисциплин. Поэтому отчётность (контрольная работа, реферат, зачет) предполагает не столько выяснение того, какой набор дат, имён, цифр, фактов и их каузальных объяснений студенты запомнили, сколько фиксация того необходимого уровня рефлексии относительно возможностей, проблем и границ познавательной деятельности применительно к обсуждаемой теме. Закреплению и оценке подлежат также приобретённые ими навыки работы с литературой и разными источниками.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе и изучающих дисциплину «История наук о человеке в XIX – XX веках» (дисциплина по выбору студентов).

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «история».

  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «История наук о человеке в XIX – XX веках» являются:

Знакомство студентов с ключевыми понятиями истории наук о человеке («история», «эволюция», «прогресс», «человеческая природа», «психика», «общество» и т.д.), и их особенностями и толкованиями в различные периоды истории и в разных национальных традициях.

Формирование у студентов общих представлений о когнитивных особенностях гуманитарных и обществоведческих дисциплин как особого вида специализированного знания («научное знание»), о месте их в системе социального и индивидуального знания, о взаимосвязи с иными видами знания (наука, искусство, обыденное знание, идеология, философия, религия и др.).

Формирование у студентов первичных навыков критического восприятия и анализа источников по истории гуманитарных наук (историографическая литература, книжные серии, периодика, издательская и републикационная) и современных сочинений на эту тему.

Знакомство студентов с основными выводами исследований по истории гуманитарных идей в Европе и США в Новое и Новейшее время.

Целями практических занятий по курсу «История наук о человеке в XIX – XX веках» являются:

Овладение некоторыми методами выявления и обработки информации о специфике эволюции гуманитарного знания (важнейшие методы получения данных, специфика их оценки).

Овладение принципами использования в историческом исследовании данных об эволюции истории идей в гуманитарно-научной сфере.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать, что такое «история гуманитарных наук», какие способы их изучения и описания существуют и как их исследование соотносится с остальными гуманитарными штудиями.

Понимать специфику гуманитарного знания как вида знания и как предмета исследования, значение его истории как своеобразного ключа для изучении прошлого вообще.

Обрести базовые навыки сбора и анализа информации об исторической эволюции наук о человеке.

Научиться использовать данные об эволюции гуманитарных наук в написании научных текстов на историческую тематику.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОНК-4

Дает историческое определение ключевым понятиям гуманитарного знания и содержательно различает признаки базовых направлений (романтизм, позитивизм, неокантианство, психологизм, структурализм и т.д.), знает специфику научных представлений как вида знания, использует первичные навыки анализа исторических, социологических и антропологических источников и литературы

Лекции, практические занятия

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию.

ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Дает определение жанров академической работы гуманитариев в XIX – XX веке, обосновывает выбор источников и методики работы с ними, понимает последовательность этапов научного исследования, значение основных принципов научной этики в академической деятельности, проводит небольшое самостоятельное исследование.

Семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к специальным дисциплинам магистерской программы (профессиональный цикл).

Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках гуманитарных наук и первичных академических навыков, связанных со сбором и анализом информации о специализированном пласте интеллектуальной и исследовательской культуры прошлого.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знать отечественную и всемирную историю на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

знать обществознание на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

понимать язык литературы по общим проблемам исторической науки;

уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении таких дисциплин, как «Формы знания в исторической ретроспективе», «Исследовательский семинар», «Социология науки», «Теория и история культуры», «История естественнонаучных знаний в культуре и практической деятельности».

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная

Работа

1. Введение. Основные понятия, связанные с историей гуманитарного знания. Современные проблемы и концепции изучения истории наук о человеке.

2

4

8

2. Основные проблемы, методы и выводы исследования истории гуманитарного знания в Европе и Америке Нового и Новейшего времени первой половины XIX века (Просвещение, романтизм, вопрос о гуманитарной классике).

4

6

9

3. Основные проблемы, методы и выводы исследования истории гуманитарного знания в Европе и Америке Нового и Новейшего времени середины и второй половины XIX века (рождение позитивизма; фактор научности в гуманитарном знании; роль и место психологии в университетском мире).

4

6

9

4. Основные проблемы, методы и выводы исследования истории гуманитарных наук в Европе и Америке Нового и Новейшего времени в ситуации «конца века»: кризис неокантианства, влияние философии жизни, связь науки с эстетикой и модерна и новыми социальными реалиями.

4

4

8

5. Основные проблемы, методы и выводы исследования истории наук о человеке в Европе и Америке Нового и Новейшего времени первой трети ХХ века (социология и психология в конфликте со старыми гуманитарными науками; критическая философия истории; наследие М. Вебера и Э. Гуссерля).

4

6

9

6. Основные проблемы, методы и выводы исследования истории гуманитарного знания в Европе и Америке Нового и Новейшего времени межвоенного времени (рост влияния марксизма; новые тенденции «постидеализма»: Манхейм, Бахтин, русский формализм).

