Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
Федеральный закон "О техническом регулировании" и принципы технического регулирования, реализуемые странами - членами ВТО и ЕС: [Опыт Росси...полностью>>
'Методические указания'
Цель курсовой работы – получение практических навыков по экономическому обоснованию различных направлений деятельности предприятия и механизмов его фу...полностью>>
'Документ'
Частная патология – это, в принципе, заболевания. Почему это важно? Потому что мы будем идти не от диагнозов, а от систем. Диагноз поставить очень тр...полностью>>
'Реферат'
Двойственный характер данного дипломного сочинения – биографический и источниковедческий определяется позицией, которую занимает герой нашего исследо...полностью>>

Феномен ресоциализации заключенных Николаева М. Г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Феномен ресоциализации заключенных

Николаева М.Г.

преподаватель НФ СГА

Жидко С.Ю.

директор НФ СГА

Как было исследовано Как было исследовано З.А Астемировым в работе «Уголовно-исполнительное право», а также Марутой Гойло1 и др., тюрьмы существовали уже в Древнем Египте и в Китае. На каменоломнях Месопотамии обнаружены камеры и подвалы, где содержали людей. Но в Европе почти до конца средневековья тюрьму не считали местом исполнения наказаний, потому что заключение в тюрьму не предусматривалось законом. В те времена людей призывали к порядку через публичное унижение, телесные наказания или денежную компенсацию за содеянное. Но тем не менее еще около 890 года нашей эры в Англии стало использоваться слово «carcer». Так называли место содержания людей перед исполнением приговора.

1588 год – переломный в истории тюрем. Он стал годом рождения европейской пенитенциарной системы. В Амстердаме девять присяжных судей отказались вынести приговор о смертной казни (а именно эта мера наказания полагалась тогда за воровство) 16-летнему вору, и общество было вынуждено серьезно думать, что же с пареньком делать дальше. Принято считать, что из-за того воришки в Амстердаме в 1595 году открыли первую по современным понятиям тюрьму. Тогда мэр этого города Ян Шпигель лично написал программу по содержанию заключенных. Интересно, что, если сравнить ее с аналогичными документами наших дней, мы не найдем в них существенных отличий. Тюремщикам предписывалось не унижать заключенных, обращать внимание на их состояние здоровья, учить их умеренности в еде и употреблении спиртных напитков, прививать им навыки общественно-полезной деятельности... Роль первостепенной важности отводилась труду. Это свидетельствует о том, что уже в средние века тюрьма рассматривалась с точки зрения экономической выгоды.

Увы, в течение последующих двух столетий тюрьмы стали местом жестоких пыток и возмездия, - именно такой подход считался единственным способом искоренения зла. Только в XVII веке воплотилась в жизнь идея о том, что в тюрьме человека нужно исправлять и перевоспитывать. Но, к сожалению, в XVII и XVIII веках большинство тюрем были переданы в частные руки и их главной задачей стало получение прибыли. Неожиданно это привело к чудовищным последствиям для заключенных. Одновременно в обществе усилились протесты против смертной казни, пыток и нечеловеческого обращения с людьми. Стали звучать призывы о том, что должны быть изменены не только условия содержания заключенных, но и сами наказания. Лишь в 30-х годах прошлого столетия появилась идея принятия общих, фундаментальных правил по обращению с заключенными, которые могли бы быть применены во всем мире. Такие соображения высказала Международная комиссия по наказаниям и тюрьмам (International Penal and Penitentiary Commission). Эта идея нашла поддержку, появились, хоть и в минимальном объеме, стандарты по обращению с заключенными.

