Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ АЛЕКСЕЙ БЕСПАЛИКОВ: ЗАКОН О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ КОРРЕКТИРОВАЛСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ НАШЕ...полностью>>
'Краткий словарь'
В словаре рассмотрены специальные термины театрального, эстрадного искусства. Это слова, которыми больше других пользуются на репетициях режиссеры те...полностью>>
'Курсовая работа'
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образ...полностью>>
'Документ'
Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных о...полностью>>

Библиотека федеральной программы развития образования "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении" Учебно-методическое пособие (1)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Библиотека федеральной программы развития образования

"Организация и развитие

ученического самоуправления

в общеобразовательном учреждении"

Учебно-методическое пособие

Под общей ред. А.С. Прутченкова

Москва 2003

Введение

Прежде чем перейти к описанию теории и практики ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, авторы решили прояснить некоторые принципиальные позиции, без которых невозможно полноценное осуществление данной педагогической программы в современной школе.

В настоящее время самоуправление в общеобразовательном учреждении является одной из наиболее обсуждаемых проблем среди педагогов. В дискуссии можно выделить несколько направлений обсуждения:

  • выявление социальных групп в образовательном процессе, которые являются основными и активными участниками самоуправления;

  • установление основных сфер деятельности ученического самоуправления, в которых оно возможно и целесообразно, с педагогической точки зрения;

  • определение стиля и форм, в которых ученическое самоуправление максимально эффективно в условиях конкретного образовательного учреждения.

В настоящее время уже разработано несколько программ развития самоуправления в общеобразовательном учреждении, авторы ведут работу по их распространению в регионах России. Примерами таких новых для российской школы программ, в частности, являются:

  • "Общественно активная школа в системе общественно-ориентированного образования" (Центр "Сотрудничество" г. Красноярск, при поддержке Educated Choices Heighten Opportu­nities, Inc.);

  • "Мотивационное управление образовательным учреждением" (автор И. К. Шалаев, Алтайский край, во взаимодействии с Международной ассоциацией содействия школьным советам);

  • "Педагогическая община учителей и родителей" Вальдорфской школы и многие другие.

Эти программы используют несколько отличные от сложившихся в сознании многих поколений педагогов и обучающихся в советской и российской школе подходы к самоуправлению в общеобразовательном учреждении. То ученическое самоуправление (с 90-х годов XX века к нему стали применять термин "соуправление"), которое было предметом педагогического поиска на протяжении многих десятилетий и имело свои взлеты и провалы, данными программами вводится в активной, а часто и в игровой форме, но реальное управление школой по-прежнему возлагается на педагогический коллектив и актив родителей.

Такая позиция вполне объяснима в условиях недостаточного государственного финансирования и материально-технического обеспечения работы общеобразовательных учреждений. Самоуправление теперь все больше и больше рассматривается как субъект сложных финансово-экономических отношений, когда, в первую очередь, сталкиваются интересы двух социальных групп: профессиональные интересы педагогов и интересы родителей в области образования своих детей. Каждая из данных социальных групп заинтересована в достижении собственных целей.

Общеобразовательные учреждения заинтересованы в предложении своей оригинальной образовательной программы, которая привлекла бы родителей, а соответственно и финансовые средства, включая дополнительную помощь со стороны родителей.

Родители, находясь в состоянии выбора среди многообразия предлагаемых учебных программ, стремятся устроить ребенка в то общеобразовательное учреждение, которое, как им кажется, создаст их детям комфортные условия обучения и предоставит наилучшие возможности для получения качественного образования. При нахождении общих интересов стороны объединяют свои усилия.

При таким образом складывающихся отношениях между системой образования и родителями дети теряют свою субъектность в качестве полноправной социальной группы, которая в не меньшей степени, чем две другие группы заинтересована в активном участии в процессах, происходящих в том образовательном учреждении, где они обучаются, в том числе, и в развитии ученического самоуправления, наделении его органов реальными полномочиями в сфере влияния на управление школой.