2

2

8

7. Основные проблемы, методы и выводы исследования истории гуманитарных наук в Европе и Америке Нового и Новейшего времени (актуальные тенденции и перспективы; разные версии структурализма, возможности и ограничения постмодернистской методологии).

4

4

8

Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры

Промежуточный

Реферат

КИИиМИН

письменно, до 5 тыс. слов.

Итоговый

Зачет

КИИиМИН

устно

Критерии оценки знаний, навыков

Реферат – продемонстрировать знание источников и научной литературы, владение первичными навыками работы с научной литературой и источниками, критический подход к эпистемологическим проблемам изучения истории науки, умение логично излагать свои мысли.

Зачет – продемонстрировать знание базовых понятий, основных методов исследования истории гуманитарных наук, особенности их эволюции в различные эпохи прошлого и в разных регионах, понимание взаимосвязи эволюции науки с развитием других форм знания, а также знание основных выводов отечественных и зарубежных исследований по этой тематике.

7. Содержание дисциплины

12 лекций и 17 семинаров

Лекция 1. Современные методы изучения гуманитарных наук: идеи, институты, практики.

Новейшие и классические методы изучения динамики наук о человеке, соотношение внутренних («цеховых») и внешних (социологических, антропологических и т.п.) методов их рассмотрения. Влияние науковедения (от Мертона до Латура) на способы описания и представления эволюции и актуальных ситуаций гуманитарного знаниия. Концептуальный аппарат современной истории науки в приложении к наукам «неестественным» (Л. Дастон, П. Галисон, П. Вагнер, К. Кнорр-Цетина). Интеллектуальная история, история понятий и новая история гуманитарных наук.

Семинар 1. Как изучать историю гуманитарных наук?

Шартье Р. Интеллектуальная история и история ментальностей: двойная переоценка? // НЛО. 2004. № 66.

Пестр Д. Социальная и культурологическая история науки: новые определения, новые объекты, новые практики // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 4.

Смит Р. Разнообразие историко-научных исследований в Великобритании // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 2.

Лекция 2. Наследие Просвещения

О рождении «модернити» в гуманитарных науках: выбор точки отсчета. Мишель Фуко и изучение конца «классической эпохи». Специфическая природа ренессансных и просветительских классификаций наук; роль «Энциклопедии». Кантовская философия и идея трансцендентализма. «Историческая онтология нас самих» (философия истории позднего Канта). Понятие «наукоучения» – начало теоретической рефлексии в комплексе университетских дисциплин и «публичной сферы». Кризис Просвещения, революционный террор и переформатирование прежних институтов знания во Франции.

Семинар 2. После Просвещения: идеи и тексты

Дарнтон Р. Философы подстригают древо знания: Эпистемологическая стратегия «Энциклопедии» // Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002.

Кант И. Ответ на вопрос: «Что такое Просвещение?» // Кант И. Сочинения Т. 6. М., 1966.

Фуко М. Что такое Просвещение? // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. /CULTURE/FUKO/nachala.txt

Дмитриев И.С. Маленький император большой науки // Антропология революции. Сборник статей по материалам XVI Банных чтений журнала «Новое литературное обозрение» (Москва, 27 – 29 марта 2009 года). М.: Новое литературное обозрение, 2009.С. 67 – 100. /?p=3704

Лекция 3. Романтическая парадигма

Новые подходы к изучению классики: материальное и «духовное» (Август Бёк). Рождение филологии из духа образовательной политики. Сочетание «народного» и античного элементов. Влияние новой философии истории (от Гердера к Шеллингу). Гумбольдтовская идея нового университета – ее истоки и контексты. Основные подходы и принципы «классического университета». Идеал неутилитарного знания и феномен Bildung. Роль и влияние идей Гумбольдта в последующей европейской традиции. Гуманизм и гуманитарная традиция.

Семинар 3. Гумбольдтовский университет.

Андреев А.Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета // Новая и новейшая история. 2003. № 3. С. 48-60

фон Гумбольдт В. О принципе подразделения высших научных заведений и их различных видах // Неприкосновенный запас. 2002. № 2.

фон Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас. 2002. № 2

Семинар 4. Рождение филологии из духа университета.

Эспань М. Межкультурная история филологии // НЛО. 2006. № 82. (раздел: «История филологических практик»).

Графтон Э. От полигистора к филологу (как преобразилась немецкая наука об античности в 1780 - 1850-е годы) // НЛО. 2006. № 82. С. 59–92.

Тернер Р.С. Историзм, критический метод и прусская профессура с 1740 по 1840 год / Пер. Т. Доброницкой // НЛО. 2006. № 82. С. 32—58.

Лекция 4. Феномен классики и утверждение историзма.