Сегодня проблемы, связанные с исполнением наказаний, приобретают все большие актуальность и значение. Решение этих проблем для духовного здоровья человечества не менее важно, чем борьба с бедностью, безработицей, социальной изоляцией и расслоением общества. Почему? Чтобы это понять, нужно вновь заглянуть в прошлое. Наказание - одно из древнейших явлений социальной жизни. Как и сегодня, общество всегда стояло перед выбором. С одной стороны, все хотят быть уверены, что в тюрьме сидят только виновные и что общество делает все, чтобы потом этот человек не представлял опасности. То есть люди хотят, чтобы тюрьма служила возврату отбывающего наказание преступника к нормальной жизни. С другой стороны, каждый член общества желает, чтобы личностей, которые признаны неисправимыми, изолировали и они никому не угрожали. Люди хотят, чтобы преступление и наказание было частью единого целого. Исторически сложилось представление о том, что наказание должно быть неизбежным последствием преступления. Эту аксиому «опрокинули» наши дни, когда виновные в преступлениях в тюрьмах не сидят. Там содержат кого угодно, - лишь бы заполнить место, приготовленное для преступника. С появлением тюрем появилась и легализованная смертная казнь. Изучая историю пенитенциарной системы, легко заметить, что жажда мести очень часто нарушала господствующий тогда принцип: «Око за око, зуб за зуб». Наказания были неадекватно жестоки и несправедливы по сравнению с содеянным. Даже Ветхий Завет, который признавал смертную казнь, призывал не наказывать человека более жестоко, чем было содеянное им. Но, несмотря на это, наказания были откровенно кровожадными.

В конце XVIII века стали появляться книги, в которых делались попытки осмысления этого противоречия. Как известно, интеллигент – это тот человек, который думает о том, что его совершенно не касается. Такие люди были всегда, и не раз гуманисты высших сословий пытались реорганизовать тюрьму. В 1764 году маркиз де Бекариа написал книгу Dei Delitti et della pene о преступлениях и наказаниях. Книга была настолько хороша, что прогрессивные идеи маркиза вдохновили создателей американской конституции, - многие свои идеи они черпали именно оттуда. Несомненно, что еще более актуальны идеи маркиза де Бекариа сегодня. Знакомясь с ними, диву даешься, насколько мудрые и гуманные идеи человечеству так и не удалось воплотить в жизнь до сих пор! Даже для меня это было неожиданностью. В Dei Delitti et della pene говорится, что криминальное право ограничивает право личности. Значит, цели закона тоже должны быть ограничены, чтобы закон мог служить интересам общества. Маркиз де Бекариа справедливо указывет, что ведущим фактором должна быть презумпция невиновности. Право подозреваемой, обвиняемой, подсудной или осужденной личности должно быть защищено на всех стадиях криминального судопроизводства. Еще одна до сих пор так и не осознанная человечеством до конца идея маркиза: наказание является расплатой за преступление и, значит, должно быть соизмеримо содеянному, а степень наказания необходимо ограничивать. Наказание должно предотвращать преступление и служить в назидание другим, оно должно быть неизбежным и быстрым. Маркиз де Бекариа считал, что наказание нельзя превращать в шоу. И что оно не может быть напрямую связано с исправлением, - насильственное исправление не имеет смысла. Наказание должно основываться на объективных критериях и оно не может варьироваться в зависимости от личности преступника. Именно в Dei Delitti et della pene сказано, что преступление легче, лучше и, главное, дешевле для общества предотвратить, чем вершить суд.

Англичанин Джон Ховард проработал в местах заключения более 20 лет. Он много ездил по тюрьмам Европы и в 1777 году написал книгу. В ней Ховард указывал, что главная задача тюрьмы – приспособить человека к жизни в обществе. Основываясь на этих соображениях, через два года был принят Пенитенциарный акт, идеи которого очень актуальны и поныне. Этим актом выделялись три главных компонента любого наказания: бытовые навыки человека, условия содержания и персонал тюрьмы. Если в тюрьме не работают порядочные и честные люди, зло неизбежно. Ховард понимал, как важно регулировать и лелеять желание человека самому исправить свою жизнь. Он осознавал, что это свойственно любому человеку, а преступнику это желание свойственно, быть может, даже вдвойне. Ховард писал, что желание исправиться появляется тогда, когда человек видит выход из своего плачевного состояния. Кто возьмется оспаривать утверждение, что важнее всего сделать так, чтобы судьба каждого арестанта находилась в его собственных руках и чтобы он своими силами смог исправить собственные ошибки?! Невозможно ожидать положительного результата, если исправление происходит в неестественной для человека обстановке. Во время исполнения наказания человека нужно подготавливать к жизни на свободе. Над этими проблемами размышлял и французский философ Мишель Фуко (1926-1984). Он совершенно обоснованно указывал, что в современном мире слишком фетишизирована сама цель заключения – исправлять человека. Фуко писал, что тюрьма с точки зрения интересов общества совершенно не оправданна и фактически служит лишь как символ силы государственной власти. Он указывал, что нужно наказывать не строго, а качественно.