В перечисленных же выше программах развитие ученического самоуправления и внимание к субъект-субъектным отношения в паре "Учитель – обучающийся", о которых так много говорится в педагогической среде, предлагаются лишь как воспитательные методики, которые должны привлечь родителей. Вполне возможно, что общеобразовательное учреждение, работающее по такой программе, может не обращать внимания на то, как складываются отношения в парах, таких как "Педагогический коллектив – коллектив обучающихся" и "Родитель – ребенок (обучающийся)".

Авторский коллектив данного пособия предлагает свое понимание и оригинальную схему взаимодействий всех субъектов образовательного процесса в ходе организации и развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении.

Активные участники образовательного процесса

Начнем с рассмотрения специфики основных социальных групп, участвующих в самоуправлении образовательного учреждения. В настоящее время в самом процессе взаимоотношений, которые складываются в образовательном учреждении, участвуют три больших социально-профессиональных группы:

  • обучающиеся – дети, подростки и молодые люди в возрасте от 5-6 до 17-18 лет, занимающиеся в школе и других типах общеобразовательных учреждениях;

  • педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

  • родители обучающихся.

Само по себе наличие этих групп ни коим образом не определяет того, что они автоматически становятся участниками самоуправления, и что самоуправление как педагогический феномен присутствует в данном общеобразовательном учреждении.

Современные программы (о некоторых из них говорилось выше) выделяют две активные группы участников образовательного процесса: педагогический коллектив и родители. Большинство же изысканий советского периода, начиная с 30-х годов XX века, в области участия в образовательном процессе различных социальных групп рассматривали взаимоотношения исключительно в паре "Педагог – детский коллектив". Можно утверждать, что при этом, как правило, не говорилось о педагогическом коллективе в целом (исключение А.С. Макаренко и Ф.Ф. Брюховецкий), а родители только упоминались. Зато, была введена новая группа, задействованная в образовательном процессе – "шефы". В эту группу можно отнести и такой совещательный орган в советской школе, каковым являлся "Родительский совет". В настоящее время "шефы" ушли из школы, и их возможности, к сожалению, практически не используются.

Авторский коллектив предлагает вновь заинтересовать "шефов" новыми формами взаимодействия с общеобразовательными учреждениями и привлечь их к активной работе по формированию самоуправления в них. Что понимается нами сейчас под термином "шефы"? Это все те учреждения, фирмы, организации, которые расположены рядом с общеобразовательным учреждением и которые могут оказать ему на добровольных началах существенную помощь в развитии школьного самоуправления. Прежде всего, "шефами" могут стать градообразующие предприятия, сотрудники которых (включая и руководящий состав) являются родителями детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Также это те организации, которые выполняют схожие функции с теми, что есть у структур, например, игрового государства, создаваемого в рамках реализации модели ученического самоуправления в данной школе: местные участковые Избирательные комиссии, местные управления ГО и ЧС, управления по защите прав потребителей, пожарные части, органы местной исполнительной власти, юридические консультации и адвокатские конторы, , клубы юных туристов, средние и высшие учебные заведения, различные местные учреждения федерального подчинения и т.д.

Предлагаемые в данном пособии модели самоуправления позволяют через проведение комплекса социально-педагогических мероприятий реально включить в образовательный процесс все перечисленные четыре группы. При этом каждой группе в образовательном процессе через самоуправление отводится своя собственная роль, непосредственно связанная с ее специфическими интересами и устремлениями.

К таким специфическим интересам относятся:

Группа

Интересы и устремления

Обучающиеся

  • стать образованным человеком,

  • получить знания для своего будущего профессионального и карьерного роста,

  • иметь постоянное интересное и содержательное общение со сверстниками и более старшими поколениями,

  • реально развивать коммуникативные способности,

  • иметь возможность на практике отстаивать свои права,

  • коллективно воздействовать на образовательный процесс,

  • стать значимой для других личностью и т.д.

Педагогический

коллектив

  • создание среды, обеспечивающей комфортные условия труда,

  • обеспечение эффективного обучения детей и молодежи,

  • создание условий для самореализации членов педагогического коллектива и т.д.