Изобретение классической традиции в гуманитарном знании – проблема хронологической привязки. Философская классика – традиции объективного идеализма. От моральной философии – к изучению социальных проблем. Утверждение философии как главной учебной дисциплины в середине XIX века. Историзм и философия жизни (от Дильтея к Кроче). Становление историко-философской науки. Культурно-историческая релятивизация идеализма.

Семинар 5. Как рождается классика: случай философии

Резвых П. Фантом «немецкой классики» // Классика и классики в социальном и гуманитарном знании М., 2009. с. 419-436

Куш М. Победителю достается все: Философия жизни и триумф феноменологии

// Логос. № 3/4. 2004 (43).

Шнайдер У.И. Преподавание философии в немецких университетах в XIX веке // Логос. 2002. № 5-6. /logos/number/43/03.pdf

Семинар 6. Социологическая классика: Макс Вебер.

Вебер М. Наука как призвание // Вебер М. Избранное. М., 1990.

Козлов С. Крушение поезда: Транспортная метафорика Макса Вебера // Новое литературное обозрение. 2005. N 1 (71). С. 7–60.  /nlo/2005/71/kozl1.html

Hennis W. "The pitiless ‘sobriety of judgement’: Max Weber between Carl Menger and Gustav von Schmoller - the academic politics of value freedom" // History of the Human Sciences. 1991. Vol 4. No. 1. P. 27–59.

Лекция 5. Позитивизм

Конт и наследие французских «идеологов» (Кабанис, Дестют де Траси). Социальные проекты и назначение наук о человеке. Конт и сен-симонизм. Проблематика секуляризации в гуманитарном знании Разные национальные традиции в рамках позитивистской парадигмы: школа Конта, Дж.Ст. Милль и немецкий позитивизм. Материализм и антропология (левое гегельянство, Фейербах, молодой Маркс).М. Арнольд и реформирование английских университетов во второй половине XIX века.

Семинар 7. Позитивизм в Европе

Февр Л. Как Жюль Мишле открыл Возрождение // Февр Л. Бои за историю. М. 1991. С. 377–387.

Лаппо-Данилевский А.С. Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма. М., 1902.

Шарль К. Интеллектуальная власть Тэна // Шарль К. Интеллектуалы во Франции: Вторая половина XIX века. М., 2005.

Семинар 7 Позитивизм во Франции

Фабиани Ж.-Л. Философы республики // Логос. № 3/4 2004 (43). С. 127–168.

Козлов С.Л. Сообщество выскочек // НЛО. 2009. № 100.

Козлов С. Л. Историческая наука и "порядочные люди": материалы для комментария к "Апологии истории" // Одиссей. 2008. С. 302–336

Лекция 6. Психология и антипсихологизм: влияние неокантианства.

Психология как новая научная дисциплина – вызов философии в ее «царстве»? Успехи и проблемы утверждения новых методов объективного изучения «души». Неокантианство и теория ценностей: причины успехов неокантианства в гуманитарной области. Переосмысление идеалов как «ценностей» и попытка противостояния редукционизму. Методологическая значимость неокантианства для рефлексивной работы в гуманитарных науках рубежа XIX – XX веков. Психологизм в культурной атмосфере fin de siecle. Изменения в философской эстетике и теории искусств (Ж. Гюйо – К. Фидлер, А. Гильдебранд). Философская программа молодого Гуссерля.

Семинар 8. Психология как новая наука

Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. Кн. 1. 1911.

Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1995.

Смит Р. История психологии. М. 2002.

Бен-Дэвид Дж., Коллинз Р. Социальные факторы при возникновении новой науки: случай психологии // Логос. № 5 – 6. 2002.

Копосов Н. Как думают историки. М., 2002.

Лекция 7. Марксизм

Причины влияния марксистского подхода в области гуманитарных наук. «Редукционизм» марксизма эпохи Второго Интернационала (Каутский, Лабриола, Плеханов). Социологическая эстетика. Переосмысление экономического фактора с рамках неогегельянского историзма. Причины популярности марксизма после Первой мировой войны: разные версии западного марксизма (Лукач, Франкфуртская школа, французский неомарксизм). Идейная эволюция Д. Лукача. Позднейшее влияние марксизма на социальные и гуманитарные исследования. Деятельностный подход (Л. Выготский и культурно-историческая школа)

Семинар 9. Марксистская парадигма

Корш К. Марксизм и философия. М., 1924.

Pels D. The proletarian as stranger // History of the Human Sciences February 1998. Vol. 11. P. 49–72.

Вересов Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания. (Заметки читателя) // НЛО. 2007. № 85.

Дмитриев А. «Академический марксизм» 1920-1930-х годов: западный контекст и советские обстоятельства // НЛО. 2007. № 88.

Лекция 8. Формализм и новое переосмысление «идеализма».