Таким образом, тюрьма, служащая как институт изоляции, сама не должна оказаться в изоляции от общества. Она должна быть открыта обществу, негосударственным организациям и средствам массовой информации.

В связи со всем вышесказанным, на рубеже ХХ-ХХI веков особенно остро обозначилась проблема ресоциализации личности осужденных.

Ресоциализация относится к числу понятий социальных наук и широко используется в криминологии, социальной философии, социологии, психологии и в других гуманитарных науках. Оно объективно связано с понятием «социализация», что усматривается, прежде всего, из грамматического толкования данных терминов. Учет значения префикса «ре» (лат. re – повторное, возобновляемое действие), позволяет понимать ресоциализацию как «возобновление или повторность» процесса социализации.

Напомним, что социализация охватывает практически все процессы приобщения индивида к культуре: его обучение и воспитание, взаимодействие с другими людьми, освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности, приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т.д. В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе (социуме). Ресоциализация заключенного – это процесс восстановления индивида в качестве полноправного социализированного члена общества после освобождения от наказания посредством усвоения общепринятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности.

Так как ресоциализация есть повторность социализации, следовательно ресоциализация – процесс, то есть закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

Противоположный социализации процесс именуется в научной литературе десоциализацией. Данный феномен означает утрату человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, отпуск, длительная болезнь, изоляция от естественной среды и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности2. Следует отметить, что в любой культуре нарушение базовых принципов ее организации и функционирования контролируется системой наказания, репрессиями. Одной из наиболее признанных современных стратегий, направленных на исправление нарушителя, выступает изоляция его от общества. Для обозначения места вынужденной изоляции большого количества индивидов, которые в течение достаточно долгого времени отрезаны от внешнего мира и ведут совместно затворническую жизнь, известный американский социолог И.Гофман ввел понятие «тотальной институции»3. Луи Пэнто, в свою очередь, поясняет содержание данного понятия следующим образом: «Эти институции характеризуются физическим и/или моральным принуждением потому, что оно выступает как наиболее эффективное средство для искоренения привычек и ожиданий, связанных с существованием, которое велось прежде. Чтобы конечные цели институции могли быть адекватно достигнуты, и, поскольку, как представляется, никто им не подчиняется добровольно и с удовольствием, следует сначала уничтожить «прежнего человека».

Институциональная кодификация практик содержит технические параметры, вытекающие из необходимости наиболее экономно (с точки зрения денег и времени) управлять группой индивидов, зачастую многочисленных, разных, более или менее уклоняющихся, а также ритуальные параметры, вытекающие из необходимости демонстрировать превосходство институции над ее членами («затворниками», как говорит Гофман, которых институция обязана подчинять). Один из принципов функционирования весьма различающихся институций, таких как интернат, приют, тюрьма… состоит в том, чтобы сокращать «частную сферу» индивида, свойственную его «анормальному» существованию» 4.

Таким образом, ресоциализация является переходным звеном от десоциализации к социализации и представляет сбой процесс. В общественных науках ресоциализация трактуется в аспектах усвоения новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия5; восстановление утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности усвоение новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения6.