  • увеличение возможностей для преодоления отрицательных общественных тенденций, защиты детей от негативного влияния среды,

  • создание общественного органа, реально влияющего на педагогический процесс и защищающего интересы педагогов,

  • получение дополнительных возможностей для общения с родителями, учащимися и коллегами в неформальной обстановке и т.д.

Родители

  • дать детям качественное образование,

  • обеспечить детям комфортные условия обучения,

  • иметь возможность влиять на образовательный процесс,

  • постигать педагогику воспитания,

  • иметь возможность воздействовать на окружающее общество в целях изменения отношения к воспитанию и развитию детей,

  • оградить детей от негативных воздействий среды и т.д.

Шефы

  • иметь возможность проявить социальную позицию по отношению к подрастающему поколению,

  • познакомить школьный коллектив со своим предприятием,

  • выявить перспективных старшеклассников для направления их на обучение по профилю предприятия,

  • создать благоприятный социальный климат на предприятии, проявляя реальный интерес к нуждам своих работников, чьи дети уже обучаются или пойдут обучаться в данное общеобразовательное учреждение.

Как видно, среди перечисленного многообразия интересов, есть те, которые объективно объединяют данные социальные группы. В первую очередь, это интерес к молодым людям, к их настоящему и будущему. Данный интерес является исторически сложившимся на протяжении всего существования человечества. Он проявляется практически у всех социальных групп любого общества любой исторической эпохи. Россия не является и не должна быть исключением.

Сложившиеся во многих обществах педагогические системы всегда были ориентированы на непосредственное воздействие с "воспитательными" целями на молодежь со стороны старших возрастных групп. Возможно, это было оправдано в условиях цивилизаций, не имеющих того уровня технического и информационного развития, какой имеет сегодня человечество. Принципиальным отличием современного мира является крайне высокая степень мобильности и изменяемости знаний и потоков информации. Не секрет, что нынешнее молодое поколение обладает более широкими возможностями и разнообразными средствами получения знаний, которых не имели предыдущие поколения. В силу своей мобильности и активной адаптации к изменяющемуся миру молодежь способна получать такой объем и качество знаний, который до сих пор не был доступен никому.

Во всех этих глобальных процессах остается только один островок человеческого опыта, который все еще предполагает возможность использования "старых" методов "воспитания" молодежи. Речь идет о том, что молодые люди не обладают тем жизненным опытом, который есть у старших поколений, и который приходит лишь с самим ходом человеческой жизни. И эта сторона развития молодежи в последнее время все более и более становится интересна педагогике. Не зря, одной из наиболее активно развивающихся педагогических областей сегодня является социализация молодежи.

Авторский коллектив, активно разрабатывающий технологии гражданского воспитания молодежи, предлагает в полной мере учитывать при активном вовлечении в образовательный процесс его непосредственных участников и другие социальные группы фактор стремительного распространения знаний и информации, особенно в молодежной среде. В этих условиях необходимо соединить две ведущих тенденции, наблюдающиеся в разных возрастных группах.

Практика показывает, что именно молодые люди в настоящее время уже стали основными потребителями многообразной информации о нашем сложном мире и начали формировать собственную информационную среду. Лишь по прошествии нескольких десятилетий произойдет выравнивание между поколениями в уровне овладения средствами – носителями информации. Старшее поколение, имеющее опыт деятельности в разных жизненных и профессиональных ситуациях, способно систематизировать происходящие процессы, что неспособно делать молодое поколение.

Современные подходы к образовательному процессу должны быть нацелены на объединение обозначенных выше тенденций. Суть этого объединения в следующем. Молодежи подросткового и юношеского возраста предоставляется возможность в деятельности, максимально приближенной к реальной (игровое моделирование), практически реализовать возможности оперативного поиска и применения знаний и информации. В то же время, эти процессы проводятся под добровольно принимаемым молодыми людьми попечительством со стороны старших социальных групп, когда эти группы также непосредственно участвуют в тех же процессах, что и молодежь, и на равных условиях.