Истоки формализма: влияние психологизма, идея имманентного изучения культуры, отрицание позитивистской эстетики, роль и значение авангардного искусства (трансгрессия «современности»). Почему современная теория литературы родилась в центральной Европе между двумя мировыми войнами? (Г. Тиханов) Национальная организация гуманитарного знания в связи с потрясениями Первой мировой войны. Русский формализм и его западные аналоги. Причины популярности «русской теории» после Второй мировой войны. Психоанализ и антропология как факторы перемен в гуманитарном знании в середине ХХ века.

Семинар 10. Формализм.

Эйхенбаум Б. Теория формального метода // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.

Тиханов Г. «Почему современная теория литературы возникла в Центральной и Восточной Европе» // НЛО. № 53. 2002. /browse/doc/4152804

Гинзбург Л. Поколение на повороте // Гинзбург Л. Я. Человек за письменным столом. Л., 1989.

Дмитриев А. Образцовая русская теория // Национальные школы в науке: опыт Польши и России / Под ред. И.М. Савельевой и Е. Аксера. М., 2009.

Семинар 11. Казус Карло Гинзбурга.

Гинзбург К. Уликовая парадигма // Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы. М., 2004.

Гинзбург К. От Варбурга к Гомбриху // Там же.

Гинзбург К. Остранение: предыстория одного литературного приема // НЛО. 2006. № 80.

Лекция 9. Структурализм

Рождение нового течения: Клод Леви-Стросс и Роман Якобсон. Евразийские корни структурализма и его последующая идейная эволюция. Почему структуралисткая модель вышла за пределы лингвистики? Структурализм и трансгресиия: Батай, Коллеж социологии и новые течения во французской эпистемологии и лингвистике (Г. Башляр, А. Койре, Ж. Кангийем, Ж. Дюмезиль). Причины популярности структурализма в 1960-е годы: разница советской и западной версий структурализма. Экспорт «французской теории». Бахтин и его наследие: двойник структурализма?

Семинар 12. Версии структурализма

Гаспаров М.Л. Якобсон, славистика и евразийство: две конъюнктуры, 1929 – 1953 // НЛО. № 23. 1997. /nlo/1997/23/gasparov.html

Гаспаров Б.М. “В поисках "другого" (французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-х годов // НЛО. № 15. 1995.

Гаспаров М.Л. Лотман и марксизм // НЛО. 1996. № 19. С. 7–13

Семинар 13.

Философия и гуманитарная теория под знаком тоталитаризма

Вайнград М. Коллеж социологии и Институт социальных исследований: Беньямин и Батай // НЛО. 2004. № 68.

Эксле О.Г. Немцы не в ладу с современностью. «Император Фридрих II» Эрнста Канторовича в политической полемике времен Веймарской республики // Одиссей. Человек в истории. 1996. М.: Соdа, 1996. С. 213–235

Занер X. «Тезисы к вопросу об обновлении высшей школы» (1933) Ясперса в критическом сравнении с ректорской речью Хайдеггера // Историко-философский ежегодник '94 / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М.: Наука, 1995. С. 327–341.

Лекция 10. Социология как вызов?

Отцы-основатели социологии: причины их академической и философской ангажированности (Дюркгейм, Вебер, случай Зиммеля). Казус Карла Манхейма: рождение социологии знания. Успехи академической институциализации социологии в ХХ столетии. Роль экспертной функции знания. «Конкуренция факультетов»: место социологии и политических наук в институциональном дизайне современных наук о человеке. Возможности и пределы социологического конструктивизма.

Семинар 14. От философии к социологии

Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 213–255.

Плотников Н. С. Жизнь и история: Философская программа Вильгельма Дильгея. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Рингер Ф. Закат немецких мандаринов: Академическое сообщество в Германии, 1890-1933. М., 2008

Семинар 15. Вызов Бахтина

Махлин В.Л. “Из революции выходящий”: Программа // Бахтинский сборник-III. М., «Лабиринт», 1997. С. 198–248

Брагинская Нина. Славянское возрождение античности // Русская теория: 1920–1930-е годы. Материалы 10-х Лотмановских чтений / Сост. и отв. ред. С.Н.Зенкин. М.: РГГУ, 2004.

Гаспаров М.Л. История литературы как творчество и исследование: Случай Бахтина. Доклад на Международной научной конференции «Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения (10-11 ноября 2004, Москва, МГУ) /article.html?id=54924

Brandist C. “Two Routes 'To Concreteness' in the Work of the Bakhtin Circle” // Journal of the History of Ideas. Vol. 63. 2002. P. 521–537

Лекция 11. Кризис наук о человеке? Постмодернизм и его (незаконченный) финал.