Согласно В. Франклу7 основной движущей силой в поведении личности является ее стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Жизненный смысл, теряющийся часто при отбывании уголовного наказания, можно открыть лишь для самого себя, и здесь главную роль играет собственная активность осужденного. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает неврозы, связанные апатией, депрессией, утратой интереса к жизни. Следовательно, для успешной ресоциализации восстановление утраченного смысла жизни является неотъемлемой задачей. Смыслы не даются человеку произвольно; они должны им ответственно находиться, иначе он теряет свою, автономию и либо хочет того же, что и другие, либо делает то, что другие хотят от него. Смысл – безусловное значение чего-либо, не зависящее от произвола индивидуальной мысли, отражающее объективную значимость идеи, мысли, действия, их реальное содержание.

Большинство исследователей8 личности осужденного отмечают узкоэгоистичные мотивы их поведения, слабо развитые духовные потребности, неадекватную самооценку, неспособность к сопереживанию и другое. Им (хотя и в разной степени) свойственны личностная тревожность, сверхконтроль за собой и в то же время ослабление воли, злобность, мстительность, лживость, влечение к аморальным, порочным страстям: алкоголизму, наркомании, половой распущенности. В качестве особенностей личности осужденного выделяют также: психологическая надломленность и повышенная нервозность, наличие криминального опыта и опыта тюремной жизни, знание и соблюдение тюремного закона, ограниченность жизненных планов. Существенное влияние на характер поведения и деятельности при отбывании наказания оказывает система отношений личности, и прежде всего отношение осужденного к своему преступлению и наказанию. В зависимости от этого отношения, например, В.А. Елеонский9 выделяет две категории осужденных: лица, раскаявшиеся в содеянном и вставшие на путь исправления; лица, которые считают своё осуждение несправедливым и характеризуются активно-отрицательным отношением к режиму колонии, к воспитательным мерам и администрации. Социальная среда (микросреда), окружающая осужденного в местах лишения свободы, диктует жестокие правила и нормы поведения, традиции и обычаи во всех сферах тюремной жизни, формирует соответствующие групповые мнения и настроения, слухи и тюремную моду. Задача ресоциализации изменить социальную среду осужденного в местах лишения свободы на его исправление, исходя из того, что:

-       личность осужденного – это конкретный человек с учетом его социальных качеств, отбывающий уголовное наказание, и имеющий собственный жизненный опыт;

-        личность осужденного характеризуется утратой определенных социальных функций, потерей социального статуса, перестройкой ценностных ориентаций, ограниченностью жизненных планов;

-        личность осужденного отражает условия места лишения свободы и воздействия на нее ближайшего окружения;

-       личность осужденного является объектом или субъектом процесса исправления и ресоциализации.

Сегодня в связи с принятием Концепции развития Уголовно-исправительной системы до 2020 года одним из наиболее острых вопросов, стоящих сейчас перед реформируемой ФСИН, является сокращение рецидива преступлений. Этого планируется достичь повышением уровня социальной и психологической работы с осужденными и развитием постпенитенциарной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Сегодня должен произойти отход от воспитания через коллектив в сторону индивидуальности. Во многих пенитенциарных учреждениях должна быть внедрена система «социальных лифтов». Суть системы в изменении условий отбывания наказания осужденным в зависимости от его поведения, стремления к ресоциализации и ряда иных критериев. Вставших на путь исправления будут переводить в учреждения с более мягкими условиями содержания, неотбытый срок могут заменить условным. И наоборот, злостным нарушителям требований законодательства грозит перевод на более жесткий режим. Соответствие осужденных этим критериям будет определять комиссия, состоящая из сотрудников учреждения. Также в состав таких комиссий будут входить представители органов государственной власти, различных общественных и религиозных организаций. Аттестация заключенных должна проходить в зависимости от режима содержания. По ее итогам комиссия будет ходатайствовать перед судом об изменении условий отбывания наказания осужденным в положительную, либо отрицательную сторону. Объективность решения таких комиссий обеспечит постоянный мониторинг психологического состояния осужденных. Это еще одно новшество, которое планируется ввести в учреждениях УИС. Система под названием «электронный дневник», состоящая из психологических тестов, социального анкетирования и общих характеристик, позволит глубоко изучить личность каждого осужденного, проследить изменения в его характере. С ее помощью будет осуществляться индивидуальная работа со спецконтингентом и социальная помощь после освобождения из мест лишения свободы. Особенно актуально такое стимулирование в условиях перестройки УИС России на тюремный режим содержания осужденных. Концепцией развития ФСИН предусмотрена замена исправительных колоний тюрьмами общего, строгого и особого режимов. Идея этого новшества состоит в том, что осужденный должен четко понимать, что законопослушное поведение, стремление исправиться дает ему право на смягчение режима содержания вплоть до реального сокращения срока лишения свободы. Важными критериями оценки здесь является раскаяние преступника, его ресоциализация, участие в общественной жизни. Однако, окончательное решение принимает лично судья. Как показывает практика, ходатайство комиссии и положительная, либо отрицательная характеристика не всегда влияют на итог судебного рассмотрения.