Сферы деятельности самоуправления в образовательном учреждении

Коллектив авторов, предлагая несколько различных моделей ученического самоуправления, предполагает, что основные сферы деятельности школьного самоуправления должны включать в себя то, что интересно и в чем могут проявить себя все участники образовательного процесса.

В первую очередь, следует подчеркнуть, что не должно быть принципиальных ограничений сфер самодеятельности, кроме специальных видов деятельности, оговоренных действующим законодательством. Например, обучающиеся не могут заниматься организацией питания, санитарного обслуживания мест общего пользования, охраной школьного помещения в ночное время и т.д. Это запрещено законом Российской Федерации и другими подзаконными и нормативными актами. Во всем остальном органы самоуправления с участием обучающихся вправе взять под свою ответственность любой участок жизни общеобразовательного учреждения и прилагать все возможные усилия для того, чтобы он функционировал более эффективно.

Во-вторых, важен принцип постепенного расширения сфер деятельности ученического самоуправления. С каждым годом в круг ответственности подростков и молодых людей можно включать все больше и больше вопросов, касающихся жизни общеобразовательного учреждения. Это дает ощущение полезности и востребованности, а также открывает реальные перспективы для участников самоуправления. Начинать следует с тех сфер, в которых данное общеобразовательное учреждение может выделить специалиста, способного поработать консультантом, советником для начинающих "депутатов", "менеджеров", "министров" и т.д. Например, если есть специалист, заинтересованный в активном включении молодежи в спортивно-прикладные или выживательные программы, проводимые по линии МЧС, то вполне возможно открытие "Школы спасателей" для обучающихся. При этом функции младших инструкторов можно передать прошедшим углубленный курс по данной теме старшеклассникам.

Точно такой же подход следует использовать и при передаче органам ученического самоуправления других сфер деятельности и жизни школы. Здесь принципиально важен осознанный педагогический подход – "сначала научи, а потом спроси". Вполне может сложиться ситуация, при которой какие-то сферы деятельности общеобразовательного учреждения в течение нескольких лет так и останутся в компетенции только администрации или педагогического совета. Не следует осуществлять эту передачу формально, ради галочки или ложно понятого демократизма. Иначе не избежать педагогических ошибок или более серьезных неприятностей, связанных с ошибками детей, не получивших необходимой предварительной подготовки.

В-третьих, необходимо последовательно и целеустремленно вести работу по включению в деятельность органов ученического самоуправления все большего числа участников образовательного процесса, в том числе младших школьников, а в системе общего самоуправления – родителей, представителей предприятий и учреждений, которые находятся в микрорайоне образовательного учреждения или так или иначе связанных с ней. Это важно с нескольких точек зрения, но, прежде всего, этот подход расширяет сферы деятельности самоуправления, так как открывает возможности для выхода за пределы образовательного учреждения, например, в детские сады, дворцы творчества молодежи и т.д. Не следует замыкаться только в стенах своего общеобразовательного учреждения. Через какое-то время это начинает сказываться на интересе к жизни школы основных участников самоуправления – детей.

Стиль и форма реализации ученического самоуправления

Если подходить к организации школьного самоуправления неформально, то есть стремиться к его действенности и высокой реальной эффективности, то следует думать не только над теми сферами, в которых оно возможно, но и о стиле, о психологическом климате, который создается в процессе реализации самоуправления. Также важно опираться на те формы, в которых оно дает максимально возможный эффект в данном коллективе в конкретных социальных условиях.

Стиль ученического самоуправления должен способствовать максимальному самораскрытию личности всех участников. Само по себе самоуправление не является гарантией психологического комфорта и радостного общения между его участниками. Над этим нужно специально работать педагогическому коллективу, как профессиональной группе участников этого процесса. Иначе ученическое самоуправление может переродиться в культ силы или "групповщину", что, естественно, приведет к формированию совершенно другого стиля взаимоотношений его участников, и как результат – определенный "педагогический брак", который создан руками организаторов самоуправления.