Успехи в утверждении синтеза социологических и гуманитарных походов в 1960-1970-е годы (роль социальной истории, структурной истории и марксистских подходов). Влияние 1968 года на современные науки об обществе. «Новый капитализм». Европейские и американские версии гуманитарного «мейнстрима» в 1980-е годы: специфика Франции 1990-х гг. Дело Хайдеггера, мода на Карла Шмита и казус Поля де Мана: принципы политкорректности в сфере новейшей истории идей. Социологические и культурологические квалификации постмодерна, Ф. Джеймисон, М. Фуко, Ю.Хабермас. Конец «реального социализма» и перемены среди академических левых. Что такое «постмарксизм»?

Семинар 15. Казус Бурдье

Бурдьё П., Шартье Р. Люди с историями, люди без историй // НЛО. 2003. № 60.

Гронас М. Диссенсус: Война за канон в американской академии 80-х - 90-х годов // НЛО. 2001. № 51.

Wagner P. A History and Theory of the Social Sciences. Not All That Is Solid Melts Into Air. London: Sage, 2001.

Семинар 16. «Французская теория»

Земон Дэвис Н. «Анналы», Марк Блок и Люсьен Февр во время немецкой оккупации // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”. М, 1993. С. 166–179.

Бикбов А.Т. Институты слабой дисциплины // НЛО. 2006. № 77.

Кюссе Франсуа. Теория-норма: продолжительность влияния // Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. М., 2005. С. 103–125.

Лекция 12. Современная ситуация в гуманитарном знании

Споры и столкновения вокруг гуманитарных концепций и академических проектов последних десятилетий. «Новые научные войны»: провокация А.Сокала. Диагнозы 1990-х: университет в руинах? Новые дисциплинарные и идейные вызовы: «исследования культуры», изучение меньшинств и постколониальные исследования. Трансформация «западного канона»: от всемирности к глобальности. Идея «возвращения субъекта» и новые дисциплинарные и методологические синтезы (Л. Тевено, Э. Гидденс, Н. Луман).

Семинар 17. Что делать с постсовременностью?

Гумбрехт Х.У. От эдиповой герменевтики к философии присутствия // НЛО. № 75. 2005

Компаньон А. Демон Теории. М., 2001.

Ямпольский М.Б. Личные заметки о научной интституции // НЛО. 2001. № 50.

Живов В.М. Российское общество и его научные институции.
(Диалогические замечания к статье Михаила Ямпольского) // НЛО. 2001. № 51.

Александров Д. Места знания: институциональные перемены в российском производстве гуманитарных наук // НЛО. 2006. № 77. /nlo/2006/77/alek21.html

8. Образовательные технологии.

Данный курс состоит из лекций и семинарских занятий. Семинары строятся в виде беседы со студентами, а также дискуссии по отдельным вопросам, или выступлений учащихся с выполненными самостоятельными работами, которые затем обсуждаются. В процессе занятий студенты учатся искать необходимую информацию в различных ресурсах, знакомятся с подобранной для них литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют конспекты, выполняют задания по анализу текстов, проводят самостоятельные небольшие исследования.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.

9.1. Перечень вопросов к зачету по всему курсу

1. Специфика классификации наук в эпоху Просвещения (по Р. Дарнтону).

2. Наследие Канта в интерпретации М. Фуко.

3. Идейные предпосылки немецкой классической филологии (по Э. Графтону).

4. Основные идеи теории О. Конта и причины ее популярности в Европе XIX века.

5. Вехи становления академической психологии.

6. Феномен «классики» в историографии и философии: критерии и границы.

7. Позитивизм versus неокантианство: методологические коллизии гуманитарных наук конца XIX века.

8. Гумбольдтовский университет и дальнейшая трансформация университетской модели.

9. Классика в академической социологии: М. Вебер и Э. Дюркгейм.

10. Г. Зиммель как социальный теоретик и методолог.

11. Модерн как эпоха и модернизм как стиль социального познания.

12. Французский интеллектуал и производство знания во Франции (XIX—XX вв.).

13. Немецкий мандарин и производство знания в Германии (XIX—ХХ вв.).

14. Русская интеллигенция и специфика развития гуманитарных наук в России.

15. Веймарская республика и нэповская Россия: «место встречи» ключевых гуманитарных доктрин ХХ вв.

16. Специфика национальных школ и течений в гуманитарных науках.

17. Психоанализ как познавательная стратегия в гуманитарном знании.

18. Карло Гинзбург и его видение истоков современных наук о человеке.

19. Карл Манхейм как философ культуры и социолог знания.

20. Михаил Бахтин: в поисках новой методологии гуманитарного знания.

21.Пьер Бурдье и современная французская социальная теория.

22. Современные институты знания: ситуация начала XXI века.

23. Постмодернизм – диагноз эпохи или аналитическая категория?

9.2 Примерный список тем рефератов

1. История гуманитарных наук глазами гуманитария: парадоксы самоописания.