Апробирование «социальных лифтов» уже проводилось в 2010 году в исправительных учреждениях Красноярского и Приморского краев, Владимирской, Вологодской, Кемеровской, Липецкой, Саратовской областей, а также в тюрьмах Ульяновской и Челябинской областей. Однако, на наш взгляд, это новшество должно быть дополнено категорией «социальной работы» с заключенными, например, как это делается сегодня в Германии.

Социальная работа в исправительных учреждениях Германии является одной из форм социальной помощи осужденным и их ближайшему окружению (родственникам, коллегам, однокурсникам и т.д.), цель которой заключается в предоставлении психосоциальных консультаций и обслуживания. Этим стимулируются возможности осужденных по использованию имеющихся в обществе жизненных ресурсов. Профессиональная деятельность социальных работников в исправительном учреждении способствует быстрейшей социальной адаптации после освобождения. Кроме этого, деятельность дипломированных социальных работников в исправительном учреждении – это форма профессионального социального контроля, который влияет на осужденных и их социальное окружение в плане их защиты как возможных жертв. При осуществлении этой деятельности социальный работник должен выполнять требования, предъявляемые к нему международными стандартами деятельности специалистов социальной сферы.

Социальные службы являются организационной единицей исправительных учреждений, незаменимой для современной пенитенциарной системы, и имеют в своем распоряжении разнообразные знания в области организации и концептуального развития пенитенциарных учреждений.

Деятельность социального работника в исправительном учреждении осуществляется в следующих основных направлениях: мероприятия с вновь прибывшими (содействие работе персонала, распределение по камерам, составление плана отбывания срока наказания); осуществление контактов с родственниками; решение экономических и финансовых вопросов; охрана гражданских прав; профессиональное образование; решение индивидуальных проблем и преодоление кризиса; содействие улучшению условий отбывания наказаний (отпуск, бесконвойное передвижение); составление социального прогноза в случае условного освобождения.

При первичном контакте в исправительном учреждении проводится доверительная беседа, согласно которой описывается социальная ситуация клиента.

Сопровождение во время отбывания срока заключения включает в себя: возобновление и поддержание контактов с родственниками и ближайшим окружением, а также с организациями (Социальный сектор, Ведомство по делам молодежи, Организация по оказанию помощи при аресте, следственный изолятор, Ведомство по долгам); психосоциальное обслуживание при индивидуальных или групповых беседах; подготовка к освобождению (отпуск, освобождение) и сопровождение при индивидуальном или групповом выходе на свободу.

В рамках этих мероприятий может быть оказана конкретная помощь в информировании кредиторов, органов социального страхования, родственников и т.п. относительно того, как поступить с имуществом осужденного, и по ряду других вопросов, которые осужденный решил бы сам, находясь на свободе.

Помощь осужденным в ходе отбывания наказания представляет собой консультации, проводимые социальными работниками, а также участие в мероприятиях по самопомощи. Если осужденный не в состоянии осуществить свои правомочия, например, затребовать заработную плату с прежнего места работы, то к этой процедуре подключается социальный работник. Консультирование направлено в основном на правовое просвещение осужденных по вопросам погашения долгов, а также участия в мероприятиях по получению общего или профессионального образования. С осужденным кроме консультационной ведется работа в группах по анализу типичных жизненных ситуаций.