Что касается формы самоуправления, которую предлагает коллектив авторов, то она четко определена – это основанное на демократических принципах представительство от всех социальных групп, участвующих и заинтересованных в высоком качестве образовательного процесса в данном общеобразовательном учреждении. Можно сказать, что самоуправление строится на основе формирования структуры из двух "палат". Одна из "палат" формируется путем проведения демократических выборов Законодательного органа (школьного Парламента), а другая формируется через представительство в школьном штабе, который занимается подготовкой и реализацией той или иной модели самоуправления.

Возможные пути формирования структур самоуправления в общеобразовательном учреждении будут описаны в данном пособии. Сейчас же важно подчеркнуть следующее, чем больше разнообразие форм используемых при формировании и школьного штаба, и Законодательного органа (школьного Парламента) и т.д., тем выше вероятность того, что они дадут нужный воспитательный эффект в конкретном образовательном учреждении. Например, при формировании школьного Парламента в небольшом образовательном учреждении может быть более эффективным представительство в этот орган самоуправления, реализуемое в виде игры "Город" с соответствующими городскими структурами и органами власти и управления, которые могут быть сформированы на базе отдельных классов или параллелей. Тогда вся деятельность будет ориентироваться на развитие игровых муниципальных образований, которые занимаются непосредственно "нуждами горожан", то есть учеников данного класса.

При большой численности обучающихся в школе целесообразнее использовать игру под названием "Федерация", в которой каждый класс или параллель классов (от 5 до 8) становятся отдельной республикой. И таких республик в Федерации может быть от трех до семи. Но и в том, и в другом общеобразовательном учреждении возможен совершенно другой принцип формирования органов ученического самоуправления. К примеру, это может быть представительство от "партий", общественных или неформальных объединений, сформированных в ходе игры или уже существующих в образовательном учреждении.

Каждый из вышеперечисленных элементов схемы взаимодействий требует дальнейшего изучения, как в педагогической теории, так и в ходе экспериментальной проверки и апробации в реальной практике работы образовательных учреждений разного типа. Эту работу предстоит продолжить, но предлагаемые материалы уже прошли многолетнюю апробацию в целом ряде субъектов Российской Федерации, что и дает право авторскому коллективу предлагать их к использованию в общеобразовательных учреждениях уже сегодня.

Глава I. Теоретические основы развития ученического самоуправления

С развитием самоуправления непременно меняются отношения детей и педагогов. Сотрудничая, дети и взрослые становятся ближе друг другу, а атмосфера в школе – родной, домашней.

В этой главе излагаются теоретические основы организации и развития ученического самоуправления в рамках деятельности общеобразовательного учреждения. Прежде всего, рассматривается само понятие "самоуправление", затем дается краткий исторический экскурс развития самоуправления в школе (на примере разных стран), далее излагаются правовые основы организации и функционирования органов самоуправления и основы моделирования различных систем самоуправления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотека федеральной программы развития образования "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении" Учебно-методическое пособие (2)

    Учебно-методическое пособие
    Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: Учебно-методическое пособие/Под общей ред. Прутченкова А.С. – М.: — 250 с.
  2. Методические рекомендации по организации деятельности Центров гражданского образования образовательных учреждений Томской области

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам муниципальных органов управления образования, руководителям образовательных учреждений (директорам, заместителям директоров по воспитательной работе), а также педагогам-организаторам,
  3. Методическое пособие Москва 2003 Цветкова И. В. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. М., 2003

    Учебно-методическое пособие
    Настоящее пособие представляет собой практическое руководство по разработке программы воспитания и содержит в себе методические материалы в помощь организаторам воспитательного процесса в различных типах образовательных учреждений.
  4. Областная целевая программа развития воспитания и дополнительного образования детей на 2006-2010 гг Департамент общего образования

    Программа
    СБОРНИК документов по воспитанию федерального уровня является результатом проведенной работы по накоплению, систематизации базовых документов по воспитанию за период 1 -2005 гг.
  5. Образовательные программы подготовки управленческих кадров

    Реферат
    ВСЕХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Другие похожие документы..