2. Социологический подход к истории гуманитарного знания.

3. Антропология научного знания: специфика гуманитарных дисциплин.

4. Презентизм и антикваризм: два подхода к описанию истории гуманитарных наук.

5. Взаимосвязи и противоречия наук о природе и наук о человеке.

6. Гуманитарные науки vs социальные дисциплины: история взаимодействий.

7. Наследие античности в развитии гуманитарных идей XIX – XX вв.

8. Наследие Средневековья в развитии гуманитарных идей XIX – XX вв.

9. Наследие Просвещения в развитии гуманитарных идей XIX – XX вв.

10. Наследие позитивизма в развитии гуманитарных идей XIX – XX вв.

11. Наследие романтизма в развитии гуманитарных идей XIX – XX вв.

12. Наследие Ренессанса в развитии гуманитарных идей XIX – XX вв.

13. Становление наук о человек по М. Фуко («Слова и вещи»).

14. Общество как объект научного описания.

15. Критерии объективности в науках о человеке.

16. Философия жизни, герменевтика и историзм В. Дильтея.

17. Структурализм – эстетическая доктрина, философское учение или методология гуманитарного знания?

18. Русская теория, французская теория и национальные стили в гуманитарном знании.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка по дисциплине (зачет) является взвешенной суммой оценки за зачет (40%) и накопленной  (60%). Накопленная оценка является взвешенной суммой текущего контроля, измеряется от 0 до 10. Оценка за экзамен/зачет измеряется от 0 до 10.

Текущая оценка выставляется по следующей формуле:

Отекущая = k1Ореф+ k2Оаудиторная

k1 = 0,6

k2 = 0,4

Результирующая оценка выставляется по следующей формуле:

Оитоговая = k1Oзачет + k2Oтекущая

k1 = 0,6

k2 = 0,4

При округлении оценки до целого числа в большую сторону округляется цифра, начиная с набранных 0,6  </span>(5,6 = 6;  </span>5,5=5). В случае болезни студента и пропуска им форм текущего контроля,  промежуточные формы аттестации могут быть им  пересданы (по предъявлении соответствующих медицинских документов в учебную часть факультета). Студенту может быть выставлен автомат (8,9,10), если накопленная оценка больше 7. (преподаватель в программе детализирует основания для автомата). Вторая пересдача (с комиссией) не учитывает накопленные баллы.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Новаторский характер курса предполагает отсутствие базового учебника по такой новой отрасли знания, как история гуманитарных наук – отчасти это отражает и сохраняющееся отставание переводной работы в области синтетических пособий и руководств по обществознанию, а также дефицит самостоятельных итоговых исследований в современной отечественной науке.

11.2 Основная литература

1. Шартье Р. Интеллектуальная история и история ментальностей: двойная переоценка? // НЛО 2004. № 66.

2. Пестр Д. Социальная и культурологическая история науки: новые определения, новые объекты, новые практики // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 4.

3. Смит Р. Разнообразие историко-научных исследований в Великобритании // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 2.

4. Дарнтон Р. Философы подстригают древо знания: Эпистемологическая стратегия «Энциклопедии» // Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М. 2002.

5. Кант И. Ответ на вопрос: «Что такое Просвещение?» // Кант И. Сочинения Т. 6. М., 1966.

6. Фуко М. Что такое Просвещение? // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. /CULTURE/FUKO/nachala.txt

7. Дмитриев И.С. Маленький император большой науки // Антропология революции. Сборник статей по материалам XVI Банных чтений журнала «Новое литературное обозрение» (Москва, 27 – 29 марта 2009 года). М.: Новое литературное обозрение, 2009.С. 67 – 100. /?p=3704

8. Андреев А.Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета // Новая и новейшая история. 2003. № 3. С. 48–60

9. фон Гумбольдт В. О принципе подразделения высших научных заведений и их различных видах // Неприкосновенный запас. 2002. № 2.

10. фон Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас. 2002. № 2

11. Эспань М. Межкультурная история филологии // НЛО. 2006. № 82. (раздел: «История филологических практик»).

12. Графтон Э. От полигистора к филологу. (как преобразилась немецкая наука об античности в 1780 - 1850-е годы) // Там же.

13. Тернер Р.С. Историзм, критический метод и прусская профессура с 1740 по 1840 год / Пер. Т. Доброницкой // НЛО. № 82. С. 32–58.

14. Резвых П. Фантом «немецкой классики» // Классика и классики в социальном и гуманитарном знании М., 2009. С. 419–436

15. Куш М. Победителю достается все: Философия жизни и триумф феноменологии

// Логос. № 3/4 2004 (43)

16. Шнайдер У.И. Преподавание философии в немецких университетах в XIX веке // Логос. 2002. № 5-6. /logos/number/43/03.pdf

17. Вебер М. Наука как призвание // Вебер М. Избранное. М., 1990.