Мероприятия перед освобождением заключаются в информировании о помощи после освобождения (финансовые гражданские права, возможность получения жилой площади, поиск рабочего места) и интенсивном сопровождении осужденных, имеющих особые проблемы при освобождении.

Для подготовки осужденного к освобождению с ним проводятся беседы, консультации и даются (с учетом его особенностей и способностей) конкретные рекомендации, касающиеся в первую очередь приобретения профессии, поиска работы, жилья и средств на жизнь после освобождения. С этой целью учреждения сотрудничают с государственными и частными организациями, свободными благотворительными союзами, шефами, членами попечительских советов.

Согласно закону, обеспечение работой находится в компетенции исключительно федерального ведомства по труду, местные управления которого взаимодействуют с тюрьмами по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства осужденных. Перед освобождением каждый осужденный направляется к консультанту по труду, а затем к сотрудникам службы трудоустройства. В ходе подготовки к освобождению осужденному предоставляется все большее количество льгот. Одна из них – предоставление краткосрочных увольнений за пределы тюрьмы под надзором или без него. Далее в течение трех месяцев перед освобождением осужденный может получить недельный отпуск для решения вопросов, связанных с подготовкой к освобождению.

Если осужденному негде жить после освобождения, то он имеет право на пятидневное проживание в учреждении, исполняющем наказания, за счет средств Министерства юстиции. Закон о социальной помощи предусматривает оказание помощи осужденным в найме жилья. Осужденный получает от учреждения также деньги на проезд к месту жительства и на питание, если у него нет собственных средств. Администрация тюрьмы заблаговременно информирует соответствующие инстанции о нуждах конкретного осужденного.

Общество по защите интересов социальных работников пенитенциарных учреждений выполняет профессиональные задачи защиты и содействия профессиональным группам.

Каждая федеральная земля Германии имеет разветвленную сеть социальных учреждений, которая связана с другими социальными службами, в том числе с консультационными пунктами по оказанию помощи людям, попавшим в зависимость от наркотиков, учреждениями общего и профессионального образования, организациями по оказанию помощи условно осужденным, социальными службами уголовно-исполнительных учреждений и пр. По структуре органы и организации социальной помощи можно подразделить на государственные (общественно-правовые носители социальной помощи) и негосударственные (свободные носители социальной помощи).

Государственные организации финансируются социальными службами, находящимися в ведении Министерства юстиции, из бюджета земли, а бюджет свободных носителей социальной помощи складывается из благотворительных взносов, доходов от продажи билетов лотереи, собственных и иных средств. Свободными носителями социальной помощи являются, как правило, благотворительные организации, к которым относятся:

·        Благотворительная организация по труду, созданная социал-демократами;

·        Германское отделение Международного союза Каритас, образованное в 1897 г. и связанное с римской католической церковью;

·        Германский паритетный благотворительный союз, созданный в 1924 г. и официально не связанный с какими-либо политическими или конфессиональными организациями;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Прикладная юридическая психология

    Документ
    Столяренко Алексей Михайловичдоктор психологических наук, профессор, полковник вн. сл., один из самых известных российских специалистов в области юридической психологии.
  2. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  3. Программы вступительных испытаний в российский государственный социальный университет

    Решение
    Программы вступительных испытаний в Российский государственный социальный университет (далее – «РГСУ») разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
  4. Прикладная Юридическая Психология Часть I. закон

    Закон
    Общественный прогресси наука. Важнейшей тенденцией движения человеческой цивилизациейв будущее выступает создание обществ, основанных на законе. Все гуманистическиеидеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи
  5. Степашиным Виталием Михайловичем, доцентом кафедры уголовного права и криминологии, кандидатом юридических наук программа

    Программа
    Программа дисциплины «Уголовно-исполнительное право Российской Федерации» разработана Степашиным Виталием Михайловичем, доцентом кафедры уголовного права и криминологии, кандидатом юридических наук.

Другие похожие документы..