18. Козлов С. Крушение поезда: Транспортная метафорика Макса Вебера // Новое литературное обозрение. 2005. N 1 (71). С. 7–60.  /nlo/2005/71/kozl1.html

19. Hennis W. The pitiless ‘sobriety of judgement’: Max Weber between Carl Menger and Gustav von Schmoller - the academic politics of value freedom // History of the Human Sciences. 1991. Vol 4. No. 1. P. 27–59.

20. Февр Л. Как Жюль Мишле открыл Возрождение // Февр Л. Бои за историю. М. 1991. С. 377–387.

21. Лаппо-Данилевский А.С. Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма. М., 1902.

22. Шарль К. Интеллектуальная власть Тэна // Шарль К. Интеллектуалы во Франции: Вторая половина XIX века. М., 2005

23. Фабиани Ж.-Л. Философы республики // Логос. № 3/4. 2004 (43). С. 127–168.

24. Козлов С.Л. Сообщество выскочек // НЛО. 2009. № 100.

25. Козлов С. Л. Историческая наука и "порядочные люди": материалы для комментария к "Апологии истории" // Одиссей. 2008. С. 302–336

26. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. Кн. 1. 1911.

27. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1995.

28. Смит Р. История психологии. М. 2002.

29. Бен-Дэвид Дж., Коллинз Р. Социальные факторы при возникновении новой науки: случай психологии // Логос. № 5–6. 2002.

30. Копосов Н. Как думают историки. М., 2002.

31. Корш К. Марксизм и философия. М., 1924.

32. Pels D. The proletarian as stranger // History of the Human Sciences February 1998. Vol. 11. P. 49–72.

33. Вересов Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания. (Заметки читателя) // НЛО. 2007. № 85.

34. Дмитриев А. «Академический марксизм» 1920–1930-х годов: западный контекст и советские обстоятельства // НЛО. 2007. № 88.

35. Эйхенбаум Б. Теория формального метода // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.

36. Тиханов Г. «Почему современная теория литературы возникла в Центральной и Восточной Европе» // НЛО. № 53. 2002. /browse/doc/4152804

37. Гинзбург Л. Поколение на повороте // Гинзбург Л. Я. Человек за письменным столом. Л., 1989.

38. Дмитриев А. Образцовая русская теория // Национальные школы в науке: опыт Польши и России / Под ред. И.М. Савельевой и Е. Аксера. М., 2009.

39. Гинзбург К. Уликовая парадигма // Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы. М., 2004.

40. Гинзбург К. От Варбурга к Гомбриху // Там же.

41. Гинзбург К. Остранение: предыстория одного литературного приема // НЛО. 2006. № 80.

42. Гаспаров М.Л. Якобсон, славистика и евразийство: две конъюнктуры, 1929 – 1953 // НЛО. 23. 1997. /nlo/1997/23/gasparov.html

43. Гаспаров Б.М. “В поисках "другого" (французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-хгодов // НЛО. № 15. 1995.

44. Гаспаров М.Л. Лотман и марксизм // НЛО. 1996. № 19. С. 7–13

45. Вайнград М. Коллеж социологии и Институт социальных исследований: Беньямин и Батай // НЛО. 2004. № 68.

46. Эксле О.Г. Немцы не в ладу с современностью. «Император Фридрих II» Эрнста Канторовича в политической полемике времен Веймарской республики // Одиссей. Человек в истории. 1996. М.: Соdа, 1996. С. 213–235

47. Занер X. «Тезисы к вопросу об обновлении высшей школы» (1933) Ясперса в критическом сравнении с ректорской речью Хайдеггера // Историко-философский ежегодник '94 / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М.: Наука, 1995. С. 327–341.

48. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 213–255.

49. Плотников Н. С. Жизнь и история: Философская программа Вильгельма Дильтея. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.

50. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

51. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов: Академическое сообщество в Германии, 1890–1933. М., 2008

52. Махлин В.Л. “Из революции выходящий”: Программа // Бахтинский сборник-III. М., «Лабиринт», 1997. С. 198–248

53. Брагинская Н. Славянское возрождение античности // Русская теория: 1920–1930-е годы. Материалы 10-х Лотмановских чтений / Сост. и отв. ред. С.Н.Зенкин. М.: РГГУ, 2004.

54. Гаспаров М.Л. История литературы как творчество и исследование: Случай Бахтина / Доклад на Международной научной конференции «Русская литература XX–XXI веков: проблемы теории и методологии изучения (10–11 ноября 2004, Москва, МГУ) /article.html?id=54924

55. Brandist C. Two Routes 'To Concreteness' in the Work of the Bakhtin Circle // Journal of the History of Ideas. Vol. 63. 2002. P. 521–37.

56. Бурдьё П., Шартье Р. Люди с историями, люди без историй // НЛО. 2003. № 60.

57. Гронас М. Диссенсус: Война за канон в американской академии 80-х – 90-х годов // НЛО. 2001. № 51.

58. Wagner P. A History and Theory of the Social Sciences. Not All That Is Solid Melts Into Air. London: Sage, 2001.

59. Земон Дэвис Н. «Анналы», Марк Блок и Люсьен Февр во время немецкой оккупации // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”. М, 1993. С. 166–179.

60. Бикбов А.Т. Институты слабой дисциплины // НЛО. 2006. № 77.

61. Кюссе Франсуа. Теория-норма: продолжительность влияния // Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. М., 2005. С. 103–125.

62. Гумбрехт Х.У. От эдиповой герменевтики к философии присутствия // НЛО. № 75. 2005.

63. Компаньон А. Демон Теории. М., 2001.

64. Ямпольский М.Б. Личные заметки о научной интституции // НЛО. 2001. № 50.

65. Живов В.М. Российское общество и его научные институции.
(Диалогические замечания к статье Михаила Ямпольского) // НЛО. 2001. № 51.

66. Александров Д. Места знания: институциональные перемены в российском производстве гуманитарных наук // НЛО. 2006. № 77. /nlo/2006/77/alek21.html

11.3. Дополнительная литература

1. Арендт Х. Люди в темные времена. М., 2003.

2. Шмитт К. Понятие политического // Социс. 1992. № 1.

3. Блюменберг Х. Из книги "Легитимность нового времени" // НЛО. № 87. 2007.

5. Зиммель Г. Избранное. Т. 1–2. М., 1996.

6. Фрисби Д. Разрушение города: Социальная теория, мегаполис и экспрессионизм // Логос. 2002. № 3(34).

7. Рамштедт О. Актуальность социологии Зиммеля // Социологический журнал. 1994. № 2.

8. Капустин Б.Г. Критика политической философии. М., Территория будущего, 2010.

9. Соколова Л. Ю. Историческая эпистемология во Франции. СПб., 1995.

10. Паперно И. Советский опыт, автобиографическое письмо и историческое сознание: Гинзбург, Герцен, Гегель // Новое литературное обозрение. 2004. N 4 (68).

11. Шестаков В. Интеллектуальная биография Эрнста Гомбриха. М.: РГГУ, 2006.

12. Гомбрих Э. Амбивалентность классической традиции: психология культуры Аби Варбурга // НЛО. 1999. № 39. С. 7–23.

13. Фуко М. Слова и вещи. М, 1996.

14. Савельева И. М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. В 2-х т. СПб.: Наука, 2003–2006.

15. Савельева И.М., Полетаев А.В. Классическое наследие. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2010

16. Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: чего не может передать значение. М., 2006.

17. Майнеке Ф. Возникновение историзма. М., 2004.

18. Наука и кризисы. Историко-сравнительные очерки / Отв. ред. Э.И. Колчинский. СПб, 2004.

19. Уитли Р. Когнитивная и социальная институционализация научных специальностей и областей исследования // Научная деятельность: Структура и институты: Сб. переводов. М., 1980. С. 218–256.

20. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

21. История понятий, история дискурса, история метафор / Сборник статей под редакцией Ханса Эриха Бёдекера. Перевод с немецкого. М.: НЛО, 2010.

Интернет-ресурсы:

http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеждмент»

/ - сайт издателсьтва ОГИ и кафедры русской литературы Тартуского университета

11.4. Справочники, энциклопедии и базовые руководства.

1. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. М.: Мысль, 2000–2001. /enc.htm

2. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / О. Хеффе, В.С. Малахов (ред.). М.: Культурная Революция, 2009.

3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.

12. Обязательным для курса «История наук о человеке в XIX – XX веках» является наличие аудитории с компьютерами, оборудованными Acrobat Reader или Adobe Reader версии 9 или новее и имеющими выход в Интернет. Для полноценного выполнения студентами практических заданий это условие необходимо.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «формы знания в исторической ретроспективе»  для направления 030600. 68 «История» подготовки магистра

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Программа дисциплины «Историческая текстология» для направления 030600. 68 «История» подготовки магистра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Курс раскрывает специфику работы историка с вербальными текстами, ее теоретических и эмпирических оснований, категориального аппарата и методологических принципов, предметного поля, когнитивных и социальных функций.
  3. Программа дисциплины «История исторического знания»  для направления 030600. 68 «История» подготовки магистра

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  4. Программа дисциплины Структура научного текста для направления 030600. 68 «История» подготовки магистра (1)

    Программа дисциплины
    1. Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600.68 «история» подготовки магистра, изучающих структуру научного текста в англо-саксонской и различных континентально-европейских традициях.
  5. Программа дисциплины Структура научного текста для направления 030600. 68 «История» подготовки магистра (2)

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Другие похожие документы..